Конструкт по заучиванию стихотворения
Конструкт
организации непосредственно образовательной деятельности
по ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
Волчихиной Екатерины Андреевны
(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)
ДОО:
№5
Группа:
старшая группа ( 5 — 6 лет)
Вид НОД:
речевое развитие
Методист по практике:
Соломина Елена Владимировна
Тема:
стихотворение Г. Виеру «Мамин день»
Образовательная область:
«Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Форма проведения НОД:
фронтальная, индивидуальная
Вид деятельности:
познавательная, двигательная
Цель:
развитие умений у детей учить стихотворения «Мамин день» наизусть.
Планируемый результат:
Дети с мотивированы на совместную деятельность;
Дети проявляют любознательность и активность в процессе заучивания стихотворения «Мамин день »;
У детей совершенствуется диалогическая речь: умение отвечать на вопросы взрослого;
Дети знакомы с стихотворением Г. Виеру «Мамин день »
Дети проявляют интерес к художественной литературе, желание слушать литературное произведение;
Дети проявляют эмоциональный отклик на содержание литературного произведения;
Дети отвечают на вопросы в процессе общения;
У детей снято мышечное напряжение;
Дети запоминают стихотворение;
У детей развивается слуховая и зрительная память, произвольное внимание;
Дети умеют выразительно читать наизусть с использование приема мнемотехники;
Дети умеют воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием;
Дети проявляют доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг другу, не перебивать;
Дети умеют анализировать процесс и результат своей деятельности;
Дети умеют сообщать о своих впечатлениях, желаниях;
У детей совершенствуется диалогическая речь;
Дети с мотивированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.
Задачи | Задачи с учётом особенностей воспитанников группы |
Воспитательные: воспитывать интерес к художественной литературе, желание слушать литературное произведение; воспитывать эмоциональный отклик на содержание литературного произведения; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности, умение слушать друг другу, не перебивать Развивающие: развивать любознательность и активность в процессе заучивания стихотворения; развивать умение отвечать на вопросы взрослого; развивать слуховую и зрительную память, произвольное внимание мнемотехники; развивать умение воспроизводить ритм стихотворения, правильно пользоваться речевым дыханием. Образовательные: познакомить детей с стихотворением Г. Виеру «Мамин день »; побуждать детей запоминать стихотворение; учить детей выразительно читать наизусть с использование приема мнемотехники; формировать у детей умение анализировать процесс и результат своей деятельности» формировать у детей умение сообщать о своих впечатлениях, желаниях. |
ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА
К концу пребывания во второй младшей группе дошкольники должны знать не менее 12 стихотворений. Программные стихи невелики по объему и легко запоминаются детьми. Исключение составляет только потешка «Солнышко-ведрышко», с которой детей знакомят в начале года. Она не запоминается сразу, как другие стихотворения. Поэтому желательно, чтобы воспитатель рассказывал ее детям неоднократно: во время одевания на прогулку, на участке (особенно в пасмурные дни) и т. п. Запомнив потешку, дети читают ее самостоятельно.
При заучивании стихотворений следует показывать детям предметы, игрушки, о которых в них говорится (лошадку, медвежонка с забинтованной лапой, флажок и др.). В одних случаях игрушка может использоваться как объект инсценировки. Так, воспитатель читает стихотворение «Лошадка» А. Барто и при
этом «причесывает лошадке шерстку гладко», «гребешком приглаживает хвостик». Затем 2—3 раза он повторяет текст при участии детей. В других случаях демонстрируемая игрушка (картина) побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает строчками стихотворения, и малыши, повторив их, без труда запоминают. Например, перед детьми медвежонок с забинтованной лапой. «Заболел? Почему лапа завязана?» — волнуются они. «Уронили мишку на пол…»,— цитирует воспитатель. И спрашивает: «Поняли, что произошло?» Трое-четверо детей рассказывают о случившемся (повторяют фразу «Уронили мишку…»).
Чтобы ребенок запомнил стихотворение (часть его), необходимо неоднократное повторение. Оно быстро надоедает детям, поэтому нужно находить значимые для малышей мотивировки. Например, педагог читает: «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…» В это время один из детей изображает кораблик, плывущий под парусом (используется яркий однотонный головной платок). Воспитатель дочитывает стихотворение, а малыш «доплывает» до кого-либо из детей и «опускает парус» (отдает сверстнику платок), приглашая его изображать кораблик. Воспитатель повторяет стихотворение или поручает это сделать ребенку.
Как правило, детям больше нравится наблюдать и слушать. Поэтому, чтобы побудить ребенка к самостоятельному чтению, целесообразно также предусмотреть игровую мотивацию. Так, 2—3 раза повторив с детьми стихотворение «Лошадка» А. Барто, воспитатель вызывает ребенка, смелого и хорошо запоминающего стихи. Предлагает прочесть стихотворение, а затем разрешает сесть на лошадку (игрушка-качалка) и покататься на ней. В это время остальные дети могут цокать, «как лошадки». Самостоятельно прочитав стихотворение «Флажок» О. Высотской, малыш получает флажок и марширует с ним, а дети, подражая барабанной дроби, декламируют: трам-пам-пам, трам-пам-пам.
В конце занятия не следует вызывать для чтения наизусть многих детей. Если стихотворение небольшое, легко читается и сопровождается игровыми действиями, можно спросить четверых. В остальных случаях достаточно того, чтобы стихотворение прочли 1—2 ребенка.
Вне занятий надо чаще напоминать детям выученные стихи, поощрять их попытки прочесть стихотворение воспитателю, сверстникам. На утреннике одно и то же программное стихотворение могут читать 2—3 ребенка. Слушателей и исполнителей это не смущает, главное для них — участие в празднике.
Итоговые занятия по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы проводятся в форме литературных викторин. С помощью самых разнообразных приемов, употребляемых в самых различных сочетаниях (узнай книгу по обложке, картинке, по инсценируемому отрывку и т. п.), воспитатель повторяет с детьми пройденный материал и проверяет, как он освоен. Итоговые занятия проводятся раз в квартал.
содержание .. 11 12 13 ..
Ознакомление детей младших дошкольного возраста с художественной литературой
В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение),имя автора.
Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница –комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» – при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова и др.
Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышает степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.
По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного.Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть: «Хорошая золотая рыбка, как она помогала старику!»,или: «Каков Жихарка! Маленький да удаленький!»
В конце занятия можно повторное чтение произведения(если оно короткое) и рассматривание иллюстраций, которые углубляют понимание текста, уточняют его, полнее раскрывают художественные образы.
Методика использования иллюстраций зависит от содержания и формы книги, от возраста детей. Основной принцип-показ иллюстрации не должен нарушать целостного восприятия текста. Основная задача чтения дошкольника — научить слушать и слышать (правильно воспринимать речь). Картинка — иллюстрация, помещаемая в детской книге, помогает воспитателю преподнести ребенку читаемый текст, но она и может помешать восприятию, если показать ее не вовремя.
При знакомстве с новой книгой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними вместе иллюстрации. Надо, чтобы картина следовала за словом, а не наоборот — иначе яркая картинка может увлечь детей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словом, потому, что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство детей к данной книге.