Познавательное развитие ребенка – ключ к его успеху в будущем

Родителям всегда хочется, чтобы малыш сам проявлял тягу к знаниям, стремился узнать что-то новое и полезное. Для этого не нужно с самого маленького возраста заставлять ребенка действовать по заветам Ленина: учиться, учиться и еще раз учиться. Необходимо в первую очередь сформировать у него такое мировоззрение, такую личность, которая самостоятельно будет видеть в постоянном обучении и пользу, и удовольствие. Для этого существует познавательное развитие ребенка.


Любопытство – основа познавательного интереса

Любопытство – основа познавательного характера

Естественное желание ребенка с самого маленького возраста – это увидеть, пощупать, попробовать как можно больше. Эти методы знакомства с реальностью достаточно примитивны, однако необходимы. Со временем это элементарное любопытство должно углубляться и быть достаточно осознанным.


Познавательное развитие – формы и методы

Существует четыре стадии развития любопытства:

  • Желание первоначально познакомится с предметом. Узнать цвет, вкус, тяжесть и так далее, не вникая в суть дела.
  • Если ребенка поощряют в этом, он приучается видеть мир как объект познания и в нем формируется постоянная черта характера – любознательность.
  • При поощрении любознательности ребенок формирует познавательный интерес. Он отличается тем, что имеет четкую цель, определенную мотивацию, глубокий интерес. Например, если речь идет о шитье, то ребенка будет интересовать не только то, как шить конкретное платье, он будет изучать закономерности, как шьются такие юбки, как на любое изделие прикрепить пуговицы, как использовать новое оборудование для той или иной задачи.
  • Последняя стадия – познавательная активность, когда ребенок самостоятельно ставит перед собой задачу, понимает, как ему нужно действовать и что изучать и выполняет ее, то есть проходит весь акт обучения по своей инициативе, без посторонней мотивации и получает в конце удовлетворение от результата.


Любопытство у детей – основа познавательного развития
Важно понимать, что первичная задача родителей не привить ребенку пресловутую любовь к определенному знанию, а развивать в нем его естественный интерес к окружающему миру – любопытство.

Совет: Даже если родителям кажется варварством происходящее, не стоит запрещать малышу изучать мир.

Например, если все только наглаженные и настиранные простыни были вывернуты на пол и тщательно измяты, это не значит, что чадо хотело добавить маме работы. Ребенок просто хочет пощупать, какая бывает ткань, попробовать ее на прочность, на вкус, как на ней будет выглядеть красный или зеленый цвет из любимого набора карандашей. Это и есть та познавательная деятельность, которую нужно развивать, а не пресекать.Игры с материалами


Игры с различными материалами

Конечно, это не повод отдавать в жертву обучению нужные вещи. Сделайте для ребенка небольшой альбом, в котором будут приклеены с одного бока разные ткани небольшими кусочками, с изнанки и с лицевой стороны. Разрешите малышу делать с этим альбомом все что угодно, только желательно постирать и прогладить материалы, вдруг ребенок потащит их в рот.

ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО

Эти навыки понадобятся ребенку в школе. Ведь первое, что он должен будет освоить к первому классу, – как раз чтение и письмо.

На пятом году с дошкольником необходимо планировать уроки по подготовке руки к письму. Здесь уже понадобятся первые учебные пособия – детские прописи. Это прекрасные «развивалки» для руки, помогающие ребенку разработать нужные мышцы, чтобы кисть не уставала во время письма. В детских прописях малышу предлагается обводить по точкам несложные узоры, а затем воспроизводить их самостоятельно.

Для закрепления восприятия первого звука в слове (на этом основано все изучение букв) можно приклеить карточки с изображениями букв к разным предметам в доме. Пусть ребенок определит, в каком случае карточка приклеена правильно, а в каком – нет.

При обучении дошкольников чтению все больше мамочек выбирают букварь Жуковой. В нем последовательно показано, как буквы «сливаются» в слоги, даются важные рекомендации родителям. К тому же, методика обучения Жуковой соответствует требованиям школьных программ.

Совет

Прежде чем начать обучение ребенка чтению, научите его на слух воспринимать все звуки в словах, в разных частях слова (в начале, середине, конце), а также вычленять в словах слоги. Для этого можно найти немало занимательных игр.

Только при таком подходе ребенок научится читать и писать без ошибок (часто детки переносят на письмо то, что слышат или воспринимают неправильно).

Что нужно делать родителям?

Мама и папа, в первую очередь, это пример для детей – как бы родители не воспитывали свое чадо, оно все равно будет повторять за ними.


Играть с малышом надо с первых месяцев жизни

Для того чтобы правильно организовать познавательное развитие дошкольника нужно следовать следующим правилам:

  • Всегда учиться самому. Не важно, что это будет, 10 способов собрать кубик рубик или новый узор в вязании. Ребенок, наблюдающий за этим, будет увлекаться, учиться вместе с родителем, как бы заряжаясь его интересом.
  • Подвергайте сомнениям очевидное, чтобы ребенок мог сам додумать мысль. Это помогает как логике, так и фантазии, учит анализировать.
  • Любые проблемы, о которых слышит малыш объяснять нужно не только всесторонне, но и в перспективе, с предпосылками. Это развивает реальное видение мира понимание закономерностей.
  • Говорите неожиданные вещи. Например, если ребенок знает, что такое квадрат и круг, то скажите малышу, что круг без углов и есть квадрат. Помогает самостоятельно познать мир с разных сторон.
  • Играйте в ассоциации, говорите с ребенком об этом, желательно, не специально, а просто в жизни. Например, обращайте внимание когда видите облако, похожее на курицу или сырник похожий на кошачью фигуру.
  • Знайте много игр и интересных историй на любой случай жизни, если ребенок просит часто повторять один и тот же рассказ, описывайте его в более ярких подробностях, добавляя новую информацию.
  • Как можно чаще ведите творческую деятельность и вовлекайте в нее малыша.


Обучающие игры полезны для детей с 3-х лет
Главное, во всем это сосредотачиваться не только на себе, но и на ребенке. Старайтесь рассказывать и играть так, чтобы основной фигурой здесь был малыш, а не другие люди или предметы.

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ

Если у ребенка существуют проблемы с произношением, речевые занятия должны включать артикуляционные упражнения для каждого сложного звука. Возможно, понадобится помощь профессионального логопеда.

В общем случае хорошими «развивашками в речевом плане для дошкольника в это время будут:

  • стишки, песенки, выученные наизусть;
  • обсуждение сюжетных картинок или прочитанных произведений;
  • разгадывание загадок;
  • прослушивание аудиосказок;
  • обсуждение всего, что произошло с ребенком за день;
  • знакомство со звуками и буквами;
  • определение первой буквы в слове, разделение слова на слоги.

Речевые навыки можно развивать с помощью несложных игровых упражнений. Можно спрашивать у ребенка:

  • «Что бывает … ?» (длинным, красным, горячим, острым и т. д.);
  • «Что будет, если… ?» (мяч упадет в воду, на небе появится черная туча, я съем снег);
  • «Что можно делать … ?» (с яблоком, книгой, мячиком, печеньем, ножницами…);
  • «Что где?» (какие предметы есть в спальне, прихожей, на кухне; в какой комнате находится телевизор, кровать, сковородка, вешалка…);
  • «Кто это?» (например: ушастый, серый, трусишка – кто это?).

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

В этом возрасте ребенок уже должен уметь обобщать и дифференцировать предметы по определенному признаку, работать по образцу, строить простые рассуждения для решения каких-либо задач.

Для того чтобы стимулировать дошкольника к логическим размышлениям, можно предлагать ему разнообразные игры. Это могут быть как магазинные развивашки (сортеры, пазлы, конструкторы, детское лото), так и вполне бытовые.

Например, ребенку придется задействовать свои логические навыки в следующих заданиях.

  • Ему предлагают обобщить предметы по какому-то признаку (назвать все круглое в комнате, все желтое, все мягкое).
  • Определить, чем похожи, а чем отличаются две картинки или игрушки.
  • Выбрать из множества предметов одинаковые (мячи, зайчиков, кубики и т. д.).
  • Собирать постройку из конструктора по образцу.
  • Найти лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он лишний.
  • Найти парные предметы (как настоящие, так и на карточках или картинках). Ребенку придется определить признак, по которому нужно искать пару (к тарелке – ложку, к шапке – шарф, к курице – яйцо).
  • Найти выход из нарисованного лабиринта (они часто встречаются в детских развивающих пособиях или журналах). Вариации таких «путаниц» могут быть разными: помочь кошке поймать мышку, встретиться собаке со щенком, найти ключ для Буратино и т. д.

Развитие ребенка в социальной сфере

Не стоит забывать, что кроме естественного познания, которое нужно стремиться привить ребенку, нужно помочь ему и социально реализоваться. Для этого нужно с самого начала заниматься речью малыша.

В первые годы, да и в последующем, умение правильно, четко и красиво говорить обязательно пригодится для гармоничного развитии ребенка.


Направления развития речи
Лучшим способом будет постоянное оттачивание дикции. Скороговорки для развития речевого аппарата помогут не только красиво понятно говорить, но и могут развивать воображение, улучшать понимание ассоциаций и так далее. Вот несколько примеров интересных вариантов:

  1. Проворонила ворона воронёнка на «р».
  2. Жужжит над жимолостью жук, тяжёлый на жуке кожух на «ж».
  3. Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки на «ч».
  4. Сшила Саша Сашке шапку, Сашка шапкой шишку сшиб на «ш».
  5. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке на «щ».

Совет: Скороговорки нужно учить наизусть. Это обязательное условие хорошего развития речи.


Скороговорка на букву Б
Также нужно их повторить максимально часто. Например, можно организовать утреннюю традиционную игру, когда малыш одевается и рассказывает маме скороговорку про Сашу и шапку, когда играет со щенком, рассказывает о щенках и так далее. Кроме того можно мотивировать ребенка произносить и заучивать сложные предложения во время приятных для него действий, например, в ванной при купании.

Разнообразие игр

Основой в познании мира в дошкольном возрасте является игра, и родителям ни в коем случае нельзя об этом забывать. Многие основные действия мамы и папы должны быть представлены именно в таком виде. Стоит научиться придумывать интересные игры самостоятельно.


Игры с водой – изучение свойств веществ

Несколько разнообразных игр для примера:

  • Вырезать несколько геометрических фигур (или взять кубики), по паре каждой, выкладывать ребенку определенные схемы, который он должен будет повторять.
  • Во время прогулки зимой стоит предложить ребенку продолжить предложение, например, на морозе у мамы щечки… (замерзли, покраснели, спрятались в шарфик и так далее). Нужно спровоцировать ребенка назвать как можно больше слов, показывая их.
  • Дать ребенку различные предметы и набрать тазик с водой. По очереди позволить малышу опускать каждую вещь и спрашивать, почему она тонет/не тонет. По ходу игры объяснять и свойства воды и поведение в ней предметов.
  • Дайте ребенку зонтик или прикрепите его так, чтобы под него можно было спрятаться. По команде «Солнце» он должен будет активно играть, прыгать, плясать. После, когда звучит команда «Дождь», ребенок должен забежать под зонтик и спрятаться. В процессе можно читать разные стихи про солнышко или про дождик.

Это примеры, на подобии которых можно придумать сотни увлекательных занятий, которые не только обучат ребенка, но и подарят ему радость и счастье в общении с родителями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]