Конспект занятия по математике в детском саду по ФГОС


Интересные статьи

Шахматы для дошкольников: какая польза и как научить

Чтобы написать конспект занятия по математики в подготовительной группе нам нужно составить первоначальный план. Первое и самое главное для занятия с дошкольниками это поддерживать интерес на протяжении всего урока. Чтобы это сделать нам потребуются фантастическая история или сказка, на основе которой мы будем выстраивать сценарий математического занятия.

Для закрепления знаний малышам нужно решать разные задачи, подготавливаем список и встраиваем в сценарий урока.

Сейчас мы подробно разберем как составить конспект, а в конце статьи будет готовый образец.

Почему необходимо учить математику в детском саду

Математика в детском саду помогает юным умникам развить их способности. Многие родители ошибочно полагают, что люди делятся на два типа -гуманитариев и математиков – и искренне недоумевают, зачем их умнику корпеть над решением задачи, если он отлично рисует или танцует. Но это ошибочное мнение. Даже если у вашего чада есть ярко выраженный талант, знание математических основ только поможет ему раскрыться. Научно доказано, что дети, которые тренируют логическое мышление или решают развивающие математические задачи, лучше ориентируются в материале других предметов в школе, могут найти выход из сложной ситуации, а также развивают в себе новые таланты. Если вы все равно настроены скептически и думаете, что многие математические знания, которыми вы овладели во время учебы, вам так и не пригодились, то вспомните основы. Наверняка вы не жалеете, что научились считать, определять время по аналоговым часам. Знания о процентах необходимы вам в банке, когда берете кредит, а умение вычитать и складывать пригодится в магазине, когда вы расплачиваетесь за покупки.


Поскольку в дошкольном возрасте лучше всего усваивается новая информация, уроки математики в детском саду имеют место быть. Многим эта наука дается тяжело: они капризничают и отказываются выполнять упражнения. Расскажите крохе о том, что с элементарными основами математики она будет сталкиваться каждый день во взрослой жизни, потому эти знания ей остро необходимы. Объясните, что каждая задача имеет решение, нарисуйте картинку, чтобы малышу было интереснее найти правильный ответ. Настроить чадо на изучение математики довольно просто. Не стоит думать, что в садике это сделают за вас, поскольку руководитель не может уговорить каждую непоседу и заниматься с ней индивидуально. Спрашивайте вечером у карапуза, чем он занимался сегодня в детском саду, а если тема была ему непонятна, объясните и помогите разобраться.

Придумываем идею

Сейчас дети активно смотрят телевизор, где показывают захватывающие приключения супергероев. В магазинах много игрушек, игр на основе голливудских блокбастеров. Так же продаются разные костюмы супергероев и на новогодние праздники многие дети приходят именно в этих костюмах. Интерес детей очевиден, они хотят подражать данным персонажам, поэтому мы будем выстраивать свой сценарий на основе героев MARVEL.

Так как наш урок — это математика, а самый умный из супергероев это конечно же железный человек: Тони Старк. Если бы он не изучал математику, то никогда бы не сделал свой костюм. И поэтому главным героем нашего урока будет Тони Старк.

Из фильмов мы знаем, что железный человек всегда спасает мир и делает его лучше. В этот раз ему понадобилась помощь юных героев из нашего детского сада.

Идея есть, дальше нужно писать сценарий, но перед этим нужно написать список задачек, которые ребята будут решать.

Приемы обучения математике

Изучение математики начинается еще с младшей группы детского сада. Новые знания умник получает наглядно-действенным образом: слушает воспитателя, работает с дидактическим материалом. Уроки проходят в игровой форме с помощью игрушек, окружающих предметов. Такие занятия притягивают внимание. Некоторые темы объясняются на примерах – сравнение вещей (длинная и короткая, широкая и узкая). Для того чтобы развить точность восприятия, воспитатели используют движения, например, описывают рукой форму той или иной фигуры. Чтобы ученики могли сравнить два предмета и знали их общие признаки и различия, преподаватели задают вопросы. Работа с дидактическим материалом помогает дошкольнику наглядно усвоить изученный урок. На первых порах педагог показывает деткам, как необходимо работать с карточками или счетами, а потом дает задание и помогает дошкольнику с решением. Для того чтобы юным умникам было понятно, что от них требуется, преподавателю необходимо повторить демонстрацию работы со вспомогательным материалом несколько раз. Если в рассказе педагога появляются незнакомые для крошек слова, он четко и медленно повторяет их несколько раз, а потом все хором повторяют термин за ним.

Важно! Если чадо не умеет формировать сложноподчиненные предложения с союзами «и» или «а», не задавайте ему вопросов типа «Сколько камешков находится в желтой корзинке, а сколько в зеленой?». Разделите вопрос на два предложения, а когда кроха ответит, помогите ей соединить ответы в одно целое.

Вместе с этим ищут и читают:

Агрессивность у детей дошкольного возраста и Стили семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка

Формирования начальных навыков учебной деятельности

Для того чтобы карапузы в младшей группе детского сада освоили навыки учебной деятельности, их приучают сидеть на своем месте, слушаться воспитателя, отвечать на вопросы, учиться вместе с другими непоседами, одновременно с другими детьми начинать и заканчивать определенные действия, терпеливо дожидаться своей очереди в случае занятости преподавателя. Хороший педагог всегда похвалит детвору, которая делает успехи, и утешит, расстроенного отсутствием прогресса, кроху.

Так как отпрыску тяжело долго сидеть в одной позе, воспитатель устраивает частые перерывы в учебном процессе, а не одергивает маленьких непосед замечаниями.

Для того чтобы избежать детских обид, каждый умник получает индивидуальный дидактический материал. Выдаются учебные принадлежности перед началом занятий, чтобы малыши могли изучить и потрогать то, с чем они будут иметь дело. Перед уроком проводится инструктаж, в котором акцентируется бережное обращение с выданным материалом, а также правильное использование.

Счет для детей

Для того чтобы научить малютку счету, воспитатели используют вспомогательный материал. Для начальных уроков необходимы пронумерованные от одного до пяти кубики и карточки. Карточки с цифрами раскладываются на дне коробки, а кубики укладываются поверх. Далее, преподаватель показывает на каждый кубик и четко произносит соответствующую ему цифру и просит крошку повторить за ним. Далее, воспитатель просит кроху показать ему кубик с цифрой «Один» или положить в коробку кубик с цифрой «Три».

Важно! Для того чтобы юный умник запомнил цифры на кубиках, используйте кубики разных цветов. Кроха будет акцентировать свое внимание на определенном цвете, и связывать его с цифрой. Так, ей будет легче дать ответ на ваш вопрос или положить кубик на правильное место в коробке.

Чадо лучше всего запомнит цифры в том случае, если будет как можно чаще сталкиваться с ними. Воспитателям необходимо просить малышей считать все, что их окружает на территории детского сада: цветы, кровати, тарелки… С каждой последующей тренировкой крошке будет легче считать, а в дальнейшем называть точное количество объектов (то есть считать она будет уже в уме). Отличные результаты дают считалочки для запоминания цифр:

Выводы.

На примере этого конспекта вы можете написать свой, основываясь на предпочтениях ваших детей и исходя из тех знаний и уроков, которые вы с ними проходили. Не делайте скучные и неинтересные уроки, базирующиеся на старых сказках, современные дети их даже не знают и им они не интересны. Идите в ногу со временем и опирайтесь на интересы детей.

Делайте не ради галочки, а ради восторга и радости детей.
Следите за реакцией малышей, как только вы увидите счастье в их глазах и живой интерес, знайте у вас получилось!

Все, что нужно знать о геометрических фигурах

Детям понравится изучать геометрические фигуры, если обучение будет представлено в форме игры. Психологи утверждают, что в двухлетнем возрасте карапуз должен знать три формы: квадрат, треугольник и круг, а в трехлетнем возрасте – шесть (к перечисленным выше, добавляются прямоугольник, овал и ромб). Для того чтобы ученикам было проще различать фигуры, воспитатели должны следовать следующим рекомендациям:

  • Показывать ребятам необходимо крупное изображение фигур или их макет, чтобы было нагляднее.
  • Название повторяйте несколько раз – так чадо быстрее запомнит.
  • Акцентируйте внимание на форме.
  • Чередуйте просьбы назвать и показать ту или иную форму.
  • Развивающие мультфильмы на данную тематику помогают крохе лучше понять геометрию.
  • Объясните, почему фигуры имеют такое название, посчитайте вместе с ним углы.
  • Отличный помощник – сортер. Данная игрушка создана для того чтобы карапуз мог научиться вставлять определенный геометрический объект в специальную форму.
  • Рисуйте фигуры и просите ребенка повторить за вами. Если у карапуза плохо получается, держите его ручку в своей руке и проводите линии.
  • Делайте аппликации из геометрических фигур.

Образец конспекта занятия по математике для детей в детском саду

Название урока: «Школа супергероев»

Цель урока: Привить интерес к математике, научить детей взаимодействовать друг с другом при решении одной задачи.

Проверить и закрепить знания:

  1. счет до 10;
  2. состав числа в пределах 10;
  3. дни недели;
  4. геометрические фигуры;
  5. сложение и вычитание.

Предварительная работа:

Дидактические игры на сенсорное развитие: «Назови фигуры», «Строительство замка», «Нарисуй сказочного героя». Дидактические игры: «Дни недели», «Что, где?». Игры на внимательность. Цифры от 1 до 10. Решение простых арифметических задач, решение логических задач.

Ход урока:

Воспитатель:

Ребята сегодня мне на E-mail пришло письмо от Тони Старка. Кто знает, кто это? Это железный человек. Он с детства любил решать разные математические задачки, стал очень умным и сам смог сделать костюм железного человека. Если бы он не изучал математику, то никогда бы не смог сконструировать такой костюм. Он пишет, что ему нужна ваша помощь. Поможем ему?

Первое задание: Разгадка кода

Цель: Закрепляем умение считать в уме и логически мыслить, понимать на слух вопросы. Повторяем пройденный материал.

Материал: Коробка с наклеенной картинкой железного человека и белое поле для вписывания кода, карандаш, маски и конверт с заданиями.

Выполнение: Воспитатель достает коробку, и дети садятся вокруг нее.

Тони прислал мне коробку с заданиями и подарками для вас. Но чтобы ее открыть нам нужно разгадать код, и чтобы это сделать нужно ответить на 10 вопросов, т. к. код состоит из десяти цифр, каждый ответ мы будем вписывать в поле для ввода на коробке

Ребята по очереди отвечают на вопросы:

1. Сколько пальцев на одной руке? (пять) 2. Сколько у человека носов? (один) 3. Сколько ног у двух кошек? (восемь); 4. Сколько дней в неделе? (семь); 5. Сколько цветов у светофора? (три); 6. Какое число находится между цифрами пять и семь (шесть); 7. Сколько колес у машины? (четыре); 8. Сколько хвостов у двух собак? (два); 9. Какая цифра меньше 1? (ноль); 10. Какая цифра больше восьми, но меньше десяти? (девять).

Получилось число: 5187364209, пишем его на коробке и открываем ее. В это время включается музыка.

Внутри коробки, конверт с заданиями и маски железного человека для каждого ребенка.

Играет музыка, ребята разбирают маски и одевают их.

Готовы к следующему заданию?

Город из геометрических фигур

Цель: Закрепить умение вместе делать аппликацию из геометрических фигур. Ребята работают в команде помогая друг другу. Закрепить знания о геометрических фигурах. Повторить состав числа 10.

Материал: лист ватмана формата А1, геометрические фигуры: прямоугольники, квадраты круги, треугольники и т. д., разных размеров, вырезанные из цветной бумаги, клей в виде карандашей и фигурки людей из бумаги.

Выполнение:

Ребята сейчас нужно построить город, в котором железному человеку нужно спасти всех жителей

Быстро и аккуратно дети наклеивают фигуры, создавая из готовых форм: дома, машины, светофоры и т. д.

Молодцы ребята, теперь немного побегайте вокруг стульев пока играет музыка, как только музыка закончится нужно быстро сесть на свой стул.

Когда дети бегают на аппликации воспитатель наклеивает цифры.

Музыка останавливаются, и дети садятся на свои места.

Дети нам нужно вспомнить из каких цифр состоит число 10, найти эти цифры в нашем городе и наклеить на них фигурки людей, одного цвета. Чтобы железный человек смог быстро прилететь и спасти их.

Дети выполняют задание.

Молодцы ребята, вы хорошо справляетесь со всеми заданиями, железный человек наверняка захочет взять вас в свою команду супергероев

Математический диктант

Цель: Закрепить умение на слух воспринимать цифры и направления движения, отсчитывать нужно расстояние на бумаге в клетку.

Материал: тетрадный лист бумаги в клетку, карандаш, руль.

Выполнение:

Раздаем детям листочки и карандаши.

Следующая задачка от Тони Старка. У вас есть листок бумаги, на нем точка, от которой мы начнем под диктовку проводить линии. Если вы все сделаете правильно у вас получится транспорт, на котором вы поедите на следующее задание.

1. 3-вверх 2. 4-вправо 3. 3-вверх 4. 5-вправо 5. 3-вниз 6. 4-право 7. 3-вниз 8. 2-влево 9. 1-вверх 10. 2-влево 11. 1-вниз 12. 5-влево 13. 1-вверх 14. 2-влево 15. 1-вниз 16. 2-влево

Теперь дорисуем два круга. Что у нас получилось? Машина. Садимся на свои стульчики, берем в руки рули и едим на следующее задание.

Играет музыка, ребята едут на задание.

Дни недели

Цель: закрепить знание о днях недели.

Выполнение:

Перед следующим заданием нужно вспомнить какие бывают дни недели, вдруг вас, железный человек, вызовет на задание и скажет, что нужно приехать к нему в пятницу, а вы не будите знать, когда будет пятница и не сможете ему помочь.

1. Какой сегодня день недели? 2. Какой день идёт после среды? (четверг) 3. Сколько дней в одной неделе? (7) 4. С какого дня начинается неделя? (понедельник) 5. Как называется пятый день недели? (пятница) 6. Назовите рабочие дни недели? 7. Назовите выходные дни недели?

Молодцы! Переходим к следующему заданию.

Тайные знаки супергероев.

Цель: закрепить умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков), соотносить слова с действиями; быть внимательными и быстро реагировать на изменения ситуации.

Материал: стульчики.

Выполнение: Теперь нам нужно выучить тайные знаки супергероев. Чтобы враг не услышал, о чем говорят супергерои и не догадался как они хотят его поймать. Они придумали показывать разные секретные знаки. Не которые из них мы сейчас запомним и потренируемся выполнять.

  1. Когда я хлопаю один раз вы ходите вокруг своих стульчиков;
  2. Если хлопаю два раза вы садитесь на свои стульчики;
  3. Когда хлопну три раза нужно лечь на пол и замереть.

Тренировка прошла успешно, все ребята готовы к трудным и опасным заданиям.

Секретный код

Цель: закрепить знания при решении простых арифметических примеров.

Выполнение:

Ребята у нас последнее трудное задание, чтобы железному человеку не отвлекаться от сражения, он нас попросил разгадать код от секретной лаборатории злодеев. Чтобы это сделать нам нужно решить 10 примеров:

1. 2+3=5 2. 5-1=4 3. 1+2=3 4. 7-1=6 5. 5+2=7

6. 8+1=9 7. 1-1=0 8. 6+2=8 9. 3-2=1 10. 1+1=2

У нас получился код: 5436790812 Ура! Мы выполнили все задания! Мы настоящие супергерои и достойны настоящей награды. Вручаем каждому ребенку по шоколадной медали, грамоте и значок.

Учимся с палочками Кюизенера

Палочки Кюизенера имеют четыре грани и длину от одного до десяти сантиметров. Они представлены в десяти цветах, каждый из которых приходится на определенную длину. Пособия Кюизенера помогают деткам выучить цвета и оттенки, научиться считать, а также понимать соотношение размеров (палочка красного цвета больше, чем палочка синего цвета и т.д.).

Для начала воспитатели предлагают палочки Кюизенера в качестве игрового материала, чтобы дошкольники выучили цвета, размеры и форму. Далее, педагог начинает давать несложные задания, ученики, которые уже знакомые с материалом, смогут легко решить.

Для того чтобы занятия прошли плодотворно, с ребятами необходимо провести следующие занятия:

  • Рассказать подробнее о палочках, их цвете и параметрах.
  • Попросить юного умника взять в каждую руку определенное количество палочек.
  • Выкладывайте разнообразные фигуры вместе с ребенком.
  • Постройте лесенку, начиная от палочки меньшего размера и заканчивая самой большой. Посчитайте ступеньки у лесенки, просите умника отчетливо называть каждое число.
  • Раскладывайте предметы в ряд по цвету или параметрам.
  • Достаньте любую палочку и попросите ученика подобрать такую же (или меньшим размером, большим).

Обучение математике в детском саду помогает малышу найти следственно-причинные связи, понять элементарные законы, на которых построена наша жизнь. Чем раньше кроха начнет изучать математику, тем больше вероятность, что у вас вырастет маленький вундеркинд.

Вспомогательные материалы

Из списка задач выбираем те варианты что нам понравились и возможно добавляем свои. Для каждой задачи понадобятся соответствующие материалы. Это могут быть карандаши, листки бумаги, клей, счетные палочки и другие вспомогательные предметы. Также нужно подготовить детские песенки для музыкальных пауз. В зависимости от выбранного вами сценария понадобятся соответствующие костюмы и картинки, а также другие атрибуты и декорации, чтобы привлечь внимание ребенка. Для поощрения детей подготовьте сладости или сувениры-игрушки.

Веселые обучающие игры


Дошкольнику намного проще учить математические через забавные задания и развлечения. Мы подобрали несколько простых задач и игр, которые помогут раскрыть понятие «размер» и «измерения». Неумелый строитель Задачка-история на логику и понимание измерений. Расскажите историю, сопровождая ее иллюстрациями или жестами: «В древние времена жил пожилой строитель и работал он с молодым помощником. Пришел мужчина и дал строителю задание на постройку дома. Параметры двери должен был подходить по росту и ширине хозяина. Старый строитель измерил заказчика и получилось 20 ладошек в высоту, но дверь должен был делать помощник. После тяжелой работы строители построили дом и установили дверь, но она была слишком низкая для хозяина. Почему так случилось? » Если дошкольник не смог ответить на вопрос, предложите ему башню из конструктора, а потом измерьте ее высоту своими ладошками, а потом ручками малыша. Спросите сошлось ли количество и почему. Вагончики-платочки Эта игра позволяет измерить расстояние и примерно понять, что такое траектория и маршрут. Для развлечения вам понадобиться несколько платков, шарфов или наволочек (желательно разного цвета). Связываем их вместе и цепляем прищепкой сзади к штанам или кофточке малыша, делая таким образом, чтоб выглядело как хвостик или вагончики. Ребенок бегает от одного указателя к другому, а мама обращает внимание карапуза на траекторию движения вагончиков. Также можно предложить посчитать, сколько вагонов от стула к столу и т.п.


Магазин напитков Если кроха обожает переливать водичку с одной емкости в другую, то можно это обыграть с пользой. Предложите малышу открыть ларек с лимонадом. В тазик с водой можно добавить немного пищевого красителя желтого цвет. Пусть игрушки приходят в магазин за вкусным напитком и покупают жидкость в разной таре: бутылки, банки, стаканы. Маленькому продавцу скажите, что стакан стоит 1 рубль и пусть считает сколько стаканов помещается в литровую банку, в 1,5 литровую бутылку и т.д. Так дошкольник познает понятие вместимости и практикуется в счете. Изменения предметов Предложите малышу ответить на вопрос: «Может ли измениться размер предмета?». Если он ответит утвердительно, пусть приведет пример такой вещи. Если же отрицательно, покажете ему жевательную резинку, а потом растяните ее, чтобы параметры изменились. После предложите маленькому исследователю найти в доме предметы, которые могут изменить свой размер. Также можно поиграть в игру с мячом. Игрок ловит мяч лишь тогда, когда ведущий называет предмет, меняющий размер и отбивает, когда предмет остается неизменным. Обратите внимание крохи на растения и проследите как меняется их размер со временем. Главное, чтобы игры проходили весело и малышу хотелось возвращаться к такому виду обучения. Лучше поочередно менять развлечения и находить другие, чтобы они не успели наскучить дошкольнику или вносить, что-то новое в их содержание.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]