Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для детского сада


Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для детского сада

Дидактическое пособие «Чудо-дерево» для детей дошкольного возраста

Дидактическое пособие «Чудо-дерево»

Описание. Предлагаю вашему вниманию дидактическое пособие «Чудо-дерево». Материал предназначен для педагогов детских садов. Пособие можно использовать по лексическим темам «Птицы», «Фрукты». А также на автоматизацию и дифференциацию звуков. Многофункциональность заключается в использовании разных картинок. Пособие рассчитано для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми дошкольного возраста. Способ изготовления пособия. Взять лист бумаги формата А4, нарисовать на нем картинку дерева или использовать готовое изображение. Ламинировать его пленкой для оклейки учебников.


Вырезать гнездышки-кармашки из прозрачной плёнки и прикрепить на ветки дерева с помощью двустороннего скотча.


Подобрать картинки птиц и оклеить скотчем.

Дидактическая игра «Птицы в гнёздышках»
Цель: Закрепить знания и представления детей о перелетных и зимующих птицах. Уточнить название птиц, упражнять в узнавании птиц по их описанию. Учить согласовывать существительные с числительными. Развивать фонематический слух, определять наличие звука в слове. Автоматизировать звуки Л, Р,Рь, С. Варианты игр.
1 задание «Назови одним словом»

Перед ребенком раскладываются картинки с изображением птиц. Педагог просит ребенка назвать, кто изображён на картинках. Затем предлагает подобрать обобщающее слово.

2 задание «Зимующие птицы»

Педагог предлагает ребёнку выбрать и посадить в гнёздышки только зимующих птиц. Ребёнок расселяет птиц, проговаривая их название.

3 задание «Считай и называй»


Педагог размещает птиц на дереве и спрашивает ребенка: «Сколько птиц прилетело?» Ребёнок считает птиц и в конце подсчёта подводит итог. Например, один грач, два грача ….пять грачей. Прилетело пять грачей.

4 задание «Где сидит птица?»

Педагог предлагает ребенку посадить птиц на ветку дерева, над деревом, под деревом, на ветке. Ребёнок рассаживает птиц, проговаривая их расположение.


— Ворона над деревом. — Сорока на дереве. — Грач под деревом. — Воробей справа от дерева. — Грач слева от дерева. Педагог следит за правильностью употребления предложно-падежных конструкций.

5 задание «Узнай по описанию»


Педагог предлагает ребенку отгадать загадки о птицах. Шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, смелый, боевой … (воробей) Красноголовый, большой, умный, зимующий …(дятел) Юркая, весёлая, длиннохвостая, перелётная …(ласточка) Большеглазая, сонная, ночная, малоподвижная, зимующая …(сова) Ребенок угадывает птицу, называет её и помещает в гнёздышко.

6 задание «Птицы в гнёздышках»


Педагог просит ребенка поместить в гнезда только тех птиц, в названии которых есть звуки С, Сь. Аналогично со звуками Р, Рь, Л.

7 задание «Кто улетел?»

Педагог размещает на дереве птиц, в названии которых есть звук С. Предлагает ребенку внимательно посмотреть и запомнить птиц. Затем ребенок закрывает глаза, а педагог убирает одну птицу. Кто улетел?

8 задание «Кто лишний»


Педагог размещает в гнёзда птиц: галку, ласточку, голубя, иволгу, дятла, сокола и ворону. Предлагает ребенку внимательно посмотреть и найти лишнюю птицу в названии которой нет звука Л.

Рекомендуем посмотреть:

Многофункциональное игровое пособие для дошкольников своими руками Дидактическое пособие для младших дошкольников своими руками Дидактическое пособие своими руками для детского сада Дидактическое пособие «Парные картинки» своими руками для детского сада

Похожие статьи:

Игровой макет для детей 4-7 лет «Мой город»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей 5-6-7 лет

Пособие для развития мелкой моторики своими руками

«Дидактическое многофункциональное пособие «Времена года»»

«Дидактическое многофункциональное пособие «Времена года»»

Автор: Тростянская Ася Юрьевна, воспитатель муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска детский сад №5 «Звездочка» комбинированного вида.

Дидактическое многофункциональное пособие «Времена года» предназначено для формирования у детей представлений о сезонных изменениях в природе. Пособие в игровой форме научит ребенка классифицировать, сравнивать, находить схо

ства и различия. Ребенок с легкостью сможет рассказать о характерных признаках каждого времени года. Благодаря элементам с креплениями на липучках он сможет самостоятельно оформить дерево по сезонам. Данное пособие поможет организовать совместную и самостоятельную деятельность в ходе изучения, закрепления конкретных тем (времена года, живая природа, зимующие птицы и др.). Пособие «Времена года» рассчитано на детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет.

В состав пособия входит: — динамическая модель в виде объемного дерева, изготовлено из фанеры, что является безопасным и экологически доступным для детей

— элементы с креплениями на липучках (листва разного цвета, снежинки, цветы, птицы, фрукты, цветы); доступны детям с 3 лет для самостоятельного использования (развивает мелкую моторику рук);

-фигуры птиц, насекомых, фруктов, листьев и т.д. (выполнены из фетра)

— методические разработки с использованием пособия содержит практический материал для проведения занятий с одним ребенком или подгруппой детей с целью изучения нового и закрепления ранее изученного материала – (картотека игр, прогулок, устного народного творчества, зимующих и перелетных птицах с описанием, насекомых, цветов, фруктов и др).

Данное пособие является сочетанием дидактической задачи, реализацией речевых возможностей, визуализацией конкретных образов, допустимости манипуляцией с этими образами.

Цели:

1. Совершенствовать элементарные представления у детей о временах года на основе модели, которая содержит отличительные признаки (листья, снежинки, птицы, растения, животные, и т.д.).

2. Составлять рассказ – описание, основываясь на модели определенного времени года.

3. Продолжать формировать умение изображать времена года при помощи предметного моделирования.

4. Воспитывать желание у детей работать с моделями.

5. Приобщать детей дошкольного возраста к красоте природы через организацию совместной художественно-творческой деятельности детей, родителей и педагогов.

6. Формировать умения играть, выполняя различные роли, видеть события и интересы других, соблюдать нормы и правила.

Задачи:

Обучающие:

— расширять и обогащать представления детей об изменениях, происходящих в природе в разные сезоны;

— обогащать словарный запас;

— активизировать речи;

Развивающие;

— развивать умение соотносить явления природы с сезонными изменениями;

— формировать интерес к познавательной деятельности;

Воспитательные;

-воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

— воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру;

Пособие можно использовать, как в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми, образовательной деятельности в режимных моментах (прогулки, индивидуальная работа в утренние и вечерние часы и др.). В организационной образовательной деятельности, игровых, проблемно-обучающих ситуаций и др., самостоятельной деятельности детей, так и вида деятельности (игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная) их интереса к данному занятию, cложности материала.

Предполагаемый результат:

— позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней;

— развивает умения ребенка последовательно строить умозаключения, аргументировать свои суждения, составлять рассказ-описание;

— развивает познавательные способности детей, интерес, любознательность воображение и творческую активность;

— обогащает и уточняет знания детей о жизни животных и птиц в лесу, учит называть отличительные особенности внешнего вида;

— формирует математические представления;

— воспитывает эмоциональную отзывчивость;

— закрепляет и систематизирует изученный материал, а рассматривание в дальнейшем позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы;

— помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление);

— ребенок дошкольного возраста учится самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к обучению в школе;

— способствует быстрому запоминанию стихов, пальчиковых гимнастики;

— способствует проявлению повышенного интереса к содержанию, самостоятельности при работе с пособием, проявлению интереса со стороны родителей;

-обучает всестороннему анализу проблемы, ставить задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору информации;

-вырабатывает навыки произвольного переключения внимания, повышает уровень наглядно-действенного мышления и зрительного восприятия, развивает зрительно-моторную реакцию в деятельности детей.

Пособие мобильно, доступно для детей, многофункционально ,пригодно к использованию как групповом, так и индивидуальном, в том числе с участием взрослого;

Обладает дидактическими свойствами, является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

— вариативность (есть несколько вариантов использования каждой его части);

— обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Применяя в своей работе дидактическое многофункциональное пособие «Времена года», появится возможность подготовить именно такую личность к новой жизни в новых условиях. «Времена года» — это метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания, который может дать желаемые результаты, это исследование, которые будет продолжаться всю жизнь.

Данное многофункциональное дидактическое пособие помогает организовать игры с детьми: «Какое время года», Когда это бывает», «Кто чем питается», «Кто где зимует», «Какие фрукты ты знаешь?», » Посчитай» и многое др. Применяется на занятиях по математике с дополнительным раздаточным материалом, по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие и перелетные птицы» (способ обитания в разное время года), по развитию речи составляем описательные рассказы и т. д.

Упражнения (игры) на тему «Времена года»

Цель упражнений (игр): развитие мелкой моторики; тактильных ощущений.

1. Упражнение «Прикрепи цветы (яблоки, листочки, снежинки)»

Играет как 1 человек, так и двое. Можно в форме соревнования на время.

Развитие связной речи по данному пособию происходит в неразрывной связи слова и действия, так как во время своего рассказа ребенок прикрепляет недостающие детали к рабочему листу. Дети учатся грамматически правильно оформлять свое высказывание, понимать и использовать предлоги.

1. Упражнение «Разложи по — порядку»

Задача: разложить рабочие листы в правильной последовательности друг за другом и рассказать, какие изменения происходят при смене времен года.

2. Упражнение «Расскажи о времени года». Задача: рассказать о признаках выбранного сезона, используя соответствующую мнемотаблицу.

3. Упражнение «Ответь на вопрос»

Вопросы «На чем растут яблоки?», «Где растут цветы» и т. д.

Задача: Ответить на вопрос, правильно используя предлоги.

4. Упражнение «Разложи по корзинам». Задача: классифицировать овощи и фрукты

5. Упражнение «Один — много».

Задача: образовать множественное число существительного.

Дидактические игры «Времена года»

1. Игра «Выбери и объясни!»

Ход игры:

На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующие определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.

2. Игра «Что ни так?»

Ход игры:

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.

Для усвоения материала и более интересного поведения развивающей игры «Времена года», возможно присутствие воспитателя в игре для активизации речевой деятельности, использование загадок.

Дидактическое пособие помогает организовать игры с детьми: «Какое время года», Когда это бывает», «Какие фрукты ты знаешь?», » Посчитай» и многое др.

Игра «Узнай по описанию»Цель: развивать логическую память и воображение.Игра «Чего не стало»Цель: развивать память, внимание, наблюдательность; упражнять в образовании формы родительного падежа единственного числа.Игра «Прогулка в лес»Цель: развивать наблюдательность, познакомить с сезонными явлениями зимой.Игра «Что вверху, что внизу»Цель: развивать умение определять положение предметов относительно друг друга.

Игра «Когда это бывает»Цель: закрепить знания детей о временах года.Игры, предложенные по теме «Зима» можно использовать и при рассматривании других времен года.При рассматривании темы «Весна» можно поиграть в дидактические игры«Кого разбудило солнышко», «Кто прилетел в гости».При рассматривании темы «Лето» добавить игры: «Один – много», «Большой — маленький».При рассматривании темы «Осень» — игры «Запасы на зиму», «Дары осени».Таким образом, используя макет «Дерево. Времена года», я решаю несколько дидактических задач:- развиваю наглядно – образное и словесно – логическое мышление;- формирую умение выделять существенные связи между предметами и явлениями природы;- расширяю представление о животных и насекомых, воспитываю бережное отношение к природе.

Игра Чудо дерево

Игра « Чудо-дерево»

игра для 3-7-х классов

Предлагаемая игра позволит в интересной, занимательной форме познакомить ребят с удивительным миром растений и, может быть, побудит задуматься над тем, что сегодня деревья нуждаются в нашей защите, как никогда.

Правила игры.

В игре участвуют четыре команды по б-7 человек. Каждая команда выбирает капитана и название. Называться команды могут так: «Клен», «Дуб», «Береза», «Ива». Если название определено заранее, то соответствующую табличку прикрепляют к каждому игровому столу до начала игры. Перед игрой необходимо выбрать жюри, которое будет определять отвечающего игрока и оценивать правильность ответа. Игровое действие включает 4 тура. Участники отвечают на вопросы ведущего. Вопрос звучит одновременно для всех команд. Если ответ готов, капитан должен поднять лист своего дерева — это и будет сигналом для ведущего и жюри о том, что команда готова отвечать. За каждый правильный ответ команда получает Один лист (соответственно своему названию, т.е. лист клена, дуба, березы, ивы). Побеждает команда, набравшая больше листиков-баллов.

Оформление. Зал или класс можно украсить веточками деревьев, вырезанными из бумаги, цветами, листьями. По надобится четыре игровых стола. На стене или на классной доске располагается игровое поле — рисунок дерева, на ветвях которого написаны названия туров игры.

Это дерево без листьев. Каждая команда, правильно ответившая на вопрос ведущего, прикрепляет (скотчем, иголками или клеем) свой лист к этому дереву. Таким образом участники и зрители получат возможность следить за ходом игры, а в конце интеллектуального соревнования дерево-табло оденется листвой.

Ведущий. Во многих сказках люди отправляются за тридевять земель в тридесятое царство искать чудо чудное, диво-дивнее. А ведь чудес и вокруг великое множество! Вот одно из них: рядом с домом или у дороги, в рощице или в бору. Это дерево! Такое знакомое на первый взгляд, оно таит в себе столько необычного…

Вопросы:

1 ТУР.

А у вас на Руси. 1. В некоторых русских губерниях был обычай класть у порога березовое полено. Зачем? (Считалось, что береза охраняет от зла, являясь преградой для нечистой силы.) 2. Это дерево издавна на Руси считалось лучшим медоносом. Из его сушеных цветков получается прекрасное лекарство от простуды. Что это за дерево? (Липа.) 3. Отгадайте загадку: Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Дерево.) 4. Почему купола церквей на Руси иногда делали из осины? (Считалось, что осина, как и береза, — дерево, изгоняющее нечистую силу). 5. В старину русские люди говорили о березе как о де реве «об четыре дела». Какие это дела? Назовите. (1. Из березы делали лучины, которые не коптили. 2. Смазывали колеса дегтем, приготовленным из березовой коры. З. Отваром из березовых почек заживляли раны. 4. делали березовые веники для бани.) 6. Лежит брус через всю Русь, на этом брусе 12 гнезд, в каждом гнезде по 4 яйца, а в каждом яйце по 7 цыплят. Что это за брус? Подумайте, образной формулировкой чего является эта загадка? (Времени.) 7. Почему на Руси розги делали из березы? (Чтобы изгонять из нерадивого ученика бесов.)
2 ТУР
. В глубь веков.

Вопросы: 1. Как называется наука, изучающая ископаемые животные и растения? (Палеонтология.) 2. Как называется дерево, согласно преданию наказанное Христом? (Смоковница. Согласно легенде, Христос покарал смоковницу за бесплодие. Не найдя на смоковнице никаких плодов, он проклял дерево, после чего оно засохло до корня.) З. Как образовался янтарь? (Янтарь — это окаменевшая смола сосен, которые росли на берегу моря около 40 млн лет назад.) 4. Древние римляне называли его «кверкус» что значит «красавец». Это дерево в древнем Риме стало деревом верховного бога Юпитера и считалось священным Что это за дерево? (Дуб.) 5. Какие растения росли в первобытных лесах пример но 420 млн лет назад? (Папоротникообразные, плауны, их сменили папоротникообразные и хвощи.) б. В какой стране в 1594 г. был основан первый в Европе большой ботанический сад? (В Голландии.) 7. Во время строительства первого русского флота указом Петра 1 лесные угодья под Воронежем были объявлены корабельной рощей. Эта роща давала лучший материал для постройки кораблей. Какие деревья там росли? (Дубы.)

3 ТУР.

Деревья и мифы

Вопросы: 1. Друг Аполлона случайно убил своего любимого оленя и, чтобы грустить вечно, попросил превратить его в дерево. Бог выполнил его просьбу. Как зовут героя, именем которого названо дерево скорби? (Кипарис.) 2. Как в мифологии и поэзии именуется дерево, находящееся в центре мира? (Мировое дерево. Через него происходит познание жизни и смерти, добра и зла) З. Лаврами и сегодня венчают победителей — поэтов, музыкантов, шахматистов. Лавровым венком в древней Греции украшали головы победителей Олимпийских игр, великих поэтов. А откуда появился лавровый венок? Расскажите нам эту грустную историю, вспомнив миф. (Солнечный бог Аполлон был поражен стрелой любви, а дочь речного бога Пенея Дафна — стрелой ненависти и отвращения. Полюбив, Аполлон повсюду преследовал ее, но Дафна не отвечала взаимностью. Вняв просьбе дочери, Пеней превратил ее в лавровое дерево. «Пусть же венок только из твоей зелени украшает мою голову» — воскликнул Аполлон. Этот обычай, венчать лаврами великих людей, сохранился до наших дней.) 4. Древние греки считали, что это дерево подарила им Афина — богиня мудрости и покровительница мирного труда. Она поспорила с богом морей Посейдоном из-за обладания этой благословенной землей. Афина воткнула свое копье в скалу, и оно превратилось в дерево, которое стало символом труда, мира и плодородия. Как называется это дерево? (Оливковое дерево.) 5. За плодами какого дерева Геракл проник в сад Гесперид? (Яблони. Яблоки Гесперид были золотыми, за ними был послан Геракл царем Эврисфеем.) 6. Кто в греческой мифологии был божеством лесов? (Божество лесов, полей и всего растительного мира в греческой мифологии — Пая.) 7. Веселый бог пастбищ Паи был рогат, бородат, с козлиными ногами. Ему понравилась нимфа Пития, но она предпочла превратиться в дерево, лишь бы отделаться от Пана. Что это за дерево? (Сосна. Голову Пана с тех нор украшает венок из сосновых веток.)

4 ТУР.

Все о деревьях.

Вопросы: 1. Зимой это дерево похоже на засохшую ель; весной ветви дерева покрываются мягкими зелеными иголочка ми; осенью они становятся золотистыми, а зимой опадают. Что это за дерево?(Лиственница.) 2. Какое дерево цветет в средней полосе России последним? (Липа). З. В Канаде сок этих деревьев используется для получения сахара. В России из сока этого дерева даже готовили квас. Назовите его. (Клен остролистный.) 4. «Глядя на них, начинаешь понимать значение старых слов: шатры над головой. Очевидно, такие шатры в прежние времена назывались сенью». Это слова К.Паус товского. О каком дереве он это сказал. (Об иве.) 5. Древесина какого дерева обладает целым рядом удивительных свойств: в посуде, сделанной из нее, молоко долго остается свежим; в шкафу, сделанном из ее досок, никогда не заводится моль. (Кедр.) б. Как называется кустарник, который может выжить в бесплодных песчаных пустынях Азии и Северной Африки? (Саксаул.) 7. Эти привычные для нас деревья, встретив на юге России или в Средней Азии, и не узнаешь. Их здесь называют пирамидальными. Что это за деревья? (Тополя.)

В заключение игры жюри подводит итоги. Команду, набравшую большее количество листиков-баллов, награждают лавровым венком. Остальные участники игры получают памятные дипломы с символическим изображением листа каждой команды.

………………….

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]