Конспект группового логопедического занятия в 1 классе для учащихся с ОНР «Простое предложение из трех слов (с прямым дополнением)»


Статья:

Цель: развивать навыки составления предложений из трех и более слов.
Задачи:

Образовательные: научить детей правильно составлять предложения из трех и более слов; научить распространять предложения; научить составлять предложения по образцу; научить составлять собственные предложения.

Развивающие: навыки грамматического оформления предложений и их распространения с помощью добавления определений; развивать внимание, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать навыки организованного поведения.

Ход занятия:

I Организационный момент.

Артикуляционная гимнастика (Логомер. Комплекс упражнений.)

II Сообщение темы.

— Мы работали с предложениями, которые состояли только из двух слов. Но в предложении может быть три, четыре, пять и более слов. Сегодня мы будем учиться составлять предложения из трех и более слов.

III Изучение темы.

1. «Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам».

Логомер. Конструктор картинок.

— Рассмотрите внимательно картинку. (Слайд №7)

— Кто это? (Девочка). Что она делает? (читает). Составим предложение – Девочка читает.

— Сколько слов в нашем предложении? (Два) Назовите первое слово: кто? — девочка – слово живой предмет. Назовите второе слово: девочка что делает? – читает – второе слово-слово-действие.

— Что читает девочка? (Книгу, газету).

Девочка читает книгу (газету)

— Какое слово прибавилось в предложении? Книгу (газету). Сколько стало слов в предложении? (Три). Давайте составим схему нашего предложения.

Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №1) Работа проводится аналогично.

2. «Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам».

— Рассмотрите внимательно картинки. (Слайд №8) Мы видим две предметные картинки: мальчик и рыба).

— Давайте попробуем составить предложение, подобрав к картинке слово, обозначающее действие:

Мальчик ловит рыбу.

— Составим схему нашего предложения.

Далее выставляются следующие картинки. (Слайд №9) Работа проводится аналогично.

3. «Составление предложений из трех слов с каждым ребёнком».

Каждому ребенку раздаётся по одной сюжетной картинке и предлагается самостоятельно составить по ней предложение из трех слов.

4. Физкультминутка:

Логомер. Комплекс упражнений на развитие моторики.

5. «Усложнение предложений. Составление предложений из четырёх слов с добавлением определения».

— А теперь давайте усложним эти предложения. (Слайд№10) Например: Зайчик грызет морковку. Морковка (капуста,…) какая? (Вкусная) или: Зайчик какой? Пушистый (маленький,…) и т.д..

— Составим схему нашего предложения.

Далее выставляются следующие картинки. (Слайд№11) Работа проводится аналогично.

6. Упражнение «Собери предложение из слов».

— А теперь я буду называть вам слова, а вы внимательно их послушайте и соберите из них предложения.

Пример: Мячик, Таня, ловить, большой. – Таня ловит большой мячик.

— Свитер, мама, связать, красивый. (Мама связала красивый свитер)

— Рыба, рыбаки, поймать, крупная. (Рыбаки поймали крупную рыбу)

— Книжка, Катя, читать, интересная. (Катя читает интересную книжку)

— Стрекоза, Рита, увидеть, большая. (Рита увидела большую стрекозу)

— Булка, Вова, купить, вкусная. (Вова купил вкусную булку)

— Карандашами, дети, рисуют, цветными. (Дети рисуют цветными карандашами)

— Дерево, буря, сломала, старое. (Буря сломала старое дерево).

IV. Итог:

— Вы сегодня молодцы! Очень хорошо занимались.

— Что нового узнали? Что больше всего вам понравилось?

Занятие логопеда — текст и предложение

Тема: Текст. Предложение.

Цель: Дать понятия текста и предложения, закрепить на практическом материале.

Задачи:

  • Учить детей определять границы предложения.
  • Уточнить правило написания предложения.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие.
  • Развивать артикуляционный аппарат для повышения чёткости произношения.
  • Развивать внимание, память.
  • Воспитывать языковую наблюдательность, любовь к родному языку.

Оборудование: презентация «Текст. Предложение.»

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Все презентации здесь



Ход занятия

I. Орг. момент и артикуляционная гимнастика (разучивание 3-5 упражнений) (слайд 2)

II. Объяснение нового материала. (слайд 3)

Помогать нам учиться читать и писать будет Вовочка. Вовочка делал уроки, но он не знал, что такое текст и предложение. — Текст… Предложение… — бормотал Вовочка — Что это ты такое говоришь? – спросил Кот. — Сейчас я вам всё объясню. Послушайте, какие красивые слова: текст… предложение… Посмотрите на картинку и ответьте на вопросы. (слайд 4) Дети рассматривают картинку

Кот: — Какое время года изображено на картинке?

— Какой был день? — Куда пришёл волк? — Кого он увидел в домике? — Что волк стал делать? — Что мы составили? — Рассказ. — Рассказ по-другому можно назвать текстом, текст – это и рассказ, и сказка, и стихотворение. — Давайте хором повторим это слово: — Текст. — Что каждый из вас произносил, отвечая на вопросы? — … — Можно ли каждый ваш ответ назвать рассказом-текстом? -… — Каждый из вас произносил лишь часть текста, которая называется предложением. (слайд 5) — Чтобы вы лучше запомнили эти слова, на помощь мне придёт старинная знакомая. Догадайтесь, кто?

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку, Все они сидят друг в дружке, А всего одна подружка. (матрёшка) (щелчок мышью) — Матрёшка похожа с текстом тем, что она состоит из других матрёшек, спрятанных внутри неё. И текст тоже содержит внутри себя другие составляющие, части. (Появляется матрёшка- текст и предложение) (слайд 6)

Физминутка.

Игра текст-предложение (слайд 7) — Если я скажу «текст» — широко разводите руки в стороны, если скажу «предложение» – подпрыгните на месте. Как же нам узнать, сколько частей — предложений в тексте? — … — Это можно узнать по маленьким остановкам – паузам. Они делаются там, где заканчивается одно предложение и начинается другое.

— Чтобы вы могли рассказать историю про волка и семеро козлят своим родителям, давайте её запишем, но не буквами. Писать вы ещё не умеете, поэтому каждое предложение вы будете обозначать уголком с точкой вместо паузы. (Правило написания предложения: Заглавная буква в начале, точка в конце.)

Открываем рабочие тетради. А теперь вместе со мной начинаем работать. Давайте выучит правило. Текст- это несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Я повторяю текст, а вы считаете, сколько пауз-остановок услышите… (слайд 8)

— Теперь нарисуйте столько уголков, сколько предложений вы насчитали. Работа ведётся параллельно учителем на доске и детьми в рабочих тетрадях. Итог. (слайд 9) — Из чего состоит текст? — Как определить, что предложение закончилось в устной, разговорной речи? — Как на письме определить, что предложение закончилось? — А как определить, что началось новое предложение?

Молодцы!

Автор материала: Гаврилова Евгения Владимировна

Также по теме:

Конспект занятия по коррекции речи у детей с ОНР по теме «Предложение»

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]