Конспект экскурсионного занятия для детей средней группы (весенняя экскурсия в парк)


Конспект экскурсии «Природа осенью»

ЭКСКУРСИЯ

«Природа осенью»

Методическая разработка воспитателя Лопатиной Е.Ю.

ГКОУ РО школа-интернат VIII вида п.Орловского

Сентябрь2015 г.

Цель:

воспитание доброжелательного отношения к природе в период ее осеннего увядания, умения видеть и понимать ее красоту

Задачи

-С помощью наблюдений обогащать представления детей о типичных явлениях осени. -Развивать речь детей посредством подбора признаков предметов и явлений, активизировать словарный запас -Повышать двигательную активность детей. -Способствовать сплочению отношений в детском коллективе

Ход экскурсии.

Воспитатель. Сегодня мы с вами находимся на большой поляне, которая расположена вблизи нашей школы. Давайте сначала попробуем вспомнить правила поведения на природе, назовите несколько!

(Ответы детей «не сорить», «не шуметь», не уходить далеко от взрослых», «быть внимательными» и т.д.)

Воспитатель. Сегодня мы собрались на этой поляне, чтобы полюбоваться осенними красками природы, поиграть, отдохнуть и просто пообщаться вместе.

Посмотрите вокруг. Скажите как выглядит природа осенью? Вспомните, какие слова мы использовали для описания русского леса на предыдущих занятиях?

Ответы детей (Золотой, багряный, нарядный, красивый, неподвижный,).

А что можно услышать осенью в природе?

Ответы детей (Дуновение ветра. Тишина. Шорох подсыхающей травы под ногами.)

Вспомните, какие звуки слышны летом? (Пение птиц, шелест листвы). А как вы думаете, почему сейчас так тихо? Почему мало птиц? (С приходом осени стало мало корма, семян, ягод, поэтому часть птиц улетела, а те которые остались, перебрались ближе к жилью человека. Здесь легче найти корм и теплее).

Дидактическая игра: «Назови перелетных птиц» (Ответы детей «грачи, ласточки, серая цапля, чибис, перепел»)

Игра малой подвижности «Летает – не летает» (Воспитатель перечисляет названия зверей и птиц. Дети машут «крыльями», если названа птица, и не поднимают рук, если ведущий назвал другое животное. «Голубь, медведь, синица, тигр, заяц, дятел, лось, воробей, лиса, хомяк, сокол, орел.»)

Воспитатель. Побегали, разогрелись. Отгадайте загадку:

Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен И елочек. Я….осень.

Игра-соревнование «Кто больше назовёт слов для описания осени ?

Ответы детей «Яркая, золотая, дождливая, мрачная, разная, чудесная)

Воспитатель. Дети, об осени есть много поговорок. Скажите, пожалуйста, как вы понимаете эту поговорку: «Весна красна, да голодна, осень дождлива, да сытна». (Ответы детей)

Воспитатель. Дети, назовите первый месяц осени. (Сентябрь). В народе сентябрь называют «хмурень», потому что небо хмурится. За ветры его прозвали «ревуном». А еще зовут его «златоцветом», «листопадником», так как первый признак прихода осени желтеющая листва и трава. На смену сентябрю приходит? (Октябрь). Народ называет этот месяц «листобой» (из-за опадающей листвы) и «грязник» (из-за дождей). Октябрь один из самых живописных месяцев года, месяц «золотой осени». И последний месяц осени, как называется? (Ноябрь) Ноябрь называют «полузимником» (зима еще не вошла в силу, но дает о себе знать). В давние времена про этот месяц говорили «ледовый кузнец», так как в ноябре температура начинает стабильно держаться ниже 0 градусов, выпадает снег и замерзают водоемы.

Воспитатель. Вот и заканчивается наша экскурсия. Сегодня мы с вами говорили об осени. Мы еще много будем говорить о ней, не раз вы еще сюда придете. И будем каждый раз отмечать, какие изменения произошли в природе, будем фотографировать их, а в конце года сделаем большой альбом о природе в разные времена года. А сейчас мы возвращаемся в школу

Подведение итогов

обратите внимание на изменение растений в связи со сменой времени года и проведите самостоятельные наблюдения в природе.

Задание для самостоятельного наблюдения “Особенности осенних изменений природы ”:

  1. Опишите, как изменяется окраска листьев у деревьев и кустарников осенью.
  2. Проследите, когда происходит листопад у разных древесных и кустарниковых растений.
  3. Выясните, какие вечнозеленые деревья и кустарники растут в нашей местности.
  4. Соберите и засушите листья деревьев с различной осенней окраской.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

ПЛАН – КОНСПЕКТ занятия — экскурсии с детьми средней группы на тему: «Прогулка в осенний парк» Программное содержание: 1. учить изучать сезонные изменения в природе (осенняя листва, перелёт птиц); характерные явления осенней погоды; учить экологически правильному поведению в природе; 2. способствовать развитию памяти, логического мышления; 3. воспитывать у детей способность любоваться осенней природой, бережное отношение к ней, умение трудиться.

Словарная работа: жёлто – оранжевое, сбрасывают, перелётные, благодарность, пошуршать Предварительная работа:

Беседа об осени в лесу и парке, беседы о перелётных птицах, наблюдения за разными деревьями в разное время года, беседы об изменениях в листьях деревьев, подготовка маршрута экскурсии, чтение и разучивание стихотворения «Дуб» И.Токмаковой, «послание» от леса (письмо, корзинка с жёлудями) Литература: 1. Э.Г.Короткова Обучение рассказыванию в детском саду, М.; Просвещение, 1978 год 2. М.М.Алексеева, В.И.Яшина Речевое развитие дошкольников, М.; Академия, 1999 год

Ход занятия: На улице (на территории детского сада) внимания детей обращается на звуки осени, крики птиц. Определяют, что кричат вороны. — Ребята, посмотрите, а одна Ворона прилетела к нам поближе, кто это? (На кусте сидит Каркуша) Каркуша: — Что вы слушаете, ребята? (звуки осени) — А почему не слышно пение других птиц? (все птицы улетели в тёплые края, на юг) — Почему? (наступают холода, осень) — А где можно увидеть осень? (в парке, в лесу – на деревьях) — Вы можете показать? (да, пойдём с нами в лес, мы всё покажем и расскажем)

Беседа по дороге в парк Каркуша: — А почему людей меньше на улице? А кто встречается, то тепло одеты? (стало холодно, люди стараются больше находиться в помещении, а если есть необходимость выйти на улицу, то обязательно одеваются тепло (куртки, шапки, тёплые штаны))

У пруда Каркуша: — А кто в пруду купается? (утята, которые подросли, а теперь готовятся к перелёту на юг, а людям купаться уже нельзя – очень холодно) В парке (Подходят к клёну) Каркуша: — А что это за дерево? Такое красивое? (Это клён, его листья стали жёлто – оранжевые) — А почему такие красивы листья? (листьям влага из земли не поступает, деревья готовятся к зиме, сбрасывают листья. Чтобы легче было переносить холода) — А сколько их на земле! Что можно с ними сделать? (можно набрать красивый букет, а можно просто пошуршать) (Возле дуба) — А это дерево очень большое и высокое, на нём много зелёных листьев, почему? (это дуб, один ребёнок рассказывает стихотворение) И.Токмакова «Дуб» Дуб дождя и ветра Вовсе не боится. Кто сказа, что дубу Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зелёный. Значит, дуб выносливый, Значит, закалённый. — Красивое дерево и вообще, в парке очень красиво, много деревьев в разноцветных нарядах, но что-то мне попадает по лапки, какие – то бумажки, бутылки, какой – то мусор? А мы можем помочь парку и очистить его от «грязи»? (да) — Вот перчатки для рук и есть мешки для мусора. Давайте очистим дорожки от бумажек, бутылок и пакетов.

Трудовая деятельность Дети собирают крупный мусор вдоль дорожек.

Награждение Лес зашумел, упал листок на дорожку. Каркуша: — Ещё листок упал, а на нём что – то написано «Пройдите по этой дорожке 10 шагов вперёд и найдёте мой подарок – благодарность за вашу помощь. Спасибо за ПОМОЩЬ. Парк» Дети вместе с Каркушей идут по дорожке, возле куста находят корзинку с жёлудями. — А что это такое? (жёлуди, семена с дуба, из которых могут вырасти такие же большие деревья) — а мы что можем с ними сделать? ( можно сделать поделки, а можем посадить в детском саду, чтобы выросли дубы)

Итог: Спасибо, лес, за подарок. Мы обязательно посадим жёлуди, чтобы выросли большие дубы. А мусор вынесем в мусорный бак, сами никогда не будим оставлять здесь бумажки и пакеты. До свидания.

Следующая >

Весеннее измерение

Целью его является продолжение знакомства с разными природными явлениями, совершенствование умений различать погоду, связывать ее с особенностями неба.

В конспект прогулки в средней группе весной включено развитие внимательности малышей, поддержание благодатного, радостного, отличного настроения, формирование понятий об изменении времен года.

Экскурсия в весенний парк

— Дома вы должны были подобрать поговорки о весне.

Зима весну пугает, да сама тает.

Весною сверху печет, а снизу морозит.

Красна весна, да голодна.

Весною день упустишь – годом не вернешь

.

4.Сбор природного материала.

Сбор веток, плодов лиственных деревьев и кустарников, шишек хвойных деревьев. Учащиеся собирают природный материал. Еще раз любуются разнообразием весенних красок, ощущают себя частью окружающей природы.

5.Игра – соревнование «Узнай дерево по описанию»

— А сейчас проведем игру-соревнование«Узнай дерево по описанию» (

Учитель читает описание деревьев)

1.Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Это одно из самых красивых деревьев России. Её белый ствол даже в жаркие дни остаётся холодным. До 40 литров сока даёт это дерево до распускания почек. Из неё делают мебель, фанеру. Кора этого дерева, береста, — готовая природная бумага. (Берёза)

2.Это дерево знакомо нам всем с детства. Без неё не обходится ни один новогодний праздник. Круглый год она зелёная, т.к. её листок-иголка живёт 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Её любят птицы. И медведь чаще строит свою берлогу под этим деревом. Живёт она до 1200 лет. (Ель)

3.Это дерево растёт не только в лесах, но и в парках, садах. Часто сажают её вдоль изгородей домов, чтобы радовала она людей своими белыми пышными соцветиями весной и огненными кистями осенью. Живёт она до 150 лет. Ранней осенью её ягоды горьковато-кислые и жёсткие. Но едва прихватит их первым морозцем, они становятся вкуснее и мягче. Из ягод этого дерева варят варенье и джемы, а мёд с этого дерева душистый и полезный. (Рябина)

4.Это высокое стройное дерево с зеленовато-серым гладким стволом и густой зелёной кроной украшает площади и улицы, скверы и парки нашего города. Оно прекрасно очищает воздух от пыли и копоти и выделяет в атмосферу кислорода больше, чем другие деревья. Весной на этом дереве набухают крупные почки. Когда клейкая оболочка падает с них на землю, раскрываются пахучие блестящие зелёные листочки. В конце мая на дереве созревают коробочки с семенами. Они лопаются и пух, подхваченный ветром, летит вдоль улиц, точно снегом прикрывает землю и деревья. (Тополь)

5.Это дерево не прихотливо к почве, может расти на песчаных почвах. Оно светолюбивое. В лесу из этих деревьев дышится легко. Хвоей этого дерева питаются глухари, из его брёвен строят жилые дома, возводят мосты и хозяйственные постройки. Ценится и смола этого дерева, которую собирают, надрезая кору. Соком хвои и настоем почек этого растения лечат кашель и простуду. Хвойные ванны успокаивают человека и укрепляют его организм. Из смолы древних представителей этого дерева родился янтарь. (Сосна)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]