Игровая технология ШАШКИ в образовательном пространстве ДОУ

Игра в шашки, наряду с шахматами, по праву признана одной из самых интеллектуальных игр. Она стимулирует:

  • мыслительную деятельность детей;
  • развивает пространственное воображение;
  • тренирует внимание и память;
  • развивает логику;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • прививает усидчивость.

Когда можно начинать учиться играть в шашки?

Детсадовский возраст считается самым подходящим для того, чтобы начать поэтапное изучение правил игры в шашки. Умение, которые приобретёт ребёнок в результате игры: просчитать ситуацию на несколько ходов вперед, принимать важные решения и нести за них ответственность — качества, которые очень пригодятся ему и во взрослой жизни.

В мире существует несколько вариаций игры – турецкие, английские, итальянские шашки. Они отличаются цветовой палитрой, вариантами ходов, количеством полей и соответственно количеством фигур. Остановимся на классических русских шашках.

  • Шашечная доска для русского варианта игры состоит из 64 клеток, окрашенных в черно-белые цвета, шашечки также имеют черную и белую окраску. Перед началом поединка все фигуры выставляются в три нижних ряда на темный фон.

  • Все ходы в игре осуществляются только на темном фоне.
  • Преимущество первого хода всегда принадлежит белым фигурам.
  • Фигурка делает ход вперед по диагонали на любую свободную клетку.
  • Если игрок коснулся фигуры, то он обязан ходить именно ей.
  • Ходы между соперниками чередуются.
  • Если перед шашкой стоит фигура противника, а после нее поле свободно, то ее можно съесть, делая ход и вперед, и назад.
  • Ходить в другую сторону при таком положении фигур запрещается, даже если вы подставляете себя по удар
  • За один ход, при удачном расположении фигур противника, можно съесть сразу несколько шашек.
  • Если игроку удалось дойти до противоположного конца доски, то он переворачивает свою фигуру, она превращается в дамку.
  • Дамка может ходить по диагонали вперед на любое количество клеток. Также дамке доступны ходы назад.
  • Съесть дамку, при соответствующем положении, может любая фигура.
  • Выигрывает тот игрок, кто первый съест все шашки противника.

Как научить ребенка играть в шашки?

  • Первый урок должен начаться с ознакомления с игровым полем. Пусть ребенок сначала самостоятельно попробует правильно расставить фигуры, если не получится – придите на помощь.
  • Не нужно спешить. Играйте только тогда, когда ребёнок этого захочет.
  • Не позволяйте малышу переутомляться. Как бы интересно ваша партия не проходила, но делать перерывы на физкультминутку обязательно.
  • Хвалите, подбадривайте своего ребенка, создавайте для него ситуацию успеха, указывайте на наиболее удачные комбинации, вдохновляйте на победы и новые свершения.
  • Не ругайте, если ребенок в чем-то не разобрался или сделал неверный ход, будьте терпеливее.
  • Не поддавайтесь! Если ребенок будет все время выигрывать благодаря тому, что вы все удачно «подстроили», то толка от такой игры не будет.

Вместе с классической игрой в шашки можно научить ребёнка играть в «Чапаева» и «Уголки». Эти разновидности шашек не менее интересны и увлекательны.

Обучение дошкольников игре в шашки

Марина Пестерева

Обучение дошкольников игре в шашки

Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции обучения очень важным для подготовки детей к усвоению знаний является формирование логического мышления.

Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5—12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль — слово»

,
«мысль — действие»
.

Самостоятельно мыслить – это особенно важно при подготовке детей к школе. Для этого мы используем логические, занимательные задачи, интеллектуальные игры.

Все чаще задается вопрос: «Можно ли обучить детей дошкольного возраста игре в шашки или это доступно только одаренным детям? По плечу ли малышам эта полезная, увлекательная игра?». Обстоятельный ответ дал в своей статье «К вопросу об обучении, воспитании и развитии детей шестилетнего возраста» доктор психологических наук, профессор А. В.Запорожец: «В настоящее время внимание ученых всего мира приковано к громадным потенциальным возможностям развития, таящимся в дошкольном детстве… Педагогические, психологические и физиологические исследования свидетельствуют о том, что потенциальные психофизиологические возможности усвоения знаний и общего развития у детей 5-7 лет, но и более раннего возраста, то он уже давно получил в педагогике положительное решение».

Н. К. Крупская и А. С. Макаренко указывали на то, что в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, и от того, как в этом возрасте осуществляется воспитание ребенка, во многом зависит его будущее.

Можно сделать вывод, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями и дает все основания широко популяризовать шашки среди дошкольников старшего возраста.

Шашки – это средство для умственного развития детей. Ребенок, обучающийся этой игре, становиться собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Целью нашей работы является активизация мыслительной деятельности и раскрытие волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки.

Для достижения цели ставим задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по данной теме.

2. Создать в ДОУ организационно-педагогические условия по обучению детей игре в шашки.

3. Участвовать в шашечных турнирах (внутри детского сада, улусных, республиканских)

.

4. Привлечь и заинтересовать родителей в необходимости участия в кружковой деятельности.

5. Разработать организационно-методическую основу обучения игре в шашки для развития логического мышления детей дошкольного возраста.

В процессе занятий сочеталась групповая и индивидуальная работа. Занятия проводились 2 раза в неделю. Желающие дети подготовительной группы посетили каждый день в свободное время.

Руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществлялось на основе сотрудничества, при этом учитывались способности и потенциальные возможности детей.

Занятия проходят при хорошем эмоциональном настрое. Это делает восприятие материала более эффективным. Если ребёнок испытывает трудности, нужно помочь ему, объяснить задание, проверить правильность его выполнения, поощрять удачные решения детей.

В процессе занятий шашками дети получают целый комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении всего периода обучениядети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Обучение шашечной игре является сложным и трудоемким процессом. Поэтому очень важно довести до сознания ребят то, что достижение спортивного успеха возможно только при настойчивости, трудолюбии, постоянной аналитической работе. Без воспитания в себе сильной воли, привычки к самостоятельным занятиям, без соблюдения режима, общефизической подготовки нельзя добиться серьезных результатов в шашках. Каждый ребенок старшей группы обязан знать шашечный кодекс, уметь организовывать и проводить шашечные соревнования со сверстниками.

Для успешной работы кружка обеспечено достаточное оборудование: шашки с досками, демонстрационная доска, кабинет для занятий, шашечная литература для педагога.

Применены методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации детей. Несколько занятий посвящены знакомству с шашечной доской (показ, рассматривание, рисование доски, составление доски из карточек-линий, изучение горизонтальных и вертикальных полей шашечной доски). Самое главное, обучение началось с игры с использованием одной шашки (как можно пройти на дамочное поле и не встретиться с шашкой соперника). Постепенно добавляется 1-2 шашки и предлагаются различные задания, знакомство с диаграммами.

К концу обучения дети узнали:

•Шашечные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, ход, взятие, пат, ничья.

К концу обучения дети сумели:

• Ориентироваться на шашечной доске;

• Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил;

• Правильно располагать доску между партнерами;

• Правильно располагать фигуры перед игрой;

• Решать простые шашечные задачи.

Таким образом, ребенок может сам организовать партнеров по деятельности, усваивает основы культуры поведения в игре, использует деловую, познавательную и личностную формы общения. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других душевных качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра позволяет ребенку осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать.

Интеллектуальное путешествие увлекательно и радостно для детей, если взрослый является равноправным участником игр, способный, как и ребёнок, ошибаться и может указывать детям на ошибки.

Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи.Можно смело сказать о плодотворном сотрудничестве: ребенок-сверстник – родитель – педагог.

Пестерева Марина Егоровна руководитель кружка МБДОУ ЦРР-д/с «Ымыы»

с. Мындагай Чурапчинский улус РС
(Я)

Правила игры в «Уголки»

  • Игрок должен выставить домик из шашек.
  • Один выставляет вверху доски справа, а второй участник внизу слева.
  • Домик выстраивается в виде прямоугольника, в длину ставятся 4 шашки, в высоту 3 штуки.
  • При помощи горизонтальных и вертикальных перемещений шашек, соперник должен выстраивать себе ходы, чтобы быстрее переместить все компоненты на место противника. Разрешается прыгать через одну, две или три шашки.
  • В любой момент ходы можно самостоятельно остановить.
  • Партия будет считаться оконченной, если один из участников первый перевел все шашки в противоположное место противника.

Объясните ребёнку стратегию игры в уголки:

  1. Нужно стремиться за один ход сделать несколько скачков — так шашка быстрее перестроится в противоположный угол и создавать условия для «многопрыжковых» ходов, выставляя одну или больше шашек так, чтобы через них можно было «прыгать».
  2. Как можно скорее нужно выводить шашки из своего уголка, выстраивая поближе к центру. Так создаётся барьер, блокирующий ходы противника. Чем дальше от своего дома сможете поставить эту преграду, тем лучше.
  3. Стараться выстраивать шашки так, чтобы противник был вынужден обходить ваш барьер, чтобы выиграть время.

Правила игры в «Чапаева»

  • Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук.
  • Соперник должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника.
  • Окончание партии будет считаться, когда у соперника выбиты все фигурки.
  • Соперник начинает ход, после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую.
  • Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

Кроме развивающего значения, игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то игра в шашки формирует у них такое качество, как усидчивость.

Надеюсь статья была полезна для вас и вы легко сможете научить своего ребёнка играть в шашки. Советую не забывать также об игре в шахматы. Желаю удачи!

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.

Автор: Константинова Дарья Сергеевна

воспитатель МДОУ «Колобок»

Конспект занятия «Чудо шашки» для детей среднего возраста.

Непосредственная образовательная деятельность
«Чудо шашки»
Цель:

Научить детей играть в шашки.

Задачи:

Закрепить знание детей об игре в шашки, закрепить правила игры, умение пользоваться числом, как результатом измерения, определять равенство нескольких групп предметов по числу (столько же, по 32, 12, одинаковое количество, поровну, понятия чётные и нечётные числа.

Упражнять в умении ориентироваться на плоскости, закрепить понятия: вертикальные, горизонтальные линии, познакомить с диагональной линией, в умении составлять алгоритм деятельности.

Обогащать словарь детей новыми словами: шашист, турнир, партнёр, диагональ, ничья.

Развивать интерес к игре в шашки, умение дружелюбно, уважительно относиться друг к другу, желание стремиться к успеху, воспитывать чувство уверенности в себе.

Материал:

Шашки.

Ход деятельности:

— Я хочу вам сообщить, что в этом месяце в нашем городе будет проходить шашечный турнир среди детей, которые ходят в детские сады. А вы хотели бы принять участие?

Тогда я предлагаю вам начать готовиться к этому турниру, вспомнить все, что мы знаем об игре в шашки и закрепить правила игры.

I.

— Ребята, кто из вас знает, что такое турнир? (вид соревнования)

— Как зовут человека, который играет в шашки? (Шашист)

— А каким должен быть шашист? (Воспитанный, выдержанный, добрый и т. д.)

— Что нужно для игры в шашки? (Партнёр, шашечная доска, шашки, знание правил игры)

Дети выставляют алгоритм.

— Кто может играть в шашки? (Любой человек)

— Кто может быть партнёром для игры? (Любой человек)

— Как приветствуют партнёры друг друга в начале и в конце игры? (Пожимают друг другу руки в начале и в конце игры)

II.

— Ребята, шашечная доска – очень необычная и таит в себе массу таинственных загадок. Давайте попробуем вместе разгадать, рассекретить все диковинные тайны волшебной доски.

Дети садятся за столы.

— Я буду задавать вам вопросы, а вы постарайтесь на них безошибочно ответить, внимательно всматриваясь в шашечную доску, не торопясь изучая её.

— Что вы видите на доске? (Одинаковые маленькие квадраты, которые чередуются по цвету)

— Чем они похожи и чем они отличаются? (Похожи по форме и размеру, а отличаются по цвету)

— «Вся в квадратах – белых, чёрных, шашечная доска … »

Сосчитайте, сколько всего белых и чёрных клеток? Мальчики считают белые, а девочки чёрные клетки. (Белых клеток 32, чёрных клеток 32)

— Что же можно сказать о количестве чёрных и белых клеток? (Одинаковое количество, поровну, по 32, сколько белых, столько и чёрных)

— Я хочу вам сказать, что клетки могут быть белые и коричневые, белые и зелёные, белые и красные, но всегда называются белые и чёрные.

А как называется каждый из квадратиков или клеток? (Поле)

— Проверьте, а вы правильно расположили свои доски?

Запомните, что угловое поле справа всегда белое, а угловое поле слева всегда чёрное.

— А вы знаете, что шашечная доска состоит не только из полей-квадратов, а ещё из множества всевозможных путей-дорожек, и названия у них разные.

Как называются прямые линии, которые идут слева направо и справа налево? (Горизонтальные линии)

— Сосчитайте, сколько их на доске? (8 горизонтальных линий)

— А теперь каждую линию обозначьте цифрой. Цифра ставится сбоку слева и справа от доски. Но мы с вами поставим только слева. (выполнение с детьми)

— Как же называются линии, которые идут сверху вниз и снизу вверх? (Вертикальные линии)

— Да, и обозначаются они цифрами латинского алфавита. Я предлагаю вам провести по одной горизонтальной линии синим карандашом, а вертикальную линию — красным карандашом, и сравнить их по длине.

— Какая линия длиннее: горизонтальная или вертикальная? (Линии равные)

— Я предлагаю вам поиграть. Для этого нужно разделиться на две команды.

(Дети берут цифры, и делятся на чётные и нечётные)

— Злой волшебник рассыпал шашечные доски на горизонтали. Нужно их собрать, давайте попробуем! (Дети выполняют задание за круглым столом)

— Молодцы! Вы победили коварство злого волшебника! Но на шаечной доске есть ещё линии, они идут наискосок – непременно одинакового цвета называются диагональные линии. Наши шашки будут двигаться только по чёрным диагональным линиям. Сравним их по длине. (Диагональные линии разные по длине)

— Мы с вами выяснили, что горизонтальные линии обозначаются цифрами, вертикальные – буквами, это главные линии. А как же обозначаются диагональные? Ребята, диагональные линии получаются от пресечения вертикальных и горизонтальных линий, и обозначаются буквой и цифрой. Например, А1, L8.

— А как вы думаете, что ещё обозначается буквой и цифрой? (Клеточки – поля)

— Да, каждое из 64 полей имеет свой адрес, своё только ему присущее название. В шашках принято сначала называть букву, а затем цифру.

Игра «Найди поле»

Воспитатель раздаёт детям по 2 фишки с адресом полей, а дети должны найти и поставить свою фишку в нужное поле.

— Вот вы и познакомились с волшебной доской и местом, где будут разыгрываться шашечные бои.

Физминутка.

— А сейчас я предлагаю вам немножко отдохнуть и поиграть в игру с волшебными ладошками. Будьте очень внимательными!

Воспитатель показывает поочерёдно ладошки из картона разного цвета,

фиолетовая – дети замирают,

жёлтая – шепчутся,

красная – кричат.

III.

— Тайны шашечной доски мы узнали, а о чём нам ещё нужно поговорить? (о шашках)

Дети садятся за круглый стол.

— На каких квадратах располагаются шашки? (На чёрных)

— По сколько шашек предоставляется каждому игроку? (По 12 шашек)

— Как располагаются шашки в начале игры? (На трёх горизонтальных линиях с каждой стороны)

«Белый отряд, чёрный отряд,

Друг против друга два войска стоят.

Строгий порядок в отряде одном,

Точно такой же в отряде другом»

— Какие шашки по цвету начинают первый ход? (белые шашки)

— А как определить, кому какими играть? (С помощью жребия, в любительских партиях просто зажимают в двух руках по 1 шашке разного цвета, и предлагают партнёру выбрать одну из двух. Какую шашку выбрал, таким цветом ему и играть)

IV.

— Любая игра, будь то шашки или футбол, теннис или хоккей, располагает своими правилами игры. Вспомните и назовите и правила, которые вы знаете, и мы разместим их на доске.

Правила игры

  • Тронул – ходи.
  • При «тихом ходе шашка перемещается только вперёд»
  • Дамка может двигаться в любом направлении и на любое расстояние.
  • Если шашка доходит до последней горизонтальной линии, то превращается в дамку.
  • Если по пути бьющей шашки стоит несколько шашек соперника, необходимо побить их все.
  • Ударный ход может быть совершён как вперёд, так и назад.
  • Взятие шашки соперника является обязательным

Джентельменские правила.

  • Не следует подсказывать, отвлекать внимание соперника.
  • Не смеяться над проигрышем другого.
  • Шашки снимать аккуратно, без лишнего шума.

Вывод: во время игры в шашки нужно вести себя как воспитанный и культурный человек.

— Ребята, а когда партия считается законченной?

  • если у соперника не осталось ни одной фишки;
  • если у соперника есть фишки, но он не может сделать ход, это происходит при замирании шашек;
  • если соперник сам себя признаёт побеждённым;
  • в том случае, если ничья (это окончание игры, когда никому не присуждается победа)

В. : Помните, что проигрыш нельзя считать чем-то позорным.

V.

— Ребята, вы молодцы! Мы с вами прошли азбуку шашечной игры и закрепили правила игры.

— А как быть в том случае, если у вас нет шашечной доски и шашек? (шашечную доску можно нарисовать, а вместо фишек взять пуговицы, маленькие крышечки и др.)

— Верно, но чтобы быстрее решить эту проблему, я каждому из вас дарю шашечную доску, а фишки вы подберёте сами.

— А теперь будем определять чемпиона, самого сильного шашиста в группе. Вперёд, к победе!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]