Проблемы речевого развития детей в современном мире.


Проблемы речевого развития детей в современном мире.

Автор: Рузанова Светлана Михайловна МБДОУ ЦРР Д/С № 36 Альметьевск РТ

Проблемы речевого развития детей дошкольного возраста в современном мире.

В последнее время идёт активное реформирование системы дошкольного воспитания. Издаётся очень много новых программ, направленных на воспитание и образование детей. Но вместе с тем очень мало времени уделяется речевому воспитанию. Во многих учреждениях стали закрываться логопедические группы, но, тем не менее, согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %). Воспитание правильной и чистой речи у ребёнка – одна из важных задач в общей системе работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, правильно построить предложение и т. д., одна из насущих проблем, стоящих перед современным миром. Ведь именно правильная речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залогом успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие её недоразвитием, являются потенциальными дисграфиками и дислексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Если вовремя не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов у детей дошкольного возраста возникнут трудности общения с окружающими, а в дальнейшем определённые изменения личности на пути развития «ребёнок – подросток — взрослый», когда закомплексованность человека будет мешать, ему, учиться, и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности. Системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушениями речи большое внимание уделяли: Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и многие другие.

Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие — необходимое условие формирования личности. Благодаря речи ребёнок познаёт мир, накапливает знания, овладевает нормами поведения. Чистая правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои чувства словами [25, — с13]. Е.И.Тихеева считала, что речь – основа умственного развития и сокровищница всех знаний. Забота о содержании речи должна идти рука об руку, с заботой, о построении речи [41, -с 7].

Взрослый должен создать специальные условия для развития понимания речи, активизации речевого аппарата, приучать ребёнка пользоваться словами, вызывать потребность говорить, причём говорить правильно и чётко; к тому же речь взрослого является объектом для подражания, а потому он должен следить за тем, как говорит. [13, с5]

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звукобуквенного анализа и синтеза. Процесс овладения звуковым составом слова тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух [48, с 9].

Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в речевой деятельности. Недоразвитие фонетической стороны у детей является наиболее сложным в преодолении речевого нарушения, в том числе и дефектного звукопроизношения, год от года никак не уменьшается, а только возрастает [49, с 7].

Установлено, что для усвоения звуковой стороны языка необходимо не только наличие у детей сохранного слуха и достаточно подготовленного артикуляционного аппарата, но и умение хорошо слушать, слышать и различать правильное и неправильное произношение звуков в чужой и собственной речи, а также контролировать собственное произношение. В процессе восприятия чужой речи ребёнок должен осмысливать содержание того, что ему говорят. Произнося слова сам, ребёнок не только говорит, но и слушает. Дети с хорошо развитой речью в процессе общения не фиксируют внимания на том, какие звуки, в какой последовательности они произносят [17, с12].

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально – интеллектуальной сферы, а так же могут привести школьников к неуспеваемости по многим дисциплинам [4, с3].

Воспитание «чистой» речи у детей с речевыми нарушениями – задача общественной значимости, и серьёзность её должны осознавать все: учителя-логопеды, родители, воспитатели [40, с151].

Нарушение речи остаётся одной из самых распространённых форм патологии у детей дошкольного возраста. Только правильная речь позволяет ребёнку успешно обучаться в школе. Организация специализированной помощи детям с нарушениями речи, одна из важных задач современной логопедии, так как число детей с данным видом дефекта неуклонно растёт с каждым годом. Задача логопеда — обучить ребёнка правильно и чисто говорить, помочь овладеть речью, правильно ей пользоваться. Полноценная речь ребёнка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения ещё в дошкольном возрасте, до того как они превратятся в стойкий сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное она наиболее гибка и податлива. Ведь умение пользоваться речью – серьёзная наука и немалое искусство.

Список литературы

1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей. — М. Просвещение, 1979.- 208с.

2. Герасимова А.С. Популярная логопедия. Занятия с дошкольниками. — М. Айрис-пресс, 2009. — 224с.

3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М. Просвещение, 1985. — 110с.

4. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребёнка в семье. — М. Мозаика-Синтез, 2006. — 112с.

5. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребёнок. — М. Просвещение 1988. – 159с.

6. Степанова О.А. Дошкольная логопедическая служба. — М. Творческий центр Сфера, 2008. — 124с.

7. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. — М. Просвещение, 1972. – 173с.

8. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа «Коррекция нарушений речи». — М. Просвещение, 2010. – 272с.

9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. — М. Гном –Пресс, 1999. – 78с.
comments powered by HyperComments

Самые трудные буквы

Тяжелее всего на произношение ребенку даются шипящие звуки (Ж, Ч, Ш, Щ), а также звонкие и глухие буквы З, Г, К, Л, С и Ц. Но самой проблемной чаще всего оказывается буква Р. Причем произношение мягкой Р (ре, ри, рю) и твердой – могут не быть проблемой одновременно. О букве Р вы можете прочитать тут, но что делать с остальными труднопроизносимыми буквами?

Шипящим ребенка научить не сложно. Самые проблемные в этом звучании Ж и Ш. И если буква Ш достаточно мягкая, и ее произношение не так сильно режет слух, то с Ж немного сложнее. Проблема «шипящих» появляется от того, что крохе не удается максимально расслабить язычок и растянуть его. В такой ситуации, края языка должны касаться верхних боковых зубов, но у малыша не получается это сделать.

Решаем проблему с шипящими!

Когда у малыша проблемы с шипящими, то ему необходимо расслабить язычок. Для этого подойдут такие упражнения:

  • Расслабляем. Попросите малыша положить язык на нижние зубы, будто бы это блинчик, в это же время пусть постучит по языку верхними, говоря при этом «та-та-та». Пусть язычок отдохнет немножко в этом же положении, а потом пошлепает по нему же верхней губой и говорит «па-па-па».
  • Поднимаем кончик язычка. Подготовьте конфету или жевательную резинку, она будет выполнять роль мотивации. Малышу нужно приоткрыть рот на 2-3 см., после чего снова положить язычок, только в этот раз на нижнюю губу, кончик языка должен быть высунут. Положите на этот самый кончик кусочек сладости, пусть ребенок прилепит ее к небу, так, чтобы конфетка находилась за верхними зубками. Но условие такое, что ребенок должен использовать только язык, а не всю челюсть.
  • Выдуть воздух, используя серединку языка. Положите маленький кусочек ваты на стол. Попросите ребенка улыбнуться, и расположить язычок так же, как и в прошлом упражнении. Затем ребенку нужно постараться сдуть ватку до другого конца столика, при этом запрещено надувать щеки. Попросите в этот момент его произнести букву Ф.
  • Практика буквы Ш. Пусть ребенок произнесет простой слог СА. Попросите его, чтобы язык он держал в этот момент за зубами, затем не прерывая повтора слога пусть продвинет язык глубже, но медленно. Чем дальше продвигается язычок, тем больше звук С превращается в Ш.
  • Практика буквы Ж. Вам нужно провести то же упражнение, что и предыдущее, но вместо слога СА – используйте ЗА.
  • После подобных упражнений начинайте давать ребенку стишки, скороговорки с этими буквами. Повторяйте их по несколько раз.
  • Практика буквы Ч. Когда у ребенка повышен тонус языка, то с упражнениями на эту букву могут возникнуть трудности, так как звук Ч сам по себе сложный. Он состоит из Ть и Щ. Пусть ребенок ударить звуком ТЬ во рту, а затем расслабит язычок и пропустит через щелочку Щ. Начните это упражнение с медленного темпа. А затем ускоряйте. Несколько тренировок и ребенок с легкостью произнесет эти буквы
  • Тренируйте эту букву также с помощью стишков и скороговорок.

Решаем проблему с буквами З, С, Ц

Чаще всего проблема этих букв идет в виде цепочки. Если у ребенка есть трудности с буквой С, то ему будет сложно произнести все свистящие (З, Ц, СЬ, ЗЬ). Скорее всего проблема в недоразвитом речевом аппарате, но эти проблемы также решаемы с помощью упражнений.

  • Футбол. Задача ребенка научится выпускать струю воздуха по направлению. Почему название футбол? А потому что, упражнение требует забитых голов. Приготовьте ватный шарик (скатать его легко, главное не сильно плотно). Сделайте ворота, используя кубики (можно приобрести игрушечные ворота), а затем попросите малыша, сложив губки трубочкой подуть на шарик и забить гол. Но задача усложняется тем, что нельзя надувать щеки, а струя воздуха не должна прерываться.
  • Язычковый гимн (песенка языка). Попросите ребенка расположить язык снова на нижней губе. Пошлепайте губками – «пя-пя-пя». Это песенка языка. Воздух должен выходить плавной струей и не прерываться. Затем крохе нужно открыть рот и удерживать язычок, чтобы он был мягким на нижней губе, при этом губа не должна подворачиваться, а края языка касаться уголков рта.
  • Для хорошего произношения малыша надо научить расслаблять язычок. Это и предполагает данное упражнение. Пусть ребенок улыбнется, передний край язычка положить на нижнюю губу, при этом не напрягая улыбки и слегка свешивая с губы.
  • Чистим нижние зубы. Пусть ребенок поводит языком по нижним зубкам в разные стороны.

Если для буквы С, есть своя парная буква З и тренируют их одинаково, то звук Ц (Т и С) чуть посложнее, после всех упражнений малыша важно научить отделять звуки друг от друга. Это можно сделать через звук «тсссс» который нужно ребенку произносить долго, а затем все короче и короче. В итоге получится Ц.

Сложные К и Г

Почему эти буквы иногда крайне сложно выговорить малышу? Все дело в том, что данные звуки – заднеязычные и требуют достаточно высокий подъем языка. В этой ситуации язычок ребенка скорее всего просто лениться, но стоит проверить кроху на патологии. Если же дело в лени, то помогут простые упражнения.

  • Прокатимся с горки. Сделайте шарик из ваты и покажите его ребенку. Путь он откроет рот так, чтобы сумел удержать корень языка слегка приподнятым. Кончик языка должен быть опущенным. Пусть ребенок быстро вдохнет. Все получится, если малышу удастся сдуть ватку с ладони и в это время получился звук К.
  • Вам понадобиться ложка. Но объясните ребенку для чего она нужна, так как дети не любят, когда им лезут в рот посторонними предметами. Аккуратно чайной ложечкой отодвиньте язык, надавливая на переднюю часть его спинки. При этом ребенок пусть медленно говорит «та-та-та». Сначала получится исковерканное «тя», а затем уже и «кя». Если продолжить осторожно надавливать на язык, то получится чистое «ка». Этот момент нам и нужен. Пусть дите запомнит расположение языка. Но проявите терпение это может получится не сразу.

Сложность выговаривая букв легко исправить, для этого нужна щепотка терпения и походы к специалистам. Они могут помочь и тренировать произношение детей, но все получится и у вас самих, если тренировки не будете пропускать, даже если очень хочется.

Выводы

Развитие речи – это сложный процесс, у каждого ребенка он протекает по-разному. Если малыш здоров, речевое развитие происходит само собой, когда вы общаетесь с ним и рассказываете о мире вокруг. Ваш ребенок наблюдает за вами и старается скопировать вашу речь, поэтому важно следить за правильностью собственной речи. Необходимо создать для ребенка благоприятную среду, в которой он сможет реализовывать потребности, характерные для своего возраста. Можно предложить ребенку игры на развитие мелкой моторики, а также познакомить с артикуляционной и пальчиковой гимнастикой. Если вы чувствуете, что малыш испытывает трудности и развитие его речи сильно отстает от условных границ нормы, необходимо обязательно проконсультироваться со специалистами, чтобы исключить проблемы со здоровьем и задержку речевого развития.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]