Лексико-грамматические упражнения на тему: «Обувь, головные уборы, одежда».


Дидактическая игра «Обувь»

Дидактическая игра «Число. Признак. Предмет» по лексической теме «Обувь»

Игра предназначена для детей 4-6 лет, с тяжелыми нарушениями речи, а также для детей дошкольного и младшего школьного возраста для развития лексико-грамматического строя речи.
Дидактическую игру «Число. Признак. Предмет» можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми.

Цель:

данный комплекс игр поможет взрослому научить ребенка:

  • согласовывать существительные с числительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • подбирать качественные, относительные, притяжательные прилагательные к существительным;
  • употреблять в речи порядковые числительные, согласовывать их с существительными и прилагательными в роде, числе, падеже;
  • активизировать мыслительную деятельность, ассоциативное мышление;
  • составлять сравнительные предложения с союзом «а».

Материал для игры:

карточки с игровыми заданиями по двум предметам одной лексической группы; игровое поле и разрезные карточки для самостоятельного подбора и составления сюжетного ряда; наборы цифр.

Описание игры:

Игра с готовыми моделями: на каждой таблице размещены задания по двум предметам одной лексической группы для большего объема образовательной нагрузки. В начале игры ребенку нужно наглядно показать, как можно использовать ассоциации для обозначения признаков предметов. Например, как можно изобразить горький вкус, показать твердость, мягкость, сочность овощей, цвет и форму.

Ниже представлены готовые игровые карточки:

  • одно круглое желтое весеннее солнышко;
  • пять голубых легких пушистых облаков;
  • два узких весенних ручейка;
  • много молодой весенней травы;
  • два белых весенних подснежника;
  • шесть цветущих весенних деревьев;
  • пять деревянных весенних скворечников;
  • шесть маленьких весенних проталин;
  • три маленькие быстрые ласточки;
  • пять больших длинноногих аистов;
  • два маленьких быстрых скворца;
  • пять больших длинноногих журавлей.

Игра предполагает соблюдение следующих этапов:

  1. Назвать слово, обозначающее число (какая цифра? — один).
  2. Назвать слово, обозначающее предмет (что это? – сапог).
  3. Согласовать существительное с числительным в роде числе (сколько сапог? — один сапог).
  4. Назвать слова, обозначающее признак предмета, согласовать их с числительными и существительными в роде, числе (один сапог (какой?) – розовый, детский, резиновый).
  5. Согласовать числительное с прилагательными и существительным в роде, числе. (Скажи полным предложением, начиная с цифры. – Один розовый детский резиновый сапог.)
  6. По такому же принципу рассмотреть другой предмет лексической группы – сапоги.
  7. Составить сравнительные предложения с союзом «а». (Сапог -розовый, а сапоги — черные. Розовый сапог — один, а черных сапог — два и т.д.)

Игра с разрезными карточками: проводится по такому же принципу, как и с готовыми моделями. Только здесь ребенок занимает активную позицию и ему предоставляется больше самостоятельности.

Вначале следует предложить ребенку выбрать предмет по лексической теме и разместить его на сектор со звездочкой, далее цифру (расположить в первом секторе) и подобрать прилагательные в виде картинок-символов (располагать в самом длинном секторе игрового поля). Картинки-символы предварительно рассматриваются и объясняется, что они обозначают.

Для лучшего понимания хода игры с разрезными карточками ниже предлагается образец.

С помощью дидактической игры «Число. Признак. Предмет» дети быстрее овладеют навыками согласования прилагательных, существительных и числительных в роде, числе, падеже; научатся подбирать прилагательные к существительным и разовьют свое ассоциативное мышление.

Развитие ассоциативного мышления положительно сказывается на процессе запоминания и воспроизведения необходимой информации.

На нашем сайте вы сможете найти и другие дидактические игры из серии «Число. Признак. Предмет». Для этого перейдите по выделенной ссылке.

Желаем всем успехов.

Ход занятия:

1. Организационный момент (на ковре)

Логопед сообщает детям, что здесь побывал Незнайка и что-то потерял у нас

в группе. Предлагает посмотреть вокруг и найти то, что он оставил. /Дети

идут по группе и находят спрятанную обувь и называют её/

2. Игра «Найди пару»

,
«Один-много»
/Дети подбирают пару для найденной

обуви / (сидя на ковре)

Закрепление употребления существительных в единственном и

множественном числе, обобщающего понятия «обувь»

.

Ботинок – ботинки

Сапог – сапоги

Туфля — туфли

Валенок – валенки

Постановка цели занятия: «Сегодня мы будем говорить об обуви»

.

3. Упражнение «Чего не стало?»

Логопед выставляет перед детьми обувь (ботинки, сапоги, валенки,

туфли). Предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить обувь, которая

перед ними. Затем просит детей закрыть глаза и убирает одну из пар обуви.

Спрашивает: «Чего не стало?»

Логопед даёт речевой образец:
«Не стало …»
(ботинок, сапог, валенок, туфель)

.

4. Мини-беседа о назначении обуви (садятся на стулья)

– для чего нужна обувь?

– как нужно ухаживать за обувью?

— что было — бы, если бы не было обуви?

5. Игра «Помоги Незнайке»

/на магнитной доске располагаются картинки

/- Незнайка просит вас помочь разобрать обувь. Как называется обувь,

которую надевают зимой? (зимняя)

.

Найдите и назовите зимнюю обувь / дети называют валенки,

сапоги/(Логопед помещает названную обувь под картинку с изображением

зимы)

— Как называется обувь, которую надевают летом? (летняя)

— Найдите и назовите летнюю обувь/ дети называют сандалии, туфли,

босоножки/ (Логопед помещает названную обувь под картинку с

изображением лета)

— Как называется обувь, которую надевают мужчины? (мужская)

– Как называется обувь, которую надевают женщины? (женская)

— Молодцы,ребята, вы были очень внимательными и помогли Незнайке

назвать зимнюю и летнюю обувь.

6. Динамическая пауза с мячом игра «Наоборот»
(стоя на ковре)
чистая – грязная,зимняя — летняя, длинный – короткий,новая –

старая

7. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем обувь»
(сидя на ковре)
Посчитаем в первый раз сколько обуви у нас :

Туфли, тапочки, сапожки,

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки.

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

–Давайте вспомним, какую обувь мы посчитали (туфли, тапочки, сапожки,

ботинки, валенки)

8. Игра «У девочки и у куклы»

-В эту игру нам поможет поиграть наша кукла Наташа. (показывает куклу)

Давайте сравним девочку и куклу. (Девочка большая, а кукла маленькая)

.

Посмотрите на обувь девочки и куклы. (У девочки обувь большая. У куклы

обувь маленькая.)

— Послушайте, как я назову обувь у куклы, чтобы было понятно, что она

маленькая: у девочки туфли, у куклы- туфельки. Теперь я буду показывать

картинки, а вы будете называть обувь девочки и куклы. Называйте обувь

куклы так, чтобы было понятно, что она маленькая.

Туфли-туфельки

тапки-тапочки

ботинки-ботиночки

сапоги-сапожки

9. Составление предложений по выполняемому действию, закрепление

предлогов на, в (сидя на стульях)

Логопед просит детей выполнить его просьбу и рассказать что он сделал.

– Дима, положи пожалуйста туфли в коробку. Что ты сделал? (Я положил

туфли в коробку.)

– Что сделал Дима (Дима положил туфли в коробку.)

(Аналогично : Я поставила валенок на пол. Я положил чешки в мешочек.

Я поставил сандалии на стул).

Молодцы! Составили красивые предложения и не забыли сказать

маленькие

слова «на»

и
«в»
.

10. Итог занятия

-О чём мы сегодня говорили?

-Как называется обувь, которую надевают зимой?

— Как называется обувь, которую надевают летом?

— Как нужно ухаживать за обувью?

•Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися»

,
«щапка»
,
«тяйник»
,
«лямпотька»
— обратитесь за
консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.
•Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.

• Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит»

обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.

• Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.

• Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.

.

• Говорите больше с ребенком.

Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

• Озвучивайте любую ситуацию.

Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.

• Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.

Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.

• Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,

меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!»Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.

• Не употребляйте слишком много длинных фраз.

Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

•Очень важно: хорошее настроение.

Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.

• Изучать новое различными способами.

Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.

• Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.

Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя»

любой ответ
(жест, выразительный взгляд)
. Поддерживайте его стремление общаться.
«Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»
;с разными гласными:
«ба-бо-бу-бе-бы-би»
. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.

• Уважайте его попытки говорить.

В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

• Играя, учите подражать.

Играйте в игры «Две собачки лают»

,
«Две киски мяукают»
,
«Мы в лесу: ау – ау»
. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась.Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.

• Расширяйте словарь малыша.

Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта, имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас)

.Чаще спрашивайте:
«Где стол? Где часы?»
и т. д. Затем
«Что это?»
• Развивайте фонематический слух.

Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож)

: «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса?»

• Читайте короткие стихи, сказки.

Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

• Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.

Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

• Только Вы.

Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.

Недостаточный опыт общения со взрослыми –

будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя»

и
«замолчи»
. Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.

Конспект интегрированного занятия в средней группе с детьми с ОНР «Игрушки»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Образовательные задачи:

Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки»

.

Учить детей инсценировать стихотворный текст.

Упражнять в умении находить недостающую часть игрушки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Учить различать средствамузыкальной выразительности: характер, ритм.

Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.

Коррекционные задачи:

Обогащать и активизировать словарь по теме «Игрушки»

.

Закреплять знания детьми названий видов транспорта и профессий людей, управляющих им.

Продолжать учить согласованию слов во фразе в Винительном и Родительном падеже без предлога.

Совершенствовать слоговую структуру слов двух и трехсложной структуры.

Упражнять в употреблении в речи предлога НА.

Упражнять в согласовании речи с движениями.

Развивающие задачи:

Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание.

Развивать интонационную выразительность голоса.

Развивать выразительность в передаче движений по тексту стихов.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

Чтение и рассматривание книг А. Барто «Игрушки»

, заучивание стихов
«Игрушки»
, рассматривание игрушек, определение и называние их частей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Существительные:игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка, бычок, мишка, лягушки;транспорт: машина, поезд; пилот, лётчик, капитан;части игрушек: крыло, лапа, колесо, парус, хвост.

Глаголы: строить, скакать, спать, любить, гладить, тянуть, клеить, петь, танцевать.

Прилагательные: любимый, красивый, грустный.

Наречия: весело, тихо, громко, быстро.

Местоимения: мой, моя, мои, наши.

МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:

В музыкальном зале:игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка; шапочки лягушек, мишки, бычка, бескозырка для капитана, платочек,; мягкий модуль для «самолёта»

, книга А. Барто
«Игрушки»
.

В группе:картинки с изображением игрушек без какой-либо части: медведь без лапы, самолёт без крыла, машина без колёс, корабль без паруса, лошадка без хвоста (по количеству детей)

; тряпочки, клеёнки, кисточки, клей.

Музыкальный репертуар:

«Маленький солдат»

музыка Л. Сверделя,
«Слон»
музыка О. Девочкиной,
«Самолёт»
музыка Е. Тиличеевой «На лугу пасётся кто?»

музыка А. Пахмутовой,
«Строим дом»
музыка Т. Шутенко,
«Капитан»
музыка Г. Вихаревой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]