Цели и задачи экологического воспитания дошкольников

На протяжении многих веков человек по отношению к природе вел себя как потребитель: вырубал леса, добывал полезные ископаемые, занимался сельским хозяйством, не думая о будущем. Это привело к сокращению площади лесов, истощению земельных ресурсов, недр.

Наступает переломный момент в истории развития планеты, когда человек начинает задумываться о последствиях своего потребительского отношения к земле. Стало актуальным воспитание нового человека, способного оценить масштабы проблемы.

Экологическое воспитание в детском саду


Уже в юном возрасте начинается взаимодействие малыша со сверстниками, с взрослыми, с объектами природы. Ребенок проявляет любопытство, задает вопросы-почемучки, перенимает ценности и традиции старших.
Возраст от 3 до 6 лет – наиболее восприимчивый. Дошкольник усваивает опыт взрослых людей, основываясь на доверии к ним. Уже с малых лет он учится активно сотрудничать с природой, сопереживать ей.

Экологическое воспитание закладывается в семье и продолжается в яслях. Каждое дошкольное учреждение составляет свою программу по формированию природоохранных знаний, охватывающую весь воспитательный процесс, начиная с прогулки и заканчивая учебными занятиями.

Проблемы экологического воспитания

Главная проблема этого направления — низкая оснащенность садов. Необходимы условия для создания зимнего сада, мини-лабораторий. Для осуществления игровой деятельности нужны дидактические материалы, карты, пособия, макеты, игрушки.

Вторая проблема – жизнеспособность разработанной системы воспитания. Программа по экологическому воспитанию и вся методика экологического воспитания дошкольников будет реализовываться в том случае, когда продумана каждого этапа работы, результат работы: каким мы хотим видеть воспитанника на момент поступления в школу.

Критерии экологической воспитанности старших дошкольников

Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает, что основными критериями могут стать:

  • доброжелательность детей ко всему живому;
  • степень интереса к живой и неживой природе;
  • желание контактировать с природными субъектами;
  • умение ухаживать за растениями и животными.

Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.

С чего начинается в ДОУ формирование экологического представления у дошкольников

Первый шаг- создание условий для этой работы: уголок природы с аквариумом, мелкими животными в группе, небольшой зимний сад, музей природы. В живом уголке могут содержаться птицы, рыбы, пресмыкающиеся, маленькие зверята.

Ребята кормят их, убираются, наблюдают, изучают их особенности. Важное значение имеют и прогулки, когда ребята наблюдают, и делают выводы о тех или иных явлениях в живой и неживой природе.

Нельзя умалить роль родителей в экологическом воспитании. Сейчас в семьях содержатся кошки, собаки, попугаи, черепахи. Стоят аквариумы, комнатные растения. Взрослым следует ежедневно приобщать детей к миру природы, постижению ее тайн, чтобы уже с раннего детства возникло чувство единства с окружающим миром.

Текст книги «Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста»

Практические занятия по темам раздела

Тема: Задачи и содержание экологического образования детей дошкольного возраста

Занятие 1. Экологическое образование – новое направление дошкольной педагогики

1. Экологическое образование детей дошкольного возраста на современном этапе. Актуальность и перспективы развития.
2. Воспитание начальных форм экологической культуры в дошкольном детстве.

3. Задачи экологического образования дошкольников, пути и средства их реализации.

4. Основные аспекты и направления содержания экологического образования детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы студентов

Охарактеризовать основные методы эколого-педагогической работы с дошкольниками. Доказать ведущую роль воспитателя в формировании экологически ориентированной личности в дошкольном детстве.

Литература

Виноградова Н. Ф.

Экологическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Экологическое образование: Концепция и методические подходы / Под ред. Н. Н. Мамедова. – М., 1996.

Глазачев С. Н.

Экологическая культура. – М., 1997.

Кокуева Л. В.

Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М., 2005.

Николаева С. Н.

Методика экологического воспитания дошкольников. (Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста). – М., 1999.

Новикова Г.

Этико-экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2.

Рыжова Н. А.

О проекте стратегии экологического образования в РФ // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 6.

Рыжова Н. А.

Экологическое воспитание дошкольников с позиции новой парадигмы // Дошкольное воспитание. – 2001 – № 7.

Экологическое образование: Концепции и методические подходы / Отв. ред. Н. М. Мамедов. – М., 1996.

Панов В. И.

Экологическая психология. – М., 2004.

Подготовка к занятию предполагает:

– определение понятия «экологическая культура» (сущностные признаки, структура, технология формирования);

– изучение характеристики экоцентрического экологического сознания, объяснение необходимости выработки новой системы взаимоотношений общества с природой, отказа от доминирующего антропоцентрического экологического сознания;

– обоснование актуальности проблемы формирования начальных форм экологической культуры с раннего детства;

– усвоение сущности, задач и содержания экологического образования дошкольников (научный, ценностный, нормативный, деятельностный компоненты); условий эколого-педагогической работы с детьми;

– уяснение принципов, определяющих пути и средства решения задач воспитания экологически направленной личности в дошкольном возрасте;

– разъяснение сути аксиологического подхода в экологическом образовании детей, своеобразия его реализации в дошкольных учреждениях;

– усвоение компонентов готовности ребенка к взаимодействию с природой (характеристика, взаимосвязь и взаимообусловленность);

– выделение показателей сформированности экологической культуры к концу дошкольного возраста.

Занятие 2. Характеристика современных программ экологического образования дошкольников

1. Обзор отечественных и зарубежных программ экологического образования и воспитания детей.

2. Характеристика современных авторских программ экологического образования дошкольников.

Задания для самостоятельной работы студентов

Анализ, оценка современных программ экологического образования, воспитания и развития дошкольников.

Литература

Авдеева Н. Н., Степанова Г. Б.

Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003.

Ашиков В. И., Ашикова С. Г.

Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. – М., 1998.

Васякина-Новикова Ж. Л.

Паутинка. Программа по экологическому образованию детей. – М., 1996.

Иванова А. И.

Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М., 2007.

Мы. Программа экологического образования детей. – СПб., 2000.

Копцева Т. А.

Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М., 2006.

Николаева С. Н.

Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2002. – № 7.

Николаева С. Н.

Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 2002.

Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. Н.

Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий. – СПб., 2001.

Соломенникова О. А.

Экологическое воспитание в детском саду: Программа и методические рекомендации к ней. – М., 2009.

Попова Г. И.

Мир вокруг нас. Материалы комплексной программы культурно-экологического образования и нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1998.

Рыжова Н. А.

Наш дом – природа. Программа экологического образования дошкольников. – М., 1996.

Рыжова Н. А. О программах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 11.

Подготовка к занятию предполагает:

– самостоятельный выбор программы из числа парциальных (альтернативных и вариативных);

– аналитическую оценку программы (системность знаний, возрастная адресованность, личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, технология построения эколого-образовательного процесса, особенности развивающей среды и другое);

– составление подробной характеристики программы (общий объем программы; отражение в ней цели и задач экологического образования дошкольников; структура программы; содержание знаний, умений и навыков детей, их соответствие программе природоведческих знаний, доступных детям разного возраста; полнота программы, решает ли она в достаточной степени эколого-образовательные задачи; методическое обеспечение программы; выводы и рекомендации по ее применению);

– осуществление прогнозирования эколого-педагогической работы в условиях реализации данной образовательной программы.
Тема: Развитие элементов экологического сознания у дошкольников
1. Особенности формирования экологического сознания в дошкольном детстве.

2. Роль системных знаний о предметах и явлениях природы в развитии экологического сознания.

3. Системность знаний – основа умственного развития дошкольников в процессе экологического образования.

4. Условия формирования системы природоведческих знаний детей дошкольного возраста.

Задания для самостоятельной работы студентов

Охарактеризовать доступные на разных возрастных этапах системы знаний о предметах и явлениях неживой природы, растениях и животных, сезонных изменениях и труде людей в природе.

Литература

Запорожец А. В.

Избранные психологические труды. – М., 2006.

Згурская Л.

Знакомим с окружающим миром // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1.

Кондратьева Н. Н.

Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Сборник научных трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена. – Л., 1987 (к).

Маневцова Л. М.

Формирование системных знаний о сезонных изменениях в жизни животных у детей старшего дошкольного возраста // Оптимизация учебно-воспитательного процесса в детском саду. – Л., 1985 (к).

Николаева С. Н.

Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003.

Островская Г. И.

Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно-образного освоения природы: автореф. дисс. канд. пед. наук – Екатеринбург, 1998.

Поддьяков Н. Н.

Мышление дошкольника. – М., 1975.

Фрейдкин И. С.

Ознакомление с явлениями неживой природы // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1980.

Подготовка к занятию предполагает:

– определение сущности экологического сознания (форма мировоззрения, система взглядов и представлений, отношения человека к окружающему миру, предполагающая активное проявление личности и другое);

– усвоение когнитивных механизмов экологического сознания;

– изучение особенностей формирования экологического сознания в дошкольном возрасте.

– определение понятий «системность», «систематизация», «система»;

– обоснование необходимости формирования системных знаний о животных и растениях как живых существах, единстве организма и среды, сезонной жизни природы, сущности взаимодействия человека с миром природы и др. (овладение рациональным способом познания, развитие умственных способностей, системности мышления, речи, ориентировка в качествах и свойствах предметов и явлений и т. д.);

– изучение содержания, структуры и особенностей формирования у детей системы знаний о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой, системы знаний о сезонных изменениях и труде людей в природе, системы знаний о растительных сообществах, системы знаний о неживой природе;

– усвоение условий освоения детьми системных знаний о природе.
Тема: Значение природы в развитии личности ребенка

Занятие 1. Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе экологического образования

1. Возможности использования природы в умственном воспитании детей.

2. Сенсорное воспитание дошкольников средствами природы.

3. Развитие наблюдательности в процессе ознакомления детей с природой.

4. Формирование познавательного отношения к природе в дошкольном детстве.

Задания для самостоятельной работы студентов

Выделить приемы развития наблюдательности у детей дошкольного возраста. Подобрать примеры, иллюстрирующие особенности работы воспитателя по формированию данного качества личности в процессе наблюдений, труда в природе, экспериментирования, игр, элементарной поисковой деятельности и т. д.

Литература

Венгер Л. А.

Восприятие и обучение. – М., 2009.

Венгер Л. А., Пилюгина Э. Ш., Венгер Н. Б.

Воспитание сенсорной культуры ребенка. Книга для воспитателей. – М., П., 2009.

Богданец Т.

Экологические знания – первые представления о мире // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 12.

Захаревич Л. П.

Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 1970.

Виноградова Н. Ф.

Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М,1982.

Иванова А. И.

Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М., 2003.

Корзакова Е. И.

Труд в природе // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. – М., 1981.

Николаева С. Н.

Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы на умственное развитие детей // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1980.

Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1987.

Харитонова Л.

Исследовательская деятельность дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.

Подготовка к занятию предполагает:

– исследование значения природы в интеллектуальном развитии ребенка (формирование конкретных и обобщенных знаний об окружающем мире, элементарных основ миропонимания, системы познавательных умений и навыков, познавательного отношения к природе, сенсорной культуры, развитие наблюдательности, мышления и речи, умственных способностей дошкольника и других способностей);

– характеристику природы как богатого источника сенсорного развития детей (интенсивное развитие сенсорных процессов, совершенствование деятельности органов чувств, накопление чувственного опыта, формирование обследовательских действий, освоение сенсорных эталонов и т. д.);

– определение наблюдательности как качества экологически направленной личности, путей и средств его развития в дошкольном детстве (создание проблемных ситуаций, сосредоточение внимания, проведение наблюдений в определенной последовательности, сравнение объектов и явлений природы, использование обследовательских действий и прочее);

– изучение особенностей формирования познавательного интереса к природе (направления и условия его развития, влияние на протекание, результат и характер познавательной деятельности); обоснование важности формирования познавательного отношения к природе у детей дошкольного возраста;

– выделение наиболее эффективных методов и приемов сенсорного воспитания, развития наблюдательности и активизации познавательной деятельности в процессе экологического образования дошкольников.

Занятие 2. Формирование системы знаний как основы экологического сознания

1. Формирование системных знаний о предметах и явлениях природы как основы экологического сознания.

2. Системность знаний – основа интеллектуального развития детей в процессе экологического образования.

3. Условия формирования системы природоведческих знаний в дошкольном детстве.

Задания для самостоятельной работы студентов

Охарактеризовать доступные на разных возрастных этапах системы знаний о предметах и явлениях неживой природы, растениях и животных, сезонных изменениях и труде людей в природе.

Литература

Арсентьева В. П.

Формирование представлений о биоценозе у детей старшего дошкольного возраста (на примере луга): автореф. дисс. канд. пед. наук – М., 1998.

Газина О. М.

Знакомим дошкольников с миром животных // Воспитатель ДОУ. – 2013. – № 12.

Газина О. М.

Окружающий мир. Учебно-методическое пособие в 3‑х частях. – М., 2007, 2008.

Згурская Л.

Знакомим с окружающим миром // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1.

Николаева С. Н.

Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003.

Петяева Д. Ф.

Развитие представлений о живой природе у дошкольников: автореф. дисс. канд. пед. наук – М., 1991.

Фрейдкин И. С.

Ознакомление с явлениями неживой природы // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н. Н. Поддьякова. – М., 1980.

Христовская Т. В.

Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на материале растений): автореф. дисс. канд. пед. наук – М., 1989.

Подготовка к занятию предполагает:

– определение понятий «системность», «систематизация», «система»;

– обоснование необходимости формирования системных знаний о животных и растениях как живых существах, единстве организма и среды, сезонной жизни природы, сущности взаимодействия человека с миром природы и др. (овладение рациональным способом познания, развитие умственных способностей, системности мышления, речи, ориентировка в качествах и свойствах предметов и явлений и т. д.);

– анализ типовой программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста, направленный на определение содержания природоведческих знаний дошкольников младшей, средней и старших групп;

– изучение содержания, структуры и особенностей формирования у детей систем знаний о живом организме и его взаимосвязях с окружающей средой, о сезонных изменениях и труде людей в природе, о растительных сообществах, о неживой природе;

– усвоение условий освоения детьми системных знаний о природе.

Занятие 3. Воспитание ценностных ориентаций в процессе экологического образования дошкольников

1. Воспитание личности ребенка в процессе ознакомления с природой.

2. Воспитание бережного и заботливого, гуманно-деятельного отношения ко всему живому в дошкольном детстве.

3. Природа как фактор эколого-эстетического воспитания дошкольников.

Задания для самостоятельной работы студентов

Охарактеризовать средства формирования нормативно-ценностног о отношения к природе, воспитания моральных и волевых качеств личности в процессе экологического образования детей.

Литература

Бабаева В.

Эстетическое воспитание дошкольников. – М., 1982.

Бобылева Л.

Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7.

Божович Л. И.

Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.

Виноградова Н. Ф.

Воспитание нравственного отношения к природе у шестилетних дошкольников. – М., 1993.

Залкинд Э.

Природа как средство эстетического и нравственного воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2010. № 1.

Копцева Т. А.

Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М., 2006.

Корганова И. В.

Воспитание субъектно-этического отношения к природе у детей: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2002.

Молодова Л. П.

Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. – М., 1999.

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников / Сост. С. Н. Николаева. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Плюхин В.

Тема экологии в детском изобразительном творчестве // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 7.

Психолого-педагогические основы формирования отношения к природе // Отношение школьников к природе / Под ред. И. Д. Зверева. – М., 1988.

Ясвин В. А.

Психология отношения к природе. – М., 2000.

Подготовка к занятию предполагает:

– изучение сущности экологических ценностных ориентаций (выступают в качестве целей взаимодействия с природой не только с точки зрения практической, утилитарной ценности, но и познавательной, эстетической, нравственной, экономической, регулируют мотивацию, деятельность и поведение личности, определяют характер ее отношения к природе и другое); особенностей их формирования в дошкольном детстве;

– определение содержание понятий «любовь, бережное и заботливое отношение к природе» применительно к детям дошкольного возраста; сущности воспитания данного отношения как компонента экологического сознания (воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости, эстетического видения природы, интереса к ней; формирование бережного отношения к природному окружению, пробуждение желания ухаживать за живыми существами, формирование необходимых для этого практических умений и навыков и т. д.);

– усвоение педагогических условий воспитания любви, бережного и заботливого отношения детей к природе;

– выделение методов и приемов эколого-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (создание условий для накопления эстетических впечатлений и развития эстетических чувств, формирование умения видеть, понимать и оценивать эстетическую ценность объектов природы, создавать красоту своими руками и другое).

Итоговое занятие Коллоквиум по теме «Значение природы в развитии личности ребенка».

Раздел 2. Технология формирования основ экологической культуры в дошкольном детстве

Современные технологии экологического образования детей дошкольного возраста подразумевают применение комплекса методов и форм организации экологически ориентированной деятельности в природе, создание условий для успешной реализации задач воспитания экологической культуры в дошкольном детстве. Приоритетными в эколого-педагогической работе являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения. Ведущая роль отводится наблюдению

, которое по праву считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Е. И. Тихеева, А. И. Васильева, Э. И. Залкинд, А. К. Матвеева, П. Г. Саморукова, Г. С. Филиппюк и другие.

Наблюдению как сложной познавательной деятельности присуща определенная структура. Оно существенно отличается от восприятия, поскольку всегда носит преднамеренный характер, организуется и направляется взрослым или дошкольником, предполагает активизацию мышления, речи, психических процессов, развитие личностных качеств (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн и другие). Наблюдению необходимо обучать: формировать умение принимать познавательную задачу, выделять существенные признаки предметов и явлений, следовать намеченному плану, использовать обследовательские действия, выражать в речи результаты увиденного и т. д.

Каждый вид наблюдения требует тщательной подготовки, руководства со стороны воспитателя, соблюдения основных требований к его проведению. Выбор объекта осуществляется с учетом программы и местного природного комплекса. Организация и методика руководства наблюдениями зависит от возрастных и психических особенностей детей, степени развития их познавательной деятельности.

Опыт

– особый вид наблюдения – рассматривается в психолого-педагогической литературе как метод обучения, предполагающий преобразование условий, в которых протекает явление, для установления или иллюстрации определенного теоретического положения.

Использование опытов в эколого-образовательном процессе дает возможность максимально активизировать познавательную деятельность, развивать мышление дошкольников, способствует накоплению конкретно-образных представлений об окружающем мире, пониманию причинно-следственных связей природных явлений, развитию наблюдательности, самостоятельности, инициативы каждого ребенка (Т. В. Земцова, И. Э. Куликовская, Н. К. Постникова, Н. Н. Совгир, И. С. Фрейдкин и другие).

Содержание экспериментов определяется программой для дошкольных учреждений и направлено на выявление скрытых свойств объектов и явлений неживой природы, особенностей жизнедеятельности организмов. В структуре опытов условно выделяются следующие этапы: подготовительный, начальный, основной и заключительный.

Экспериментирование может организовываться на занятиях и в повседневной жизни, как кратковременное или длительное наблюдение. Психологи Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Венгер и другие указывали на необходимость фиксация результатов, полученных на промежуточных этапах продолжительных по времени экспериментов. Опыты ставятся в старших группах под непосредственным руководством взрослого, так как дети еще не обладают достаточными знаниями об объектах природы и навыками работы с ними. В младшем и среднем дошкольном возрасте в качестве приемов обучения используются поисковые действия, направленные на определение способа решения познавательной задачи, получения практического результата.

Труд

как метод воспитания экологически направленной личности позволяет решать важные педагогические задачи: формировать у детей практические умения и навыки по уходу за растениями и животными, интерес и положительное отношение к трудовой деятельности, воспитывать любовь, бережное и заботливое отношение к природе, трудолюбие, ответственность, добросовестность, коллективизм и т. д. Воспитательную значимость детского труда в природе подчеркивали Е. И. Корзакова, Л. Е. Образцова, А. Г. Тулегенова, В. Г. Фокина и другие.

Труд, направленный на удовлетворение жизненных потребностей организмов, охрану природы, существенно отличается от других видов деятельности дошкольников. Это единственный вид производительного труда, доступный детям, в ходе которого они взаимодействуют с живыми существами и от характера их действий зависит благополучие последних. Своеобразие становления трудовой деятельности в дошкольном детстве показано в исследованиях В. И. Логиновой, обосновавшей необходимость соблюдения определенной последовательности в трудовом воспитании: ознакомление с трудом взрослых в природе, трудовое обучение малышей, самостоятельное совершенствование умений и навыков.

По способу организации работа дошкольников в природе может быть коллективной (труд рядом, общий, совместный) и индивидуальной. Воспитатель систематически проводит трудовые занятия, привлекая каждого ребенка к выполнению поручений, дежурству в живом уголке, на огороде, в цветнике. Решение воспитательно-образовательных задач, осуществляется в соответствии с программой дошкольного учреждения, с учетом возрастных особенностей детей, педагогических и санитарно-гигиенических требований.

Эффективным средством экологического образования в дошкольном возрасте является игра

. Особое внимание надо уделять играм с готовым материалом и правилами (дидактические, подвижные, музыкальные), а также творческим играм, способствующим усвоению, закреплению, обобщению, систематизации знаний, формированию личности маленького человека, его морально-волевых качеств, реализующим потребность воздействия на мир (А. К. Бондаренко, В. Я. Воронова, В. А. Дрязгунова, Г. Н. Казаручик, И. А. Комарова, А. С. Макаревич, О. П. Яновская и другие).

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания детей. Такая игра содержит учебную задачу, решаемую ребенком в занимательной форме. Соблюдение правил выступает непременным условием ее реализации. Игровое действие регулируется правилами и направлено на достижение результата.

Все дидактические игры природоведческого и экологического содержания подразделяются на игры с природным материалом (знакомство с цветом, величиной, формой, качеством предметов и т. д.), настольно-печатные и словесные (уточнение, расширение, закрепление знаний о природе, подведение к обобщению, классификации). При их подборе и проведении педагог руководствуется возрастом воспитанников, принципами последовательности, систематичности, постепенности усложнения программного материала и задач.

В подвижных играх дети чаще всего имитируют повадки и образ жизни животных, иногда растений. Нередко в них отражаются явления неживой природы (кружение снежинок, сияние солнца, сила дождя и т. д.).

Характер творческих игр не позволяет использовать их как метод обучения дошкольников, однако они помогают выявить степень освоения знаний и умений, поскольку отражают опыт, впечатления, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни.

Сущность моделирования

заключается в воспроизведении свойств, структуры и функций объекта познания на специально созданной или подобранной модели-заменителе. Изучая окружающий мир посредством моделирования, с помощью моделей, считали Н. И. Ветрова, К. В. Назаренко, И. С. Фредкин и другие ученые, дети пополняют знания о характерных особенностях объектов и явлений природы, учатся находить у них признаки, значимые для предстоящей деятельности, осваивают экологические связи, зависимости, приемы абстрагирования и обобщения.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает наличие значительного числа исследований, где при обучении дошкольников применяются различного рода заместители реальных объектов природы (Л. С. Игнаткина, Л. М. Маневцова, Н. Н. Кондратьева, С. Н. Николаева, Т. В. Христовская и другие). В зависимости от цели и задач в эколого-педагогическом процессе используются предметные, предметно-схематические, графические и отвлеченные модели. Обучение детей моделированию осуществляется в следующей последовательности: описание нового объекта с помощью готовой, ранее усвоенной модели, сравнение объектов между собой (сначала два, затем три и более), упражнение в моделировании существенных или значимых для предстоящей деятельности признаков, руководство созданием моделей элементарных понятий.

Иллюстративный материал

и
технические средства обучения
помогают конкретизировать, закрепить, обобщить и систематизировать полученные ранее знания, дать представления о длительно протекающих в природе процессах, природоохранной деятельности человека, понять сущность природных явлений, познакомить с объектами, недоступными непосредственному восприятию, развить эстетическое видение природы, обогатить эстетические впечатления и чувства. При знакомстве детей с природой применяются художественные и дидактические картины, репродукции, книжная графика, фотографии, открытки, модели, видео и кинофильмы, диапозитивы, слайды и т. д. Иллюстративный материал и ТСО подбираются с учетом содержания воспитательно-образовательной работы, возраста, требований к наглядности и используются в разных видах экологически направленной деятельности дошкольников.

Группу словесных методов экологического образования в дошкольном детстве составляют беседа, рассказ воспитателя и чтение природоведческой книжки

. Обращаясь к ним, следует помнить о важности сочетания слова с наглядностью, принимать во внимание способность детей к пониманию речи, сосредоточению на воспринимаемом, наличие ярких, конкретных представлений о том явлении или факте, которые будут предметом обсуждения, уточнения, систематизации.

Экологическая сказка

– один из новых жанров литературы для дошкольников. Она в увлекательной форме знакомит с существами, населяющими планету Земля, учит понимать их потребности, отношения, раскрывает тайны сложных явлений и чудесных превращений в природе, воспитывает ценностные ориентации, развивает интерес к окружающему, стремление познавать его секреты, участвовать в увлекательных походах в природу. При этом в сказке сочетаются научность и волшебство.

Методы обучения в их различных сочетаниях применяются в тех или иных организационных формах.

Научные исследования и передовой опыт работы воспитателей показывают, что занятия

являются одной их основных форм экологического образования дошкольников. Они разнообразны по содержанию и роли, которая отводится им в процессе познания мира природы. На одних занятиях осуществляется формирование первоначальных представлений, на других – они обогащаются, углубляются, закрепляются. Итоговые занятия посвящены выделению существенных и характерных признаков объектов или явлений природы, и на этой основе обобщению, систематизации приобретенных знаний. Выделяются также занятия, предусматривающие активную практическую деятельность детей: труд, игры с природными объектами, экспериментирование. Актуальны и интегрированные занятия, позволяющие комплексно решать ряд важных педагогических задач и добиваться максимального результата.

На экологических занятиях реализуются принципы научности, доступности, воспитывающего и развивающего обучения, решаются не только образовательные, но и воспитательные задачи. Выбор методов зависит от характера задач, возрастных возможностей дошкольников, особенностей изучаемого природного объекта. Своеобразие организации и проведения этих занятий в разных возрастных группах проявляется, прежде всего, в содержании осваиваемого материала, структуре занятия, использовании комплекса методов и приемов обучения, степени активности и самостоятельности ребят.

Экскурсия –

действенное средство воспитания и обучения детей дошкольного возраста, которое способствует гармоническому развитию личности (К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Т. А. Куликова, М. В. Лучич, Е. И. Тихеева и другие). Экскурсия предоставляет великолепные возможности для ознакомления с богатством красок, форм, запахов, звуков природы, учит ориентироваться на местности, наблюдать, находить примеры взаимосвязи организмов и окружающей среды. У малышей накапливаются обобщенные представления о сезонной жизни природы (цикличность и характерные признаки сезонов, динамика явлений, обусловленность изменений в жизни растений и животных изменениями в неживой природе, адаптация организмов к меняющимся условиям, труд людей в природе и другое), воспитывается действенная любовь к родному краю, стремление заботится о живых существах, оберегать места их обитания, правильно вести себя в природе.

Условия экологического воспитания

Формирование знаний и умений по экологии требует соблюдения определенных условий в дошкольных учреждениях. Сам процесс подразумевает воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста следующими подходами:

  • интегрированный подход, т.е. осуществление процесса экологического воспитания через различные виды деятельности: музыкальную, театральную, художественную, физическую, игровую, трудовую;
  • организация эколого-развивающей среды в детском саду;
  • использование окружающей природы как развития экологической культуры;
  • осуществление мониторинга по выявлению уровня экологического воспитания дошкольников.

ДЕТСТВО-ГИД

Методические рекомендации «Экологическое образование дошкольников»

Варенцова Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ № 103, г. Нижний Новгород

Актуальность экологического образования детей дошкольного возраста Качественное экологическое образование детей в настоящее время очень актуально. Это связано с тем, что экологическая обстановка на планете и в нашей стране оставляет желать лучшего. Множество экологических проблем: утончение озоновой оболочки, изменения климата, истощения природного слоя почв, уменьшение запасов питьевой воды и природных ресурсов, высокая концентрация загрязнителей в воздухе – это в основном итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой. Также эти проблемы связаны с процессом образования населения – его недостаточность и полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Единственный выход из данной ситуации – обретение экологической культуры. И необходимо начинать прививать эту культуру уже детям дошкольного возраста. Это имеет важное социальное значение для всего общества! Кроме того, к этому процессу будет приобщаться значительная часть взрослого населения – воспитатели, родители, учителя, что имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления.

Что составляет сущность экологического воспитания В основе экологического воспитания лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. «Организм и среда» — взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания: функционирование экосистемы — сообщества живых организмов, проживающих на одной территории (имеющих однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к ней. «Человек и среда» — взаимодействие человека с природой — второй, чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей — социальной экологии, экологии человека — не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу. Цель и задачи экологического образования дошкольников Цель — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Задачи — это задачи создания и реализации образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему: — создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического образования; — создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования; — систематическое повышение квалификации педагогов: овладение методами экологического образования, совершенствование экологической пропаганды среди родителей; — осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование; — выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Особенностью формирования начал экологической культуры является то, что элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Содержание экологического образования. В чем оно заключается? Содержание экологического образования включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.

Каково содержание экономических знаний, доступных дошкольникам? Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического образования. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг: 1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития. 2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов. 3. Человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность. 4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Какие методы являются особо значимыми в экологическом образовании? Чем они отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики? Можно выделить пять групп методов, комплексное использование которых ведет к повышению уровня экологической воспитанности детей, развитию экологической направленности их личности. 1.Совместная деятельность воспитателя и детей по созданию и поддержанию необходимых условий жизни для живых существ — главный метод экологического образования детей. Он направлен на формирование у них практических навыков и умений. Отслеживание объектов — результатов выращивания — позволяет корректировать складывающиеся навыки и обеспечивает их осознанный характер. Зеленая зона детского сада позволяет организовать круглогодичное содержание и выращивание растений и животных. Хорошие результаты в экологическом образовании достигаются, когда этот метод сочетается с опытничеством и моделирующей деятельностью. Забота о вещах, практическое участие в их починке и обновлении также способствуют выработке у детей необходимых практических умений. 2. Наблюдение — метод чувственного познания природы. Обеспечивает непосредственный контакт с природой, живыми объектами, окружающей средой. 3. Организация длительных наблюдений (циклов) — это условие досконального познания взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их морфофункциональной приспособленности. Наблюдение — это главный способ формирования у дошкольников конкретных (сенсорных) представлений о природе, основа образного мышления. 4. Метод моделирования занимает значительное место в системе экологического образования. Работа с календарями природы, восприятие произведений искусства, создающихся профессионалами (художественных картин, музыкальных и литературных произведений), предметов народного промысла, в которых отражены мотивы природы, — позволяют уточнить, закрепить и расширить представления детей, полученные при непосредственном контакте с природой. 5. Словесно-литературный метод выделяется в самостоятельный метод в силу большой специфики речевой деятельности. Слово в той или иной форме и степени сопровождает любую деятельность, в экологическом воспитании оно может выполнять важные функции. В форме диалога (разговора, обсуждения) происходит постоянное наращивание и корректировка конкретных представлений о природе и деятельности людей в ней. Через «монолог» (рассказ воспитателя, чтение книг) дети посвящаются в новые сферы знаний. Очень важна третья форма речевого воспитания — проведение построенной в определенной логике беседы с детьми, в которой формируются понимание связей в природе, зависимости жизни живого объекта и среды обитания, происходит осознание закономерности явлений. С помощью такой беседы дошкольники выходят на новый (обобщенный) уровень понимания явлений природы. Это начало формирования экологического мышления, экологического сознания. Данные методы отличаются от традиционных методов дошкольной педагогики тем, что это не просто методы ознакомления детей с природой, а методы экологического образования.

Работа с семьей по экологическому образованию Семья и дошкольное учреждение — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Работа с родителями по экологическому образованию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитание экологически грамотного человека. В работе с родителями по экологическому образованию детей необходимо использовать как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, конференции), так и нетрадиционные (деловые игры, бюро педагогических услуг, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях: 1) педагог — родитель; 2) педагог — ребенок — родитель. Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат).

Направления работы с родителями 1. Экологическая информация. Наиболее значимыми для взрослых сведениями являются следующие: — данные об экологической ситуации в их городе, микрорайоне детского сада, жилого массива, парка, где они отдыхают, дачного участка; — информация о зависимости состояния здоровья ребенка от качества окружающей среды; — правила поведения в экстремальных условиях (неблагоприятные экологические ситуации, катастрофы); — экология жилища; — выращивание экологически безопасного урожая; — комнатные, лекарственные, пищевые растения; — выбор экологически безопасных мест для прогулок с детьми, отдыха на природе; — домашние животные, их содержание в доме и значение для ребенка; — развитие ребенка как личности в процессе экологического образования; — информация самого ребенка о занятиях в детском саду. Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения экологической комнаты, живого уголка, территории детского сада. Так, родители многих детских садов проявляют большой интерес к данным их «Экологических паспортов», особенно к разделу «Экологическая ситуация». Проблема «здоровье ребенка — окружающая среда» тесно связана с проблемой экологической безопасности. Вопросы экологического образования могут быть включены и в программу консультаций родителей, ожидающих ребенка, и в программы работы консультационных пунктов, помогающих родителям подготовить ребенка к поступлению в детский сад, и групп кратковременного пребывания. 2. Совместная деятельность с детьми: — во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более что дети постоянно задают вопросы; — участие в экологических праздниках и в подготовке к ним; — совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье. Детскому саду необходимо показать роль животных, комнатных растений в воспитании ребенка, порекомендовать родителям приобрести, по возможности, живое существо. Еще одно направление — привлечение взрослых в уголок природы. Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, берут обитателей уголка к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия; — сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для экологической комнаты, экспонатов для музея природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы. — выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»); — помощь в оборудовании экологической комнаты, уголка природы, лаборатории, библиотеки; — природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек)
Формирование экологической культуры у дошкольников Экологическое образование дошкольников по ФГОС Рукописная книга как дидактическое пособие эколого-эстетического развития дошкольников Социально-экономическое образование дошкольников >

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы экологического воспитания

Занятия

Основной формой экологического воспитания в детском саду является занятие. На них интуитивные представления детей преобразуются, углубляются, расширяются. Процесс экологического воспитания дошкольников происходит на нескольких видах занятий:

  1. На первично-ознакомительных занятиях дети знакомятся с растениями и животными, их средой обитания и произрастания, условиями жизни. Имеются в виду те объекты природы, которые нельзя наблюдать вокруг себя. Воспитатель рассказывает о растениях и животных, показывает их внешний вид, знакомит с манерами, повадками животных, особенностями роста растений. В качестве наглядных средств используются картины, видеофильмы, беседа, чтение отрывков из художественных произведений, например, рассказов В.Бианки. Ознакомительные занятия проводятся во всех группах.
  2. Углубленно-познавательные занятия призваны сформировать представление дошкольников о связях между растениями и животными, взаимосвязи между ростом растений и погодными условиями определенной местности, зависимости животных от факторов окружающей среды, приспособляемости зверей, пресмыкающихся, птиц к природным условиям. Средствами наглядности здесь могут стать демонстрация моделей природных комплексов, целевая беседа, примитивные эксперименты.
  3. На занятиях обобщающего типа знания систематизируются, формируется единая картина той или иной природной среды, делаются выводы о взаимосвязи растительного и животного мира, климатических условий, почвы. Например, обобщающие занятия по темам «Осень», «Зима», «Весна», «Лето».
  4. Занятия комплексного характера строятся на взаимодействии разных видов деятельности: творческой, игровой, художественной. Они часто выходят за пределы одного занятия. Чередование игры и рисования, чтения и просмотра не утомляет дошкольников. Если это происходит, на помощь приходят физические упражнения или физминутки.

Экскурсии

Это одна из самых интересных форм работы. Преимущество экскурсии в том, что дошкольлята могут непосредственно созерцать обитателей зоопарка, парка, луга, сквера. Они могут послушать пение птиц, понюхать цветы, погладить зверей и пресмыкающихся, рассмотреть их внешний вид, понаблюдать за их поведением, питанием. Это природоведческие экскурсии.

Можно повести детей на экскурсии по сельскохозяйственным предприятиям: теплицы, сады, оранжереи, огород. Такие походы устраиваются для знакомства с трудом людей на разных предприятиях. Проведение экскурсий требует большой подготовки: воспитателю нужно самому ознакомиться с методом ее проведения, продумать основные этапы, виды деятельности, приемы, которые могут заинтересовать детей дошкольного возраста.

Поисковая деятельность

Первичная поисковая деятельность организуется для дошкольников старшего возраста. В ходе совместной работы формулируется проблемный вопрос, который требует поиска ответа: почему птицы улетают на юг? Почему снег тает? Почему листья падают?

Поисковая деятельность представляет либо эвристическую беседу, либо наблюдение, либо эксперимент.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Основные направления экологического воспитания детей дошкольного возраста.

На основном этапе развития общества вопрос экологического образования приобретает особую остроту. В связи с этим необходимо больше уделять внимания экологическому образованию детей уже с первых лет жизни, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение — он получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культура.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Живая природа очень давно признается в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания дошкольников.

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети дошкольного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.

Цель нашей работы является формирование представлений у детей дошкольного возраста о растительном и животном мире природы родного края во взаимосвязи со средой обитания, экологическое поведения в природе и бережного отношения к ней.

Для реализации поставленной цели были определены основные задачи:

  • углубить и расширить экологические знания
  • привить начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные
  • развивать познавательную, творческую, общественную активность дошкольников в ходе экологической деятельности
  • сформировать (воспитать) чувства бережного отношения к природе.

Всю работу по экологическому образованию осуществляли в двух направлениях: в непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни. Знания, умения и навыки, полученные детьми закрепляли, ежедневно в детском саду и дома.

С 3-4 лет обращали внимание детей на отдельные наиболее яркие заметные явления и события характерные для разных времен года. Давали детям информацию понемногу, используя при этом игры, забавы. Для закрепления повторяли по несколько раз одни и те же объекты и явления.

Во второй младшей группе, ребят привлекались к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливали, протирали листья. Каждый ребенок постепенно знакомился с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им. С наступлением зимы подкармливали птиц на участке. Делали кормушки вместе с родителями и размещали поближе к окну, чтобы дети ежедневно могли наблюдать за птицами.

В старшем дошкольном возрасте вовлекали в предметно-преобразующую деятельность среди природы. Приучали к разумному природопользованию, труду, сбережению естественных ресурсов, усвоению практического опыта отношение к естественной среде. В результате у ребят формировались практические знания, личный опыт воздействия на среду и сбережение богатств, обогащение познавательных интересов, потребность в деятельности среды природы.

На основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников использовали различные формы экологического воспитания

  1. массовые;
  2. групповые;
  3. индивидуальные.

К массовым формам отнесли — экологические фестивали, ролевые игры, работы на участке.

К групповым формам отнесли — экскурсии, туристические походы по изучению природы, экологический практикум.

Индивидуальным формам наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепку.

Для каждого наблюдения отбирали небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе многократных «встреч» с ними. В каждом последующем наблюдении вспоминали, уточняли, закрепляли и конкретизировали, расширяли полученные представления. В организации наблюдений продумывали систему, их взаимосвязь, что обеспечивало осознание детьми процессов и явлений, которые они наблюдали. Наблюдение стимулировало интерес детей, их познавательную активность.

Наряду с наблюдениями широко использовали наглядный иллюстративный материал, который помогал закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственных наблюдений. С их помощью формировали у дошкольников представления об объектах, явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно, дети знакомились с протекающими явлениями в природе (сезонными изменения), происходило обобщение и систематизация информации природоведческого содержания и характера.

Большую роль при ознакомлении дошкольников с природой отводили игре. Сюжетно – ролевые игры предполагали наличие природоведческого, природоохранного и экологического содержания и существование определенных знаний: «Поездка на выставку», «Экспедиция в Африку», «Путешествие к морю».

Подобрали разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние», «Ядовитое и безопасное растение», «Где, чей домик?», «Что вредно и полезно для природы (воды)?», «Опасно — не опасно», «Выбери съедобные грибы, ягоды», «Соберем рюкзак в дорогу» и т др.

Использовали предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков, раковин и т.д.) способствовали развитию мышления ребенка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам (цвету, размеру, форме). Важно, чтобы дети тоже участвовали в сборе природного материала.

Играли интеллектуальные игры – «КВН», «Что? Где? Когда?», «Брейн — ринг», у детей вызывал восторг не только игра, но и подготовка к самой игре.

Особое внимание требует создание условий для самостоятельной игры экологической направленности, исследовательской деятельности и моделирования. В уголке природы создали коллекцию природных бросовых материалов для изготовления поделок.

Важнейшая форма работы с детьми — это труд в природе. Этот вид деятельности, как никакой другой способствовал формированию у дошкольников осознания правильного отношения к природе. В процессе трудовой деятельности ребятишки имели возможность применить на практике свои знания, приобрести новые, наглядно убедиться в существовании в природе различных взаимосвязей (растения, животные и окружающая среда). У них формировались необходимые навыки ухода, чувство ответственности за живым организмом.

Положительные эмоции вызывали у детей на занятиях рисования, аппликация, лепка и конструирование, разыгрывание спектаклей на природоведческую тематику, чтение художественной литературы – все это способствовало формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе, привлекали их к природоохранной деятельности.

Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек в большей степени, чем занятых пап и мам) к совместной работе. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Фундамент нравственного воспитания, также закладывается в семье и именно в период раннего детства.

Экологическую информацию взрослые получали:

  • на родительских собраниях
  • в процессе посещения территории детского сада
  • из консультаций для родителей
  • в совместной деятельности с детьми.

Помимо традиционных форм работы и ДОУ и семьи, активно используем инновационные формы и методы работы:

  1. Круглый стол «Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду»;
  2. Тематические выставки: фотовыставка «Домашние питомцы», выставка рисунков «Не опоздай, спаси планету!»;
  3. Семейные встречи экологической направленности: «Вместе по нашей экологической тропинке», «Посади дерево»;
  4. Конкурс семейных талантов: «Чудо – овощи», «Сохраним елочку», «Птичья столовая».

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую мы предлагаем родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствовала сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого.

Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Литература

  1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
  2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. — М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
  3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
Следующая >

Методы и приемы экологического воспитания

Методика экологического воспитания дошкольников подразумевает 3 группы методов:

  1. Наглядные: рассматривание картин, моделирование, просмотр фильмов, наблюдения.
  2. Практические: игра, опыты, физический труд.
  3. Словесные: рассказ, чтение.

Наглядные методы

Формирование адекватных представлений о среде возможно при использовании на занятиях наглядных пособий. Ведение календарями погоды, знакомство с картинами известных художников- пейзажистов, просмотр документальных фильмов о лесе, луге, горах расширяют, углубляют понимание дошкольников о природе, закрепляют знания о взаимодействии представителей живой и неживой природы.

Наблюдение дает возможность познать взаимосвязь животных и растений, их приспособленности к условиям природной среды. Оно развивает образное мышление, увеличивает интерес к наблюдаемым объектам. Примеры тем в младшей группе: знакомство с птицей, внешним видом, ее кормлением, поведением, в старшей группе: условия жизни птицы, ее слух, отдых, сон.

Моделирование макетов леса, луга, озера, поля может стать общим проектом детей, воспитателей и родителей. Совместная деятельность укрепит позитивное мировосприятие участников проекта.

Практические методы

В старшем дошкольном возрасте у детей начинает проявляться любознательность, и в этом периоде являются эффективными такие практические методы, как примитивный опыт, эксперимент.

Интересно ставить небольшие опыты с водой, песком, глиной, камнем. Все эти материалы составляют естественный ландшафт. Воспитатели предлагают замораживать воду, придавать ей различные цвета, сравнивать прочность дерева и камня, смотреть, как пропускают воду песок и глина. Это маленькие опыты, вызывающие интерес у пятилетнего ребенка.

Словесные методы

Здесь все зависит от способности воспитателя интересно рассказать о жизни растений и животных. Дикция, интонация, тональность голоса тоже играют большую роль в пробуждении интереса малышей к жизни вокруг них. Рассказ может сопровождаться беседой воспитателя с детьми.

Чтение отрывков из познавательной и художественной литературы развивает воображение, усиливает мыслительную деятельность, зарождает любопытство, дает почву для любознательности, желания познать мир природы.

Цели и задачи экологического образования дошкольников

Формулировка цели и задач образования во многом определяет и его содержание. Поэтому очень важно при определении цели и задач авторской программы проанализировать точки зрения разных специалистов. Кроме того, занимаясь экологическим образованием дошкольников, мы должны представлять, какие же цели и задачи ставят перед собой авторы программ для других ступеней системы непрерывного экологического образования.

Как справедливо отмечает И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления педагогики. Указанный автор предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностных ориентаций, мотивов, потребностей, установки на активную деятельность по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя ответственность за решение жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к дошкольникам применимы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всем окружающим миром.

В качестве цели экологического образования указываются также «формирование ответственного отношения к природе» (Н.Ф. Мамедов, И.Т. Суравегина), «направленность на личность и создание условий для ее развития, гармонизации» (В.М. Назаренко). Определение экологического образования, его целей и задач Д.Н. Кавтарадзе связывает с проблемой безопасности: «Экологическое образование — это основа национальной безопасности, оно направлено на обеспечение долгосрочных интересов общества путем распространения общих ценностей и привития социальных норм в области взаимодействия людей со средой обитания».

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно используется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого, в других формирование экологической культуры рассматривается как его конечная цель, как показатель уровня экологического сознания. (Отметим, что термин «формирование экологического сознания» в отношении дошкольников должен применяться крайне осторожно!)

В концепции общего экологического образования указывается, что «экологическая культура опирается на духовный и практический опыт прошлых и нынешних поколений, а также учитывает прогнозы специалистов по изменению экологического качества среды в наступающем третьем тысячелетии». Н.Ф. Мамедов рассматривает систему экологического образования как основное средство формирования экологической культуры, а саму экологическую культуру как новый способ соединения человека с природой, примирения с ней на основе более глубокого ее познания. Н.С. Дежникова считает, что «контрапунктом воспитания экологической культуры… является формирование такого представления о месте и роли человека во взаимоотношениях с окружающей средой, при котором ни человек не противопоставляется природе, ни природа человеку, а их существование воспринимается в единстве и неразрывной связи друг с другом». Н.Ф. Винокурова подчеркивает, что в экологической культуре «интегрируются все сферы сознания личности: когнитивной (познавательной), аффективной (эмоционально-ценностной) и психомоторной». И.Д. Зверев о. В.А. Левин предполагает, что «экологическая культура — это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не руководствоваться ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение.

Среди специалистов в области экологического образования в начальной школе также нет единого мнения как в отношении определения его целей, задач, так и выбора методики, форм организации. Экологическое образование в начальной школе реализуется, в основном, через предметы естественнонаучного цикла. Первыми в начальных классах были введены предметы «Природоведение» (З.А. Клепинина, Л.Ф. Мельчаков) и «Ознакомление с окружающим миром». В настоящее время для начальной школы разработан ряд других курсов, включающих элементы экологического содержания: «Природоведение», «Мир вокруг нас» (1-3), (1-4) А.А. Плешакова (этим же автором предложен факультативный курс «Экология»), «Окружающий мир» (1-4)

Н.Ф. Виноградовой, И.В. Потаповой, Г.Г. Ивченковой, «Естествознание» Н.Я. Дмитриевой, И.П. Товпинец, «Мир и человек» (1-5) А.А. Вахрушева, «Человек и окружающая среда» Л.П. Симоновой-Салеевой, «Окружающий мир» (1-4) Л.В. Тарасова, «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина, «Открываем мир для себя» И.В. Цветковой (формирование экологической культуры младших школьников через экологические проекты) и другие. Многие из этих курсов являются интегрированными.

Л.П. Симонова-Салеева считает, что ведущей идеей при отборе содержания для начальной школы может быть идея целостности окружающего мира, неразрывной связи человека и общества с природой. В содержании разработанного автором курса «Человек и окружающая среда» в органической связи представлены естественнонаучные и социальные аспекты понимания окружающей среды. Содержательными линиями, по мнению Л.П. Симоновой-Салеевой, являются: биосфера — глобальная экосистема; экосистемы элементарные; человек и человечество в экосистемах Земли. В качестве содержательных линий экологического образования в начальной школе автор также выделяет следующие: человек — природное существо и член общества; многообразие природного и социокультурного окружения человека; экологические взаимодействия живых организмов с окружающей средой; труд и поведение человека в окружающей среде. На начальном этапе обучения данный автор предлагает познакомить детей с предметами, созданными трудом человека, со средой населенных мест, что позволит показать роль труда в преобразовании природного окружения. В содержании экологического образования в начальной школе находят место материалы из разных областей экологии, но особенный интерес у детей, как считает Л.П. Симонова-Салеева, вызывает материал об отношениях живых организмов со средой. Наибольшие возможности для рассмотрения этой проблемы дает раздел по экологии биологических систем.

А.А. Плешаков считает целью своих курсов формирование у младшего школьника единой картины мира; воспитание гуманной и социально активной личности, способной к экологическому мышлению, бережно относящейся к богатствам природы и общества. Ведущими идеями при этом являются: рассмотрение мира в единстве, во взаимодействии, во взаимозависимости; единство природы и общества; противоречие в системе «природа и общество», пути его разрешения; многосторонняя ценность природы; сохранение многообразия природы, ее охрана.

А.Е. Тихонова предполагает, что стержневой идеей экологического образования в начальной школе является реализация взаимосвязей человека с природой через труд. Наряду с ней автор указывает и другие ведущие идеи: «природа — единое целое», «человек — часть живой природы», «между компонентами природы существуют взаимозависимости», «окружающая природная среда зависит от смены времен года», «окружающая природная среда зависит от хозяйственной деятельности человека и общества». Н.Я. Дмитриева, И.П. Товпинец (курс «Естествознание») в качестве цели программы указывают формирование у младших школьников целостного представления о природе во всем ее многообразии. Основные идеи курса: сезонные явления, многообразие живой природы, зависимость между ее частями, взаимосвязи растений, животных и человека, связи живой и неживой природы. Сотрудники лаборатории развития экологического образования ИОСО РАС (г. Санкт-Петербург) конкретизировали цель экологического образования в начальной школе следующим образом: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования.

Авторы программ, пособий для работы с дошкольниками чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним термина «экологическое воспитание». Это объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время, в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В результате возникло некоторое смысловое противоречие в употреблении рассматриваемых терминов на разных возрастных ступенях системы. Однако в последние годы в дошкольной педагогике появились понятия «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, нам кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение). Помимо указанных терминов, в литературе можно встретить и выражение «образование в области окружающей среды», более широко распространенное в зарубежных странах.

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н.А. Соломонова), ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г. Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева отмечает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и созидающим на основе ее богатства материальные и духовные ценности». Г. Филиппова задачей экологического воспитания считает, прежде всего, «формирование в ребенке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно-эмоциональном опыте, имеющем биологические и социокультурные источники», что, на наш взгляд, несколько сужает значение экологического воспитания: речь должна идти не только о живой природе, а о природе и даже об окружающей среде в целом.

От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор приводит комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых: развитие у него уверенности по отношению к своей среде обитания; формирование элементарных знаний о различиях между живой и неживой природой и представлений о роли умственного и физического труда человека в ее преобразовании; элементарных навыков неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; ценностных установок, основ для последующего, понимания прав человека и его этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Обобщая различные определения, цели, задачи экологического образования, нужно отметить, что чаще всего называются экологическая культура (без конкретизации этого термина по отношению к дошкольному звену), экологическое сознание, формирование мотивации поведения, бережного отношения и любви к природе. В число задач обычно включают формирование умения ухаживать за растениями, животными, соблюдать правила поведения в природе.

Под экологическим образованием дошкольников мы понимаем непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к-своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка, на наш взгляд, включает:

· формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе); развитие познавательного интереса к миру природы; формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

· воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

· формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

· формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

· освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

· формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

· формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Эффективное экологическое воспитание через игровую деятельность

Через игру закрепляются понимание о жизни растениях и животных, полученные во время экскурсий, непосредственного контакта с обитателями луга, леса, пруда.

Технология проведения экологической игры:

  1. Выбор темы из программы.
  2. Определение цели и условий игры.
  3. Продумывание поэтапного ходы игры.
  4. Распределение ролей.
  5. Знакомство с правилами.

Методика обучения таким играм зависит от особенностей возраста дошкольника. Существуют разные виды игр: предметные, настольные, словесные, творческие. При создании творческих игровых ситуаций можно использовать сказочных персонажей.

Например, Красная Шапочка ходит к бабушке через лес и может встретить разных его обитателей, собирать листья лесных деревьев. Важное значение для проведения игр имеют игрушки: куклы, рыбки, зверьки. Они должны быть эстетичными, яркими, реалистичными. В этом случае игра стимулирует активность детей, повышает их эмоциональный настрой.

Экология

Ключевой составляющей понятия «экология» является «взаимодействие», «связь». Первоначально, еще со времен Э. Геккеля, который впервые в 1864 г. ввел этот термин, и долгое время после этого экология обозначала область знаний о связях живых организмов — растений, животных, их сообществ — с окружающей средой, т. е. была разделом биологии. Позднее это понятие стало расширяться, в негобыл включен и человек.

На современном этапе экологию можно определить как науку, рассматривающую взаимоотношения живых организмов, включая и человека, и их сообществ с окружающей средой.

При этом под окружающей средой можно понимать как среду природную, так и среду в целом (природную, социальную, вещественную). В первом случае говорят об экологии в узком смысле, во втором — в широком.

В экологическом образовании детей, как правило, ограничиваются экологией в узком смысле, т.е. рассматривают взаимоотношения человека с природной средой. И это правильно, иначе объекты, к которым формируется отношение детей, размываются, их становится чрезмерно много. Да и сама экологическая проблема возникла именно из-за того, что в результате деятельности человека стала разрушаться природная среда.

Итак, понятие «экология» включает две составляющие: природу как биологические объекты, как природную среду и связи между ними. Следовательно, подготовка дошкольника к последующему полноценному освоению экологии включает:

  • а) формирование у детей представлений об объектах экологического взаимодействия — объектах природы, и в первую очередь о растениях и животных (а это естествознание);
  • б) формирование представлений о связях, не подразделяя их пока на связи природные, экологические или иные.

Изучению связей (причинно-следственных) в дошкольном образовании в настоящее время уделяется необходимое внимание, однако это не всегда связано с экологическим образованием. Тогда как в образовательной системе «Школа 2100» это направление работы к нему непосредственно привязано. Как отмечают авторы пособия «Здравствуй, мир!», экологическое образование они начинают с идеи, сформулированной экологом Барри Коммонером: «все связано со всем» [1]. И это является началом формирования соответствующего универсального учебного действия, означенного во ФГОС начального образования как «выявление причинно-следственных связей».

Однако во ФГОС ДО есть аспект, который имеет непосредственное отношение к экологическому образованию. Одна из задач там сформулирована следующим образом: «развитие эмоционально-ценностного восприятия… мира природы». Эта задача реализуется в рамках экологического образования, поскольку формирование и развитие эмоционально-ценностных отношений к природе относятся к сфере экологического воспитания. А эмоционально-ценностное отношение возможно при наличии у детей представлений (знаний) о природе как о чем-то ценном, т.е. здесь должны присутствовать и элементы экологического обучения.

Создание благоприятной экологической среды

Процесс будет успешен в том случае, когда вокруг ребенка создается благоприятная, позитивная экологическая среда.

Наличие опытнических участков в саду, экологической тропы, зимнего сада, аквариума, живого уголка дает возможность повысить эффективность всех форм и методов работы по этому направлению.

Не должно быть голословности. Детям нужно увидеть все вживую, потрогать, понюхать, погладить. Тогда общие усилия воспитателей и родителей принесут результат.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]