Лексическая работа: познакомить детей с употреблением слов в переносном значении.
Формирование грамматического строя речи: развивать умение детей строить словосочетания с заданным словом.
Воспитание звуковой культуры речи: развивать умение детей выделять звуки в начале, середине и конце слова; умение выкладывать звуковую схему слова.
Развитие связной речи: развивать умение детей составлять рассказ по картинке с использованием плана.
Развитие социальных навыков: развитие умения работать в команде, договариваться и сотрудничать друг с другом.
Материалы для занятия
♦ Семейные фотографии детей, принесенные из дома, на которых они вместе с родными изображены на фоне цветов, весеннего пейзажа.
♦ Карточки небольшого формата (7×7 см) с изображениями луговых, полевых, лесных и садовых цветов — по количеству детей.
♦ Картинки формата А5 или А4 с изображениями цветов.
♦ Круги красного, синего и зеленого цвета для составления звуковой схемы слова — для каждого ребенка, и один комплект большего размера — для работы на фланелеграфе или магнитной доске.
Ход занятия
Часть 1
Введение. Разбивка на команды с использованием игры «Найди свою группу»
Воспитатель предлагает детям подойти к столу и выбрать одну из разложенных на столе лицевой стороной вниз карточек. На карточках изображены цветы и травянистые растения, причем подбор их должен быть примерно одинаковым: 5 лесных (ландыш, колокольчик, крапива, подснежник, хмель), 5—6 луговых (ромашка, одуванчик, зверобой, лютик, клевер, кипрей), 5 полевых (василек, пырей ползучий, полевой мак, подорожник, цикорий), 5 садовых (астра, гладиолус, тюльпан, роза, гвоздика). Детям предлагается внимательно посмотреть на свои картинки и разбиться на четыре подгруппы. Принцип разбивки не оговаривается, детям предоставляется самостоятельность. После того как команды созданы, воспитатель просит детей каждой из них объяснить, почему они объединились.
Часть 2
Воспитание звуковой культуры речи. Выделение звуков в слове. Составление схемы слова
Воспитатель:
— У вас получились «цветочные» команды. Им сегодня предлагаются разные задания.
Первое задание связано с названиями ваших цветов. Я помещаю картинки с этими цветами на нашу магнитную доску. Ваша задача — найти среди названий цветов и трав те, в названиях которых есть звуки:
«с» — подснежник, астра, гладиолус; «сь» — василек;
«р» — крапива, ромашка, подорожник, зверобой, клевер, астра, роза;
«рь» — цикорий, пырей, кипрей;
«л» — колокольчик, ландыш, гладиолус;
«ль» — колокольчик, лютик, хмель, василек, тюльпан.
Помимо называния слова дети должны указать, где (в начале, середине или конце) находится указанный звук. Каждый правильный ответ отмечается фишкой.
Воспитатель:
— Молодцы, с этим заданием справились прекрасно. А теперь вас ожидает работа по составлению звуковой схемы слова. Команда полевых цветов составляет схему слова «василёк» — каждый на своём месте, а Миша — на доске; команда луговых цветов составляет схему слова «лютик» — каждый на своем рабочем месте, а Света — на доске; команда лесных цветов составит схему слова «ландыш», приглашаю к доске Диму; команда садовых цветов составляет схему слова «тюльпан» — Маша сделает это на доске.
При составлении схемы слова дети обозначают красными фишками гласные звуки, синими — твердые согласные, зелеными — мягкие согласные.
Каждая схема разбирается и проверяется всеми детьми совместно. Правильно выполненные задания отмечаются фишками.
Часть 3 Словарная работа
Воспитатель:
— Молодцы, а теперь давайте вспомним, почему распускаются цветы весной, почему весной пробуждается вся природа? Правильно, потому что весной на землю попадает больше солнечных лучей. Мы еще говорим «теплое солнышко». Что означает это выражение? Что на улице стало теплее.
А про что еще можно сказать «теплый»? Теплый день, теплая шуба, теплый шарф и т.д. А еще говорят «теплые отношения». Что означает эта фраза? Послушайте стихотворение:
— Мне не хватает теплоты, — Сказала мама дочке.
Та удивилась:
— Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Как вы думаете, о какой теплоте говорила мама девочки? Правильно, она имела в виду душевную теплоту. А девочка поняла ее? Нет, наверное, у дочери не было душевной теплоты в отношении к своей маме. Я уверена, что вы любите своих родителей, относитесь к ним с душевной теплотой.
Поэтому я попросила вас сегодня принести свои семейные фотографии, где вы вместе с родителями — папой или мамой — сфотографированы на фоне весеннего пейзажа, цветов. Сейчас я прошу вас рассказать о своих фотографиях.
Часть 4 Творческое рассказывание с использованием фотографий
Воспитатель просит детей составить рассказ, придерживаясь плана:
• Когда была сделана эта фотография?
• Где она была сделана? Опиши местность, изображенную на фотографии.
• Кто изображен на фотографии?
• Опиши внешность своих родителей и черты их характера.
• Вспомни, что произошло, когда была сделана фотография.
• Расскажи о том, что происходит за рамками этой фотографии: кто вас фотографирует, кто еще был с вами в этом месте, как вы проводили время?
При составлении рассказов воспитатель побуждает детей применять образные выражения, сравнения, просит их вспомнить те ощущения, чувства, которые они испытывали в тот момент, когда была сделана фотография. Самые интересные рассказы отмечаются фишками. Если есть возможность — сделать аудиозапись рассказов детей или записать их от руки, а затем дать прослушать или прочитать родителям.
После выслушивания рассказов воспитатель просит детей подвести итоги занятия, подсчитать заработанные фишки и оценить свою работу и работу своей команды.