Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №18 «Светлячок» городского округа города Кумертау Республики Башкортостан
Обучающие игры по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста
Подготовила воспитатель
Халиуллина О.В.
2017 г.
«Кафе «Вкусно и полезно»
Цель: расширить знания детей о потребностях человека в пище, учить сравнивать вкусные и полезные продукты, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Материал: меню с изображением продуктов питания.
Воспитатель «приглашает» детей в кафе. У каждого на столике лежит меню с изображением продуктов питания. Предлагается сделать заказ самых вкусных и полезных продуктов, назвать их и сравнить, какие из них можно часто употреблять в пищу, а какие редко и почему.
«Туристический поход»
Цель: уточнить знания дошкольников об основных потребностях человека.
Материал: карточки с изображением разных вещей.
Дети делятся на три команды, каждая из которых готовится в поход на юг, на север, в пустыню. Команды могут взять только те вещи, которые будут необходимы им в тех условиях, в которые они попадут.
Вещи, изображенные на картинках, размещаются по всей групповой комнате, участники команд выбирают то, что, на их взгляд, им нужнее всего. В конце игры команды проверяют друг друга и объясняют свой выбор.
«Предприятия нашего города»
Цель: закрепить знания детей о профессиях, научить устанавливать зависимость между результатом трудовой деятельности и профессией человека, воспитывать интерес к людям разных профессий, уважительное отношение к ним.
Материал: фотографии с изображением цехов различных предприятий.
Детям раздаются фотографии с изображением цехов предприятий города. Им необходимо назвать предприятие, профессий людей, работающих на нем, и продукцию, которую они производят.
«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры дошкольников; воспитывать уважение к людям труда.
Материал: карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, денег.
Воспитатель предлагает детям разделиться на три семьи. Каждому необходимо вытянуть карточку с изображением членов семьи, результатом их труда. Сумма денежного вознаграждения за труд на карточке не указана, дети ее определяют сами. Каждая семья должна определить свой бюджет и в конце игры сравнить, у кого он больше. Варианты семейного бюджета могут быть разные. Например, вариант 1: папа — юрист, зарплата…, мама — продавец, зарплата…, сын — студент, стипендия…; вариант 2: папа — водитель, зарплата…, мама — учитель, зарплата…, дочь — ученица 2-го класса и т.д.
«Товарный склад»
Цель: продолжать учить детей различать товары по их принадлежности к определенной группе (мебель, одежда, обувь, бытовая техника, продукты питания и т.д.).
Материал: карточки с изображением товаров, фургоны с названием магазинов, куда будет развозиться товар: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель».
Воспитатель предлагает детям выступить в роли водителей-экспедиторов и развести товар с помощью специальных фургонов по соответствующим магазинам: «Обувь», «Одежда», «Продукты питания», «Бытовая техника», «Мебель». Каждый водитель-экспедитор находит карточки с товаром для своего магазина. Выигрывает тот, кто правильно подобрал товар.
«Советы покупателю»
Цель: учить детей находить выход из экономической ситуации, формировать основы экономической культуры личности ребенка.
Воспитатель приводит детям различные экономические ситуации и просит их разрешить. За каждое правильное решение дается фишка, выигрывает тот, кто набрал максимальное количество фишек.
Ситуация 1. Когда выгоднее покупать шубу: зимой или летом? Почему?
Ситуация 2. На рынок привезли яблоки. Продавцу Свете яблоки доставили свежие, большие, с красными боками, а продавцу Косте яблоки привезли маленькие, сморщенные. Цена на них одинаковая. У кого яблоки купят быстрее?
Ситуация 3. Мальчик Миша решил навестить свою больную бабушку и купить ей бананы. В магазине они стоили 3 тысячи, а на рынке — 2 тысячи. Где Миша купит бананы? Почему?
Ситуация 4. Если цены на молоко стали выше, что произойдет с ценами на продукты из него?
Ситуация 5. Когда будут дешевле яблоки и груши: летом или зимой? Почему?
Ситуация 6. На что расход денег будет больше: на покупку машины или билета на поезд?
О. Прокофьева
Сюжетно-ролевая игра по экономике “Магазин доброй Феи”
Цель:
дать детям возможность приобрести желаемое посредством покупки (путем игрового действия); учить выбирать покупку, придумывая необходимость ее для себя; воспитывать умение выбирать покупку в соответствии с качеством ее изготовления; воспитывать внимательность, бережливость, умение экономно подходить к выбору товара, приобретению покупки; продолжать вводить в активный словарь слова продажа, покупка.
Оборудование
: кукла в голубом платье, билеты для покупки товара, товар в виде игрушек-самоделок.
Предварительная работа:
экскурсия в магазин цветов.
Ход сюжетно-ролевой игры
В.
Ребята, мы с вами совсем недавно были в цветочном магазине и покупали там семена цветов. Ну, а помнит ли кто из вас сказку «Цветик-семицветик»? Да, там было много чудес! А хотели бы вы оказаться вновь в какой-нибудь сказке? Я так и думала, что вы захотите опять побывать в сказке. Сегодня ваше желание исполнится. Добрая, замечательная Фея приглашает вас в свой волшебный магазин.
Воспитатель показывает куклу, одетую в красивое голубое платье, и ведет детей к месту, где расположен магазин Феи. Через аудиозапись Фея обращается к детям: «Здравствуйте, друзья, я очень рада приветствовать вас в моем магазине. Посмотрите внимательно, что в нем продается?». (Дети ходят и внимательно рассматривают товар.)
В.
Ребята, поскольку магазин Феи волшебный, то и покупку здесь можно произвести только за специальные билеты, которые для вас Фея и приготовила. Но вот неожиданность! Вас, ребята, оказалось гораздо больше, чем билетов на покупку. И поэтому каждому из вас Фея вынуждена выделить только по пять билетов.
Следовательно, вы должны выбрать такие покупки, которые вам очень необходимы. На один билет вы можете приобрести только одну покупку. А сколько всего вы можете приобрести покупок? Да, правильно, всего только пять. Вот и подумайте теперь, выбирая покупку, что вам нужно купить, а что купите в другой раз.
Воспитатель с куклой Феей становится у столика, где производится распределение билетов на покупку. (В магазине лежат и некачественные товары: сумочка с оторванной ручкой, порванная салфетка и т. д.) Воспитатель следит за тем, как дети выбирают покупки.
В процессе игры воспитатель предлагает детям посоветоваться между собой в выборе покупки.
После того, как дети определились в выборе товаров, они вместе с воспитателем оценивают его. Воспитатель уточняет, довольны ли дети покупкой. Далее все благодарят Фею за покупки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть бракованные товары. Уточняет, почему эти товары никто не купил.
Фея отмечает, что эти товары будут возвращены на фабрики для устранения брака.
После того, как дети обнаружили некачественную продукцию, Фея объясняет им, что этот товар она специально попросила привезти незаконченным, чтобы научить детей быть внимательными во время покупки, уметь оценивать товар по качеству его изготовления.
Экономическая игра для детей «Магазин»
Цель экономической игры:
расширять представление детей о том, что такое магазин;
дать новое понятие «товар»,
продовольственные и промышленные товары,
цена;
разновидности магазинов;
закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги;
воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Ход экономической игры для детей
В.
Ребята, мы очень много с вами знаем об истории возникновения денег: как они появились, что использовали раньше вместо денег, какие сейчас существуют деньги в разных странах.
Воспитатель повторяет и закрепляет с детьми уже знакомый материал на тему: «Деньги и история их возникновения».
В.
А что же такое магазин? (Ответы детей.) Правильно, это то место, где люди совершают покупки. Что можно купить в магазине? (Ответы детей.) Кто знает, как можно одним словом назвать все то, что продается в магазине? (Товар.) Значит, товар — это все то, что продается в магазине.
Отгадайте загадку:
Угадай, как то зовется,
Что за деньги продается.
Это не чудесный дар,
А просто-напросто… (Товар.)
Назовите продовольственные товары, т.е. товары, которые можно купить в магазине и употреблять в пищу. (Хлеб, молоко, яйца, конфеты и т. д.)
А теперь попробуйте назвать промышленные товары (одежда, обувь, головные уборы и т. д.). (Ответы детей.)
Значит, товары у нас бывают какие? (Продовольственные и промышленные.)
Подумайте, ребята, что нужно иметь покупателю и что нужно знать для того, чтобы купить товар. (Иметь деньги, знать цену.) А что же такое цена? (Это то, сколько стоит товар.) Всегда ли цена на товар одинаковая? (Нет.) Значит, товары бывают дешевые и дорогие.
Скажите, выгодно ли покупателю покупать дешевый товар? А выгодно ли продавцу продавать дешевый товар?
Значит, цена влияет на то, сколько можно купить товара. (Дешевой продукции — много, дорогой — мало.)
Какой товар покупали бы вы — дешевый или дорогой? Почему?
Ребята, с одной стороны, это правильно, когда вы экономите деньги, покупая дешевый товар, и у вас еще остаются деньги на другую покупку. Это хорошо.
Но может ведь быть и такая ситуация. Например, в магазине продается обувь.
Одна пара обуви стоит дешево, но качество у него не очень хорошее, т. е. она не так удобна. Нет гарантии, что она будет служить долго. К тому же, в продаже есть эта обувь только больших размеров.
Вторая пара обуви стоит дороже, но она очень удобна и практична. Эта пара обуви произведена известной фирмой, из качественных материалов ее качество гарантировано.
Какую бы обувь вы купили — ту, что дешевле, но низкого качества или ту, что дороже, но более качественную? (Ответы детей.)
Необходимо обратить внимание детей на то, что дешевый товар покупать хорошо, но важно обращать внимание и на качество продукции. Иногда, как видите, есть смысл купить дорогую, но более качественную вещь.
В.
Мы уже с вами выяснили, что есть продовольственные товары, а есть промышленные товары. А какие у нас бывают магазины? (Овощной, хлебный, колбасный, рыбный — магазины продовольственных товаров; мебельный, обувной, «Одежда» и т. д. — магазины промышленных товаров.)
Как же называются люди, которые работают в магазине и продают товары? (Продавцы.) А те, кто покупают эти товары? (Покупатели.)
В чем заключается работа продавца в магазине? Например, в продовольственном магазине? А в магазине, где продают ленты, пуговицы, ткани? А в обувном магазине? (Ответы детей.) Хотели бы вы стать продавцом в магазине? (Ответы детей.)
Воспитатель предлагает детям поиграть в сюжетно-ролевую игру «Магазин». Обращает внимание на культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.
Дидактический материал по курсу «Экономика»
МБОУ «Зуятская основная общеобразовательная школа»
Дидактический материал
по курсу «Экономика»
(внеурочная деятельность)
Учитель начальных классов
Кустова Тамара Геннадьевна
Знание экономических законов необходимо современному человеку. Чем раньше произойдёт первое знакомство с их содержанием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития. Курс экономики для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий. Учащимся дается лишь ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики.
Учащиеся должны знать: экономика – это точный расчет, знание основных экономических законов, понятий, категорий.
На таких уроках дети учатся понимать роль и значение экономики в жизни общества, каждой семьи, человека; на уровне представлений знакомятся с основными экономическими категориями. Учить умению рассуждать, используя экономические понятия, делать логические умозаключения на основе приобретённых знаний – одна из задач этих занятий. Важно показать связь экономики с другими науками.
Курс «Экономика» является факультативным курсом. Об этом следует помнить при подготовке занятий, не перегружая и без того насыщенную программу. Большое количество прорабатываемых задач, привлечение дополнительного материала и игровых форм проведения занятий – залог успеха в изучении экономики.
Формированию осознанного и прочного навыка обращения с экономическими понятиями и категориями способствует постоянное их использование не только на занятиях кружка, но и на других уроках. Занятия кружка ведутся по учебнику Татьяны Смирновой «Белка и компания», в котором материал излагается в виде сказок о лесных жителях. Для запоминания «сухих и скучных» терминов использую игры, загадки, кроссворды, которые сначала сочиняю сама, в процессе занятий в эту работу с удовольствием включаются и дети.
Цель игры: в игровой форме познакомить детей с морально-этическим кодексом современного предпринимателя.
Задание: собрать 10 правил успешного предпринимателя из разрезных карточек (начало правила напечатано одним цветом, конец — другим).
Работу можно выполнять в группах, парах, индивидуально.
ПРОЯВЛЯЙ УВАЖЕНИЕ | К ЗАКОНУ. |
БУДЬ ЧЕСТЕН | И ПРАВДИВ. |
УВАЖАЙ ПРАВО | ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. |
ЛЮБИ И УВАЖАЙ | ЧЕЛОВЕКА ТРУДА. |
СЛОВО НИКОГДА | НЕ РАСХОДИТСЯ С ДЕЛОМ. |
РЕАЛЬНО ОЦЕНИВАЙ | СВОИ ВОЗМОЖНОСТИ. |
ИМЕЙ ПЕРЕД СОБОЙ | ЯСНУЮ ЦЕЛЬ. |
ПРИ ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛИ | НЕ ПЕРЕХОДИ ГРАНЬ ДОЗВОЛЕННОГО. |
ТВОЙ ТРУД ДОЛЖЕН БЫТЬ | ПОЛЕЗЕН ДЛЯ ОБЩЕСТВА, ГОСУДАРСТВА. |
СТРЕМИСЬ К СОТРУДНИЧЕСТВУ | С КОНКУРЕНТАМИ. |
у |
с |
п |
е |
х |
о |
в |
в |
а |
м |
- Ресторанчик свой открыл
И, конечно, поспешил.
Друзей и слушать он не стал,
Даже дом свой потерял. (Фукс)
- Он в своей норе живет,
У него полно забот.
Всех друзей он приютил,
Свою гостиницу открыл. (Барсук)
- В доме пахнет пирогами
И горячими блинами.
Здесь уютно и тепло.
Кто хозяюшка его? (Белка)
- Он подумает семь раз,
Прежде чем решить,
Отвечая на вопрос:
Быть или не быть? (Пыхтя)
- Всё слышит, всё знает.
Посредником быть желает. (Сорока)
- Может выручить друзей,
Помня лишь о выгоде своей.
И за это поплатилась:
Её торговля развалилась. (Крыса)
- Со всеми он приветлив,
Всем готов помочь.
Но всего боится,
Когда наступит ночь. (Шмыг)
Для игры понадобится:
- большие карточки для игроков,
- карточки для ведущего с определениями экономических терминов,
- фишки, которыми закрываются ячейки на больших карточках.
Правила игры:
В эту игру играют так же, как в обычное лото. Большие карточки с экономическими терминами надо поделить между игроками. Ведущий достает из мешочка по одной карточке, на которой написано определение какого-либо экономического понятия, читает это определение. Игроки, у которых на карточке есть определяемое понятие, поднимают руку. Тот, кто оказался самым быстрым (одно и то же слово есть на нескольких карточках), получает от ведущего фишку, которой закрывает ячейку. После того, как все фишки закончились, ведется их подсчет. Побеждает тот, кто закрыл на своей карточке наибольшее количество ячеек.
Карточки с определениями добавляются в мешочек ведущего по мере изучения их на занятиях.
Карточки для игроков
ТОВАР | ЦЕНА | СЕБЕСТОИМОСТЬ |
ПРИБЫЛЬ | ПОСРЕДНИК | ЗАЛОГ |
АРЕНДА | НАЛОГИ | СОБСТВЕННОСТЬ |
БАНК | КОМПАНЬОН | ШТРАФ |
АКЦИЯ | КОНКУРЕНЦИЯ | ФИНАНСИРО-ВАНИЕ |
НАЛОГИ | ПРОИЗВОДСТВО | АУКЦИОН |
ВЕКСЕЛЬ | БАНКРОТСТВО | ПОСРЕДНИК |
ПАЙ | АКЦИОНЕР | СОВЛАДЕЛЕЦ |
ПРИБЫЛЬ | КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА | ШТРАФ |
НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ | ЗАСТОЙ | ПРОИЗВОДСТВО |
АУКЦИОН | ЦЕНА | БАНКРОТСТВО |
ОБОРОТ | ЗАЛОГ | МОНОПОЛИЯ |
БАНКРОТСТВО | НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ | СЫРЬЁ |
МАХИНАЦИЯ | ПРЕДЛОЖЕНИЕ | БАНК |
КОРПОРАЦИЯ | ДИВИДЕНТ | НАЛОГИ |
СТРАХОВОЙ ФОНД | КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА | ЧЕК |
КОНТРАКТ | БАНКРОТСТВО | |
АУКЦИОН | РЫНОК СБЫТА | ПОСРЕДНИК |
ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ | СТРАХОВОЙ ФОНД | НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ |
МОНОПОЛИЯ | СПРОС | ПЛАНИРОВАНИЕ |
ЗАЛОГ | КОНТРАКТ | КОНКУРЕНЦИЯ |
КОМПАНЬОН | ОБОРОТ | ТОВАР |
НАЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ | ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ | ПАЙ |
ВЕКСЕЛЬ | СОВЛАДЕЛЕЦ | ЧЕК |
КРИЗИС | ПАЙ | МОНОПОЛИЯ |
РЫНОК | СЫРЬЁ | ПРЕДЛОЖЕНИЕ |
ДИВИДЕНТ | ВЕКСЕЛЬ | СЕБЕСТОИМОСТЬ |
СПРОС | КОНТРАКТ | ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ |
КОНЦЕРН | ЧЕК | КОНКУРЕНЦИЯ |
КОМПАНЬОН | ОБОРОТ | ТОВАР |
ФИНАНСИРО-ВАНИЕ | КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА | АКЦИОНЕР |
ТОВАР | СОБСТВЕННОСТЬ | ДЕФИЦИТ |
АКЦИЯ | МАХИНАЦИЯ | КОРПОРАЦИЯ |
ПЛАНИРОВАНИЕ | БАНК | КРИЗИС |
ТРАНСПОРТНЫЕ РАСХОДЫ | АРЕНДА | ПРИБЫЛЬ |
РЫНОК СБЫТА | ЗАСТОЙ | КОНЦЕРН |
Определения, написанные на карточках ведущего
Продукт труда, созданный для купли-продажи (товар) |
Стоимость товара, выраженная в деньгах (цена) |
Затраты на производство товара самого производителя (себестоимость) |
Разница между ценой и себестоимостью (прибыль) |
Тот, кто помогает продавцу и покупателю найти друг друга (посредник) |
Имущество или другие ценности должника, служащие гарантией его платёжеспособности (залог) |
То, чем мы владеем, пользуемся и распоряжаемся по праву (собственность) |
Предоставление собственности в пользование за определённое вознаграждение и на определённый срок (аренда) |
Обязательные для всех платежи, устанавливаемые властями (налоги) |
Учреждение, которое выполняет различные операции с деньгами и ценными бумагами (банк) |
Человек, участвующий деньгами или своим трудом в общем деле (компаньон) |
Процесс создания товара (производство) |
Соперничество производителей товара за наиболее выгодные условия производства и сбыта (конкуренция) |
Денежное наказание за невыполнение или некачественное выполнение условий договора (штраф) |
Разорение (банкротство) |
Ценная бумага, которая свидетельствует о внесении средств в капитал акционерного общества (акция) |
Часть прибыли, доход, получаемый владельцами акции (дивидент) |
Владелец акции (акционер) |
Письменное обещание вернуть долг к определённому сроку (вексель) |
Способ распродажи, при котором объявляется начальная цена, и покупатели соревнуются за приобретение товара (аукцион) |
Доля средств, внесённая в общее дело (пай) |
Человек, имеющий право на владение частью общей собственности (совладелец) |
Сведения, которые представляют интерес для конкурентов (коммерческая тайна) |
Сема цен товаров, продаваемых за определённое время (оборот) |
Деньги, которые находятся в обращении, то есть используются (наличные деньги) |
Положение, когда производство стоит на месте, не развивается (застой) |
Крайняя степень застоя, когда все проблемы предельно обостряются, нет возможности их разрешить (кризис) |
Всё, что требует переработки для производства товара (сырьё) |
Крупное предприятие, захватившее власть в производстве и на рынке (монополия) |
Отношения, складывающиеся между покупателями и продавцами (рынок) |
Общественная потребность в товарах (спрос) |
Товары, предлагаемые для продажи (предложение) |
Расходы на перевозку и доставку товара (транспортные расходы) |
Документ, по которому можно получить деньги в банке (чек) |
Договор, соглашение, например, о купле-продаже (контракт) |
Плата, которая берётся за право перевозить товары через границу (таможенные пошлины) |
Предоставление денежных средств на определённые цели (финансирование) |
Объединение предприятий, при котором каждое из них не может выступать как самостоятельное (корпорация) |
Объединение предприятий, при котором одно из них, обладающее контрольным пакетом акций, становится главным и управляет делами (концерн) |
Нехватка какого-либо товара (дефицит) Нечестный способ ведения дел, спекуляция (махинация) |
Общие запасы, из которых возмещается ущерб при несчастном случае, непредвиденном бедствии (страховой фонд) |
Все реальные и возможные покупатели (рынок сбыта) |
Способ ведения хозяйства, при котором всё заранее рассчитывается и обязательно выполняется согласно расчётам и в заданные сроки (планирование) |