Конспект занятия по лепке «Уточка» (по дымковской игрушке)
Ересек тобындағы ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения:
04.11.19г
Тәрбиеші/Воспитатель:
Білім беру саласы/Образовательная область:
творчество
Пән/Предмет:
лепка
Өтпелі тақырып/Сквозная тема:
«Народ – источник искусства»
Тақырыбы/Тема:
«Уточка» (по дымковской игрушке)
Мақсаттары/Цели:
1Тәрбиелік- воспитательная:
Воспитание интереса к игрушкам других народов.
2.Дамытушылық- развивающая:
Развитие эстетических чувств.
3.Оқыту- обучющая:
ознакомление детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, роспись. Обучение умению передавать относительную величину частей уточки, приему примазывания, сглаживания, приплющивания.
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии:
здоровьесберегающая, личностно-ориентированная
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:
Дымковские игрушки. Глина, доска для лепки (на каждого ребенка).
Билингвалдық компонент /Билингвальный компонент:
үйрек — уточка
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Воспитатель предлагает детям пройти на выставку глиняных игрушек.
2. Негізі бөлімі/основная часть
Выставляя перед детьми дымковские изделия, отметить их необычность, красоту белой игрушки с ярким, нарядным узором.
Рассказ:
В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.
Спросить, из чего состоит узор. Предложить детям вылепить уточку.
Билингвалдық компонент /Билингвальный компонент:
үйрек — уточка
Рассмотреть игрушку, спросить, какими приемами они будут пользоваться, выполняя работу.
Пальчиковая гимнастика «Уточка»
Шла уточка бережочком, Шла серая по крутому. Вела детей за собою, | («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.) |
И малого, и большого, | (Загибают безымянный палец; большой палец.) |
И среднего, и меньшого, | (Загибают средний палец; мизинец.) |
И самого любимого. | (Загибают указательный палец.) |
Самостоятельная работа детей. Воспитатель наблюдает, по необходимости помогает.
3. Қорытынды/итоговая часть
Рассмотреть все вылепленные детьми изображения, выбрать наиболее выразительные.
Дымковские узоры
Геометрический орнамент состоит из полос разной толщины, волнистых линий, колец, кругов, горошин, овалов. Характерным для росписи является сочетание крупных и мелких элементов. Мелкие элементы украшают крупные кольца, круги, полосы; или рассыпаются между ними (точки, черточки, тонкие линии).
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в средней группе: «Дымковская уточка»
Конспект НОД
ОО«Художественно – эстетическое развитие (лепка)
«Дымковская уточка»
Задачи:
Образовательные:
дать детям представления о дымковской глиняной игрушке. Показать выразительность формы игрушки, ее отличительные особенности; формировать умение лепить уточку путем оттягивания пластилина от общего куска.
Развивающие:
развивать художественно – эстетические способности; совершенствовать умение использовать в лепке приемы оттягивания и прищипывания, использовать в работе стеки для придания выразительности образу.
Воспитательные:
воспитывать интерес к русской народной игрушке, желание лепить самостоятельно и аккуратно.
Словарная работа
: дымковская игрушка, мастерицы, обжиг, оттягивание, прищипывание.
Предварительная работа:
организация выставки; рассматривание иллюстраций дымковских игрушек из глины; беседы о быте, играх русского народа; разучивание русских народных потешек и игр.
Оборудование:
дымковские игрушки, озеро из бумаги голубого цвета, уточка из пластилина, пластилин на каждого ребенка, стеки, салфетки.
Ход НОД.
Психологический настрой.
Дети, посмотрите, какой сегодня хороший солнечный день. Мне так хорошо и радостно. Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу.
Мотивационный момент.
Дети, сегодня я приглашаю вас на выставку игрушек, но не тех, которые вам знакомы, а глиняных. (Презентация).
Основной этап.
Дети, посмотрите, какая красивая, нарядная и веселая игрушка приехала к нам из деревни Дымково. В деревне живут мастерицы, которые делают красивые и нарядные игрушки. Лепят их мастерицы из глины, просушивают, а затем обжигают в печи. После обжига покрывают их белой краской и украшают ярким узором. Называют такие игрушки дымковские, потому, что делают их в деревне Дымково.
Посмотрите, здесь есть петушок, барышня, лошадка и уточка .(Особое внимание обращаю внимание на уточку, спрашиваю:
— Какой формы уточка? (овальной)
— Из чего она вылеплена? (из глины)
Давайте вспомним стихотворение про уточку. Дети читают и имитируют движения.
Я – маленькая уточка, присела на минуточку.
Летать уже устала я, теперь бы я поплавала!
Надеюсь, что в пруду, я корм себе найду.
А эту уточку я вылепила из пластилина.
— Скажите, похожа моя уточка на дымковскую? (Да, похожа)
— Какие части тела есть у моей уточки? ( Туловище, шея, голова, клюв, хвост)
— Есть ли эти части у дымковской уточки? (Да)
Только моя не украшена красивым узором, поэтому она грустит. Пойдемте, я покажу вам, как лепить утенка.
Объясняю и показываю. Кусок пластилина круглой формы мы раскатываем между ладонями, прямыми движениями, чтобы получился кусок овальной формы. От формы четырьмя пальцами с одной стороны оттягиваю шею немного вверх и формирую голову, на голове прищипываю клюв. С другой стороны оттягиваю хвост. Стекой рисую перышки и глаза.
КОНСПЕКТ НОД ПО ЛЕПКЕ ТЕМА: «Утка с утятами».
КОНСПЕКТ НОД ПО ЛЕПКЕ
ТЕМА: «Утка с утятами».
Цель:
учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый клюв, хвостик).
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять приемы лепки: скатывание теста между ладонями;
- Упражнять в использовании приема прощипывания, оттягивания;
Развивающие:
- Закреплять умение соединять части, плотно прижимая, их друг к другу, и в сглаживании швов.
Воспитывающие:
- Воспитывать положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о домашних птицах (гуси, утки, куры); рассматривание иллюстраций уток-утят, кур-цыплят, гусей-гусят; игра «Чем похожи? Чем отличаются?» (сравнение цыплят и утят); отгадывание загадок о птицах.
Материалы и оборудование:
соленое цветное тесто; доски; салфетки; на каждого ребенка игрушки-уточки); озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; макет домика; плетень; игрушки – домашние животные птицы; костюм хозяйки для воспитателя; музыкальное сопровождение; огромное яйцо-игрушка для поощрения детей и мармелад «Червячки».
Ход НОД
Вводная часть:
(Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в русском народном костюме). Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте! (Звучит музыка голоса домашних птиц и животных). Воспитатель: Ой, какие у меня гости! Как я вам рада! Проходите, гости дорогие! А я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А каких птиц, вы сейчас угадаете. Под дождем она гуляет, Щепать травку обожает! «Кря!» кричит, Все это шутка, Ну, конечно, это… Дети: Утка! Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка. Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок Может плавать и нырять, Как его родная мать. Дети: Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем. (Дети проходят полосу с физкультурным оборудованием: мостик; кочки. Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка). Воспитатель: Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать. «Кря-кря-кря!», а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята? Дети (варианты ответов): … слепить можно…
Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем. Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) – Кря-Кря-Кря! Пролетел веселый жук — Жжжжжжж! (машем руками – крыльями). Гуси шеи выгибают – Га-Га-Га (круговые вращение шеей). Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево). Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками), Шарик тоже зарычал – Ррррр…(руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой). Зашептал в воде камыш – Шшшшшшшш…(поднять руки вверх и потянуться), И опять настала тишь – Шшшшшшш… (присели).
Основная часть:
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме — уточке.
Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети: Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше. Воспитатель: Какой формы туловище у утки? Вытянутой, овальной
Воспитатель: Правильно. А голова у утки, какой формы? Тоже овальной.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это? Дети: Клюв, хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить пластилин на две части. Один кусочек пластилина, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая, их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прощипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек!..
Воспитатель: посмотрите, у вас в тарелке есть крупа – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу. Если все понятно, приступайте к занятию. (Звучит музыка, дети приступают к занятию). Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят! (Дети закончили работу).
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро. В водоеме рыбка есть, А утята любят есть
Эту рыбку по утрам, По утрам и вечерам. И в обед конечно тоже! Рыбка им расти поможет!
Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем!
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот, какие молодцы, вы сегодня отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже! Ведь мы сделали доброе дело. Правда? Дети: Да!!
Занятие: «Дымковская утка» (Лепка из глины)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 6Следующая ⇒
Цель:
—Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской игрушке.
-Приобщать к изготовлению глиняных игрушек по типу дымковских.
-Учить видеть выразительность формы игрушки, лепить уточку с натуры конструктивным способом (из отдельных деталей), соблюдая формы, пропорции и детали.
-Учить равномерно и красиво устанавливать фигурку на основании.
-Учить намечать стекой перышки, крылья и глаза. Украсить крылья и голову налепами, шариками, лепешками.
Материал. Дымковские глиняные игрушки (свистульки: уточки, петушки, олени, кони; барыни в кокошниках и шляпах). Глина, мисочки с водой, тряпочки, стеки, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия:
Расскажите детям о дымковской игрушке: «Эта игрушка зародилась в давние времена в селе Дымково неподалеку от города Кирова. Зимой дома мастеров-умельцев были полны глины, мешками с мелом, ящиками с красками, коробками с яйцами, крынками с молоком. Это почти все, что нужно для создания глиняных игрушек. Мастера умели превращать кусок глины в уточку или петуха».
-Рассмотрите с детьми уточку.
— Объясните, как нужно прикрепить к туловищу красиво изогнутую шею и высоко поднятую голову, прищипнуть хвост.
-К корпусу-основе прикрепить толстые короткие ножки-подставки. Напомните, что места соединения всех деталей нужно смочить водой и загладить.
-Предложите детям стать дымковскими мастерами и вылепить такую уточку.
-Когда игрушки подсохнут, их надо покрыть водоэмульсионной краской или белой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА, а на занятии по рисованию расписать уточек дымковскими узорами.
-Устроить выставку работ в группе детского сада для родителей.
Занятие: «Чашка» (лепка в технике из «жгута»)
Цель:
-Учить детей лепить из глины чашку, состоящую из колец и диска.
— Прочно соединять части изделия между собой, заглаживать поверхность.
-Закреплять умение пользоваться стекой. Воспитывать отзывчивость и доброту.
Материал. Глина, стеки, доски для лепки (на каждого ребенка),наглядный материал.
Ход занятия:
Прочитайте детям скороговорку Г. Сапгира:
Подогрела Чайка Чайник, Пригласила Девять Чаек: – Приходите Все на чай! — Сколько чаек? Отвечай!
Спросите детей: «Зачем чайка пригласила девять чаек?» (Пить чай.) Сколько же надо чашек для всех чаек?» (Десять.)
Предложите ребятам сделать для каждой чайки красивую чашку.
-От куска глины нужно отделить стекой небольшую часть для дна чашки.
-Скатать из нее шар и расплющить в диск.
-Оставшуюся глину разделить на равные куски, раскатать в колбаски, свернуть в кольца.
-Первое кольцо прикрепить ко дну чашки, затем все остальные кольца прикрепить друг на друга.
-Скатать еще один валик и прикрепить к чашке в виде ручки.
Занятие: Филимоновский олень (конструктивный способ лепки из глины)
Цель:
-Познакомить детей с особенностями филимоновской лепки.
— Обратить внимание на необычность фигурок: короткие, толстые ноги; длинные, вытянутые шеи и маленькие головы.
-Учить лепить фигурку олешка из отдельных частей, соединяя детали.
-Учить обмакивать пальцы в воду и сглаживать неровности вылепленной фигуры.
-Продолжать закреплять умение украшать изделие при помощи стеки.
Материал.
Филимоновские глиняные игрушки: петушки, куры, олешки, кони, коровы, барашки. Глина, мисочки с водой, дощечки для лепки (на каждого ребенка).
Ход занятия
В начале занятия расскажите детям о филимоновской игрушке: «Эта игрушка родилась в селе Филимоново. Рядом с деревней находились залежи белой глины, из нее и стали делать игрушки.
(Покажите детям различные глиняные филимоновские изделия.) Фигурки животных имеют тонко перехваченное в талии туловище, округлое сзади. Филимоновские игрушки сразу можно узнать по коротким и толстым ногам, длинным и вытянутым шеям и маленьким головам у животных».
Рассмотрите с детьми филимоновского оленя. Предложите вылепить такого, а затем раскрасить его гуашевыми красками.
Объясните последовательность работы:
-скатать валик,
-слегка сузить с одной стороны, и согнуть его дугой.
-Надрезать стекой каждую сторону пополам и округлить при помощи пальцев – получатся ноги.
-С толстой стороны валика оформить хвост.
— Отдельно вылепить шею, голову и рога.
-Прищипывая, выделить пальцами ушки.
-Глаза сделать из крошечных шариков.
-Чтобы фигурка олешка была устойчивой, его ножки нужно слегка расставить.
Когда глина подсохнет, вылепленных олешков покрывают желтой гуашью, смешанной с каплей клея ПВА.
На занятии по рисованию фигурки расписывают красной и зеленой гуашью.
⇐ Предыдущая4Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Украсим дымковскую уточку
Конспект занятия по рисованию в средней группе «Украсим дымковскую уточку»
Цель:
продолжить знакомство с дымковской игрушкой, особенностями узора.
Задачи занятия:
– обучающая – формировать умение расписывать дымковскую игрушку, передавая характерные особенности дымковской росписи;
– развивающая – развивать познавательную активность, творческое воображение, творческие способности, моторику рук;
– воспитательная – воспитывать у детей любовь к народному творчеству, уважение к работе дымковских мастеров.
Ход занятия
Воспитатель:
Давайте рассмотрим узоры, что вы видите?
Дети:
Полоски, кружки, колечки, волнистые линии, прямые линии, точки.
Воспитатель:
Что же это? Вы знаете?
Дети:
Это всё элементы росписи.
Воспитатель:
Кто знает, какая это роспись?
Дети:
Это дымковская роспись.
Воспитатель:
Посмотрите, что сейчас показано на экране?
Воспитатель:
Правильно, это дымковская игрушка! Давайте, ребята, вспомним историю этой игрушки.
Воспитатель:
А почему их так назвали?
Дети:
Потому что их сделали в селе Дымково.
Воспитатель:
А почему село это назвали Дымково?
Дети:
Потому что зимой, когда там топят печки, а летом, когда туман, село стоит как будто в дымке.
Воспитатель:
Дым из труб столбом, точно в дымке все кругом. Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо — сказки. Все игрушки не простые, а волшебно-расписные. Сами белоснежны, как березки, А на них яркие кружочки, клеточки, полоски.
Воспитатель:
Да, вот в старину в селе Дымково и зародилась дымковская игрушка. Из чего же мастера ее делали?
Дети:
Делали эту игрушку из глины.
Воспитатель:
Но ведь глиняные игрушки выглядят не очень нарядными, как же дымковские получались такими веселыми и нарядными?
Дети:
Потому что дымковские мастера их расписывали яркими узорами.
Воспитатель:
А какие элементы росписи использовали мастера?
Дети:
Круги, полоски, точки, сетка, кольцо.
Воспитатель:
молодцы, правильно. А вы знаете, что в этих элементах есть секрет: круг означает солнце, волнистые линии — воду, а пересечение прямых линий (ромб) — землю.
Воспитатель:
Какие красивые игрушки. Ребята, посмотрите, это игрушки из Дымково. Дым зимой окутывал крыши домов. Вот и назвали село Дымково. У каждого дома стоят мешки с глиной, с мелом, ящики с красками, коробки с яйцами и молоком – это всё нужно для чуда, которое вы видите на экране. Давным-давно мастера лепили из глины только свистульки. Но в деревне было много ребятишек, и решили мастера сделать из глины для них игрушки. Слепят игрушки и в печь поставят. Из печи они выходят закалённые, крепкие, звонкие. Потом разводят мел в молоке и белят игрушки, ставят их на солнышко просохнуть. Затем наступает пора расписывать игрушки.