Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушение речи, на логопедическом пункте дошкольного образовательного учреждения являются индивидуальные, подгрупповые занятия и занятия в малых группах.
Преобладающей формой коррекционной работы в логопункте ДОУ являются индивидуальные занятия, т.к. использование этой формы работы позволяет успешно устанавливать контакт и понимание между логопедом и ребёнком. Продолжительность и частота индивидуальных занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут и проводятся дважды в неделю.
Основной целью индивидуального занятия является: подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи.
Цель и задачи воспитательной работы в логопедической группе
Воспитательная работа в логопедической группе отличается от воспитательной работы в обычной группе ДОУ, тем, что она находится во взаимосвязи с коррекционными мероприятиями, которые организуются с детьми, имеющими различные речевые отклонения. Кроме того, дети логогруппы довольно часто, кроме речевых отклонений имеют и незначительные отклонения в развитии. Исходя из этих особенностей, и должна строиться воспитательная работа.
Замечание 1
Цель воспитательной работы в логопедической группе: всестороннее и полноценное развитие детей дошкольного возраста, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей и потребностей.
Задачи воспитательной работы:
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
- Усвоение детьми общепринятых правил и норм поведения.
- Достижение стабильных результатов в усвоении общеобразовательной программы.
- Формирование нравственных и эстетических качеств личности.
- Воспитание навыков по сохранению и укреплению собственного здоровья, потребности в ЗОЖ.
- Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими.
- Организация эффективной предметно-развивающей среды, способствующей общему развитию и становлению личности детей дошкольного возраста, а также полноценному развитию речи.
Достижение поставленной цели и задач воспитательной работы в логогруппе осуществляется через профессиональную деятельность педагога. Именно поэтому важно, чтобы все педагоги, работающие с детьми, постоянно совершенствовали свои знания и умения посредством изучения педагогической и методической литературы, посещения курсов повышения квалификации и ознакомления с практическим опытом своих коллег.
Взаимодействие воспитателя и логопеда
Реализация всего комплекса коррекционного обучения в логопедии требует сочетания специального обучения для коррекции речевых недостатков с общими программными требованиями. Для логопедических групп разработан специальный распорядок дня, который отличается от обычного. Логопед проводит фронтальные, частично групповые и индивидуальные занятия. Кроме того, в расписании предусмотрено время для занятий по комплексной программе для детей дошкольного возраста («Развитие», «Радуга», «Детство» и др.): математика, развитие речи и ознакомление с окружающим миром, экология, рисование, лепка, спортивные и музыкальные занятия. Кроме того, в вечернее время воспитатель работает с подгруппами или отдельными детьми по коррекции (развитию) речи в соответствии с указаниями логопеда. Тьютор планирует свою работу с учетом требований как типовой общей программы, так и речевых способностей детей и их прогресса в преодолении коррекционной программы, проводимой логопедом, в соответствии с характером речевого нарушения.
В связи с этим необходимо обеспечить взаимодействие, преемственность в работе воспитателя и логопеда в логопедической группе. Воспитатель должен знать основные направления вспомогательной программы, возрастные и индивидуальные особенности языкового образования дошкольников, понимать особенности произношения и лексико-грамматические аспекты языка, учитывать языковые способности каждого ребенка в школьной и внеклассной деятельности.
Вместе с логопедом воспитатель планирует мероприятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, обучению чтению и подготовке рук к письму. Преемственность в работе логопеда и воспитателя означает не только совместное планирование, но и обмен информацией, обсуждение результатов работы детей, как в речевой, так и в других видах деятельности. Все это записывается в специальную тетрадь.
Таким образом, учитель логопедической группы осуществляет педагогический и комплекс коррекционных мероприятий, суть которых — в устранении недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель уделяет внимание не только исправлению имеющихся дефектов в развитии ребенка, обогащению представлений об окружающем, но и дальнейшему развитию и совершенствованию деятельности безопасных анализаторов. Это создает основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, что в итоге влияет на эффективное овладение языком.
Технологии воспитательной работы
Технологии воспитательной работы в логопедической группе:
Готовые работы на аналогичную тему
Курсовая работа Воспитательная работа в логопедических группах 440 ₽ Реферат Воспитательная работа в логопедических группах 270 ₽ Контрольная работа Воспитательная работа в логопедических группах 190 ₽
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
- Игровые технологии – направлены на развитие у детей воображения, памяти, внимания, речи. В процессе игры дети имеют возможность «принять» на себя различные роли, тем самым они учатся выстраивать взаимоотношения с другими детьми, взаимодействовать в коллективе. Игровые технологии являются одними из наиболее эффективных воспитательных средств, так как игра для детей дошкольного возраста – это ведущий вид деятельности.
- Технология интегрированных занятий – представляют собой комплекс различных занятий, объединенных в одно на равных правах. Интегрированные занятия воспитательного характера способствуют развитию у детей нравственных качеств, эстетических чувств, духовно-нравственной сферы, творческого потенциала и т.д. То есть, занятия данного плана позволяют педагогу значительно сэкономить время и при этом получить высокие воспитательные результаты.
- Компьютерные технологии – являются одним из наиболее эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации воспитательного процесса. При использовании компьютерных технологий в воспитательной работе, педагогу предоставляется уникальная возможность для создания интересного и познавательного занятия, благоприятного эмоционального фона и всестороннего развития детей. Занятия с использованием ИКТ всегда интересны и захватывающе, в связи с чем, и результативность воспитательного воздействия на детей значительно выше.
В воспитательную работу в логопедической группе прочно входят коррекционные занятия по развитию речи. Это связано с тем, что развитие речи в такой группе является ведущим направлением, которое «пронизывает» всю воспитательно-образовательную деятельность. Исходя из этого, воспитательная работа осуществляется не только в «чистом виде», но и в процессе реализации коррекционных занятий по развитию речи, а также в режимные моменты.
Организация воспитательной работы в логопедической группе осуществляется в следующих формах:
- Групповая – работа с несколькими детьми, имеющая конкретную цель, поставленную исходя из имеющихся воспитательных проблем у данных детей.
- Индивидуальная – направлена на работу с конкретным ребенком, исходя из его возрастных особенностей и потребностей в воспитательном воздействии.
- Коллективная – работа со всей группой, с учетом особенностей данной категории детей.
Методы и приемы воспитательной работы в логогруппе:
- репродуктивный метод: упражнения, демонстрация, объяснения;
- словесные методы: беседы, загадки, чтение, стихи и т.д.;
- частично-поисковые методы: наблюдение, обследование, экспериментирование, исследование и т.п.;
- проектный метод: работа над проектами (краткосрочными, долгосрочными);
- разнообразные приемы, направленные на создание ситуаций успеха.
Занятия с логопедом. Материалы и конспекты.
Содержится в разделах:
- Работа логопеда. Логопедия 8289
Включает в себя разделы:
- Дифференциация и автоматизация звуков 4051
По группам:
- Старшая группа
- Подготовительная группа
- Средняя группа
- Младшая группа
Показаны публикации 1-10 из 9447. Все разделы | Логопедические занятия
Новое
Фото
Лучшее
Консультация для воспитателей «Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ» Организация и проведение физкультурных занятий с элементами логоритмики в ДОУ Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е.Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б.Филичева и другие, отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией….
Технологическая карта логопедического занятия с элементами экспериментальной деятельности в подготовительной группе Аннотация к технологической карте логопедического занятия в подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Развитие речи и мышление взаимосвязаны между собой. Речь — форма общения между людьми, характеризующаяся как процесс приема, переработки и…
Специфика работы воспитателя в логопедической группе
Компенсация речевого дефекта ребенка, его социальная адаптация и подготовка к дальнейшей школьной карьере требуют освоения под руководством тьютора тех видов деятельности, которые предусмотрены программами массового детского сада общего типа. Особое внимание педагог должен уделять развитию восприятия (зрительного, слухового и тактильного), мнемических процессов, доступных форм наглядно-образного и словесно-логического мышления и мотивации.
Важным аспектом работы в логопедической группе является развитие познавательной активности и познавательных интересов детей. Необходимо учитывать своеобразную задержку формирования познавательных процессов в целом, которая формируется у детей под влиянием недоразвития речи, сужения контактов с окружающими, неадекватных методов семейного воспитания и других причин.
Правильное, педагогически обоснованное взаимодействие воспитателя и логопеда, объединяющих свои усилия в интересах коррекции речи детей, основано на создании доброжелательной, эмоционально-положительной обстановки в логопедической группе. Психологическая атмосфера в детском коллективе укрепляет уверенность детей в собственных силах, позволяет сгладить негативные чувства, связанные с нарушением речи, формирует интерес к учению. Для этого воспитатель, как и учитель-логопед, должен обладать знаниями в области возрастной психологии, индивидуальных психофизических различий у детей дошкольного возраста. Они должны уметь разбираться в различных негативных проявлениях поведения детей, своевременно замечать признаки усталости, истощения, пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя в большинстве случаев предупреждает возникновение стойких нежелательных отклонений в поведении, создает в логопедической группе коллектив доброжелательных, социально приемлемых отношений.
Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедическому обучению, готовит детей к восприятию материала на будущих логопедических занятиях, создавая необходимую когнитивную и мотивационную базу для формирования речевых знаний и умений. В других случаях воспитатель концентрируется на закреплении результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях.
В задачу воспитателя логопедической группы также входит ежедневный контроль за состоянием речевой деятельности детей в каждый период коррекционного процесса, проверка правильности употребления поставленных или исправленных логопедом звуков, приобретенных грамматических форм и т.д. Воспитатель должен уделять особое внимание детям с поздним началом речевой деятельности, со сложной историей болезни и психофизиологической незрелостью. Воспитатель не должен фиксировать внимание детей на появлении возможных ошибок или заикания в речи, повторении первых слогов и слов. О таких проявлениях следует сообщать логопеду. В обязанности учителя также входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с общим недоразвитием речи, которые по-разному реагируют на свой дефект, на трудности в общении, на изменения в условиях общения.