ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • создать условия для обучения детей правилам безопасного поведения; • научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «Опасно — неопасно»; • научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Ребенок должен понимать, к каким последствиям могут привести те или иные его поступки: «Если я дотронусь до горячего утюга, то я обожгу руку, и мне будет больно» и т.п.; • сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения; • применять современные формы, методы обучения и воспитания, направленные на формирование основ безопасности дошкольников; • отслеживать уровень знаний и умений детей в начале и конце года; • сотрудничество с ГИБДД, ОВД, Госпожнадзором, медицинскими учреждениями в формировании навыков безопасного поведения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ОБЖ: • Освоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения; • Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки; • Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ПО ВОСПИТАНИЮ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ • Не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке; • Воспитатели и родители не должны ограничиваться словами и показом картинок. С детьми надо рассматривать и анализировать различные жизненные ситуации, если возможно, проигрывать их в реальной обстановке; • Занятия проводить не только по плану, а использовать каждую возможность, в процессе игр, прогулок и т.д., чтобы помочь детям полностью усвоить правила, обращать внимание детей на ту или иную сторону правил; • Развивать ребенка: его координацию, внимание, наблюдательность, реакцию и т.д. Эти качества очень нужны и для безопасного поведения.
ОСОБЕННОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ • Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности. • Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изобразительная, ручной труд). • В освоении детьми правил движения значительную роль играет конкретная, четкая речь воспитателя. • Проводя занятия, не следует говорить о тяжелых последствиях несчастных случаев, перегружать детей негативной информацией. Дети должны понимать опасности, связанные с дорожным движением, но не бояться улицы, так как чувство страха парализует способность сосредоточиться, снижает находчивость в момент фактической опасности. Паспорт педагогического проекта Разработчик проекта: Калиниченко Ольга Викторовна Тема: «Я дорогу должен знать – обязательно на пять» Образовательная область: обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на дороге и уважения пешеходов к водителю. Вид проекта: исследовательский, информационный, творческий, групповой, межпредметный, долгосрочный. Количество занятий: 1 раз в месяц. Цель: Создание условий в дошкольном образовательном учреждении для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Задачи: Образовательные • Развивать практические навыки поведения детей на улице • Расширить и систематизировать знание детей о дорожных знаках Развивающие • Развивать внимание, память, мышление, наблюдательность, познавательный интерес. • Учить придумывать игры, составлять рассказы, загадки, активизировать словарный запас детей. Воспитательные • Воспитывать любовь к родному дому, городу, детскому саду. • Развивать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь другим. Возраст участников проекта: дети 5-6 лет, родители, педагоги Ориентация содержания – практическая направленность Основные направления реализации проекта Работа осуществлялась в 3 этапа 1 – подготовительный • Подбор литературы • Наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий • Подбор статей консультаций, рекомендаций по теме • Анкетирование родителей и диагностирование детей • Круглый стол с участием родителей и детей 2 – основной: Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта, реализация поставленных целей и задач. 3- заключительный – Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов. подведение итогов, составления план на новый учебный год Обеспечение проекта. 1. Подбор иллюстративного материала по теме; 2. Изготовление макета «Перекресток»; 3. Изготовление дорожных знаков; 4. Светофор; 5. Атрибуты к сюжетно -ролевым, режиссерским играм; 6. Создание библиотеки: произведения по правилам дорожного движения, подбор стихотворений, сказок, частушек, загадок, пословиц; 7. Настольно – печатных игр. Предполагаемый результат • Узнавать знаки по описанию; • Составлять описательные и сюжетные рассказы по теме; • Участвовать в развлечениях; • Знать и называть дорожные знаки; • Объяснять где и как нужно переходить улицу, проезжую часть; • Самостоятельно находить выход из проблемной ситуации; • Владеть навыками социального поведения и эмоционально- положительно относиться к окружающим, находить позитивные способы установления контактов со сверстниками и взрослыми; • Уметь группировать «дорожные знаки» на группы (запрещающие, разрешающие, предупреждающие, знаки «Сервиса») Презентация проекта: Игра – викторина «Школа дорожных наук» Продукт проектной деятельности: создание в ДОУ Школы дорожных наук – Юные инспектора дороги.
Следующая > |
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС
Оксана Климова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности.
По данным ВОЗ,ежедневно во всем мире гибнет около 2300 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая:
• В дорожно-транспортных происшествиях- 720 детей
• От утоплений – 480 детей
• От ожогов – 260 детей
• В результате падений – 130 детей
• От отравлений – 125 детей.
Россия находится на первом месте в мире по детскому травматизму.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных,
случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Работая в детском саду, мы замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных»
от
жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.Поэтому педагоги стоят перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Понятие безопасностив ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Организация образовательного процесса связана с созданием условий для ее реализации, в том числе и безопасных условий. Большого внимания на сегодняшний день требует правильное выстраивание взаимодействия между всеми сотрудниками детского учреждения.
Безопасность жизнедеятельности большой блок,который включает в себя множество аспектов: охрана труда, пожарная, антитеррористическая безопасность, безопасность дорожного движения, ЗОЖ, ОБЖ, валеологию, совместную деятельность с медицинскими работниками (проверка аптечек в групповых комнатах, проведение занятий с сотрудниками ДОУ по оказанию первой медицинской помощи и т. д.).
Как же можно обеспечить безопасностьобразовательного процесса в ДОУ:
— безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, с соблюдением мер противопожарной безопасности)
— правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);
— подобранная по росту детей мебель и ее маркировка;
— маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.
— организация процесса проветривания и обеспечение необходимого теплового режима в зимнее время; организация питьевого режима.
— необходимо иметь автоматизированную противопожарную систему оповещения и обеспеченность необходимым количеством противопожарных средств;
— все запасные выходы должны быть легкодоступны и находится в полном порядке;
— должны выполнятся правила пожарной безопасности; соблюдаться противопожарный режим.
— необходимо иметь план эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации.
— согласно плану систематически проводить эвакуационные занятия, на которых отрабатывать действия всех участников образовательного процесса и работников детского сада на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
— регулярно проводить беседы и инструктажи по правилам техники безопасности с различными категориями сотрудников детского сада; не пользоваться в группах электрическими приборами.
Большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей.
Образовательным организациям, как правило принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций.
Основные цели и задачи формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
предполагает решение следующих задач:
— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:
— развивающего образования;
— научной обоснованности и практической применяемости;
— полноты, необходимости и достаточности;
— единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
— учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.
Для того, чтобы наша с вами работа дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей. Мы, как люди более осведомленные в вопросах воспитания должны объяснить всем воспитывающим взрослым, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни.
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правилами поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасностискладывается из нескольких составляющих:
— оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность)
;
— сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность)
;
— сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и сформировать уверенность и защищенность человека (социальная, психологическая безопасность)
.
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста,необходимо учитывать следующие особенности:
— стремление ребенка к самостоятельности («я сам»
) и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
— недостаточный опыт или (его отсутствие)
поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила
безопасности и др. ;
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка – дошкольника:
— опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые)
;
— опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице)
;
— опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
— опасности на природе
Мероприятия по формированию основ безопасностицелесообразно проводить по 5 направлениям:
Информационное — обучение Правилам, формирование знаний по безопасному поведению.
развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения.
Воспитательное — формирование мотивации ответственного поведения.
методическое — методическое обеспечение, создание окружающей развивающей среды (в помещении, на игровых площадках, территории ДОУ)
контрольное — система контрольных мероприятий по оценке эффективности полученных детьми знаний и умений (анкетирование, мониторинги, тестирование)
Мы уверены, если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, то в большинстве своем этих опасностей можно избежать.
Из опыта работы по ОБЖ в ДОУ
Галина Филатова
Из опыта работы по ОБЖ в ДОУ
Основы безопасности жизнедеятельности детей.
«Берегись бед, пока их нет»
Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей и взрослых, обеспечение безопасности жизнедеятельности подрастающего поколения. Актуальность моей темы— обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, в природе, правило поведения по дорожному движению, знания об ухудшении состояния здоровья дошкольников, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ. Вот почему меня заинтересовал этот вопрос. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность.
Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять беспрекословно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. А чтобы детям было интересно воспринимать данные правила педагог должен быть сам с ними знаком, уметь преподнести материал доходчиво, соответственно возрасту, эмоционально, постепенно вовлекая детей в мир безопасности.
Определив тему опыта, его основную идею, я наметила главную цель работы: обучение ребенка правильному поведению дома, на улице, на дороге, в транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными, острыми, колюще-режущими предметами, животными и ядовитыми растениями в природе, становление у детей дошкольного возраста
здорового образа жизни.
Исходя из этого мною были поставлены задачи:
1. Ознакомление детей с простейшими способами безопасного поведения в разнообразных опасных ситуациях.
2. Развитие осознанности и произвольности в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.
3. Обогащение представлений детей об основных источниках и видах опасности в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми. 4. Формирование у дошкольников культуры здорового и безопасного образа жизни.
5. Формирование знаний о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
Моя система работы создана на основе программы Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
,методических пособий: К. Ю. Белая «Формирование основ
безопасности у детей» (для занятий с детьми 2 – 7 лет)
.
Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения»
(3
7лет).
Э. Я. Степаненкова «Сборник подвижных игр»
. Для занятий с детьми 2-7 лет».
Л. Ю. Павлова «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим
миром».
А. И. Шалина «Юный Эколог»
. Парциональная программа
(3-7 лет)
.
Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни и моих собственных наблюдений, моего опыта работы с дошкольниками. Изучив данную литературу, я пришла к выводу, что формирование сознательного поведения — это процесс длительный. Работа по обучению основам безопасности должна быть систематичной. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия. Дети должны получить систематизированные знания, ощутить себя частью окружающего мира. Для того чтобы самой быть более компетентной в данном вопросе темой моего опыта является: «Безопасность дошкольника»
.
Надо видеть, учесть, предвидеть,
По возможности все избежать,
А где надо, на помощь позвать.
Практическая часть:
Подготовительную работус детьми по ознакомлению с правилами безопасности я начала с обеспечения материально -технической базы: педагогическим требованиям, современному уровню образования, группе создан, оснащен и пополняется
, в котором в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры и др. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
• «Безопасность собственной жизни»
;
• «Бережём своё здоровье»
;
• «Безопасность на дорогах и улицах»
;
• «Безопасный отдых на природе»
;
• «Работа с родителями»
.
И находят воплощение в детских видах деятельности: игре, рисовании, рассматривании специальных картинок, фотографий, схем, таблиц.
Систему представлений детей о безопасном поведении обеспечивали НОД, экскурсии, презентации, итоговые мероприятия. Весь материал подобран с учётом возрастных особенностей дошкольников.
Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической.
И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических знаний, они должны применять их на практике.
На первом этапе я старалась заинтересовать детей, уточнить и систематизировать их знания о правилах безопасности жизнедеятельности. Выяснить уровень сформированности знаний и умений о правилах безопасного поведения. Одновременно, мною, проводилась работа с родителями, с целью оценки актуальности проблемы безопасности жизнедеятельности их детей и целесообразностью проведения специально организованных мероприятий по ОБЖ. В форме анкетирования, индивидуальных бесед и консультаций.
На втором этапе я старалась претворить эти правила в жизнь детей, показывала возможные их проявления в различных жизненных ситуациях, тренировала дошкольников в умении применять эти правила в экстремальных ситуациях.
На третьем этапе на основе усвоенных знаний и умений происходило осознанное применение практических действий в различных ситуациях. Основываясь на возрастных особенностях дошкольников, мной были разработаны основные направления по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.
Так в разделе: «Безопасность собственной жизни»
знакомила детей с предметами домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для них. Используя тематические беседы, рассматривание иллюстраций, изготовление макетов, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций. Большое значение уделяла ознакомлению детей с правилами пожарной безопасности, проводили тренировочные занятие по эвакуации детей из здания детского сада, посещение Пожарной части, с целью ознакомления с профессией пожарного, рассматривания специального пожарного снаряжения, пожарной машины. В группе создан
«Островок безопасности»
, оснащенный различными наглядными пособиями для детей. Благодаря дидактической игре
«Предметы – источники»
,
«Четвёртый лишний»
у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается.Проводила беседы:
«Огонь друг или враг?»
,
«Острые, колючие!»
,
«Запомните детки, таблетки — не конфетки!»
,
«Электроприборы в быту»
. Особенно интересно и поучительно для детей проходят просмотры видеофильма
«Уроки осторожной тетушки Совы»
, старалась дать детям понятие о незнакомых людях, какие опасности их подстерегают при контакте с незнакомцами,
выработать навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях. На НОД «Один дома»
–
«Опасно!»
изучали с детьми, как, правильно вести себя дома, когда остаются одни. Благодаря инсценированной ситуации у дошкольников сформировалось представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. Закрепили номера служб спасения 01, 02, 03. Каждый ребёнок выступал в роли оставленного дома ребёнка. А инсценировка
«Приключения колобка»
помогла детям понять, что приятная внешность незнакомого человека может быть обманчива и не всегда означает его добрые намерения. Вместе с детьми рассматривали иллюстрации и учились разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность,правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать
«нет»
на предложение незнакомого взрослого.
В ходе работы совместно с детьми мною были составлены «Пять НЕТ»
:
1. Не выходи на улицу один.
2. Не вступай в разговор с незнакомыми людьми на улице и в общественных местах.
3. Не соглашайся никогда идти с незнакомыми и чужими людьми, как бы они тебя не уговаривали, и чтобы они тебе не предлагали.
4. Не верь незнакомцу, если он говорит, что знаком с твоими родителями, или предлагает что-то купить или подарить.
5. Не садись в машину к незнакомцу.
И если теоретические знания мы можем обеспечить в детском саду, то их практическое применение ложится на плечи родителей, проводя мероприятие «Безопасность детей среднего дошкольного возраста»
я старалась сформировать готовность родителей к сотрудничеству со мной по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.
Одним из направлений в моей работе раздел: «Бережём своё здоровье»
,
в моей группы дошкольного учреждения поступают дети, отнесённые к разным группам здоровья. Одной из главных задач среднего дошкольного возраста является уделять вниманию формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.
Дети блоке получали элементарное представление о строении и функциях внутренних органов. Разобрались в игровой форме, в том, что происходит у них в организме? Чтобы глаза видели, а уши слышали», «Сестрички-привычки»
дети поняли смысл основных гигиенических процедур.Дошкольники учились проводить эксперименты и упражнения: прислушивались к
работе сердца, определяли и объясняли ощущения, их причины, развивали навыки наблюдения, культуру поведения. Чтение худ. произведений К. Чуковский «Мойдодыр»
. Особая роль в этом разделе отводится формированию представлений о ценности здорового образа жизни, а также эмоционального благополучия ребенка. В
работе по данному разделу совместно с детьми выявляли значимость движения для здоровья, пользу подвижных игр и занятий спортом. Таким образом,у детей по средствам НОД с ИКТ: «Растения, которые лечат»
, бесед
«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу»
, через дидактические игры
«Угадай вид спорта по показу»
,
театрализованные, сюжетно — ролевые игры «Поликлиника»
(на приёме у врача, сформировались определённые знания, умения, навыки.
Раскрывая раздел: «Безопасность на дорогах и улицах»
обучение правилам дорожного движения полученные в детстве наиболее прочны, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий. Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие, прогулки, экскурсии, подвижные игры, дидактические игры. Наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Наблюдение за детьми показало, дети используют свои знания в повседневной жизни, в играх и общении друг с другом. Знания и умения по правилам дорожного движения находят отражение в рисунках детей. Интересной формой закрепления знаний о правилах дорожного движения являются беседы,игры: «Покажи, что назову»
,
«Красный, желтый, зеленый»
,
«Найди ошибку»
.
Рассматривание плакатов о правилах дорожного движения. Чтение и беседа по книге В. Носова «Автомобиль»
.
Играя и одновременно практикуясь, дети прочно усваивают правила дорожного движения. Сразу же при выходе на территорию детского сада оборудован «Автоплощадка»
, дети должны уметь переходить улицу по пешеходной дорожке, мимо действующих светофоров или специальных указателей. Обыгрывая моделирование ситуаций с
«Дорожными знаками и перекрестком»
. После того, как были усвоены правила для пешеходов, дети
начали использовать их в играх самостоятельно.
Очень интересно проходили мероприятия по разделу: «Безопасный отдых на природе»
, мы отправились в сказочное
«Путешествие в природу»
, путешествие, в котором учились ответственному и бережливому отношению к природе, придумали и изготовили запрещающие знаки. Все эти правила, мы разучили в стихотворной форме, способствовало быстрому их запоминанию. В ходе этих занятий закрепили знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях уточнили, что можно употреблять в пищу, а что нельзя дидактическая игра
«Съедобные — несъедобные ягоды»
. В ходе игр
«Зимние забавы»
закрепили знания детей о поведении зимой на улице. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних игр.
Чтение Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»
,
«В гостях у лесовичка»
.
На каждом занятии воспитывали уважительное, дружеское и заботливое отношение друг к другу.Проводя беседу: «Кошки и собаки – наши друзья»
, учились понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. У детей сформировалось представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Выучили с детьми стихотворения А. Дмитриева
«Бездомная кошка»
и Г. Новицкой
«Дворняжка»
, которые пробудили интерес к жизни животных, а так же добрые и заботливые чувства к ним.А вместе с родителями дома дети рисовали на тему:
«Природа»
.
Раздел: «Работа с родителями»
работу по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляю в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители на родительских собраниях, беседах знакомились с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности жизнедеятельности детей. Через индивидуальные беседы, консультации, собрания, совместные с детьми и родителями, я стараюсь убедить пап и мам наших воспитанников, в том, что взрослый для ребёнка всегда пример. Проделанная работа дала положительный результат.С помощью родителей были изготовлены атрибуты для организации сюжетно-ролевых игр: нагрудные знаки, жезл, шапочки. На участке имеется небольшая автоплощадка, разметка, пешеходный переход –пост ДПС. Здесь с помощью игровых транспортных средств (педальных машин, велосипедов, во время игр, досугов дети узнают, что означают некоторые дорожные знаки, и знакомятся с правилами движения и безопасного поведения в окружающей обстановке.
Результативность опыта.
Итог проведенной мною работы я считаю хорошим. Главная цель достигнута — первоначальные знания у детей сформированы, имеются знания о правилах дорожного движения и культуры поведения на дороге и в транспорте, развиты представления об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, сформированы навыки жизнесберегающего поведения.
Дети стали более внимательными на дорогах города, в транспорте, в быту, в природе. Научились правильно вести себя с незнакомыми людьми. Стали больше внимания уделять гигиеническим процедурам. Родителей отметили, что повысился их образовательный уровень по данной теме, они больше стали задумываться о здоровом и безопасном образе жизни своей семьи, о необходимости его соблюдения не только в детском саду, но и дома. Проведенная работа с детьми и родителями является лишь частью интересной работы и практической деятельности. В дальнейшем планирую продолжать изучение этой проблемы, больше буду обращать внимание на культуру поведения на улице и в быту самих родителей в присутствии детей. Профилактическая работа по предупреждению детского травматизма будет всегда стоять на первом месте. Детство наших детей должно быть без травм.
Самым главным результатом в работе с детьми стало то, что они осознали, что главным для человека является его жизнь и здоровье, поэтому их нужно беречь!