Уголок экспериментирования в детском саду: оформление по ФГОС


Нарисованные картинки

Любые рисунки продуктов — отличный материал для проведения:

  • речевых игр;
  • бесед;
  • логопедических упражнений.

Полезно использовать вместе как наборы предметных карточек с изображениями еды, так и сюжетные картины этой тематики.

Полезные и вредные продукты питания картинки для детей изображают по отдельности, важно учить детей легко различать их.

Карточки с нарисованными картинками подходят для:

  • занятий;
  • игр;
  • упражнений.

Принципы формирования названий детских развивающих центров

Существует большое число разнообразных вариантов имен для детских развивающих центров, как ассоциативных, так и не связанных с профилем деятельности заведения. Детальный анализ названий действующих центров позволяет определить основные принципы их формирования, изложенные ниже. Ознакомившись с ними, а также с многочисленными примерами, вы сможете создать оригинальное и успешное имя для собственного дела.

  1. Названия, ассоциирующиеся с интеллектом и деятельностью детского развивающего центра. Популярны варианты, в которых используются ключевые слова, связанные с умом, интеллектом и знаниями («Научилус», «КРУГОЗОР», «Познавайка», «Я – Гений»). Интересно и оригинально звучат имена известных ученых («Сократик», «Пифагорка», «Да Винчи», «Маленкие Эйнштнейны)». Кроме того, ассоциативные названия могут отражать специфику работы центра, используемые программы и подходы («Менар», «Волшебный мир Монтессори», «Лингвистикум»).
  2. Названия, связанные с мультфильмами и сказками. Поскольку деятельность детских развивающих центров направлена на ребенка, большая часть их названий связана именно с детскими темами. Такими являются яркие и запоминающиеся имена, связанные с мультфильмами, сказками и их персонажами («Веселый Чебурашка», «Чеширский кот», «Пряничный домик», «БАРМАЛЕЙКИН»).
  3. Названия, связанные с детством и детьми. К этой группе относятся, прежде всего, варианты, включающие разные сочетания со словом «детство» («Островок Детства», «Детское время», «Чудо Детство», «АКАДЕМИЯ ДЕТСТВА») и словами «kids», «baby», «ребенок» («Браво Kids», «Kids Up», «BABY BOOM», «Это же ребенок»). Кроме того, множество вариантов имен, не содержащих ключевых слов, вызывают у посетителей прямые ассоциации с детством и детьми («Карапузики», «Дочки – Сыночки», «Мамина Радость», «Егоза»).
  4. Другие оригинальные названия. Многие предприниматели предпочитают выбрать имя, не вызывающее очевидных ассоциаций с деятельностью развивающего центра, но зато легко запоминающееся и вызывающее положительные эмоции («Улыбка», «Яркое начало», «Радуга»).

Создание и работа уголка речевого развития в детском саду: роль, значение, цели и задачи

Речь у ребёнка развивается постепенно. К 1,5 годам появляются первые простые предложения: «Дай пить», «Дай мне» и т. д. К трём годам словарный запас составляет примерно 1500 слов, ребёнок составляет сложные предложения, использует союзы, придумывает новые слова. Таким образом, уже в младших группах детского сада уделяется повышенное внимание речевым занятиям с детьми.

Процесс овладения речью — сложный процесс, который осуществляется во всех видах детской деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выделяет отдельную область — «Речевое развитие» — и выдвигает требования к работе воспитателя в этой направленности. Помимо разработки и проведения типовых и интегрированных речевых занятий, перед педагогом дошкольного образовательного учреждения поставлена задача в организации предметно-пространственной среды в группе. С целью развития и при необходимости корректировки речевых умений воспитанников всех возрастов оформляются несколько уголков — книжный, логопедический, театрализованный и речевой.

Речевой уголок предполагает проведение занятий индивидуальных и в подгруппах по 2–3 воспитанника. Он также становится одним из центров самостоятельной деятельности детей, им приятно и интересно изучать здесь наглядные материалы и играть. Цель создания уголка речевого развития — оптимальная организация развивающей среды для совершенствования речевых способностей воспитанников.

Задачи речевого уголка напрямую зависят от возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Таблица: задачи речевого уголка

Уголок экспериментирования в ясельной группе

Кристина Аветисян

Уголок экспериментирования в ясельной группе

Период 1,5–3 лет — время активного развития в физической и мыслительной областях. Ребёнок меняется, лучше ориентируется в пространстве и исследует окружающую среду. В его действиях появляется познавательный интерес, который он переносит и в игровую деятельность. Взрослому необходимо использовать эти моменты спонтанной заинтересованности для формирования элементарных исследовательских навыков, показать малышам, что от опытных занятий с простыми предметами можно получить положительные эмоции.

Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории- способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

в уголке экспериментирования помещают коллекция полезных ископаемых, набор материала для исследований, доступных для детского экспериментирования (камни, различные виды глины, песка и пр., лупы, емкости для проведения опытов, справочная литература. Уголок экспериментирования в данном случае оборудуется на срок, необходимый для закрепления представлений о свойствах полезных ископаемых и ограничивается 1-2 неделями. Она представляет собой этажерку на колесиках с полками, на которых размещаются материалы и оборудование.

Помимо подвижных уголков экспериментирования в группе оборудована и стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности, работа в которой проводится детьми самостоятельно.Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода»

,
«Звук»
,
«Магниты»
,
«Бумага»
,
«Свет»
.

Основным оборудованием в уголке являются:

•приборы-помощники: лупы, компас, магниты;

• разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса.)

•природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др. ;

•утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др. ;

•разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др. ;

•красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.)

;

•медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

•прочие материалы: зеркала, воздушные шары.

При оборудовании уголка экспериментированиянеобходимо учитывать следующие требования:

• безопасность для жизни и здоровья детей;

• достаточность;

• доступность расположения.

Оформление центра речевого развития

Центр речевого развития оборудуется и наполняется в соответствии с возрастом воспитанников. Таким образом, ежегодно он трансформируется и обогащается, чтобы детям было интересно и результативно здесь заниматься.

Для младших дошкольников уголок речевого развития может включать зону сенсорики — место для развития мелкой моторики. Как вариант, это столик с развивающими играми: пирамидки, сортер, книжки и игрушки с кнопками, мешочки с семенами и камешками.

Это может быть коврик на стене с пищалками, резиночками, пластиковым зеркальцем, пуговицами, картинками из фетра, лентами, липучками. На сенсорном коврике обычно изображается сюжет знакомой детям сказки («Репка», «Теремок», «Три поросёнка») или изображения природных объектов, животных: цветочки, деревья, бабочки, птицы, зайчики и т. д. Всем известно, что ребёнку первым делом хочется потрогать заинтересовавший его предмет, поэтому развивающий коврик изготавливается из кусочков яркой ткани, лоскутков бархата, принтованной ленты, красочной тесьмы.

Для всех возрастных групп дошкольников в уголке должны быть представлены предметы и игровые наборы для развития речевого дыхания. Для этих целей используется бросовый материал и простые игрушки: пластиковые трубочки и стаканчики, мячики для пинг-понга, ватные шарики, султанчики и вертушки, флажки, воздушные шарики. Воспитатель включает дыхательные упражнения в игровую деятельность.

В речевом уголке старшей и подготовительной группы оформляется место для настольно-печатных игр. Подборка составляется из игр с буквами и словами:

    «Занимательная азбука»: к карточкам с буквами (прописными и печатными) надо подобрать карточки с изображением предметов на эти буквы. «Азбука-лото»: карточки с буками заполняются фишками с животными, названия которых начинаются на эти буквы. «Калейдоскоп букв»: дети учатся распознавать символьные обозначения букв на игровом поле. «Составь слово. Домино»: из карточек складывается изображение и его название. «Кто где живёт»: карточки со словами, животными и местами их обитания.

Для стимулирования речевого творчества детей, проведения игр-драматизаций в уголке оформляется небольшая зона с ширмой, декорациями, куклами. В отличие от уголка театрализованной деятельности, место для инсценировок в речевом уголке ограничено. Например, можно обклеить картонную коробку — это будет сказочный лес для фигурок. Диалог с использованием кукол на руку и бибабо можно разыграть из-за раскладной бумажной ширмы.

Требования к уголку речевого развития по ФГОС ДО

Оптимальное расположение: уголок достаточно освещён, находится в тихом месте рядом с книжным, театрализованным и сенсорного развития уголками. Соответствие возрастным и индивидуальным потребностям детей. Наличие одушевлённого персонажа — куклы или игрушки. Персонаж-хозяин уголка побуждает детей к речевой деятельности: рассказывает забавные истории, приглашает к игре, задаёт вопросы. С помощью одушевлённой игрушки осуществляется демонстрация двигательных упражнений и артикуляционной гимнастики. Эстетичность. Уголок оформляется в одном стиле с зонами художественного чтения и театральной деятельности. Место занятий привлекает не только яркими красками, но и интересными предметами: репродукции на стене, фигурки на полке. Дидактические и игровые материалы располагаются в уголке по темам, воспитанники учатся соблюдать порядок. Безопасность. Воспитанники первой и второй младшей групп самостоятельно упражняются в развитии мелкой моторики под контролем педагога (из-за опасности попадания мелких деталей в дыхательные пути). Не рекомендуется оборудовать речевой уголок навесными полками или шкафами со стеклянными дверцами. Электроприборы и источники питания должны быть недоступны детям.

Названия центра речевого развития

Название уголка развивающей деятельности в детском саду должно быть кратким и понятным. Традиционно центр активности называется по собственно направленности занятий. Поскольку обязательным атрибутом речевого уголка является одушевлённая игрушка, часто в названии используется имя этого фантазийного персонажа. Названия необычные и забавные вызывают дополнительную заинтересованность воспитанников. Можно устроить конкурс для детей и родителей на придумывание названия.

    Классические названия: «Речевой уголок», «Речевичок», «Уголок развития речи», «Учимся разговаривать», «Уроки речевого развития».

Названия с именем хозяина уголка: «Уроки тётушки Совы», «Привет, Незнайка!», «В гостях у Лунтика», «Пуговка приглашает», «Говоруша», «Мушка-болтушка», «Зайка-лопотушка».

Смешные названия: «Поговорим-ка», «Беседка», «Звукарик», «Говоряшка/Говоруша», «Азбукварик», «АБВГДЕйка», «Говорилки», «Логострана», «Посидим-поговорим», «Речецветик».

Содержание центра речевого развития

Особое место в речевом уголке отводится одушевлённому персонажу. С этой игрушкой или картинкой ребята беседуют в игровой форме, он «присылает» им посылки с новыми играми и письма с заданиями.

Для центра детской деятельности выбирается экологически безопасная (пластиковая, деревянная, мягкая) мебель. Шкафы, стулья и столы должны быть удобными, подходить под рост детей. Примерный список мебели для речевого уголка:

    Шкаф/стеллаж с полками. Столик или полка для временных выставок. Рабочий стол и стульчики.

Оборудование в уголке развития речи:

Зеркало. Нужно для выполнения артикуляционных упражнений, ребёнок следить за своей мимикой, учится самостоятельно контролировать и направлять свои действия. Зеркало должно быть надёжно закреплено на стене и находиться за рабочим столом, во-первых, это удобно ребёнку во время занятия, во-вторых, так исключается риск того, что дети случайно заденут зеркало и оно упадёт.

Аудиомагнитофон, телевизор. Одна из составляющих речевого развития в детском саду — обогащение слухового опыта воспитанников. Дети слышат грамотную речь, правильное произношение, логично построенные высказывания — формируется их культура устного общения. С этой целью в речевом уголке прослушивают аудиосказки, записи чтения стихотворений артистами. Просмотр коротких видеороликов служит материалом для построения дальнейшей беседы.

Магнитная доска. Как говорилось выше, такая доска может быть использована для размещения текущей информации, демонстрации фотографий и иллюстраций по теме занятия. Но чаще она используется для выполнения упражнений воспитанниками. Например, в следующих заданиях: «Расположи картинки в правильной последовательности, чтобы получился сюжет сказки. Попробуй пересказать», «Из букв магнитной азбуки сложи слова…», «Распредели картинки по темам, придумай название для каждой из них».

Экспериментальная деятельность в раннем возрасте

Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Суханову Любовь Владимировну, воспитателя МБДОУ «ДСКВ № 46» г. Братска Иркутской области. Сегодня Любовь Владимировна любезно поделится своим профессиональным опытом по организации экспериментальной деятельности в раннем возрасте. Статья будет интересна воспитателям групп раннего возраста.

Краткий комментарий к статье от Любови Владимировны:

«Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира».

Полезного чтения…

Экспериментальная деятельность в раннем возрасте

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская активность – естественное, биологически заложенное, состояние ребенка. Каждый ребенок уже от рождения – исследователь. Он настроен на познание мира. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось в процессе саморазвития.

Многие педагоги и психологи говорят о преимуществе метода экспериментирования. Но в действительности в деятельности детей раннего возраста он применяется редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения.

Малыши очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. По мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

При лишении возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

В процессе экспериментирования младший дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем, исследователем.

Процесс познания — творческий процесс, и моя задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Опыт показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего возраста. Они с удовольствием обследуют предметы. При выборе метода ознакомления детей раннего возраста с окружающим миром я остановилась на опытно-экспериментальной деятельности. Изучаемые предметы дети должны не только наблюдать, но и подвергать их воздействиям, видоизменяя, выделять в них новые свойства и качества. Знания о том или ином предмете, ребенок должен получать не как голый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений.

Для повышения интереса к экспериментальным действиям я организовала лабораторию, где проводят исследования «Ученые гномы». Дети одевают колпачки, превращаются в любознательных персонажей и проводят совместную экспериментальную деятельность – делают новые научные открытия. Дети верят в чудеса и на уровне сказочной реальности получают новые богатые познания и полезный жизненный опыт.

Цель проекта создать условия для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования.

В результате проектной деятельности стараюсь решить следующие задачи:

1. Знакомить детей со способами исследования разных предметов (постепенно подключать все виды восприятия; помогать обследовать предметы, выделяя их свойства и качества; побуждать включать движения рук в процессе знакомства с предметом, обводить руками части предмета, гладить; производить действия экспериментального характера).

2. Формировать представления о свойствах и качествах предметов (научить определять весовые параметры, температурные качества, материал изготовления; познакомить со способностью магнитов и получением промежуточных оттенков при смешивании красок, узнавать предметы по издаваемому звуку, познакомить с источниками света и тепла )

3. Развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по общему свойству, устанавливать физические закономерности).

4. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера (наблюдения, беседы, опыты). Выполнять действия в соответствии с задачей, использовать действия моделирующего характера.

5. Стимулировать познавательную активность, наблюдательность, любознательность.

6. Развивать внимание и память, слуховую дифференциацию, тактильные ощущения, мелкую моторику.

7. Развивать коммуникативные умения и инициативную речь в процессе взаимодействия.

Я провожу работу с детьми 3-х летнего возраста в количестве 7 человек во второй половине дня в совместной деятельности.

Предметно – пространственная среда в группе оснащена материалом и оборудованием, необходимым для формирования познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности:

Разнообразные сосуды: пластмасса, стекло, металл;

Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики.

Природный материал: камешки, опилки, перья, песок.

Утилизированный материал: проволока, ткани, пластмасса, пробки, крышки.

Приборы:фонарики, электрическая лампа, линейки, спринцовки, трубочки, палочки, контейнеры, коробки.

Инструменты:магниты, лупы, зеркала, безопасные ножницы.

Материалы: бумага, фольга, ткань, наждачная бумага.

Предметы: маленькие резиновые и пластмассовые мячики, магнитики, свечи, восковые карандаши, деревянные и металлические ложки, пуговицы.

Данный проект направлен на контакт ребенка с предметами и материалами. Элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности; побуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира.

Работа по экспериментальной деятельности планируется поэтапно, с последующим усложнением. Первоначально, малыши знакомятся с бумагой и тканью, учатся узнавать вещи из этих материалов, знакомятся со свойствами и качественными характеристиками. Я предлагаю детям постирать два платья – одно бумажное, другое из ткани. Через практические действия, подвожу ребят к выводу, что бумага не предназначена для изготовления одежды, она намокает и разрушается в воде, а ткань сохраняет целостность. При проведении других опытов, дети знакомятся с другими характеристиками данных материалов: узнают, что вещи режутся, мнутся, впитывают, намокают, тянутся, рвутся.

В дальнейшей исследовательской деятельности, дети знакомятся с такими материалами, как древесина, металл, резина, пластмасса, стекло. Учатся узнавать предметы, сделанные из этих материалов и отличать их по визуальным и тактильным признакам. В ходе практических действий, ребята выявляют структуру поверхности предметов, их плотность, упругость, толщину, гибкость, теплопроводность.

Дети узнают, что вес предметов зависит от материала их изготовления.

Так, в процессе экспериментальной деятельности «Маша и Медведь», дети группируют предметы по весу (легкие – тяжелые) в зависимости от размера сказочного персонажа. Маша и медведь выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

• игрушки из одного материала, но разные по размеру. Я спрашиваю, почему Медведь возьмет игрушки большего размера, и проверяю ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

• игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Спрашиваю, какие игрушки возьмет Маша и почему;

• игрушки одного размера из разных материалов. Выясняю, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем предлагаю детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Маша и Медведь, и выясняю: как узнать, какое ведерко сумеет донести Маша, а какое Медведь? Проверяем предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.

Опыты «Что звучит» и « Звуки предметов» подводят детей к пониманию причин возникновения звука – целенаправленное воздействие человека на предметы способствует возникновению определенных шумовых эффектов. Дети учатся узнавать предметы по издаваемому звуку, ассоциировать их со звуками природы и музыкальными инструментами.

Цикл исследований «Волшебные лучи» формируют у детей представление об источниках света: природных и изготовленных руками человека. Я знакомлю детей со способами использования предметов: свеча, фонарик, лампа. В ходе практической деятельности подвожу к пониманию, что освещенность зависит от мощности источника.

Экспериментальная деятельность «Фокус – покус» и «Волшебная сила» позволяет познакомить детей со способностью магнитов. Практические действия помогают выявить предметы, взаимодействующие с магнитом и подвести к выводу, что магнит притягивает только металлические предметы.

Таким образом, в ходе опытно — экспериментальной деятельности, ребенок раннего возраста учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, устанавливать причинно-следственные связи, соблюдать правила безопасности.

Эффективность экспериментальной деятельности не возможна без взаимодействия с семьей.

Консультации «Экспериментальная деятельность в детском саду», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» способствовали повышению информационного опыта у родителей. А применение современных технологий (показ презентации «Детское экспериментирование», буклет «Юные исследователи») способствовало возникновению интереса к исследовательским действиям в домашних условиях.

Родители активно взаимодействуют, и в настоящее время происходит обмен информацией по электронной почте, для создания фотоальбома «Мир открытий». Я предложила родителям картотеки игр-опытов для домашнего экспериментирования, в качестве обратной связи получаю фотографии о проведенной экспериментальной деятельности в домашних условиях. Прослеживается желание к дальнейшему взаимодействию.

Подводя итог своей работы, я пришла к выводу о том, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких “почемучек” и, направляя их активную двигательную деятельность, мы способствуем развитию познавательной активности, обогащаем представления детей об окружающем в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; М, Мозаика – Синтез, 2014 г.
  2. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет, Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий» Авторы — составители Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С-П: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]