Образовательная область «Коммуникация» (средняя группа)
Уровни | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Критерии оценки |
I. Уровень развития словарного запаса | 1 Игра «Опиши предмет». Материал: различные предметные картинки. Содержание диагностического задания:Воспитатель показывает по одной картинке, например: шар, шапку, ведро, цветы. Просит ответить на вопросы: — Что это? (Шар.) — Какой он? (Красный, большой, воздушный.) — Что с ним можно делать? (Играть, катать по полу, подбрасывать, пинать.) 2 Дидактическая игра «Закончи предложение». Содержание диагностического задания:Воспитатель предлагает ребенку поиграть в игру «Закончи предложение». — Я буду начинать предложение, а ты — подумай, как его можно закончить. — Сахар сладкий, а перец … (горький). — Дорога широкая, а тропинка … (узкая). — Пластилин мягкий, а камень … (твердый). — Мачеха злая, а Золушка… — Карабас-Барабас злой, а Папа Карло … и т. п. | 1 балл — словарный запас бедный, затрудняется в подборе слов антонимов. 2 балла — понимает и употребляет слова-антонимы. Допускает ошибки или затрудняется в определении разнообразных свойств и качеств предметов, эстетических характеристик. 3 балла — ребенок активно употребляет слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики. |
I. Уровень развития словарного запаса | 3. Задание «Расскажи о мальчиках». Материал: сюжетная картинка с изображением двух мальчиков: один — чистый, аккуратный, веселый, второй — неряшливый, грустный. Содержание диагностического задания: Воспита тель предлагает ребенку рассмотреть картинку с изображением двух мальчиков. Затем организовывает беседу по вопросам: — Что ты можешь сказать о мальчиках? У них одинаковое настроение? — Один мальчик веселый, а другой какой? (Грустный.) — Быть неряшливым хорошо? — А что нужно делать для того, чтобы быть чистым и опрятным? — А какой мальчик тебе нравится? Почему? И т.п. | |
II. Уровень сформированности грамматической стороны речи | 1. Дидактическое упражнение «Сервируем стол». Материал: чайный сервиз (Для кукол), предметные картинки с изображением продуктов питания (муляжи). Содержание диагностического задания:Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы. — Как можно назвать все предметы? (Обращает внимание на чайный сервиз.) Назови известные предметы посуды. — Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (Сахар, чай, сухарики…) — В какую посуду положить сахар?» (В сахарницу.) — А сухарики? (В сухарницу.) И т. п. — Расставь красиво посуду. — Где лежит чайная ложка? (Рядом с блюдцем или справа от блюдца.) И т. д. 2. Упражнение «Закончи предложение». Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения: «Наступила ночь и …» «Мы пошли с мамой в магазин и купили…». «Мне нравится зима, потому что…». «Мы делаем зарядку, потому что…» И т. п. 3. Дидактическая игра «Прятки». Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, ежата, лисята) или предметные картинки с их изображением. Содержание диагностического задания:Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных. — Это лисята. — Это ежата. И т. д. Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек. После того как ребенок открывает глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, котят и т. д.). | 1 балл — ребенок не справляется с заданиями. 2 балла — затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар — сахарница), Осмысливает причинно-следственные отношения, преимущественно в речи использует простые предложения или сложносочиненные, исключая сложноподчиненные предложения. Допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих животных. 3 балла — ребенок образовывает новые слова по аналогии с уже знакомыми. Понимает и употребляет предлоги в речи. Осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения. Правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. |
III. Уровень развития связной речи | 1. Дидактическая игра «К нам пришел почтальон». Материал: сюжетные картинки «Времена года». Содержание диагностического задания:В игре могут участвовать 4 ребенка. Воспитатель подбирает открытки с несложным сюжетом, но так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. Воспитатель сообщает, что почтальон принес всем детям открытки. Получив открытку, дети не должны показывать ее друг другу. Нужно рассказать о сюжете так, чтобы было понятно, в какое время года происходит действие. 2. Дидактическая игра «Расскажи об игрушке». Материал: набор разных игрушек: машинка, мяч, кукла, зайчик и др. Содержание диагностического задания:Воспитатель показывает игрушки и предлагает образец рассказа об одной из них. Повторяет его еще раз, обращая внимание на план описательного рассказа. За тем предлагает описать любую из игрушек по такому же плану. 3.Инсценировка сказки «Петушок и бобовое зернышко». Содержание диагностического задания: Воспитатель достает из сказочного сундучка курочку, петушка, бобовое зернышко. — Как ты думаешь, из какой сказки данные герои? — Что произошло с петушком? — Как ты думаешь, почему петушок подавился? — К кому сначала побежала курочка за помощью? — Для чего нужно было маслице? (Проводится краткая беседа по сказке, для того чтобы вспомнить ее содержание.) Затем воспитатель предлагает ребенку обыграть сказку с использованием наст. театра. | 1 балл — ребенок не может даже при помощи взрослого рассказать о содержании сюжетной картинки. Не способен по образцу описать игрушку. Во время драматизации сказки преимущественно пользуется ситуативной речью, жестами. 2 балла — ребенок составляет рассказ с помощью наводящих вопросов. Отмечаются единичные случаи нарушения последовательности в описании признаков. С помощью взрослого драматизирует знакомую сказку. 3 балла — ребенок подробно рассказывает о содержании сюжетной картинки, последовательно составляет рассказ об игрушке. Умеет драматизировать отрывки из знакомой сказки. |
IV. Звуковая культура речи. | Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове». Содержание диагностического задания:Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук. ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка и др. При повторе слов просит назвать первый звук. | 1 балл — большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука. 2 балла — не все звуки произносит чисто, выделяет первый звук. 3 балла — осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове. Высокий уровень 10-12 баллов Средний уровень — 6-9 баллов Низкий уровень — 4-5 баллов. |
«От рождения до школы».
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой