Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития


Шанс стать уникальным

На самом деле, с рождения каждый малыш изначально одарен способностью фантазировать, творить, воображать. Но со временем «добрые» папы и мамы решают, что их ребенку все это не нужно. Потому они начинают усиленно развивать в них логику, аналитику, обучать «полезному и нужному для нашей суровой жизни».
Но это в корне не правильно. Несомненно, человек имеющий множество полезных знаний и навыков в жизни, какой бы суровой она не была, не пропадет. Но и хорошо жить не будет.

Следовательно, развивая воображение своего малыша, подпитывая его фантазию, мы даем ему удивительный шанс стать уникальным человеком.

Выводы

  • процесс развития воображения напрямую связан с развитием творчества, становлением личности и индивидуальности;
  • взрослый играет немаловажную роль для воображения и творчества ребёнка: помогает, направляет, поощряет, мотивирует и поддерживает своё чадо, подаёт пример;
  • воображение развивается в игровой и творческой деятельности и нуждается в постоянном внимании со стороны взрослого.
  • В детских клубах и садах «Бэби-клуб» используются различные методы и приёмы для развития воображения ребенка. Наши занятия отличаются творческой направленностью, индивидуальностью и помогают детям развивать воображение через игру и творчество.

    Способность принимать нестандартные решения

    В конце концов, не важно, какую профессию он выберет, и в какие жизненные ситуации будет попадать. Развитое воображение позволит принимать нестандартные решения. А также выделять нюансы, незамеченные другими, смотреть на любую проблему как бы в 3-D формате.

    Таким образом, уважаемые родители малыша-дошкольника, именно сейчас у вас есть выбор: сделать все по правилам.

    • Научить читать, писать, отстаивать свое, давать сдачи, стать самостоятельным и т. д.
    • Пойти другим путем и воспитать неординарно мыслящего, уверенного, и думающего человека.

    Итак, помните, что «без воображения, нет соображения» (народная мудрость).

    Воображение – какое оно бывает?

    Исследования

    На самом деле, вы даже не представляете, какое огромное количество научных трудов написано на данную тему!

    Более того, маститые кандидаты и профессора от педагогики и психологии не устают бесконечно развивать эту тематику.

    Практически все исследования в области детского воображения направлены на изыскание новых методов его развития, и на то, как ускорить этот процесс. Так как всем не терпится запихнуть в детскую головку как можно больше «полезностей».

    Наконец, существуют некоторые незыблемые определения: виды воображения и его развития в разновозрастной период ребенка. И для того чтобы идти дальше, нужно разобраться именно с этими понятиями.

    Виды фантазии

    Здесь все просто. Так как маленькие дети не имеют значительного опыта или знаний в каких-либо областях. Поэтому все, что они могут на фантазировать это либо то, что было рассказано взрослыми (другими детьми), либо прочитанным в детских книжках. Вот самое простое разделение таких фантазий:

    • пассивные – то, что никогда не осуществится (сны, мечты);
    • активные – то, что нужно воплотить (в случаях с детьми, воплотить это нужно прямо сейчас);
    • творческие – не просто повторение идей уже кем-то воплощенных, а созданных самостоятельно;
    • репродуктивные – использование чужих идей в собственной интерпретации.

    Примером репродуктивной фантазии становится перевоплощение в сказочного персонажа. Часто такое происходит после прочитанной книжки или просмотренного мультика.

    При этом ребенок, играя в какого либо героя, только сначала берет прообраз своего персонажа.

    Потом добавляет столько своего и нового, что родители только удивляются: «откуда, что берется, сказка-то была совсем о другом!».

    Категории воображения

    Итак, в данном вопросе нас в первую очередь волнует развитие активной разновидности воображения. А оно в свое время подразделяется на несколько категорий:

    • вербальное – на основе речи (выдумывание новых слов, подбор аналогичных к уже знакомым и. д.);
    • невербальное – фантазии на основе уже виденного;
    • музыкальное – способность воплотить в жизнь или описать словесно музыкальные образы;
    • эмоциональное – воплотить или описать, трансформировать в реальность эмоциональную составляющую образов и переживаний;
    • двигательное – воплощение фантазийных форм с помощью пластики движения.

    На самом деле последние подвиды достаточно условны, например, в двигательной форме (танце) можно выразить и музыкальные, и эмоциональные и любые невербальные образы.

    Все вышеописанное – краткая теория. Заучивать ее не обязательно, но она дает нам основные понятия, которые пригодятся в дальнейшем.

    Воображение ребенка и возраст

    В качестве иллюстрации, рассмотрим развитие воображения у ребенка дошкольного возраста на разных временных этапах и его особенности.

    От 2.5 до 3 лет

    До этого времени малыш «наблюдал», накапливал знания (в т. ч. и языковые), умения и навыки. И вот теперь настал его час!

    Если показать ребенку принцип игры «в куклы», «машинки», «магазин», «больницу» и прочее, фантазия получит первый толчок к развитию.

    Малыш сначала будет проигрывать уже знакомые ситуации, а потом вносить в них свой эмоциональный настрой (радость, удивление, злость и т. д.).

    Итак, задача родителей – научить ролевым играм.

    До 5 лет

    Развитие продолжается.

    Родители усложняют задачу, добавляя конструкторы, рисование (не отдельных элементов – домик, дерево, цветочек, а целых композиций, например, «нарисуй лето», «нарисуй поляну», «нарисуй улицу»), рассказывание ребенком историй и сочинение сказок.

    Тем не менее, малыш должен точно понимать, где реалистичная история, а где волшебная сказка.

    До 7 лет

    Очень важный и ответственный для родителей этап. Именно сейчас, когда ребенок заканчивает детский сад, на него возложена ответственность по подготовке к школе, а далее – новый коллектив, новые правила, новые высокие требования.

    При этом воображение развито настолько, что достаточно, какого либо предмета, чтобы построить вокруг него целый мир.Мир, в котором будут свои правила, свои критерии «хорошо» и «плохо», в нем не будет психологического давления и слов «ты должен».

    И именно сейчас важно не дать ребенку уйти в этот воображаемый, фантазийный мир. Ко всем изменениям ребенка нужно готовить постепенно, одновременно показывая как хороша реальность и преимущества взрослой, школьной жизни.

    Советы родителям

    В контексте вышесказанного интересен подход детских психологов к такому явлению, как «воображаемый друг». Обычно родители страшно пугаются, столкнувшись с таким «другом» своего ребенка, и начинают усиленно принимать меры к его ликвидации.

    С другой стороны психологи уверяют, что воображаемый друг 5-летнего ребенка это не то же самое, что и такой же друг у 40-летней женщины. Но это уже тема для отдельного разговора. А мы возвращаемся к развитию воображения дошкольников.

    Даже если родители считают, что их ребенок обязательно должен развиваться во всех отношениях быстрее сверстников, они все равно должны учитывать возрастные ограничения. Следовательно, задача пап и мам, не нагрузить свое дитя сверх меры. А полноценно и продуктивно использовать каждый наступивший временной этап.

    С чего начать родителям

    Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?

    • Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Не обязательно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия.
    • Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке. Поучительные рассказы могут быть короткими, но они должны заинтересовать и привлечь внимание.
    • Заниматься творческой деятельностью. Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных материалов, стройте из деталей конструктора. Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.

    • Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
    • Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.

    Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.

    Развиваем воображение

    Пособия

    С теорией закончили, переходим к практике. Так как же все-таки развивать воображение у детей? Сначала посмотрим, что по данному вопросу предлагают ведущие детские психологи страны.

    1. Е. Кравцова – считает, что обучить ребенка творчески мыслить может только взрослый способный «творчески руководить» (цитата их книги «Разбуди в ребенке волшебника»). Необходим тандем, в котором у взрослого роль главного организатора и управленца. Если родитель не имеет таких способностей, следует привлекать профессионалов (педагогов, воспитателей, учителей).
    2. О. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника». В книге дается полный обзор по данной теме: несколько методик по диагностике воображения (на каком уровне оно находится у ребенка), способы развития, ход и примеры конкретных занятий на развитие творческих и креативных задатков. Дополнительный бонус – множество полезных игровых упражнений для любых возрастных категорий.
    3. Л. Выготский – настаивает на тесной связи воображения с личным опытом. Считает, что у ребенка не существует собственного творческого восприятия и воспроизведения, все основано либо на уже виденном, либо на кем-то рассказанном.
    4. Л. Субботина – автор, детский психолог, гораздо больше сможет помочь родителям, чем все остальные. Она не призывает дискредитировать компьютерные игры, насильно отрывать ребенка от телевизора, приставок, и вездесущего интернета. Она предлагает конкретные развивающие игровые упражнения, обосновывая их значимость в зависимости от возраста. Книга, которую стоит прочитать родителям «Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет» — это не научное изыскание, а полное практическое руководство к действию. Про игры по этой методике для детей до двух лет и игры для детей до трех лет можно прочитать на блоге (также по ссылке игры на воображение)
    5. А. Цукарь «Уроки развития воображения» — пособие интересно тем, что предназначено для практического применения не только взрослыми (родителями, педагогами), но и самими детьми в возрасте от 9 до 17 лет.

    Рекомендации

    Мы надеемся, что вы не собираетесь воспитывать своих детей, прочитав одну единственную статью, поэтому предлагаем вам данный список авторов по теории развития воображения у детей (можно и пропустить, либо ознакомиться для общего развития). А также авторов, предлагающих конкретные игры и упражнения (обязательное руководство к действию).

    И, как «вишенка на торте» — пособие Цукаря для самостоятельного изучения ребенком. Представляете, сколько свободного времени появиться! Главное научить его к 9-ти летнему возрасту не только читать, но и получать удовольствие от саморазвития (а это не всем взрослым доступно).

    Развитие воображения средствами конструирования

    В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.

    Конструирование помогает:

    • развить пространственное воображение,
    • получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
    • разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
    • воспитать самостоятельность, усидчивость,
    • развить фантазию.

    Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]