Конспект занятия по развитию речи старшая группа «Путешествие по русским народным сказкам»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: обучение сочинению сказок Название: «Книга сказок»

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

Связная речь:

  • учить детей сочинять сказку по «модели-схеме сочинения сказок»;
  • последовательно и связно рассказывать придуманную сказку;
  • учить придумывать название сказке.

Словарь:

  • учить детей подбирать прилагательные к существительным (описание героев);
  • закрепить умение использовать в речи образные выражения, свойственные для сказок.

Грамматика:

  • упражнять детей в построении предложений;

Звуковая культура речи: учить передавать интонацией характерные особенности героев сказки.

2. Развивающие задачи:

  • развивать умение детей работать с условными заместителями персонажей сказок.

3. Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к сказкам, их сочинительству
  • воспитывать желание коллективно сочинять сказку
  • воспитывать умение слушать.

Материал: аудиозапись «Звуки леса»; дерево и письмо на нем; указатель направления; цветы с лепестками (3шт.); книга сказок; ширма; задания, напечатанные на листах; модель-схема сочинения сказки; чистые листы А4 с рамками (для составления схемы сказки); условные заместители персонажей сказки; фломастеры; клей.

Методы и приемы: вопросы к детям, моделирование, побуждение к ответам, поощрение.

Предварительная работа: чтение сказок; знакомство с «моделью-схемой сочинения сказки»; проведение упражнений, игр.

Ход занятия:

1. – Ребята, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. Мы с вами отправимся в сказочный лес. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Тили-тили-тили-мес,

Открывайся сказочный лес!»

(произносим волшебные слова, открываем глаза, звучат «Звуки леса» — шум деревьев)

— Дети, вот мы и в сказочном лесу. В нем все необычное и волшебное. Слышите, как шумят деревья?

— Ребята, что это на дереве? (обращаю внимание детей на надпись на дереве).

— Кто-то что-то написал: «Срочно-срочно помогите

Книгу сказок отыщите!»

Жители леса.

— Ребята, нужна наша помощь. Мы поможем жителям этого леса отыскать книгу?

2. — Смотрите, указатель направления дороги: налево пойдешь – пропадешь; направо пойдешь – в яму упадешь; прямо пойдешь – книгу сказок найдешь.

— Куда нам ребята нужно идти? (прямо)

— Тут какая-то записка: «Стоп! Шагать теперь постой!

Поляна цветов перед тобой! В каждом цветке заколдовано животное Отгадай его и опиши. Один лепесток – одно описание.

Какое это животное ответишь – Лепесток раскроется. Если лепестки откроешь всех цветов, То поляну ты пройдешь

И к книге сказок попадешь!»

(дети отгадывают заколдованых животных по цвету; у цветов по 5 лепестков; дети называют прилагательные по очереди, соответствующие этому животному).

  • Молодцы! Мы прошли с вами поляну к книге сказок. Но где же она? Здесь какая-то записка:

«Чтобы книгу сказок увидать Нужно загадки отгадать, Да не просто отгадать, Но еще и показать!»

(дети отгадывают загадки и изображают животных)

Загадки:

«Что за зверь такой лесной, Встал как столбик под сосной И стоит среди травы – Уши больше головы.» (Заяц)

«Кто зимой холодной, Бродит злой, голодный?» (Волк)

— Молодцы! А вот и книга сказок! Хотите ее открыть? Тогда тихонечко садимся на стульчики (дети садятся на стульчики напротив доски).

— Открываем? (открываем книгу, в которой нет страниц)

— Ребята, книга пустая. Кто-то вырвал все страницы. Что же делать? Как мы будем ее сказочным жителям отдавать?

— Дети, мы же с вами можем сочинить сказку. Наша сказка будет жить в этой книге сказок. Попробуем?

— Сочинять сказку нам поможет наша «модель-схема сочинения сказки». Давайте вспомним и рассмотрим модель-схему сочинения сказки (читаем, рассматриваем модель-схему).

— Посмотрите на обложку книги. Про кого здесь были сказки?

— Кто из этих героев будет главным героем в нашей сказке?

— Какая из этих фигурок- заместителей похожа на него?

— Опишите, как выглядел наш герой?

— Какой он был по характеру?

— Чем он любил заниматься?

— Начинаем сказку. Как обычно начинаются сказки? (приклеиваю кружок, соответствующего цвета, в первую рамку)

— Дальше смотрим на схему, что произошло? Куда и зачем пошел наш герой? (во второй рамке изображается условный заместитель героя и место действия)

— Дальше, что было? Опишите, кого он там встретил? Какая из этих фигурок – заместителей похожа на него? (в третьей рамке — изображение условных заместителей двух героев)

— О чем они говорили?

— Смотрите на схему, что потом было? Куда они пошли? (в четвертой рамке – изображение героев и места)

— Чем закончится наша сказка?

— Молодцы, мы сочинили с вами сказку! Как мы ее назовем?

— Для того чтобы наша сказка жила в книге сказок, нужно ее рассказать, в этом нам помогут наши схемы. Кто хочет рассказать сказку? (вызывается ребенок, который рассказывает сочиненную сказку по схемам)

— Молодцы, ребята! Жители этого леса обрадуются книге сказок и нашей сказке (листы со схемой сказки кладуться в книгу сказок). Мы с вами сможем подарить сказочным жителям еще много сказок, которые сочиним позже. А сейчас нам пора. Пойдемте ребята, положим книгу около дерева. Мы возвращаемя в детский сад. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:

«Сказочный лес двери закрывай

В детский сад нас отпускай!»

3. – Вот мы и в группе. Вам понравилось наше путешествие?

— Что было для вас самое интересное?

— Что было самое трудное?

— Что – самое легкое?

Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]