Начинать надо в роддоме. Когда и как учить ребёнка ПДД?

За последние несколько лет в России на 17% сократилось число раненных в ДТП детей, на 30% снизилась смертность и на 15% – тяжесть полученных травм у детей. Общая статистика такова: погибает каждый седьмой ребёнок, попавший в ДТП, каждый третий получает травмы и ранения. Конечно, в статистику попадают все случаи ДТП с детьми, и, соответственно, среди этих страшных цифр немало ребятишек, которых родители везли в машине без автокресла. Но, к сожалению, гибнут и получают травмы и дети-пешеходы.

Несчастные случаи с детьми чаще всего происходят рядом с детскими площадками или во дворах. Дело в том, что из-за особенностей восприятия до 4 лет ребёнок не осознаёт, что машина не может остановиться мгновенно, а до 6 лет плохо ориентируется по звуку. Например, выскакивает ребёнок на дорогу за мячом, и, если в этот момент увидит машину, он просто з­амрёт на месте, а то ещё и закроет лицо руками. И в этой ситуации единственный выход – учить ребёнка безопасному поведению на дороге. «Начинать обучение детей безопасному поведению на дороге с детского сада уже поздно, – говорит заместитель начальника Госавтоинспекции МВД России генерал-майор полиции Владимир Кузин. – Поэтому подготовка законопослушного участника дорожного движения начинается с будущих мам».

Эксперты утверждают, что система непрерывной подготовки участников дорожного движения должна начинаться с обучения мам в роддомах и продолжаться на всех этапах взросления человека. Только так грамотное и безопасное поведение на дорогах станет нормой. В России такая система уже действует. Для успешной и эффективной её реализации есть единственное условие – общий охват.

Вопрос-ответ Как одеть ребенка, чтобы обезопасить его на дороге?

Личным примером

Первое, что надо помнить родителям, которые главные учителя детей по безопасному поведению на дороге, – малыши не столько воспринимают слова, сколько примеры. Можно им постоянно твердить, что нельзя переходить на красный свет, но стоит один раз так маме с ребёнком перебежать дорогу – и все уроки ПДД – насмарку. Да, в школах и даже в детсадах сейчас отводят время для обучения нормам поведения на улицах, но его мало. Нередко такие занятия проводят для галочки. Конечно, парень в 10 лет понимает, что на красный переходить дорогу н­ельзя, но как и где правильно ездить на самокате или велосипеде, уже не знают многие из его одноклассников.

Огромное влияние на своих сверстников оказывают Юные инспекторы движения (ЮИД). Участники отрядов ЮИД не только сами изучают ПДД, но и помогают освоить правила своим сверстникам, а зачастую и взрослым напоминают о необходимости их соблюдения.

«Роль родителей первоочередная. Ведь даже когда мы приходим с обучающими программами в детсад, то видим, как ребёнок вовлечён в процесс, как не хочет нарушить Правила дорожного движения и как знает все пункты поведения на дороге. Но как только ребёнок видит, что его родители спокойно нарушают правила и их при этом не сбивает автомобиль, то невольно начинает делать это сам. Вся система обучения тут же ломается, – рассказывает руководитель отряда ЮИД Татьяна Окань. – Отряды ЮИД и создаются, собственно, затем, чтобы помочь в школе организовать профилактику дет­ского травматизма из-за ДТП с помощью самих детей. Мы устраиваем различные акции как для школьников, так и для родителей. Дети обучают, по сути, друг друга в игровой форме. И могу сказать, что мы заметили, что в школах, где действуют отряды ЮИД, за большой промежуток времени сошло на нет количество ДТП с участием школьников».


Лаборатория безопасности. Как научить современных детей ПДД Подробнее

Домашняя работа

Об основах обучения безопасности движения мы уже рассказывали. Чтобы ребенок был в безопасности на дороге, родители должны обучить его правилам — сначала самым простым, как то «на красный стой, на зеленый иди», потом все сложнее. Для этого существует масса всевозможных книг и игр. Но главное — родители обязаны подавать пример соблюдения ПДД. Если ребенка учат переходить улицу только на зеленый сигнал светофора и по зебре, папа, перебегающий дорогу где попало, может перечеркнуть все обучение. Впрочем, здесь еще можно подумать и поговорить об общей культуре и уважении (или неуважении) к окружающим, которые помогают или мешают нам соблюдать правила, в том числе на дороге.


Дети копируют поведение родителей, об этом важно помнить, в том числе на дороге.

Дети копируют поведение родителей, об этом важно помнить, в том числе на дороге.

Если ваш ребенок ездит на велосипеде — позаботьтесь о том, чтобы он делал это правильно: спешивался перед зеброй и переходил, а не переезжал дорогу, двигался по велодорожкам (там, где они есть), надевал защитный шлем. И будьте для него примером.

Паспорт безопасности

С недавних пор в каждой школе в обязательном порядке должен быть паспорт дорожной безопасности. В документ включают схемы зданий на территории школы, план-схему района, где указаны проезжие части, тротуары, «зебры» и пр. Также там прорисовывается движение детей на подходе и отходе от школы. К сожалению, ещё не все школы относятся к паспорту безопасности ответ­ственно. Общественники в рамках акции «Дорога в школу» регулярно мониторят это. «Часто информация в этих документах совершенно не соотносится с действительностью. Например, в схеме, размещённой на сайте школы в Медыни, на месте, где находится сквер, нарисована дорога, – рассказывает активист ОНФ в Калужской области Владимир Потапов. – Стрелочками обозначено движение детей, но при этом на схеме эти стрелочки нарисованы исключительно перед входом в школу, отсутствуют дорожные знаки. Не первый раз видим, когда электронный паспорт без­опасности дорожного движения в школах, к сожалению, превращается в пустой документ, разработанный по принципу «чтобы просто был».

Для безопасности передвижения ребёнка на пути от дома до школы и обратно родителям нужно знать, как нарисовать этот маршрут на бумаге в качестве наглядного пособия. В некоторых образовательных организациях это официальное требование к каждому ученику, и вкладывается начерченный план в портфолио школьника. Маршрут в школу должен быть необязательно самым коротким, необязательно самым быстрым, но обязательно самым безопасным для вашего ребёнка.

Вопрос-ответ

Как правильно перевозить ребёнка в автомобиле?

До школы

Занятия по безопасности дорожного движения входят обычно и в образовательную программу дошкольных учреждений. Если ваш ребенок ходит в садик, поинтересуйтесь у него, были у них в группе занятия по правилам дорожного движения или нет. То же можно спросить у воспитателей и предложить провести такие занятия. Не мешает заручиться поддержкой других родителей. Сделать это несложно — у каждой группы есть свой чат в интернете.

Неплохо будет, если по итогам этих занятий будет организован праздник безопасности дорожного движения — представление на полчаса, с загадками и отгадками на тему ПДД, конкурсами, призами. Для этого мероприятия потребуется копеечный реквизит и минимум времени на подготовку, а польза будет огромной и долгосрочной, особенно если в празднике примут участие не только дети, но и родители.

В игровой форме

В Минпросвещения России подчёркивают, что первоочередное задание учителей современной школы – объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути, что не может быть достигнуто без использования ряда методических разработок, которые носят рекомендательный характер.

Существует множество методик по интересному игровому обучению. Например, портал «Город дорог», созданный в рамках реализации действующей ФЦП. Сегодня в России действует без малого 40 мобильных инновационных центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Лаборатория безопасности». Фактически это автомобиль, укомплектованный велосипедами, самокатами, макетами и элементами улично-дорожной сети, которые позволяют моделировать различные дорожные ситуации. Сама машина – тоже элемент обучения. Например, с её помощью детям наглядно показывают зависимость тормозного пути от скорости транспорта. «Лаборатория» прежде всего учит ребёнка принимать решения в конкретных ситуациях, а не просто заучивать ПДД. «Нет ничего важнее детской безопасности и детской жизни. Такой мобильный комплекс позволяет не просто на словах объяснить ребёнку, как надо вести себя на дорогах, пешеходном переходе, в транспорте, на велосипеде, но с помощью игры моделировать ситуации, понимать их изнутри и запоминать. Кроме того, «Лаборатория» является мобильной, это значит, что можно проводить обучение не только в городе, но и в районных центрах, сельских поселениях», – уверен губернатор Рязанской области Николай Любимов.

Статья по теме

Без риска. Шофёров школьных автобусов обучат безопасному вождению «К сожалению, на сегодняшний день полностью весь сборник ПДД может прочитать, а самое главное, понять далеко не каждый взрослый. Не говоря уже о детях, – отметила
президент экспертного Наталья Агре. – ПДД написаны очень сложным юридическим языком, и требуется адаптировать их, чтобы каждый желающий мог найти ответ на интересующий вопрос, чтобы родители могли их читать и разбирать вместе с детьми».

Стыдно, если не видно

Родители же должны следить за тем, чтобы на одежде ребенка были какие-либо светоотражающие элементы. Это особенно важно именно сейчас, когда рано темнеет, но не везде еще выпал снег. Практичные мамы стараются одеть детей во что-нибудь потемнее, что меньше пачкается. Если вы так делаете и на одежде ребенка нет светоотражающих элементов, купите для него хотя бы несколько копеечных фликеров, которые можно нашить, приклеить, повесить на куртку или рюкзак. Кстати, взрослым обзавестись подобными аксессуарами тоже не мешает. И носить их не должно быть стыдно.

Кстати

  • В Сыктывкаре Госавтоинспекция и ЮИД проводят в поликлиниках «Час без­опасности» по ПДД для юных пациентов и их родителей. Детям напомнили, почему важно носить световозвращатели. Для родителей юидовцы подготовили тесты по ПДД. Всем правильно ответившим вручили памятные призы.
  • В Забайкалье «Родительский патруль» проводит мастер-классы по ПДД на детских площадках. Родители вместе с автоинспекторами дежурят во дворах, у школ и детсадов. Они рассказывают детям и взрослым о том, как правильно переходить дорогу, как вести себя при посадке в маршрутные ТС, в каких местах разрешено кататься на велосипедах и р­оликовых коньках.
  • В Тульской области решили ненавязчиво сделать так, чтобы пешеходы стали более заметными в тёмное время суток. Госавтоинспекция презентовала полиэтиленовые пакеты с изображением самовара и надписью: «Тула, засветись», которые выполнены световозвращающей краской. Региональные власти поддержали идею автоинспекторов – такие пакеты будут распространять среди населения и упаковывать в них покупки в магазинах о­бласти.

Консультация для родителей «Правила дорожные всем нам знать положено»

Каждый из вас желает видеть своего ребенка здоровым и невредимым. И каждый уверен, что его-то сообразительный малыш под колесами автомобиля уж точно не окажется.

95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникает в ситуациях, когда детям кажется, что опасности нет или они успеют перебежать дорогу перед транспортом, или переходят дорогу вне пешеходного перехода.

Ежегодно на дорогах России погибают около 1, 5 тысяч детей, 24 тысячи получают ранения. И это не просто цифры. Дорога — угроза жизни детей.

Чтобы ребенок не нарушал Правила дорожного движения, он должен не просто их знать — у него должен сформироваться навык безопасного поведения на дороге. Поэтому первоочередной принцип родителей: «Делай, как я».Наглядный пример родителей будет куда эффективнее, чем сотни раз повторенные слова «не ходи на красный свет».

Своевременно обучайте детей умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывайте потребность быть дисциплинированными на улице, осторожными и внимательными! Знайте, если Вы нарушаете Правила дорожного движения, ваш ребенок будет поступать так же!

Как малыши видят и представляют проезжую часть

У ребенка поле зрения уже, чем у взрослого, поэтому дошкольнику трудно определить расстояние до стремительно приближающегося автомобиля. Тем более ребенок не способен вычислить скорость движения транспорта.

Дети раннего, младшего и даже среднего дошкольного возраста не воспринимают автомобиль как нечто потенциально опасное. Малыш устремляется за выкатившимся на дорогу мячом, совершенно не думая о движущихся машинах. Для ребенка главное — вернуть игрушку. Он не понимает, что попытка догнать мяч может оказаться последней. Поэтому чем раньше начата работа по освоению детьми правил дорожного движения, тем больше вероятность спасти малышей от беды. Обо всем этом педагог рассказывает мамам и папам, проводя консультацию по ПДД для родителей.

Что и как рассказывать детям о ПДД

Во второй младшей группе малышам рассказывают и показывают, что такое улица, тротуар, дорога с односторонним движением. Также детей знакомят с видами транспорта (легковой и грузовой автомобили, автобус, троллейбус, трамвай), рассказывают о работе водителя, светофоре (красный и зеленый сигналы).

Воспитатели средней группы знакомят детей с двусторонним движением на дороге, желтым сигналом светофора, жестами регулировщика, дорожным знаком «Пешеходный переход», наземным и подземным переходами, классификацией видов транспорта (водный, воздушный, наземный). Объясняют, как передвигаться по тротуару (по правой стороне), вести себя в общественном транспорте.

В старшей и подготовительной группах расширяют представления воспитанников о дороге. Будущим школьникам показывают дорожные знаки («Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Медицинская помощь», «Стоянка», «Движение пешеходов запрещено», «Въезд запрещен», «Остановка общественного транспорта»), закрепляют с детьми правила перехода проезжей части.

Сопровождая ребенка, родители должны соблюдать следующие требования:

  • Из дома выходить заблаговременно, чтобы ребенок привыкал идти не спеша.
  • Перед переходом проезжей части обязательно остановитесь. Переходите дорогу размеренным шагом.
  • Приучайте детей переходить проезжую часть только на пешеходных переходах.
  • Никогда не выходите на проезжую часть из-за стоящего транспорта и других предметов, закрывающих обзор.
  • Увидев трамвай, троллейбус, автобус, стоящей на противоположной стороне не спешите, не бегите.
  • Выходя на проезжую часть, прекращайте посторонние разговоры с ребенком, он должен привыкнуть к необходимости сосредотачивать внимание на дороге.
  • Переходите улицу строго под прямым углом.
  • Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора, предварительно обязательно убедитесь в безопасности перехода.
  • При переходе и на остановках общественного транспорта крепко держите ребенка за руку.
  • Из транспорта выходите впереди ребенка, чтобы малыш не упал.
  • Привлекайте ребенка к участию в наблюдении за обстановкой на дороге.
  • Покажите безопасный путь в детский сад, школу, магазин.
  • Никогда в присутствии ребенка не нарушайте ПДД.
  • К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
  • Играй только в стороне от дороги.
  • Переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, на перекрестках по линии тротуара.
  • Переходи улицу только шагом, не беги.
  • Следи за сигналом светофора, когда переходишь улицу.
  • Посмотри при переходе улицы сначала налево, потом направо.
  • Не пересекай путь приближающемуся транспорту
  • Трамваи всегда обходи спереди.
  • Входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит.
  • Не высовывайся из окна движущегося транспорта.
  • Выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги.
  • Не выезжай на велосипеде на проезжую часть.
  • Если ты потерялся на улице — не плачь. Попроси взрослого прохожего или полицейского помочь.

При перевозке ребенка на автомобиле:

  • ведите авто, соблюдая правила для водителей;
  • перевозите детей в автокреслах;
  • взрослые и дети садятся в автомобиль и выходят из него только со стороны тротуара.

Наглядность

Освоить правила дорожного движения малышам помогают картинки и плакаты «Памятка пешехода», «Светофорчик», «Будь внимателен!», «Дорожная азбука» и т. д. Можно купить готовый плакат или нарисовать его вместе с ребенком дома.

Наглядные материалы не принесут пользы, если будут висеть в комнате «фоном».

Книги по ПДД для дошкольников

  • Для чтения детям младшего дошкольного возраста рекомендуют произведения:
  • Б. Заходер «Шофер»;
  • Н. Калинина «Как ребята переходили улицу»;
  • А. Барто «Грузовик» и т.д.

Малышам четырех-пяти лет читают рассказы А. Дорохова из книги «Зеленый, желтый, красный», стихотворения В. Пишумова «Песенка о правилах», С. Михалкова «Скверная история», В. Кожевникова «Светофор» и др.

Воспитанники старшей и подготовительной групп знакомятся с трудовыми буднями героя С. Михалкова дяди Степы, осваивают жесты регулировщика, слушая рассказ В. Дорохова «Влиятельная палочка» и стихотворение В. Семерина «Запрещается — разрешается», учатся быть примерными пешеходами и ответственными пассажирами.

Игры по ПДД для дошкольников

Игра — ведущая деятельность в дошкольном детстве. Полноценное развитие ребенка, освоение дошкольником жизненно важных умений и навыков происходит именно в ней. Приведем примеры игр, в которые родители могут вместе с детьми поиграть дома.

Младшие дошкольники

Цель дидактической игры «Светофор» — учить различать сигналы светофора. Заранее готовятся макет светофора с пустыми отверстиями и два набора кружков красного и зеленого цветов. Один набор взрослый дает ребенку, другой оставляет себе.

Взрослый вставляет один из кружков в соответствующее отверстие макета и предлагает ребенку определить, какой сигнал горит (малыш поднимает кружок такого же цвета), а также объяснить, что делать пешеходу (красный — стоять на месте, зеленый — осмотреться по сторонам и идти).

Дети от 4 до 5 лет

С детьми этого возраста также можно играть в «Светофор», только добавить желтый сигнал.

Не менее интересна «Игра в слова». Взрослый предлагает хлопнуть в ладоши, когда прозвучат слова, фразы относящиеся:

  • к светофору (стоит на перекрестке, стоит дома, красный свет, синий свет, желтый свет, коричневый свет, помогает пешеходу, мешает пешеходу);
  • к пешеходу (перекресток, переходит, светофор, кузов, стоит и ждет, руль, тротуар);
  • к водителю (руль, кузов, крыло, едет, мотор, летит, колесо, лапы, хвост);
  • к пассажиру (автобус, троллейбус, подъезжает к остановке, кровать, табуретка, остановка, показывает билет).

Старший дошкольный возраст

Закрепить названия и предназначение дорожных знаков поможет игра «Отгадай знак». Взрослый размещает картонные знаки на виду и предлагает отгадать знак по описанию (в произвольном порядке рассказывает о предназначении знаков).

Уважаемые родители! Помните!

Все понятия ребенок усвоит прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используя для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Обратите внимание на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть в беду.

Ребёнок учится законам улицы у родителей.

Не пугайте ребенка улицей – панический страх перед транспортом не менее вреден, чем безопасность и невнимательность!

Лишь строгое соблюдение Правил станет залогом безопасности вас и вашего ребенка!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]