У маленьких детей избирательное внимание, отсутствует правильная оценка дистанции и несформированное чувство самосохранения. Эти особенности детской психики относительно безопасны дома и на детской игровой площадке, но превращают малышей в самых незащищенных участников дорожного движения. По статистике, дети – самые незащищенные участники дорожного движения становятся жертвами в 3-5% ДТП, и чаще всего, если оказываются на проезжей части без сопровождения взрослых.
Именно поэтому задача родителей, воспитателей детсадов и школьных учителей – полный контроль безопасности ребенка и максимальное серьезное отношение к обучению детей правилам дорожного движения и поведения на автомобильной дороге.
Правила безопасности для детей на дороге
Детей не нужно заставлять выучить все ПДД, но следует обучить основным правилам безопасности, которые сохранят их жизнь и здоровье в критической дорожной обстановке. К наиболее простым и необходимым к запоминанию малышами правилам безопасности относятся следующие:
- Ходить следует только по тротуарам.
- Без сопровождения взрослых лучше не выходить на обочину и не пытаться выбегать на дорогу или перебегать ее в местах, где нет пешеходного перехода.
- При переходе нерегулируемых пешеходных переходов, следует внимательно посмотреть направо, затем налево, обязательно прислушаться и убедиться, что в опасной близости нет автомобиля, и только тогда переходить.
- На регулируемых пешеходных переходах следует выполнять требования сигналов светофора (красный – срочно остановиться, зеленый – можно двигаться, но после того, как машины полностью остановятся).
- Не пытаться переходить дорогу на перекрестках или поворотах, не оборудованных пешеходными переходами, где видимость для водителей ограничена.
- На проезжей части нельзя бегать, играть, прятаться за машины или цепляться за транспорт. Следует держаться подальше от машин и во дворах.
- Стоящие или остановившиеся машины следует обходить только сзади. Общественный транспорт лучше не обходить – это опасно и спереди, и сзади.
Более взрослые дети, которые самостоятельно катаются на велосипедах, самокатах и роликовых коньках, должны быть в специальном защитном шлеме и передвигаться только в безопасных пешеходно-велосипедных зонах – по тротуарам, велодорожкам, на стадионе или в парке. Велосипед должен быть исправен, особенно – тормоза, и оборудован светоотражательными элементами (в вечернее время).
При поездке в автомобиле, дети должны сидеть на задних сиденьях, обязательно пристегнуться и не высовываться в окна. Высаживаться можно только в запланированном месте (не на проезжей части), после полной остановки машины и под контролем взрослого человека.
Еще два важных правила, которые обязательно следует донести до ребенка: во-первых, на дороге следует вести себя спокойно и не совершать резких движений, а во-вторых, стараться быть на виду, чтобы водители могли контролировать дорожную ситуацию и адекватно реагировать.
Восприятие дороги у детей разных возрастов
Дети 3-5 лет могут отличать автомобиль, находящийся в движении, от неподвижного. И, тем не менее, они убеждены, что транспортное средство умеет остановиться мгновенно. Маленькие дети не способны подлинно оценивать примерную скорость авто либо дальность расстояния, на котором оно находится. А о тормозном пути ребёнок и близко не знает. В подсознании детей автомобили — управляемые игрушки, которые запросто затормозят при желании.
В 5-6 лет лучше развиваются органы чувств: боковое зрение на 2/3 приближено к тому, что способен видеть взрослый. Но всё ещё ребёнок не может правильно распределить своё внимание, различить значимое от несущественного.
Средний возраст, когда дети уверенно ориентируются, где правая сторона, а где левая — 7 лет.
В 9 лет малыш имеет навыки движения на проезжей части: осваивает велосипед, умеет мгновенно среагировать на звук, а также находит взаимосвязь с размерами объекта и его удаленностью (чем дальше машина, тем она меньше).
У детей избирательное внимание.
Одна из черт детской психологии заключается в избирательности внимания. По этой причине дети не способны концентрироваться одновременно более, чем на двух предметах. Из всего разнообразия окружающего мира ребёнок хватает то, что ему наиболее любопытно сейчас, на что и направляет 100% своего внимания, к примеру, мяч, выскочивший на проезжую часть дороги.
Если мои глаза не видят опасности, значит её не существует.
Лишь к десятилетнему возрасту заканчивает своё становление нервная система ребёнка.
Заметив опасность перед собой, малыши замирают в ужасе, сильно зажмурив глаза. В детском подсознании действует стереотип: «раз я не вижу опасности, значит она не существует, а со мной всё будет хорошо».
Как научить маленьких детей правилам безопасности на дорогах?
Как видите, правил безопасности на дорогах для детей – не много, и они не являются сложными для запоминания. Однако всегда следует помнить, что ребенок в 5 лет не имеет четкого бокового зрения и еще не всегда может отличить стоящий автомобиль от движущегося, а более-менее точно определить расстояние до машины на дороге способен в 7-9 лет.
То есть, адекватность восприятия ситуации, способность одновременно контролировать несколько предметов и аналитически принимать правильные решения у маленьких детей не работают. Поэтому правила дорожного движения они должны запоминать не на основе получаемого опыта, а «искусственно». И здесь очень важно правильно подойти к обучению, чтобы малыши быстро и результативно запоминали информацию.
- Разумеется, лучший вариант изучения ПДД детьми – это обучение в семье с ранних лет. Прежде всего, важен пример родителей, которые сами соблюдают правила безопасности и параллельно объясняют ребенку свои действия. При многократном, наглядном и систематическом повторении правил с последующим опросом родители смогут быстро определить, насколько малыш понял и запомнил полученную информацию. Параллельно тренируется внимательность, дисциплинированность, память и чувство самосохранения. Идеальная форма подачи информации – ненавязчивое объяснение и игра, при которой ребенок запоминает важные данные быстро и уверенно.
- Параллельно в той же игровой форме следует обучать детей ПДД в детском саду – там обучение групповое, с использованием наборов дорожных знаков, и это тоже эффективно: дети разыгрывают дорожные ситуации и учатся, быстро перенимая знания и правила поведения друг от друга. В процессе можно использовать яркие книги, раскраски, альбомы и карточки по теме, рисование и разучивание стихов.
- В школе взрослеющие дети могут закреплять свои знания уже на более серьезном теоретическом и аналитическом уровне, особенно – если на уроках ПДД присутствуют настоящие инспекторы ГИБДД. Эффективно тренируют навыки специальные занимательные кроссворды для детей и практические занятия на оборудованных площадках с разметкой и дорожными знаками.
Общим процессом обучения ПДД в детских и школьных учреждениях должна руководить местная ГИБДД, которая готовит планы подготовки родителей, воспитателей и учителей, а также непосредственно участвует в учебном процессе согласно имеющимся ланам профилактики ДТП.
При правильном подходе к процессу обучения ПДД, дети уже к 10-12 годам свободно владеют основными правилами безопасности, хорошо ориентируются как пешеходы в дорожной обстановке и умеют применять свои знания на практике. Однако обучение на этом прекращать – неправильно: периодическое повторение изученного материала необходимо до 16-летнего возраста, когда человек начинает пользоваться полученной информацией аналитически.
На железной дороге
Отдельного внимания заслуживают железнодорожные пути. Важно объяснить малышу, что железная дорога не место для игр, а от поездов следует держаться подальше.
Переход путей можно совершать там, где установлены светофоры и специально предназначенные пешеходные «дорожки». Когда таковых рядом нет, убедитесь, что поезда отсутствуют в 500 метрах в обе стороны.
Запрещено пересекать пути там, где установлен автоматический стрелочный перевод.
Вести малолетних родители обязаны взяв крепко за руку. Если пересекаете пути с коляской, важно иметь в виду, что ребёнок находится несколько поодаль от вас, потому обязательно нужно внимательно оценивать ситуацию впереди.
Будьте предельно внимательны в условиях неблагоприятной погоды и плохой видимости. Проявите заботу к самому себе.
Правила дорожной безопасности для взрослых сопровождающих
Безопасность детей на дороге зависит, в первую очередь, от взрослых, которые их сопровождают. Поэтому родителям, воспитателям детсадов и учителям также очень важно хорошо знать ПДД и неукоснительно их соблюдать.
Пешеходам с детьми следует помнить, что:
- перемещаться можно только по тротуарам и пешеходным дорожкам;
- ребенка следует нести на руках или вести за руку при пересечении автомобильных дорог и улиц;
- переходить дорогу можно только на пешеходных переходах (при отсутствии – по обочине навстречу идущему транспорту).
В автомобиле: ребенок должен быть надежно пристегнут (либо перевозиться в автокресле), не должен оставаться в салоне один, а двери следует обязательно заблокированы. Нельзя позволять малышу высовываться из окон, а при движении взрослым следует вести себя максимально внимательно и осторожно, чтобы исключить любой риск ДТП.
Водители должны помнить, что в непосредственной близости от школьных учреждений, детских садов, игровых площадок и дворовых территорий многоквартирных многоэтажек следует ездить медленно и аккуратно, а наиболее опасный период года – учебный год в школах, (особенно — и темное время суток).
В старшей школе
К учащимся средних и старших классов нужен другой подход. Они тоже любят онлайн-интерактивы и квесты, но подача может и должна быть сложнее.
С подростками можно разговаривать дольше, охватывая за раз больший объем знаний. Системную работу также проводят сотрудники Госавтоинспекции — они посещают школы, проводят лекции, тренинги, просто беседуют с детьми. Немаловажная роль отводится проведению «минуток безопасности» в конце учебного дня.
Фото: ТАСС/Антон Вергун
Кроме того, старших школьников можно привлекать к работе с младшими — для этого существуют отряды юных инспекторов движения (ЮИД), которые появились еще в советское время.
«Безопасность — в основном на бумаге»: в чем причина ДТП с автобусами
Аварийность пассажирских перевозок выросла, несмотря на ужесточение мер безопасности
— Дети участвуют в творческих конкурсах, управляют двухколесным транспортом, изучают ПДД и т.д. Это огромное движение по интересам, которое Госавтоинспекция сегодня постепенно реформирует, чтобы оно тоже стало базой для последующего образования», — отметила президент экспертного Наталья Агре.
Прочие ситуации по безопасному поведению
Находясь на вокзале, следует помнить, что заходить за линию безопасности у края пассажирской платформы нельзя.
Обратите внимание! Нужно снять наушники или капюшон, чтобы ничего не мешало заметить приближающийся поезд.
Опасно для жизни играть на платформах и переходить пути в неположенных местах, лазить под стоящими поездами.
Поведение ребенка в автобусе
Ребенок-пассажир частного автомобиля
Находясь в машине, ребёнок обязательно располагается в автокресле, пристегнутый ремнем безопасности. Категорически запрещается отвлекать водителя, высовываться из окна, выбрасывать через него предметы, так как это может привести к возникновению аварийной ситуации и травмам.
Дети. Дорога. Безопасность
Сергей Собянин
24 сентября в 09:00
Поделиться
нет комментариев
С 20 сентября в Москве и других регионах страны проходит Всероссийская неделя безопасности дорожного движения
. В этом году особое внимание уделяется снижению дорожного травматизма детей и подростков.
За последние 10 лет мы добились радикального снижения детской смертности и травматизма на дорогах Москвы.
Число детей, погибших в ДТП, снизилось в 4 раза – с 12 человек в 2010 г. до 3 человек в 2021 г.
Число пострадавших сократилось на 40% – с 1043 до 634 человек.
В плане дорожного травматизма столица уже сегодня является самым безопасным регионом страны. Но все же это не предел возможного.
Рассказываю, что мы делаем для дальнейшего снижения количества ДТП с участием детей и подростков.
Прежде всего, продолжаем наводить порядок на дорогах.
Интеллектуальная транспортная система обеспечивает автоматизированное управление транспортными потоками.
А камеры фото- видеофиксации нарушений ПДД и патрулирование сотрудников ГИБДД являются важнейшими инструментами профилактики опасной езды.
Шаг за шагом наводим порядок в работе такси. Недавно внедренная информационная система «Аналитика работы такси» позволяет контролировать режим труда и отдыха таксистов, не допуская переработок и чрезмерной усталости за рулем.
И, что очень важно, за последние 10 лет мы построили в Москве 271 внеуличный пешеходный переход и организовали более 2,5 тысяч новых наземных переходов. Установили несколько тысяч новых светофоров.
Ежегодно вместе с ГИБДД проводим анализ пешеходных маршрутов
, которыми активно пользуются дети и подростки. По итогам разрабатываются и реализуются рекомендации – как сделать их безопаснее: установить «лежачего полицейского» или островок безопасности,снизить разрешенную скорость движения или организовать новый пешеходный переход.
Кроме того, последние годы рядом с образовательными учреждениями устанавливают контрастное освещение переходов, что помогает водителям вовремя увидеть пешеходов даже в темные зимние дни.
Ежегодно накануне 1 сентября городские службы и ГИБДД проверяют состояние дорожной инфраструктуры у каждого образовательного учреждения. К концу 2021 г. будут подготовлены новые методические рекомендации по организации безопасных зон в радиусе 200 м от школ. Их реализация поможет радикально снизить вероятность дорожных инцидентов.
И, конечно, продолжаем обучать и разъяснять правила безопасного поведения на дорогах.
Недавние исследования показали (да вы и сами это видите каждый день
), что 72% старшеклассников по дороге в школу используют смартфон: слушают музыку или сидят в сети. Конечно, так идти веселее, но, к сожалению, чревато огромной опасностью на дороге. Необходимо, не уставая, объяснять детям, что при переходе через улицу использовать смартфон ни в коем случае нельзя.
До конца года планируем разработать единую образовательную программу по безопасному поведению на дорогах, которая будет использоваться во всех школах Москвы.
А что касается самых младших, то всё зависит от нас, взрослых людей. Ожидая зеленого сигнала светофора, вы не только бережете себя. Вы спасаете жизнь ребенку, который стоит рядом и берет с вас пример.
Теги
- Безопасность
- Дети
- Дороги
еще 3 тега
скрыть
Поделитесь с друзьями!
Езда на велосипеде
Крупные города всё больше наполняются специализированными дорожками для любителей двухколесного транспорта.
Велосипедисты, а также водители мопедов, обязаны двигаться в один ряд только по крайней правой стороне дороги. Допустима езда по обочине, лишь в случае, когда вы не мешаете пешеходам. А если вы едете впервые или не знаете правил, ни в коем случае не выезжайте на проезжую часть.
Важно! Переходя дорогу, слезайте с велосипеда. Ехать по «зебре» запрещено.
Ограничения для водителей двухколесного друга:
- при наличии велосипедной дорожки, двигаться по проезжей части дороги;
- провозить грузы, выступающие за габариты больше, чем на 0,5 метров, либо же создавать помехи для правильного управления транспортом;
- перевозка пассажиров, кроме детей до 7 лет на специальном сиденье;
- запрещено управление, не держась за руль;
- поворачивать влево либо совершать разворот на многополосных дорогах;
- ограничения, предусмотренные отдельными нарисованными запрещающими знаками.
Велосипеды следует обеспечить исправными тормозами и звуковым сигналом. Двигаясь на велосипеде в ночное время суток, обязательно наличие фонарей: спереди белого цвета, а позади — красного; также по бокам должны быть расположены световозвращающие элементы оранжевого и красных цветов.
Важно! Высокая скорость повышает вероятность возникновения ДТП, а значит и тяжелые последствия. Скорость движения велосипеда выбирается, учитывая реальные дорожные и погодные условий, обеспечивая безопасность всех участников дорожного движения.