Конспект занятия «Мои права и обязанности» — Инфо-дети
- Программное содержание:
- — Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях;
- — Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений;
- — Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
- — Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
- Оборудование и материалы:
- — Демонстрационный: картинки с буквой «Я», генеалогические древа, иллюстрации о правах ребенка, свидетельство о рождении, плакаты с рисунками детей, «Всеобщая декларация прав человека», «Права ребенка» Е. Шабельник;
- — Раздаточный: альбомный лист, фломастер, иллюстрации к сказкам.
- Ход занятия:
- Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Одиночество»:
- Нет, уйду я насовсем!
- То я папе надоем:
- Пристаю с вопросами,
- То я кашу не доем,
- То не спорь со взрослыми!
- Буду жить один в лесу,
- Земляники припасу.
- Хорошо жить в шалаше
- И домой не хочется.
- Мне, как папе, по душе
- Одиночество.
- Пруд заброшенный найду,
- В чаще спрятанный,
- Разговоры заведу
- С лягушатами.
- Буду слушать птичий свист
- Утром, в перелеске.
- Только я же — футболист,
- А играть-то не с кем.
- Хорошо жить в шалаше,
- Только плохо на душе!
- Воспитатель:
- -Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество?
- -Что могло случиться, что он решил жить один в лесу?
- -Бывает ли у вас такое желание и настроение?
-Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?
- — А хорошо ли быть одному?
- — Что надо сделать, чтобы настроение у вас стало веселым и радостным?
- Упражнение «Добрые слова»
- Ребята, а вы знаете, какие права есть у детей?
- Ребенок:
- — Мамы, папы всей страны
- Это знать давно должны
- Есть права у их детишек
- Например, на чтенье книжек.
- Также на заботу, ласку
- И на жизнь, как будто в сказке,
- Еще право быть счастливым
- В нашем самом лучшем мире!
- Показ детям книги «Всеобщая декларация прав человека».
— У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?
— Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах — правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций.
Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол, национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.
Возьмите листочки и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите «ПРАВА РЕБЕНКА».
Воспитатель:
А теперь давайте откроем книгу «Права ребенка» (автор Е.Шабельник).
Показ иллюстрации и чтение права: «Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста».
Воспитатель:
Ребята, а разве может быть так, что у ребенка нет имени? У каждого ребенка есть право на имя. Как только ребенок рождается, ему дают имя и фамилию. Имя отличает человека от других людей. Каждое имя имеет свое значение. Оно дает ключ к его характеру и даже судьбе.
- Имя нам дает отраду,
- Дарит счастье и удачу.
- Потому узнать бы надо,
- Что же наше имя значит?
- Воспитатель:
- — Ребята, а кто хочет рассказать о своем имени?
Воспитатель: Отчество присваивается ребенку по имени отца. Как зовут вашего папу? Какое у вас отчество? Назовите свое имя и отчество.
Воспитатель: Кроме имени и отчества у каждого человека есть фамилия. Фамилия тоже может что-то обозначать. Многие фамилии пришли к нам из далекого прошлого.
Например, русская фамилия Иванов обозначает, что первый человек, ее носивший, был сыном Ивана. Часто фамилию человека давали по его профессии. Так, кузнецу давали фамилию кузнецов, плотнику — плотников, гончару — Гончаров.
Расскажите о происхождении вашей фамилии.
Воспитатель: Фамилия, имя и отчество ребенка записаны в документе. Как он называется? (Свидетельство о рождении)
Воспитатель: В этом же документе указаны фамилии, имена и отчества родителей ребенка.
Воспитатель: Ребята, разгадайте ребус: 7 -Я! Что у нас получается? Семья!
— Расскажите мне, что это за право?
Каждый ребенок имеет право на семью. Каждый ребенок имеет право жить с мамой, папой. У каждого ребенка есть право иметь братика, сестренку, бабушку и дедушку.
- Ребенок:
- — Я люблю свою семью:
- Маму, папу я люблю,
- Люблю деда и бабусю,
- И щенка, и кошку Мусю!
- Все, кого я так люблю
- Имеют право на семью!
Воспитатель: О семье можно не только говорить, писать стихи, читать рассказы, но и составлять генеалогические древа. Знаете ли вы имена, отчества и фамилии своих родственников?
— Давайте посмотрим какое древо приготовили для нас Филиппов Ваня с мамой.
Воспитатель:
— Ребята, а зачем человеку нужно составление генеалогического древа своей семьи? Чтобы знать своих родственников.
Воспитатель:
— Правильно, молодцы! А сейчас, давайте поиграем с нашими пальчиками.
- Пальчиковая гимнастика «Моя семья»
- Раз, два, три, четыре!
- Кто живет в моей квартире? Хлопки на счет
- Раз, два, три, четыре, пять
- Всех могу пересчитать! Хлопки на счет
- Папа, мама, брат, сестренка, кошка Мурка, два котенка, мой щегол, сверчок и я Поочередное поглаживание пальчиков
Вот и вся моя семья! Показать большие пальцы обеими руками.
Воспитатель: Ребята, рассмотрите иллюстрации к сказкам. Вспомните, как они называются. Подумайте, права каких героев были нарушены? Кто пытался нарушить эти права? (Вывешиваются иллюстрации к сказкам)
Дидактическая игра «Кто права нарушил?»
Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Материал: иллюстрации к сказкам, фишки на каждого играющего ребенка.
Ход игры: Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев.
Источник: https://xn—-htbdjd0ah9an.xn--p1ai/publikatsii/833-konspekt-zanyatiya-moi-prava-i-obyazannosti