Шанс стать уникальным
На самом деле, с рождения каждый малыш изначально одарен способностью фантазировать, творить, воображать. Но со временем «добрые» папы и мамы решают, что их ребенку все это не нужно. Потому они начинают усиленно развивать в них логику, аналитику, обучать «полезному и нужному для нашей суровой жизни».
Но это в корне не правильно. Несомненно, человек имеющий множество полезных знаний и навыков в жизни, какой бы суровой она не была, не пропадет. Но и хорошо жить не будет.
Следовательно, развивая воображение своего малыша, подпитывая его фантазию, мы даем ему удивительный шанс стать уникальным человеком.
Выводы
В детских клубах и садах «Бэби-клуб» используются различные методы и приёмы для развития воображения ребенка. Наши занятия отличаются творческой направленностью, индивидуальностью и помогают детям развивать воображение через игру и творчество.
Способность принимать нестандартные решения
В конце концов, не важно, какую профессию он выберет, и в какие жизненные ситуации будет попадать. Развитое воображение позволит принимать нестандартные решения. А также выделять нюансы, незамеченные другими, смотреть на любую проблему как бы в 3-D формате.
Таким образом, уважаемые родители малыша-дошкольника, именно сейчас у вас есть выбор: сделать все по правилам.
- Научить читать, писать, отстаивать свое, давать сдачи, стать самостоятельным и т. д.
- Пойти другим путем и воспитать неординарно мыслящего, уверенного, и думающего человека.
Итак, помните, что «без воображения, нет соображения» (народная мудрость).
Воображение – какое оно бывает?
Исследования
На самом деле, вы даже не представляете, какое огромное количество научных трудов написано на данную тему!
Более того, маститые кандидаты и профессора от педагогики и психологии не устают бесконечно развивать эту тематику.
Практически все исследования в области детского воображения направлены на изыскание новых методов его развития, и на то, как ускорить этот процесс. Так как всем не терпится запихнуть в детскую головку как можно больше «полезностей».
Наконец, существуют некоторые незыблемые определения: виды воображения и его развития в разновозрастной период ребенка. И для того чтобы идти дальше, нужно разобраться именно с этими понятиями.
Виды фантазии
Здесь все просто. Так как маленькие дети не имеют значительного опыта или знаний в каких-либо областях. Поэтому все, что они могут на фантазировать это либо то, что было рассказано взрослыми (другими детьми), либо прочитанным в детских книжках. Вот самое простое разделение таких фантазий:
- пассивные – то, что никогда не осуществится (сны, мечты);
- активные – то, что нужно воплотить (в случаях с детьми, воплотить это нужно прямо сейчас);
- творческие – не просто повторение идей уже кем-то воплощенных, а созданных самостоятельно;
- репродуктивные – использование чужих идей в собственной интерпретации.
Примером репродуктивной фантазии становится перевоплощение в сказочного персонажа. Часто такое происходит после прочитанной книжки или просмотренного мультика.
При этом ребенок, играя в какого либо героя, только сначала берет прообраз своего персонажа.
Потом добавляет столько своего и нового, что родители только удивляются: «откуда, что берется, сказка-то была совсем о другом!».
Категории воображения
Итак, в данном вопросе нас в первую очередь волнует развитие активной разновидности воображения. А оно в свое время подразделяется на несколько категорий:
- вербальное – на основе речи (выдумывание новых слов, подбор аналогичных к уже знакомым и. д.);
- невербальное – фантазии на основе уже виденного;
- музыкальное – способность воплотить в жизнь или описать словесно музыкальные образы;
- эмоциональное – воплотить или описать, трансформировать в реальность эмоциональную составляющую образов и переживаний;
- двигательное – воплощение фантазийных форм с помощью пластики движения.
На самом деле последние подвиды достаточно условны, например, в двигательной форме (танце) можно выразить и музыкальные, и эмоциональные и любые невербальные образы.
Все вышеописанное – краткая теория. Заучивать ее не обязательно, но она дает нам основные понятия, которые пригодятся в дальнейшем.
Воображение ребенка и возраст
В качестве иллюстрации, рассмотрим развитие воображения у ребенка дошкольного возраста на разных временных этапах и его особенности.
От 2.5 до 3 лет
До этого времени малыш «наблюдал», накапливал знания (в т. ч. и языковые), умения и навыки. И вот теперь настал его час!
Если показать ребенку принцип игры «в куклы», «машинки», «магазин», «больницу» и прочее, фантазия получит первый толчок к развитию.
Малыш сначала будет проигрывать уже знакомые ситуации, а потом вносить в них свой эмоциональный настрой (радость, удивление, злость и т. д.).
Итак, задача родителей – научить ролевым играм.
До 5 лет
Развитие продолжается.
Родители усложняют задачу, добавляя конструкторы, рисование (не отдельных элементов – домик, дерево, цветочек, а целых композиций, например, «нарисуй лето», «нарисуй поляну», «нарисуй улицу»), рассказывание ребенком историй и сочинение сказок.
Тем не менее, малыш должен точно понимать, где реалистичная история, а где волшебная сказка.
До 7 лет
Очень важный и ответственный для родителей этап. Именно сейчас, когда ребенок заканчивает детский сад, на него возложена ответственность по подготовке к школе, а далее – новый коллектив, новые правила, новые высокие требования.
При этом воображение развито настолько, что достаточно, какого либо предмета, чтобы построить вокруг него целый мир.Мир, в котором будут свои правила, свои критерии «хорошо» и «плохо», в нем не будет психологического давления и слов «ты должен».
И именно сейчас важно не дать ребенку уйти в этот воображаемый, фантазийный мир. Ко всем изменениям ребенка нужно готовить постепенно, одновременно показывая как хороша реальность и преимущества взрослой, школьной жизни.
Советы родителям
В контексте вышесказанного интересен подход детских психологов к такому явлению, как «воображаемый друг». Обычно родители страшно пугаются, столкнувшись с таким «другом» своего ребенка, и начинают усиленно принимать меры к его ликвидации.
С другой стороны психологи уверяют, что воображаемый друг 5-летнего ребенка это не то же самое, что и такой же друг у 40-летней женщины. Но это уже тема для отдельного разговора. А мы возвращаемся к развитию воображения дошкольников.
Даже если родители считают, что их ребенок обязательно должен развиваться во всех отношениях быстрее сверстников, они все равно должны учитывать возрастные ограничения. Следовательно, задача пап и мам, не нагрузить свое дитя сверх меры. А полноценно и продуктивно использовать каждый наступивший временной этап.
С чего начать родителям
Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?
- Рассказывать интересные истории. Вспомните, что связь между поколениями устанавливалась посредством передачи информации от старших, умудренных опытом, членов семьи младшим. Не обязательно использовать красочные, иллюстрированные книги или специальные пособия.
- Малышу будет интересно услышать историю от родителей по дороге в детский сад, перед сном, на прогулке. Поучительные рассказы могут быть короткими, но они должны заинтересовать и привлечь внимание.
- Заниматься творческой деятельностью. Вместе рисуйте, лепите, мастерите поделки из природных материалов, стройте из деталей конструктора. Идей, как завлечь маленького непоседу, много. Предоставьте малышу свободу в творчестве. Пускай рисует пальчиками, вырезает детскими ножницами фигурки и наклеивает в альбом, мастерит игрушки для кукольного театра. Тактильные занятия развивают мелкую моторику, и в результате работы ребенок сможет проявить творческие способности. Обязательно похвалите малыша, когда он закончит работу. Картинку, даже если она нарисована неаккуратно, повесьте на видное место или заботливо сложите вместе с другими поделками.
- Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
- Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.
Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.
Развиваем воображение
Пособия
С теорией закончили, переходим к практике. Так как же все-таки развивать воображение у детей? Сначала посмотрим, что по данному вопросу предлагают ведущие детские психологи страны.
- Е. Кравцова – считает, что обучить ребенка творчески мыслить может только взрослый способный «творчески руководить» (цитата их книги «Разбуди в ребенке волшебника»). Необходим тандем, в котором у взрослого роль главного организатора и управленца. Если родитель не имеет таких способностей, следует привлекать профессионалов (педагогов, воспитателей, учителей).
- О. Дьяченко «Развитие воображения дошкольника». В книге дается полный обзор по данной теме: несколько методик по диагностике воображения (на каком уровне оно находится у ребенка), способы развития, ход и примеры конкретных занятий на развитие творческих и креативных задатков. Дополнительный бонус – множество полезных игровых упражнений для любых возрастных категорий.
- Л. Выготский – настаивает на тесной связи воображения с личным опытом. Считает, что у ребенка не существует собственного творческого восприятия и воспроизведения, все основано либо на уже виденном, либо на кем-то рассказанном.
- Л. Субботина – автор, детский психолог, гораздо больше сможет помочь родителям, чем все остальные. Она не призывает дискредитировать компьютерные игры, насильно отрывать ребенка от телевизора, приставок, и вездесущего интернета. Она предлагает конкретные развивающие игровые упражнения, обосновывая их значимость в зависимости от возраста. Книга, которую стоит прочитать родителям «Как играть с ребенком. Игры на развитие моторики, речи, внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения у детей от 3 до 10 лет» — это не научное изыскание, а полное практическое руководство к действию. Про игры по этой методике для детей до двух лет и игры для детей до трех лет можно прочитать на блоге (также по ссылке игры на воображение)
- А. Цукарь «Уроки развития воображения» — пособие интересно тем, что предназначено для практического применения не только взрослыми (родителями, педагогами), но и самими детьми в возрасте от 9 до 17 лет.
Рекомендации
Мы надеемся, что вы не собираетесь воспитывать своих детей, прочитав одну единственную статью, поэтому предлагаем вам данный список авторов по теории развития воображения у детей (можно и пропустить, либо ознакомиться для общего развития). А также авторов, предлагающих конкретные игры и упражнения (обязательное руководство к действию).
И, как «вишенка на торте» — пособие Цукаря для самостоятельного изучения ребенком. Представляете, сколько свободного времени появиться! Главное научить его к 9-ти летнему возрасту не только читать, но и получать удовольствие от саморазвития (а это не всем взрослым доступно).
Развитие воображения средствами конструирования
В продаже много конструкторов, которыми охотно играют и дети, и взрослые. Конечно, сложных конструкторских задач ребенку ставить не надо. Зато конструкторы с предложенными схемами сборки могут стать началом интересного увлечения для ребенка. А если к конструированию приобщиться взрослый, то само конструирование может превратиться в игру.
Конструирование помогает:
- развить пространственное воображение,
- получить знания о форме, размере, первые зачатки знаний о геометрии,
- разработать мелкую моторику, что полезно для развития мышления,
- воспитать самостоятельность, усидчивость,
- развить фантазию.
Для дошкольников будет полезно играть с кубиками, которые позволят получить первое представление о форме, цвете, размере; мозаикой, которая учить обращать внимания на мелочи; блочными конструкторами, создающими объемные предметы для игр; лего, с помощью которого дети знакомятся с навыками 3 Д моделирования.