Открытое занятие в ДОУ «Моя семья»
- 15 июня 2010
Конкурс «Моя педагогическая инициатива»
Задачи:
- Закрепить представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге (дети должны знать имена всех членов своей семьи).
- Воспитывать желание заботиться о близких.
- Закрепить навык связной речи.
- Закрепить знание пословиц о семье.
1. Орг. момент (В кругу)
Собрались все дети в круг. Я – твой друг, и ты – мой друг. Крепко за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся.
– Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Людмила Николаевна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, Мишенька…).
– Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших, пригожих, я приглашаю поиграть.
2. Беседа о семье (Сидя за столами)
– Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада? Правильно, домой. А почему? Да, вас ждет ваша семья!
– Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. А кто живет в ваших семьях?
– Скажите самые хорошие слова про маму, какая она (заботливая, трудолюбивая, нежная, ласковая…)?
– А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть…)
– А папа какой? (сильный, смелый, трудолюбивый…)
– А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить…)
3. Рассказ по картинкам
Воспитатель показывает детям картинки, на которых изображены сцены из жизни (больной ребенок лежит, мама дает ему лекарство и т.д.)
– Давайте составим рассказ по картинкам. Расскажите, что вы видите на картинке, кто изображен, во что одеты? Что делают? А как вы думаете, а что они могут говорить друг другу? Оживите картинку!
– Итак, что же такое семья? (ответы детей)
Вывод: семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
4. Валеологическая пауза «Большая семья» (В кругу)
В доме жила большая семья, всех назову вам, детишки, я: Мама-красавица в доме жила, своей добротой и умом слыла. Папа-силач, спортсмен-удалец, опора семьи – настоящий отец! Бабушка с ними – старушка – жила, целыми днями вязать могла!. Дедушка старенький в доме том жил, летом на даче рыбку удил. Ну а еще был в семействе сынишка – бойкий и шустрый такой шалунишка. Утром и днем, даже вечером мальчик прыгал, как будто резиновый мячик. Бегал сынок, по лужам скакал, а вечерами пейзаж рисовал: Солнце, и тучка, и дождик идет… Но и малыш иногда устает. В семье той большой не умели скучать – вечером пили с вареньем чай. Вкусный чаек, объеденье – варенье… Пора и заканчивать стихотворенье! Только одно лишь добавлю я – Дружная очень это семья!
5. Игра на развитие творческого воображения
– Вечером вся семья собирается дома – а это значит, что можно поиграть в веселую игру: Давайте подумаем, а чем же может оказаться мамина кастрюля? А папин башмак?
6. Беседа по пословицам (На стульчиках)
– Семью почитали ещё с древних времён, народ сложил много пословиц.
«При солнышке тепло, при матери – добро» (на договаривание)
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
– А как вы понимаете смысл этих пословиц?
– А какие вы знаете пословицы о семье?
Игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье?»
(пожелания детей своей семье)
7. Пальчиковая гимнастика (стоя)
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности пригибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя. Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет.
8. Изготовление цветка из проволоки (За столами)
– А теперь давайте сотворим волшебство, пусть ваши желания поселятся в лепестках вот этого чудесного цветка, который мы сейчас изготовим (изготовление цветка из гофрированной бумаги и проволоки).
– Я хочу вам пожелать, чтоб этот цветок принес частичку тепла и света с нашего занятия в вашу семью. Спасибо вам за помощь, до свидания!
Автор: Людмила Николаевна Шкаева, воспитатель МДОУ Детский сад компенсирующего вида №13 «Калинка» г. Архангельск.
Фото автора
skaeva
Развитие речи во второй группе раннего возраста тема «семья»
Конспект открытого занятия по развитию речи «Моя семья»
во второй группе раннего возраста (2-3 года).
Цель:
Дать детям представление о семье, о том, что в семье все заботятся и любят друг друга.
Задачи:
— Формирование у детей представление о семье.
-Развивать речь детей как средство общения.
-Помогать детям отвечать на простейшие вопросы «Кто?», «Что делает?»
-Развивать зрительное и слуховое внимание, память.
-Развивать мелкую моторику рук и пальцев.
-Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
Материал:
Сюжетная картинка «Семья», фланелеграф, картинки с изображениями членов семьи: дедушка, бабушка, мама, папа, сын, дочь. Картинка с изображением круглого стола.
Ход занятия:
Воспитатель:
Утром встали малыши,
В детский сад они пришли.
Гости здесь у нас с утра,
Поздоровайтесь, друзья!
Сюрпризный момент: Стук в дверь, появляется Зайчик (мягкая игрушка
): Здравствуйте, ребята! Как у вас тут весело, как у меня дома. Я со своими братьями, зайчатами, тоже так весело играю. Я думал, что здесь моя семья. Ребята, а у вас есть семья?
(ответы детей)
Воспитатель:
Сейчас, мы тебе расскажем о своей семье, Ты присаживайся и внимательно слушай.
Воспитатель: Скажите ребята, а кто вас сегодня привёл в детский сад? (ответы детей)
Воспитатель
: Да ребята, у каждого из вас есть бабушка и дедушка, мама и папа, у кого есть брат или сестра. Как всех можно назвать, одним словом?
Дети:
Семья.
Воспитатель:
Правильно. Это слово – семья. У каждого из нас есть своя семья. Это наши родные, которых мы больше всех любим.
Пальчиковая игра
Это пальчик – дедушка, (Загибаем пальчики на одной руке по тексту стихотворения)
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик – папа,
Это пальчик – мама,
Это пальчик – я,
Вместе – дружная семья (Разжимаем и сжимаем кулачок).
Воспитатель:
Семья – это дом, это место, где нас любят и ждут. Семья – это наши родные, кого мы больше всех любим.
Ребята, давайте мы рассмотрим картину (Воспитатель на доску вешает сюжетную картинку с изображением семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, сын, дочь)
Здесь изображена дружная семья. Это бабушка, это дедушка, это мама, это папа, это мальчик-сын, это девочка- дочь. Они улыбаются. Это дружная семья.
А теперь скажите: «Что изображено на картине?
Дети:
Семья
(при ответе, дети могут затрудняться)
Воспитатель:
Молодцы! Теперь ответьте: «Кто это?»
(указкой показываем на каждого члена семьи)
Дети:
Это дедушка и т.д..
Воспитатель: Ребята, давайте покажем, что умеют наши папы.
Артикуляционная игра «Что умеет папа»
Пилить – вжик-вжик,
Забивать гвоздь – тук-тук,
Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»картотека (старшая группа)
«Наша дружная семья»
Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».
Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.
Ход игры:
Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».
Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).
Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.
Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)
Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)
Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)
Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)
Этот пальчик – я, (загните мизинчик)
Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)
По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.
«Кто прячется за дверью» (загадки)
- Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед-
Мой родной, любимый …дед.
- Кто любить не устает,
пироги для печет,
Вкусные оладушки?
Это наша… бабушка
- Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
-всех милее наша… мама
- Фотография стоит
В золоченной рамочке,
Чей взгляд солнцем согревает?
Взгляд любимой …мамочки
- Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит –гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика, упав, не ныть?
И коленку, расцарапав,
Не реветь? Конечно…папа
- Я у мамы не один,
У нее еще есть сын,
Рядом с ним я маловат,
Для меня он старший …брат
Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».
Ход игры №1: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая, почему выбрал именно ее.
Ход игры №2: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.
«Угадай, о ком я говорю».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;
совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).
Ход игры №1: педагог открывает окошко и предлагает:
1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.
2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).
3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.
Ход игры №2: педагог (другие дети) перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть нужное окошко.
- Любимая, заботливая, нежная – мама;
- Добрая, ласковая, милая – бабушка;
- Младший, непоседливый, драчливый – брат;
- Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;
- Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;
- Добрый, серьезный, умный – дедушка.
Дидактическая игра «Моя семья — самая…»
Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;
продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.
Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?
-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…
«Открой окно, которое назову».
Цель: закрепление порядкового счета, закрепить умение ориентироваться в малом пространстве.
Приложение №2
Решение проблемных ситуаций с использованием дидактического полотна.
- Кто кому в семье приходится?
- Кто, что делает по дому?
- Кто старше, кто моложе и почему?
- Обязанности мужчин и женщин в семье?
- Что по дому может делать мама (папа), бабушка (дедушка), дочь (сын) и почему?
- Кого в семье мы можем назвать пожилыми и молодыми людьми и почему?
- Кто в семье главнее мама или папа и почему?
- Что такое семья?
- Что значит дружба, любовь к близким, родному дому.
- Кто бабушка для твоего папы?
- Кто дедушка для твоего папы?
- Кто дедушка и бабушка для твоего папы?
Игровые правила.
- Действовать по сигналу воспитателя;
- соблюдать очередность, выдержку;
- соблюдать партнерские отношения, работая в парах.
Дидактическая игра «Кто живет в квартире».
Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.
Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.
Вопрос: — Объясни, почему ты так думаешь?
Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».
Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике);
активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) — помогают заботиться о внуках.
Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.
Ход игры № 1: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.
— На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.
- Младенец- растет, развивается;
- Подросток- растет, учится;
- Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;
- Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;
- Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) — помогают заботиться о внуках.