Коррекционно-развивающее занятие по сказке «Колобок»


Как колобок по лесу гулял

Индивидуальное логопедическое занятие с ребёнком с задержкой речевого развития.
Дети с задержкой речевого развития, как правило, расторможены или наоборот, пассивны. Внимание таких детей непроизвольно, неустойчиво, поэтому коррекционно-развивающее занятие для них должно быть комплексным, с частой сменой деятельности. Это значит, что необходимо создать условия для стимуляции речевой деятельности, развития не речевых психических функций, а также общей и мелкой моторики.Коррекционные задачи
:

  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать артикуляционный аппарат.
  • Формировать речевой выдох.
  • Учить ребёнка фиксировать взгляд на предмете.

Образовательные задачи
:

  • Расширять активный и пассивный словарь ребёнка.
  • Развивать понимание речи.
  • Формировать умение повторять слова за педагогом, подражать и общаться доступными средствами.
  • Формировать умение строить фразу из двух слов.
  • Продолжать развивать умение различать игрушки по цвету.

Воспитательные задачи
:

  • Воспитывать у детей навык совместной работы.
  • Воспитывать умение слушать взрослого.

Оборудование
: зеркало индивидуальное, игрушки колобок, волк, дед, баба (конусный театр), мягкие игрушки: медведь, заяц, лиса (театр Бибабо), магнитофон, диск Е. Железновой, нарисованная тропинка, изображение эмоций (злость, удивление, веселье), изображение избушки, иллюстрация к сказке Колобок, цветные крышки и мелкие массажные мячики (красный, синий, зелёный, жёлтый), иллюстрация из методического пособия Н. Созоновой, Е. Куциной «Читать раньше, чем говорить», рисунок артикуляции гласных звуков.

Ход занятия

(
Ребёнок входит в кабинет, от порога «расстелена» тропинка, сделанная из картона, на ней — колобок
.)

Логопед

. Ой, Анечка (
Пашенька, Ксюшенька
), посмотри, какой чудесный колобок забежал к нам в гости. Повтори, кто это?

Ребёнок

. Колобок. (
Фото 1
.)

Логопед

. Здравствуй, колобок. Он тебе отвечает: «А-АА». (
Ребёнок повторяет
.) (
Фото 2
.) Наверное, он заблудился. Давай ему поможем! А ты вообще хочешь в сказку попасть? Ты не боишься? Ведь в сказке живёт сердитая баба Яга. Покажи, какая она сердитая. (
Ребёнок показывает
.) Но ничего, мы можем её развеселить, и тогда она будет весёлая. Покажи, какая она будет весёлая. (
Ребёнок показывает
.) Оказывается Баба Яга совсем не злая. Ты удивился? Покажи, как ты удивился. (
Ребёнок показывает
.) (
Фото 3
.)

Логопед

. Покатился колобок по дорожке! (
Ребёнок катит мяч-колобок
.) Катится, катится, а навстречу ему… кто?

Ребёнок

. Заяц.

Логопед

. «Здравствуй, зайка-попрыгайка!» Зайка отвечает: «И-И-И-И». (
Фото 4
.) (
Ребёнок повторяет
.) И говорит он колобку: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок просит: «Нет, не ешь меня, зайка». (
Ребёнок повторяет фразу Колобка
.) И добавляет: «Лучше поиграй с нами». (
Фото 5
.) (
После этого логопед проводит с ребёнком пальчиковую гимнастику, показывая, какие действия нужно совершать
.)

Логопед

. Зайка серенький сидит И ушами шевелит. Вот так! Вот так! Он ушами шевелит. (
Прижать мизинец и безымянный палец большим пальцем к ладони. Указательный и средний выпрямить и пошевелить ими. Сделать зайку также другой рукой и обеими руками вместе
.)

Логопед

. И покатился колобок дальше! (
Ребёнок катит мяч-колобок
.) Катится, катится, а навстречу ему… кто?

Ребёнок

. Волк.

Логопед

. «Здравствуй, Волк, волчок, серый бочок!» А Волк и отвечает: «У-У-У-У». (
Ребёнок повторяет
.) И продолжает: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок говорит: «Нет, Волк, не ешь меня!» (
Ребёнок повторяет
.) (
Логопед проводит дыхательную гимнастику
.)

Логопед

. Давай, подуем на волка сильно-сильно, он испугается и убежит в домик. (
Ребёнок и логопед дуют на бумажного волка из конусного театра
.) (
Фото 6
.)

Логопед

. Покатился колобок дальше! (
Ребёнок катит мяч-колобок
.) Катится-катится, а навстречу ему … кто?

Ребёнок

. Миша!

Логопед

. «Здравствуй, Миша-медведь». А Миша ему отвечает: «Ы-Ы-Ы-Ы». (
Ребёнок повторяет
.) (
Фото 7
.) И грозно говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем». Колобок ему в ответ: «Нет, Миша, не ешь меня! Лучше потанцуй с нами!» (
Ребёнок повторяет
.) (
Под музыку Е. и С. Железновых «Мишка пляшет» ребёнок с помощью логопеда совершает действия на развитие общей моторики
.)

Вот как наш Мишутка пляшет хорошо: топ-топ, Он руками машет тоже хорошо: хлоп-хлоп. Мишка ловко покружился, Мишка Ане поклонился, Мишка Аню приглашает поплясать. Мишка деток приглашает поплясать. Может прыгать, может прыгать и скакать, А потом остановиться и друг другу поклониться. Мишка очень, очень любит танцевать. (Фото 8

.)

Логопед

. Катится колобок дальше! (
Ребёнок катит мяч-колобок
.) А навстречу ему… кто?

Ребёнок

. Лиса.

Логопед

. «Здравствуй, Лисонька-Лиса!» Лиса отвечает: «О-О-О-О». (
Ребёнок повторяет
.) Хитро поглядывая, лиса говорит: «Колобок, колобок, я тебя съем». Колобок отвечает: «Нет, Лиса, не ешь меня». (
Ребёнок повторяет
.) «Давай, — продолжает колобок, — мы тебе сказку расскажем. А называется она «Весёлое чаепитие». (
Логопед рассказывает сказку, представляющую собой артикуляционную гимнастику. Ребёнок с помощью упражнений для языка «иллюстрирует» сказку
.)

Логопед

. Жил-был язычок. Проснулся он однажды утром, и стало ему грустно. Решил язычок пригласить к себе в гости друзей и угостить их чаем. Так ему понравилась эта идея, что он широко улыбнулся (
упражнение «Улыбка»
). Взял он большую кастрюлю (
упражнение «Окошко»
), замесил тесто (
упражнение «Месим тесто»
) и напёк блинов (
упражнение «Блинчик»
). Налил из банки малиновое варенье (
упражнение «Вкусное варенье»
). Вдруг кто-то постучал в дверь. (
Изображается стук в дверь звуком «д-д-д»
.)

— Ура! Гости пришли!

И принесли они язычку 5 воздушных шаров. Один шарик был такой большой, что не удержался и лопнул (упражнения «Надуваем шарик» и «Шарик лопнул»

). Все громко рассмеялись и пошли пить чай. Вот такое весёлое чаепитие получилось! (
Фото 9
.)

Логопед

. Покатился колобок дальше, а навстречу ему… баба с дедом! Они оставили нам какой-то мешочек. Давай-ка посмотрим, что там.

Игра «Чудесный мешочек»

Ход
. Ребёнок достаёт из мешочка по одному маленькие массажные мячики разных цветов (
красный, жёлтый, синий, зелёный
). Логопед проговаривает: «Ой, кто это? Это Ёжик — ни головы, ни ножек! Это красный ёжик». Ребёнок повторяет по возможности. И так все четыре мячика. Затем логопед просит: «Покажи красного (
синего, зелёного, жёлтого
) ёжика», «Посади красного ёжика в свой домик». (
Домик — это крышечка, соответствующая по цвету мячику
.) После каждого правильного действия логопед хвалит ребёнка. (
Фото 10
.) (
В конце занятия логопед проводит упражнение на формирование фразы. Он просит ребёнка посмотреть на картинку и ответить на вопросы
.)

Логопед

. Скажи, что делает кот? (
Кот идёт
.) Что делает собака? (
Собака идёт
.) Что делает Ната? (
Ната идёт
.) Что делает Петя? (
Петя идёт
.) Что делает тётя? (
Тётя идёт
.) Что делает лиса? (
Лиса идёт
.)

Логопед

. Вот и сказке конец. А кто слушал — молодец!

Ирина Лазарева, учитель-логопед СОШ №509
СП Детский сад «Теремок», г. Москва

Статья:

Цель: Способствовать развитию логического мышления, сообразительности, закреплению математических знаний. Задачи: — совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах пяти, правильно использовать количественные и порядковые числительные, учить отвечать на вопросы «Сколько всего?», — совершенствовать умение конструировать фигуры их палочек; — развивать мелкую моторику рук; — воспитывать желание делать добрые поступки, навыки сотрудничества, взаимодействия, активности, самостоятельности. Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», Оборудование: игрушки зайца, волка, лисы, медведя, грибы разной высоты, огурцы, лабиринты, счётные палочки, солёное тесто. Раздаточный материал: счетные палочки. Предварительная работа: чтение сказки «Колобок», лепка колобка, рисование колобка. Ход. В: Дети. Вы любите сказки? Д: Да! В: А какие сказки вы знаете? (Показываю схемы) В: Послушайте загадку. У него нет рук и ног, но сбежал он за порог. По тропинке прыг да скок укатился… Д: Колобок! В: От кого укатился колобок? Сегодня мы с вами отправимся в путешествие с колобком. Физминутка По маленькой дорожке Шагают наши ножки (Шагают) Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.) А устали ножки, Хлопают ладошки: (Хлопают в ладоши.) Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. Пора в путь! 1.Встреча с зайчиком. Дидактическая игра «Разложи грибы в корзинки». Массаж рук. По тропинке покатился, в лесу густом он очутился. Чтобы в этот раз колобок не попал в беду, давайте отправимся вместе с ним. Катится колобок по дорожке и видит: сидит зайка, плачет, лапкой слезы вытирает. Колобок: Я – колобок, румяный бок, а ты кто? Заяц: Колобок, ты не поможешь мне разложить грибы в корзиночки? Колобок: Я тебе помогу, как смогу, но могу ошибиться. Ребята, помогите правильно разложить! Массаж рук огурцами. 2. Встреча с волком. Упражнение «Построй дом из палочек». В. Покатился дальше веселый колобок. Вдруг ему навстречу кто – то серый — скок. И говорит: — Помоги мне колобок! Кто же это? (Показ игрушки волка) Д.: Волк. Волк: Я – зубастый серый волк. Я зубами щелк, да щелк! Я хотел построить дом. Чтобы жить с друзьями в нем. А построить не могу! У-у-у!!1 Колобок: Я – румяный колобок, я тебе помочь бы мог. Я ребят попрошу! Ребята, сможете построить волку дом? (Да) Упражнение «Построй дом из палочек». В: Ребята, возьмите из контейнера 5 палочек и еще одну. Сложите из них домик. (Дети строят домики) Молодцы! Пальчиковая гимнастика «Строим дом». Тук, тук молотком Будем строить новый дом. Есть работа для пилы. Застучали топоры. Крыша очень хороша. Тук, тук молотком Получился новый дом! Колобок: Какие красивые дома получились! Тебе нравиться, волк? Волк. Спасибо, ребята, спасибо колобок! И покатился наш колобок дальше. 3.Встреча с медведем. Упражнение «Лабиринт» Вдруг раздался шум и треск, то медведь по лесу лез. (Показ игрушки медведя) Колобок: Что – то грустный ты, медведь. Медведь: Я – медведь, я мед люблю, но никак вот не найду. Пчелы мимо все летят, мед давать мне не хотят. Колобок: Я – веселый колобок, я тебе помочь бы мог. Медведь: Помоги мне, колобок найти тропинку к мёду. Колобок: Я, конечно, помогу, нужную тропинку найду. Какая же правильная помогут дети. Дыхательное упражнение. «Угости медведя вареньем». Чтобы медведь не заснул, сделаем с ним зарядку «Колобок» Медведь: Спасибо, ребята, спасибо, колобок, вот теперь найду я мед! В: Молодцы, ребята! Помогли медведю. И покатился колобок дальше во лесок, а на встречу ему — печальная лиса. Идет, вздыхает. Лиса: Вот и я – сама лиса, на весь лес одна краса. Целый день я все хожу, а колобка не нахожу. Колобок: Я веселый колобок, я тебе помочь бы мог. Лисичка оказалась хитрая, не хочет отпускать колобка. Она говорит, что ей нечем гостей угощать. Но колобок не хочет, чтобы его лиса съела, что же делать? В: Ребята, поможем колобку, сделаем для лисы пирожки? Возьмите тесто, раскатаем его, лепим. Лиса: Ой! Как много пирожков! Какая красота! Колобок: Какие красивые пирожки у вас получились! Угощение лисёнка маленькими пирожками. В: Молодцы, ребята! Лиса: Вот спасибо, ребята, спасибо, колобок! Давай дружить. Пойдём к нам чай пить. Колобок: Спасибо за приглашение! Хорошо, что про чай напомнила! Много я друзей нашел, а про бабушку с дедушкой забыл! Пора домой возвращаться, чай пить! В: И покатился колобок домой через лесок. Исполнилась его мечта. Сколько друзей нашел веселый колобок! И кого в лесу встречал, всем старался, помогал. Вот и закончилось наше путешествие с колобком. Скажите, кого встретил колобок? Какие добрые дела вы сделали вместе с колобком? (Ответы детей). Молодцы! Я горжусь вами! Физминутка. По маленькой дорожке Шагают наши ножки (Шагают) Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топают ногами.) А устали ножки, Хлопают ладошки: (Хлопают в ладоши.) Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. В: Возвращение в детский сад!

Тема: «Путешествие Колобка»

Образовательные цели:

  • Закрепить названия диких животных и их детенышей,
  • познакомить с новым звуком «К»,
  • учить отвечать полным предложением.

Коррекционные цели:

  • Развивать артикуляционную моторику, мимику,
  • грамматический строй речи – умение образовывать сущ. Множ. Числа В.п. , падежное управление сущ. Р.п.;
  • закрепить умение выделять гласные звуки в односложных словах.

Воспитательные цели:

  • Воспитывать положительные эмоции к занятиям, развивать интерес к учебной деятельности.

Предварительная работа:

• С музыкальным руководителем

— распевание напевок на гласные звуки; — упражнения на развитие дыхания : «Понюхай цветочек», «Сдуй листочек»; — игра «Укачай куколку»

• С психологом:

— игры на развитие мимических мышц лица «Качаем бабаочку», «Прогоняем муху» — упражнения по психогимнастике: «Солнышко и тучка», «Ручеек», «Сосулька»

Оборудование:

  • Карточки для артикуляционной гимнастики, картинки с дикими животными и их детенышей, маски диких животных, картинки к игре «Один – много», 5 Теремочков, символы гласных звуков, картинки в названии которых один гласный звук, картинки в названии которых есть звук «К».

Словарь:

  • Деревья, листья, грибы, пни, ветки, цветы, ягоды, лисята, зайчата, медвежата, волчата, ежата, бельчата, нырнул, заснул, улыбнулся.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]