Применение методики Воскобовича в детском саду: описание и отзывы


Информация об авторе

Методика Воскобовича в детском саду используется для всестороннего развития творческих способностей детей. Ребята, которые занимаются по методике, быстрее сверстников выполняют математические операции, рано начинают читать, умеют выполнять творческие занятия и логически мыслить, могут концентрировать внимание и обладают хорошей памятью.

Автор методики Вячеслав Воскобович много лет не имел никакого отношения к психологии и педагогике. По специальности он является инженером-физиком. Кроме физики, Воскобович увлекался музыкой, писал песни для детей и взрослых, был неравнодушен к поэзии. К созданию методики его подтолкнули собственные дети. В начале девяностых было очень проблемно приобрести качественные игры для развития логики, мышления, памяти и развивающие материалы. Тогда Вячеслав Воскобович самостоятельно разработал серию игр и успешно ее адаптировал.

Развивающие игры являются универсальными пособиями, которые могут с одинаковым успехом использоваться многократно. В дальнейшем по нескольким играм была разработана целая обучающая методика, направленная на всестороннее развитие ребенка. На сегодняшний момент можно ознакомиться с более чем пятьюдесятью играми и большим числом развивающих пособий. В России и ближнем зарубежье регулярно проводятся авторские семинары Вячеслава Воскобовича а в детских садах методика активно внедряется в процесс обучения и развития.

Почему выбираем игры Воскобовича

  • В основе игр сказки. В игре ребёнок помогает сказочным героям, выполняя определённые задания. Сюжет сказки увлекает и не даёт бросить дело на полпути. Обучение целиком подчинено сказочному сюжету. Кроме этого, сказки всегда учат добру. От сказочной основы игры всегда можно отказаться или придумать свою.
  • Основная цель игр Воскобовича – развитие интеллекта ребёнка. Они построены так, что каждое следующее задание чуть-чуть превосходит возможности ребёнка (из зоны ближайшего развития).
  • Любая игра Воскобовича развивает мелкую моторику, пространственное и логическое мышление, комбинаторику, фантазию, раскрывает творческий потенциал. Игры влияют на память, внимание и усидчивость.
  • Кроме развития, в том числе и интеллектуального, цель каждой игры – обучение. Но об этом знают взрослые, а не дети. Дети обучаются «нечаянно», играя. Такой способ обучения – единственно правильный в дошкольном возрасте. Каждая игра учит чему-то особенному: чтению, счёту, цифрам, буквам, цветам, фигурам или сразу нескольким понятиям.
  • Методику Воскобовича можно сочетать с любой другой развивающей методикой, ведь любому ребёнку полезно купить новую игру.
  • Дети, играющие в игры Воскобовича, рано начинают читать и считать, обладают хорошей памятью, усидчивостью, развитой фантазией и устойчивой психикой. Они легко учатся в школе.
  • В играх Воскобовича нет места насилию взрослого над ребёнком. Образ строгого учителя в игре невозможен: все игроки равны. Задача родителя: объяснить правила игры и играть с малышом или наблюдать, направлять, задавая вопросы.
  • Игры формируют на всю жизнь стиль общения между родителем и ребёнком: сотрудничество, партнёрство, основанное на обоюдном интересе, а не наставничество, превосходство взрослого.
  • Даже неопытный родитель не сможет перегрузить ребёнка. В игре дети сами регулируют время и виды деятельности.
  • Любой родитель сможет подобрать себе игру по карману. Цены на игры зависят от материалов, из которых они сделаны: картонные дешевле, фанерные дороже.
  • Игры предназначены для детей разного возраста (от двух лет до младших и даже средних школьников). Наиболее полезны они для малышей и дошкольников. Иногда есть несколько вариантов (наборов) игры для разных возрастов: «Математические корзинки», «Квадрат Воскобовича». Или одна и та же игра имеет разные правила для детей разного возраста: «Геоконт».

Описание подхода Воскобовича

Автор уверен, что обучение ребенка должно быть непринужденным и веселым, поэтому одним из принципов методики Воскобовича является использование интересных сказок. Каждую игру сопровождает увлекательная история, которая помогает быстрее запомнить формы, буквы, цифры или другую информацию. Ребенок помогает героям, выполняя разные упражнения и задания по сюжету. Такие методические разработки являются находкой для родителей без специального (педагогического или психологического) образования, потому что, основываясь на сюжете сказки, можно играть с ребенком и выполнять творческие задания.

Но игры должны проходить с пользой. Развивающие игры многофункциональные: в игровой форме можно обучать чтению, счету, письму, развивать логику, память, мышление и психические процессы. Так, ценность заключается в способности игры обучать и всесторонне развивать ребенка. Обязательно и развитие творческого начала. Сказки и игры по методике Воскобовича («Чудо-крестики», «Геоконт», кораблик «Плюх-Плюх» другие) помогают развивать фантазию, воображение и творческие потенциал. Нетрадиционные задания разной сложности формируют ранее креативное мышление у детей.

Несколько слов о Воскобовиче

Вячеслав Вадимович Воскобович – это талантливый российский педагог-самоучка, который, имея «за плечами» диплом инженера-физика, сумел разработать уникальную авторскую методику раннего развития детей, получившую признание не только среди родителей, но и среди профессионалов – педагогов и психологов. «Примерить» на себя непривычное для него амплуа изобретателя детских развивающих игрушек Вячеслава Воскобовича заставила не любовь к педагогике (хотя помимо физики он всегда увлекался поэзией, музыкой и написанием стихов и песен для детей и взрослых), а суровая жизненная необходимость.

В самом начале 90-х годов прошлого столетия, когда в стране ощущался тотальный дефицит детских развивающих игр, Воскобович столкнулся с нелегким выбором: пустить воспитание и развитие собственных детей на самотек или попытаться самому придумать и сделать игры, обеспечивающие его детям не только досуг, но и полноценное развитие.

В результате на свет появилась целая серия развивающих игр Воскобовича («Геоконт», «Игровой квадрат» и «Цветочные часы»), которые представляют собой универсальные творческие пособия, предназначенные для многократного использования. На сегодняшний день доступно около 40 развивающих игр Воскобовича, каждая из которых может стать настоящей находкой для родителей, заботящихся о гармоничном и полноценном развитии своих детей.

В последствии Вячеслав Вадимович разработал и собственную методику, направленную на всестороннее развитие детей, в основу которой был положен его личный родительский опыт. Другими словами, Воскобович сумел создать эффективную методику развития детей, которую с успехом может применить каждый родитель в домашних условиях.

Специфика развивающих игр

Методика подходит для занятий с детьми от двух лет. По отзывам, ребята и постарше с удовольствием занимаются по пособиям. Каждое задание может начинаться с элементарной манипуляции с отдельными элементами и заканчиваться решением все более сложных задач. Игры обязательно учитывают актуальные для возраста интересы ребенка. Кроме того, в ходе игрового процесса дети совершают новые открытия и получают удовлетворение (в эмоциональном плане) от самостоятельно выполненных задач. Игровой материал разнообразный, насыщенный, многоплановый и многофункциональный.

Большинство игр по методике Воскобовича в детском саду или дома сопровождаются методическими пособиями и иллюстрированными историями, в которых нужно выполнять по сюжету задания или отвечать на поставленные вопросы. Герои сказки помогают ребенку усвоить азы математики или чтения, учат взаимопониманию и конструктивному общению. Важно, что дети быстро не утомляются, потому что имеют возможность самостоятельно выбирать нагрузку и темп, переключаться с одного задания на другое.

Особенно важно, что применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих методика проста в освоении, в крайнем случае можно записаться на семинар автора и даже лично задать интересующие вопросы) не требует перестройки работы учреждения или изменения привычного уклада жизни дома. Отношения взрослый ребенок партнерские, то есть не предполагается положение взрослого выше. Ребенок оказывается окружен непринужденной, но развивающей интеллектуально-творческой атмосферой. За счет поддержки творческих начинаний возникает ощущение внутренней раскованности, а еще ребенок не получает отрицательной оценки взрослых, так что ощущает внешнюю безопасность.

Игры

Автор предлагает рассматривать свои игры как комплекс занятий с 2 до 7 лет. Но на практике их можно использовать и отдельно, — большинство головоломок самостоятельны и не требуют дополнительных вложений. Покупка комплекта интересна только вариативностью занятий и расширением возможностей использования каждого элемента.

«Фиолетовый лес»

Основная среда для проведения занятий по методике Воскобовича. Основа из ковролина позволяет легко передвигать и размещать по пространству дополнительные элементы, к которым прикреплены липучки. Базовая комплектация рассчитана на знакомство ребенка с окружающей средой, изучение времен года, природных явлений.

Комплект базовых деталей соответствующий:

  1. деревья и разноцветные листочки;
  2. облака, солнце и луна;
  3. самые популярные животные леса;
  4. оформление для зон озера и леса.

На основу из ковролина преподаватель может крепить как готовые фабричные предметы и персонажей, увлекая ребенка в игру, так и самостоятельно выполненные. К процессу изобретения новых сюжетов и персоналий можно привлечь малыша. Достаточно закрепить на поделке липучку, чтобы самоделка стала обитателем фиолетового леса.

По мере взросления персонажи могут меняться, а пространство из лесного превратиться в комнату дошкольника. К Фиолетовому лесу производители предлагают купить не только картонно-деревянные фигурки, но и часы, технические устройства и сложные головоломки. База остается прежней. Рекомендованный возраст— 2-7 лет.

«Кораблик Плюх-плюх»

Пластиковый кораблик с пятью разноцветными мачтами. Мачты перфорированы, состоят из сегментов, надевающихся по принципу пирамидки. Игра предлагает продевать через отверстия разноцветные шнурочки — изучать в игре цвета, формы, размеры.

К самостоятельному комплекту приложена методичка, в которой собраны самые популярные авторские задания для головоломки для самых маленьких. Параллельно родители могут придумать неограниченное количество своих заданий или предложить, чтобы ребенок придумал задачу для педагога. Рекомендованный возраст — от года.

«Геоконт»

Геоконт Воскобовича — фанерная основа с закрепленными на ней опорами для шнуровки. Опоры подписаны, что позволяет давать задания воспроизвести не только конкретный рисунок, но и маршрут по своеобразной карте с отмеченными точками. Цветные резинки входят в комплект.

На основе Геоконта Воскобовича можно учить буквы и цифры, учить пространственному мышлению (отображать предметы с разных сторон и зеркально), проводить творческие занятия на рисование нетрадиционными материалами. Автор предложил несколько вариантов геоконта, рассчитанных на разные возрастные группы. Возраст от 3 до 7 лет.

«Квадрат Воскобовича»

Вечное оригами — головоломка из ламинированного картона. Из нанесенных на основу красных и зеленых треугольников ребенку предстоит складывать фигуры и предметы.

Игра развивает мышление, логику, мелкую моторику. Методичка с вариантами сборки входит в комплект. Рекомендованный возраст от 2 до 7 лет.

«Математические корзинки»

На основе комплекта с цифрами можно провести целый ряд занятий. Помощниками станут Цифрята из Фиолетового леса, которые после дождя собирают цифры-грибочки.

Ребенок изучает числа и порядок, тренирует устный счет и наблюдательность в игровой форме. Дополнительные элементы комплекта Ларчик можно приобрести отдельно, разнообразив процесс.

«Складушки»

Серия карточек с короткими стишками-потешками, по которым ребенок учится читать по слогам (складам). В этой игре автор модернизировал популярную методику обучения раннему чтению Н. Зайцева. Игра рассчитана на детей от 3 лет.

«Цифроцирк»

Комплект является частью Фиолетового леса — одной из его зон. Директор цирка — Магнолик. Он будет знакомить детей со счетом, формами, размерами. Дети будут сравнивать и искать общности, оперировать с простейшими математическими действиями.

Дополнения Цифроцирка:

  • Фонарики — размеры, формы, цвета;
  • Конструктор цифр — знакомство с математическими понятиями;
  • Лепестки — понятия цвета;
  • Планета умножения — запоминание таблицы.

Методичка с правилами организации занятий и популярными опорными сюжетами в комплект входит. Рекомендованный возраст — от 3 лет.

Развивающие игры по методике

Все игры по методике Воскобовича (описание отдельных дано ниже) можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности (кораблик «Плюх-Плюх», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цифроцирк» и другие), обучают чтению («Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Снеговик»). Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои (хитрый, но простоватый Всюсь, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, храбрый Гео) сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям.

Методика

У каждой из игр Воскобовича есть четко поставленные педагогические задачи и цель. Но в процессе занятия от нее отключается не только сам ребенок, но и педагог. Малыш помогает украсить кораблик флажками, располагает цифры из альбома по вагонам паровозика, строит магическую паутину из веревочек, при этом получая наиболее полезные в его возрасте навыки и знания от развития мелкой моторики, если речь идет о малыше 2-3 лет, до решения уравнений. В большинстве случаев персонажи и среда поданы в виде конструктора или мозаики. От самого ребенка будет зависеть, как они будут выглядеть в процессе, — это развивает креативное мышление, визуальную память и чувство вкуса.

Общие задачи развивающей программы:

  • развитие интереса к окружающему миру, внимания, памяти, снижение коэффициента дефицита внимания, установление доверительных взаимоотношений со взрослым и напарниками по игре;.
  • выработка исследовательского интереса, креативного мышления, способности находить нестандартные выходы из ситуаций;
  • тренировка творческого мышления, логической гибкости;
  • психоэмоциональное развитие, повышение стрессоустойчивости, усидчивости;
  • практика развития навыков устной речи, чтения, счета.

Предложенные Воскобовичем сюжеты и среда — только опора для проведения таких занятий. Это многофункциональная среда с секретами, которые неожиданно для себя может открыть и сам педагог, если искренне будет заинтересован в процессе.

Сам Воскобович развивающие игры видел только как часть процесса игры — основной деятельности ребенка в возрасте до 7 лет. Его идея — создание сказочного пространства, в котором ребенку предстоит решать задачи, но не навязанные педагогом, а возникающие как часть той сказки. Именно такую среду «Фиолетовый лес» должна создать сказка, для которой автор и создал своих уникальных персонажей:

  • мудрый ворон Метром и храбрый малыш Гео;
  • незримка Всюсь и смешной Магнолик;
  • Цифроцирка и Филимон Коттерфильд;
  • паук Юк и Нетающие льдинки;
  • Чудо-Цветик и пчелка Жужжа.

Все предметы, которые предлагаются ребенку во время образовательного процесса, привязаны и являются частью этой сказки. Так задачи, поставленные на придуманном значительно раньше Геоконте, стали решаться значительно активнее, когда волей автора он превратился в территорию паука Юка. Ребенку интереснее размещать в соответствии со схемами не абстрактные шнурочки, а волшебную паутину на цветочной поляне. Процесс созидания проходит гладко с получением удовольствия от решаемой задачи — помощи конкретному персонажу.

Универсальная сенсомоторная среда позволяет занятиям расти вместе с ребенком. На основе одного и того же инструмента, иногда с заменой его деталей, ребенок учится сначала определять цвета, потом читать и считать, а затем решать сложные логические алгоритмы.

Преподаватель в этой истории становится напарником. От него же зависит и развитие сюжета — в комплекте с задачами идут только основные элементы, которые можно дополнить подручными материалами, развивая и в себе, и ребенке творческую жилку. Единственным условием для реализации авторской программы остается фиолетовый фон, стимулирующий творческое мышление и креатив. Он же позволяет с первого шага отказаться от стереотипов в отображении элементов.

Игра-конструктор «Геоконт»

Конструктор представлен в виде дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. К игровому полю прилагается набор цветных резинок и пособие, содержащее задания разного уровня сложности. Дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Описание методики Воскобовича (прилагается к игре) предлагает схемы рисунков, которые должны получиться в итоге. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.

«Фиолетовый лес» Воскобовича

События в развивающих играх В. Воскобовича обычно разворачиваются в чудесном лесу. Здесь живут сказочные персонажи: смелый и сообразительный мальчик Гео, мудрый паук Юк, забавные говорящие попугаи Эник и Беник и многие другие. Фиолетовый лес – большая страна, поэтому и моделирующая ее ковролиновая основа поделена на 4 соответствующие игровые зоны:

  • «Небо»
  • «Лужайка»
  • «Дорожка»
  • «Полянка»

Населите вместе с ребятами каждую из этих частей обитателями волшебного леса и дополните окружающее пространство с помощью аксессуаров из набора – детализированных деревьев, солнышка, цветов, разноцветных листиков и т.д.

Комплект представляет собой развивающую сенсорную среду. Можно используя ее элементы, играть с детьми, конструировать и давать знания знания, в том числе и по математике. Фиолетовый лес также совершенствует мелкую моторику и координацию движений, стимулирует фантазию и воображение.

(Рассказать как играть на занятиях по математике).

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат-трансформер» состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Вариантов насчитывается более сотни.

Развивающая игра по методике Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и методическими пособиями. Решить задания ребенку помогут сказочные герои: папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат и прочие. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.

Головоломка «Чудо-крестики»

Методика и игра Воскобовича — это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. «Чудо-крестики» формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.

Кораблик «Плюх-Плюх»

В процессе игры с ярким корабликом с парусами, которые можно надевать на деревянные реи, развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. На основание игрушки нанесены цифры от одного до пяти. На мачту нужно прикрепить какое-то количество флажков, предварительно рассортировав их по величине и цвету. Играя с корабликом, ребенок познакомится с матросом Лягушкой и капитаном Гусем, которые расскажут о своих увлекательных приключениях. Эта многофункциональная игра, которая применяется в рамках развития по методике Воскобовича, знакомит ребенка с разными цветами и формирует начальные математические навыки. Кроме того, в процессе формируются умения по сортировке предметов, учитывая их цвет и количество.

«Математические корзинки»

«Математические корзинки» помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать с цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. В процессе игры ребенок помогает сказочным героям складывать грибы в корзины. Нужно выяснить, кто собрал больше, а кто меньше, сколько нужно положить грибов, чтобы корзина был полной и так далее. В методическом пособии автора описано более десяти разных игр с «Математическими корзинками».

Теремки Воскобовича

Уникальная учебная модель используется для подготовки к раннему чтению. Судя по отзывам, это очень интересная техника. «Теремки» обогащают словарный запас, развивают мелкую моторику, творческие способности и психические процессы. В игровой форме ребенок учится соединять буквы в слоги и преобразовывать слоги в слова. Пособие включает двенадцать разноцветных теремков, на которых написаны звуки. Каждый кубик оснащен аркой или окошком для гласных. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить определенный сундучок в соответствующий теремок и пропеть образованный слог. К этому пособию, которое используется в рамках обучения по методике Воскобовича, прилагается детальная инструкция с описанием игр.

«Волшебные Гонзики»

Веселая игра развивает актерский талант, мелкую моторику, внимание и память, а также может помочь в запоминании названий всех пальцев. Это и хорошая психологическая помощь: ребенок может надеть Гонзика и отвечать на вопросы взрослого не от своего имени, а от имени сказочного персонажа, говорить о проблемах Гонзика (на самом деле проблемах самого ребенка). Игр со сказочными персонажами предлагается множество этим и хороша методика Воскобовича. Гонзики помогут заучивать стишки, запоминать и повторять действия, развивают мелкую моторику. Игра подходит для детей от двух до семи лет.

Игры для детей от 2 лет

Некоторые игры подходят для детей с двухлетнего возраста. Всё дело в том, как использовать игру. Основная развивающая задача для крошек 2-4 лет – развитие мелкой моторики (движений пальчиков и руки в целом). Существует зависимость между развитием мелкой моторики и речью: чем лучше малыш владеет пальчиками, тем лучше он говорит (а потом и пишет). Большинство игр Воскобовича развивают мелкую моторику. В игре «Геоконт» нужно надевать резиночки на штырьки, создавая разные формы, в игре «Квадрат Воскобовича» мелкая моторика развивается за счёт изгибов фигуры на жёсткой тканевой основе. В игре «Кораблик «Плюх-плюх» нужно надевать шероховатые разноцветные паруса-флажки на деревянные мачты-палочки, в играх-шнуровках «Ромашка» и «Конструктор букв» тоже задействована мелкая моторика и разная поверхность предметов. Игра «Чудо-крестики» для этого возраста подобна крупным пазлам: из цветных деталей складываются фигуры. Игра «Складушки» содержит диск с песенками. Она развивает речь детей этого возраста. Игры «Кубики Воскобовича» и «Конструктор букв» дают первое представление о буквах.

Коврограф «Ларчик»

Особое место занимает в методике Воскобовича коврограф — это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Ковролин хорошо сцепляется с контактной лентой, что позволяет надежно закреплять наглядный материал, а оригинальные элементы (кармашки, веревочки, кружки, зажимы) обеспечивают динамичность занятий. Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь.

Коврограф включает само игровое поле из ковролина (1,2 м х 1,2 м), на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются пять разноцветных веревочек из контактной ленты, двадцать пять липучек, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, десять картонных карточек с веселыми буквами и столько же с интересными цифрами-зверятами.

Игры Воскобовича-для развития детей

Игры Воскобовича – для развития детей

В детском возрасте все дети должны играть. С помощью игр дети познают окружающий их мир. Благодаря различным познавательным играм процесс познания мира происходит увлекательнее и быстрее, а также создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала для ребенка.

Педагогами в нашем детском саду для развития интеллектуально-творческого потенциала используется методика Воскобовича. В основу его методики легли сказки и занимательный игровой процесс.

Развивающие игры — многофункциональные: можно обучать чтению, счету, письму, развивать логику, память, мышление и психические процессы.

Все игры по методике Воскобовича можно условно разделить на несколько типов. Большинство из них развивают логико-математические способности (кораблик «Плюх-Плюх», конструктор «Геоконт», «Квадрат Воскобовича», «Цифроцирк» и другие), обучают чтению («Конструктор букв», «Читайка на шариках», «Теремки Воскобовича», «Снеговик»). Игры сопровождаются методическими книгами с заданиями, сказками, иллюстрациями и вопросами. Добрые герои (хитрый, но простоватый Всюсь, мудрый ворон Метр, забавный Магнолик, храбрый Гео) сопровождают ребенка, учат не только математике и чтению, но и человеческим взаимоотношениям.

Игра-конструктор «Геоконт».

Конструктор представлен в виде дощечки с гвоздиками, расположенными в определенной последовательности. К игровому полю прилагается набор цветных резинок и пособие, содержащее задания разного уровня сложности. Дети не просто выполняют скучные задания, а отправляются в настоящее путешествие с Гео и помогают ему с помощью конструирования геометрических фигур преодолеть различные препятствия в Фиолетовом Лесу. Описание методики Воскобовича (прилагается к игре) предлагает схемы рисунков, которые должны получиться в итоге. Игра «Геоконт» вводит детей в мир геометрии, помогает изучать цвета, формы и величины, учит моделировать, складывать по образцу, нестандартно мыслить, искать сходства и различия, развивает мелкую моторику.

«Квадрат Воскобовича»

«Квадрат-трансформер» состоит из тридцати двух разноцветных треугольников, которые нанесены на тканевую основу и расположены на определенном расстоянии друг от друга. Игра разработана для возрастной категории от двух до пяти лет (двухцветный квадрат), а для детей постарше предлагается четырехцветный квадрат. Квадрат можно трансформировать, создавая разные фигуры. Собирать можно по предложенным схемам или придумывать собственными. Вариантов насчитывается более сотни. Развивающая игра по методике Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и методическими пособиями. Решить задания ребенку помогут сказочные герои: папа Прямоугольник, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат и прочие. Игра формирует абстрактное мышление и умение ориентироваться в пространстве, прививает навыки моделирования, развивает усидчивость, память и внимание, творческий потенциал.

Головоломка «Чудо-крестики»

Методика и игра Воскобовича — это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Игра представлена рамкой с разными вкладышами, отличающимися друг от друга по цвету и форме. Все фигуры разделены на части. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для наглядности в комплект входит альбом фигурок. «Чудо-крестики» формируют у ребенка понятия целого и части, помогают освоить формы и цвета, развивают умение анализировать и сравнивать. В процессе игры ребенок учится использовать схемы для решения определенных задач.

Кораблик «Плюх-Плюх»

В процессе игры с ярким корабликом с парусами, которые можно надевать на деревянные реи, развиваются тактильные ощущения и мелкая моторика. На основание игрушки нанесены цифры от одного до пяти. На мачту нужно прикрепить какое-то количество флажков, предварительно рассортировав их по величине и цвету. Играя с корабликом, ребенок познакомится с матросом Лягушкой и капитаном Гусем, которые расскажут о своих увлекательных приключениях. Эта многофункциональная игра, которая применяется в рамках развития по методике Воскобовича, знакомит ребенка с разными цветами и формирует начальные математические навыки. Кроме того, в процессе формируются умения по сортировке предметов, учитывая их цвет и количество.

«Математические корзинки»

«Математические корзинки» помогут закрепить навыки счета, разъяснят состав чисел, научат выполнять простейшие математические действия и сравнивать с цифры. Кроме того, в ходе выполнения заданий развивается мелкая моторика. В процессе игры ребенок помогает сказочным героям складывать грибы в корзины. Нужно выяснить, кто собрал больше, а кто меньше, сколько нужно положить грибов, чтобы корзина был полной и так далее. В методическом пособии автора описано более десяти разных игр с «Математическими корзинками».

Игра-шнуровка «Ромашка»

«Ромашка» поможет составлять и читать новые слова, развивает мелкую моторику, навыки чтения, сообразительность и обогащает словарный запас. При помощи шнурка на плотной основе можно составить около двух сотен слов. Для детей младшего возраста материал используется просто как шнуровка для развития мелкой моторики рук.

Пособие «Складушки»

Красочное методическое пособие познакомит ребенка с согласными и гласными буквами, а также позволит освоить принцип сложения слогов. В ходе игры встретятся множество персонажей, вместе с которыми можно разучивать песенки и стихи. К игре прилагается диск с песнями, которые можно периодически прослушивать. В процессе занятий оказываются задействованы различные анализаторы: слуховой, зрительный и тактильный. Пособие улучшает память, развивает внимательность и усидчивость.

Теремки Воскобовича

Уникальная учебная модель используется для подготовки к раннему чтению. Судя по отзывам, это очень интересная техника. «Теремки» обогащают словарный запас, развивают мелкую моторику, творческие способности и психические процессы. В игровой форме ребенок учится соединять буквы в слоги и преобразовывать слоги в слова. Пособие включает двенадцать разноцветных теремков, на которых написаны звуки. Каждый кубик оснащен аркой или окошком для гласных. Чтобы соединить буквы в слог, необходимо вложить определенный сундучок в соответствующий теремок и пропеть образованный слог. К этому пособию, которое используется в рамках обучения по методике Воскобовича, прилагается детальная инструкция с описанием игр.

«Волшебные Гонзики»

Веселая игра развивает актерский талант, мелкую моторику, внимание и память, а также может помочь в запоминании названий всех пальцев. Это и хорошая психологическая помощь: ребенок может надеть Гонзика и отвечать на вопросы взрослого не от своего имени, а от имени сказочного персонажа, говорить о проблемах Гонзика (на самом деле проблемах самого ребенка). Игр со сказочными персонажами предлагается множество этим и хороша методика Воскобовича. Гонзики помогут заучивать стишки, запоминать и повторять действия, развивают мелкую моторику. Игра подходит для детей от двух до семи лет.

Коврограф «Ларчик»

Особое место занимает в методике Воскобовича коврограф — это уникальное авторское пособие, которое избавлено от многих недостатков школьной доски. Ковролин хорошо сцепляется с контактной лентой, что позволяет надежно закреплять наглядный материал, а оригинальные элементы (кармашки, веревочки, кружки, зажимы) обеспечивают динамичность занятий. Пособие представляет простор для деятельности педагогов, подходит для групповых и индивидуальных занятий. Задания сгруппированы по возрастам. Для каждого возраста методическое пособие предусматривает различные задания для развития памяти, внимания, мышления, творческих способностей, есть задачи по математике, обучающие грамоте и развивающие речь. Коврограф включает само игровое поле из ковролина (1,2 м х 1,2 м), на которое нанесена сетка. В комплекте идут специальные зажимы, чтобы коврик можно было не только расположить на полу, но и повесить на стену. Предлагаются пять разноцветных веревочек из контактной ленты, двадцать пять липучек, десять пустых разноцветных карточек, карточки с буквами и цифрами, десять картонных карточек с веселыми буквами и столько же с интересными цифрами-зверятами.

Плюсы и минусы методики

Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича — это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах. Сделать авторские игры самостоятельно невозможно.

Результаты использования

Применение методики Воскобовича в детском саду способствует развитию внимательности, памяти, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика. Исследования, которые проводились в ДОУ, работающих по методике Воскобовича, показали, что во 2 младшей группе дети различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывает решенным.

Как правильно играть

Занятия по методике Воскобовича должны проводиться только после предварительной подготовки. Взрослый должен сначала ознакомиться с методическими рекомендациями, а потом предлагать ребенку игру. Согласно отзывам, в процессе занятий дети обычно сосредоточены, предпочитают что-то делать руками и мало говорят. Поэтому во время занятий по методике Воскобовича в детском саду необходимо расспрашивать детей, что каждый делает, почему выбрал именно такую фигуру, можно просить придумать свою сюжет или пересказать сказочное задание.

При работе с игровыми материалами ребенок часто длительное время находится в одной и той же позе, но такая статичность не приносит пользы. Нужно учитывать возрастные особенности и вовремя отвлекать детей от длительного сидения, устраивать перерывы, выполнять разминку. Но при этом для игр требуется усидчивость, что не каждому по душе и по силам. Поэтому не нужно исключать индивидуальный подход и особенности детей. Каждые десять минут можно менять деятельность: выполнять задания, сделать короткий перерыв, затем вернуться к выполнению заданий.

Плюсы и минусы методики

Многие детские учреждения довольно успешно опробовали методику работы Воскобовича — это подтверждают многочисленные положительные отзывы. Все задания дети обычно выполняют с интересом и большим желанием. Не заставили себя ждать и положительные результаты применения в образовательном процессе авторских развивающих игр. К недостаткам методики Воскобовича можно назвать лишь тот факт, что пособия, игры и методические материалы необходимо приобретать в специализированных магазинах. Сделать авторские игры самостоятельно невозможно.

Результаты использования

Применение методики Воскобовича в детском саду (для начинающих это могут быть самые простые игры, а позже можно перейти к развивающей среде и сложным задачам) и дома способствует развитию внимательности, памяти, внимания, творческих способностей, мышления, наблюдательности, развивают интерес ребенка к познанию и исследовательской деятельности. Так, обеспечивается гармоничное развитие логического и эмоционально-образного начала, формируются начальные знания об окружающем мире, развивается мелкая моторика.

Исследования, которые проводились в ДОУ, работающих по методике Воскобовича, показали, что в коллективах очень много ребят с высоким и очень высоким интеллектом (градация следующая: интеллект ниже среднего, средний, нормальный, высокий, очень высокий и превосходные). Отзывы родителей тоже положительные. Дети 5-6 лет умеют сравнивать и анализировать, концентрироваться на сложных мыслительных операциях и доводить дело до логического завершения. Трехлетки различают и называют цвета, знают геометрические фигуры, могут ориентироваться на плоскости, не имеют проблем со счетом и раньше начинают читать. Вопрос готовности к школе оказывает решенным. Дети, которые наигрались в дошкольном возрасте, идут в школу с удовольствием и учатся ради самого учения. Как правило, ребята делают это хорошо, мотивированно и с интересом.

Пособия для проведения игр

Инструменты для игр от Воскобовича можно приобрести отдельно и комплектами. Во втором случае будет заложен значительный рост и разнообразие с опорой на единую сенсорную среду. В то же время сам автор рекомендует не останавливаться на готовых вариантах, вводить своих персонажей, ставить новые задачи при понимании, что ребенок перерос рекомендованные.

Все модели и элементы дидактического материала рассчитаны на многофункциональное применение. Застежки, магниты, липучки позволяют одних и тех же персонажей переносить из одной игры в другую, располагать на полотне или магнитной доске, не давая ребенку привыкнуть и устать от однообразия.

С созданием собственной среды и технических дополнений ситуация обстоит сложнее. С 2013 года развивающий центр взял в штат профессиональных художников, которые контролируют не только соответствие цветовой гаммы пособий поставленным задачам, но и качество оформления продуктов.

Созданные самостоятельно игры Воскобовича для дошкольников своими руками часто уступают по качеству и визуальной привлекательности для глаз фабричным комплектам. Требовательные к обертке дети не всегда готовы принять замену. Но окончательное решение остается за педагогом и родителем. Даже частичное применение методик Воскобовича в процессе обучения положительно сказывается на результате и динамике работы.

При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Коллектив компании под руководством своего основателя периодически обновляет ассортимент пособий и предлагает новые, учитывающие интересы современных детей формы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]