Организация развивающей предметно — пространственной среды ДОУ в связи с введением ФГОС.


Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования.статья по теме

Доклад к педсовету

Актуальность создания благоприятной развивающей среды

дошкольного образования.

Подготовила: ст. воспитатель Криушенкова Е.В.

Одним из важных условий эффективной воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время. Это связанно с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который предъявляет определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.

Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна:

— обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и территории ДОУ, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

— обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;

— обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных и климатических условий, учет возрастных особенностей детей;

— быть насыщенной (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии со спецификой программы), трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей), полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды), вариативной (наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей, периодическая сменяемость материала), безопасной.

Само понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.

Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Поэтому крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания соответствующей развивающей среды и акцентировать их внимание на основных проблемах:

— диагностика потребностей детей и педагогов в среде;

-создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;

-подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;

— обеспечение вариативности развивающей среды;

-обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;

-организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде ДОУ.

На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей как детей, так и педагога. Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно-ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обоих сторон. Игровые потребности – это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов. Средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий, создающих максимальный комфорт для личности. Важно помнить о том, что данная диагностика должна носить целенаправленный, системный и комплексный характер. Полученные результаты позволят в соответствии с требованиями ФГОС ДО регулярно обновлять и изменять образовательную среду, обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений. Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что так же является одним из требований ФГОС ДО.

Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем идивидуализированная, поэтому моделируя образовательную среду, важно понимать с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет. Она должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой принадлежности и этнокультурной включенности, группы по интересам и т.д.

Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта, принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности, что предполагает предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь, социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны, общества, создания этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории ДОУ, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры. Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды – ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, с другой.

Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:

— уважение себя и других;

— уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;

— естественность поведения и искренность;

— готовность принимать на себя ответственность за свои действия;

— самостоятельность намерений и решений;

— эмпатийная позиция;

— ориентация на индивидуальные и социальные интересы.

Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОУ обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и исследуя содержание и формы общения людей. Таким образом, в игре ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и усваивает их.

В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условий» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей. В этих условиях важным становится учет индивидуальных способностей детей. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для апробации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребенка с точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной позиции. В качестве примера можно рассмотреть половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда ДОУ может строится с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении связанной с полом специфики развития. Девочки приобретают сложные вербальные умения на год раньше, чем мальчики, быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию, а для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией. У мальчиков более высокая исследовательская активность, которую надо ориентировать в среде. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения памяти мальчики сильны в долговременном хранении подробностей и мелочей. При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают громкий голос педагога. Тогда, как девочки хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием эмоциональных стрессов т.к не компетентны в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном пространстве. Игры мальчиков связаны с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. В целом у девочек лучше развита мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.

Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать пять направлений развития (образовательных областей) и образования детей:

— социально-коммуникативное;

— познавательное;

— речевое;

— художественно-эстетическое;

— физическое.

Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. В группах должна создаваться насыщенная многофункциональная среда, дающая возможность для организации различных видов игр с детьми, для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. Коробки с атрибутами для разных сюжетно-ролевых игр можно разместить на открытых полках. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, не перегруженным. При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки. Это позволяет создать вариативную, многофункциональную среду. Все игры и игрушки надо размещать так, чтобы воспитанники могли взять необходимое и так же легко убрать все на место после завершения игры. Так же важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.

Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, предпочтениями, возможностями и т.д.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени. Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установления такой связи между пространствами, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения. В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе. При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:

— возрастные этапы каждого этапа дошкольного детства;

— особенности развития игровой деятельности детей;

— скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;

— особенности контингента детей группы;

— специфика педагогических задач в тот или иной период;

— особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы.

Насыщенность образовательной среды — характеристика двойственная. С одной, стороны она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть, как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль. Объективная насыщенность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Стандарт предусматривает возможность реализации различных образовательных и парциальных программ, направленных на развитие детей во всех видах деятельности. Таким образом, образовательная и парциальные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, что оказывает влияние на насыщенность образовательной среды.

Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, не испытывает враждебного воздействия. Социальные отношения, как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности. Во взаимодействии со взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:

— отсутствие необоснованных запретов;

— последовательная система правил и взаимодействий;

— отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;

— субъектное личностное общение с ребенком;

— предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности и выбора деятельности и форы активности;

— возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель.

— открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания;

— поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности;

-удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействии в среде.

Не маловажной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослым и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления, выполняют действия и проявляют эмоции. Педагог должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом. Для ДОУ должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.

Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155.
  2. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. М.: ТЦ Сфера. 2013
  4. Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 8, 2014.

Проектирование предметно-пространственной среды в детских садах

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды (пункт 3.6.3 ФГОС ДО). РППС включает:

1. Пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.).

2. Материалы, оборудование и инвентарь, учитывающие особенности возрастных групп,

3. Образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.

Организовать РППС – значит создать благоприятные условия для развития дошкольников. Условия должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка. Дошкольник должен выступать субъектом в процессе игры и другой деятельности.

Организация РППС: возможные проблемы

Детский сад имеет множество средств и компонентов для предметно-пространственной среды. Однако могут возникать и другие проблемы:

  • РППС описывают в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня;
  • воспитателю и педагогу сложно определить средства, необходимые конкретному детскому саду;
  • детский сад сталкивается с высокой ценой этих компонентов или навязыванием комплекса услуг со стороны производителей.

Если финансирования достаточно, например, для закупки целого комплекса средств, то заведующему нужно решить:

  • использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование и увеличить капитальные издержки;
  • приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки;
  • выбрать только недостающее оборудование, средства, материалы.

Чтобы обосновать свой выбор, дошкольной организации нужно определить основную образовательную программу, затем провести инвентаризацию групп.

Соблюдение принципа эмоциональной насыщенности

Только необходимое количество оборудования позволяет:

  • формировать пространство детского сада и групповых комнат гармонично;
  • обеспечивать экологичность обстановки;
  • создавать оптимальную эмоциональную нагрузку на ребенка.

Окружающая среда вызывает эмоциональный отклик у ребенка, что отражается в его деятельности. Принцип эмоциональной насыщенности подразумевает психологически оправданное и педагогически целесообразное воздействие среды на эмоции.

Особенность дошкольников – это психоэмоциональная неустойчивость. Всегда есть риск перенапряжения воспитанников. Поэтому важно соблюдать принцип эмоциональной насыщенности среды в сочетании с принципом «психоэмоциональной экологичности».

Чтобы обеспечить психоэмоциональную экологичность:

  • чередуйте пассивные и активные формы деятельности;
  • используйте умеренно стимулы на разные органы чувств;
  • чередуйте состояния деятельности и созерцания.

Часто детские сады, у которых есть хорошая финансовая база, нарушают эти два принципа. Они закупают большое количество современных средств и оборудования, которые функционально не связанны между собой.

Или, наоборот, игрушка несет в себе множество функций: «телефон-паровоз», «паровоз-телефон-собачка». Или игрушка не сообщает важные основы повседневной жизни: одноцветные типовые кубики и фигуры.

Такой подход позволяет обеспечить каждого ребенка достаточным количеством оборудования, но не учитывает развивающую его сторону. Более интересными и менее дорогостоящими будут:

  • наборы из природного материала (ракушки, шишки, глина, песок, дерево, желуди, семена и др.);
  • дополнительные детали и аксессуары (посуда, техника, одежда для кукол и др.).

Что необходимо использовать из ИКТ

Дошкольное образование сохраняет тенденцию к интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционную развивающую предметно-пространственную среду.

ИКТ используют с дошкольного возраста под влиянием «феномена быстрого взросления детей». Новое поколение детей с рождения попадает в мир видеоигр и компьютеров с доступом в Интернет. Они быстро осваивают этот мир. Это заставляет производителей создавать более сложные продукты.

На сайте «Мобильный центр развития ребенка от 3-х лет» педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности дистанционные игры, тесты для детей, ознакомиться с дистанционными программами для детей по робототехнике, скорочтению, ментальной арифметике, каллиграфии и шахматам, посмотреть демонстрационные уроки по дошкольному образованию и дополнительному образованию («А ты знаком с Интешей?»), подписаться на бесплатный электронный семейный журнал «ЭлектроникУМ».

В детском саду важно использовать именно развивающую продукцию и только в дозированном виде. Она не должна подменить или вытеснить традиционную деревянную, пластмассовую игрушку, игры на детских и дворовых площадках.

Развивающая ИКТ продукция должна быть:

  • лицензируемой;
  • ориентированной на систему дошкольного образования;
  • включающей игры-эксперименты, творческие игры, аудиовизуальный контент (знания об окружающем мире, о животных, птицах, цветах, счете и др.).

В электронном контенте можно использовать популярные отечественные детские мультфильмы и фильмы, детские программы. Они содержат национальные культурные образы и помогают в воспитании.

Институт новых технологий в образовании предлагает педагогом пройти дистанционное обучение в короткие сроки:

Программы профессиональной переподготовки:

  • Музыкальный руководитель в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО;
  • Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ОВЗ по направлениям: ментальная арифметика, образовательная робототехника, скорочтение, астрономия и космонавтика, подготовка к школе;
  • Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ДОО по направлениям: ментальная арифметика, лего-конструирование и робототехника, шахматы, естественно-научный цикл, астрономия и космонавтика, подготовка к школе ;
  • Старший воспитатель дошкольного образования. Управление учебно-воспитательной работой в условиях реализации ФГОС ДО ;
  • Методист дошкольного образования. Проектирование и реализация организационно-педагогической деятельности по ФГОС ДО ;
  • Физическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ;

Программы повышения квалификации:

  • Совершенствование компетенций воспитателя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС ;
  • Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО;
  • Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ;
  • Методические аспекты обучения чтению и улучшения техники чтения ФГОС ДОО;
  • Основы лего-конструирования и робототехники в ДОУ в соответствии с ФГОС ;
  • Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами по естественно-научному направлению в рамках реализации ФГОС ДОО ;
  • Методические аспекты реализации курса «Астрономия и космонавтика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
  • Методические аспекты реализации курса «Подготовка к школе» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
  • Методические аспекты реализации курса «Ментальная арифметика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
  • Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС ;
  • Предшкольная подготовка в условиях реализации ФГОС ;
  • Организация здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО ;
  • Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ;
  • Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности младшего воспитателя в условиях внедрения ФГОС ;
  • Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ;
  • Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников в рамках введения ФГОС ДО ;

Ознакомиться с полным списком программ можно на сайте Института новых технологий в образовании.

Не пропустите акцию для воспитателей и сотрудников ДОО! Только до 1 июня при подаче заявки на программы профессиональной переподготовки для воспитателей и сотрудников дошкольных образовательных организаций курс повышения квалификации на выбор В ПОДАРОК!

Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».

  • Пакет «Профессиональный» — это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
  • Пакет «Профстандарт» — это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
  • «Бизнес-пакет» — это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор. На нашем сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.

Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней):

Экспресс-обучение по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%

Коллективные заявки от одной организации:

Предоставляются скидки на коллективное обучение до 30% на стоимость обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации:

  • 10 человек — скидка 10% каждому обучающемуся;
  • 20 человек — скидка 20% каждому обучающемуся;
  • 30 человек и более — скидка 30%.

На сайте Института новых технологий в образовании ответьте на 3 вопроса и получите подарочный сертификат на обучение номиналом 500 руб.!

Источник: Pedsovet

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]