Беседа по экологическому воспитанию «Наш дом — природа» в старшей группе.


Картотека бесед

2. Рассказать детям о пользе фруктов для здоровья детей и взрослых.

3. Спросить какие фрукты покупают детям родители, напомнить, что для того, чтобы быть сильными и здоровыми, обязательно нужно кушать свежие фрукты

4.Игра «Что нам осень подарила- в корзинку положила?»

«Я живу в большом городе»

Цель. Формировать представления детей о факторах окружающей среды большого города, оказывающих влияние на здоровье человека (шум, загрязнение окружающей среды, интенсивные транспортные потоки, большое количество людей, реклама). Познакомить с правилами безопасного поведения на улице города.

Предварительная работа. Во время прогулки с родителями понаблюдать за движением транспорта на улице. Обратить внимание на загрязненность снега вблизи автомобильных дорог, на выбросы из труб котельных, промышленных предприятий, ТЭЦ

Ход занятия:

1. Привлеките детей к составлению изображения улицы большого города на магнитной доске с помощью предметных картинок. Обсудите, какие здания находятся на этой улице.

2. Предложите детям прослушать аудиозапись звуков города, назвать знакомые источники шума, а затем расположить их изображения на магнитной доске.

3. Обратитесь к опыту ребят — покажите им прозрачный контейнер с ватными дисками, которые дети принесли после наблюдений за состоянием зеленых насаждений вблизи дорог; коллективные детские рисунки, на которых по следам наблюдений отражено состояние снега вблизи дорог и автомобильных стоянок.

4. Познакомьте детей с другими источниками загрязнений в природе, (котельные, ТЭЦ, промышленные предприятия).Попросите поместить изображения этих объектов на магнитную доску.

5. Предложите просмотреть видеозапись, сделанную на многолюдной улице. Привлеките внимание ребят к интенсивному движению транспорта, большому количеству пешеходов. Предложите высказать предположения о том, куда направляются идущие но улице люди. Подведите детей к выводу о зависимости психологического состояния и поведения людей от разных дел и забот.

6. Раскройте детям особенности большого города — возможную территориальную удаленность значимых для человека обьектов, необходимость использования транспорта для передвижения по городу, неизбежный контакт с большим количеством людей на улицах, и транспорте, в магазинах, большое количество рекламы и т.д.

7. Познакомьте детей с правилами безопасного поведения на улицах большого города: переходить улицу по пешеходному переходу, держаться вблизи родителей, избегать толпы.

«Всем ребятам надо знать, как по улице шагать»

Цель: Закрепить правила поведения на улице: ПДД, понятие о светофоре и его назначении. Воспитывать правила безопасного поведения на улицах. Способствовать формированию культуры речевого общения в транспорте.

Экологические беседы с детьми дошкольного возраста

Экологические беседы с детьми дошкольного возраста

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от возраста. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение, в котором закладываются основы экологических знаний. Педагоги прибегают к различным средствам, формам и методам, с помощью которых можно эффективно решать задачи экологического образования.

Беседа является одной из важных форм деятельности педагога и воспитанников, так как она представляет большие возможности для экологического образования дошкольников. Беседа приближает ребенка к воспитателю, дает возможность ненавязчиво и незаметно оказывать воспитательное воздействие: ведь воспитание, как подметил В.А. Сухомлинский, — это и есть «постоянное духовное общение учителя и ребенка». Беседа широко используется в любых видах деятельности педагога и детей. Для ее проведения можно использовать целый комплекс методов и методик: игры, драматизация, обсуждение ситуаций, отрывков из произведений писателей, материалов фольклора, музыки, репродукций произведений живописи. Все это способствует не только формированию экологических знаний, но и становлению личностной позиции, воспитанию эмоций и чувств.

Экологические беседы необходимо проводить в течение всего года. Так, осенью, мы беседуем с детьми на темы: «Почему деревья осенью раздеваются», «Осень — это хорошо или плохо», «Почему звери меняют шубки», «Как живут растения зимой», «Как животные готовятся к зиме». Используем подвижные и дидактические игры: «Коршун и наседка», «К названному дереву беги», «Что изменилось?», «Найди пару», «Чей домик?» и др.

В книжном уголке выставляем для детей научную и художественную литературу. Знакомим дошкольников с художественной литературой, согласно перспективному плану по экологии. В подготовку к предстоящей беседе подключаются и родители. Для этого в «Родительском уголке» или в групповом чате размещаем список литературы для домашнего чтения с детьми, рекомендации и статьи по теме беседы и вопросам экологического воспитания дошкольников. К беседе «Покормите птиц зимой» дети и родители начинают готовиться заранее: проводим сбор семян и плодов растений и создаем кладовую для зимней подкормки птиц, что является реальным проявлением заботы и доброты по отношению к обитателям природы. Беседу по этой теме проводим в декабре, когда зима вступает в свои права. Дети уже знают, что зимовать в наших краях остаются птицы, которые могут найти для себя пищу в суровое время года.

Эти знания подтверждаются наблюдениями за воробьями, воронами, синицами, снегирями и свиристелями на экскурсиях и прогулках. Выясняется, много ли птиц можно увидеть сейчас в природе? Почему улетели в теплые страны насекомоядные и водоплавающие птицы? Чем питаются птицы зимой? Какую еду любят разные птицы? Сообщаем, о том, что воробьи любят семена травянистых растений, снегири — семена рябины, березы, сирени, а вороны и сороки — различные отбросы. Говорим, что в зимнее время птицы менее разборчивы в еде, поэтому для подкормки птиц годится некоторая пища с нашего стола. Так чем подкармливать? Синицы предпочитают кусочки несоленого сала и мяса, крошки белого хлеба, воробьи — крупу, семена, хлебные крошки, снегири — семена арбуза, тыквы и подсолнечника. Знакомимся с правилами подкормки птиц.

В конце беседы принимаем с детьми решение: совместно с родителями сделать и повесить кормушки на территории детского сада и во дворах своих домов. Кормушки обычно выполняем из бросового материала. В беседе используем стихи, которые затрагивают душу ребенка и находят в его душе эмоциональный отклик. А так же загадки, которые оживляют беседу, поддерживают интерес воспитанников, активизируют познавательную деятельность, развивают умение наблюдать и познавать природу.

Беседу «Что ты видел необычного в природе?» проводим и осенью, и зимой, и весной, и летом. Природа является неиссякаемым источником красоты, тайн и загадок. Нередко дети в старшем дошкольном возрасте теряют интерес к ближайшему природному окружению, считая, что ничего интересного рядом с собой они не увидят. А открыть им новые тайны, увидеть красоту в обычной и привычной снежинке, сосульке, заснеженной кроне деревца помогает беседа об удивительном. Конечно, легче такую беседу проводить в весеннее и летнее время, когда распускаются зеленые листья деревьев и кустарников, когда повсюду раздаются птичьи голоса, когда красота природы — ее звуки, краски — не оставляют никого равнодушным. Труднее это сделать в зимнее время, когда объектов для детских наблюдений немного, но легче обратить внимание на их формы, линии и краски — на фоне белоснежного снега.

При подготовке к зимней экологической беседе используем возможности экскурсий и прогулок в лесопарк, на огород (находится на территории детского учреждения). Обращаем внимание детей на возвышающиеся над снежным покровом сухие высокие стебли, формы и цвет туч на небе, тени на снегу, кроны кустов и деревьев, снежные сугробы, окраску птиц и т.п. Вместе с детьми собираем зимние букеты из сухих трав, которые ставим в группе. Они радуют ничуть не хуже, чем букеты из цветущих трав летом. Во время снегопада загадываем загадки о снежинках, и рассматриваем падающие снежинки на ярком фоне детской одежды — удивляемся их разнообразию.

Таким образом, исподволь готовим обстановку для открытий необычного в обычном. И открыть их детям во многом помогают произведения народного фольклора, в частности — загадки, пословицы, приметы, которые в иносказательной форме рассказывают об объекте природы или явлении. Вот, например, с какими приметами знакомим детей в зимний период:

Разворковались голуби — будет хорошая погода.

Кошка свернулась клубком — на мороз.

Вороны летают и кружатся — к морозу.

Мир природы таит в себе множество прекрасного и удивительного для восприятия и познания маленького человека. А создание у ребят определенного настроя к их открытиям и исследованиям выполняет экологическая беседа. Темы для бесед и проблем выбираем такие, чтобы они вызывали интерес у детей. Пробуждали стремление к открытию и изучению своего природного окружения, к наблюдению в нем различных явлений, закономерностей и связей. А это — является условием того, что дети станут в будущем хорошими хозяевами своей земли, учитывающими в своей деятельности и поведении знания экологических взаимосвязей.

Литература:

1. А.И. Иванова. Живая экология. – М.: Творческий , 2006

2. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Санкт – Петербург: Детство — пресс, 2002

3. Л. П. Симонова. Ключи от природы, или этические беседы по экологии. – М.: «Агар»,1998.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]