Конспект НОД «Права ребенка» в подготовительной группе


Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребёнка были выделены в особую категорию. К началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкреплённая соответствующими правовыми документами. Основополагающим международными документами о защите прав детей являются Всеобщая декларация прав человека и Конвенция о правах ребёнка. Практическое обеспечение принципов, закреплённых в данных документах, является основной задачей государства в России.

Предлагаем вашему вниманию материалы для проведения классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6-7 классов.

Автор: Т. В. Рябцева

Рекомендации по работе с презентацией классного часа «Права ребёнка» для обучающихся 6–7-х классов

Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]

Презентация [PDF] [PPTX]

Материалы для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]

Материалы для учителя [PDF] [DOCX]

Викторина [PDF] [DOCX]

Цель: формирование правового сознания обучающихся, их правовой культуры.

Задачи:

  • формировать общее представление о правах ребёнка, закреплённых в Декларации прав ребёнка, Конвенции о правах ребёнка;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • помочь школьникам в составлении собственных представлений о современных правовых и моральных ценностях общества;
  • способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав, свобод и законных интересов личности.

Методический материал носит рекомендательный характер; классный руководитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать задания, их количество, менять этапы классного часа.

Задание.

Посмотрите видеосюжет. Что, с вашей точки зрения, означает фраза: «У детей есть право на права»?

Сформулируйте тему и основные вопросы занятия.

Сегодня разговор пойдет о правах ребёнка.

Как вы думаете, почему эта тема важна и актуальна?

Каждый человек должен знать свои права. Несовершеннолетние дети не являются исключением из этого правила. Ребёнок с самого рождения является полноценным гражданином своей страны, наделяется правами, а с возрастом приобретает и обязанности.

Ежегодно 20 ноября отмечается Всемирный день прав ребёнка.

20 ноября 1959 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах ребёнка, содержащую 10 важнейших принципов обеспечения защиты и благосостояния детей.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка – важный документ, регулирующий защиту прав детей во всем мире. Конвенция – это не список прав ребёнка, а перечень тех обязательств, который государства возложили на себя для защиты данных прав.

Вопросы:

1. Как вы думаете, почему появилась необходимость выделить права детей в отдельную категорию?

2. Почему через 30 лет после принятия Декларации потребовалось принять ещё один документ о правах ребёнка – Конвенцию?

(Декларация не имеет обязательной силы, это рекомендация, в которой провозглашаются основные принципы, программные положения. Конвенция – соглашение по специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились. Подписывая конвенцию, государства заявляют о своём обязательстве соблюдать эти положения и в случае их невыполнения несут ответственность перед международным сообществом).

Генеральная Ассамблея ООН (Организация Объединённых Наций) рекомендовала всем странам ввести в практику празднование Всемирного дня прав ребёнка как дня мирового братства и взаимопонимания детей. Она предложила правительствам праздновать этот день в любой из дней, который каждое из них признает целесообразным.

Задание № 1. (прим. ­ все задания в приложении)

Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вопросы:

  • Как отмечается Всемирный день защиты детей в различных странах?
  • Что общего есть в традициях празднования этого дня у разных народов? Объясните свой ответ.

Задание № 2.

Существует символ Международного дня защиты детей – флаг, признанный на сегодняшний день в более чем тридцати странах мира.

Рассмотрите изображение флага. Предположите, что символизируют элементы флага.

Для справки.

Задание № 3.

Прочитайте статью 1 Конвенции о правах ребёнка. Чем можно объяснить такую продолжительность детского возраста?

Прочитайте статью 6 Конвенции о правах ребёнка.

На основании формулировок статьи продолжите фразу: «Конвенция – это не список прав ребенка, а перечень тех обязательств, …»

(Например, … которые государства возложили на себя для защиты данных прав.)

Задание № 4.

Познакомьтесь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребёнка. Предположите, какие мероприятия осуществляются в государствах, присоединившихся к Конвенции, по гарантированному соблюдению этих прав?

  • Неотъемлемое право на жизнь (ст. 6).
  • Право на имя, гражданство, сохранение своей индивидуальности (ст. 7, 8).
  • Право свободно выражать свое мнение (ст. 13).
  • Доступ к информации (ст. 17).
  • Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особую заботу (ст. 23).
  • Право на охрану здоровья (ст. 24).
  • Право ребенка на образование (ст. 28).
  • Право на отдых и досуг (ст. 31).
  • Право на защиту от экономической эксплуатации (ст. 32).

Дополнительный материал: полный текст Конвенции о правах ребёнка.

В каких случаях могут быть ограничены некоторые права детей? Приведите примеры.

(Например, право на свободу искать, получать и передавать информацию может подвергаться ограничениям для уважения прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности или общественного порядка, или здоровья или нравственности населения.)

Ни при каких обстоятельствах не может быть ограничено право на жизнь!

Задание № 5.

Ознакомьтесь с предложенными ситуациями и содержанием статей Конвенции о правах ребёнка. Соотнесите право ребёнка с предложенной ситуацией. Объясните свой выбор.

Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах ребёнка в 1990 году. Права детей отражены в Конституции Российской Федерации, в Семейном кодексе РФ; в 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ (№ 124-ФЗ) и в других нормативно-правовых актах. Один из таких законов – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Задание № 6.

Прочитайте выдержки из статей Закона «Об образовании в РФ». На какие две группы можно разделить данные статьи? Объясните свой ответ. Сделайте вывод.

Игра-упражнение «Правовые пиктограммы»

Работа в группах.

Пиктограмма (рисуночное письмо) – символ, который передает информацию об объекте или идее с помощью иллюстрации.

Задание № 7.

После изучения статей Конвенции о правах ребёнка выберите две, обратившие на себя ваше особое внимание, и «зашифруйте» их в рисунке. Предложите определить содержание выбранной вами статьи другой группе.

Задание № 8.

Выразите одной фразой суть Конвенции о правах ребёнка.

(Например: как можно больше уважения к ребёнку, его правам, заботы о нём, любви к нему.)

Сценарий мероприятия «Знаю и защищаю свои права» (посвящённого «Дню защиты детей»).

Сценарий мероприятия «Знаю и защищаю свои права» (посвящённого «Дню защиты детей»). Представленное мероприятие может быть проведено в рамках занятия в школьном или многопрофильном летнем лагере или детских летних многопрофильных школах.

Представленное мероприятие может быть проведено в рамках занятия в школьном или многопрофильном летнем лагере или детских летних многопрофильных школах.

Цель мероприятия: формирование личности ребёнка среднего и старшего школьного возраста, владеющего знаниями и представлениями о международном празднике «Дне защиты детей», понимающего его значимость. Формирование личности, знающей основные права детей, умеющей выявлять их нарушения и понимающей, как поступать, куда обращаться за помощью в подобных случаях.

Задачи: актуализировать для школьников значимость праздника «День защиты детей», познакомить детей с их основными правами — или напомнить о них, научить детей чётко реагировать на нарушение их прав.

Ход мероприятия

В классной комнате или в небольшом конференц-зале, где есть проектор, столы для занятий, звучит песня «Маленькая страна», и к собравшимся в зале школьникам выходит ведущий.

Ведущий: 1 июня – начало лета, начало самых продолжительных школьных каникул в нашей стране. В этот день отмечается Международный день защиты детей — один из самых старых международных праздников. Решение о его проведении было принято в 1925 году, а в 1950 году 1 июня был проведен первый Международный день защиты детей, после чего этот праздник отмечается ежегодно.

Детство – самая счастливая пора в жизни человека. Помогите вставить пропуски в своеобразное сочинение о том, с чем ассоциируется детство. На экране вам представлен текст с пропущенными словами – прилагательными.

Читаем вместе и заполняем пропуски подходящими по смыслу прилагательными.

(Предлагаемые учащимися прилагательные могут быть любыми, подходящими по смыслу.)

Детство — это … (например, волшебная или замечательная) пора, когда ребёнка окружает … (например, заботливая или любящая) семья. Родители стремятся развить личность и … (например, разнообразные или разносторонние) способности своего ребёнка, оказать им … (например всеобъемлющую или необходимую) поддержку. Детство – пора получения … (например, полезных) знаний, которые о пригодятся в последующей … (например, взрослой) жизни.

Ведущий: Такая идеалистическая картина, к сожалению, не всегда соответствует действительности. СМИ и отчёты деятельности правоохранительных органов фиксируют, доводят до общественности факты нарушения прав детей, противодействуют им и наказывают виновных. Поэтому День защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости защищать права ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.

Ведущий предлагает собравшимся поучаствовать в практическом занятии, знакомит с задачами этого занятия: вспомнить основные права детей, научиться выявлять ситуации, связанные с их нарушениями, и получить представления о том, как поступать в случаях угрозы правам ребенка.

Ведущий предлагает посмотреть перечень основных наиболее известных прав ребёнка, напоминая собравшимся, что зарубежное и российское законодательство ребенком признает лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Ведущий: Основные права человека, а значит и ребёнка, указаны в Конституции РФ. Кроме Конституции права ребенка перечисляются в Семейном кодексе РФ:

на слайде презентации текст:

Глава 11 (ст. 54-60) Семейного Кодекса закрепляет за детьми такие основные права:

  • право жить и воспитываться в семье;
  • право на общение с родителями и родственниками;
  • право на заботу и защиту;
  • право на имя, отчество и фамилию;
  • право выражать свое мнение;
  • имущественные права, включая права собственника.

Ведущий: Мнение ребёнка должно учитываться не только в семье, но и органами государства в случаях, когда речь идёт об интересах ребёнка. Согласие ребёнка, достигшего 10-летнего возраста необходимо при усыновлении или установлении опеки над ним, восстановлении в правах родителей, лишённых родительских прав, смены имени и фамилии. С этого же возраста мнение ребёнка должно быть учтено при определении его места жительства в случае развода родителей. Конституция РФ устанавливает обязанность получения основного общего образования, а трудовое законодательство определяет минимальный возраст приёма на работу с 14 лет и устанавливает для несовершеннолетних работников следующие гарантии:

На слайде презентации текст:

Гарантии для несовершеннолетних работников:

  • сокращённая продолжительность рабочего времени
  • более длительный, чем у совершеннолетних работников отпуск
  • запрет на использование труда детей на тяжёлых, вредных и ночных работах
  • и работах, которые могут повредить нравственному развитию ребёнка

Ведущий предлагает участникам мероприятия, которые вспомнили основные права детей, разобрать ситуации, в которых нарушаются права несовершеннолетних.

Ведущий раздаёт участникам занятия листы. На листах на одной стороне:

Памятка «Опасности, от которых должна осуществляться защита ребенка»

  • посягательство на честь ребёнка и его достоинство;
  • моральное и физическое насилие в отношении ребёнка, небрежное отношение к нему;
  • принуждение ребёнка к работе, которая может навредить его здоровью и развитию;
  • привлечение несовершеннолетнего к употреблению алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ;
  • сексуальное развращение и эксплуатация несовершеннолетнего;
  • унижение и бесчеловечное обращение с ребёнком;
  • неправомерное использование сил, возможностей ребёнка, которое может нанести ему вред

На другой стороне раздаточного листа таблица, которая выглядит следующим образом

Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях Рекомендуемые действия в ситуации
Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку.
Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт.
В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение.
Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства.
Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды.
Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку.
Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время.

Ведущий предлагает сначала прочитать памятку, а затем проанализировать семь ситуаций, в которых нарушаются права несовершеннолетних. В каждой конкретной ситуации ведущий просит участников определить, каким опасностям подвергается несовершеннолетний.

Собравшиеся совместно с ведущим обсуждают, какие именно права детей были нарушены. После обсуждения на экране появляется таблица, с заполненной второй вертикальной графой.

Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях Рекомендуемые действия в ситуации
Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку. Нарушаются право на честь и достоинство ребёнка, ребёнок подвергается унижению и бесчеловечному обращению с ним
Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт. Нарушается право ребёнка на общение с родителями и родственниками
В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение. Нарушается право ребенка высказывать свое мнение
Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства. В отношении ребёнка осуществляется моральное и физическое насилие, нарушается его право на защиту
Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды. Нарушается право несовершеннолетнего работника самостоятельно распоряжаться своим заработком
Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку. В отношении ребёнка осуществляется физическое и моральное насилие
Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время. Работодатель нарушает запрет на использование труда детей в ночное время

Ведущий: Предлагаю не ограничиваться выявлением фактов нарушения прав, а обсудить, как действовать в подобных ситуациях всем, кто столкнулся с нарушением прав ребёнка.

Ведущий предупреждает участников, что действия, которые могут предпринять как сами несовершеннолетние в случае нарушения их прав, так и совершеннолетние, которые хотели бы помочь несовершеннолетним, оказавшимся в затруднительной жизненной ситуации, определяются каждой конкретной ситуацией. Вежливое но настойчивое напоминание о своих правах и возможных неблагоприятных последствиях для нарушителя иногда способно предотвратить нарушение прав. Но дети в этом смысле наиболее беспомощная категория населения. Однако варианты действий есть и существую некоторые общие рекомендации.

Ведущий предлагает участникам предложить варианты действий применимо к представленным в таблице проблемных ситуациях.

Участвуя в обсуждении, ведущий обращает внимание, что если нарушение прав ребёнка было допущено в сфере образования (в садике, в школе, в колледже, в ВУЗе), то родители или законные представители ребёнка могут попытаться решить данный вопрос посредством обращения к руководителям данных учреждений. Родителям, защищающим интересы своего ребёнка, нужно обращаться непосредственно к директору школы с письменной жалобой. По возможности, это нужно сделать лично, причем, потребовать поставить отметку о получении жалобы на своем экземпляре. При необходимости, жалоба направляется заказным письмом с уведомлением. Директор, в свою очередь, должен дать письменный ответ. При невозможности разрешить конфликт с участием администрации учебного заведения родителям за помощью следует обратиться в государственные инстанции. Туда помимо заявления желательно представить доказательства нарушения прав. Решение уполномоченного органа может быть также обжаловано посредством обращения в районный суд по месту жительства заявителя.

Далее ведущий даёт комментарии по возможным вариантам защиты прав детей в случаях, когда права детей нарушаются непосредственно матерью и отцом, либо же одним из них. Лицам, заметившим данный факт (воспитателям, учителям, соседям проблемной семьи, родителям друзей ребёнка) следует обратиться в органы соцзащиты, которые на основании поступившей информации должны начать проверку указанной семьи. В случае если данный факт подтвердится, представители данного органа могут обратиться в суд с целью привлечения родителей к ответственности.

Если посторонние лица могут пожаловаться на семью-нарушителя по своему желанию, то должностные лица (медработники, учителя прочее), узнавшие о факте нарушения, это сделать обязаны. И главной их целью должна быть защита законных интересов детей.

На экране появляется текст:

Органы, куда можно обратиться за помощью:

  • органы опеки и попечительства;
  • прокуратура;
  • органы МВД (отдел по делам несовершеннолетних);
  • участковые уполномоченные полиции
  • уполномоченный по правам ребёнк

Закон о защите детей предполагает возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, но лишь в случае, если им исполнилось полных четырнадцать лет. Они могут инициировать процедуру лишения родительских прав (статьи 56 и 70 Семейного Кодекса РФ), затребовать установление отцовства (статья 62 Семейного Кодекса), а также подать иск с целью отмены усыновления (статья 142 Семейного Кодекса РФ).

После совместного обсуждения таблица может выглядеть следующим образом, и её можно представить собравшимся в очередном слайде презентации.

Ситуации, в которых нарушаются права ребёнка Какие права ребёнка нарушены или какие угрозы правам ребенка существуют в этих ситуациях Рекомендуемые действия в ситуации
Родители в семье наказывают детей за малейшую провинность. При этом они их оскорбляют, называют глупыми, и даже поднимают на них руку. Нарушаются право на честь и достоинство ребёнка, ребёнок подвергается унижению и бесчеловечному обращению с ним. Ребёнку рекомендуется поделиться своими проблемами с окружающими: соседями, воспитателями, учителями, друзьями и их родителями.

Сообщения неравнодушных взрослых о фактах насилия в семье в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру).

Существует возможность обращения в соответствующие органы непосредственно несовершеннолетних, если им исполнилось полных четырнадцать лет.

Мать несовершеннолетнего запрещает его отцу (проживающему отдельно) видеться с ребенком, пресекает любые попытки отца наладить с ним контакт. Нарушается право ребёнка на общение с родителями и родственниками. Сообщение о действиях матери в органы опеки и попечительства, обращение отца ребёнка в суд.
В ходе процедуры усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, не было выслушано и учтено его мнение. Нарушается право ребенка высказывать свое мнение. Заявление ходатайства об опросе ребенка (если процедура не была завершена), обжалование процедуры в вышестоящий суд (если процедура усыновления была завершена)
Учительница начальных классов регулярно замечала на теле ребенка следы побоев, но ограничилась беседой с родителями, не сообщив о нарушении прав ребенка в органы опеки и попечительства. В отношении ребёнка осуществляется моральное и физическое насилие, нарушается его право на защиту. Сообщение неравнодушных взрослых, которым стали известны факты насилия над ребёнком в семье, в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру).
Родители забирают у несовершеннолетнего, работающего по трудовому договору, все заработанные им средства и тратят их на собственные нужды. Нарушается право несовершеннолетнего работника самостоятельно распоряжаться своим заработком. Сообщение о действиях родителей в органы опеки и попечительства. Обращение самого несовершеннолетнего в суд с требованием о возврате ему незаконно изъятых средств.
Учитель, заметив, что ребенок во время контрольной работы списывает ответы у соседа, оскорбил ученика и ударил его по затылку. В отношении ребёнка осуществляется физическое и моральное насилие. Сообщение о фактах насилия в государственные органы (полицию, органы опеки и попечительства, прокуратуру).
Работодатель несовершеннолетнего привлекает его к работе в ночное время. Работодатель нарушает запрет на использование труда детей в ночное время. Обращение самого несовершеннолетнего работника в инспекцию труда.

Ведущий спрашивает собравшихся, было ли полезно им занятие. Благодарит участников за совместную деятельность, желает им не попадать в ситуации, угрожающие их правам. Желает собравшимся уметь защищать свои права.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]