«Детские экологические проекты — уникальная форма экологического воспитания в ДОУ»


Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сбережем природу липецкого края» ПРОЕКТ на тему: «СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ»

Тип
проекта:познавательно-творческий Продолжительность:одна неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Актуальность темы. Дети имеют недостаточно представлений о бережном отношении к…
Проект для детей старшей группы «Сортируя отходы — сохраняем природу!» Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку «Реализация познавательно-исследовательского проекта «Сортируя отходы-сохраняем природу» для детей старшей группы (5-6 лет. Данный материал будет полезен не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, но и…

Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»

Паспорт проекта

Тема«Чистый край»
ВидТворческий, практико-ориентированный, долгосрочный
Автор-разработчикВоспитатель Зуева А.О.
Участники проектаВоспитатель, дети 6-7 лет, родители (законные представители)
ЦельСоздание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края.
Задачи
  1. Развивать экологическую культуру воспитанников и их родителей.
  2. Формировать познавательную активность детей к проблемам загрязнения окружающей среды.
  3. Формировать формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни, атак же навыков исследовательской деятельности;
  4. Развивать эстетическое отношение к природе родного края.
  5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с детским садом.
Ожидаемые результатыПовышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей. Участники проекта проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде и родному краю. Сформирована познавательная активность и навыки исследовательской деятельности. Повысился уровень знаний о переработке и вторичном использовании мусора. Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом.
Нормативно-правовая база— Конституция Российской Федерации; — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» — Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях»
Учебно-методическое обеспечение1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974. 2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003 3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007. 4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004. 5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004. 6. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

Актуальность

Чисто не там, где убирают,

а там, где не мусорят.

Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.

Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.

Классификация загрязнений природы

Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:

  • Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
  • Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
  • Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
  • Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.

В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.

Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.

Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.

Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.

Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.

Формы работы с детьми:

— групповая (фронтальная);

— подгрупповая (небольшими группами по интересам);

— индивидуальная.

Методы и приемы:

— наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

— словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

— игровой;

— практический (трудовая деятельность, художественное творчество).

Принципы работы:

  1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
  2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
  3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
  4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
  5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

Создание РППС для экологического воспитания детей

Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:

— учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);

— литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);

— игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);

Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.

Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.

В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.

Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный:

  • Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
  • Определение цели и задач проекта.
  • Изучение литературы по теме.
  • Подбор методической литературы.
  • Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
  • Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
  • Разработка системы занятий.
  • Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
  • Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.

2 этап – основной:

  • Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
  • Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
  • Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
  • Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
  • Природоохранные акции.
  • Разработка авторских дидактических игр и пособий.
  • Привлечение в работу родителей воспитанников.

3 этап – заключительный:

  • Выставка творческих работ детей.
  • Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
  • Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
  • Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).

Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников

Познавательная деятельностьПрактическая деятельностьИгровая деятельностьЧтение художественной литературыИКТРабота с родителями
Июнь
ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды» Беседа «Правила поведения в природе»Рисование запрещающих экологических знаковД/и «Экологический поезд» П/и «Что в ведро мы соберем» С/р игра «Лесничий»Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. РыжовойМультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора»Субботник на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей из резиновых покрышек и пластиковых бутылок
Июль
ООД «Мусор без сомнения требует деления»Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием крупД/и «Сортировка мусора» С/р игра «На заводе»Сказка «Про Хламище-Окаянище»«Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод»Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора»
Август
ООД «Зеленый город» Исследовательская деятельность «Свойства пластмассы»Платья для кукол из полиэтиленовых пакетов, использованных воздушных шариков, фольги.Д/и «Вершки-корешки» С/р игра «Команда спасателей природы»Сказка «Нет места мусору»Презентация «Как Лесник заботится о лесе»Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды»
Сентябрь
ООД «Сортировка мусора» ТРИЗ «Сколько мусора выбрасывает детский сад»Коллективная работа «Автопарк» — игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков.Д/и «Что лишнее» С/р игра «Мы идем в поход»Сказка «Про Мусорогрязку»Презентация «История появления мусора на Земле»Активное участие в сборе макулатуры
Октябрь
ООД «Свойства бумаги» Создание команды «Зеленый патруль»Создание календаря «Наши экологические дела»Д/и «Да – нет» П/и «Птица без гнезда»«История оранжевого Мусоровоза»Видеофильм «Как создают бумагу»Консультация «Экологическое воспитание дошкольников»
Ноябрь
ООД «Наука о стекле» ТРИЗ «Что будет, если закопать мусор в землю…»Поделка «Настенные часы» из пластиковой посуды.Лото «Время года» Д/и «Рассортируй мусор»Сказка «Маша и медведь» Н.А. РыжовойПрезентация «Красная книга Московской области»Рисование агитационных плакатов и стенгазет
Декабрь
ООД «Экологические профессии» Исследовательская работа «Переработка бумаги»Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля»Д/и «Что наносит вред природе» С/р игра «Поездка на море», сюжет «Убираем за собой мусор»«Сказка о батарейке»Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора»Активное участие в сборе батареек. Консультация «Воспитание ребенка начинается с себя»
Январь
ООД «Смешарики наводят порядок»Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок»Д/и «Поле ненужных предметов»«Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина«Твой друг Бобби – Переработка мусора»Буклет «Пути утилизации отходов»
Февраль
ООД «Чистая вода – здоровая земля» ТРИЗ «Как человек может сохранить природу»Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок.Настольная игра «Сортировка в баки» С/р игра «Парковый эколог»«Могучая травинка» М. СкребцоваПознавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок)Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок
Март
ООД «Опасные отходы» Викторина «Мусор-враг природы»Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши.Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры»Сказка «История одной капли»Презентационный фильм «Куда уходит мусор»Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники»
Апрель
ООД «Сжигание различных материалов» Мероприятие «День Земли»«Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумагиЭкологический кроссворд С/р игра «Озеленители»Сказка «Вторая жизнь» К.Н. ЛысоваМультфильм «Твой друг Бобби – Переработка муора»Экологическая акция «Чистый край» — уборка микрорайона «Ольгино»
Май
Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим»Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу»Д/и «Очистим озеро от мусора» Разрезные картинки «Планета Земля»Сказка «Нет места мусору» А. КривощековаИнтерактивная игра «Чистая планета»Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей)

Литература

1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.

2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.

3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.

4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.

5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.

6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.

7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.

8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.

9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.

10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.

Интерактивные ресурсы

«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws

«Спроси у Альберта», серия «Мусор и отходы как бумеранг» https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic

«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk

«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»

«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U

«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE

«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]