Физкультурные праздники и досуги как эффективный метод реализации двигательных потребностей детей старшего дошкольного возраста


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Физкультурные досуги в детском саду.

В ДОУ ребенок получает всестороннее развитие, под руководством воспитателей он развивается умственно, физически, нравственно. Очень большое значение имеет эмоциональная окраска приобретаемых знаний.

Известно, что эмоции играют важную роль в жизни ребенка, физиолог Н.М. Щеглов писал: «Эмоции не только составляют наиболее ценное психологическое содержание жизни ребенка, но и имеют очень важное физиологическое значение в жизнедеятельности организма». Самая первая стадия общения ребенка с миром – эмоциональная стадия. Значит положительная эмоциональная обстановка должна быть и в детском саду, этому способствуют различные формы развлечений (музыкальные, театральные, физкультурные и другие)

Особое место занимают физкультурные досуги, которые при правильном подборе входящих в них элементов могут стать эффективным средством воздействия на личность ребенка. Физкультурные досуги и праздники способствуют развитию мышления, воображения, целеустремленности, а так же формируют чувство ответственности, приучают сдерживать свои желания, проявлять решительность.

Во время физкультурных досугов ребенок получает возможность испытать приятное ощущение радости от выполненных им и другими детьми движений; радоваться своим успехам и успехам товарищей. Во время досуга дети ведут себя более непосредственно и раскованно, чем на физкультурных занятиях, что позволяет им двигаться без особого напряжения, используя двигательные умения и навыки, которыми они уже овладели, проявлять артистизм, эстетичность в движениях.

Физкультурные досуги не требуют специальной подготовки детей. Они строятся на знакомом материале, если же используются новые движения, то они не должны вызывать у детей затруднения.

Варианты физкультурных досугов.

  1. Досуг строится на хорошо знакомых играх и игровых упражнениях (проводится во всех возрастных группах).
  2. Досуг строится на упражнениях в основных видах движений и спортивных упражнениях (проводится со второго полугодия в средней группе).
  3. «Веселые старты» — строится в основном на играх-эстафетах (проводится в старшей и подготовительной группах).
  4. Досуг строится на элементах одной из спортивных игр: баскетбола, футбола, хоккея, настольного тенниса, городков. (проводится в старшей и подготовительной группах).
  5. Досуг музыкально – спортивный (проводится в старшей и подготовительной группах).

В младшем и среднем дошкольном возрасте в содержание досугов может быть введен сказочный персонаж. Так же можно использовать занимательный сюжет. Физкультурный досуг целесообразно посвящать временам года, интересным спортивным событиям, общественным праздникам.

Длительность физкультурного досуга:

Младшая группа, средняя группа — 20 минут;

Старшая группа – 25 минут;

Подготовительная группа – 30 -35 минут.

Успех проведения физкультурных досугов кроется не в специальной подготовке детей к ним, а в повседневной большой, серьезной работе с детьми по развитию движений.

Следующая >

Статья на тему «Физкультурно-досуговая деятельность в ДОУ»

Система образования в России сегодня претерпевает заметные изменения. Инновационные процессы не обошли и сферу дошкольного образования. На современном этапе развития системы дошкольного образования одним из важных вопросов является поиск новых методов и форм воспитания и образования детей дошкольного возраста. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к личности ребенка. Значимость досуга как формы работы с детьми является формирование здоровой, активной, гармонично развитой творческой личности.

Жизнь ребенка в детском саду нельзя представить без веселых досугов, развлечений и праздников. Досуговая форма работы с детьми дошкольного возраста способствует повышению эффективности детской деятельности, позволяет разнообразить методы педагогического воздействия на дошкольников. В организации и проведении детских досугов реализуется единство решения основных педагогических задач, таких как образовательные, воспитательные, развивающие и коррекционные. С психическим развитием ребенка, с развитием нравственно-волевых черт его личности связано и формирование его физических качеств и двигательных навыков.

При подготовке и проведении физкультурных досугов и спортивных праздников дети получают возможность проявлять активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на развитие их способностей и личностных качеств.

Важный итог праздника – радость от участия, победы, общения, совместной деятельности. Подвижные игры, эстафеты, составляющие основное содержание любого физкультурного досуга или спортивного праздника в детском саду, в большей степени, чем другие формы организации двигательной деятельности адекватны потребностям ребенка в движении и способствуют его гармоническому физическому развитию, воспитанию ловкости, быстроты, координации движений, важнейших морально-волевых качеств. Процесс подготовки к празднику сплачивает детский коллектив, детей и взрослых (педагогов и родителей) единством цели и общими задачами.

В ходе любого праздника осуществляется комплексное решение целого ряда задач, способствующих гармоничному развитию ребенка, но одновременно ставится главная задача, в соответствии с которой подбирают тематику и содержание, определяют методы и приемы работы.

В детском саду проводятся разнообразные досуги и праздники:

  • способствующие формированию здорового образа жизни – это тематические праздники, такие как «День защитника Отечества»;
  • воспитывающие стойкий интерес к физкультуре и спорту, к личным достижениям – «Веселые старты», «Олимпийские игры»;
  • праздники, способствующие хорошему настроению – это музыкально-спортивные и совместные с родителями праздники «Разноцветные обручи», «Мама и я – лучшие друзья» и т.д.;
  • развивающие творческую активность, инициативу, коммуникативные способности – «Физкульт-ура!»», «Зов джунглей» и т.д.;
  • формирующие познавательную активность – дети разгадывают загадки, решают проблемные задачи;
  • воспитывающие нравственные качества – дети объединяются целью помочь попавшим в беду персонажам «Поможем Айболита», «У медведя во бору».

Праздники в детском саду строятся на основе сочетания разных видов физических упражнений: гимнастики, подвижных и спортивных игр, спортивных упражнений. Целью таких праздников является возможность привлечения детей 5–7 лет к соревновательной деятельности с элементами спорта, а младших и средних дошкольников – к выполнению простейших гимнастических упражнений и участию в подвижных играх и забавах. Организуются и сезонные праздники – летний и зимний, а также с включением элементов познавательной, изобразительной деятельности, театрализованных представлений.

Праздники проводятся в спортивном зале, на площадке, с применением спортивного, физкультурного и туристического инвентаря, с использованием природного материала, игрового пособия, самодельного инвентаря.

Подготовка к празднику – это сложный процесс, который включает в себя составление сценария, распределение ролей и обязанностей между участниками, подбор музыкального сопровождения, оформление площадки или зала, подготовка спортивной формы, эмблем, приглашений и т.д.

Длительность праздника определяется возрастом участвующих: 40–45 минут для детей 4–5 лет, 60 минут для детей 6–7 лет.

При составлении сценария праздника учитываются следующие требования:

  • обеспечение постепенного возрастания психической и физической нагрузки;
  • чередование игр и соревнований с высокой физической нагрузкой и эмоциональным накалом и заданий, направленных на снятие напряжения (с использованием стихов, песен, потешек, считалок, зачинов и т.д.);
  • чередование массовых и индивидуальных игр и заданий (если это можно);
  • участие и оценка деятельности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей;
  • сочетание знакомых детям и вызывающих у них положительное эмоциональное состояние игр, заданий с включением новых атрибутов, музыки, персонажей.

Особое внимание уделяется подбору музыки. Музыкальное сопровождение обеспечивает соответствующий эмоциональный настрой, помогает синхронному выполнению физических упражнений, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале и конце игры-задания.

Роль ведущего, как правило, инструктор по физической культуре возлагает на себя, так как ведущий праздника всегда должен быть артистичен, уметь управлять коллективом детей, знать и учитывать их особенности, менять при необходимости сценарий праздника по ходу проведения мероприятия и регулировать физическую, психическую и эмоциональную нагрузку.

Кульминацией любого праздника является сюрпризный момент. Его содержание зависит от возраста участников и вида праздника. Это, как правило, сказочные персонажи, которые появляются неожиданно и разыгрывают перед детьми небольшое представление. Персонажи участвуют вместе с детьми в соревнованиях, проводят с ними разминку или дети учат героя каким-то навыкам и умениям.

При подведении итогов, учитывая психическое состояние детей, стараться это делать таким образом, чтобы не ранить детей – или «победила дружба» или награждение команд по номинациям, например, одна – «Самая ловкая и быстрая», другая – «Самая дружная и веселая». В конце праздника каждый ребенок награждается независимо от места, которое он занял.

Литература

1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: АСАДЕМА, 2006.

2. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М.: Мозаика — Синтез, 2005.

4. Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для дошкольников: Сценарии: Старший дошкольный возраст. — М., 1999.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]