Актуальность создания благоприятной развивающей среды дошкольного образования.статья по теме
Доклад к педсовету
Актуальность создания благоприятной развивающей среды
дошкольного образования.
Подготовила: ст. воспитатель Криушенкова Е.В.
Одним из важных условий эффективной воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды. Особенно актуально этот вопрос стоит в настоящее время. Это связанно с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который предъявляет определенные требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе требования к организации и обновлению предметно-развивающей среды дошкольного учреждения.
Согласно Стандарту развивающая предметно-пространственная среда должна:
— обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства ДОУ, группы и территории ДОУ, материалов, оборудования для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
— обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а так же возможности для уединения;
— обеспечивать реализацию различных образовательных программ, учет национально-культурных и климатических условий, учет возрастных особенностей детей;
— быть насыщенной (разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в соответствии со спецификой программы), трансформируемой (возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации и меняющихся интересов и возможностей детей), полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды), вариативной (наличие материалов и оборудования для свободного выбора детей, периодическая сменяемость материала), безопасной.
Само понятие «развивающая предметно-пространственная среда» охватывает и пространственную ее организацию и соответствующее наполнение. Пространственная организация среды позволяет создать комфортные, относительно стабильные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А ее наполнение, ориентированное на систематическое дополнение, обновление, вариативность, способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие. Пространственную организацию среды можно назвать формой, а наполнение – содержанием.
Большую роль играет баланс формы и содержания: разумная пространственная организация с необоснованным наполнением, как и грамотное наполнение с нерациональной обстановкой, не обеспечат должного развивающего и образовательного эффекта. Поэтому крайне важно обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания соответствующей развивающей среды и акцентировать их внимание на основных проблемах:
— диагностика потребностей детей и педагогов в среде;
-создание развивающего пространства социализации и индивидуализации воспитанников;
-подбор игрушек и материалов на основе возрастных психологических особенностей детей в соответствии с образовательными областями;
— обеспечение вариативности развивающей среды;
-обеспечение насыщенности и психологической безопасности образовательной среды;
-организация взаимодействия педагогов и детей в созданной образовательной среде ДОУ.
На этапе создания в дошкольном образовательном учреждении пространства, обеспечивающего процессы социализации, индивидуализации личности в соответствии с положениями ФГОС ДО, важно обеспечить целенаправленную диагностику игровых и средовых потребностей как детей, так и педагога. Полученная информация будет способствовать формированию благоприятной личностно-ориентированной среды, максимально комфортной для жизнедеятельности обоих сторон. Игровые потребности – это желаемые и предпочитаемые игрушки и игры, необходимые для реализации игровых замыслов. Средовые потребности – это желаемая обстановка, комплекс условий, создающих максимальный комфорт для личности. Важно помнить о том, что данная диагностика должна носить целенаправленный, системный и комплексный характер. Полученные результаты позволят в соответствии с требованиями ФГОС ДО регулярно обновлять и изменять образовательную среду, обеспечивая ее вариативность, динамичность на основе не только знания положений возрастной психологии, развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но и учета персональных потребностей детей, их интересов и устремлений. Целенаправленное выявление средовых потребностей педагога будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации профессиональной деятельности и оптимизации процесса профессионального саморазвития педагога, что так же является одним из требований ФГОС ДО.
Дошкольный период развития – возраст, сензитивный к усвоению социальных и моральных норм, возраст активной социализации и готовности психики к интериоризации норм, правил и ценностей социального взаимодействия. В результате социализации у ребенка формируется базовая картина мира, причем идивидуализированная, поэтому моделируя образовательную среду, важно понимать с какой картиной мира она будет ассоциироваться у конкретного ребенка. Развивающая среда призвана помочь ребенку определить свою уникальную траекторию в обществе, в котором он растет. Она должна обеспечивать включенность воспитанника в группу и взаимное принятие ребенка и группы. Моделирование образовательной среды позволяет включить дошкольника в следующие группы: сверстников, половой принадлежности и этнокультурной включенности, группы по интересам и т.д.
Социализация в дошкольном образовании предполагает создание ситуаций апробации ребенком соответствующих моделей, приобретения опыта, принятия социальных решений. Важны не только конкретные социокультурные навыки или содержание социализации, но и активный опыт действий ребенка и степень его самостоятельности, что предполагает предоставление ребенку возможности выбора средств и форм активной деятельности. В свою очередь, социализация обеспечивается путем приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, страны, общества, создания этнокультурной среды. Воплощением этих положений на практике могут быть разнообразные варианты создания этнокультурных уголков в группах или соответствующих объектов на территории ДОУ, проведение праздников и выставок соответствующей направленности, участие в районных и региональных мероприятиях, посещение учреждений культуры. Принцип построения этнокультурного компонента образовательной среды – ориентация на патриотизм, гражданскую идентичность, с одной стороны, и толерантность, с другой.
Социальные отношения как системный компонент образовательной среды должны быть направлены на формирование у ребенка следующих характеристик:
— уважение себя и других;
— уверенность в себе, отсутствие страха совершить ошибку;
— естественность поведения и искренность;
— готовность принимать на себя ответственность за свои действия;
— самостоятельность намерений и решений;
— эмпатийная позиция;
— ориентация на индивидуальные и социальные интересы.
Социализация дошкольника осуществляется прежде всего в игре. В игровом пространстве дети осваивают социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие между ними контакты по поводу игрушек или других предметов становятся первой формой социального общения со сверстником. В игре действия дошкольника направлены не столько на внешний предмет, сколько на изображение действия как такового. Игровая среда является необходимым условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в ДОУ обладает большим потенциалом развития межличностного общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя взаимоотношения и исследуя содержание и формы общения людей. Таким образом, в игре ребенок учится отделять себя от других, осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими через отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя, он не только моделирует социальные отношения, но и усваивает их.
В настоящее время самоценность личности в образовательной среде меняет цели образовательного процесса: от усвоения «знаний – умений – навыков» к формированию личности ребенка и созданию условий для реализации ее потенциала. Среда выступает не в пассивной роли «условий» реализации способностей детей, а в качестве эффективного механизма развития этих способностей. В этих условиях важным становится учет индивидуальных способностей детей. Эффективность воспитательно-образовательного процесса повышается, если среда создает условия для приобретения ребенком опыта и ориентируется на его личные интересы. Игровая среда и игровое взаимодействие создают условия для апробации в социальных отношениях того, что представляет собой личность конкретного ребенка с точки зрения общества, и одновременно исследования самого общества с личностной позиции. В качестве примера можно рассмотреть половые различия между мальчиками и девочками, которые предполагают дифференциацию компонентов формируемой образовательной среды. Так, образовательная среда ДОУ может строится с учетом специфики пола: обеспечивать возможности развития сильных качеств мальчиков и девочек и помогать им в преодолении связанной с полом специфики развития. Девочки приобретают сложные вербальные умения на год раньше, чем мальчики, быстрее осваивают навыки чтения и письма. Поэтому среда для девочек должна быть ориентирована на слуховые и тактильные стимулы, вербальную информацию, а для мальчиков должна быть представлена зрительными стимулами, наглядной информацией. У мальчиков более высокая исследовательская активность, которую надо ориентировать в среде. Если девочки сильны в эмоциональной сфере, чувственном восприятии и различных видах памяти, то у мальчиков быстрее формируются пространственные представления и абстрактное мышление, а с точки зрения памяти мальчики сильны в долговременном хранении подробностей и мелочей. При организации образовательной среды следует учитывать, что мальчиков надо сажать за первые столы, так как они лучше воспринимают громкий голос педагога. Тогда, как девочки хорошо воспринимают и «негромкую информацию». В отношении зрения – та же закономерность – мальчикам рекомендуется занимать места ближе к источнику визуальной информации. Кроме того, мальчики более уязвимы под влиянием эмоциональных стрессов т.к не компетентны в распознавании и анализе эмоциональной информации и не могут с ней эффективно справиться. Мальчикам требуется больше места, им комфортнее на открытом пространстве, девочки чувствуют себя комфортнее в защищенном, укромном пространстве. Игры мальчиков связаны с действиями, а игры девочек – со взаимоотношениями. В целом у девочек лучше развита мелкая моторика. Через игры с мячом, подвижные игры с правилами необходимо стимулировать развитие отстающей крупной моторики. Таким образом, развивающие возможности образовательной среды ДОУ должны создавать условия для индивидуализации воспитания и гендерной социализации.
Согласно ФГОС ДО содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности охватывать пять направлений развития (образовательных областей) и образования детей:
— социально-коммуникативное;
— познавательное;
— речевое;
— художественно-эстетическое;
— физическое.
Виды деятельности дошкольников в пределах каждой образовательной области могут реализовываться на основе потенциала развивающей предметно-пространственной среды ДОУ с соответствующим наполнением. Данная среда представляет собой совокупность предметов, игрушек, которые понятны и интересны детям, без которых невозможно осуществление специфических видов детской деятельности. Отсутствие педагогически целесообразного предметного наполнения обедняет содержание воспитательно-образовательного процесса, сужает варианты развития игры. Наполнение развивающей среды подбирается таким образом, чтобы обеспечить возможность решения педагогических задач в рамках той или иной образовательной области, в том числе и на интегративной основе. В группах должна создаваться насыщенная многофункциональная среда, дающая возможность для организации различных видов игр с детьми, для моделирования игровой среды в соответствии с игровой ситуацией. При организации пространства важно не перенасытить его предметами мебели. Коробки с атрибутами для разных сюжетно-ролевых игр можно разместить на открытых полках. Таким образом, пространство становится динамичным, трансформируемым, не перегруженным. При наполнении развивающей среды необходимо использовать как традиционные, так и современные игрушки. Это позволяет создать вариативную, многофункциональную среду. Все игры и игрушки надо размещать так, чтобы воспитанники могли взять необходимое и так же легко убрать все на место после завершения игры. Так же важно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов.
Вариативность развивающей среды ДОУ обусловлена спецификой ее деятельности в целом и дошкольного звена, в частности, особенностями контингента детей (продиктованными их возрастом, половой принадлежностью, предпочтениями, возможностями и т.д.), содержанием образовательной программы, приоритетными задачами в тот или иной период времени. Реализация принципа вариативности может выражаться через преемственность, установления такой связи между пространствами, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В условиях дошкольного образования это проявляется в том, что среда в разных группах должна, с одной стороны, иметь собственное наполнение и пространственную организацию в силу специфики каждого этапа дошкольного детства, а с другой – постепенно дополняться новыми элементами, обеспечивая зону ближайшего развития и последовательность воспитания и обучения. В русле идей непрерывности образования развивающая среда должна быть преемственной по организации и наполнению от группы к группе. При организации вариативной развивающей среды, обеспечивающей преемственность от группы к группе, следует учитывать следующие факторы:
— возрастные этапы каждого этапа дошкольного детства;
— особенности развития игровой деятельности детей;
— скачкообразность и неравномерность в развитии ребенка;
— особенности контингента детей группы;
— специфика педагогических задач в тот или иной период;
— особенности индивидуального стиля деятельности педагогов группы.
Насыщенность образовательной среды — характеристика двойственная. С одной, стороны она может оказывать благоприятное воздействие, стимулируя активность, самоизменения ребенка и творческий характер его деятельности, а с другой – может вызывать напряженность, тревогу, дестабилизировать эмоциональное состояние ребенка и препятствовать реализации его интеллектуального и личностного потенциала. Соответственно насыщенность образовательной среды может играть, как стимулирующую, так и ограничивающую и даже сдерживающую развитие роль. Объективная насыщенность образовательной среды зависит от интенсивности, сложности и специфики образовательной программы, реализуемой в ДОУ. Стандарт предусматривает возможность реализации различных образовательных и парциальных программ, направленных на развитие детей во всех видах деятельности. Таким образом, образовательная и парциальные программы позволяют варьировать содержание образовательного процесса, что оказывает влияние на насыщенность образовательной среды.
Одно из требований в отношении образовательной среды – психологическая безопасность. Психологическая безопасность среды обеспечивается путем формирования положительной, доброжелательной обстановки, в которой ребенок чувствует себя уверенно, не испытывает враждебного воздействия. Социальные отношения, как компонент образовательной среды строятся на следующих способах взаимодействия: сотрудничество, признание прав ребенка и его свобод, обсуждение, сопереживание, поддержка, стимулирующая система требований. В условиях такой системы социальных отношений ребенок испытывает чувства психологической защищенности, принятия своей индивидуальности. Во взаимодействии со взрослыми психологический комфорт и эмоциональное благополучие достигаются в условиях образовательной среды, для которой характерны следующие параметры:
— отсутствие необоснованных запретов;
— последовательная система правил и взаимодействий;
— отсутствие психологических манипуляций со стороны взрослых;
— субъектное личностное общение с ребенком;
— предоставление ребенку возможностей для самостоятельной деятельности и выбора деятельности и форы активности;
— возможности завершать начатое дело, реализовать замысел, цель.
— открытое, позитивное информирование ребенка о разных сторонах жизни в соответствии с возрастным уровнем понимания;
— поощрение собственной активности ребенка, самостоятельности;
-удовлетворенность всех субъектов образовательных отношений уровнем взаимодействии в среде.
Не маловажной составляющей современной образовательной среды для дошкольника является характер его взаимодействия со взрослым и другими детьми, в процессе которого обеспечиваются развитие личности, передача моральных норм и ценностей. Оптимизировать взаимодействие педагога с воспитанниками в созданной предметно-развивающей среде возможно, если его участники имеют соответствующие знания и представления, выполняют действия и проявляют эмоции. Педагог должен знать особенности и элементы среды, способы ее изменения в совместной деятельности с детьми. В свою очередь дошкольники должны иметь представления о возможностях преобразования предметно-игровой среды совместно с педагогом. Для ДОУ должны быть характерны сотрудничество и сотворчество педагогов и детей, их активная, деятельностная позиция, направленная на достижение общего результата с использованием ресурсов образовательной среды, постоянные партнерские отношения между участниками образовательных отношений; проявление интереса и взаимного уважения к процессу и результатам совместной деятельности; эмоционально-положительный фон взаимодействия.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности, возможности для его всестороннего развития. Но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10. 2013 №1155.
- Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – СП.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
- Микляева Н.В. Предметно-развивающая среда детского сада. М.: ТЦ Сфера. 2013
- Ж. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 8, 2014.
Проектирование предметно-пространственной среды в детских садах
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды (пункт 3.6.3 ФГОС ДО). РППС включает:
1. Пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.).
2. Материалы, оборудование и инвентарь, учитывающие особенности возрастных групп,
3. Образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.
Организовать РППС – значит создать благоприятные условия для развития дошкольников. Условия должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка. Дошкольник должен выступать субъектом в процессе игры и другой деятельности.
Организация РППС: возможные проблемы
Детский сад имеет множество средств и компонентов для предметно-пространственной среды. Однако могут возникать и другие проблемы:
- РППС описывают в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня;
- воспитателю и педагогу сложно определить средства, необходимые конкретному детскому саду;
- детский сад сталкивается с высокой ценой этих компонентов или навязыванием комплекса услуг со стороны производителей.
Если финансирования достаточно, например, для закупки целого комплекса средств, то заведующему нужно решить:
- использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование и увеличить капитальные издержки;
- приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки;
- выбрать только недостающее оборудование, средства, материалы.
Чтобы обосновать свой выбор, дошкольной организации нужно определить основную образовательную программу, затем провести инвентаризацию групп.
Соблюдение принципа эмоциональной насыщенности
Только необходимое количество оборудования позволяет:
- формировать пространство детского сада и групповых комнат гармонично;
- обеспечивать экологичность обстановки;
- создавать оптимальную эмоциональную нагрузку на ребенка.
Окружающая среда вызывает эмоциональный отклик у ребенка, что отражается в его деятельности. Принцип эмоциональной насыщенности подразумевает психологически оправданное и педагогически целесообразное воздействие среды на эмоции.
Особенность дошкольников – это психоэмоциональная неустойчивость. Всегда есть риск перенапряжения воспитанников. Поэтому важно соблюдать принцип эмоциональной насыщенности среды в сочетании с принципом «психоэмоциональной экологичности».
Чтобы обеспечить психоэмоциональную экологичность:
- чередуйте пассивные и активные формы деятельности;
- используйте умеренно стимулы на разные органы чувств;
- чередуйте состояния деятельности и созерцания.
Часто детские сады, у которых есть хорошая финансовая база, нарушают эти два принципа. Они закупают большое количество современных средств и оборудования, которые функционально не связанны между собой.
Или, наоборот, игрушка несет в себе множество функций: «телефон-паровоз», «паровоз-телефон-собачка». Или игрушка не сообщает важные основы повседневной жизни: одноцветные типовые кубики и фигуры.
Такой подход позволяет обеспечить каждого ребенка достаточным количеством оборудования, но не учитывает развивающую его сторону. Более интересными и менее дорогостоящими будут:
- наборы из природного материала (ракушки, шишки, глина, песок, дерево, желуди, семена и др.);
- дополнительные детали и аксессуары (посуда, техника, одежда для кукол и др.).
Что необходимо использовать из ИКТ
Дошкольное образование сохраняет тенденцию к интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционную развивающую предметно-пространственную среду.
ИКТ используют с дошкольного возраста под влиянием «феномена быстрого взросления детей». Новое поколение детей с рождения попадает в мир видеоигр и компьютеров с доступом в Интернет. Они быстро осваивают этот мир. Это заставляет производителей создавать более сложные продукты.
На сайте «Мобильный центр развития ребенка от 3-х лет» педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности дистанционные игры, тесты для детей, ознакомиться с дистанционными программами для детей по робототехнике, скорочтению, ментальной арифметике, каллиграфии и шахматам, посмотреть демонстрационные уроки по дошкольному образованию и дополнительному образованию («А ты знаком с Интешей?»), подписаться на бесплатный электронный семейный журнал «ЭлектроникУМ».
В детском саду важно использовать именно развивающую продукцию и только в дозированном виде. Она не должна подменить или вытеснить традиционную деревянную, пластмассовую игрушку, игры на детских и дворовых площадках.
Развивающая ИКТ продукция должна быть:
- лицензируемой;
- ориентированной на систему дошкольного образования;
- включающей игры-эксперименты, творческие игры, аудиовизуальный контент (знания об окружающем мире, о животных, птицах, цветах, счете и др.).
В электронном контенте можно использовать популярные отечественные детские мультфильмы и фильмы, детские программы. Они содержат национальные культурные образы и помогают в воспитании.
Институт новых технологий в образовании предлагает педагогом пройти дистанционное обучение в короткие сроки:
Программы профессиональной переподготовки:
- Музыкальный руководитель в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО;
- Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ОВЗ по направлениям: ментальная арифметика, образовательная робототехника, скорочтение, астрономия и космонавтика, подготовка к школе;
- Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ДОО по направлениям: ментальная арифметика, лего-конструирование и робототехника, шахматы, естественно-научный цикл, астрономия и космонавтика, подготовка к школе ;
- Старший воспитатель дошкольного образования. Управление учебно-воспитательной работой в условиях реализации ФГОС ДО ;
- Методист дошкольного образования. Проектирование и реализация организационно-педагогической деятельности по ФГОС ДО ;
- Физическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ;
Программы повышения квалификации:
- Совершенствование компетенций воспитателя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС ;
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО;
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ;
- Методические аспекты обучения чтению и улучшения техники чтения ФГОС ДОО;
- Основы лего-конструирования и робототехники в ДОУ в соответствии с ФГОС ;
- Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами по естественно-научному направлению в рамках реализации ФГОС ДОО ;
- Методические аспекты реализации курса «Астрономия и космонавтика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
- Методические аспекты реализации курса «Подготовка к школе» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
- Методические аспекты реализации курса «Ментальная арифметика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС ;
- Предшкольная подготовка в условиях реализации ФГОС ;
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО ;
- Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ;
- Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности младшего воспитателя в условиях внедрения ФГОС ;
- Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ;
- Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников в рамках введения ФГОС ДО ;
Ознакомиться с полным списком программ можно на сайте Института новых технологий в образовании.
Не пропустите акцию для воспитателей и сотрудников ДОО! Только до 1 июня при подаче заявки на программы профессиональной переподготовки для воспитателей и сотрудников дошкольных образовательных организаций курс повышения квалификации на выбор В ПОДАРОК!
Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».
- Пакет «Профессиональный» — это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- Пакет «Профстандарт» — это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- «Бизнес-пакет» — это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор. На нашем сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.
Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней):
Экспресс-обучение по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%
Коллективные заявки от одной организации:
Предоставляются скидки на коллективное обучение до 30% на стоимость обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации:
- 10 человек — скидка 10% каждому обучающемуся;
- 20 человек — скидка 20% каждому обучающемуся;
- 30 человек и более — скидка 30%.
На сайте Института новых технологий в образовании ответьте на 3 вопроса и получите подарочный сертификат на обучение номиналом 500 руб.!
Источник: Pedsovet