Роль экологического воспитания в развитии дошкольников

Вопросы экологии с каждым годом становятся все актуальнее. Неразумное и эгоистичное поведение человека приводит к катастрофическим последствиям. Нам как родителям важно помнить, что взрослый человек, наносящий вред природе, когда-то был ребенком, которому не привили должной любви к миру, не внушили важность бережного отношения к природному богатству. Поэтому так важно не просто помнить об экологическом воспитании дошкольников, но и понимать значимость этой работы, уметь правильно выстроить ее, чтобы вырастить гуманную, сострадающую личность, понимающую свою созидательную роль.

Что входит в понятие «экология»?

Исходим из того, что экология – это наука о взаимодействии всех звеньев в природе и влиянии на нее человеческой деятельности. Тогда экологическое воспитание – это, прежде всего, формирование у ребенка позитивного восприятия окружающей среды как единого целого, его убежденности, что необходимо относиться к природе бережно, разумно используя ее ресурсы.

Концепция экологического воспитания в дошкольном возрасте включает в себя:

  • нравственное воспитание (привитие сострадательного отношения к окружающему миру природы);
  • духовное развитие (объяснение таких понятий, как неповторимость экосистемы нашей планеты, взаимосвязь всего живого на ней, созидающая роль человека);
  • воспитание чувства прекрасного – понимания ценности красоты родной природы;
  • интеллектуальнее развитие – формирование в сознании ребенка целостной системы экологических знаний;
  • формирование у ребенка экологического миропонимания и желания защищать природу, оказывать ей помощь.

Понятно, что для решения всех этих задач недостаточно будет знаний, полученных малышом в дошкольном учреждении: концептуальная цепочка должна начинаться с семьи, ведь именно здесь ребенок черпает первые понятия об устройстве мира, роли человека в социуме, природе, о стереотипах поведения и т. д.

Конечно, размышлять, строить первые гипотезы, делать выводы, сопоставлять факты, проводить какие-то эксперименты и получать практический личный опыт ребенок может примерно лет с 4 или 5. Тогда же у детей начинает активно развиваться интерес к природе, эмоциональное восприятие действительности, оценочность по отношению к действиям окружающих. Поэтому экологическое образование дошкольников в это время будет наиболее результативным. Но это вовсе не значит, что до этого возраста малыш должен пребывать в «экологическом вакууме». Дети с рождения и вплоть до среднего школьного возраста учатся на примере взрослых. Поэтому важно, чтобы они постоянно видели перед собой правильное экологическое поведение и учились понимать и принимать следующие факты.

  • Все живые существа в природе (и человек тоже) взаимосвязаны: все друг другу для чего-то нужны, зависят друг от друга.
  • Растения и животные – живые, им тоже можно сделать больно, а уничтожение хотя бы одного вида растений или животных приведет к нарушению в биологической цепочке.
  • Нельзя засорять окружающую среду, мусор выбрасывают только в урны.
  • Человек должен помогать природе, не уничтожать растения, не убивать животных и т. д.
  • Природа – наш общий дом, и то, что вредит ей, вредит и человеку.

Нам, взрослым, важно постоянно показывать детям, что человек должен оберегать природные богатства, прикладывать немало труда для сохранения красоты лесов, рек, животных и растений.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие личности дошкольника

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». В. А. Сухомлинский.

И действительно, мир природы удивителен и прекрасен, природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать.

На современном этапе правительство Российской Федерации обращает большое внимание на экологизацию общества: 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды; 2021 год – Год экологии и особо охраняемых природных территорий.

Экологическое образование в детском саду – это важное направление воспитательно-образовательного процесса. Оно даёт большие возможности для развития не только познавательной, коммуникативной деятельности дошкольника, но и оказывает огромное влияние на духовно-нравственное развитие детей. Экологическое воспитание дошкольников также следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, ведь в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, то есть осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу.

Проблема духовно-нравственного развития чрезвычайно актуальна. На современном этапе наблюдается отчуждение детей от природы как источника духовности и нравственности, что приводит к минимальному общению детей с природой. Экологическое воспитание должно начинаться с дошкольного возраста, где закладываются основы экологической культуры и поведения детей в природе.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авт. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) определены базовые национальные ценности, которые в свою очередь раскрываются в системе нравственных ценностей, среди которых патриотизм, гражданственность, труд и творчество, и, конечно же, природа и человечество.

Родная природа- это могущественный источник, из которого человек черпает свои первые знания, впечатления. Она оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием.

Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. «Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства», — так писал русский писатель и журналист Иван Сергеевич Соколов-Микитов.

Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.

Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут бездумно сломать ветку, раздавить бегущего по тропинке муравья, разорить муравейник, растоптать жука, ударить палкой лягушку, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Зачастую дети остаются глухи к добру, сочувствию, сопереживанию, не всегда могут проникнуться необходимостью беречь природу.

Как же приучить их беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создаёт основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.

Систематически знакомимся с произведениями М. Пришвина, К. Паустовского, В. Бианки, К. Ушинского, Н. Сладкова и экологическими сказками Н. Рыжовой, сюжеты которых доступны и привлекательны, учат ребенка быть наблюдательным, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Особое внимание уделяю этическим беседам на экологическую тему по рассказам и сказкам. Ярко и интересно раскрыть темы таких бесед помогло стихотворение С. Михалкова «Зяблик» После беседы по вопросам подвела детей к выводу: Если у тебя есть живое существо, то надо постоянно заботиться о нем.

Темой большого разговора стало стихотворение А. Барто «Мы не заметили жука». Это произведение дает доступный пониманию дошкольников пример гуманного отношения к природе, который может быть использован как пример для подражания. Вниманию детей предлагаю истории- сказки, в которых все события основаны на реальных фактах жизни природы. Герои их – растения животные, ручейки и речки. Например, экологическая сказка «О чем шепчет ручеек?», «Почему плачет синичка?», «Зеленый путешественник», «Лопушок. Как просто после прочтения экологической сказки выйти на прогулку, найти героя только что прочитанной истории. «Смотрите, вот этот лопушок вырос из того самого семени. Но это уже другой лопушок и совсем другая сказка». И постепенно примелькавшееся станет не мимоходным, а знакомым, понятным, приятным. И уже не поднимется рука без нужды вырвать, сломать. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. После чтения видишь в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.

Чтобы мои дети были чутки к красоте, я постоянно закрепляю представления об увиденном. Объясняю, что большой букет смотрится громоздко и, кроме того, мы губим много цветов.

Мы воспитываем гуманное отношение к животным. Но, к каким? К кошкам, к птицам, лягушкам, змеям. Это замечательно. Ну, а к паукам? К насекомым? В какой -то мере и к ним, тоже. Но совершенно ясно, что мы не доводим пока воспитание до логического конца, до воспитания бережного отношения к любым проявлениям жизни. К любым. К травинке, совсем молодой, подросшей сегодня утром на целый сантиметр. К разноцветному клопу, похожему на пластмассовую игрушку на этой травинке. К неповоротливой гусенице, грызущей с таким аппетитом крапивный лист. Мы и сами не до конца прочувствовали, что в природе не только горные вершины и тысячелетние дубы красивы и уникальны. Красота и уникальность в каждом листе, в каждой травинке, в любом, даже не очень примечательном на первый взгляд живом существе.

Что рассказать ребятам о комарах? Вредны они или полезны? Вредны, потому что сосут кровь, мешают отдыхать, некоторые даже переносят малярию. Полезны потому, что комариные личинки служат ценным кормом для рыб. Бывает, что уничтожение комаров в прудах, приводит к массовой гибели мальков. Полезны они и потому, что опыляют цветки, причем кое- где в тайге являются единственными опылителями, а значит совершенно необходимыми там для существования растений.

А что рассказать детям о мухах? Прежде всего, что мухи бывают разные. Например, цветочные мухи или журчалки. Их личинки уничтожают тлю. А личинки падальных мух, а также серых мясных развиваются в трупах животных. Еще Карл Линней говорил, что три мухи могут съесть погибшую лошадь быстрее, чем лев. Поэтому не надо убивать ни синих, отливающих металлом, ни зеленых, как изумруд, ни большущих серых с шашечным рисунком на брюшке, если они залетят в комнату. Это насекомые – санитары. Их нужно осторожно выпустить на улицу через дверь или форточку.

Наблюдая за детьми, убеждаешься, что радость общения с природой делает их жизнь эмоционально богаче. Чтобы дети в дальнейшем, во взрослой жизни могли черпать в природе вдохновение и силу, любовь и мудрость, нужно учить их бережно и чутко относиться к растениям и животным, заботиться о них.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому значительное внимание уделяю работе с родителями, пытаясь достичь полного взаимопонимания. В своей работе с родителями я активно использую такую форму работы, как Экологическая акция.

Например:

Экологическая акция по сбору макулатуры «Спаси дерево». Главной целью которой является- формирование ответственного отношения детей и их родителей к окружающей природе.

Ненужная бумага — это не мусор, это вторичное сырье под названием МАКУЛАТУРА. С большим энтузиазмом родители участвовали в акции, приносили старые газеты, журналы, книги, картонные упаковки, рекламную печатную продукцию.

Экологическая акция: «Сохраним елочку-зеленую иголочку». Суть её заключается в том, что в преддверии праздника, например, Нового года, дети несут домой листовки примерно такого содержания: «Мама! Не рубите елочку, она живая!» или «Неужели вы хотите праздновать Новый год под умирающим деревом».

Экологическая акция: «Покормим птиц зимой, они ответят тебе добром летом». Зима –это не только веселая пора праздников, но и сильные морозы с пронизывающим ветром. Это самое тяжелое время для зимующих птиц. Птицы сильно страдают от холода.

В это время естественный корм практически недоступен для птиц и зачастую они не доживают до весны.

В ходе проведения акции дети много узнают о птицах. Так, например, какие виды птиц остаются зимовать в наших краях. Как различить птиц по окраске, какие корма предпочитают. Но самое главное, они поймут, что в наших силах помогать птицам – братьям нашим меньшим, заботиться о них, ведь мы — люди

Я предложила родителям совместно с детьми изготовить кормушки для птиц. Во время прогулок мы развесили кормушки на участке и договорились ежедневно пополнять их запасами еды.

Экологическая акция: «Домик для скворца». С наступлением весны в наши края возвращаются перелетные птицы. Мы задумались, как привлечь скворцов на участок нашего детского сада? Что мы можем для этого сделать? Вывешивание скворечников является старой народной традицией. Птицы, живущие рядом, помогают в борьбе с насекомыми-вредителями и радуют нас своим пением. Для решения этой проблемы мы попросили наших родителей, помочь нам в изготовлении скворечников, которые повесили у себя на участке и наблюдали за жизнью пернатых.

Для расширения представлений детей о явлениях природы использую разнообразные игры: дидактические, подвижные, творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм, которые разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают детям увидеть неповторимость не только определенного живого организма, но и экосистемы, осознать невозможность нарушения ее целостности, понять, что неразумное вмешательство в природу может повлечь за собой существенные изменения как внутри самой экосистемы, так и за ее пределами.

В процессе общения с природой через игру у детей сформируется эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно беречь и защищать природу. Дети учатся видеть живые объекты во всем многообразии их свойств и качеств, особенностей и проявлений; участвуют в создании необходимых условий для нормальной жизнедеятельности живых существ, находящихся в сфере детской досягаемости; понимают важность охраны природы, осознанно выполняют нормы поведения в природе.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Педагоги учат детей наблюдать за различными объектами и явлениями; при этом не обязательно наблюдать только за теми объектами и явлениями, которые запланированы. Наблюдения за животными и природными явлениями бывают случайными и неожиданными, поэтому не следует упускать такую возможность.

У детей существует желание не только всё увидеть, но и потрогать руками: коллекции камней, кору разных деревьев, определить на ощупь глину и песок и т. д. Кроме того, соединяю экологическое воспитание с эстетическим. Свои самые яркие впечатления от явлений и объектов природы, дети стараются отобразить в своих рисунках, аппликациях, лепке.

Дети лепят из пластилина изучаемые объекты (например, различных животных). Большое внимание уделяю и рисованию – дети свое понимание полученных знаний, свое представление окружающего мира переносят на лист бумаги, что помогает им осваивать материал.

Для занятий использую наглядные пособия: это картины о природе, альбомы, произведения живописи, коллекции камней, семян растений, гербарий, игровой материал. Нельзя собирать коллекции бабочек, жуков, так как это противоречит принципам экологического воспитания.

Большое образовательное значение для формирования экологической культуры имеет труд детей в природе. Он расширяет кругозор детей, создаёт благоприятные условия для решения различных задач. Дети на практике устанавливают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в природе.

Самостоятельный или совместный с взрослыми труд в уголке или на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет приобрести детям правильные способы и умения взаимодействия с природой, т. е. приобщаться к созидательному процессу.

Ухаживая за растениями и животными, в процессе труда дети осознают зависимость растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге. Они узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Труд становится более осмысленным и целенаправленным. В процессе труда дети получают представления о свойствах и качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных, их внешнем виде, потребностях, способах передвижения, повадках, образе жизни и о его сезонных изменениях. Дети испытывают чувство радости и гордости, достигнув, положительные результаты своего труда в природе.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животным, мы, взрослые способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное и эстетическое воспитание.

В.И. Сухомлинский обращал внимание на то, что, открывая вокруг себя красивое, вторгаясь и изумляясь красивому, ребенок, как бы смотрит в зеркало и видит свою собственную человеческую красоту. Чем раньше он ее почувствует и чем тоньше изумится ею, тем выше его чувство собственного достоинства.

Следующая >

Работа по формированию экологической культуры дошкольников

Итак, примерно с 4–5 лет дети готовы к осознанному восприятию экологических основ. Как мы, родители, можем способствовать этому?

Мышление детей на этом этапе еще остается предметным, наглядным. Поэтому, строя свою методику экологического образования, в нее необходимо включать следующие важные формы работы.

  • Поездки на природу (в лес, на луг, речной пляж), в ходе которых ребенок будет не только наблюдать за жизнью растений и животных, но научится ценить красоту природы, на примере родителей будет учиться бережному отношению к ней, сможет узнать от взрослых много нового.
  • Работа на участке (в огороде, саду, на даче), когда дошкольник учится созидательной деятельности, может оценить результат этого труда, формирует понимание того, как важно заботиться об окружающей природе.
  • Забота о живых питомцах (кошке, собаке, попугае, рыбках), которая прививает ребенку любовь к братьям нашим меньшим, учит ответственности перед ними, состраданию.
  • Уход за комнатными растениями, дающий возможность наблюдать за их ростом и развитием, усваивать закономерности вегетации и понимать собственную роль в этом.
  • Семейные экологические акции (субботники, высадка деревьев, устройство клумб, развешивание кормушек), прививающие трудолюбие, заботливое отношение к окружающему миру.
  • Календари природы или дневники наблюдений, куда вместе с родителями малыш будет вносить данные об изменениях в природе, происходящих в течение года.

При этом роль родителей в формировании экологической культуры ребенка сводится не только к роли наставников, подающих пример. Взрослые во время такой работы учат детей важным вещам:

  • гуманному взаимодействию с окружающим миром, природоохранной деятельности;
  • умению анализировать наблюдаемые процессы;
  • выводить закономерности развития природы, делать выводы;
  • делать элементарные прогнозы того, к каким последствиям приводят те или иные действия человека.

Совет

Устраивайте дома экологические выставки, на которых будут представлены самостоятельные работы ребенка или совместные с родителями (поделки из природного материала, тематические рисунки, выполненные малышом лично или вместе с родителями). Организовывать их можно, например, к таким экологическим праздникам, как:

  • День весны (1 марта);
  • День Земли (20марта);
  • День весеннего равноденствия (20 марта);
  • День птиц (1 апреля);
  • Всемирный день Солнца (3 мая).

Либо к народным праздникам:

  • Иван Купала;
  • Ильин день;
  • Федорин день и т.д.

Такие выставки повысят интерес ребенка к проблеме экологии, помогут оценить красоту природы. А если вы к тому же будете знакомить малыша с этими праздниками, с народными поверьями, то значительно обогатите его кругозор. Это весьма полезный воспитательный элемент как для младших дошкольников (тогда упор будет сделан на совместное с вами творчество), так и для старших (больше самостоятельности).

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.статья на тему

Значение экологического воспитания в развитии дошкольника.

Актуальность поднимаемой проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребенка – правильно организованное, систематически осуществляемое в образовательных учреждениях под руководством людей, обладающих экологической культурой, оно оказывает интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.

Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.

В детском саду ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя: под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представления о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая животных, находит сходство и различие между ними, общее и различное у растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения украшают комнату. Все это способствует формированию у детей чувства прекрасного.

Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях неживой и живой природы.

Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни.

Природа окружает ребенка с ранних лет. Это – источник новых знаний различных природных явлений.

Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов».

Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи – развития мышления и речи идет как единый процесс.

Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

Чувственное восприятие окружающего мира лежит в основе развития у детей представлений не только об объектах и явлениях, но и о взаимосвязях и взаимозависимостях, существующих между ними и факторами окружающей среды, то есть экологических представлений. Представления об особенностях и условиях жизнедеятельности живых организмов (растений, животных, человека), о взаимосвязи организмов с окружающей средой, о взаимовлиянии организмов друг на друга, о взаимодействии человека и природы, составляют основу науки экологии. В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий классической экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.

Природа планеты – уникальная ценность для всего человечества: материальная и духовная. Материальная, потому что в комплексе все эти компоненты составляют среду обитания человека и основу его производственной деятельности. Духовная, потому что является средством вдохновения и стимулятором творческой деятельности. Природа, отраженная в различных произведениях искусства, составляет ценности рукотворного мира.

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, окружающим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребят в семье.

Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми можно провести работу с родителями. Установить контакт, взаимопонимание и выявить потребности родителей в вопросах воспитания детей. Предоставив родителям информацию об актуальности экологического воспитания для развития ребенка и дальнейшей его жизни, педагогам необходимо познакомить родителей с системой работы дошкольного учреждения в данном направлении. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течение дня. Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.

Умение видеть и понимать состояние другого живого существа – тонкое уважение души ребенка, зависящее от интереса к растению или животному, от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за все живое. Воспитывая у детей интерес к таинственному миру растений, дети знакомятся с конкретными видами комнатных растений, узнают их названия, характерные особенности. Узнают, что они живые существа и у них есть потребности в определенных условиях жизни: что всем растениям нужны питательная почва (земля), вода, свет, тепло, воздух. Ребенок с помощью взрослого узнает, что без этих условий они не могут оставаться живыми. Эти условия им создает человек: сажает в горшок с землей, регулярно поливает, иногда подкармливает удобрениями, ставит в светлое место, не допускает охлаждения. у детей развивается познавательный интерес – они самостоятельно рассматривают растения, охотно участвуют в наблюдениях, делают зарисовки, задают вопросы. У детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества комнатных растений: красоту формы и окраски листьев, вьющихся стеблей, красоту цветущего растения. Дети охотно участвуют в пересаживании растений, замечают и эмоционально реагируют на появившиеся ростки, бутоны, цветы. Также развивается восприятие комнатных растений, как живых существ: дети могут заметить их неблагополучное состояние (засыхающие листья, бледную окраску, вытянутые стебли и др.); обнаружить недостаточность условий для их жизни (сухую землю, малую освещенность). Дети сочувствуют растению: сообщают об этом взрослым о замеченных неполадках, охотно выполняют поручения по уходу на растениями, помогают при их пересадке.

Если в семье собака или кошка, то дети получают представление о кошке, собаке, особенности внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, понимают, что жизнь этих животных тесно связана с человеком. Дети должны знать особенности внешнего вида некоторых диких животных, их передвижение, повадки, что и как они едят, где живут, пользу или вред приносят человеку; получить представление о содержании и кормлении домашних животных. Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно, что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.

Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло, возможно, более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом. Воспитатель должен уметь правильно отобрать познавательный материал и продумать методы и приемы, с помощью которых он сможет лучше всего передать его содержание. Красота и многообразие природы во всякое время года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими, красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза), дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т.д. Это создает благоприятные условия для развития логического мышления и речи. За время пребывания в детском саду ребенок учиться замечать и выделять характерные особенности сезона, устанавливать простейшие связи и зависимости между предметами и явлениями, приобрести достаточно систематические знания о жизни животных и растений.

С наблюдениями, экскурсиями, целевыми прогулками воспитатель связывает другие занятия, углубляющие и систематизирующие знания, требующие применения их в активной умственной деятельности ребенка (беседы, рассказывание, дидактические игры). Воспитатель должен стремиться не только и не столько к тому, чтобы дети имели определенное количество представлений, но чтобы представления эти были достаточно глубокими и полными, и чтобы дети умели разумно применять их в различной деятельности. Это достигается такой организацией педагогического процесса, когда занятия, на которых дети, используя свой чувственный опыт, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы, рассуждают, сочетаются с разнообразной практической деятельностью детей в повседневной жизни.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Как это выглядит на практике?

За всеми этими, казалось бы, мудреными понятиями скрывается незаметная для ребенка ежедневная работа. Особенности формирования мышления, как мы помним, в этом возрасте выражены предметностью и наглядностью. Поэтому, выходя на прогулку или выезжая на природу, родители просят ребенка оценить, какие изменения в природе произошли в последнее время (расцвели цветы, «поседели» одуванчики, на деревьях щебечут птенцы, стало слякотно, улетели птицы, выпал снег и т. д.).

Работая в саду или огороде, малыш получает знания о том, в какой период года какие работы должны проводиться для того, чтобы расцвели цветы, созрели фрукты, овощи. При этом ему можно объяснить, для чего нужны бабочки, летающие вокруг, жуки, муравьи, птицы, какова их польза и взаимосвязь. Рассказать, что у них у всех есть свой дом, у родителей есть малыши, о которых они заботятся и очень волнуются, когда с ними что-то случается – так же, как и люди.

Своим примером взрослые показывают созидательное отношение к природе (полить, подкормить, взрыхлить), объясняют, что давить жуков, ловить бабочек, ломать ветки просто так – негуманно (и сами не делают этого). При этом можно трогать траву, нюхать цветы, наслаждаться пением птиц, ежедневно наблюдать за изменениями, которые происходят (вот и календарик пригодится), делать выводы о законах природы.

Во время семейных экологических акций дети узнают, для чего нужны деревья, почему так важно о них заботиться, почему нельзя засорять окружающую среду отходами и так важно подкармливать зимой птиц в саду, во дворе, парке.

Хорошо, если ребенок начинает задавать множество вопросов об этом, чтобы расширить круг имеющихся знаний, систематизировать полученную информацию.

Совет

Если ваш малыш не засыпает вас «почемуками», спрашивайте его сами. Провоцируйте ребенка думать, сопоставлять, делать выводы. (Как ты думаешь, почему подсолнух закрыл шляпку? Почему ягодка на солнышке уже красная, а под листком — еще нет? Что будет, если в наш сад не прилетят пчелы? Зачем деревья сбрасывают листья?). Ответы ищите вместе. Это хорошее средство не только для экологического воспитания, но и для развития речи дошкольника.

Когда ребенок заботится о комнатном цветке или животном, взрослые также учат его созидать, сохранять, помогать. Их рассказы, сопровождаемые наглядными живыми картинками, не воспринимаются ребенком как поучение. Это – естественный процесс. Формирование экологического сознания в дошкольном детстве должно проходить незаметно.

Сущность и содержание экологического образования дошкольников

Экологическое образование – это приобретение индивидом экологических знаний, умений и навыков.

Экологическое воспитание – это усвоение индивидом не только экологических знаний, но и особой экологической этики и перехода их в жизненную позицию, в связи с чем оно включает интеллектуальный и моральный аспекты.

Экологическая культура – это знание основных законов природы; осознание необходимости считаться с ними и руководствоваться ими в индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в личном и производственном природопользовании; выработка чувства ответственного отношения к природе, окружающей индивида среде, здоровью людей.

Данное понятие включает интеллектуальный, эстетический, этический, деятельностно-волевой аспект жизни индивида, а также его практическую бытовую и профессиональную деятельность. Экологическое сознание – это совокупность взглядов, теорий, концепций и социальных эмоций, отражающих проблемы соотношения общества и природной среды. Экологическое мышление – это мыслительный акт для решения конкретной экологической задачи. Для экологического мышления необходимы экологические знания, которые применяются на практике для выхода из какой-либо проблемной экологической ситуации. 3 В результате экологического образования и воспитания у детей формируются экологическое мышление, экологическое сознание, закладываются основы экологической культуры.

Экологическое образование дошкольников – это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, обеспечивающих ответственное отношение ребенка к окружающей природной среде и здоровью. Непрерывность экологического образования дошкольников прослеживается в задачах их экологического образования, вытекающих из его главной цели, заключающейся в воспитании начальных формах экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработка первоначальных практических навыков гуманносозидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения.

С.Н. Николаева рассматривает экологическое образование как процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, т.е. основные экологические идеи и понятия. Но при организации экологического образования дошкольников необходима адаптация экологических понятий для дошкольного возраста. Экологическое образование дошкольников осуществляется на основе содержания, которое включает ведущие идеи и понятия теоретической экологии. Экология как наука изучает взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Выделяются три раздела биоэкоогии, рассматривающих указанные взаимосвязи: — аутэкология – рассматривает взаимосвязи отдельно взятого организма со средой обитания; — демэкология – рассматривает взаимосвязи популяций разных видов животных и растений с ареалом обитания; 4 — синэкология – рассматривает взаимосвязи сообществ живых организмов со средой совместного их проживания. Данные разделы экологии могут быть основой экологического образования дошкольников с учетом их возрастных, психических и личностных особенностей развития. Главное, чтобы весь материал для осуществления экологического образования дошкольников был наглядным и его можно было включить в практическую деятельность детей. Наибольшие возможности для экологического образования имеет раздел аутэкологии, поскольку в рамках него дошкольники окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами, например, комнатными растениями и растениями на улице (на участке в детском саду, возле дома и т.д.), домашними и декоративными животными, насекомыми, птицами. Все они доступны ребенку для непосредственного восприятия и осознания их взаимодействия со средой обитания. В рамках данного раздела дошкольники знакомятся с взаимосвязями живого организма со средой обитания: любой живой организм имеет потребности, которые не могут быть удовлетворены через его внутренние ресурсы, а удовлетворяются посредством факторов внешней среды (потребности в питании, воде, кислороде). Еще одним важным понятием раздела аутэкологии для экологического образования дошкольников является морфофункциональная приспососбленность (адаптация) организма к среде обитания. Это понятие расшифровывает предыдущее, раскрывая механизмы взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Поскольку восприятию дошкольников доступны внешние морфологические (относящиеся к строению) особенности животных и растений, то они легко усваивают знания о приспособленности, показанное на конкретных примерах. Понятие взаимосвязи живого организма со средой обитания должно конкретизироваться для дошкольников понятием среды обитания. Например, педагог обсуждает с дошкольниками, что нужно для жизни животного или 5 растения (субстрат, воздух, вода, пища, определенная температура и т.д.), какие предметы, материалы с определенными свойствами их окружают. Через данные понятия дошкольники постигают главную экологическую идею о том, что любой живой организм своими потребностями и необходимостью их удовлетворения связан со средой обитания при помощи морфофункциональной приспособленности, т.е. адаптации к конкретным условиям жизни. Понятия из раздела демэкологии не используются при организации экологического образования дошкольников, поскольку невозможно наглядно проследить за жизнью какой-либо популяции, а получить словесные знания о ней дети могут только в том случае, если у них хорошо развито словеснологическое мышление. Поэтому экологическое образование дошкольников может не включать знания из раздела демэкологии. Раздел синэкологии в экологическом образовании дошкольников, который рассматривает жизнь животных и растений в сообществе, должен использоваться адаптировано до уровня познавательных возможностей дошкольного возраста. Главным понятием синэкологии считается экосистема – сообщество живых существ и его среда обитания, объединенных в единое функциональное целое, возникающее на основе взаимозависимости и причинно-следственных связей между отдельными экологическими компонентами.

С.Н. Николаева приводит три уровня экосистем: микроэкосистема (трухлявый пень), мезоэкосистема (лес, луг, пруд), макроэкосистема (континент, океан). Экологическое образование дошкольников может осуществляться в рамках данного раздела, поскольку, например, при прогулке со взрослыми в лесу, на лугу, в парке дошкольники под их руководством могут усвоить главных обитателей этих экосистем и их взаимосвязи друг с другом и со средой обитания. Также в рамках данного раздела экологии дошкольникам доступно усвоение понятия цепей питания – пищевых взаимосвязей представителей экосистемы. В каждом природном сообществе осуществляется 6 биологический круговорот (энергии и веществ) через цепи питания. Дошкольникам доступно усвоение в общем виде звеньев цепи питания (на примере леса): комплекс факторов неживой природы (климат, почва и т.д.) определяет состав деревьев и других растений, служащих кормом различным травоядным животным (гусеницам, жукам, птицам, грызунам, копытным). Травоядные обитатели леса служат пищей для мелких и крупных хищников. Последнее звено цепи – организмы (бактерии, грибы), превращающие все органические остатки (опавшие листья, трупы животных) в неорганические вещества (минералы), поступающие в почву и усваивающиеся растениями. В экологическом образовании дошкольников С.Н. Николаева предлагает выделение специального экологического понятия взаимодействия человека с природой, посредством которого демонстрируются любые воздействия человека на природу, на экосистемы в целом и на их отдельные звенья. Например: уничтожение волков (сведение звена хищников в цепи питания лесной экосистемы до минимума) приводит к резкому увеличению числа растительноядных животных, вследствие чего уничтожается множество растений и, следовательно, нарушается вся экосистема. Глубинное познание экосистемы доступно лишь специалистам, а вниманию дошкольников в рамках их экологического образования представляются только видимые, легко обнаруживаемые явления. Педагог может показать дошкольникам связь 2 – 4 звеньев биогеоценоза. Наблюдения на прогулках, в лесу, в парке, на лугу с последующим наглядным моделированием и обсуждением дают возможность дошкольниками понять идею «общего дома», под которым автор понимает сообщество растений и животных, совместно проживающих на одной территории, в одних и тех же условиях, взаимосвязанных друг с другом. Система экологического образования дошкольников состоит из блоков (подсистем), охватывающих все стороны эколого-педагогического процесса в детском саду: — содержание экологического образования; 7 — способы реализации содержания экологического образования (методы и технологии); — организация экологического образования; — управление процессом экологического образования.

Экологическое образование дошкольников включает такие компоненты, как различные виды деятельности по экологии; экологизация различных видов деятельности детей; экологическое просвещение родителей; подготовка и переподготовка педагогических кадров; экологизация развивающей предметной среды; оценка окружающей среды; координация работы с другими учреждениями, прежде всего, со школой. При этом в экологическом образовании дошкольников должно быть определено его конкретное содержание для детей каждого возрастного этапа, выявлена необходимость его экологической направленности. Таким образом, экологическое образование дошкольников имеет целью привитие начальных форм экологической культуры, создание условий для понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработки у них первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Содержательную основу составляют понятия биоэкологи, адаптированные до уровня познавательных возможностей дошкольников. Дидактическая система знаний о природе, построенная на различных аспектах взаимосвязи растений, животных, а также человека с внешней средой и являющаяся экологической по своей сущности, составляет сущностную характеристику экологического воспитания дошкольников. Виды деятельности дошкольников в ходе непосредственно образовательной деятельности в системе экологического образования

Знания о неживой природе. На протяжении дошкольного возраста у детей формируют знания о смене дня и ночи, о типичных погодных явлениях, характерных для местного края: наличие теплых и холодных дней, пасмурной и солнечной погоды, типичных атмосферных явлений — дождь, снегопад, ветер, изморозь, иней, гроза и т. д. Дошкольники учатся распознавать состояние погоды и определять ее соответствующим термином-словом. Постепенно дети начинают соотносить состояние погоды с тем или иным временем года, устанавливать причины сезонных изменений.

У детей формируются представления об агрегатном состоянии воды и его зависимости от температуры воздуха: жидкая вода может быть твердой (лед, снег, иней); в морозную погоду снег рассыпается, скрипит под ногами — из него невозможно что-либо лепить; в теплую начинает подтаивать, становиться влажным, пластичным — из него можно лепить различные фигуры.

В детском саду воспитанников знакомят с такими объектами неживой природы, как песок, глина. С этими природными материалами дети любят играть. Однако для развития игровой деятельности важно иметь четкие представления об их свойствах. Сухой песок сыплется, через него свободно проходит вода, а если его увлажнить, он становится пластичным, и тогда из него можно строить, лепить. Глина не пропускает воду, сухая рассыпается, а влажная может приобретать любую форму.

Дети знакомятся с почвой, с ее обработкой, подготовкой к выращиванию растений. У ребят формируют представления и о некоторых космических телах: о Луне, звездах, Солнце. Дети узнают, что Солнце является источником света и тепла на Земле. Система знаний о неживой природе лежит в основе понимания взаимосвязей между живой и неживой природой. Знания о растениях. В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитатель отбирает наиболее яркоцветущие в разные времена года растения местного края и показывает их детям. На огороде он предлагает понаблюдать за ростом и развитием овощных культур, в цветнике — полюбоваться декоративными растениями, расцветающими в разные периоды — от весны до осени. Бывая с детьми в поле, педагог организовывает наблюдения за выращиванием хлебных культур. В лесу можно показать ребятам деревья и кустарники, ягоды и грибы. А на лугу — познакомить с цветущими травянистыми растениями. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.

В дошкольном возрасте-детям доступны знания о потребностях растений: для жизни, роста и развития растения нуждаются в свете, тепле, влаге, почвенном питании. Ребята учатся различать части растений (лист, стебель, корень, цветок, бутон, семя, плод), узнают о функциях некоторых из них, например корень забирает из земли влагу и питательные вещества. Детей знакомят с различными способами ухода за комнатными растениями, а также растениями огорода и цветника. Ребята узнают, что все растения необходимо поливать, очищать от пыли, подкармливать, пропалывать, кроме того, нужно рыхлить для них почву. У них формируются знания о месте роста растений (в огороде, цветнике, парке, на лугу, в лесу).

На протяжении дошкольного возраста у детей формируют представления об изменениях состояния растений в разные сезоны: пробуждение, быстрый рост и развитие весной и летом, созревание плодов и семян летом и осенью, состояние покоя зимой. Необходимо добиться того, чтобы дети понимали сущность состояния известных им деревьев, кустарников, трав в тот или иной сезон и могли объяснять причины этого состояния. Очень важно дать воспитанникам элементарные знания об охране растений. Знания о животных. Детей дошкольного возраста знакомят с наиболее часто встречающимися представителями млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, рыб, земноводных и насекомых.

Им рассказывают о домашних животных и диких зверях родного края. Постепенно дети узнают и о жизни наиболее типичных животных других зон. Воспитатель знакомит их с птицами — зимующими и перелетными, живущими вблизи человека (хорошо, если за ними можно наблюдать круглый год) —и, если есть такая возможность, учит ребят ухаживать за домашними птицами или за теми, которые содержатся в уголке природы. У дошкольников формируются представления о пресмыкающихся и земноводных. Знания о рыбах и их повадках хорошо формируются в процессе наблюдений и ухода за аквариумными рыбками. Наблюдая за животными, ухаживая за ними, дети получают знания об их внешнем виде, поведении, приспособлении к условиям окружающей среды, в том числе к сезонным изменениям в природе.

Знания о труде взрослых в природе. Воспитатель рассказывает детям о способах выращивания растений и ухода за животными, об охране природы и использовании ее человеком. Ребята узнают об условиях, необходимых для роста и развития растений, о способах обработки почвы, о том, как производятся посев, посадка, прополка, подкормка и т. д. хлебных, овощных и других культур.

В сельских детских садах у детей формируют знания об уходе за домашними животными. Посещая колхозные и совхозные фермы, дети наблюдают за кормлением животных, чисткой помещений, выпасом скота, заготовкой кормов.

Дошкольники узнают о некоторых способах охраны природы: подкормка животных в холодное время года, привлечение птиц устройством кормушек и гнездовий. Детям доступны знания о редких животных и растениях своего края, охраняемых государством.

В единстве с накоплением знаний о труде взрослых происходит формирование трудовых навыков и умений у детей. Дошкольники учатся ухаживать за растениями и животными в уголке природы, на участке. Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет свою продолжительность дня и ночи, определенный характер погоды, температуру воздуха, типичные осадки; особенности явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и образ жизни животных в данный сезон: зимой растения находятся в состоянии покоя, весной по мере увеличения продолжительности дня, температуры воздуха создаются благоприятные условия для роста и развития растений — начинается период активной вегетации. Самые благоприятные условия для жизни растений создаются летом: наступает длинный день, повышается температура воздуха, выпадают обильные дожди. Осенью продолжительность дня постепенно сокращается, температура воздуха падает, замирает жизнь растений: они готовятся к состоянию покоя.

Жизнь животных также в большой степени зависит от изменений в природе. Многие животные приспосабливаются к зимним холодам: идет осенняя линька птиц и зверей; некоторые из них заготавливают корм, меняют убежище. Изменения в жизни растений приводят к изменениям в жизни животных: исчезают насекомые, затем улетают перелетные птицы. Эти общие закономерности могут быть усвоены детьми при условии, если в течение дошкольного возраста у них будут сформированы конкретные представления о каждом сезоне (продолжительность дня, температура воздуха, типичные осадки, состояние растений, образ жизни животных, труд взрослых, изменения в жизни самих детей в тот или иной сезон). Ребята должны знать последовательность времен года.

Все эти знания постепенно усваиваются детьми к концу дошкольного возраста.

Формирование бережного и заботливого отношения к природе. Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, как мы уже отмечали, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Задачи и содержание знаний о. природе, навыки и умения детей расширяются и усложняются от одной возрастной группы к другой. На каждой возрастной ступени совершенствуется достигнутое.

Систематически знакомить детей с природой начинают впервой и второй младших группах. В этом возрасте важно, чтобы у детей шло накопление знаний, т. е. конкретных представлений, об отдельных объектах природы: о природном материале (песок, вода, снег, лед) и его свойствах, о строении растений (стебель, лист, цветок) и Их потребностях во влаге, о внешнем виде животных (рыбы, птицы, млекопитающие) и их способах передвижения, питании. Детей знакомят с детенышами некоторых животных: с котенком, щенком, крольчатами, цыплятами. Им дают первые знания об отличительных признаках сезонов.

Младшие дошкольники должны понимать некоторые связи между явлениями природы: дует ветер — качаются деревья, светит солнце — становится теплее. Воспитатель учит малышей наблюдать за объектами и явлениями природы. При этом детям предлагаются задача наблюдения и план, которого следует придерживаться. По ходу наблюдения, воспитатель учит детей обследовательским действиям. Очень важно приучить малышей рассказывать о результатах наблюдения. Задача воспитателя — формировать у ребят эмоционально-положительное, бережное отношение к природе (умение радоваться при виде цветка, птички, солнышка).

В средней группе представления детей о свойствах и качествах предметов неживой природы расширяются и конкретизируются (например, вода — прозрачная жидкость, которая течет; одни предметы плавают в воде, другие — тонут; снег и вода меняют свои свойства в зависимости от температуры воздуха).

У детей формируются представления о том, что растения нуждаются в тепле и влаге, а животные не могут жить без разнообразной пищи, воды, теплого жилища.

Дети усваивают и обобщенные понятия, такие, как: деревья, кустарники, травянистые растения, растения огорода, цветника, овощи, фрукты, домашние и дикие животные.

Воспитанники средней группы продолжают учиться наблюдать за объектами природы. Эта деятельность по сравнению с предыдущими группами усложняется. Детей учат принимать задачу наблюдения, они овладевают обследовательскими действиями, пытаются сравнивать, связно рассказывать о наблюдаемом, делать выводы.

Как и в младшем дошкольном возрасте, в средней группе у детей продолжают воспитывать любовь к животным и растениям, -но теперь они должны проявлять ее на деле — ухаживая за своими питомцами в уголке природы. В старшей группе основной становится задача формирования у детей знаний о связях и отношениях, существующих в природе: о потребностях растений и животных в зависимости от условий жизни и состояния, о связях между некоторыми органами и их функциями.

Дети узнают о стадиях, роста и развития растений, о сезонных изменениях в природе и их причинах, о некоторой последовательности сезонных изменений. В старшем дошкольном возрасте знания детей систематизируются: устанавливаются связи между потребностями растений, животных и трудом человека, направленным на удовлетворение этих потребностей; между органами животных, их функциями и средой обитания (у рыбы — плавники, она плавает в воде; у птицы — крылья и ноги, в воздухе она летает, по земле ходит, прыгает).

Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы. В подготовительной к школе группе основной задачей является уточнение и расширение знаний о закономерных изменениях явлений неживой природы, дальнейшая их систематизация и обобщение. Необходимо сформировать представления о смене сезонов, о нарастании (или уменьшении) продолжительности дня и ночи, о закономерных изменениях температуры воздуха, характера осадков.

У детей формируются четкие представления о том, что каждое животное и растение приспособлено к определенной среде обитания. Дошкольники усваивают знания о сезонных изменениях в жизни растений и животных, устанавливая связи между их потребностями и степенью их удовлетворения в разное время года.

Продолжаются обобщение и систематизация знаний о росте и развитии растений и животных, об их основных группах (по характеру приспособления их к условиям среды обитания и занимаемой территории — лес, луг, водоем, поле и т. д.). Обобщаются знания о сезонных изменениях в природе на основе более/глубокого понимания временных и причинных зависимостей. Систематизируются знания о труде взрослых в природе на основе понимания необходимости его для удовлетворения потребностей растений и животных.

Усложнение знаний требует совершенствования умственной деятельности детей. Их учат ставить задачу наблюдения, элементарно планировать его, пользоваться разными способами наблюдения. Формируются первые навыки поисковой деятельности: умения анализировать ситуацию, принимать или ставить несложную задачу, высказывать предположение, сопоставлять накопленные факты, делать выводы.

В процессе труда у детей формируются умения видеть необходимость той или иной работы, планировать ее последовательность, взаимодействовать со сверстниками. Усвоенные знания и умения способствуют формированию отрицательного отношения к проявлению небрежности или жестокости при контакте с природой, вызывают желание охранять ее.

Таким образом, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует развитию умственной деятельности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Лучшее средство воспитания – игра

Это действительно так. Игровая деятельность развивает, воспитывает, учит. При этом весело, интересно, без принуждения. Так что развитие ребенка через дидактические игры – одно их самых эффективных средств обучения экологической (да и любой другой) грамотности.

Игра может проводиться как во время прогулок, так и вне улицы.

В первом случае дошкольник может изучать внешний вид и свойства земли, воды, глины, песка, льда, снега. Малышу, например, можно предложить:

  • поиграть в снежки;
  • слепить снеговика;
  • подержать ледышку в руках, подышать на нее;
  • выложить из льдинок солнышко или башенку;
  • слепить куличики из песка;
  • сравнить на ощупь глину и землю;
  • сделать из глины кирпичики;
  • пропустить воду, смешанную с глиной, через слой песка;
  • сравнить, как ведут себя в воде песок и глина и т. д.

Во втором случае можно устроить семейную игру дома, пригласив друзей в гости. Это могут быть, например, игры в форме лото:

  • Что где растет?
  • Кто где живет?
  • Кто что ест?

При этом нужно выбрать среди карточек лото те, которые соответствуют изображенной на каждой карте среде.

Игры в виде викторин:

  • найди по описанию (нужно найти картинку, соответствующую описанию птицы, животного, времени года);
  • узнай и назови (узнать животное или птицу по звукам, следам);
  • когда это бывает (определить по описанию время года, природное явление).

Дидактических игр по экологии существует немало. Можно бросать мяч ребенку, называя общий класс (например, домашние животные), а в ответ малыш, поймав мяч, должен привести пример. Можно устроить конкурс, кто лучше нарисует то, что описано на карточке в текстовом формате. Либо разделить детей на 2 группы и попросить объединиться таким образом, чтобы верхние части растений на картинках у одних совпали с нижними на картинках у других (вершки и корешки). Можно попросить малышей изображать движения птиц или животных, показанных на картинке. Либо попросить их убрать лишнее звено в какой-то цепи изображений…

Чтение – лучшее учение

Дошкольный возраст – это пора, когда чтение книг вызывает у ребенка самый живой эмоциональный отклик, заставляет сопереживать, задумываться о прочитанном. Выводы, сделанные после прочтения книги, надолго остаются в памяти ребенка.

Литература по экологическому воспитанию – это, прежде всего, произведения В. Бианки. Они в форме занимательных рассказов или сказок помогают ребенку понять сложные природные явления, закономерности мира природы, рассказывают о взаимодействии организма с окружающей средой, о формах его приспособления к своей среде обитания.

Также о красоте и разнообразии родной природы можно поведать дошкольнику на примерах произведений М. Пришвина, Ф. Тютчева, А. Пушкина, А. Фета, К. Ушинского, Н. Некрасова, Л. Толстого, Н. Сладкова и др.

Полезным в плане повышения экологического образования будет также чтение детских энциклопедий, посвященных природным зонам, климату, животным, растениям. Яркие картинки в них способствуют более эффективному запоминанию точной информации. А вот сказки, пословицы и поговорки, которые тоже можно отнести к «экологичным», несут информацию образную, что тоже полезно.

Воспитание ребенка начинается в семье. От того, насколько правильным оно будет, зависит гармоничность развития детей в будущем. В экологическом плане – в том числе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]