Конспент занятия по звуковой культуре речи «Путешествие в волшебный мир звуков»


Цель. Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

Ход занятия

«Кто из вас видел хрустальные вещи, которые сверкают при свете ламп? – начинает беседу воспитатель. – Это могут быть… бокалы, рюмки, салатницы, конфетницы, бра, люстры. А может осенний день быть хрустальным?

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера.

Эти строчки написал замечательный русский поэт Федор Тютчев. Какие удивительно точные и красивые слова встречаются в этом четверостишии. Услышали? Осень первоначальная – это какая осень? Каким словом можно заменить слово дивная?»

Воспитатель объясняет, что такое лучезарные вечера. Затем просит детей сосчитать количество слов со звуком р в первых двух строчках стихотворения (повторяет их) и назвать эти слова.

«Можете ли вы назвать два первых звука в слове дивная. Ди – часть слова. Есть и другие слова, начинающиеся на ди-. Какие? (Дима, Дина, Динара, директор, диван…) Давайте заглянем в словарь и найдем слова, начинающиеся на ди-. Итак: диета, диадема, дикарь, диковина, дикобраз, динамо, диск, дирижер. Все слова вам знакомы? И диадема, дикобраз, дирижер? Определите, в какой части слова слышится звук р в слове дирижер?»

Далее педагог предлагает детям поиграть в игру «Я – вам, вы – мне» и напоминает ее правила: «Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение, а я сосчитаю количество слов. Итак, сколько слов в предложении „Поспевает брусника, стали дни холоднее“».

Дети считают слова (4–5 ответов), а затем называют слова в порядке их следования в предложении.

«А теперь поиграем по-другому, – говорит педагог. – Дима, у тебя слово поспевает, у Саши слово брусника, у Иры – стали, у Маши – дни, у Кати –холоднее. Выходите к моему столу и решите, кто с кем будет стоять, а потом проговорите предложение».

Если происходит путаница, игра повторяется с другими участниками. (Прием предложен Г. Беляковой.)

Далее кто-нибудь из детей произносит предложение и просит воспитателя сосчитать и назвать слова в нем. Задание воспитателю дают еще 1–2 ребенка.

Завершая занятие, педагог читает детям стихотворение Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» или К. Бальмонта «Осень».

* * *

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все – простор везде, — Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь — И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… Ф. Тютчев

Осень Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. Солнце реже смеется, Нет в цветах благовонья. Скоро осень проснется И заплачет спросонья. К. Бальмонт

Занятие 3. Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 18Следующая ⇒

Цель.Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Учить определять количество и порядок слов в предложении.

Ход занятия

Педагог уточняет у детей, что за предметы лежат перед ними и для чего они нужны на занятии по развитию речи (карточки из математических наборов, мелкие предметы, листы бумаги, карандаши).

Воспитатель следит за правильностью употребления детьми сложноподчиненных предложений.

Затем предлагает детям хлопнуть в ладоши, если они услышат в слове звук ц

:
цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, завял, певец, танцовщица, балерина, поцелуй
.[5]

Педагог берет на заметку детей, которые ошибаются или реагируют на слово с опозданием, ориентируясь на ответ сверстников. С этими дошкольниками позже необходимо поработать дополнительно. Но это можно сделать и на занятии, предложив только этим детям выполнить новое задание (объяснив причину):царевна, чересчур, упрямая, девица, но, писаная, красавица

.

Воспитатель просит детей очень внимательно прослушать строчки из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи», сосчитать в тексте слова с рычащим звуком р

и показать карточку с соответствующим количеством геометрических фигур (круги, треугольники). Педагог напоминает детям о том, что работать нужно самостоятельно.

Ты куда летишь, сорока? Расскажи! Нам дорогу в лес дремучий Покажи!

Педагог загадывает детям загадку:

Золотое яблочко По небу катается, С утра улыбается. А улыбки – лучи Очень горячи. (Солнышко)

Воспитатель предлагает дошкольникам определить, сколько в тексте загадки слов со звуком ч.

Затем читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком
ч
.

Педагог просит детей нарисовать решетки из трех окошек-ячеек и определить место звука ч

в словах:
чашка, очечник, обруч
. Дети, используя фишки или мелкие предметы, отмечают позицию звука
ч
в словах. (После выполнения каждого задания ребенок убирает фишку (фишки).)

«Слово чашка

начинается на
ча-
, – продолжает занятие воспитатель. – Сколько звуков вы слышите? Назовите эти два звука. Два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог
ча-. (Чай, чайник, часы, чашки.)
Таких слов довольно много».

Воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог ча-,

например:
чайка, чародей, чардаш, ча-ча-ча, частушка, частокол
. Интересуется, что такое чардаш, ча-ча-ча, частокол.

Затем педагог спрашивает у детей, что такое предложение. (Это несколько слов, связанных друг с другом.)

«У замечательного русского поэта Алексея Плещеева есть стихотворение „Внучка“. Оно начинается так: „Бабушка, ты тоже маленькой была…“ Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? В нем четыре или пять слов? Давайте считать. Бабушка

– раз,
ты
– два… А теперь произнесите слова в строгом следовании их друг за другом».

Педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер.

Ребенок. Бабушка.

Дети. Раз. (Один.)

Ребенок. Ты.

Дети. Два.

И так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала.

Педагог говорит детям, что в книгах в конце предложения ставится точка: «Когда будете рассматривать книжки, обратите внимание на точки. Вы увидите, что бывают длинные и очень длинные предложения, а бывают предложения короткие и очень короткие. Если обнаружите что-то интересное, поделитесь со мной своими наблюдениями».

Завершая занятие, воспитатель спрашивает у детей, чему они сегодня учились.(Учились слышать слова, объяснять их смысл, готовились к школе.)

Если останется время, можно прочитать детям стихотворение А. Плещеева «Внучка» (это стихотворение можно также прочитать на прогулке или перед выходом на прогулку).

Бабушка, ты тоже Маленькой была? И любила бегать, И цветы рвала? И играла в куклы Ты, бабуся, да? Цвет волос какой был У тебя тогда? Значит, буду также Бабушкой и я, — Разве оставаться Маленькой нельзя? Очень бабушку мою — Маму мамину – люблю. У нее морщинок много, А на лбу седая прядь, Так и хочется потрогать, А потом поцеловать. Может быть, и я такою Буду старенькой, седою, Будут у меня внучатки, И тогда, надев очки, Одному свяжу перчатки, А другому – башмачки.

Занятие 4. Русские народные сказки

Цель.Выяснить, знают ли дети русские народные сказки.

Ход занятия

Педагог напоминает детям, что в предыдущих группах каждый год их знакомили с русскими народными сказками: «В сказках столько мудрости! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего-навсего какая-то маленькая лягушонка. Сказки учат, не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните?»

Дети часто называют авторские сказки. Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора: «Эти сказки появились очень-очень давно, и их не читали, а рассказывали детям, часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длинной.

Но мы с вами читаем сказки в обработке. Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков. Итак, давайте вспомним названия русских народных сказок».

Воспитатель выслушивает ответы детей и напоминает названия программных сказок, которые они не вспомнили. Затем сообщает, что хочет проверить, помнят ли дети содержание сказок. Педагог зачитывает отрывки и просит детей определить, из каких они сказок.

– Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…(Аленушку.)

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка», в обр. А. Н. Толстого.)

– И все-то она умеет, все у нее ладится, а что не умеет, к тому привыкает, а привыкши тоже ладит с делом. Отец глядит на младшую дочь и радуется. («Финист – Ясный сокол», в обр. А. Платонова.)

– Взяла она чистые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай – рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу – звери рыскучие. («Царевна-лягушка», в обр. М. Булатова.)

«Вы знаете, что есть сказки, есть рассказы, есть стихи, – продолжает разговор педагог. – А как определить сказку? Правильно, в сказках много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди, разговаривают, как люди. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских (купеческих) сына, три невестки, три задания, которые надо исполнить…

А какие удивительные, яркие бывают рисунки к сказкам! Убедитесь в этом сами. Я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг. Порадуйте нас своими наблюдениями».

Занятие 5. Вот такая история!

Цель.Продолжать учить детей составлять рассказы из личного опыта.

Предварительная работа.Педагог рассказывает детям удивительную историю: «Однажды соседи уехали отдыхать и поручили нам заботиться об их коте. Кто хорошо нас знал, в гости захаживал, угощенье выпрашивал. И теперь мы стали его кормить. Днем кот бегал по всему участку, соседских кошек и котов гонял, к своей миске, она на улице стояла, их не допускал.

Как-то мы увидели, как по дорожке от калитки вышагивает наш кот, а рядом с ним семенит маленький ежонок. И кот явно ведет ежонка к своей миске. Ежонок стал кашу с молоком есть, а кот сел рядом и на него поглядывает.

Съел ежонок кошачью еду и назад по дорожке потопал. А кот с чувством выполненного долга растянулся на крыльце, поглядывая на нас. А у нас одна и та же мысль вертится: „Как они друг друга поняли“?»

«Это моя история, – продолжает разговор педагог. – А завтра вы будете рассказывать истории, свидетелями которых вы стали. Посоветуйтесь с родителями, о чем и как лучше рассказать, чтобы порадовать товарищей и меня. Это ваше домашнее задание».

Ход занятия

Педагог интересуется, выполнили ли дети домашнее задание.

Затем заслушивает рассказ первого ребенка. Отмечает удачное начало или, наоборот, говорит, что рассказ выиграл бы, если начать его примерно так (предлагает варианты).

Воспитатель выслушивает еще несколько историй, отметив рассказы, отличающиеся логичностью, образной речью.

В конце занятия педагог обещает послушать остальные истории на прогулке и вечером. «И если история будет очень интересной, вы все ее непременно услышите», – говорит педагог.

⇐ Предыдущая4Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]