Мастер-класс: «Изготовление пособий по развитию математических представлений у детей своими руками»методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа) по теме


Математические игры своими руками

Елена Маргелова

Математические игры своими руками

Игра «Собери МУХОМОР»

Цель: закреплять умение соотносить количество и число.

Материалы: Отдельно шляпки мухоморов с разным количеством белых точек в пределах 10-ти, и отдельно ножки мухомора с числами от1 до 10.

Описание: Играть можно как индивидуально, так и всей группой по очереди выходя и подыскивая нужную шляпку с необходимым количеством белых точек для ножки с выбранным числом. (дети не видят с каким числом им попадется ножка, они перевернуты внутренней стороной, а ребенок тянет на выбор)

Игра «Собери ГУСЕНИЦУ»

Цель: закрепить знания о цифрах и их месте в ряду натуральных чисел.

Материалы: отдельные части гусеницы с разными цифрами в пределах 10-ти.

Описание: Каждая чать гусеницы разбросана вразнобой, дети собирают по порядку.

Игра «ПОДБЕРИ ПРИЩЕПКУ»

Цель: закрепление знаний о соотношении количества и числа в пределах 10-ти, повторение названий геометрических фигур, развитие мелкой моторики.

Материалы: барабан с секторами, в которых расположены разные геометрические фигуры в разном количестве в пределах 10-ти. Прищепки с цифрами.

Описание: Детям даются прищепки с цифрами и рулетка с разным количеством геометрических фигур. Рулетку можно крутить, определяя количество геометрических фигур в выпавшем секторе, называть их и находить прищепку с необходимым числом, а можно просто переворачивать круг и крепить прищепки с необходимыми числами, называя при этом геометрические фигуры.

Игра «РЫБАЛКА»

Цель: закрепление навыка решения примеров в пределах 10-ти, формирование представлений о сотаве чисел в пределах 10-ти.

Материалы: картонные ведра, рыбки с примерами в пределах 10-ти на сложение и вычитание.

Описание: Можно работать индивидуально с одним ребенком, он раскладывает рыбок в нужные ведра, а можно с группой детей, кто быстрее и правильно наполнит ведра рыбками.

Игра «УГАДАЙ, КАКОЙ ЦЫПЛЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ?»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материалы: фигурки цыплят с числами от 1 до 10.

Описание. Выставляются цыплята в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. После того,как дети отгадают, какой цыпленок пропущен, показывается спрятанный и ставится на место.

Можно использовать цыплят и в других заданиях,например: вразноброс расставленные цыплята, а дети выстраивают их в правильной последовательности.

Игра «УГАДАЙ, КОТОРЫЙ ПО СЧЕТУ…»

Цель: закрепить навык порядкового счета.

Описание. На наборном полотне или на доске в ряд ставятся все герои сказки «Репка»

.Задание: «Сейчас мы поиграем в игру
«Угадай, которого по счету героя я спрятала?»
Посмотрите, сколько всего героев? выслушав, ответы детей,объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком порядке расположены герои. Затем 1 –го героя я спрячу, а вы скажете, который по счету он был. Кто хочет пересчитать героев по порядку?Ребенок считает: Первый — дед, вторая – баба и т. д. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одного героя. Упражнение повторяется несколько раз.

Нетрадиционные пособия для детей дошкольного возраста по ФЭМП

  • 8 января 2016

Фестиваль «Золотое рукоделие – 2015»
Раздел «Педагогическая мастерская»

Номинация «Волшебная игла»

Предлагаю Вашему вниманию методические пособия, выполненные для детей дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений. Работая воспитателем в детском саду, я очень люблю для своих воспитанников мастерить. Шью для ребятишек из фетра и флиса не только игрушки, но и полезные для детей различные дидактические пособия. Они помогают в работе, а дети их любят за необычность и яркость, и с удовольствием подолгу занимаются самодельными играми, развивая мелкую моторику, память, внимание, логику.

Игры можно использовать в подгруппах или индивидуально, как в игровой, так и учебной деятельности. Данные игры подойдут для детей дошкольного возраста от 2 до 7 лет. Их несложно изготовить из подручных материалов, или как я, из фетра и флиса.

Шнуровка «Собери цветочки»

С помощью игры можно познакомить ребенка с цветом, величиной, счетом. Шнуровка способствует развитию мелкой моторики, позволяет воспитывать у детей способность контролировать свои достижения, инициативность и самостоятельность, способность к волевым усилиям.

«Магнитные цифры»

Игра выполненными из фетра на магнитах, помогут ребенку в игровой форме познакомиться с цифрами, самостоятельно соотносить количество фигур с цифрой, познакомиться с числовым рядом, выкладывать цифры в прямом и обратном порядке.

Шнуровка «Геометрические фигуры»

В наборе геометрические фигуры, выполненные из декоративной пенки. По краю фигуры выполнены отверстия для шнуровки, можно крепить фигуры одного цвета или формы, или по количеству.

Игра «Цветное домино»

Игра состоит из 28 карточек, из 7 цветов. Принцип игры как в обычном домино, только вместо цифр разноцветные круги. Игра познакомит детей с 7 цветами, разовьет интерес к настольным играм, научит усидчивости и умению играть с другими детьми.

Игра «Собери круг из частей»

Игра познакомит детей с делением круга на 2, 4 и 8 частей. Можно придумать и много других игр.

Игра «Гусеница»

Игра на магнитах, для закрепления цифр, соседей числа, прямого и обратного счета. Учит детей подбирать количество предметов к каждой цифре. Можно провести дополнительные игры: «Какой цифры не стало», «Покажи, какое число показывает гусеница» и др.

Вот такие дидактические пособия я мастерю для своих воспитанников в детском саду, дети с удовольствием играют с ними, они долговечны, легко стираются, очень яркие и привлекательные для игры. Спасибо за внимание, буду рада, если Вам понравятся мои дидактические пособия. Удачи в работе!

В работе использованы интернет ресурсы:

https://www.maam.ru/detskijsad/matematicheskaja-igra-volshebnaja-gusenica.

htmlhttps://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-veselaja-shnurovka.html.

Автор: Томарева Лариса Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ д/с № 118 корпус 3 города Тюмени.

Развивающие игры и пособия своими руками

Хочу показать наши игры на развитие слухового восприятия, способствующие развитию речи и слуха, тренировку в развитии цветоощущения, сообразительности и памяти.

Начну, пожалуй, с такой штуки, как слуховое восприятие. Подробно писала тут. Шумовые цилиндры Монтессори.

Заявленный госпожой Монтессори возраст для игр с шумовыми цилиндрами – 3 года и выше. Мы начали в 2 годика, адаптировав под наш возраст. Я сделала всего 4 цилиндра под красной маркировкой и такие же 4 цилиндра под зеленой маркировкой.

Для нас пока достаточно. Как показала практика, можно начинать и с 2-х-3-х штучек для начала. Если аккуратно начать, вашего ребенка потом будет не остановить. Мне, не знаю почему, это игра напоминает нашу детскую «Испорченный телефон».

Играем так: показываю Арине, как я достаю и слушаю цилиндр: подношу к одному уху и встряхиваю, затем то же проделываю у второго уха. Предлагаю ей сделать так же. По очереди она слушает все 4 цилиндра. Задаю вопросы: «Какой шумит громче, а какой тише? На что похож шум?». Потом пробуем искать такой же шум среди цилиндров с зеленой маркировкой (там находятся точно такие же наполнители).

Задаю вопросы, когда она держит в ручках два разных цилиндра: «Они одинаково шумят?» Если цилиндр шумит по другому, ставим его назад в коробку, и берем другой. И так достаем, пока не подберем пару.

Квадраты Никитиных. Официальный сайт .

Квадраты Никитиных – замечательное пособие для развития сообразительности. Мне интересно еще тем, что постепенное решение задач первого уровня плавно ведет к следующим, более сложным. Я сделала схемы в программе Корал. Скачать.

Конечно, в свои 2 годика, мы решаем задачи первого уровня. Но, день за днем – и результаты есть. И они радуют. Сначала я сделала такие квадраты на магнитной бумаге.

Сразу ничего не получалось (даже у меня).

На практике я поняла, что они должны быть обязательно объёмными и не картонными. Поэтому я сделала из фоамирана толщиной 3-4 мм. Эти очень удобные.

Еще подойдут кухонные салфетки из пенки. Вот так складываем. Пока за один раз 2-3 квадрата.

У Никитиных разработана целая система занятий с этими штуками. Начинать предлагает с сортировки по цветам. Для этого нужно иметь квадраты разных цветов. мы сортируем давно по цветам, нам уже не интересно.

Палочки Кюизенера. Думаю, никого ни оставят равнодушными эти маленькие брусочки. Мы – не исключение. Сначала мы их складывали по цветам.

Потом нашли в инете схемы. Скачать. При ближайшем рассмотрении схем оказалось, что для 2-летки они сложные. Я стала рисовать схемы «от руки» на листочках в клеточку, измерив предварительно сами палочки.

Потом уже нарисовала красивые в программе Корал. Скачать.

Сама игра – хорошее пособие для изучения математики, величин, отрезков. Развивает воображение.

Работа с наглядными пособиями

Сэтими наглядным пособиями я провожу занятия по стереометрии в 10 — 11 классе при подготовке к ЕГЭ. Очевидно, что репетитор по математике, использующий реальные трехмерные аналоги чертежей, сможет быстрее сформировать у ученика необходимые навыки работы с многогранниками. Модели облегчают восприятие условий задач и помогают репетитору развивать пространственное мышление школьника. Предупреждаются ошибки, связанные с неверным чтением рисунка и ускоряется процесс поиска алгоритмов решения сложных задач.

Наведите курсор на фотографию и кликните на нее. Она откроется в увеличенном масштабе.

Обратите внимание на специальные крепежи на ребрах моделей. Они двигающиеся и я могу закреплять ими любые положения любых сечений. Это позволяет достраивать модели до их точного соответствия условию конкретной задачи.

Мы можем имитировать сечения, проводить линии в гранях, показывать высоту пирамиды, высоту призмы, апофемные и реберные треугольники и многое другое…

Вместо того, чтобы разбираться в многочисленных нагромождениях и искажениях тетрадного аналога задачи, ее можно воссоздать в реальности.

Использование репетитором по математике реальных моделей помогает ученику распознать

  • скрещивающие прямые
  • перпендикуляры к плоскостям
  • угол между прямой и плоскостью
  • угол между плоскостями

При решении задач ученику предоставляется возможность

  • взять модель в руки
  • повернуть ее к себе удобной стороной
  • вложить листочек, имитирующий сечение
  • провести в сечении любые линии
  • обозначить вершины сечения A,B,C…

Репетитору по математике на моделях удобно

  • давать пояснения к задачам
  • знакомить ученика с видами многогранников и их свойствами
  • указывать ошибки в выявлении различных углов
  • доказывать стереометрические теоремы и выводить формулы

Выдержки из писем репетиторов:

Вера Викторовна, репетитор по математике на пенсии «У Вас прекрасные стереометрические модели. Неужели Вы их делали сами?! Или они покупались? Подскажите, пожалуйста, где можно заказать именно прозрачные пособия? Может быть, кто-то из Ваших знакомых репетиторов их делает? С удовольствием воспользовалась бы их услугами.»

Я ни у кого ничего не покупал, кроме материала для сборки. Все модели сделаны моими руками летом на даче и, насколько я знаю, никто из репетиторов по математике в Москве ничего подобного не предлагает. По крайней мере открытых моделей ни у кого нет. Купить их вряд ли удастся и уж точно на заказ их никто не собирает. Это весьма хлопотное занятие. На каждый экземпляр я трачу в среднем по 5 — 6 часов времени. Обрезаю, зачищаю, подгоняю.

Краювцева И.П., начинающий преподаватель: «Это фантастика! Безумно понравились модели!!! Я сама репетитор по математике и большую часть времени занимаюсь подготовкой к ЕГЭ. Мучаюсь с рисунками в стереометрии постоянно. Ученики не умеют представить себе всей картины в задаче. Каким образом Вам удалось скрепить между собой ребра моделей? Поделитесь, пожалуйста секретом производства.»

До конца не стану раскрывать секреты конструкций. Скажу лишь то, что для ребер был использован моток очень жесткой проволоки с идеально подходящим диаметром под отверстия в пластмассовых крепежных механизмах.


Для соединения боковых ребер с многоугольником основания эти крепления специально подрезались в зависимости от величин углов фигуры в основании. Самым простым занятием оказалась сборка многоугольников для оснований. Для этого я снял обмотку из куска еще одной проволоки (мягкой), порезал ее на кусочки длиной примерно в 1 сантиметр и просто вставил в каждый из них с разных сторон отрезанные кусочки жесткой провоолоки. На мое счастье все размеры идеально подошли друг для друга.

Репетитор по математике о моделях «последнего поколения». Летом я приступил к усовершенствованию наглядных пособий. На ребра последних моделей поставлены специальные ползуночки с отверстиями, через которые можно продеть мягкую проволоку или толстую нитку, имитирующую след от сечения. Кликните на маленькую фотографию, которую Вы видите справа от текста и она откроется в новом окне в увеличенном виде. На фотографии показан такой ползунок крупным планом.


Ползунки позволяют репетитору по математике моделировать следы от любых сечений плоскостей с поверхностью многогранника.

Колпаков Александр Николаевич, репетитор по математике в Москве.

Метки: Геометрия, Пособия репетитора, Репетитор по стереометрии, Репетиторам по математике

Дидактические игры по математике для дошкольников

Математические игры своими руками для детского сада
Автор: Петриченко Елена Николаевна старший воспитатель МДБОУ «ДСОВ № 50» станицы Новомышастовской описание материала: дидактические настольные игры из картона для работы с детьми дошкольного возраста.Могут быть использованы педагогами и родителями. Используются на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Цель: развитие элементарных математических представлений и логического мышления. задачи: 1.развивать логическое мышление 2. формировать и закреплять понятие количественного значения числа до 20 3. формировать и закреплять понятие <,>,= 4. закрепление счета в пределах 20-ти
Игра «Накорми пингвина»

цель: изучение и закрепление счета в пределах от 10 до 20. материал: картонные пингвины с цифрами на животе, набор картонных рыбок.

Ход игры: детям раздаются пингвины, все рыбки выкладываются на середину стола.Детям надо «накормить» своего пингвина рыбками, расположив возле него то количество рыбок,Которое указано на животике. Выигрывает тот,кто сделает это быстрее и правильно.

Игра «Пасхальная курочка»
Цель: закрепление количественного состава числа и порядкового счета от 1 до 12. Материал: картонная курочка с окошком для линейки, картонная линейка с цифрами, набор картонных пасхальных яиц


Ход игры: в окошечке на курочке выставляется при помощи линейки число. Ребенок подбирает столько яиц для курочки, сколько указано в окошечке.

Игра «Крокодильчики»
Цель: ознакомление и закрепление понятия «больше», «меньше» и «равно» Материал: картонные карточки с числами от 1 до 10. картонные знаки «<,>,=» в виде крокодильчиков.


Ход игры: детям выдают по две карточки с числами и набор знаков <,>,= . Дается задание поставить нужный знак между карточками.Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.


возможен и такой вариант игры: детям выдается счетный картонный материал и предлагается выложить определенное количество картинок слева и справа в столбик (например 7 и 5)Дальше детям предлагается поставить знак <,>,= между столбиками.

Игра «Насекомые»
Цель: формирование логического мышления, ориентации на листе, на клетках. материал: пустая табличка 4×4 клетки, набор картонных насекомых: мухи, божьи коровки, пчелки, карточки-схемы.


Ход игры: ребенку выдается пустая табличка, схема и набор насекомых. нужно в соответствии с отметками на схеме расположить насекомых на пустой табличке. муха-черный кружочек пчела- желтый кружочек божья коровка — красный кружочек с начала ребенку предлагаются простые схемы, где заполнена не вся табличка, далее задания усложняются.


схемы:

Рекомендуем посмотреть:

Дидактические игры — раскраски на закрепление навыков счета для детей 3-5 лет Игры с математическим планшетом для детского сада Математическая игра с палочками Кюизенера для детей 5-6 лет Игры для дошкольников с палочками Кюизенера

Похожие статьи:

Методики раннего обучения детей математике

Игры для обучения детей 3-6 лет математике

Стихи для обучения детей счету

Математические задачи игры для дошкольников

Логические игры по математике для дошкольников

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]