Эссе: «Я современный педагог детского сада»
«Я современный педагог детского сада»
На свете очень много профессий. И все достойны уважения и внимания. А в чем же заключается достоинство моей профессии, профессии воспитателя? Какой же он, современный воспитатель? Какие требования к нему предъявляет современное общество?
Профессия воспитателя – особая профессия по своей сущности, значимости и противоречивости. Воспитатель — это человек, сочетающий в себе черты и психолога, и артиста, и друга, и наставника. Это творческий работник, новатор, который использует в своей работе новейшие методические разработки.
Современный воспитатель – это певец, музыкант, актёр, фокусник, потому, что все дети любят слушать сказки и колыбельные песни перед сном, смотреть представления и хотят сами быть артистами.
Современный воспитатель – это экскурсовод, исследователь, ботаник и «всезнайка», потому, что дети с удовольствием наблюдают, экспериментируют, думают и любят задавать много вопросов.
Современный воспитатель – это архитектор, конструктор, художник и скульптор, потому, что дети всегда готовы творить, созидать.
Профессия педагога одна из самых важных и значимых в жизни современного общества. А воспитатель – тот педагог, с которым ребёнок начинает общение с самого раннего возраста. И от того, что заложит в маленькие головки современный воспитатель, зависит будущее всего нашего общества.
Я считаю, что главная цель воспитателя — развить даже самые крошечные задатки ребёнка, вовремя заметить «Искринку», которая с рождения заложена в каждом ребёнке. В умении разглядеть эту искру, не дать ей погаснуть, и состоит талант педагога.
Задача современного воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Нужно прогнозировать и оценивать свои результаты, развивать самостоятельность, инициативу.Создавать условия для реализации индивидуальных способностей каждого ребенка. Но развитие личности ребенка, невозможно без должного развития речи.
В наше время проблема речевого развития детей дошкольного возраста очень актуальна, так как процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся высоким. В связи с этим в образовательной деятельности я использую различные технологии: проектные, технологии ТРИЗ, личностно-ориентированного и дифференцированного подхода, ИКТ — технологии и другие. Использую технологию игровых методов обучения, проблемное обучение, исследовательские методы обучения, обучение в сотрудничестве, авторские игры.
В результате у детей возникает положительное эмоциональное отношение к занятиям, возрастает познавательная активность и интерес; детские ответы становятся нестандартными, раскрепощенными; у детей расширяется кругозор, появляется стремление к новизне, к фантазированию; речь становится более образной и логичной.
Сочинение на тему каким должен быть современный воспитатель
Лидия Крохалева
Современный воспитатель… Каким он должен быть? Повестка педагогического совета: 1.
Современный воспитатель… Каким он должен быть? 2. Результаты анкетирования педагогов, детей и родителей. 3. Деловая игра «Справочное бюро»
. 4. Решение педагогических ситуаций. 5. Игра
«Хорошо или плохо быть воспитателем»
. 6. Диагностика творческих способностей педагогов и оценка уровня общительности. 7. Правила педагогической гигиены (ж.
«Управление ДОУ»
№4 за 2004 год стр. 23 приложение 1). 8. Подведение итогов педсовета и принятие решения. 1.
Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, эрудированный человек. Это и хороший психолог, способный вникнуть в сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. Это и чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Постоянное самообразование, поиск новых путей и методов работы с детьми и при этом использование лучшего педагогического опыта – все это отличает современного воспитателя, делает нашу профессию интересной, социально востребованной. Известный педагог – новатор Ш. Амонашвили говорил: «Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за развитие другого человека». Воспитывая детей, мы вместе с родителями создаем будущее нашей страны. Каждый ребенок требует добра, участия, ласки. Если этого нет, если человек растет в обстановке равнодушия и бессердечности, юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости и сострадания. 2. Результаты анкетирования педагогов, родителей и детей. Анкета для педагогов. Каким должен быть современный воспитатель? Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными? Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств? Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем? Выступление старшего воспитателя: Уважаемые коллеги! Как показали ответы на вопросы анкеты, Вы считаете, что современный воспитатель должен: любить детей, относиться к детям как к своим и быть с ними на одном уровне общения, а не выше; обеспечить детям психологическую защищенность, радость пребывания в стенах дошкольного учреждения; создавать условия для игр, труда и занятий детей; участвовать в формировании личности ребенка; совершенствовать знания, заниматься самообразованием; должен быть добрым, ласковым, чутким, умным, думающим, справедливым, мобильным, примером для детей и авторитетом для родителей. На вопрос: «Какие педагогические технологии Вы считаете наиболее актуальными?» были даны следующие ответы: Наиболее актуальными считаем те педтехнологии, которые направлены на сохранение и укрепление здоровья: * здоровьесберегающие технологии например, Н. Я. Шибановой по изодеятельности, Т. Э. Токаевой по физической культуре, В. Т. Кудрявцева по применению в оздоровительной работе развивающих форм. нетрадиционные формы в изодеятельности. На вопрос: «Как создать в группе атмосферу, способствующую формированию добрых чувств?» были ответы: 1) личный пример взрослого, его спокойный тон; 2) уважительное отношение к детям и их родителям, сотрудникам; 3) умение взрослого погасить конфликт, ссору в его начале; 4) беседы, чтение художественной литературы и обсуждение поступков героев, организованные взрослым сюжетные игры, позволяющие подчеркнуть доброе отношение к персонажу, герою. На вопрос: «Какими бы Вы хотели видеть своих воспитанников в будущем?» ответы были следующие: Добрыми, отзывчивыми, готовыми прийти на помощь к другим, справедливыми, образованными и успешными в жизни, здоровыми, счастливыми людьми. Анкетирование родителей. Используемые в работе формы взаимодействия с родителями помогают коллективу детского сада сплотиться с каждым родителем, активно в содружестве решать поставленную цель – эффективно оздоровить каждого ребенка, при этом создавая положительный психологический микроклимат в детском саду. Результаты анкетирования по проблеме удовлетворенности родителей деятельностью ДОУ свидетельствуют о следующем. Считают, что в детском саду: • укрепляют здоровье детей • прививают привычку здорового образа жизни • развивают способности детей • педагоги любят и с уважением относятся к детям • хорошее отношение воспитателя к ребенку • хорошие отношения ребенка с воспитателем • воспитатель умеет находить подход к ребенку • удовлетворены и довольны работой детского сада • педагоги тактичные • педагоги добрые 72% В работе детского сада родителей привлекает: — хорошее состояние территории для прогулок — хорошая организация питания — интересная организация игровой деятельности детей — использование оздоровительных программ в педагогическом процессе. Анкетирование детей. На вопрос «Какой ты бы хотел видеть свою воспитательницу»
дети дали следующие ответы: – красивой, умной, доброй, хорошей, – чтоб улыбалась, не ругалась, никогда не наказывала, – много знала, рассказывала бы много интересного и умела рисовать, лепить. 3. Деловая игра
«Справочное бюро»
. Материал: карточки с вопросами: • Мой мальчик боится собак и кошек. Что делать? • Как ребенка 5 лет приучить к самостоятельности? • Мой ребенок все время играет, не хочет заниматься. А ему уже 5 лет и пора готовиться к школе. Как его заставить? • Мой внук не реагирует на замечания. Что вы посоветуете? • Дочь боится посещения врача. Что делать? • Мой ребенок за обедом отказывается от еды. Что посоветуете? • Мой сын, едва войдя в группу, подбегает к товарищу и на моих глазах его толкает; тот падает и плачет. Как мне правильно поступить в данной ситуации?
«Родители»
обращаются за разъяснениями,
«Воспитатели»
по очереди выступают в роли консультанта. 4. Решение педагогических ситуаций. • Сергей разбил чашку. Дети пожаловались
воспитателю. (Реакция педагога)
• Ребенок в порыве злости ударил товарища. Обиженный заплакал и в ответ ударил обидчика. Оба побежали жаловаться.
(Ваши действия)
. • Ребенок за обедом отказывается от еды.
(Ваши действия)
. • Катя отобрала куклу у Тани, та расстроилась и пожаловалась
воспитателю. (Ваши действия)
. • Дети одеваются на прогулку, а Саша отвлекается и задерживает всю группу.
(Ваши действия)
. • Два друга хотят играть одной и той же игрушкой. Как разрешить ситуацию? 5. Игра
«Хорошо или плохо быть воспитателем»
. Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в подтверждение высказываний, характеризующих профессию педагога. Ход игры:
воспитатели по очереди высказываются о своей работе, приводя доводы о ее значимости (+ оценка)
и профессиональных трудностях
(- оценка)
. 6. Диагностика творческих способностей педагогов и оценка уровня общительности. Тест
«Ваш творческий потенциал»
из ж.
«Управление ДОУ»
№4 за 2004 год стр. 18. 7. Правила педагогической гигиены “ЗАКОН ЭТИКИ РАБОТНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ”: • Будьте тактичны – никогда не поддерживайте своего превосходства. • Не навязывайте своего мнения и вкуса. • Никогда не выясняйте ни с кем отношения в присутствии посторонних. • Не распространяйтесь о сугубо личных отношениях. Тем более о чужих. • Не ставьте другого человека в неловкое положение. Сделайте вид, что не заметили его оплошность. • В конфликтных ситуациях учитесь находить и предлагать разумное оптимальное решение для урегулирования конфликта. • Учитесь иметь твердую жизненную позицию, по любому вопросу грамотно, культурно, с достоинством отстаивать ее. • Относитесь к людям так, как бы Вы хотели, чтобы относились к Вам. • Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу, и люди будут помнить, и хранить в памяти Ваши слова, и повторять их много лет. • Дарите друг другу улыбку! Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда! 8. Подведение итогов педсовета и принятие решения. Что мы
должны вынести из сегодняшней встречи? Убежденность в том, что ребенка необходимо любить всем сердцем, что общение с детьми должно вселять в них радость и оптимизм. Мы с вами можем многому научить детей, но всегда должны помнить, что никакая методика не заменит отзывчивого сердца воспитателя. Сегодня решение педсовета необычное. Все получат памятки. Прочитайте их и задумайтесь. 1. Поставьте перед собой задачи, которые считаете наиболее существенными. 2. Подумайте, каким бы Вы хотели видеть каждого своего воспитанника. 3. Учитывайте индивидуальные особенности детей, не пытайтесь подтянуть каждого до «стандарта»
в поведении, проявлении эмоций, познания.