Правила дорожного движения для детей: чему научить ребенка

У маленьких детей избирательное внимание, отсутствует правильная оценка дистанции и несформированное чувство самосохранения. Эти особенности детской психики относительно безопасны дома и на детской игровой площадке, но превращают малышей в самых незащищенных участников дорожного движения. По статистике, дети – самые незащищенные участники дорожного движения становятся жертвами в 3-5% ДТП, и чаще всего, если оказываются на проезжей части без сопровождения взрослых.

Именно поэтому задача родителей, воспитателей детсадов и школьных учителей – полный контроль безопасности ребенка и максимальное серьезное отношение к обучению детей правилам дорожного движения и поведения на автомобильной дороге.

Правила безопасности для детей на дороге

Детей не нужно заставлять выучить все ПДД, но следует обучить основным правилам безопасности, которые сохранят их жизнь и здоровье в критической дорожной обстановке. К наиболее простым и необходимым к запоминанию малышами правилам безопасности относятся следующие:

  1. Ходить следует только по тротуарам.
  2. Без сопровождения взрослых лучше не выходить на обочину и не пытаться выбегать на дорогу или перебегать ее в местах, где нет пешеходного перехода.
  3. При переходе нерегулируемых пешеходных переходов, следует внимательно посмотреть направо, затем налево, обязательно прислушаться и убедиться, что в опасной близости нет автомобиля, и только тогда переходить.
  4. На регулируемых пешеходных переходах следует выполнять требования сигналов светофора (красный – срочно остановиться, зеленый – можно двигаться, но после того, как машины полностью остановятся).
  5. Не пытаться переходить дорогу на перекрестках или поворотах, не оборудованных пешеходными переходами, где видимость для водителей ограничена.
  6. На проезжей части нельзя бегать, играть, прятаться за машины или цепляться за транспорт. Следует держаться подальше от машин и во дворах.
  7. Стоящие или остановившиеся машины следует обходить только сзади. Общественный транспорт лучше не обходить – это опасно и спереди, и сзади.

Более взрослые дети, которые самостоятельно катаются на велосипедах, самокатах и роликовых коньках, должны быть в специальном защитном шлеме и передвигаться только в безопасных пешеходно-велосипедных зонах – по тротуарам, велодорожкам, на стадионе или в парке. Велосипед должен быть исправен, особенно – тормоза, и оборудован светоотражательными элементами (в вечернее время).

При поездке в автомобиле, дети должны сидеть на задних сиденьях, обязательно пристегнуться и не высовываться в окна. Высаживаться можно только в запланированном месте (не на проезжей части), после полной остановки машины и под контролем взрослого человека.

Еще два важных правила, которые обязательно следует донести до ребенка: во-первых, на дороге следует вести себя спокойно и не совершать резких движений, а во-вторых, стараться быть на виду, чтобы водители могли контролировать дорожную ситуацию и адекватно реагировать.

Восприятие дороги у детей разных возрастов

Дети 3-5 лет могут отличать автомобиль, находящийся в движении, от неподвижного. И, тем не менее, они убеждены, что транспортное средство умеет остановиться мгновенно. Маленькие дети не способны подлинно оценивать примерную скорость авто либо дальность расстояния, на котором оно находится. А о тормозном пути ребёнок и близко не знает. В подсознании детей автомобили — управляемые игрушки, которые запросто затормозят при желании.

В 5-6 лет лучше развиваются органы чувств: боковое зрение на 2/3 приближено к тому, что способен видеть взрослый. Но всё ещё ребёнок не может правильно распределить своё внимание, различить значимое от несущественного.

Средний возраст, когда дети уверенно ориентируются, где правая сторона, а где левая — 7 лет.

В 9 лет малыш имеет навыки движения на проезжей части: осваивает велосипед, умеет мгновенно среагировать на звук, а также находит взаимосвязь с размерами объекта и его удаленностью (чем дальше машина, тем она меньше).

У детей избирательное внимание.

Одна из черт детской психологии заключается в избирательности внимания. По этой причине дети не способны концентрироваться одновременно более, чем на двух предметах. Из всего разнообразия окружающего мира ребёнок хватает то, что ему наиболее любопытно сейчас, на что и направляет 100% своего внимания, к примеру, мяч, выскочивший на проезжую часть дороги.

Если мои глаза не видят опасности, значит её не существует.

Лишь к десятилетнему возрасту заканчивает своё становление нервная система ребёнка.

Заметив опасность перед собой, малыши замирают в ужасе, сильно зажмурив глаза. В детском подсознании действует стереотип: «раз я не вижу опасности, значит она не существует, а со мной всё будет хорошо».

Как научить маленьких детей правилам безопасности на дорогах?

Как видите, правил безопасности на дорогах для детей – не много, и они не являются сложными для запоминания. Однако всегда следует помнить, что ребенок в 5 лет не имеет четкого бокового зрения и еще не всегда может отличить стоящий автомобиль от движущегося, а более-менее точно определить расстояние до машины на дороге способен в 7-9 лет.

То есть, адекватность восприятия ситуации, способность одновременно контролировать несколько предметов и аналитически принимать правильные решения у маленьких детей не работают. Поэтому правила дорожного движения они должны запоминать не на основе получаемого опыта, а «искусственно». И здесь очень важно правильно подойти к обучению, чтобы малыши быстро и результативно запоминали информацию.

  • Разумеется, лучший вариант изучения ПДД детьми – это обучение в семье с ранних лет. Прежде всего, важен пример родителей, которые сами соблюдают правила безопасности и параллельно объясняют ребенку свои действия. При многократном, наглядном и систематическом повторении правил с последующим опросом родители смогут быстро определить, насколько малыш понял и запомнил полученную информацию. Параллельно тренируется внимательность, дисциплинированность, память и чувство самосохранения. Идеальная форма подачи информации – ненавязчивое объяснение и игра, при которой ребенок запоминает важные данные быстро и уверенно.
  • Параллельно в той же игровой форме следует обучать детей ПДД в детском саду – там обучение групповое, с использованием наборов дорожных знаков, и это тоже эффективно: дети разыгрывают дорожные ситуации и учатся, быстро перенимая знания и правила поведения друг от друга. В процессе можно использовать яркие книги, раскраски, альбомы и карточки по теме, рисование и разучивание стихов.
  • В школе взрослеющие дети могут закреплять свои знания уже на более серьезном теоретическом и аналитическом уровне, особенно – если на уроках ПДД присутствуют настоящие инспекторы ГИБДД. Эффективно тренируют навыки специальные занимательные кроссворды для детей и практические занятия на оборудованных площадках с разметкой и дорожными знаками.

Общим процессом обучения ПДД в детских и школьных учреждениях должна руководить местная ГИБДД, которая готовит планы подготовки родителей, воспитателей и учителей, а также непосредственно участвует в учебном процессе согласно имеющимся ланам профилактики ДТП.

При правильном подходе к процессу обучения ПДД, дети уже к 10-12 годам свободно владеют основными правилами безопасности, хорошо ориентируются как пешеходы в дорожной обстановке и умеют применять свои знания на практике. Однако обучение на этом прекращать – неправильно: периодическое повторение изученного материала необходимо до 16-летнего возраста, когда человек начинает пользоваться полученной информацией аналитически.

На железной дороге

Отдельного внимания заслуживают железнодорожные пути. Важно объяснить малышу, что железная дорога не место для игр, а от поездов следует держаться подальше.

Переход путей можно совершать там, где установлены светофоры и специально предназначенные пешеходные «дорожки». Когда таковых рядом нет, убедитесь, что поезда отсутствуют в 500 метрах в обе стороны.

Запрещено пересекать пути там, где установлен автоматический стрелочный перевод.

Вести малолетних родители обязаны взяв крепко за руку. Если пересекаете пути с коляской, важно иметь в виду, что ребёнок находится несколько поодаль от вас, потому обязательно нужно внимательно оценивать ситуацию впереди.

Будьте предельно внимательны в условиях неблагоприятной погоды и плохой видимости. Проявите заботу к самому себе.

Правила дорожной безопасности для взрослых сопровождающих

Безопасность детей на дороге зависит, в первую очередь, от взрослых, которые их сопровождают. Поэтому родителям, воспитателям детсадов и учителям также очень важно хорошо знать ПДД и неукоснительно их соблюдать.

Пешеходам с детьми следует помнить, что:

  • перемещаться можно только по тротуарам и пешеходным дорожкам;
  • ребенка следует нести на руках или вести за руку при пересечении автомобильных дорог и улиц;
  • переходить дорогу можно только на пешеходных переходах (при отсутствии – по обочине навстречу идущему транспорту).

В автомобиле: ребенок должен быть надежно пристегнут (либо перевозиться в автокресле), не должен оставаться в салоне один, а двери следует обязательно заблокированы. Нельзя позволять малышу высовываться из окон, а при движении взрослым следует вести себя максимально внимательно и осторожно, чтобы исключить любой риск ДТП.

Водители должны помнить, что в непосредственной близости от школьных учреждений, детских садов, игровых площадок и дворовых территорий многоквартирных многоэтажек следует ездить медленно и аккуратно, а наиболее опасный период года – учебный год в школах, (особенно — и темное время суток).

В старшей школе

К учащимся средних и старших классов нужен другой подход. Они тоже любят онлайн-интерактивы и квесты, но подача может и должна быть сложнее.

С подростками можно разговаривать дольше, охватывая за раз больший объем знаний. Системную работу также проводят сотрудники Госавтоинспекции — они посещают школы, проводят лекции, тренинги, просто беседуют с детьми. Немаловажная роль отводится проведению «минуток безопасности» в конце учебного дня.

Фото: ТАСС/Антон Вергун

Кроме того, старших школьников можно привлекать к работе с младшими — для этого существуют отряды юных инспекторов движения (ЮИД), которые появились еще в советское время.

«Безопасность — в основном на бумаге»: в чем причина ДТП с автобусами

Аварийность пассажирских перевозок выросла, несмотря на ужесточение мер безопасности

— Дети участвуют в творческих конкурсах, управляют двухколесным транспортом, изучают ПДД и т.д. Это огромное движение по интересам, которое Госавтоинспекция сегодня постепенно реформирует, чтобы оно тоже стало базой для последующего образования», — отметила президент экспертного Наталья Агре.

Прочие ситуации по безопасному поведению

Находясь на вокзале, следует помнить, что заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы нельзя.

Обратите внимание! Нужно снять наушники или капюшон, чтобы ничего не мешало заметить приближающийся поезд.

Опасно для жизни играть на платформах и переходить пути в неположенных местах, лазить под стоящими поездами.

Поведение ребенка в автобусе

Ребенок-пассажир частного автомобиля

Находясь в машине, ребёнок обязательно располагается в автокресле, пристегнутый ремнем безопасности. Категорически запрещается отвлекать водителя, высовываться из окна, выбрасывать через него предметы, так как это может привести к возникновению аварийной ситуации и травмам.

Дети. Дорога. Безопасность

Сергей Собянин

24 сентября в 09:00

Поделиться

нет комментариев

С 20 сентября в Москве и других регионах страны проходит Всероссийская неделя безопасности дорожного движения

. В этом году особое внимание уделяется снижению дорожного травматизма детей и подростков.

За последние 10 лет мы добились радикального снижения детской смертности и травматизма на дорогах Москвы.

Число детей, погибших в ДТП, снизилось в 4 раза – с 12 человек в 2010 г. до 3 человек в 2021 г.

Число пострадавших сократилось на 40% – с 1043 до 634 человек.

В плане дорожного травматизма столица уже сегодня является самым безопасным регионом страны. Но все же это не предел возможного.

Рассказываю, что мы делаем для дальнейшего снижения количества ДТП с участием детей и подростков.

Прежде всего, продолжаем наводить порядок на дорогах.

Интеллектуальная транспортная система обеспечивает автоматизированное управление транспортными потоками.

А камеры фото- видеофиксации нарушений ПДД и патрулирование сотрудников ГИБДД являются важнейшими инструментами профилактики опасной езды.

Шаг за шагом наводим порядок в работе такси. Недавно внедренная информационная система «Аналитика работы такси» позволяет контролировать режим труда и отдыха таксистов, не допуская переработок и чрезмерной усталости за рулем.

И, что очень важно, за последние 10 лет мы построили в Москве 271 внеуличный пешеходный переход и организовали более 2,5 тысяч новых наземных переходов. Установили несколько тысяч новых светофоров.

Ежегодно вместе с ГИБДД проводим анализ пешеходных маршрутов

, которыми активно пользуются дети и подростки. По итогам разрабатываются и реализуются рекомендации – как сделать их безопаснее: установить «лежачего полицейского» или островок безопасности,снизить разрешенную скорость движения или организовать новый пешеходный переход.

Кроме того, последние годы рядом с образовательными учреждениями устанавливают контрастное освещение переходов, что помогает водителям вовремя увидеть пешеходов даже в темные зимние дни.

Ежегодно накануне 1 сентября городские службы и ГИБДД проверяют состояние дорожной инфраструктуры у каждого образовательного учреждения. К концу 2021 г. будут подготовлены новые методические рекомендации по организации безопасных зон в радиусе 200 м от школ. Их реализация поможет радикально снизить вероятность дорожных инцидентов.

И, конечно, продолжаем обучать и разъяснять правила безопасного поведения на дорогах.

Недавние исследования показали (да вы и сами это видите каждый день

), что 72% старшеклассников по дороге в школу используют смартфон: слушают музыку или сидят в сети. Конечно, так идти веселее, но, к сожалению, чревато огромной опасностью на дороге. Необходимо, не уставая, объяснять детям, что при переходе через улицу использовать смартфон ни в коем случае нельзя.

До конца года планируем разработать единую образовательную программу по безопасному поведению на дорогах, которая будет использоваться во всех школах Москвы.

А что касается самых младших, то всё зависит от нас, взрослых людей. Ожидая зеленого сигнала светофора, вы не только бережете себя. Вы спасаете жизнь ребенку, который стоит рядом и берет с вас пример.

Теги

  • Безопасность
  • Дети
  • Дороги

еще 3 тега

скрыть

Поделитесь с друзьями!

Езда на велосипеде

Крупные города всё больше наполняются специализированными дорожками для любителей двухколесного транспорта.

Велосипедисты, а также водители мопедов, обязаны двигаться в один ряд только по крайней правой стороне дороги. Допустима езда по обочине, лишь в случае, когда вы не мешаете пешеходам. А если вы едете впервые или не знаете правил, ни в коем случае не выезжайте на проезжую часть.

Важно! Переходя дорогу, слезайте с велосипеда. Ехать по «зебре» запрещено.

Ограничения для водителей двухколесного друга:

  • при наличии велосипедной дорожки, двигаться по проезжей части дороги;
  • провозить грузы, выступающие за габариты больше, чем на 0,5 метров, либо же создавать помехи для правильного управления транспортом;
  • перевозка пассажиров, кроме детей до 7 лет на специальном сиденье;
  • запрещено управление, не держась за руль;
  • поворачивать влево либо совершать разворот на многополосных дорогах;
  • ограничения, предусмотренные отдельными нарисованными запрещающими знаками.

Велосипеды следует обеспечить исправными тормозами и звуковым сигналом. Двигаясь на велосипеде в ночное время суток, обязательно наличие фонарей: спереди белого цвета, а позади — красного; также по бокам должны быть расположены световозвращающие элементы оранжевого и красных цветов.

Важно! Высокая скорость повышает вероятность возникновения ДТП, а значит и тяжелые последствия. Скорость движения велосипеда выбирается, учитывая реальные дорожные и погодные условий, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]