Дидактические игры по ознакомлению детей 2-3 лет с окружающим миром
Изучение мира природы
Найди такой же листик
Познакомьте ребенка с понятием «листопад».
Соберите опавшие листья. Вместе с малышом вдохните этот неповторимый запах осенней листвы, рассмотрите листья на свет, полюбуйтесь их цветом и узором прожилок. Положите перед малышом березовые и кленовые листья и обратите его внимание на их различия по цвету, размеру и форме. Затем, показывайте ребенку, например, кленовый лист и просите найти такой же. Затем попробуйте найти дерево, с которого упал этот листик.
Рассортируй листья
Наберите охапку листьев и положите их на лавочке. Затем предложите крохе разложить все листья на две кучки по какому–то определенному признаку: большие и маленькие листья; желтые и красные; березовые и кленовые.
Что на что похоже?
Собирая природный материал, определяйте, что на что похоже. Например, шишка – на ежика, шляпка желудя – на настоящую шапочку, крылатки ясеня и клена – на лепестки цветов и т.д. Вернувшись домой, можно сделать соответствующие поделки.
Осенний венок
Покажите ребенку, как можно сплести из осенних листьев венок. Сфотографируйте ребенка в этом осеннем венке.
Птицы и звери
Приготовьте фигурки различных животных или карточки с их изображениями. Рассмотрите с малышом зверей и выделите их общие признаки (у них есть голова, уши, нос, туловище, лапы, хвост, тела их покрыты шерстью). Точно так же рассмотрите и прокомментируйте изображения птиц (у них есть голова, клюв, нет ушей и носа, их тела покрыты перьями). Затем предложите малышу распределить все карточки на две группы: птиц и зверей.
Домашние и дикие животные
Нарисуйте дом и лес. Приготовьте карточки с изображениями домашних животных и обитателей наших лесов. Предложите ребенку распределить животных на тех, кто живёт рядом с человеком, и тех, кого можно встретить только в лесу.
Кто летает?
Вы показываете малышу предметные картинки с изображением различных животных. Если это животное летает (ворона, стрекоза и т.п.) – ребенок машет руками, будто летает. Если животное не может летать – ребенок ничего не делает или хлопает в ладоши. Также можно изображать, кто умеет плавать (крокодил, утка, рыба) или кто умеет прыгать (кузнечик, лягушка, кошка).
Третий лишний
Можно предложить ребенку игру «третий лишний». Положите перед ним три карточки: два гриба и одно яблоко. Спросите, что тут лишнее. На первых порах «лишний» предмет должен существенно отличаться от остальных двух (две картофелины и пингвин, два апельсина и шишка), чуть позже отличие должно быть менее выраженным (два яблока и груша, два белых гриба и сыроежка).
Что в корзиночке лежит?
Положите в корзинку овощи и фрукты (по 1 – 2 штуки каждого вида). Пусть ребенок достает их по одному из корзинки и называет. Можно ещё раскладывать в две миски – овощи и фрукты. Или нарисовать дерево и грядку на картоне и раскладывать плоды на них. Или ещё интереснее задание – «варить» компот и суп: раскладывать фрукты в банку, а овощи в кастрюлю. Изучение мира предметов
Что в коробочке лежит?
В коробке лежат различные предметы (пуговица, расческа, фломастер, книжка и т.д.). Ребенок по очереди достает их, называет и говорит, зачем они нужны.
Транспорт
Доставайте из коробки по одной машине: легковая, грузовик, автобус. Рассматривайте и отметьте материал, из которого сделана каждая машина, ее цвет, назначение и т.д. Выделите их общие черты (у всех машин есть колеса, руль, кабина) и их различия.
Посуда
Нарисуйте на листе бумаги карандашом шкаф с полками. Скажите, что сейчас надо заполнить шкаф посудой. Пусть ребенок вам говорит, что рисовать, а вы будете «расставлять»: чашку, кастрюлю, чайник и т.д.
Выбери предметы
На столе разложены различные предметы. Предложите малышу выбрать только те предметы, которые ему помогут утром умыться ( мыло, полотенце, зубная щетка, паста) или предметы, которые необходимы для еды (тарелка, ложка, вилка).
Одежда и обувь
Подберите предметные картинки с изображениями одежды или можно использовать иллюстрации из книг. С опорой на картинки обсудите с крохой, какую одежду и обувь надо одевать, когда на улице холодно или, наоборот, жарко.
Одеваем куклу
Возьмите куклу. Предложите ребенку пойти с ней на прогулку, но только сначала он должен будет подобрать для нее одежду по погоде (если сейчас у вас зима – то и одеть её надо в теплую шубку, шапку, сапоги).
Рассматривание сюжетных картинок
С целью изучения окружающей обстановки очень хорошо подходят сюжетные картинки, где например, изображена обстановка комнаты – тогда можно с ребенком обсудить, для чего нужен стол, стул, что убирают на полки, а что хранят в шкафу и т.д. Приобщение к трудовой деятельности
Стирка
Налейте ребенку в тазик воды, наведите в него пены и предложите постирать носовые платки или кукольную одежку. А потом прополоскать бельё в тазу с чистой водой. Ну и конечно отдельное удовольствие для ребенка — развесить всё это сушиться на веревке, закрепляя прищепками.
Мытьё посуды
Иногда кукольную посуду тоже надо мыть. Приготовьте два тазика: один с мыльной водой, второй — с чистой. Покажите ребенку, как сначала в первом тазике мыть посуду с помощью губки, а затем ополаскивать во втором и вытирать полотенцем.
Беседы по картинкам
Рассматривайте с ребенком сюжетные картинки, где изображён труд людей: «Водитель автобуса везёт детей», «Доктор лечит мальчика», «Садовник сажает деревья» и т.д. Обсуждайте нарисованное: кто изображен на картинке, что каждый из них делает, что было бы, если бы не было докторов, учителей, воспитателей и т.д.
Автор: Колдина Дарья
Интеллектуальное развитие
В этом возрасте наглядно-действенное мышление трансформируется в наглядно-образное. Если раньше кроха познавал мир при непосредственном контакте с различными предметами, то сейчас он уже может оперировать образами этих предметов, хранящимися в его памяти.
В три года ребенок должен уметь следующее:
- понимать простые причинно-следственные связи;
- проявлять первые навыки планирования действий;
- сравнивать предметы по величине, форме, цвету;
- складывать простые пазлы из четырех крупных частей;
- знать основные цвета и уметь их назвать;
- знать названия окружающих предметов (посуды, мебели, продуктов), животных;
- знать названия основных геометрических фигур.
Важной особенностью этого возраста является то, что подросший малыш может думать и рассуждать о предметах, не находящихся в поле зрения. Это важный шаг на пути к дальнейшему развитию мышления.
Нервно-психическое развитие
В этот период повышается работоспособность нервной системы. Малыш уже может сдерживать эмоции, например, не плакать, когда ему больно или обидно.
У него повышается способность к концентрации внимания. Теперь он может 10–15 минут заниматься делом, не отвлекаясь на что-то другое. Отвлечь плачущего трехлетку, переключив его внимание, не так просто, потому что он уже сконцентрировался на своих негативных эмоциях.
В этом возрасте ребенок еще не может как следует управлять своим поведением. Сложностей добавляет и упомянутый выше кризис трех лет. Внутренний мир крохи полон противоречий, которые выливаются в капризы и истерики.
Физическое развитие
Ребенок 3 лет владеет своим телом гораздо увереннее, чем двухлетка. В этом возрасте дети умеют:
- прыгать на двух ногах в высоту и в длину;
- стоять на одной ноге, не падая;
- перепрыгивать через препятствия;
- быстро и уверенно бегать;
- лазить по шведской стенке;
- кататься на трехколесном велосипеде или самокате;
- кататься с горки;
- пинать мяч ногой.
Малыши очень любят физическую активность и быстро развивают свои возможности.
Развитие речи
Речь трехлетки сильно отличается от речи двухлетнего крохи. В этом возрасте у ребенка уже довольно большой словарный запас – от 1000 слов. Малыш может рассуждать и делать простые умозаключения о людях, предметах и явлениях.
Дети активно запоминают новые слова, играют с ними (меняют произношение, рифмуют, придумывают звуковые комбинации). Длинные, сложные слова малышам еще трудно произносить, поэтому они их коверкают.
Ребенок 3 лет должен уметь:
- рассказать, как прошел его день;
- использовать в речи предложения из 3–5 слов и более;
- описать картинку;
- запоминать стихи и песни;
- называть не только сам предмет, но и его детали (ручка чашки, нос собаки);
- устанавливать смысловые связи между предметами;
- задавать вопросы и отвечать на них;
- использовать вежливые слова («спасибо», «пожалуйста»).
У трехлеток еще не очень хорошо развита речь. Они плохо произносят шипящие и сонорные звуки. Неверно строят предложения, теряют окончания слов. Все это является нормой развития. С возрастом проблемы будут устраняться.
Логическое мышление
В 3 годика дети уже имеют некоторые навыки логического мышления. Они должны уметь следующее:
- объединять два предмета в логическую пару («карандаш-бумага», «чай-чашка»);
- исключать из группы предметов лишний;
- понимать логическую последовательность событий (на небе собрались тучи – пошел дождь – земля стала мокрой);
- выделять основные свойства предметов и объединять их в группы по этим свойствам;
- понимать временную последовательность («вчера», «сегодня», «завтра», «сейчас», «потом»);
- различать противоположности (большой – маленький);
- понимать расположение предметов в пространстве («над», «под», «вверху», «внизу»).
Мелкая моторика
У младшего дошкольника активно развиваются и совершенствуются навыки мелкой моторики. Он должен уметь:
- правильно держать карандаш, фломастер, кисточку для рисования;
- обводить простые рисунки по точкам;
- рисовать геометрическое фигуры, прямые и ломаные линии;
- писать знакомые печатные буквы;
- ножницами вырезать простые фигуры из бумаги;
- заштриховывать рисунок в разных направлениях;
- намазывать детали бумажной аппликации клеем и приклеивать;
- лепить из пластилина шарики и колбаски, соединять их.
Существует много пальчиковых игр для развития у ребенка мелкой моторики рук.
Математические умения
В 3 годика детки уже имеют некоторые математические навыки. Они должны знать и уметь следующее:
- считать до пяти в прямом и обратном порядке;
- показывать называемое число на пальцах;
- знать, как выглядят цифры от 1 до 5;
- сравнивать количество предметов в разных группах, используя понятия «больше», «меньше», «одинаково»;
- знать и уметь рисовать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник);
- узнавать очертания геометрических фигур в различных предметах (часы – круг, телевизор – прямоугольник).
Некоторые малыши уже знают все цифры от 0 до 10 и умеют их писать. Это хорошее подспорье для будущей подготовки к школе.
Навыки самообслуживания
Детки в 3 года уже многое умеют делать сами, без помощи старших. Например:
- одеваться, раздеваться, застегивать и расстегивать молнию и большие пуговицы;
- обуваться (нормально, если малыш надевает обувь не на ту ногу);
- уверенно орудовать ложкой и вилкой, пить из чашки, вытирать рот салфеткой;
- умываться и мыть руки, чистить зубы;
- убирать игрушки на место;
- выполнять мелкие хозяйственные поручения (разложить столовые приборы на столе, насыпать корм в кошачью миску).
Чем меньше родители стараются помогать малышу, тем быстрее у него развиваются бытовые навыки.
Развитие внимания
Трехлетки должны обладать следующими умениями:
- концентрировать внимание на выполняемом деле в течение 10–15 минут;
- удерживать в поле зрения до пяти предметов одновременно;
- запоминать и повторять за взрослым предложенные слова, движения.
Стоит помнить, что внимание младшего школьника еще нестабильно и легко рассеивается.