Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Сбережем природу липецкого края» ПРОЕКТ на тему: «СБЕРЕЖЕМ ПРИРОДУ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ»
Тип
проекта:познавательно-творческий Продолжительность:одна неделя Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели. Актуальность темы. Дети имеют недостаточно представлений о бережном отношении к…
Проект для детей старшей группы «Сортируя отходы — сохраняем природу!» Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку «Реализация познавательно-исследовательского проекта «Сортируя отходы-сохраняем природу» для детей старшей группы (5-6 лет. Данный материал будет полезен не только воспитателям дошкольных образовательных организаций, но и…
Экологический проект «Мусор нам не нужен – мы с природой дружим»
Паспорт проекта
Тема | «Чистый край» |
Вид | Творческий, практико-ориентированный, долгосрочный |
Автор-разработчик | Воспитатель Зуева А.О. |
Участники проекта | Воспитатель, дети 6-7 лет, родители (законные представители) |
Цель | Создание условий для привлечения внимания детей и их родителей к проблемам загрязнения родного края. |
Задачи |
|
Ожидаемые результаты | Повышен уровень экологической воспитанности детей и их родителей. Участники проекта проявляют ответственное и гуманное отношение к окружающей среде и родному краю. Сформирована познавательная активность и навыки исследовательской деятельности. Повысился уровень знаний о переработке и вторичном использовании мусора. Родители воспитанников активно включаются в совместную деятельность с детским садом. |
Нормативно-правовая база | — Конституция Российской Федерации; — Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; — Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН» — Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» |
Учебно-методическое обеспечение | 1. Аничев К. В. Проблемы окружающей среды, энергии и природных ресурсов. – М.: «Прогресс».- 1974. 2. Берлянт А. М. Новая энциклопедия школьника. Земля.- М.: «Росмэн»- 2003 3. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007. 4. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004. 5. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004. 6. Новиков Ю.В. Природа и человек, М.: «Просвещение», 1991 г. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. |
Актуальность
Чисто не там, где убирают,
а там, где не мусорят.
Экологическое воспитание дошкольников — это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Напряженная экологическая обстановка на всем земном шаре требует, чтобы экологическое воспитание и образование на всех уровнях формировало у обучающихся представления об окружающем мире как о среде с очевидными пределами ресурсов и возможностей.
Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.
Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды.
Классификация загрязнений природы
Существует несколько классификаций загрязнений природы, основанных на их источнике, направленности, других факторах. Итак, выделяют следующие виды загрязнения окружающей среды:
- Биологическое загрязнение – источником загрязнения являются живые организмы, оно может происходить по естественным причинам или в результате антропогенной деятельности.
- Физическое загрязнение – приводит к изменению соответствующих характеристик окружающей среды. К физическому загрязнению относят тепловое, радиационное, шумовое и другие.
- Химическое загрязнение – увеличение содержания веществ или их проникновение в окружающую среду. Приводит к изменению нормального химического состава ресурсов.
- Механическое загрязнение – загрязнение биосферы мусором.
В действительности один вид загрязнения может сопровождаться другим или несколькими сразу.
Мусор, оставленный на земле, наносит вред не только почве. Его пары попадают в атмосферу, а ветер относит его к воде. Таким образом страдает большая часть экологического мира.
Во избежание экологической катастрофы борьба с физическим загрязнением должна быть первостепенной задачей. Проблема должна решатся на международном уровне, потому что у природы нет государственных границ. Для предупреждения загрязнения необходимо вводить санкции предприятиям, выбрасывающим отходы в окружающую среду, налагать крупные штрафы за размещение мусора в неположенном месте. Стимуляция к соблюдению норм экологической безопасности также может быть осуществлена финансовыми методами. Такой подход доказал свою эффективность в некоторых странах.
Каким же образом мы можем бороться с загрязнением своего родного края в рамках детского сада? Для того чтобы обратить внимание на проблему загрязнения нужно проводить с детьми разъяснительную работу, объяснять им какой вред природе наносят различные загрязнения, и что нужно делать, чтобы снизить этот вред.
Поэтому было решено составить подробное перспективное планирование работы, которая будет стимулировать маленьких жителей и их родных на сохранность окружающей среды.
Формы работы с детьми:
— групповая (фронтальная);
— подгрупповая (небольшими группами по интересам);
— индивидуальная.
Методы и приемы:
— наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);
— словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);
— игровой;
— практический (трудовая деятельность, художественное творчество).
Принципы работы:
- Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
- Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
- Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
- Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.
Создание РППС для экологического воспитания детей
Экологический уголок группы включает в себя следующие составляющие:
— учебно-наглядные пособия (познавательные видеофильмы и мультфильмы, коллекции, модели, картины, панно, макет, диараммы);
— литературные произведения (рассказы, стихи, пословицы, загадки, сказки);
— игры (дидактические, предметные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, творческие);
Главная особенность экологического уголка – систематическое наполнение результатами детской деятельности: творческие работы, фотоотчеты, альбомы, газеты, поделки из вторичного сырья и т.д.
Уголок содержит так же полочку для экспериментирования, которая включает в себя картотеку опытов для детей и оборудование для опытнической деятельности. Опытно – экспериментальная деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В театральном уголке подобраны различные маски (животных, насекомых, овощей и фруктов) и костюмы для разыгрывания экологических сказок и игр-инсценировок, способствующих познавательному и эколого-эстетическому развитию детей, формированию их нравственных качеств.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и группового прогулочного участка, в создании которой активное участие принимают родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный:
- Изучение нормативно – правовой базы и методической литературы по проекту.
- Определение цели и задач проекта.
- Изучение литературы по теме.
- Подбор методической литературы.
- Обсуждение вопроса и анкетирование на родительском собрании.
- Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, картотеки тематических физминуток, опытов; подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий)
- Разработка системы занятий.
- Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки).
- Подготовка познавательных презентаций, интерактивных игр, мультфильмов по теме проекта.
2 этап – основной:
- Проведение познавательных занятий и бесед по теме проекта;
- Чтение познавательной литературы, энциклопедий;
- Работа по формированию у детей бережного отношения к объектам природы родного края.
- Трудовая деятельность на территории детского сада и в близлежащих скверах.
- Природоохранные акции.
- Разработка авторских дидактических игр и пособий.
- Привлечение в работу родителей воспитанников.
3 этап – заключительный:
- Выставка творческих работ детей.
- Экологический праздник «Мы с порядком дружим».
- Выступление с результатами работы на родительском собрании, вручение благодарностей активным участникам проектной деятельности.
- Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).
Перспективное планирование работы с детьми и родителями воспитанников
Познавательная деятельность | Практическая деятельность | Игровая деятельность | Чтение художественной литературы | ИКТ | Работа с родителями |
Июнь | |||||
ООД «Что мы знаем о загрязнении окружающей среды» Беседа «Правила поведения в природе» | Рисование запрещающих экологических знаков | Д/и «Экологический поезд» П/и «Что в ведро мы соберем» С/р игра «Лесничий» | Сказка «Зайчик и медвежонок» Н.А. Рыжовой | Мультфильм «Крокодил гена и Чебурашка. Очистка реки от мусора» | Субботник на прогулочной площадке с созданием декора и игровых модулей из резиновых покрышек и пластиковых бутылок |
Июль | |||||
ООД «Мусор без сомнения требует деления» | Лепка «Вазочка» из стеклянных бутылочек с использованием круп | Д/и «Сортировка мусора» С/р игра «На заводе» | Сказка «Про Хламище-Окаянище» | «Виртуальная экскурсия на мусоро-перерабаты-вающий завод» | Папка-передвижка «Вторая жизнь мусора» |
Август | |||||
ООД «Зеленый город» Исследовательская деятельность «Свойства пластмассы» | Платья для кукол из полиэтиленовых пакетов, использованных воздушных шариков, фольги. | Д/и «Вершки-корешки» С/р игра «Команда спасателей природы» | Сказка «Нет места мусору» | Презентация «Как Лесник заботится о лесе» | Мастер-класс «Поделки из пластиковой посуды» |
Сентябрь | |||||
ООД «Сортировка мусора» ТРИЗ «Сколько мусора выбрасывает детский сад» | Коллективная работа «Автопарк» — игрушки из пластиковых стаканчиков и спичечных коробков. | Д/и «Что лишнее» С/р игра «Мы идем в поход» | Сказка «Про Мусорогрязку» | Презентация «История появления мусора на Земле» | Активное участие в сборе макулатуры |
Октябрь | |||||
ООД «Свойства бумаги» Создание команды «Зеленый патруль» | Создание календаря «Наши экологические дела» | Д/и «Да – нет» П/и «Птица без гнезда» | «История оранжевого Мусоровоза» | Видеофильм «Как создают бумагу» | Консультация «Экологическое воспитание дошкольников» |
Ноябрь | |||||
ООД «Наука о стекле» ТРИЗ «Что будет, если закопать мусор в землю…» | Поделка «Настенные часы» из пластиковой посуды. | Лото «Время года» Д/и «Рассортируй мусор» | Сказка «Маша и медведь» Н.А. Рыжовой | Презентация «Красная книга Московской области» | Рисование агитационных плакатов и стенгазет |
Декабрь | |||||
ООД «Экологические профессии» Исследовательская работа «Переработка бумаги» | Коллективное рисование плаката «Нам дана для всех одна – планета хрупкая Земля» | Д/и «Что наносит вред природе» С/р игра «Поездка на море», сюжет «Убираем за собой мусор» | «Сказка о батарейке» | Мультфильм «Робокар Поли – Суета вокруг мусора» | Активное участие в сборе батареек. Консультация «Воспитание ребенка начинается с себя» |
Январь | |||||
ООД «Смешарики наводят порядок» | Поделки «Кормушки» из пластиковых бутылок» | Д/и «Поле ненужных предметов» | «Почему у Земли платье зеленое» А. Лопатина | «Твой друг Бобби – Переработка мусора» | Буклет «Пути утилизации отходов» |
Февраль | |||||
ООД «Чистая вода – здоровая земля» ТРИЗ «Как человек может сохранить природу» | Поделки «Цветочные горшки» из пластиковых бутылок. | Настольная игра «Сортировка в баки» С/р игра «Парковый эколог» | «Могучая травинка» М. Скребцова | Познавательная передача «Галилео – Про мусор» (отрывок) | Помощь в создании зимнего городка на детской площадке, расчистке прогулочных площадок |
Март | |||||
ООД «Опасные отходы» Викторина «Мусор-враг природы» | Коллективный коллаж «21 марта – день леса, 22 марта – день воды» с использованием фольги, ваты, гуаши. | Д/и «Рассортируй мусор в правильные контейнеры» | Сказка «История одной капли» | Презентационный фильм «Куда уходит мусор» | Участие родителей в акции «Древонасаждение», «Утилизация электроники» |
Апрель | |||||
ООД «Сжигание различных материалов» Мероприятие «День Земли» | «Горшочки для рассады» из втулок из-под туалетной бумаги | Экологический кроссворд С/р игра «Озеленители» | Сказка «Вторая жизнь» К.Н. Лысова | Мультфильм «Твой друг Бобби – Переработка муора» | Экологическая акция «Чистый край» — уборка микрорайона «Ольгино» |
Май | |||||
Итоговое мероприятие – экологический праздник «Мы с порядком дружим» | Коллективное изготовление лэпбука «Берегите природу» | Д/и «Очистим озеро от мусора» Разрезные картинки «Планета Земля» | Сказка «Нет места мусору» А. Кривощекова | Интерактивная игра «Чистая планета» | Родительское собрание «Результаты работы по реализации экологического проекта» (вручение благодарностей) |
Литература
1. Гомарович Э.С. « Чем дышит город». М.: Химия, 1990 г.
2. Захлебный А.Н. «Книга для чтения по охране природы» М.: Просвещение, 1986г.
3. Комплексные занятия под редакцией Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С.- Волгоград Учитель 2012 г.
4. Коноплёва Н.П. «Вторая жизнь вещей», Москва: Просвещение, 1993 г.
5. Николаева С. Н. «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.
6. Протасов В.Ф. «Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России», М.: Финансы и статистика, 2001 г.
7. Родионов С.К. и др. «Что такое мусор». М.: Химия, 1991 г.
8. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду — М.: Мозаика-Синтез, 2010 г.
9. Хефлинг Г. «Тревога в 2000 году». М.: Мысль, 1990 г.
10. Хотунцев Ю. Л. «Человек, технологии, окружающая среда». М.: Устойчивый мир, 2001 г.
Интерактивные ресурсы
«Сказка-потешка про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=wTcskGadMws
«Спроси у Альберта», серия «Мусор и отходы как бумеранг» https://www.youtube.com/watch?v=af4e1uzmjic
«Про мусор» https://www.youtube.com/watch?v=hV2RLGHyZDk
«Твой друг Бобби», серия 27 «Переработка мусора»
«Робокар», серия 41«Суета вокруг мусора» https://www.youtube.com/watch?v=YUPmp8Eor6U
«Фиксики» Серии: «Бумага», «Экотестер», «Батарейки», «Чему учит экология», «Вовсе не мусор» https://www.youtube.com/watch?v=1mCOnXHO0TE
«Куда уходит мусор» https://www.youtube.com/watch?v=X9Fw28RlG7U