Конспект открытого занятия по развитию навыков общения детей в средней группе посредством игры «Цветик-семицветик»


Образовательная область «Коммуникация» (средняя группа)

УровниДидактические игры, упражнения, вопросыКритерии оценки
I. Уровень развития словарного запаса1 Игра «Опиши предмет». Материал: различные предметные картинки. Содержание диагностического задания:Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: — Что это? (Шар.) — Какой он? (Красный, большой, воздушный.) — Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, под­брасывать, пинать.) 2 Дидактическая игра «Закончи предложение». Содержание диагностического задания:Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». — Я буду начинать предложение, а ты — подумай, как его можно закончить. — Сахар сладкий, а перец … (горький). — Дорога широкая, а тропинка … (узкая). — Пластилин мягкий, а камень … (твердый). — Мачеха злая, а Золушка… — Карабас-Барабас злой, а Папа Карло … и т. п.1 балл — словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов. 2 балла — понимает и употребляет слова-антонимы. Допус­кает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик. 3 балла — ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этиче­ские качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики.
I. Уровень развития словарного запаса3. Задание «Расскажи о мальчиках». Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчи­ков: один — чистый, аккуратный, веселый, второй — неряшливый, грустный. Содержание диагностического задания: Воспита
тель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовывает беседу по вопросам: — Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? — Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.) — Быть неряшливым хорошо? — А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрят­ным? — А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т.п.
II. Уровень сформированности грамматической стороны речи1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Материал: чайный сервиз (Для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи). Содержание диагностического задания:Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы. — Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.) Назови известные предметы посуды.
— Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…) — В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.) — А сухарики? (В сухарницу.) И т. п. — Расставь красиво посуду. — Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д. 2. Упражнение «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание пред­ложения: «Наступила ночь и …» «Мы пошли с мамой в магазин и купили…». «Мне нравится зима, потому что…». «Мы делаем зарядку, потому что…» И т. п. 3. Дидактическая игра «Прятки». Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котя­та, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением. Содержание диагностического задания:Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных. — Это лисята. — Это ежата. И т. д. Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.).
1 балл — ребенок не справляется с заданиями. 2 балла — затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар — сахарница), Осмысливает причинно-следствен­ные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчи­ненные предложения. Допускает ошибки в образовании множе­ственного числа существительных, обозначающих животных. 3 балла — ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Пра­вильно образовывает форму множественного числа существи­тельных, обозначающих детенышей животных.
III. Уровень развития связной речи1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». Содержание диагностического задания:В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происхо­дит действие. 2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зай­чик и др. Содержание диагностического задания:Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рас­сказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внима­ние на план описательного рассказа. За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану. 3.Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». Содержание диагностического задания: Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, пе­тушка, бобовое зернышко. — Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? — Что произошло с петушком? — Как ты думаешь, почему петушок подавился? — К кому сначала побежала курочка за помощью? — Для чего нужно было маслице? (Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспом­нить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием наст. театра.1 балл — ребенок не может даже при помощи взрослого рас­сказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по об­разцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преиму­щественно пользуется ситуативной речью, жестами. 2 балла — ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последова­тельности в описании признаков. С помощью взрослого драма­тизирует знакомую сказку. 3 балла — ребенок подробно рассказывает о содержании сю­жетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки.
IV. Звуковая культура речи.Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». Содержание диагностического задания:Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук. ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др. При повторе слов просит назвать первый звук.1 балл — большое количество звуков произносит с искаже­нием, затрудняется в выделении первого звука. 2 балла — не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук. 3 балла — осмысленно работает над собственным произно­шением, выделяет первый звук в слове. Высокий уровень 10-12 баллов Средний уровень — 6-9 баллов Низкий уровень — 4-5 баллов.

«От рождения до школы».

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]