Образ кота и кошки в русском фольклоре. Кот – герой русских народных сказок. Русские сказки про котов. Кошки в Древней Руси – приметы, обряды, поверья. Происхождение слова кошка и слова кот.

Рассказ кошка и мышка

В доме номер пять по улице Космонавтов, на третьем этаже в квартире сто двадцать четыре жила кошка по имени Белка. Хозяева ее очень любили, баловали всячески, игрушки новые покупали.
Но больше всех Белку любила маленькая девочка Таня. Она даже кошку с собой в кроватку забирала на ночь. Бывало, приснится Танечке сон страшный, она встанет, обхватит Белку обеими ручками и тянет с собой. А кошка тому только рада.

Но как-то раз пошла Танечка с мамой в зоомагазин и принесла оттуда домой… мышку. Маленькую, беленькую в клетке с колесиком. Белка, как ту мышь увидела, так чуть в обморок не грохнулась.

Где это видано, чтобы мыши в доме на полном довольстве жили? Их положено ловить, мышеловками или котами.

А мышь эта в добавок еще и наглая оказалась. Вот уснут все в доме, свет погасят, уснет и Белка, мышь из клетки потихоньку выбирается и начинает по комнатам шастать, порядки свои наводить. Однажды Белка ее на кухне застукала перед мешком с крупой манной. Погналась было за ней, да не успела. Мышка на стену забралась, по стене на потолок, а по потолку обратно в спаленку к Танечке и к себе в клетку. Дверку затворила и сидит, не шевелится. Вроде и не безобразничала вовсе.

По справедливости

Задумала тогда Белка мышь эту изловить и съесть. Нет мыши — нет проблемы. Дождалась ночи темной, безлунной и притворилась спящей. Мышка только в кухню свой носик острый сунула, только к мешку с крупой подобралась, тут-то Белка ее и сцапала.

Зажала между лап, вот-вот проглотит. Уже и зубы острые раскрыла. А как на зверька этого крохотного посмотрела, так весь аппетит мигом и пропал. Жалко стало Белке свою хозяйку. Как же она горевать будет по мышке, бедняжка? И отпустила грызуна. Так вот, толи мышь свою оплошность поняла, толи перепугалась до смерти, но с тех пор она фокусы больше не выкидывала. Сидела в клетке смирно и по дому ни-ни.

Образ кота (кошки) в русских народных сказках

Кот — сказитель, он же — желанное сокровище

Наиболее яркий сказочный образ кота в русской сказке — это Кот Баюн

из сказки
«Поди туда не знаю куда».
Здесь он
является объектом поиска, неким чудом и одновременно невыполнимой (почти) задачей, заданной главному герою
. Кстати, Баюн (от слова «баять», то есть «рассказывать») в разных версиях этой сказки то является личным именем кота, то пишется через дефис с маленькой буквы, то есть просто указывает на его дар рассказчика.

Вообще это одна из самых необычных сказок русского фольклора

, которая, кажется, существует сама по себе или же идет от несколько иного источника, чем большинство привычных нам с детства историй. Начать с того, что главным героем здесь является в разных версиях —
Андрей-стрелец, Федот-стрелец, солдат Тарабанов или купеческий сын по прозванию Бездольный, но никогда (!) не Иван-дуракили царевич
. Чаще всего он — царский охотник, поставляющий дичь к государеву столу. Другая «необычность» — красавица-жена достается герою не в конце истории, как некая награда, а в самом начале — ни за что ни про что, далее же сюжет строиться вокруг того, что Стрельцу приходится выполнять все более и более сложные задания царя, который просто-напросто хочет сжить его со свету, чтобы самому жениться на Марье-царевне.

Задания разнятся в разных версиях сказки (например, сходить узнать как живется на том свете умершему отцу царя, добыть оленя золотые рога, козу золотые рога, волшебную кобылицу…

), . Обычно их три и
самым важным и сложным является последнее — «то не знаю что».
На деле же ситуация становится еще более странной, когда выясняется что это «то не знаю что» есть
невидимый помощник или сила… по имени «сват Наум»
! В других версиях это
«Шмат-разум», «Саура» или просто Никто.
Ни одно из этих имен не встречается в других русских сказках.

Андрей-стрелец
и кот Баюн. Иллюстрация к сказке «Поди туда — не знаю куда».
У версии записанной Алексеем Толстым одним из царских заданий как раз и является добыча кота-баюна. Опасность этого предприятия заключается в том, что кот может кого угодно заговорить своими сказочными историями, наслать беспробудный
сон-дремоту.
Примечательно, что
сидит он на высоком железном столбе за тридевять земель в тридевятом царстве.
Для добычи кота стрелок по совету жены берет с собой
три железных колпака, три прута да клещи
— колпаки защищают героя от кошачьих когтей, а клещами он стаскивает его со столба.

Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — пришел
Андрей-стрелокв тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идет, а где и катком катится.Кое-каквыдержал дремоту и очутился у высокого столба.
Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут
Андрей-стрелокухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями…

Интересно, что хотя вначале кот дерется с героем не на жизнь, а насмерть, но, признав себя побежденным, полностью теряет свою враждебность и уже по доброй воле идет за стрелком туда куда он его ведет.

Г.С.Зубковский. Кот Баюн на столбе. 1951 год. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».

В одной из версий сказки в записи Афанасьева

(№ 215 из тома 2), а всего у него их четыре —
кот-баюн является последним зданием, то есть даже более сложным, чем «то не знаю что»
, именно его поимкой и приручением заканчивается сказка. Причем, кот здесь не пассивный объект, а уже
активное действующее лицо
, которое в итоге помогает стрельцу одолеть его неприятеля — царского воеводу.

Шли-шли,
шли-шлии добрались куда надо; приходят во дворец, царь увидалкота-баюнаи приказывает: «А ну,кот-баюн! Покажи мне большую страсть». Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать. Царь испугался и стал молить Бездольного: «Уйми, пожалуйста,кота-баюна! Все для тебя сделаю». — «Закопай воеводу живьем в землю, так сейчас уйму». Царь согласился; тотчас подхватили воеводу за руку да за ногу, потащили на двор и живьем закопали в сыру землю. А Бездольный остался жить при царе;кот-баюних обоих слушался, Никто им прислуживал, и жили они долго и весело. Вот сказка вся, больше сказывать нельзя.

Автор картины неизвестен.

Образ ученого кота Александра Сергеевича Пушкина, по всей видимости, восходит именно к таким сказкам про волшебного рассказчика историй кота Баюна.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом

;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит…

Кот — навигатор

В некоторых русских сказках эпизодически появляется кот, когда
кто-либоиз героев (молодая девочка/женщина, Иван) заблудился в лесу. Здесь кот выступает спасителем, указующим путь из чащи
. Он изначально дружелюбен по отношению к главному герою, помогает ему по своей инициативе и совершенно бескорыстно, а затем — исчезает. После него на помощь герою могут прийти еще два животных (что формирует каноническое троекратное повторение события), одним из которых, обычно бывает серый волк.

Земляная кошка. Автор неизвестен. Земляная кошка встречается в уральских легендах, согласно которым она указывает на зарытые в земле клады.

К этому же образу часто относятся и коты из более «детских» поучительных историй,

в которых действуют одни только животные и нет ни Ивана, ни девушек, ни Бабы-Яги, ни Кощея. Например, «Кот и петух», где
кот спасает незадачливого петушка из лап похитившей его лисы
:

Котик-братик!

Несет меня лиса

За темные леса

За высокие горы

В глубокую нору

Выручи меня!



Кот — спутник потустороннего

Наконец, кот — как правило черный — является постоянным спутником
Бабы-Яги
. В этих сказках он не является активным действующим лицом в принципе, он просто есть, как некий неотъемлемый атрибут. То есть
здесь он спутник некой потусторонней силы, способный легко ходить между мирами
. Это ясно следует из самого образа Бабы-Яги, которая находится на границе, на перепутье — наполовину живая, наполовину — мертвец («костяная нога»). Интересно, что в большинстве индоевропейских культур любая асимметричность указывает на частичную принадлежность к потустороннему миру (слепота на один глаз, хромота и проч.). Кроме того, в некоторых русских сказках есть прямое указание, что избушка Бабы-Яги стоит на реке Смородине, отделяющей мир Мертвых от Живых.

В этой связи важно отметить, что принадлежность к потустороннему миру сама по себе вовсе НЕ является в мировоззрении наших предков
чем-то«жутким» или «плохим»
, ведь в Нави обитают не одни только чудовища, но и умершие предки, то есть друзья и заступники. Впрочем и сама Баба-Яга не является ни однозначно положительным, ни однозначно отрицательным персонажем. В одних историях она может похищать младенцев с целью их съесть, а в других уже помогает главному герою, давая ценные наставления и предметы.

Еще один потусторонний персонаж связанный с котом — это домовой

. Народные предания указывают на то, что кот прекрасно его видит, общается с ним и является верным помощником домашнего хранителя.

Считалось, что видят кошки и все другие потусторонние сущности — русалок, леших, чертей. Не с этим ли связано странное шипение домашних любимцев на пустые углы, нередко наблюдаемое их хозяевами?

Всеволод Иванов. Домовой

Кот — убаюкивающий младенцев колыбельными

Наконец, кот — самый частый персонаж в детских колыбельных песнях.

Именно котеньку-котка, приглашают матери к люлькам своих младенцев, чтобы качать их, напевать им сладкие песни и охранять их сны.

Котя-котенька, коток,

Котя сереникий лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Мою деточку качать.


Кажется, что может быть проще и логичнее? Ведь именно кот является по сути единственным в полном смысле домашним животным в доме, да к тому же обладает прекрасной способностью усыпляюще мурлыкать. Но, возможно, наши предки понимали суть вещей гораздо лучше нас — и котиков приглашали к детским колыбельным еще и потому, что частота вибраций

во время мурлыкания кошки (от 20 до 150 Гц)
обладает целительным эффектом
— именно такой диапазон частот используется сегодня в медицине при лечении физиотерапией. Кстати, как и зачем кошки мурлыкают — ученым неизвестно.

Автор картины неизвестен

Сказка про кота и мышку Нафаню

Завелась в одном доме Нафаня. Ну и чудила же она! К примеру, утром проснутся все — смотрят на столе пирог ореховый вечером стоял, а сейчас нету. Одни крошки остались. Дивуются — кто же это безобразничал? А папа говорит: — Наверное Нафаня.

Услышала об этом кошка Дашка и думает: «Вот это да! Что же это за Нафаня такая? Неужто мышь?»

На другой день, кто-то измалевал в комнате все обои. Оранжевыми красками, синими и красными. Взрослые, как увидели, так чуть в обморок не упали. Папа говорит: — Ну и кто же это сделал?

Тут маленький мальчик Ванечка, тихонько отвечает: — Нафаня…

Тогда папа говорит: — Вот-так Нафаня у нас завелся! Пироги ест, обои малюет. Что-то дальше будет?

А кошке Дашке уже совсем страшно стало. Что же это за мышь такая, шибко грамотная?

Прошло еще несколько дней и к утру родители обнаружили на кухне стульчик, приставленный к верхней полке. А на верхней полке лежала целая коробка шоколадных конфет. Так вот теперь в коробке ни одной конфетки не осталось.

Папа говорит: — Ну и разошелся же наш Нафаня! Наверное, нужно меры принимать. А кошка Дашка думает себе: «Очень удачно у нас эта мышь завелась! Можно созорничать, и на нее все свалить». Прокралась Дашка вечером в кухню, открыла холодильник, достала здоровенный кусок сыра и съела.

Наутро, когда пропажа обнаружилась, папа и мама руками всплеснули: — Дашка! Да, где же это видано, чтоб коты по холодильникам рыскали! — и наказали кошку.

Сидит она бедная в чулане и понять ничего не может. Почему это, как конфеты и пироги есть — так значит Нафаня, а как сыр, так сразу Дашка виновата?

Стихи сказки о мышонке и кошке

В нашей кухне, возле печки Есть волшебное местечко. Дверка с крошечным замком, А за ней мышиный дом.

Ровно в полночь из-за печки, Прихватив для света свечки, Мышки дружною толпой Отправляются в разбой.

Поедают крупы-каши, Выпивают квас из чаши, Подкрепляются картохой, И жонглируют горохом.

Тихи-тихо, не шумят Кошке спать они велят. Как проснется — вот беда! Мышек съест она тогда.

Но пока не слышит Мурка, Спит, блестящая тужурка. На ночь молока попив, Голод вдоволь утолив.

Сытым спать всегда охота, Целый день у них зевота. Толи дело натощак Отловить мышей пятак.

А пока они шуруют, Тут и там еду воруют, Чтоб кладовочки свои Все забить под потолки.

Вы хозяева животных, Мышеловов доброхотных, Мой послушайте совет — Не давайте им котлет.

Не давайте масла, сыра, Пирогов и хлеб с тандыра. Не давайте молока, И сырого творога.

И тогда котейки ваши, В необычном пилотаже Мышкам всем объявят бой Нрав раскрыв свой волевой.

Сказка про кошку Шуру и мышку Нюру читать

Жила-была у бабушки в нижней кухне мышка Нюра. Особенно не своевольничала, продуктов не портила, вот бабушка ее и не трогала. Пущай себе живет.

А наверху в доме жила кошка Шура. Строгая больно, зорко за домом следила, чтоб ни одной мыши не водилось. А в нижнюю кухню никогда не спускалась. Там у бабушки чан с закваской стоял, так вот Шура однажды из него попить собралась, да и свалилась в закваску. Уж больно ее потом бабушка ругала.

Как-то раз сидит Шура у люка в подпол, туда, где как раз нижняя кухонька была и видит картину: идет-бредет себе мышь по кухне, медленно так, по-хозяйски. Подойдет к печке — заглянет, чего там готовится, подойдет к шкафам — все кругом проверит, к закваске в чане подойдет — и туда свой нос сунет.

Рассвирепела кошка Шура, шерсть на ней дыбом встала. Смотрит она глазами, а поделать ничего не может. Уж больно страх в ней глубоко засел. Решила тогда она пойти на хитрость. Раздобыла где-то нитку, к одному ее концу привязала кусочек сыра и в подпол спускает.

Заприметила Нюра сыр, навострила зубки, только схватить его хочет, как сыр — скок, и в сторону. Мышка за ним. А сыр к лесенке — скок-скок-скок. Побежала и мышка следом. Вот уж она почти достала желанное, как сырок вдруг — раз и через люк в дом выскользнул.

Тут мышка догадалась, что неладное это дело. Притаилась меж ступенек и сидит выжидает. Минуты не прошло, как появилась кошка. Но сколько она не выглядывала, сколько не опускала свою мордочку в подпол, так и не смогла понять, отчего добыча ее сорвалась.

Мышиный ум

Тогда-то мышка и смекнула, что боится кошка подпола. И стала ее всячески дразнить. Как заприметит, что Шура сидит на краю люка, тотчас выйдет из своего укрытия и расхаживает взад-вперед по нижней кухне, точно хозяйка. И так зазналась, что совсем позабыла о своем уговоре с бабушкой.

А бабушка, как увидела, что мышь совсем обнаглела, поставила мышеловку в кухне и изловила ее.

Вот вам и весь сказ. Не даром говорят, кувшин гордился пока не разбился.

Сказка про кота и мышь

Поймал как-то раз кот мышь. Рот разинул, только съесть собрался. А она ему говорит:

— Не ешь меня, котейка! Глядишь, я тебе пригожусь. — Да, какой же от тебя прок? — усмехается кот. — Ты вон, какая маленькая. Зашибешь тебя и места мокрого не останется. — Не ешь меня, — все свое талдычит мышь. — Увидишь, будет и с меня прок. Подумал кот, «ну ладно, одной мышью сыт не будешь» и отпустил ее с миром.

Вот, время проходит. Обозлился на кота хозяин за то, что тот всю сметану поел и решил его из дому выгнать. Опечалился кот совсем. Думает «пропаду я на улице». Сидит слезы льет. Тут, откуда ни возьмись мышь вылезает: — О чем котейка плачешь?

Рассказал он ей свою беду. А она ему говорит: — Не плачь. Ты меня пощадил, вот и я тебе добро сделаю.

Под вечер сидит хозяин чай пьет с баранками, вдруг видит прямо на его глазах мышь по столу пешком идет. Подходит к баранкам, одну берет и грызть начинает.

От такой наглости, хозяин чуть не позеленел. — Кот! — кричит он. — Ну ка излови мне эту нахалку! А кот и рад стараться. Пулей подлетел, мышь изловил. И съел. Понарошку. А как хозяин отвернулся, выпустил ее. И стали с того дня кот и мышь лучшими друзьями.

Коробка

Было дело в почтовый день. Почтальон по фамилии Полюсов, шел с сумкой наперевес по деревне и напевал себе под нос какую-то песенку. Наклонился шнурки подвязать, да и выронил одну коробочку. Не заметил и пошел дальше. Тут как раз котята на прогулку вышли. Увидели они коробочку. Обрадовались и стали ее по дороге гонять, как мячик. Гоняли-гоняли пока рыжий котенок на улицу не вышел. Увидел он такое дело и говорит остальным: — Не хорошо чужими посылками играть. Нужно эту коробку адресату доставить.

Нужно-то нужно, но как это сделать? Где адресата искать? Котята, ясное дело, читать не умеют.

Поволокли они коробку к курочкам в курятник: — Тети курочки, подскажите, какой тут адрес написан? — А мы почем знаем? Куд-куда! Почем? Не знаем? Знать не можем! – закудахтали куры.

Поволокли котята коробку на луг к козочке: — Тетя козочка, скажите, что на коробке написано? — Мне не ме-е-е не ве-да-но, — проблеяла козочка.

Столкнули котята коробку в овражек и следом за ней скатились. Там тетушка корова паслась: — Тетя корова, прочитай, что на коробке написано! — Му да му! Пойму – не пойму! – промычала корова. Катали-катали котята коробку, пока совсем не разорвали. А внутри оказались мячики, мышки на веревочках и семь новеньких бантиков. Поняли тогда котята, что эта коробочка для них предназначалась!

Сказка про мышь которая ела кошек

Было дело под Новый Год. Собрались мыши за плинтусом трапезничать. Нанесли в общую кучу с каждого хвостика помаленьку: кто сыра сухонький клочок, кто от колбаски шкурку, еще пельмень, кусанный едва, краюшку хлеба — в общем стол накрыли к празднику.

А как поели, стали веселиться. Истории разные рассказывать. Кто шутку какую вспомнит, кто волнительную, даже страшную историю про мышеловку. Сидела в углу одна старая толстая мышь. Тихо сидела, а потом возьми, да и скажи: — Не слыхали ли вы повесть про мышь, которая кошек ела? Трагичная, надо сказать история, но правдивая.

Остальные мыши, конечно же ничего такого не слышали. И стали они просить ее рассказать.

Жуткая история

Делать нечего, зевнула старая мышь и начала свое повествование: — Давным-давно, когда еще моя маменька была маленькой мышкой, развелось в их краях кошек бродячих видимо — невидимо. Совсем мышам житья от них не стало. Стали эти коты к обычным хозяйствам приставать. Там, где в доме один кот был, теперь по три — четыре, а то и более развелось. И стали эти коты нещадно нашего брата губить. До того дошло, что мышей на всю деревню с горстку осталось.

Так, наверное, и совсем бы перевелась наша порода. Если бы, неизвестно откуда не появилась большая, даже огромная невиданная мышь. Она приходила по ночам и съедала всех котов, которые попадались ей на пути. И скоро ни одного кота в округе не осталось.

— А что потом с этой мышью стало? — спросил один маленький мышонок с трясущимся хвостиком.

— Этого никто не знает, — ответила старая мышь. — Поговаривают, что она затаилась и ждет своего часа, когда можно будет снова кошатиной лакомиться.

Расправа

Услышав историю, мыши загалдели. Они размахивали кулаками, говорили, что так им усатым — хвостатым и надо. И распалились до того, что решили пойти войной на кота.

— Ух, мы ему сейчас зададим! Ух он у нас увидит! Не позволим ему больше нас обижать!

Только вышли из норки, а тут как тут и кот. Глазами — зырк, зубами — щелк. Мыши так в рассыпную и кинулись. Только хвостики по углам замелькали.

Происхождение, этимология слова «кошка» и слова «кот» в русском языке

Начнем с того, что в русском языке сразу два обозначения для этого животного в зависимости от его пола, довольно различные по звучанию — «кошка» и «кот». Причем, аналогичные пары неблизкие или совсем далекие по звуковому составу есть в русском языке для обозначения большинства домашних животных:

корова и бык, баран и овца, собака и пес, конь и лошадь, петух и курица, селезень и утка… Все это принципиально разные слова, которые фиксируют некие принципиально разные смысловые значения — это вам совсем не то, что «слон» и «слониха» или «тигр» и «тигрица». Некоторым другим языкам, особенно славянским, такое явление также свойственно, в целом же далеко не во всех индоевропейских языках есть такое разнообразие слов, что является еще одним косвенным доказательством бОльшей близости русского языка к пра-языку (больше слов — меньше упрощений и обобщений).

М. Щрилёв. Даренкины мечты.

Возвращаясь, к коту и кошке — сказать кто их них первичен или более важен с этимологической точки зрения — невозможно. Поэтому рассмотрим отдельно и «кота» и «кошку».

Версия 1

КОШ-КА. Первый слог «кош/кощ» указывает на запредельную древность.

Вспомним другие слова
«КОЩей»
(Бессмертный),
«КОЩуна»
(= «история, сказка»),
«КОЩун/КОЩунник»
(= «сказитель древних преданий». Когда оные попали под запрет, то и слово «кощунствовать» приобрело иной негативный смысл). Другая смысловая группа — это слова, связанные с сохранением, сбережением чего-либо (что также является одним из смысловых рядов в словах вроде «кощуна»/сказка — как сохранение знаний и легенд, посредством их передачи):
КОШт, КОШель/КОШелек, КОШма
. Тот же КОЩей «над златом чахнет», то есть хранит его, оберегает.

Второй слог «ка» — отражает образ души

(или в более сложных трактовках — одного из уровней тонких эфирных тел). Именно поэтому уменьшительно-ласкательные имена и сокращения образуются с использованием этого слога:
АленКА, ИринКА, ВадимКА… избушКА, скалочКА, коврижКА, печКА
. Добавляя имени такое окончание, мы как бы обращаемся к человеку более «тепло», «адресно», «близко», словно касаемся его души, а не просто зовем, а
добавляя -ка предмету отчасти одушевляем его, наделяем его некой уникальной формой и даже самостоятельностью
. Не изба, и именно избушКА поворачивается на курьих ножках «к нам передом к лесу задом», скатерть-самобранКА сама накроет нам стол, а стоящая посреди поля печКА сама напечет пирожков и укроет брата с сестрой от злых гусей да лебедей…

Получается, что КОШ-КА — это «древняя душа» или
«душа-хранитель»
! И разве не это мы читаем в спокойных, мудрых и бездонных глазах этого, словно неземного, создания? Кстати, в самых разных религиях, культах и странах можно найти легенды о внеземном происхождении кошек, прямо указывающие на то, что они пришли на землю с небес:

  • В Древнем Египте считалось, что кошки пришли на землю в качестве спутников богов, поэтому в египетских настенных росписях они также нередко изображены с крыльями. Кошки обожествлялись и считались священными животными — в их честь строили храмы, их допускали в закрытые/тайные комнаты святилищ, куда был закрыт вход даже для жрецов (но при этом существовали маленькие дверцы для того, чтобы могли пройти кошки — ТО ЖЕ САМОЕ НА РУСИ в некоторых старых владимирских и суздальских церквях
    ), после смерти их бальзамировали, мумифицировали и сохраняли как знатных вельмож или фараонов. Существовал культ богини счастья Баст с головой кошки.
  • В Перу существует ряд наскальных рисунков, изображающих летательные аппараты, напоминающие фотографии НЛО, а рядом с ними…кошки с крыльями.
  • Христианский автор Августин Блаженный назвал котов «обитателями Небесного града», единственными созданиями, которым позволено знать путь и туда, и обратно.

И.Билибин. Кот ученый

А что же «кот»? В «Повести временных лет» он обозначается чуть по-другому как «котька»

, в детских колыбельных он также чаще фигурирует под обозначением
«котеньКА-коток»
, а значит,
все что было написано выше касательно части -КА (=душа») в равной мере относится и к нему.
Остается разобраться с корнем «КОТ»

. Судя по всему он также
указывает не некое «сохранение», «сбережение», «укрытие»чего-либовнутри»
как и корень «КОШ», и иногда на «фиксацию», «якорение».
КОТомка, КОТел, КОТлован, КОТа
(четвероугольный двор из кольев, обнесенный сетью, зашедшая же туда рыба выбирается сверху — из словаря Даля),
КОТва
(ж. стар. якорь; кошка, верп, якорек. — из словаря Даля),
КОТрах
(шапка — из словаря Даля),
КОТы
(умад. котики м. мн. женская обувь, род полусапожек, ботинок, башмаки с высокими передами; мужская верхняя обувь, калоши, кенги, обуваемые сверх сапог или бахил; | влад. поршни или берестяные лапти, с сборами — из словаря Даля).

Интересно обратиться к похожим звуковым сочетаниям в санскрите.

Так, корня «кош» там найти не удалось, а вот
«koti» — это «острие, луч, десять миллионов»
, а
«kotisah» — «десять тысяч миллионов»
(как выражение бесчисленности чего-либо — см. санскритско-русский словарь Н. П. Лихушиной). Итак, указание на множественность, бесконечность возвращает нас к уже разобранному слогу «КОШ», обозначающему запредельную древность. Получается, что смысловое содержание слов «кот» и «кошка» в общем-то крайне близко — это «древняя душа-хранитель», но, возможно, кот обладает несколько большей энергией, направленностью, активностью, свойственным именно мужскому началу — как луч или острие. Не потому ли в русских сказках всегда действует (!) КОТ, а в пословицах и приметах встречаются и кот и кошка.

Версия 2

Существует, впрочем, и более «приземленная» версия, также опирающаяся на слоговое прочтение слова «кошка»/ «котька» как исконно русского. Согласно ей «кош» — это стан или часть уезда/удела, а также обоз, вереница повозок

(заметьте, кочевники в повозках здесь — мы, а не мифические татаро-монголы), а
«ка» — это некая живая сущность
, что созвучно с трактовкой «душа», хотя и на более упрощенном плане восприятия. Получается,
КОШ-КА — «житель стана, обоза», «тот, кто живет внутри стана/обоза»
.

Версия 3

Александр Угланов. Макошь

Еще один ряд интересных смысловых ассоциаций можно вывести из имени ключевой богини славянского пантеона — Макошь/Мокоши

. В ее имени мы опять видим корень КОШ (и, конечно, начальный слог МА, очевидно, обозначающий Мать, Женщину, Женское начало). Будучи покровительницей всех женских, т. е. домашних дел и хранительницей домашнего очага,
Макошь также отвечала за семейный достаток и процветание
(наполненный коши/кошели),
и уют
(не отсюда ли слово оКОШко — как образ домашнего уюта, того, что внутри/по той стороне родного дома?)

Кошка,

в этом контексте — это
помощник Макоши
и, опять же —
животное-хранитель, которое обитает внутри дома,
и в общем-то тоже отвечает за достаток и процветание семьи,
на физическом уровне ограждая
ее
от мышей и крыс
— врагов собранного урожая,
а на тонком — от нечистой силы, бед и сглазов
.

Тихая сказка о кошке и мышке

Ночью звездной, ночью лунной, Тонкой тропкой полевой, Шел опасливо мышонок, Тихо шел к себе домой.

А навстречу тихо кошка, Серо-бурая плелась, И мышонка увидала, За корягой схоронясь.

Эка, — думает, — удача. Подкреплюсь на сон ночной. Больно тягостно скитаться На желудок на пустой.

Но мышонок, был не промах, Дух кошачий распознав, Тихо спрятался за кочкой, Волю всю в хвосте собрав.

Ночь кромешная настала, Звезд невидно ни одной. Тихо в поле, тихо в небе Благодать, как есть — покой.

Вот сидят они, таятся, И в кромешной тишине Слышно филина летанье, Да над полем, при луне.

Дело — шутка, кто первее Через поле побежит, Тот в ночи себя и выдаст. Сердце бешено стучит…

Кошке ждать уж неохота, И мышонок весь дрожит, Эх, сейчас бы к мамке — мышке, Та заботой окружит.

Но бежать ни в коем разе, Он не должен — нет-нет-нет. А иначе все, попался На мышиный на паштет.

Тихо-тихо ночь проходит. Спит мышонок, кошка спит. Дело — шутка, кто первее Сон свой выдаст — захрапит…

Кот и кошка в обрядах и приметах древних славян

Соединив все вышесказанное в единую картину, можно наконец выделить ключевые способности кота или кошки, которым наши предки придавали особое значение:

1. способность мурлыкать/рассказывать сказки/убаюкивать

— которая в фольклоре гораздо важнее такой утилитарной функции как ловля мышей. Что за истории и зачем рассказывают коты — открытый вопрос. Лечат ли они нас? Хранят ли некие зашифрованные знания? (вспомним о корневой основе «кош/кощ»)? Является ли их сказки звуковым ключом для входа в «чистое поле», «вещий лес» или ноосферу?

2. способность «видеть» нечто недоступное людям, потустороннее

— отсюда умение кота находить верную дорогу, предупреждать и оберегать хозяев от нечистой силы.

Мария Молодых. Картина

Именно поэтому:

  • «Без кошки не изба» и кота первым пускают в новый дом;
  • Убить кота — семь лет ни в чем удачи не видать;
  • Первая встреча человека на том свете, согласно поверьям, будет с кошкой — если он плохо с ними обращался при жизни, добра ему в ином мире не видать.
  • По поведению кошки предсказывали погоду и приход гостей;
  • Кот ценился выше коровы! За его кражу в «Провосудье митрополичьем» судебнике XIV века предусмотрен штраф в 3 гривны, такой же как за вола (за гуся — 30 кун, за корону — 400 кун);
  • Купить кота — нельзя, его принято менять на что-либо символическое.

______________________
Мы не слезли с деревьев. Мы пришли со звезд. Но как бы далеко вглубь тысяч тысячелетий не простиралась история звездного пра-человечеста, история кошачьего племени, вероятно, на порядок древнее. Именно за это наши предки, встретившись когда-то с этим непонятным, но дружественным разумом, и дали ему уважительное имя «кошка» — «древняя душа», «душа-хранитель». И пригласили его продолжить путь вместе — в качестве целителя, навигатора, защитника от темных сущностей, хранителя знаний и, конечно, Друга.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]