Организации центра коммуникации и творчества в группе


«Центры развития детского творчества в группе ДОО»

Консультация для педагогов в ДОУ «Центры развития детского творчества в группе ДОО»

Автор: Макарова Марина Владимировна, воспитатель, МАДОУ «Детский сад № 19 «Ручеёк», г.о. Гай, Оренбургская обл.

Творчество в широком смысле слова – это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Индивидуальность дошкольника проявляется в художественном творчестве. В рисунках, поделках, лепке, аппликации, конструировании дети выражают свой характер, настроение, восприятие окружающего мира. Организация в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды помогает раскрыть творческий потенциал каждого ребенка в полной мере. Реализация основной образовательной программы дошкольного образования предусматривает согласно ФГОС ДО создание условий, открывающих возможности: для позитивной социализации ребенка; его личностного развития; развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; создания развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Индивидуальность личности в полной мере проявляется в художественном творчестве, посредством которого каждый ребенок выражает себя и реализует свои способности.

Художественное творчество в дошкольной образовательной организации является частью воспитательно-образовательной работы с детьми и несет на себе нагрузку решения задач в первую очередь образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Важную роль при этом играет развивающая предметно-пространственная образовательная среда: центры развития детского творчества, творческие мастерские, уголки изобразительной деятельности. Качественной реализации задач образовательной области «художественно-эстетическое развитие» в частности способствует создание в группах ДОО центров развития детского творчества. Цель их создать в группе обстановку для творческой активности детей, способствовать возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности у детей дошкольного возраста.

Для создания развивающей предметно-пространственной среды центра искусств в группе следует руководствоваться следующими принципами: Полифункциональность среды – развивающая предметно-пространственная среда центра должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Таким образом, материалы и оборудование центра могут использоваться в совместной деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов.

Трансформируемость среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства. Например, в ходе НОД с помощью маркеров пространства соответствующее оборудование и материалы центра искусств могут служить музеем, где дети могут пройти с экскурсией по залам живописи, скульптуры или декоративно- прикладного искусства. А уже через несколько минут с помощью маркеров пространства этот же центр превращается в площадку для сюжетно-ролевых игр художественно-творческого содержания в самостоятельной игровой деятельности детей. Во второй половине дня здесь же могут заниматься дети по карточкам для индивидуальной работы или заниматься творчеством по интересам.

Чтобы данные центры способствовали творческой активности воспитанников, развитию у них самостоятельной творческой деятельности, важно соблюдать определенные условия их оформления.

Так, центр развития детского творчества эстетически оформляется, размещается в доступном для детей месте с возможностью для его передвижения.

С учетом возрастных особенностей воспитанников конкретной группы подбираются разнообразные изобразительные материалы, а также:

  • материалы для лепки, аппликации;
  • развития цветовосприятия (палитры, стаканчики для получения цветной воды, цветные пленки, стеклышки, дидактические игры и т. д.);
  • композиционных умений (учебно-дидактический материал, дидактические игры); формирования графических навыков (линейки, трафареты, линейки-спирографы для разных видов штриховки, дидактические игры и т. д.);
  • навыков использования различных техник изобразительного искусства, в т. ч. нетрадиционных (образцы, алгоритмы выполнения действия (схемы последовательности изображения)).

Содержание самостоятельной изобразительной деятельности детей делают богаче: восковые, акварельные, пастельные мелки, гелевые ручки, маркеры, тушь, угольные, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, точилки, акварельные краски, кисти разных размеров и жесткости, банки для воды, подставки под кисти.

В старших группах создаются уголки художественного ручного труда, где размещают образцы тканей, швов, пяльцы, цветные нитки и т. д.

Для ознакомления дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством используют учебно-дидактический материал, дидактические игры. Предметы народного декоративно-прикладного искусства не ставят вперемешку. Если в ходе непрерывной образовательной деятельности дети знакомятся с дымковским промыслом, то в центр развития детского творчества помещают соответствующие предметы и иллюстрации. В подготовительных группах допускается расположение предметов двух промыслов — уже знакомого детям и нового. Если в группе собрана большая коллекция предметов декоративно-прикладного искусства, то создается музей народного творчества.

Для ознакомления детей с видами изобразительного искусства (живописью, декоративно-прикладным искусством и т. д.), жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт, бытовой жанр, батальная живопись) используются альбомы, иллюстрации, наборы открыток, репродукции, дидактические игры. Альбомы выставляются на подставки для книг в развернутом виде — так они привлекут внимание дошкольников. Не рекомендуется выставлять все альбомы, лучше подбирать их в зависимости от изучаемой темы, праздника и т. п.

В центре развития детского творчества должны быть игровые атрибуты и игровой персонаж (особенно в младших и средних группах), например: девочка-кисточка, братцы-карандаши, шапка художника, цветик-семицветики и т. д.

Разнообразить формы организации самостоятельной изобразительной деятельности детей в центре развития детского творчества позволяют столы различной конструкции, мольберты, навесные доски. Помните, что свет на рабочую поверхность должен падать слева

Один из основных показателей хорошо организованного пространства — наличие выставки детского творчества. Но это непросто рисунки, выставленные для родителей в коридоре, а освещенное место в группе, где дети самостоятельно размещают свои работы. Детские работы оформляются в рамки, на неоформленную стену рисунки не вывешиваются.

Необходимый элемент современного центра развития детского творчества — технические средства обучения: аудио- и видеоаппаратура, электронные занятия на компакт-дисках.

Важно, чтобы предметная среда центра имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда должна быть не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Учёт интеграции образовательных областей – предполагает использование материала и оборудования данного центра в ходе реализации других областей. Например, центр искусств обязательно содержит игры по цветоведению. Казалось бы, эти игры содержат узко специфическую направленность, однако, это не так. Игры по цветоведению гармонично вписываются во все образовательные области и могут быть использованы в непосредственной образовательной деятельности по разным направлениям. Они выполняют целый комплекс развивающих задач, так важных для формирования личности дошкольника. Игры по цветоведению направлены и на развитие мелкой моторики рук, и на формирование элементарных математических представлений, и выступают как средство познавательной активности воспитанников.

Или, например, репродукцию из подборки «Жанры живописи» можно использовать как наглядный материал для развития связной речи. Учёт гендерной специфики – предполагает обеспечение среды центра, как общим материалом, так и специфичным материалом для мальчиков и девочек. Это могут быть подборки раскрасок, трафаретов, шаблонов, технологических карт последовательности выполнения изображения и лепки, карточки для индивидуальной работы для мальчиков и девочек.

Учёт специфики национально-культурных условий. При реализации вариативной части программы предметно – развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать наличие приоритетных направлений, специфику национально – культурных, демографических, социально – экономических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса. Переводя данную выдержку на центр искусств, мы можем, прежде всего, обратить внимание на оформление этой зоны группы используя национально – культурные мотивы (внешний дизайн, подбор предметов или иллюстраций народных промыслов, игры и тренажёры на мотивы узоров или промыслов народов края (Оренбургский пуховый платок) информационная, иллюстрированная подборка о творчестве художников, скульпторах, архитекторах родного края).

Материалы и оборудование центра должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и недостатка) целостную среду.

В каждой группе ДОО создается свой центр развития детского творчества с учетом возрастных особенностей воспитанников и реализуемой образовательной программы дошкольного образования. Содержание центров развития детского творчества необходимо периодически обновлять в соответствии с современными требованиями, а также на основе изучения передового педагогического опыта по художественно-эстетическому развитию детей.

Источники: 1. https://www.resobr.ru/article/59701-qqe-16-m7-detskoe-tvorchestvo-v-gruppe-dou

2.https://sadpavlovka.ru/konsultatsiya-dlya-vospitatelej/predmetno-razvivayushhaya-sreda-tsentra-iskusstv-v-gruppe

Роботы Образование Творчество

Подробности Опубликовано : 10.04.2018 07:05 Робототехника активно входит в нашу жизнь. Возможно, уже лет через десять мы будем воспринимать ботов на улице так же спокойно, без удивления и недоумения, как в прошлом стали воспринимать мобильный телефон или планшет. А дети будут принимать этот мир с роботами уже как что-то само собой разумеющееся.

Воспитатели: Захарова В.И, Расшибина О.Н С. Красноселькуп 2018 г.

На сегодняшний день человек незаметно окунулся в мир автоматики и робототехники. Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.

Это значит только одно: каждому ребенку полезно знать о робототехнике. И пусть он потом не станет инженером или программистом, а выберет профессию бухгалтера, слесаря или шофера. Понимание сути того, что такое робот, и представление о техническом творчестве все равно будет для него полезно. Ведьь малыш будет видеть, как создается робот или другое техническое устройство.

Актуальность образовательной робототехники значима, так как основа ее — конструирование, которым так любят заниматься дети.

Этот вид деятельности:

во-первых — является великолепным универсальным инструментом для интеллектуального развития дошкольников;

во-вторых — позволяют нам сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры;

в-третьих — формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

в-четвертых — объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность создавать свой собственный мир, где нет границ.

Заниматься техническим творчеством, как и любым вообще творчеством, лучше начинать пораньше. С детьми нашей группы с лего-конструктором мы занимаемся третий год. Начали заниматься со 2 младшей группы с конструктором «Лего – дупло», это в основном конструирование из крупных, легко соединяющихся деталей конструктора.

3 слайд:

Целью нашей работы с детьми является: Формирование у дошкольников основных навыков робототехники.

Для решения поставленной цели нам помогают задачи:

  • Познавательная задача: развитие познавательного интереса к робототехнике.
  • Образовательная задача: формирование умений и навыков конструирования, приобретение первого опыта при решении конструкторских задач.
  • Развивающая задача: развитие творческой активности, самостоятельности в принятии оптимальных решений в различных ситуациях, развитие внимания, оперативной памяти, воображения, мышления (логического, творческого).
  • Воспитывающая задача: воспитание ответственности, дисциплины, коммуникативных способностей.

4 -5 слайд: Освоение навыков конструирования происходило в два этапа:

На первом этапе работы происходило знакомство с конструктором и инструкциями по сборке, изучение технологии соединения деталей.

На второмэтапе мы с детьми учились собирать простые конструкции по образцу, затем по замыслу.

6 слайд:

С детьми показывали открытое занятия на тему «Зоопарк», где собирали фигурки различных диких животные живущих в зоопарке. Привлекали родителей к участию в конструировании на тему «Придумай свою историю». Они с большим удовольствием строили различные постройки из конструктора и рассказывали о них. Принимали участие в творческой выставке поделок на конкурс «Ярмарка Деда Мороза» из деталей лего-конструктора. Дети внутри группы совместно с родителями защищали свои проекты на тему «Чудо-колесо». Принимали участие в сьемке фильма «Арктика РФ» с применением лего конструктора.

7 слайд:

В старшей группе работаем с конструкторами «LEGO – SITI» и «LEGO – VEDO- 1». Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Основными формами учебной деятельности являются: индивидуальное и занятие с группой детей. Работают дети в команде, вдвоем или втроем. Первой ступенью в работе было знакомство с деталями и техническим оснащением конструктора.

Дети учились собирать двигающиеся модели, осваивали навыки конструирования, знакомились с основами механики, проходили первый опыт программирования. Первой двигающейся моделью, которую дети собрали, запрограммировали и запустили, была «Вертушка». Дети с большим удовольствием работают с нетбуками, где в определенной последовательности идет сборка моделей. Подобные занятия — это своеобразная тренировка конструкторских навыков.

8 слайд:

Результаты нашей работы показывают:

Что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к созданию новых образов на основе опыта и к нахождению собственных оригинальных решений. Появилась большая уверенность в себе, в своих возможностях. Дети стали больше сравнивать, активнее заниматься творчеством. Проявили живой интерес к знаниям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]