Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Заучивание стихотворения с помощью мнемотаблиц» Возрастная группа: старшая группа. Цель: Познакомить детей с новым стихотворением. Задачи: 1.Формировать умение заучивать стихи с помощью мнемотаблицы. 2. Развивать внимание, память, связную речь у детей путем заучивания стихотворения наизусть, используя приемы мнемотехники. 3….
Конспект занятия по развитию речи «Описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему» в старшей группе Конспект занятия по развитию речи «Описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему» в старшей группе. Цель: формировать связную речь. Задачи: образовательные: — учить составлять небольшой описательный рассказ с опорой на картинно-графическую схему; — активизировать…
Мнемотаблицы «Любимые сказки»
Доброго времени суток! Я очень люблю заниматься театрализованной деятельностью с моими воспитанниками. Помимо выступления на праздниках и в театральных постановках, очень важно, чтобы в групповых комнатах были необходимые условия для развития творческого потенциала детей. Предлагаю вашему внимаю карточки — мнемотаблицы.
Мнемотаблица — это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. В моих мнемотаблицах последовательно расположены изображения, в которых зашифровано содержание сказок. При прослушивании сказки взрослым, ребенок запоминает её не только на слух, но и при помощи зрительного восприятия. Знакомую сказку он может пересказать.
На обратной стороне карточек я поместила саму сказку в виде текста. Он расчитан на педагога, если вдруг он не знаком с данной сказкой или забыл некоторые детали.
Картинки сказок я брала с «просторов» интернета, но в основном, с данного сайта: https://www.detiam.com/
Далее, я хочу предложить возможность коллегам воспользоваться моей нароботкой.
Волк и 7 козлят. Таблица DOCX / 2.8 Мб Волк и 7 козлят. Текст DOCX / 14.18 Кб Заюшкина избушка. Текст DOCX / 14.93 Кб Заюшкина избушка. Таблица DOCX / 2.8 Мб Колобок. Таблица DOCX / 4.27 Мб Колобок. Текст DOCX / 19.28 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Таблица DOCX / 22.51 Кб Кто сказал мяу. Сутеев. Текст DOCX / 753.89 Кб Курочка Ряба. Таблица DOCX / 3.65 Мб Курочка Ряба. Текст DOCX / 12.63 Кб Лисичка со скалочкой. Таблица DOCX / 796.68 Кб Лисичка со скалочкой. Текст DOCX / 17.42 Кб Лисичка-сестричка. Таблица DOCX / 542.95 Кб Лисичка-сестричка. Текст DOCX / 16.21 Кб Маша и медведь. Таблица DOCX / 687.65 Кб Маша и медведь. Текст DOCX / 17.88 Кб Петушок-гребешок. Таблица DOCX / 774.23 Кб Петушок-гребешок. Текст DOCX / 18.04 Кб Под грибом. Сутеев. Текст DOCX / 17.19 Кб Под грибом. Таблица DOCX / 1.01 Мб Репка. Таблица DOCX / 5.51 Мб Репка. Текст DOCX / 14.51 Кб Теремок. Таблица DOCX / 605.37 Кб Теремок. Текст DOCX / 16.55 Кб Три котенка. Сутеев. Текст DOCX / 18.4 Кб Три котенка. Таблица DOCX / 539.71 Кб Три медведя. Таблица DOCX / 706.85 Кб Три медведя. Текст DOCX / 16.98 Кб Три поросенка. Таблица DOCX / 1.1 Мб Три поросенка. Текст DOCX / 24.51 Кб Цыпленок и утенок. Сутеев. Текст DOCX / 17 Кб Цыпленок и утенок. Таблица DOCX / 577.2 Кб
Распространенные проблемы в речи детей дошкольного возраста
В большинстве случаев девочки и мальчики дошкольного возраста уже должны полноценно оперировать синонимами и самыми разными образами, описывать все происходящие события, применяя яркие, но одновременно и грамматически правильные словоформы. Но, к сожалению, не все дошкольники могут похвастаться такими умениями. Большинство детей сталкиваются с различными речевыми проблемами:
- Неумение составлять длинные, сложноподчиненные предложения – речь ребенка состоит исключительно из простых, лаконичных предложений.
- Ребенок не может самостоятельно сформулировать логически правильное и завершенное предложение.
- Систематическое применение нелитературной лексики.
- Минимальный, бедный словарный запас, который не соответствует возрастной категории ребенка.
- Дошкольник не может самостоятельно формулировать вопросы и отвечать на поставленные вопросы.
- Плохой уровень дикции.
- Дошкольник не может строить правильные логические выводы и утверждения.
Для исправления таких речевых дефектов часто применяется мнемотехника, которая получила широкое распространение среди многих специалистов.
Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»
Мнемотехника для дошкольников «Мнемотаблицы на слова»
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. п.
На своих развивающих занятиях по совершенствованию познавательной сферы я использую «Мнемотаблицы на слова» (гриб, чашка, зима, осень и т. д.) .
Это помогает решить следующие обучающие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов – зрительно-пространственной памяти, внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами запоминания и составления рассказов.
Работа с мнемотаблицей:
1. Рассматривание мнемотаблицы.
2. Перекодирование информации.
3. Воспроизведение таблицы по памяти.
www.maam.ru
Области использования мнемотаблиц
Мнемотаблицы для становления и развития связной речи (развивающие и обучающие) – это изображения текстовой информации, которая предварительно разбивается на группы слов в последовательной поочередности. На каждую группу слов приходится одна иллюстрация. Благодаря такой схематической зарисовке информации, малыш её легко воспринимает, запоминая всё без особых усилий.
С помощью мнемотаблиц по развитию речи осуществляется:
- Запоминание сказок или стишков. Маленькие дети с повышенным интересом принимают участие в дидактических играх по известным им сказкам. В домашних условиях можно предлагать ребенку рассказать сказку своей любимой игрушке, используя при этом серию картинок. Также можно совместно нарисовать мнемотаблицу, изображая героев событий собственно придуманными символами, например треугольник – это человек, волнистая линия – тучка на небе. Таким образом, происходит не только формирование связной речи, а и активное развитие воображения, фантазии с проявлением скрытых творческих способностей детей.
- Разучивание общих правил, например, как правильно чистить зубки. На схемах изображается последовательность всех манипуляций, которые элементарно воспринимаются и запоминаются.
- Составление рассказов, описывающих предметы, события, домашних животных и др. Ориентируясь на картинки, которые отвечают на основные вопросы: кто это, какого цвета, какие издает звуки, что любит кушать и др., дети могут составить последовательное описание.
- Работа над пересказом. После прочтения текста выделяются самые трудные слова, смысл которых необходимо разъяснить малышу. После объяснений должна проводиться беседа по всему содержанию текста с демонстрацией рисунков из мнемотаблицы. Совместный пересказ с использованием картинок позволит ребенку быстро запомнить информацию и самому рассказать услышанную историю.
- Разгадывание загадок. С помощью мнемотаблиц дети учатся определять точный объект, ориентируясь на его признаки. На первом этапе необходимо объяснять ребенку всё, что изображено на каждом рисунку, и только после этого предлагать самостоятельно отгадать зашифрованный предмет.
Логопедические занятия по развитию связной речи с применением разнообразных мнемосхем предполагают запоминание с расшифровкой сюжетных иллюстраций, приведенных в таблице. Вид и тематическое наполнение мнемотаблиц может быть разным, выполнение может быть печатным (карточки Домана) или сделанным вручную. Карточки для развития речи на первых занятиях должны быть небольшими с легкими сюжетными линиями, их рекомендовано располагать по 3-4 шт в одном ряду, в таком положении они легче поддаются восприятию.
LiveInternetLiveInternet
Разучивание стихотворений с детьми старшего дошкольного возраста с использованием мнемотаблиц.
Мнемотехника – это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
— развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
— перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
— развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.
Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.
При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
— добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
— формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
— применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.
Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.
Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.
Этапы работы над стихотворением:
- Педагог выразительно читает стихотворение.
- Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.
- Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
- Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
- Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
- Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
- Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Читать далее…
Мнемотаблицы для детей средней — старшей группы «Время года и их явления»
Мнемотаблицы для заучивания стихотворений в старшей группе
Краткое описание: Наглядно-дидактическое пособие в техники — мнемотаблица для лучшего запоминания информации и заучивания стихотворений «Времена года и их явления» для детей среднего и старшего дошкольного возрастов. Назначения материала: пособия могут использовать воспитатели, логопеды, дефектологи и родители и дети для самостоятельной работы. Оборудование: 4 карточки со стихотворением и мнемотаблицей «Зима» (Л. Хованская), «Весна» (В. Лунина), «Лето» (Е. Эрато), «Осень» (М. Ходякова). 4 карточки с мнемотаблицей в картиках со словами и 1 пустая для самостоятельной работы детей «Зима», «Весна», «Лето», «Осень» (разрезать карточки. После заучивания стихотворений дать ребенку самому расставить карточки в правильной последовательности) Цель: Познакомить детей со временами года и их явлениями. Заучить стихотворение. Задачи: • Заучивание стихотворения; • Научить перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот; • Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение); • Обогащать словарный запас; • Развитие мышления; • Развитие фантазии; • Научить опираться на картинки для составления описательных элементов и пересказа стихотворения наизусть.
Технология работы с мнемотаблицами:
— рассматривание таблицы и разбор изображенных на ней символов; — перекодирование информации (преобразование символов в образы); — пересказ стихотворения воспитателем с опорой на символы (начальный этап работы с мнемотаблицами), детьми совместно с воспитателем или самими детьми.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Так же дети могут самостоятельно работать с карточками:
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы по теме «Времена года» Опыт работы воспитателя детского сада. Использование мнемотаблиц в старшей группе Конспект НОД по познанию и речевому развитию в средней группе. Времена года Конспект занятия «Времена года» в подготовительной группе
Похожие статьи:
Развлечение путешествие в старшей группе. Времена года
Беседа в детском саду в подготовительной группе. Времена года в лесу
Конспект занятия на тему «Времена года» в средней группе детского сада
Задания про времена года для детей 5-7 лет