Перспективный план экспериментальной деятельности в средней группе


Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Наталия Коновалова

Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе

Сентябрь

1.Тема: «Свойства мокрого песка»

Цель: Формирование представлений о свойствах песка.

Работа с родителями: Подготовить рабочий материал: лопатки и формочки для песка.

2. «Чёрное и белое»

Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.

Рекомендовать повторить опыт в домашних условиях, закрепить итоги эксперимента.

3. «Волшебный материал»

Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.

Консультация для родителей «Игры с песком и глиной»

.

4. «Волшебная кисточка»

Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: голубой цвет — из синей и белой, фиолетовый цвет – из красной и синей красок.

Нарисовать рисунок красками совместно с родителями, используя полученные оттенки – тема свободная.

Октябрь

1. «Поиск воздуха»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.

Консультация «Как можно увидеть воздух»

2. «Весёлая полоска»

Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.

В домашних условиях провести эксперимент «Подводная лодка из винограда»

. Продолжаем знакомить детей со свойствами воды.

3. «Волшебные лучи»

Понять, что освещённость предмета зависит от силы источника и удаленности от него.

Повторение эксперимента дома с детьми с использованием других объектов.

4. «Угадай-ка»

Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.

Подготовка парных предметов разного размера и разного веса.

Ноябрь

1. «Зачем зайчику другая шубка?»

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Рекомендовать посещение зоопарка или живого уголка для сезонных наблюдений за зайцем.

2. «Теневой театр»

Узнать об образовании тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Помочь ребенку создать с помощью теней образы.

3. «Умный нос»

Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Консультация для родителей «Правила личной гигиены» — при чихании и кашле, нужно прикрывать нос и рот рукой или салфеткой.

4. «Тайный похититель варенья»

Познакомить детей с понятием «отпечатки пальцев»

, показать способ их получения.

Повторить эксперимент в кругу семьи, сравнив отпечатки членов семьи.

Декабрь

1. «Окрашивание воды»

Выявить свойство воды: имеет ли цвет вода.

Советы для родителей «Варианты опытов с водой»

2. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы»

Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)

.

Консультация «Как одевать ребенка в зимний и летний период на прогулку»

3. «Как согреть руки»

Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла)

.

Повторение эксперимента дома с детьми.

4. «Секрет сосновой шишки»

Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Подготовка природного материала (шишек)

.

Январь

1. «Откуда берется голос?»

Понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.

Консультация «Охрана органов речи детей»

2. «Строим снежный город»

Научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.

Помощь родителей «Изготовление построек из снега на участке»

3. «Изготовление цветных льдинок»

Познакомиться с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; выявить качества воды и ее свойство превращаться в лед.

Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками»

Февраль

1. «Исследование природы с помощью органов чувств»

Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

Закреплять с детьми гигиенические правила ухода за органами чувств.

2. «Где быстрее?»

Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-лед)

.

Фоторепортаж «Вода, кругом вода»

.

3. «Волшебная рукавичка»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Рассмотреть магниты различной величины и испытать их мощность.

4. «В мире стекла»

Узнавать предметы, сделанные из стекла; помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое)

; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Закрепить дома, знание детьми свойств стекла; найти дома стеклянные предметы.

Март

1. «Где прячутся детки?»

Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.

Посев семян цветов, для высадки в грунт.

2. «Хитрые семена»

Познакомить со способами проращивания семян.

Консультация для родителей «Огород на окне»

.

3. «Соревнование»

Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.

Наблюдение с детьми за состоянием почвой в разное время года.

4. «Солнечные зайчики»

Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.

Подготовка оборудования для проведения эксперимента.

Апрель

1. «Узнай всё о себе, шарик»

Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.

Закреплять умение детей находить, предметы из резины дома; узнавать — во время прогулок с семьёй.

2. «Мыло — фокусник»

Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.

Повторить с детьми правила безопасности при работе с мылом.

3. «Из чего птицы строят гнезда?»

Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Изготовление скворечников.

4. «Игрушки из бумаги»

Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.

Наглядная информация в родительском уголке: «Опыты с бумагой»

Май

1. «Необычное рисование»

Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.

Изготовление картины из природного материала для выставки.

2. «Почему всё звучит?»

Помочь выявить причины возникновения звука.

Наблюдение с детьми за звуками и их возникновением в природе.

3. «Естественная лупа»

Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.

Закрепить правила бережного обращения с насекомыми.

4. «Как спрятаться бабочкам?»

Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Рассказать детям о роли насекомых в природе.

Перспективный план по поисковой деятельности средняя группа

Перспективный план по поисковой деятельности

средняя группа

Разработала воспитатель высшей квалификационной категории

Тимашева Светлана Александровна

Тема Цель Развивающая среда Примечание
Сентябрь
1.Как увидеть воздух Познакомить детей с понятием «воздух»его свойствами Стакан, салфетка Опыт № 1.1
2.Найти воздух Используя эксперимент, показать детям, что воздух есть и в предметах Двухлитровая миска, пробка, прозрачный стакан Опыт №1.2
3.Воздух Обогатить знания детей о свойствах воздуха Воронка с надувным резиновым шариком Опыт № 1.3
4.Ветер Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер и причина его возникновения Две свечи, два блюдца Опыт № 1.4
Октябрь
1.Волшебные полоски Пополнить знание детей о свойствах воздуха Тонкие полоски бумаги Опыт № 1.5
2.Воздух Дать адаптированное представление о воздушной оболочке Земли и назначение воздуха Стакан, губка, тазик с водой Опыт № 1.6
3.Мы ветер Познакомить детей с направлением ветра Кораблик с парусами, вертушки Опыт № 1.11
4.Вода Познакомить детей с таким свойством воды, как испарение Горячая вода, стекло Опыт № IX.3
Ноябрь
1.Песок и глина Познакомить детей с особенностями песка, глины, сравнить, чем они отличаются Увеличительное стекло Опыт № 11.3
2.Почва Показать, что в результате выталкивания почвы ухудшаются условия жизни насекомых Банка с водой, почва Опыт № X.3
3.Лед Познакомить детей со свойствами льда Сосулька, проволока, тяжелый груз Опыт № IX.5
4.Песчаная пустыня Познакомить с появлением песчаных барханов. Установить, почему в пустыне не растут растения Соломинки для коктейлей Опыт № II.6
Декабрь
1.Воздух и вода На примере опыта показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, губке, земле Миска, губка, кирпич, комочек земли, соломинки, стакан Опыт № 1.7
2.Замершая вода Познакомить детей со свойствами замершей воды Вода, формочки для льда Опыт № IX.2
3.Песок и глина Познакомить детей со свойствами глины и песка пропускать воду Три пластиковые бутылки с пластиковым дном, песо, мелкие камешки, глина Опыт № 11.4
4.Снег Обогатить знания детей о защитных свойствах снега Три бутылки с пробками Опыт №IX.11
Январь
1.Вес воздуха Познакомить на примере опыта имеет ли воздух вес Два надувных шара привязанные на концах палки Опыт № 1.8
2.Снег Познакомить детей со свойствами снега. Сухой -рассыпается, легкий. Сырой — тяжелый и липкий Опыт № IX.11
3.Магнит Познакомить со свойствами магнита -притягивание Магнит, скрепки, стакан с водой, 2-3 гвоздика Опыт № V.1
4.Песок и глина Используя опыт, проверить водопроницаемость песка и глины Песок, глина, 2 воронки Опыт № II.1
Февраль
1.Магнит Дать представление о полюсах магнита. На примере опыта показать, что один конец притягивает, другой -отталкивает Штатив, магнит Опыт № V.3
2.Сахар и соль С помощью опыта помочь детям определить свойства сахара и соли Лупа, соль, сахар Опыт № XIII.2
3.Почва Познакомить детей с понятием «почва», ее свойствами Банка, образцы почвы Опыт № X.1
4Почва Используя опыт показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. Комочки земли Опыт № X.2
Март
1.Растения Познакомить детей с условиями необходимыми для роста растений Комнатное растение Опыт № XI.2
2.Тень Познакомить детей с тем, что тень сопровождает человека, предмет при любых условиях Карманный фонарик, свеча Опыт № IV.4
3.Термометр Познакомить детей с термометром и его работай Термометр, холодная и горячая вода Опыт № IX.6
4.Человек На примере опытов продемонстрировать детям, что отпечатки пальцев у всех людей разные Губная помада, лист бумаги, увеличительное стекло Опыт № VII.1
Апрель
1.Солнечные часы Познакомить детей с изготовлением солнечных часов. Карандаш, пластиковый шарик, ручка, картон Опыт № II.5
2.Огонь Помочь детям в исследовательской деятельности, выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, песок, землей Свеча, тарелка, спички, ложка, вода, песок, земля, бумага, ткань Опыт № VIII.3
3.Звук Познакомить детей с происхождением звуков Леска, барабан с палочками, лист тонкой бумаги Опыт № III.1
4.Звук Обогатить знания детей о действии звуковых волн Миска, фольга, зернышки риса, ложка, резинка Опыт № III.2
Май
1.Космос Познакомить детей с понятием «космос» что звезды светят постоянно Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик Опыт № VI.1
2.Вода Уточнить знания детей о свойствах воды Краска, 2 стакана, кусочек ткани Опыт № IX.4
3.Огонь Помочь детям в исследовательской деятельности выявить особенности взаимодействия огня с воздухом Свеча, спички, чашка, банка литровая Опыт № VIII.1
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]