Ольга Медоварова
Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе
Конспект занятия по ФЦКМ
Тема : «Природа и пирамиды»
.
Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи в природе между ее обитателями, условиями их существования.
Подводить детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды : чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Задачи :
Познакомить детей с «экологическими «пирамидами.
Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса- растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Развивать умственные способности детей : умение рассуждать, сравнивать, делать выводы
Воспитывать разумное поведение по отношению к природе.
Словарная работа : хищники, травоядные, пирамида, равновесие, природа.
Предварительная работа : беседы о жизни диких животных, чтение книг экологической тематики, наблюдения в природе, изготовление пособий в форме пирамид по временам года и сообществам : лес, луг, болото, водоем, занятия
экологической направленности.
Материал. Письмо Незнайки, конверт, ножницы, пирамидка-игрушка, 2 макета пирамид, 2 таблицы с изображением зубастой пасти и травы.
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 22
- Продолжать формировать интерес к семье, членам семьи.
- Побуждать детей называть имя, отчество, фамилию членов семьи; рассказывать о членах семьи, о том, что они любят делать дома, чем заняты на работе.
- Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям — членам семьи.
- Физкуль
- Д/и «Назови отчество», «Профессия моих родителей».
- Чтение и заучивание стихотворений по выбору детей С. Михалков «А что у вас?», М. Родина «Мамины руки», Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине».
- Пальчиковая гимнастика «Пальцы – дружная семья».
- С/р игры «Семья путешествует», «Дом», «Мама на работе».
- Отгадывание загадок по теме.
- Сюжетные картинки по теме.
Февраль
«Игры во дворе» (социальное окружение).
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 32
- Знакомить детей с элементарными основами безопасности жизнедеятельности; обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, катании на велосипеде в черте города.
- Знакомить с необходимыми мерами предосторожности, с номером телефона «03» (научить вызывать «Скорую медицинскую помощь»).
- Физкуль.
- Чтение рассказа Т.А. Шорыгина «Марта и Чичи в парке».
- Рассматривание иллюстраций с изображением опасных ситуаций в детском саду, на улице и в семье.
- С/р игры «Поликлиника», «Служба спасения».
- Д/и «Знаки на дорогах», «Зелёная аптека».
- Картинки с изображением подвижных игр.
«Природный материал-песок, глина, камни». (природное окружение).
О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 74
- Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.
- Развивать интерес к природным материалам. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд.
- Формировать умение исследовать свойства природных материалов.
- Развивать познавательный интерес.
- Игры с песком.
- Беседа о рабочих специальностях.
- Д/и «Предметы, требующие осторожного обращения», «Что произойдет на дороге, если… пойдет дождь, снег, будет сильный ветер?».
- Игры — экспериментирование с магнитом и увеличительным стеклом.
- Ноутбук, проектор.
- Презентации «Как человек может использовать песок и глину в своей жизни», «Как человек может использовать камни в своей жизни».
Лупа, различные камешки, пластилин, деревянные и пластмассовые изделия, емкость с водой, стаканчики и розетки с песком, глиной, палочки (на каждою ребенка).
Занятие
«Российская армия» (социальное окружение).
О.В. Дыбина
«Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада», стр. 38
- Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину, охранять ее спокойствие и безопасность. Рассказать, что солдаты проходят службу под руководством офицеров.
- Познакомить с военными профессиями – пограничник, моряк, летчик и др. Раасказать, что для того, чтобы стать офицером, надо закончить специальное училище, много знать и уметь, быть сильным, выносливым, смелым, находчивым.
- Физкуль.
- Рассматривание альбома «В небесах, на земле и на море».
- Чтение былин «Исцеление Ильи Муромца», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Алёша Попович».
- С/р игры «Госпиталь», «Мы санитары», «Готовим обед для солдата».
- Лото «Профессии».
- Иллюстрации с изображением представителей военных профессий.
«Витамины и здоровый организм» (социальное окружение).
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность». Приложение 6.
- Закрепить знания детей о правильном питании, о значении витаминов для здоровья человека; закрепить умение различать витаминосодержащие продукты.
- Развивать активный и пассивный словарь.
- Воспитывать желание заботиться о своем организме.
- Чтение И. Семенов «Как стать Неболейкой».
- Рассматривание альбомов «Безопасность», «Чистота – залог здоровья».
- Д/и «Передай витамин».
- Д/и «Кому, что нужно для работы», «Кто что делает», «Вредно-полезно».
- Игра-драматизация по сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
- Ноутбук, проектор.
- Магнитофон.
- Презентация, наглядный материал (картинки витаминосодержащих продуктов).
- Столы, подносы желтого, красного, синего, зелёного цвета.
- Шапочки-маски витаминов.
- Тарелки с нарезанными фруктами и овощами.
Март
«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» (социальное окружение).
М.А. Васильева, В. В. Гербова, Т.С. Комарова «Комплексные занятия» (старшая группа), стр.231
- Дать представление о значимости матери для каждого человека.
- Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к маме.
- Познакомить со стихами разных поэтов, воспевающих мать.
- Чтение А. Барто «В мамин день», «Мама поёт»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Е. Серова «Колыбельная для мамы», Л. Давыдова «Я маму люблю».
- Д/и «Ищем мамины украшения», «Что сначала, что потом».
- С/р игра «Семья».
- Иллюстрации, изображающие мать с ребенком.
«Миром правит доброта» (социальное окружение).
Приложение 7.
- Расширение представлений о важности добрых поступков. Учить быть сдержанными и доброжелательными.
- Развивать связную речь и активизировать словарь по теме «Доброта».
- Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, ответственности.
- Д/и «Доскажи словечко», «Хорошо – плохо» (ТРИЗ).
- Физминутка «Волшебная мирилка».
- Чтение рассказа В. Осеева «Просто старушка».
- С/р игры «Скорая помощь», «Семья».
- Сюжетные картинки.
- Очки.
- Предметы (семена подсолнечника, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка).
- Открытки «Добринки».
«Весенняя страда»
(природное окружение).
О.А. Соломенников
а «Ознакомление с природой в детском саду», стр. 73
- Закреплять знания о весенних изменениях и природе.
- Расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период.
- Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством.
- Активизировать словарный запас (весенняя страда, комбайн, агроном и др.).
- Развивать любознательность, творчество, инициативу.
- Изготовление гербария «Стадии развития пшеницы».
- Беседа-рассуждение «Что помогает нам быть здоровыми весной?».
- Иллюстрации с изображением весенних пейзажей и труда людей.
- Репродукции картин: «Грачи прилетели» А. Саврасов, «Вешние воды» И. Левитан.
- Фотоальбомы: «Времена года», «Первоцветы», «Весна», «Птицы прилетели».
- Д/и «Мой организм», «Витамины», «Опасные ситуации весной», «Будь осторожен».
- Проектор, ноутбук
- Презентация «Весенняя страда».
- Куклы Хрюша и Степашка.
- Гербарий «Стадии развития пшеницы».
- Зерна пшеницы и ржи.
- Картинки из журналов и газет для коллажа.
- Клей-карандаш, ножницы; салфетки.
Бумага формата АЗ.
Солнце, воздух и вода—наши верные друзья
(Прохождение экологической тропы) (природное окружение).
О.А. Соломенников
а «Ознакомление с природой в детском саду», стр.77
- Расширять представления детей о сезонных изменениях в природе.
- Показать влияние природных факторов на здоровье человека.
- Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы.
- Наблюдения за растениями в природе.
- Д/и «Кто быстрее найдет дерево».
- Рисование «Цветут сады». «Красивые цветы».
- Чтение и заучивание наизусть стих А. Майкова «Весна»
- Рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей и труда людей.
- Объекты природы на участке детского сада: клумба, пень, деревья, кустарники и скворечник.
- Костюм Деда Природоведа.
- Цветочная рассада.
Апрель
«Профессия – артист» (социальное окружение).