Продуктивная деятельность дошкольников — Теоретико-методологические основы организации и проведения развлечений для детей дошкольного возраста в продуктивной деятельности


Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте

Работа детей в детском саду разнообразна. Это помогает поддерживать их интерес к деятельности, реализовывать их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является строительство и ручной труд. Ручной труд ребенка является одним из компонентов его эстетической деятельности, он развивает конструктивные способности детей, творчество, воображение, изобретательство. Декоративно-прикладное искусство — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения дома (игры, труд, подарки для мамы, досуг). Работая с бумажными и картонными изделиями, ребенок приобретает дополнительные знания и практические навыки, одновременно расширяя свой кругозор. У него развивается образное представление о возможностях предметов, он учится строить и создавать, находить им неожиданное применение. Он также развивает свое творческое воображение, что важно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе. Основополагающим моментом в конструировании является аналитико-синтетическая деятельность по исследованию объектов. Это позволяет определить структуру объекта и его частей и рассмотреть логику их соединения. На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход строительства, создает план. Успешность реализации замысла во многом определяется способностью дошкольника планировать и контролировать ход работы.

Формирование — это первый, основной вид деятельности, необходимый ребенку на ранних этапах развития изобразительной деятельности. Прикасаясь к предметам, дети формируют способы исследования предметов и распознавания их форм.

При лепке ребенок познает объемную форму предмета, взаимосвязь его частей, у него формируются навыки работы обеими руками, координация движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, зрения, пространственного мышления. Трудно переоценить важность моделирования в развитии ребенка. Лепка — самое динамичное, радостное детское искусство. Даже маленьких детей привлекает возможность сформировать «настоящие» орехи и скормить их белке. Любые манипуляции с фигурными предметами, их использование в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем больше у него развиваются общие и изобразительные навыки. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи и развивает конструктивное мышление. Ведь мало изобразить человека, он должен еще и уметь стоять на ногах.

Цвет, как форма и движение, является средством выражения в моделировании. Никому из детей не придет в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кощея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для моделирования кукол они выбирают цвета, радующие глаз, и находят выразительные детали (яркий бант, декоративные элементы). Цвет является самым сильным средством выражения даже в моделировании. Если дать ребенку выбор лепить из обычной или цветной глины, он всегда предпочтет цветную глину.

Приложение позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем становится основой для графического изображения, служащего опорой для развития визуальных навыков ребенка, то есть способности представлять предмет определенной формы. В ходе выполнения коллажей также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных способностей. На уроках рисования, лепки, аппликации и конструирования дети развивают свой язык: изучают названия цветов и их оттенков, пространственные признаки и обогащают свой словарный запас. Маленьких детей учат наклеивать на бумагу готовые геометрические фигуры и картинки. Им показывают, как наносить на них клей и размещать на бумаге. Учитель привлекает детей к объяснению заданий и порядка их выполнения. Во время анализа работ, в конце урока, дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают свои суждения о работах других детей.

В процессе систематического конструирования и применения дети интенсивно развивают свои сенсорные и умственные способности. Формирование представлений о предметах требует овладения знаниями об их свойствах и качествах, форме, цвете, размере, положении в пространстве.

Дети знакомятся с техникой складывания, биговки, вырезания, склеивания бумаги. Эти сложные понятия легко усваиваются детьми при создании декоративного узора или изображении предмета по частям. При обучении продуктивной деятельности дети учатся аккуратно использовать материалы, содержать их в чистоте и порядке, использовать только необходимые материалы в определенном порядке. Все эти моменты способствуют успешной учебной деятельности на всех уроках.

Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников


Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Выполнила:

Криворотова М. И.

Воспитатель МБДОУ № 183,

Воспитание у детей любви к своему отечеству – это актуальная проблема на современном этапе.

Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм. Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.

Цель проекта:

показать эффективность патриотического воспитания через продуктивную деятельность

Объект исследования:

патриотического воспитание старших дошкольников.
Предмет исследования:
процесс использования продуктивной деятельности в патриотическом воспитании дошкольников.

Гипотеза исследования:

Продуктивная деятельность является средством патриотического воспитания старших дошкольников

Задачи исследования:

-Определить педагогические основы проблемы формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. -Обобщить и расширить знания воспитанников о символах государства времен ВОВ, орденах, медалях героев ВОВ. -Развивать творческие способности в рамках проекта. -Расширить запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. -Закрепить полученные знания в продуктивной деятельности, выполнив как коллективную, так и индивидуальную работы. -Продолжать сотрудничать с родителями. -Воспитывать уважение воспитанников к своей стране. -Разработать методическую копилку конспектов и мероприятий с детьми старшего возраста по теме.
База исследования:
МБДОУ №183 г. о. Самара, дети старшей группы

Методы исследования:
теоретические
изучение и анализ психолого-педагогической и специальной литературы; проектирование;
эмпирические
(наблюдение; изучение опыта работы; анализ; обобщение; педагогический эксперимент);

Проанализировав в теоретической части моего исследования источники литературы по проблеме патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности, я пришла к следующим выводам:

1.Под патриотическим воспитанием детей старшего дошкольного возраста мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке положительных нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, любви и уважения к малой Родине, её истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам.

2.Податливость, известная внушаемость старших дошкольников, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуются педагоги, создают благоприятные предпосылки для успешного патриотического воспитания детей. Дети старшего дошкольного возраста отличаются эмоциональностью. Чувства господствуют над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношение ребенка к окружающему. Эти особенности делают возможным воспитание у детей любви к родному краю. Вместе с тем этот процесс должен проводиться с опорой на когнитивную среду ребенка, на его воображение и память. Познавательный материал должен быть понятен детям, вызывать у них интерес.

Было выяснено, что единого подхода к определению «патриотическое воспитание» не существует.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Я выяснила, что данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

Задача ДОУ – приобщить родителей к педагогическому процессу, расширить сферу участия родителей в организациижизни дошкольника в ДОУ, создавая условия для творческой самореализации не только педагогов, детей, но и родителей.

Я убедились, что все изученные средства и методы при правильном и комплексном использовании могут способствовать формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов, убеждений, т. е. формированию всего того, что со временем становится мировоззрением личности молодого поколения страны.

Из этого следует, что базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождается тот фундамент, на котором будет расти более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Согласно цели моего исследования и поставленным задачам в настоящей главе необходимо экспериментально проверить влияние продуктивной деятельности на патриотическое воспитание старших дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ детский сад № 183 г.о. Самара. В исследовании приняли участие 25 детей старшей группы «Бабочка».

Были подобраны контрольные вопросы для воспитанников старшей группы, которые разделены на 3 блока.

Таким образом, в процессе проведения диагностики были получены следующие результаты: Дети продемонстрировали низкий уровень патриотизма – 67%, что говорит о проблеме формирования патриотического чувства через знакомство воспитанников с символами государства времен ВОВ, орденами, медалями героев ВОВ, с героями ВОВ и с историей ВОВ в соответствии с возрастом детей.

В своей работе я использую разнообразные формы и методы патриотического воспитания: целевые прогулки, экскурсии, посещение музеев, наблюдения, беседы, моделирование, игра, использование художественных произведений, рассматривание альбомов, фотографий, знакомство с народным творчеством.

Непосредственно образовательная деятельность

  • «Никто не знает, но помнят все»
  • — «Ордена и медали ВОВ»
  • — «Символы ВОВ»
  • — «Дети – герои ВОВ»
  • — «Героям- городам посвящается»
  • — «Моя улица»
  • — «Пусть не будет войны никогда!»
  • — «Не забудем их подвиг великий никогда!» -встреча с ветераном ВОВ
  • — «Победная весна»
  • — «Спасибо за мир!»
  • — «Музыкальный салон «Песни военных лет»

Наблюдение – рассматривание

  • «Советские художники о войне»
  • «Фотопленка минувших дней» (презентация — подборка слайдов о войне для детей)
  • «Дети-герои войны» (презентация — подборка слайдов о детях войны)
  • «Города — герои» (презентация — подборка слайдов о городах-героях войны)
  • «Самара военная»

Моделирование, игра, самостоятельная работа детей

  • «На поле сражения» (макеты войны)
  • Военно-спортивная игра «Зарничка»
  • Проект «Моя улица» — презентация в группе

Чтение художественной литературы

  • С. Алексеев «рассказы о ВОВ»
  • — Спортивное мероприятие

«Спортивные рекорды»

  • — Акция «Цветок ко дню Победы»
  • — Сбор материала о войне для создания проекта «Поклонимся великим тем годам»

Взаимодействие с социумом

  • — Экскурсия в СОШ № 29 в музей боевой славы
  • — Экскурсия в музейно-выставочный комплекс «Самара Космическая»
  • -Экскурсия к памятнику «Дети тыла» на площадь 21 армии
  • — Экскурсия к Вечному огню на Самарскую площадь
  • — Встреча с Областной детской библиотекой по теме

Я сравнила данные диагностики, полученные на начальном этапе практической работы и данные, полученные на контрольном этапе после использования своих методик.

Сравнительные результаты уровня готовности к формированию патриотического воспитания дошкольников исследуемой группы на начальном и контрольном этапах практической работы

Выводы:

Сегодня, для успешного формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса.

Результаты экспериментальной работы показали, что совместные игры, образовательная деятельность, развлечения, творчество, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации проекта «Продуктивная деятельность является средством патриотического воспитания старших дошкольников» способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию.

Для более эффективной работы по воспитанию патриотизма дошкольников буду придерживаться следующих педагогических условий:

  • — создание в детском саду положительных эмоций,
  • — тесное сотрудничество с членами семьи своих воспитанников,
  • — пройду курсы повышения квалификации по теме «Формирование чувства патриотизма у дошкольников».
  • Считаю, что все эти условия взаимосвязаны.
  • Главным результатом своей педагогической деятельности вижу обогащение внутренней культуры ребенка, разностороннее его развитие, реализация его творческих способностей через продуктивную деятельность.

Заключение

Важной психолого-педагогической проблемой сегодняшнего дня является патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любитьродной край, увлекаться его культурой и историей.

Практическая часть моей работы была направлена на экспериментальную проверку выдвинутых положений по использованию продуктивной деятельности в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

В практической части мной была описана методика использованиия продуктивной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников.

Я считаю, что данные педагогические условия адекватны и целесообразны.

Спасибо за внимание!

Психологические характеристики ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство — это период от момента осознания себя членом человеческого общества (примерно с 2-3 лет) до момента систематического обучения (6-7 лет). В этом процессе решающую роль играют социальные факторы формирования личности. В дошкольном детстве формируются основные индивидуально-психологические характеристики ребенка, создаются условия для формирования социально-нравственных характеристик личности.

Эта фаза детства характеризуется:

  • В крайнем случае, ребенок нуждается в помощи взрослого для удовлетворения основных жизненных потребностей;
  • максимально возможная роль семьи в удовлетворении всех основных потребностей (материальных, духовных, познавательных);
  • минимальная возможность самозащиты от вредных воздействий окружающей среды.

Обращение. К шести годам словарный запас ребенка расширяется настолько, что он может легко объяснить другому человеку все, что относится к повседневной жизни и сфере его интересов. В то время как трехлетний ребенок с нормальным развитием использует до 500 и более слов, шестилетний ребенок использует от 3 000 до 7 000 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и связок.

Сенсорное развитие. Ребенок, посещающий детский сад, не только различает цвета, формы, размеры предметов и их положение в пространстве, но и может правильно назвать предложенные цвета и формы предметов и правильно распределить предметы по размеру. Он также может изображать простые фигуры и раскрашивать их в определенный цвет. Очень важно, чтобы ребенок мог установить идентичность предметов с определенной нормой. Стандарты — это модели человечества основных разновидностей качеств и свойств объектов. Так, эталонами восприятия (сенсорными эталонами) являются: цвета спектра, белый и черный цвета, всевозможные формы, уровень звуков, временные интервалы и т.д. Они возникли в ходе истории человеческой культуры и используются людьми в качестве моделей, эталонов, с помощью которых определяется соответствие воспринимаемой реальности тому или иному стандарту из системы упорядоченных стандартов.

Если ребенок может правильно назвать цвет и форму предмета, если он может соотнести воспринимаемое качество с нормой, то можно предположить, что он может установить тождество (шар круглый), частичное сходство (яблоко круглое, но не идеально похоже на шар), несходство (шар и куб). Внимательно рассматривая, трогая или слушая, ребенок выполняет соотносительные действия, прослеживает связь воспринимаемого с эталоном.

Развитие мышления. Особенностью здоровой психики ребенка является познавательная активность. Любопытство ребенка постоянно направлено на познание окружающего мира и формирование собственной картины этого мира. Ребенок играет, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Например, он сам может понять, какие предметы будут тонуть, а какие плавать. У него много вопросов о явлениях жизни. Чем более интеллектуально активен ребенок, тем больше вопросов он задает и тем более разнообразными становятся эти вопросы.

Развитие внимания. Познавательная деятельность ребенка по исследованию окружающего мира организует его внимание к исследуемым объектам в течение довольно длительного времени, пока его интерес не ослабевает. Если шестилетний ребенок занят важной для него игрой, он может играть два или даже три часа, не отвлекаясь. Он может сосредоточиться на продуктивной деятельности (рисование, конструирование, работа, имеющая для него смысл) на такое же время. Однако такие результаты концентрации внимания — следствие интереса к тому, что делает ребенок. Он будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, когда ему приходится заниматься деятельностью, которая ему не подходит или совсем не нравится.

Развитие памяти. Дошкольный возраст — это возраст интенсивного развития памяти. Принято считать, что память является ведущим когнитивным процессом. На самом деле, ребенок дошкольного возраста осваивает язык настолько, что становится настоящим носителем родного языка. Память фиксирует и сохраняет события и информацию, значимые для ребенка. Дошкольное детство оставляет много воспоминаний на всю жизнь.

Шестилетний ребенок уже может произвольно запоминать предметы. Когда запоминание становится условием успешной игры или важно для реализации стремлений ребенка, он легко запоминает слова в определенном порядке, стихи, последовательности действий и так далее. Шестилетний ребенок уже сознательно способен использовать приемы запоминания. Он повторяет то, что нужно запомнить, пытается понять, усвоить то, что было заучено в определенном порядке. Тем не менее, непроизвольное запоминание остается более продуктивным. Здесь также все определяется интересом ребенка к тому, с чем он занимается.

Развитие воображения. Шестилетний ребенок может создать в своем воображении множество ситуаций, в которых он предстает в своих самых прекрасных проявлениях. Сформировавшись в игре, воображение переходит в другие виды деятельности. Это наиболее ярко проявляется в рисовании и в сочинении детских стишков и сказок. Здесь наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети сосредоточены на воссоздании реальной действительности, другие — на создании фантастических образов и ситуаций. Фантазия играет большую роль в жизни ребенка, чем в жизни взрослого, она проявляется гораздо чаще и допускает более частые нарушения реальности жизни. Неустанная работа воображения — это основной способ познания и освоения ребенком окружающего мира, это способ выйти за пределы узкого личного опыта.

Направления продуктивной деятельности

Под продуктивной деятельностью чаще всего рассматривают ту деятельность ребенка, в результате которой получается определенный продукт. Данный продукт создается ребенком под руководством взрослого.

Продуктивные виды деятельности — это конструкторская деятельность, рисование или изобразительная деятельность, лепка, аппликационная деятельность и некоторые другие.

Продукт, получаемый ребенком, показывает, как малыш относится к окружающему его миру, какое эмоциональное состояние у ребенка.

Также по созданным продуктам можно определить, какие когнитивные навыки и личностные качества у ребенка развиты, а над которыми еще надо поработать.

Конструирование или конструкторская деятельность очень актуальна сегодня. Она значима в процессе коррекции и развития пространственных представлений детей, помогает исправить недостатки в мелкой моторике рук у дошкольников.

В процессе организации лепки из пластилина дети также развивают мелкую моторику. За этим занятием у них формируется усидчивость, что очень важно в дальнейшем при обучении в школе. Внимание, мышление, логика — это неполный ряд качеств, которые формируются в результате изготовления ребенком предмета посредством лепки.

Сейчас очень популярно стало лепить из соленого теста. Тут раскрываются очень ценные качества дошкольников — воображение и восприятие. Дети очень любят делать поделки из такого теста, так как изделия получаются очень яркими и красивыми.

При рисовании дети получают навыки анализа, синтеза, обобщение, и другие. Рисуя, ребенок учится слушать задание, выполнять его. В процессе рисования у детей развивается тонкая координация пальцев.

Аппликация очень привлекает тем, что из разных видов фигурок можно сложить различные изделия. Если не понравится, можно быстренько переставить. И лишь потом приклеивать. В аппликации у детей дошкольного возраста формируются восприятие и представления о свойствах, качествах предметов. Дети получают незабываемые зрительные ощущения.

В чем состоит успешность развития продуктивных видов деятельности старших дошкольников

Продуктивные виды деятельности являются эффективными в развитии у дошкольников различных психических процессов. Когда ребенок рисует, он обдумывает или планирует результат изображения. Таким образом идет становление воображения. Можно сказать творческое воображение предшествует получению продукта.
В лепке и разных видов аппликации дети также представляют свои впечатления о том, что их окружает в мире, как они относятся к окружающему.

Аппликация поможет ребенку ознакомиться с различными способами обработки бумаги. Дети старшего дошкольного возраста вырезают, обрывают, сминают, скручивают, сгибают, складывают, наклеивают бумагу или отдельные ее части.

На занятиях ИЗО дошкольного заведения у детей развиваются эстетическое восприятие.

Изделия, которые создаются детьми, создают приятную атмосферу сотрудничества. Дети радуются совместному творчеству. Такие занятия воспитывают у дошкольников нравственные качества, у них осуществляется развитие трудолюбие и отзывчивость.

Когда дети занимаются конструкторской деятельностью они получают очень хорошие навыки образного мышления.

Изо-занятия, конструирование, лепка развивают у детей в старшем дошкольном возрасте различные умения и навыки, которые им позднее пригодятся в школе.

Занятия в первую очередь формируют эмоциональную сферу дошкольников.

Такие занятия всегда сопровождаются общением, поэтому здесь можно сказать о развитии речи. Создание поделки стимулирует у детей речевую активность. Дети подражают в речи взрослому, они развиваются в плане диалогической речи.

Поэтому рассматриваемые нами виды деятельности развивают коммуникативные функции речи старших дошкольников.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]