Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Наталия Коновалова
Перспективный план работы по организации опытно-экспериментальной деятельности в средней группе
Сентябрь
1.Тема: «Свойства мокрого песка»
Цель: Формирование представлений о свойствах песка.
Работа с родителями: Подготовить рабочий материал: лопатки и формочки для песка.
2. «Чёрное и белое»
Познакомить с влиянием солнечных лучей на чёрный и белый цвет; развивать наблюдательность, смекалку.
Рекомендовать повторить опыт в домашних условиях, закрепить итоги эксперимента.
3. «Волшебный материал»
Помочь выявить свойства, которые приобретают песок и глина при смачивании.
Консультация для родителей «Игры с песком и глиной»
.
4. «Волшебная кисточка»
Получить путём смешивания основных цветов новые оттенки: голубой цвет — из синей и белой, фиолетовый цвет – из красной и синей красок.
Нарисовать рисунок красками совместно с родителями, используя полученные оттенки – тема свободная.
Октябрь
1. «Поиск воздуха»
Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Консультация «Как можно увидеть воздух»
2. «Весёлая полоска»
Познакомить со свойствами бумаги и действием на неё воздуха; развивать любознательность.
В домашних условиях провести эксперимент «Подводная лодка из винограда»
. Продолжаем знакомить детей со свойствами воды.
3. «Волшебные лучи»
Понять, что освещённость предмета зависит от силы источника и удаленности от него.
Повторение эксперимента дома с детьми с использованием других объектов.
4. «Угадай-ка»
Понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. Установить зависимость веса предмета от его размера.
Подготовка парных предметов разного размера и разного веса.
Ноябрь
1. «Зачем зайчику другая шубка?»
Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.
Рекомендовать посещение зоопарка или живого уголка для сезонных наблюдений за зайцем.
2. «Теневой театр»
Узнать об образовании тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Помочь ребенку создать с помощью теней образы.
3. «Умный нос»
Познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
Консультация для родителей «Правила личной гигиены» — при чихании и кашле, нужно прикрывать нос и рот рукой или салфеткой.
4. «Тайный похититель варенья»
Познакомить детей с понятием «отпечатки пальцев»
, показать способ их получения.
Повторить эксперимент в кругу семьи, сравнив отпечатки членов семьи.
Декабрь
1. «Окрашивание воды»
Выявить свойство воды: имеет ли цвет вода.
Советы для родителей «Варианты опытов с водой»
2. «Зачем Деду Морозу и Снегурочке шубы»
Выявить некоторые особенности одежды (защита от холода и тепла)
.
Консультация «Как одевать ребенка в зимний и летний период на прогулку»
3. «Как согреть руки»
Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла)
.
Повторение эксперимента дома с детьми.
4. «Секрет сосновой шишки»
Познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.
Подготовка природного материала (шишек)
.
Январь
1. «Откуда берется голос?»
Понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.
Консультация «Охрана органов речи детей»
2. «Строим снежный город»
Научиться видеть возможности преобразования, стремиться к коллективному участию в деятельности.
Помощь родителей «Изготовление построек из снега на участке»
3. «Изготовление цветных льдинок»
Познакомиться с двумя агрегатными состояниями воды – жидким и твердым; выявить качества воды и ее свойство превращаться в лед.
Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками»
Февраль
1. «Исследование природы с помощью органов чувств»
Дать понять, что мы воспринимаем окружающий мир разными органами чувств: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.
Закреплять с детьми гигиенические правила ухода за органами чувств.
2. «Где быстрее?»
Выявить условия изменения агрегатных состояний жидкости (лед-вода, вода-лед)
.
Фоторепортаж «Вода, кругом вода»
.
3. «Волшебная рукавичка»
Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.
Рассмотреть магниты различной величины и испытать их мощность.
4. «В мире стекла»
Узнавать предметы, сделанные из стекла; помочь выявить свойства стекла (прочное, светлое, цветное, гладкое)
; воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.
Закрепить дома, знание детьми свойств стекла; найти дома стеклянные предметы.
Март
1. «Где прячутся детки?»
Помочь выделить ту часть растения, из которой могут появиться новые растения.
Посев семян цветов, для высадки в грунт.
2. «Хитрые семена»
Познакомить со способами проращивания семян.
Консультация для родителей «Огород на окне»
.
3. «Соревнование»
Познакомить с состоянием почвы; развивать наблюдательность, любознательность.
Наблюдение с детьми за состоянием почвой в разное время года.
4. «Солнечные зайчики»
Познакомить с происхождением солнечных зайчиков, их движением, предметами, от которых они отражаются; развивать смекалку, любознательность.
Подготовка оборудования для проведения эксперимента.
Апрель
1. «Узнай всё о себе, шарик»
Познакомить с резиной, её качествами и свойствами; научить устанавливать связи между материалом и способом его употребления.
Закреплять умение детей находить, предметы из резины дома; узнавать — во время прогулок с семьёй.
2. «Мыло — фокусник»
Познакомить со свойствами и назначением мыла; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; закрепить правила безопасности при работе с мылом.
Повторить с детьми правила безопасности при работе с мылом.
3. «Из чего птицы строят гнезда?»
Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Изготовление скворечников.
4. «Игрушки из бумаги»
Учиться видеть возможности преобразования объекта, проявлять стремление преобразовывать окружающую действительность.
Наглядная информация в родительском уголке: «Опыты с бумагой»
Май
1. «Необычное рисование»
Показать возможность использования для создания картины различных природных материалов.
Изготовление картины из природного материала для выставки.
2. «Почему всё звучит?»
Помочь выявить причины возникновения звука.
Наблюдение с детьми за звуками и их возникновением в природе.
3. «Естественная лупа»
Показать способ увеличения насекомых без помощи лупы.
Закрепить правила бережного обращения с насекомыми.
4. «Как спрятаться бабочкам?»
Найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.
Рассказать детям о роли насекомых в природе.
Перспективный план по поисковой деятельности средняя группа
Перспективный план по поисковой деятельности
средняя группа
Разработала воспитатель высшей квалификационной категории
Тимашева Светлана Александровна
Тема | Цель | Развивающая среда | Примечание | ||
Сентябрь | |||||
1.Как увидеть воздух | Познакомить детей с понятием «воздух»его свойствами | Стакан, салфетка | Опыт № 1.1 | ||
2.Найти воздух | Используя эксперимент, показать детям, что воздух есть и в предметах | Двухлитровая миска, пробка, прозрачный стакан | Опыт №1.2 | ||
3.Воздух | Обогатить знания детей о свойствах воздуха | Воронка с надувным резиновым шариком | Опыт № 1.3 | ||
4.Ветер | Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер и причина его возникновения | Две свечи, два блюдца | Опыт № 1.4 | ||
Октябрь | |||||
1.Волшебные полоски | Пополнить знание детей о свойствах воздуха | Тонкие полоски бумаги | Опыт № 1.5 | ||
2.Воздух | Дать адаптированное представление о воздушной оболочке Земли и назначение воздуха | Стакан, губка, тазик с водой | Опыт № 1.6 | ||
3.Мы ветер | Познакомить детей с направлением ветра | Кораблик с парусами, вертушки | Опыт № 1.11 | ||
4.Вода | Познакомить детей с таким свойством воды, как испарение | Горячая вода, стекло | Опыт № IX.3 | ||
Ноябрь | |||||
1.Песок и глина | Познакомить детей с особенностями песка, глины, сравнить, чем они отличаются | Увеличительное стекло | Опыт № 11.3 | ||
2.Почва | Показать, что в результате выталкивания почвы ухудшаются условия жизни насекомых | Банка с водой, почва | Опыт № X.3 | ||
3.Лед | Познакомить детей со свойствами льда | Сосулька, проволока, тяжелый груз | Опыт № IX.5 | ||
4.Песчаная пустыня | Познакомить с появлением песчаных барханов. Установить, почему в пустыне не растут растения | Соломинки для коктейлей | Опыт № II.6 | ||
Декабрь | |||||
1.Воздух и вода | На примере опыта показать, что воздух есть не только в комнате, но и в воде, губке, земле | Миска, губка, кирпич, комочек земли, соломинки, стакан | Опыт № 1.7 | ||
2.Замершая вода | Познакомить детей со свойствами замершей воды | Вода, формочки для льда | Опыт № IX.2 | ||
3.Песок и глина | Познакомить детей со свойствами глины и песка пропускать воду | Три пластиковые бутылки с пластиковым дном, песо, мелкие камешки, глина | Опыт № 11.4 | ||
4.Снег | Обогатить знания детей о защитных свойствах снега | Три бутылки с пробками | Опыт №IX.11 | ||
Январь | |||||
1.Вес воздуха | Познакомить на примере опыта имеет ли воздух вес | Два надувных шара привязанные на концах палки | Опыт № 1.8 | ||
2.Снег | Познакомить детей со свойствами снега. Сухой -рассыпается, легкий. Сырой — тяжелый и липкий | Опыт № IX.11 | |||
3.Магнит | Познакомить со свойствами магнита -притягивание | Магнит, скрепки, стакан с водой, 2-3 гвоздика | Опыт № V.1 | ||
4.Песок и глина | Используя опыт, проверить водопроницаемость песка и глины | Песок, глина, 2 воронки | Опыт № II.1 | ||
Февраль | |||||
1.Магнит | Дать представление о полюсах магнита. На примере опыта показать, что один конец притягивает, другой -отталкивает | Штатив, магнит | Опыт № V.3 | ||
2.Сахар и соль | С помощью опыта помочь детям определить свойства сахара и соли | Лупа, соль, сахар | Опыт № XIII.2 | ||
3.Почва | Познакомить детей с понятием «почва», ее свойствами | Банка, образцы почвы | Опыт № X.1 | ||
4Почва | Используя опыт показать, что при сжимании комочка земли из него как бы «уходит» воздух. | Комочки земли | Опыт № X.2 | ||
Март | |||||
1.Растения | Познакомить детей с условиями необходимыми для роста растений | Комнатное растение | Опыт № XI.2 | ||
2.Тень | Познакомить детей с тем, что тень сопровождает человека, предмет при любых условиях | Карманный фонарик, свеча | Опыт № IV.4 | ||
3.Термометр | Познакомить детей с термометром и его работай | Термометр, холодная и горячая вода | Опыт № IX.6 | ||
4.Человек | На примере опытов продемонстрировать детям, что отпечатки пальцев у всех людей разные | Губная помада, лист бумаги, увеличительное стекло | Опыт № VII.1 | ||
Апрель | |||||
1.Солнечные часы | Познакомить детей с изготовлением солнечных часов. | Карандаш, пластиковый шарик, ручка, картон | Опыт № II.5 | ||
2.Огонь | Помочь детям в исследовательской деятельности, выявить особенности взаимодействия огня с другими стихиями: водой, песок, землей | Свеча, тарелка, спички, ложка, вода, песок, земля, бумага, ткань | Опыт № VIII.3 | ||
3.Звук | Познакомить детей с происхождением звуков | Леска, барабан с палочками, лист тонкой бумаги | Опыт № III.1 | ||
4.Звук | Обогатить знания детей о действии звуковых волн | Миска, фольга, зернышки риса, ложка, резинка | Опыт № III.2 | ||
Май | |||||
1.Космос | Познакомить детей с понятием «космос» что звезды светят постоянно | Дырокол, картонка размером с открытку, белый конверт, фонарик | Опыт № VI.1 | ||
2.Вода | Уточнить знания детей о свойствах воды | Краска, 2 стакана, кусочек ткани | Опыт № IX.4 | ||
3.Огонь | Помочь детям в исследовательской деятельности выявить особенности взаимодействия огня с воздухом | Свеча, спички, чашка, банка литровая | Опыт № VIII.1 |