Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.
Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.
Автор: Т. В. Рябцева
Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов
Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]
Презентация [PDF] [PPTX]
Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
Материалы для учителя [PDF] [DOCX]
Викторина [PDF] [DOCX]
Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.
Задачи:
- формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
- способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
- помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
- способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.
Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.
Задание.
Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?
Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.
Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.
Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?
Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.
Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.
20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.
Вопросы:
1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?
2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?
(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).
Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.
Задание № 1. (прим. все задания в приложении)
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Вопросы:
- Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
- Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.
Задание № 2.
Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.
Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.
Для справки.
Задание № 3.
Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?
Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.
На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»
(Например, … которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)
Задание № 4.
Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?
- Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
- Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
- Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
- Доступ к информации (ст. 17).
- Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
- Право на охрану здоровья (ст. 24).
- Право ребенка на образование (ст. 28).
- Право на отдых и досуг (ст. 31).
- Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).
Дополнительный материал: полный текст Конвенции о правах ребёнка.
В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.
(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)
Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!
Задание № 5.
Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.
Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Задание № 6.
Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.
Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»
Работа в группах.
Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.
Задание № 7.
После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.
Задание № 8.
Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.
(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)
Сценарий мероприятия «Знаю и защищаю свои права» (посвящённого «Дню защиты детей»).
Сценарий мероприятия «Знаю и защищаю свои права» (посвящённого «Дню защиты детей»). Представленное мероприятие может быть проведено в рамках занятия в школьном или многопрофильном летнем лагере или детских летних многопрофильных школах.
Представленное мероприятие может быть проведено в рамках занятия в школьном или многопрофильном летнем лагере или детских летних многопрофильных школах.
Цель мероприятия: формирование личности ребёнка среднего и старшего школьного возраста, владеющего знаниями и представлениями о международном празднике «Дне защиты детей», понимающего его значимость. Формирование личности, знающей основные права детей, умеющей выявлять их нарушения и понимающей, как поступать, куда обращаться за помощью в подобных случаях.
Задачи: актуализировать для школьников значимость праздника «День защиты детей», познакомить детей с их основными правами — или напомнить о них, научить детей чётко реагировать на нарушение их прав.
Ход мероприятия
В классной комнате или в небольшом конференц-зале, где есть проектор, столы для занятий, звучит песня «Маленькая страна», и к собравшимся в зале школьникам выходит ведущий.
Ведущий: 1 июня – начало лета, начало самых продолжительных школьных каникул в нашей стране. В этот день отмечается Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году, а в 1950 году 1 июня был проведен первый Международный день защиты детей, после чего этот праздник отмечается ежегодно.
Детство – самая счастливая пора в жизни человека. Помогите вставить пропуски в своеобразное сочинение о том, с чем ассоциируется детство. На экране вам представлен текст с пропущенными словами – прилагательными.
Читаем вместе и заполняем пропуски подходящими по смыслу прилагательными.
(Предлагаемые учащимися прилагательные могут быть любыми, подходящими по смыслу.)
Детство — это … (например, волшебная или замечательная) пора, когда ребёнка окружает … (например, заботливая или любящая) семья. Родители стремятся развить личность и … (например, разнообразные или разносторонние) способности своего ребёнка, оказать им … (например всеобъемлющую или необходимую) поддержку. Детство – пора получения … (например, полезных) знаний, которые о пригодятся в последующей … (например, взрослой) жизни.
Ведущий: Такая идеалистическая картина, к сожалению, не всегда соответствует действительности. СМИ и отчёты деятельности правоохранительных органов фиксируют, доводят до общественности факты нарушения прав детей, противодействуют им и наказывают виновных. Поэтому День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.
Ведущий предлагает собравшимся поучаствовать в практическом занятии, знакомит с задачами этого занятия: вспомнить основные права детей, научиться выявлять ситуации, связанные с их нарушениями, и получить представления о том, как поступать в случаях угрозы правам ребенка.
Ведущий предлагает посмотреть перечень основных наиболее известных прав ребёнка, напоминая собравшимся, что зарубежное и российское законодательство ребенком признает лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Ведущий: Основные права человека, а значит и ребёнка, указаны в Конституции РФ. Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:
на слайде презентации текст:
Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:
- право жить и воспитываться в семье;
- право на общение с родителями и родственниками;
- право на заботу и защиту;
- право на имя, отчество и фамилию;
- право выражать свое мнение;
- имущественные права, включая права собственника.
Ведущий: Мнение ребёнка должно учитываться не только в семье, но и органами государства в случаях, когда речь идёт об интересах ребёнка. Согласие ребёнка, достигшего 10-летнего возраста необходимо при усыновлении или установлении опеки над ним, восстановлении в правах родителей, лишённых родительских прав, смены имени и фамилии. С этого же возраста мнение ребёнка должно быть учтено при определении его места жительства в случае развода родителей. Конституция РФ устанавливает обязанность получения основного общего образования, а трудовое законодательство определяет минимальный возраст приёма на работу с 14 лет и устанавливает для несовершеннолетних работников следующие гарантии:
На слайде презентации текст:
Гарантии для несовершеннолетних работников:
- сокращённая продолжительность рабочего времени
- более длительный, чем у совершеннолетних работников отпуск
- запрет на использование труда детей на тяжёлых, вредных и ночных работах
- и работах, которые могут повредить нравственному развитию ребёнка
Ведущий предлагает участникам мероприятия, которые вспомнили основные права детей, разобрать ситуации, в которых нарушаются права несовершеннолетних.
Ведущий раздаёт участникам занятия листы. На листах на одной стороне:
Памятка «Опасности, от которых должна осуществляться защита ребенка»
- посягательство на честь ребёнка и его достоинство;
- моральное и физическое насилие в отношении ребёнка, небрежное отношение к нему;
- принуждение ребёнка к работе, которая может навредить его здоровью и развитию;
- привлечение несовершеннолетнего к употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ;
- сексуальное развращение и эксплуатация несовершеннолетнего;
- унижение и бесчеловечное обращение с ребёнком;
- неправомерное использование сил, возможностей ребёнка, которое может нанести ему вред
На другой стороне раздаточного листа таблица, которая выглядит следующим образом
Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка | Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях | Рекомендуемые действия в ситуации |
Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку. | ||
Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт. | ||
В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение. | ||
Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства. | ||
Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды. | ||
Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку. | ||
Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время. |
Ведущий предлагает сначала прочитать памятку, а затем проанализировать семь ситуаций, в которых нарушаются права несовершеннолетних. В каждой конкретной ситуации ведущий просит участников определить, каким опасностям подвергается несовершеннолетний.
Собравшиеся совместно с ведущим обсуждают, какие именно права детей были нарушены. После обсуждения на экране появляется таблица, с заполненной второй вертикальной графой.
Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка | Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях | Рекомендуемые действия в ситуации |
Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку. | Нарушаются право на честь и достоинство ребёнка, ребёнок подвергается унижению и бесчеловечному обращению с ним | |
Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт. | Нарушается право ребёнка на общение с родителями и родственниками | |
В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение. | Нарушается право ребенка высказывать свое мнение | |
Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства. | В отношении ребёнка осуществляется моральное и физическое насилие, нарушается его право на защиту | |
Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды. | Нарушается право несовершеннолетнего работника самостоятельно распоряжаться своим заработком | |
Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку. | В отношении ребёнка осуществляется физическое и моральное насилие | |
Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время. | Работодатель нарушает запрет на использование труда детей в ночное время |
Ведущий: Предлагаю не ограничиваться выявлением фактов нарушения прав, а обсудить, как действовать в подобных ситуациях всем, кто столкнулся с нарушением прав ребёнка.
Ведущий предупреждает участников, что действия, которые могут предпринять как сами несовершеннолетние в случае нарушения их прав, так и совершеннолетние, которые хотели бы помочь несовершеннолетним, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, определяются каждой конкретной ситуацией. Вежливое но настойчивое напоминание о своих правах и возможных неблагоприятных последствиях для нарушителя иногда способно предотвратить нарушение прав. Но дети в этом смысле наиболее беспомощная категория населения. Однако варианты действий есть и существую некоторые общие рекомендации.
Ведущий предлагает участникам предложить варианты действий применимо к представленным в таблице проблемных ситуациях.
Участвуя в обсуждении, ведущий обращает внимание, что если нарушение прав ребёнка было допущено в сфере образования (в садике, в школе, в колледже, в ВУЗе), то родители или законные представители ребёнка могут попытаться решить данный вопрос посредством обращения к руководителям данных учреждений. Родителям, защищающим интересы своего ребёнка, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ. При невозможности разрешить конфликт с участием администрации учебного заведения родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.
Далее ведущий даёт комментарии по возможным вариантам защиты прав детей в случаях, когда права детей нарушаются непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них. Лицам, заметившим данный факт (воспитателям, учителям, соседям проблемной семьи, родителям друзей ребёнка) следует обратиться в органы соцзащиты, которые на основании поступившей информации должны начать проверку указанной семьи. В случае если данный факт подтвердится, представители данного органа могут обратиться в суд с целью привлечения родителей к ответственности.
Если посторонние лица могут пожаловаться на семью-нарушителя по своему желанию, то должностные лица (медработники, учителя прочее), узнавшие о факте нарушения, это сделать обязаны. И главной их целью должна быть защита законных интересов детей.
На экране появляется текст:
Органы, куда можно обратиться за помощью:
- органы опеки и попечительства;
- прокуратура;
- органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
- участковые уполномоченные полиции
- уполномоченный по правам ребёнк
Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае, если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 70 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).
После совместного обсуждения таблица может выглядеть следующим образом, и её можно представить собравшимся в очередном слайде презентации.
Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка | Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях | Рекомендуемые действия в ситуации |
Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку. | Нарушаются право на честь и достоинство ребёнка, ребёнок подвергается унижению и бесчеловечному обращению с ним. | Ребёнку рекомендуется поделиться своими проблемами с окружающими: соседями, воспитателями, учителями, друзьями и их родителями. Сообщения неравнодушных взрослых о фактах насилия в семье в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру). Существует возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, если им исполнилось полных четырнадцать лет. |
Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт. | Нарушается право ребёнка на общение с родителями и родственниками. | Сообщение о действиях матери в органы опеки и попечительства, обращение отца ребёнка в суд. |
В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение. | Нарушается право ребенка высказывать свое мнение. | Заявление ходатайства об опросе ребенка (если процедура не была завершена), обжалование процедуры в вышестоящий суд (если процедура усыновления была завершена) |
Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства. | В отношении ребёнка осуществляется моральное и физическое насилие, нарушается его право на защиту. | Сообщение неравнодушных взрослых, которым стали известны факты насилия над ребёнком в семье, в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру). |
Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды. | Нарушается право несовершеннолетнего работника самостоятельно распоряжаться своим заработком. | Сообщение о действиях родителей в органы опеки и попечительства. Обращение самого несовершеннолетнего в суд с требованием о возврате ему незаконно изъятых средств. |
Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку. | В отношении ребёнка осуществляется физическое и моральное насилие. | Сообщение о фактах насилия в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру). |
Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время. | Работодатель нарушает запрет на использование труда детей в ночное время. | Обращение самого несовершеннолетнего работника в инспекцию труда. |
Ведущий спрашивает собравшихся, было ли полезно им занятие. Благодарит участников за совместную деятельность, желает им не попадать в ситуации, угрожающие их правам. Желает собравшимся уметь защищать свои права.