Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»


Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Ольга Кострикова

Описание опыта работы «Экспериментальная деятельность в ДОУ»

Меня зовут Кострикова Ольга Витальевна! Пятый год я занимаюсь с детьми исследовательской деятельностью. Прошла курсы повышения квалификации в этом направлении. Участвовала в районной педагогической конференции работников ДОУ, где представила опыт работы в форме презентации, Получила грамоту за лучшее предъявление опыта на Канской педагогической конференции восточного образовательного округа Красноярского края «Современные практики дошкольного образования на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта», На районном методическом объединении представила мастер-класс по развитию речи с использованием элементов экспериментальной деятельности. Много раз давала открытые занятия для педагогов района и города.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментально-исследовательская деятельность. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально — исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастные особенности. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Метод экспериментирования способствует формированию интегративных качеств дошкольника.Обеспечивает интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие»

,
«Социально-коммуникативное развитие»
,
«Речевое развитие»
,
«Художественно-эстетическое развитие»
,
«Физическое развитие»
. Развивает интерес ребенка к окружающему миру, активность, инициативу и самостоятельность в его познании в ходе практической
деятельности.
Развитие исследовательских способностей ребёнка — одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи, и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы; происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций.

Требования модернизации образования — поиск новых эффективных форм обучения дошкольников. В пункте 4.6. ФГОС в целевых ориентирах сказано о том, что нужно развивать у детей, инициативу и самостоятельность к познавательно-исследовательской деятельности. На практике это осуществляется через возможность самостоятельно воспринимать детьми простые и сложные опыты, делать выводы. В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты.

Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. Поэтому стремлюсь учить не всему, а главному, не сумме фактов, а целостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться в её потоке. Хочу чтобы привлекало в занятии опытами детей не только зрелищность (изменение цвета, формы жидкости, но и понимание о том, как это применить в жизни.

В основе работы по детскому экспериментированию я опираюсь на идеи:

— общей направленностью на получение новых сведений о том или ином предмете, явлении, веществе (что нового мы сегодня узнали проведя опыты с воздухом)

;

— получением новых знаний и сведений, чего-то нового, неожиданного (Понравилось ли вам узнавать свойства воздуха? Хотите еще исследовать эти свойства);

— накоплением обобщенных способов и методов исследования (теперь вы знаете что, воздух легче воды и как это можно проверить)

.

При анализе деятельности я расставила акценты на то, что уже достигнуто и к чему нужно стремиться, а именно дети научились анализировать, делать выводы, могут сами объяснить некоторые закономерности в природе. Они с большим интересом проводят опыты, сами создают условия для проведения опытов и наблюдений. Ответственно относятся к выполнению домашних заданий. Многое в экспериментальной деятельности с детьми моей группы я уже использовала, но есть ещё к чему стремиться,то есть хочу чтобы дети могли самостоятельно:

— выделять и ставить проблему, которую необходимо разрешить;

— предлагать возможные решения;

— проверять эти возможные решения, исходя из данных;

— делать выводы в соответствии с результатами проверки;

— делать обобщения.

В рамках реализации основной образовательной программы ДОУ, в образовательной области «познавательное развитие»

,
работа направлена на достижение программной цели, развитие познавательно-исследовательской деятельности. Получение положительных результатов в освоении детьми познавательно-исследовательской деятельности обусловлено учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников и постепенным усложнением программного материала (если в младшей группе знакомим детей с обобщающими способами исследования разных объектов и включаем детей в совместные с взрослым практические познавательные действия, то в старшем дошкольном возрасте мы закрепляем умения использовать обобщенные способы обследования объектов и формируем умение определять алгоритм деятельности).
В своей работе по исследовательской деятельности отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям-исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что данный вид деятельности вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно, но в тоже время в каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждению, умозаключению, уточняются их знания о свойствах и качествах объектов, об их изменениях. Их провожу как в образовательной деятельности, так и в свободной самостоятельной и совместной деятельности.

Дети с огромным удовольствием проводят опытыс объектами неживой природы: песком глиной, магнитом, тканями, снегом, водой, воздухом. Например, для того чтобы узнать есть ли воздух вокруг нас предлагаю детям поймать его с помощью пакетов, а затем определить какого он цвета? Набрав воздух в пакеты, дети рассуждают, что его можно поймать, значит, он находится вокруг нас и что не имеет цвета. Так знакомлю детей с свойствами воздуха.

Из опыта «Волшебница — вода» при взаимодействии воды и сиропа узнали о её свойстве изменять цвет, опыт «Волшебная рукавичка»

помог выяснить способность магнита притягивать металлические предметы через рукавичку.

Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное — ребята всё проделывают сами. Наши отношения с детьми строятся на основе партнерства. Дети учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий»

, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной
работы.
Рассказывать об экспериментах и открытиях юных воспитанников можно бесконечно. Я на практике убедились в том, что экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью ребенка-дошкольника. Главное, чтобы интерес ребёнка к исследованиям, открытиям со временем не угас.

Быть может, в недалеком будущем, из «Любознаек»

и
«Почемучек»
, выпускники моей группы вырастут, и станут выдающимися учеными. В школе многие ребята уже отличники и спортсмены, защищающие честь школы и района.

С введением ФГОС большое внимание уделяю работе с родителями Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодоверие. Активная совместная работа способствует усилению взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.Главными задачами во взаимодействии с родителями считаю:

— во-первых, установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить усилия для развития и воспитания детей;

— во-вторых, создать атмосферу общности интересов;

— в-третьих, активизировать и обогащать воспитательские умения родителей.

Родители принимают активное участие в конкурсах «Эксперименты дома»

,
«Почему так?»
помогают в оборудовании и пополнении лаборатории нашей группы необходимыми материалами. В индивидуальных беседах, консультациях на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации я убеждаю родителей в необходимости повседневного внимания к детскому
экспериментированию. Провела родительское собрание на тему «Детское экспериментирование в детском саду и дома»
, анкетирование родителей с целью выявления отношения их к поисково — исследовательской активности детей

В группе имеется информационный уголок для родителей по исследовательской деятельности.В нем родители могут получить консультацию на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»,буклеты и рекомендации: «Проведение опытов дома»

, ознакомиться с памяткой
«Экспериментирование с водой»
.

У меня в группе создана лаборатория для экспериментальной деятельности в которой мы проводим исследования.

Комнатный «Весёлый огород»

, где вместе с детьми мы выращиваем и наблюдаем, как растут и развиваются растения.

собраны копилки «Морское дно»

,
«Что у нас под ногами»
;

• Приборы– помощники для экспериментирования: весы, магниты, лупы, песочные часы;

•Природные материалы: песок, глина, земля, семена, камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, уголь, соль, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, семена фруктов и овощей.

•Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт, пробирки, шпатели, деревянные палочки, мензурки, воронки, резиновые груши разного объема.

•Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха, поролона, пробирки, проволока,

•Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объемы:

пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки.

Дополнительное оборудование и материалы.

— детские халаты, фартуки, мантии, конфедератки;

— схемы для проведения опытов.

Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети взрослеют очень быстро, легко адаптироваться в социальной среде, самостоятельно находить верные решения, они смогут, если мы сегодня поможем развиваться их способностям и талантам. Пробудим интерес к самому себе, к окружающему миру.

И как сказал В. А. Сухомлинский, «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что он узнал».

Практическая часть

Элемент одного из видов экспериментальной деятельности

Сейчас я хочу представить вам элемент одного из видов экспериментальной деятельности, опыт окрашивание ткани. Предлагаю вашему вниманию видеописьмо

Эксперимент «Ткань и краски»

— Возьмите пяльцы с тканью, три маркера вместе в одну руку и поставьте точки на ткань, держим до счёта 3 (считаю 1, 2, 3.)

. Вот так.
(Воспитатель показывает)
.

— Следующее действие сначала покажу я, а потом вы.

-Беру шприц, наклоняю ткань, капаю на каждую точку по несколько капель.

— А теперь вы делаете то же самое, слушая меня. Возьмите шприц, наклоните ткань, капните на каждую точку несколько капель.

— Что у вас получилось? (Точки растеклись и раскрасили ткань)

— Что произошло с точками?

— Как вы думаете, почему так получилось?

— Жидкость растворила краску маркеров, так же как вода растворяет акварельные краски.

А на что стали похожи ваши точки?

Вывод

Окрашивание ткани происходит от взаимодействия жидкости с маркером. Ткани окрашиваются специальными красками, а сегодня мы познакомились с необычным способом нанесения рисунка на ткань.

— Посмотрите какой замечательный рисунок получился у каждого из вас.

А вот что получилось у наших ребят (показ образцов рисунка)

-Если посмотреть внимательно, на что похоже то, что у вас получилось? (ответы детей)

Вы можете взяв маркеры дорисовать ваш рисунок.

Правила безопасности

Но если вы планируете проводить более сложные опыты, например, с использованием спичек, газовой горелки, химических реактивов — обязательно следуйте правилам безопасности:

  • надевайте и на себя, и на ребёнка необходимые средства защиты: перчатки, маску, халат, очки;
  • расскажите ребёнку, что никогда нельзя наклоняться к потенциально опасным реактивам или к огню слишком близко, и сами всегда следуйте этому правилу — такая предусмотрительность поможет избежать ожогов и других травм;
  • накройте стол или другую рабочую поверхность материалом, который защитит мебель от повреждений.

Обзор лучших наборов для опытов для детей

Выбирая детский набор для опытов, постарайтесь учесть два важных фактора: возраст и интересы ребёнка — подростку вряд ли понравится набор с простейшим опытами для малышей, а если ребёнок мечтает о комплекте для химических опытов — стоит купить именно такой набор. Зато по полу различий в наборах для юных экспериментаторов нет, комплекты одинаково подойдут и мальчикам, и девочкам.

«Набор шпиона» (ЭВРИКИ)

Ребёнок поиграет в детектива и попутно познакомится с лупой, исчезающими чернилами, порошком для снятия отпечатков пальцев.

Для какого возраста подходит: 4-7 лет.

Ориентировочная цена: 500 рублей.

«Экспериментариум» (1 TOY)

Набор, с которым ребёнок сможет провести 65 разных опытов из области химии и физики. Все эксперименты достаточно просты, комплект сопровождается красочной инструкцией.

Для какого возраста подходит: 4-10 лет.

Ориентировочная цена: 2000 рублей.

«Занимательные опыты для начинающих» (RANOK CREATIVE)

В комплект входят только безопасные компоненты для проведения опытов из сферы физики, химии, биологии — кукурузный крахмал, пищевые красители, чашка Петри и подобные.

Для какого возраста подходит: 5-10 лет.

Ориентировочная цена: 1200 рублей.

«Молекулярная кулинария» (Qiddycome Супер профессор)

Набор с подробными рецептами, с помощью которых ребёнок сам приготовит блюда молекулярной кухни, например, макароны из мармелада или йогуртовый бутерброд. В комплект входят не только необходимые для готовки продукты, но и нужная посуда: разнообразные ёмкости, ложки, палочки.

Для какого возраста подходит: 7-14 лет.

Ориентировочная цена: 2000 рублей.

«Эксперименты в коробочке» (Простая Наука)

В комплект входят составляющие для проведения 14 увлекательных физических и химических опытов: для выращивания кристалла, создания полимерных червяков, изготовления голограммы, и для других экспериментов.

Для какого возраста подходит: 8-14 лет.

Ориентировочная цена: 2700 рублей.

«Химическая лаборатория» (BONDIBON)

Большой набор наверняка поможет ребёнку полюбить химию — в комплект входят безопасные реактивы для 200 разнообразных химических экспериментов и опытов.

Для какого возраста подходит: 8-14 лет.

Ориентировочная цена: 3000 рублей.

«Большая химическая лаборатория» (Intellectico)

В набор входят компоненты для 84 занимательных химических опытов: юный химик научится делать вулкан, создавать шпионские чернила, покрывать монету серебром, и многим другим интересным вещам.

Для какого возраста подходит: 8-14 лет.

Ориентировочная цена: 2500 рублей.

Даже если вам кажется, что вы далеки от физики и химии настолько, насколько это возможно — всё равно попробуйте провести хотя бы самые простые опыты вместе с детьми. И, возможно, со временем и вы, и ваш ребёнок по-настоящему полюбите естественные науки!

Занимательная физика

На примере увлекательных опытов ребёнка школьного возраста можно познакомить с законами физики — получится гораздо интереснее, чем просто выучить правило из учебника.

Будьте внимательны: в некоторых физических опытах используется огонь, и зажечь спички или зажигалку — это задача взрослого.

Вилки и равновесие

Для детей 10 лет и старше.

Эксперимент доказывает, что тела могут удерживать равновесие даже в том положении, где удержать равновесие, казалось бы, невозможно — так происходит из-за того, что центр масс у тел причудливой формы смещается ниже, чем у геометрически простых тел.

Что понадобится:

  • две вилки;
  • зубочистка;
  • спички;
  • деревянная палочка.

Пошаговая инструкция:

  1. Поставьте деревянную палочку так, чтобы она была максимально устойчива — например, можно воткнуть палочку в апельсин или в другой плотный фрукт или овощ.
  2. Соедините вилки друг с другом зубчиками.
  3. В просвет между зубчиками вилок поместите зубочистку.
  4. Положите зубочистку на деревянную палочку: если всё сделано правильно, конструкция будет держать равновесие.
  5. Попробуйте вращать конструкцию и сжечь часть зубочистки — вилки продолжат держать равновесие.

Видео к эксперименту:

Опыт со спиртом и маслом

Для детей 10 лет и старше.

Ребёнок убедится на собственном опыте, что у каждой жидкости разная плотность.

Что понадобится:

  • высокий стеклянный стакан;
  • жидкое мыло;
  • растительное масло;
  • вода;
  • спирт (спроси у родителей, какой спирт тебе можно взять для опыта)
  • ложка с длинной ручкой или стеклянная палочка;
  • краситель (пищевой или любой любой) – по желанию.

Пошаговая инструкция:

  1. В стеклянный стакан налейте жидкое мыло (ок. 100 мл).
  2. Добавьте в ёмкость с водой несколько капель красителя, перемешайте ложкой или стеклянной палочкой.
  3. Окрашенную воду очень медленно добавьте в ёмкость с жидким мылом, чтобы вода не смешалась с ним.
  4. Также постепенно налить масло. Каждый слой должен быть примерно 100 мл.
  5. Последним слоем налейте спирт.

Видеоинструкция:

Опыт со свечой и стаканом

Для детей 10 лет и старше.

Ребёнок убедится, что огонь сжигает кислород, а из-за отсутствия воздуха давление внутри ёмкости снижается и образуется вакуум.

Что понадобится:

  • свеча;
  • плоская тарелка;
  • два стакана;
  • вода;
  • одна упаковка пищевого красителя;
  • шприц;
  • пипетка;
  • спички или зажигалка.

Пошаговая инструкция:

  1. Один стакан наполовину наполните водой.
  2. С помощью пипетки добавьте в воду две капли красителя — обойтись можно и без красителя, но с окрашенной водой опыт получится более наглядным.
  3. Поставьте свечу в тарелку, туда же добавьте подкрашенную воду.
  4. Зажгите свечу.
  5. Накройте горящую свечу пустым чистым стаканом.
  6. Из-за снижения давления под стаканом образуется вакуум, вода из тарелки «втягивается» внутрь стакана и поднимается наверх, свеча из-за отсутствия кислорода гаснет.

Видеоинструкция:

Воздушный шар и огонь

Для детей старше 10 лет.

На примере опыта можно показать, что такое теплопроводность: объясните ребёнку, что вода проводит тепло быстрее, чем воздух, и именно поэтому наполненный водой воздушный шарик под воздействием огня лопнет не сразу, а только когда вода достаточно прогреется.

Что понадобится:

  • два воздушных шарика;
  • свеча;
  • спички или зажигалка;
  • мерный стаканчик, желательно с носиком (можно использовать дозатор для утюга);
  • вода.

Пошаговая инструкция:

  1. С помощью стаканчика с носиком наполните шарик водой примерно наполовину.
  2. Надуйте наполненный водой шарик.
  3. Надуйте пустой шарик.
  4. Зажгите свечу.
  5. Поднесите к огню шарик с водой на 10-15 секунд, за это время шарик не лопнет.
  6. Для сравнения поднесите к огню пустой шарик — он лопнет мгновенно.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]