ФЦКМ занятия в старшей группе «Животные в природе и дома»


Конспект НОД по ФЦКМ для детей старшей группы на тему: Виды транспорта

Конспект НОД для детей старшей группы, разработанный в технологии деятельностного метода «Ситуация» по ФЦКМ
Образовательная область: «Познавательное развитие» Воспитатель: Столярова Наталья Александровна. Тема: Виды транспорта. Цель: Формирование представления детей о видах транспорта: воздушный, наземный, водный. Задачи: 1. Раскрыть значение транспорта для людей. 2. Обобщить и систематизировать представление детей о передвижении человека. 3. Закрепить правила поведения в общественном транспорте, на остановках. 4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию. 5. Развивать у учащихся логическое мышление, внимание, память. Материалы: карточки с изображением транспорта, карта, флажки зелёного, красного и желтого цвета. Ход образовательной ситуации. 1. Введение в ситуацию.
Дидактический задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя. — Любите ли вы путешествовать? — Кто из вас отдыхал этим летом и где? — А как вы туда добирались? На чем? Воспитатель рассказывает, что Незнайка тоже захотел отправиться в путешествие на Луну. Но он не знает на чем ему туда добраться из своего цветочного города. — Вы хотите ему помочь? — А сможете это сделать? — Тогда отправляемся к незнайке в его Цветочный город. 2.
Актуализация знаний.
Дидактические задачи: актуализировать знания детей в названиях транспорта, для чего он нужен, как пользоваться, составные части транспорта. Дети подходят к столу, на котором находятся карточки с изображение транспорта. — На столе разложены карточки с изображением транспорта. — Что перед вами лежит? (дети перечисляют названия транспорта: машина, поезд, самолет, велосипед, лодка, воздушный шар и т.д.) — А как можно назвать это одним словом? (транспорт) Воспитатель хвалит детей и создает ситуацию успеха. 3. Затруднение в игровой ситуации.
Дидактические задачи: 1. Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений детей о видах транспорта; 2. Формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. Воспитатель предлагает выбрать транспорт, который понадобится Незнайке для путешествия. И уточняет, что надо выбрать три вида транспорта. Как правило, дети теряются и не знают, что им выбрать. — Смогли выбрать? — Нет — Почему не смогли? — Мы не знаем видов транспорта. — Значит, что нам нужно узнать? — Виды транспорта. 4. Открытие нового знания.Дидактические задачи: 1. Формировать у детей представление о видах транспорта; 2. Формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия. Дети подходят к столу, на котором лежит карта. На карте изображены: цветочный город, суша, море, и пункт назначения – луна. — Как Незнайке добраться до луны? — От цветочного города до моря на чем поедет? (на машине, на поезде, на велосипеде) — По морю на чем поплывет? (на корабле, лодке, на пароходе) — До луны как доберется? (на ракете, на самолете, на вертолете) Воспитатель хвалит детей. — Но нам надо выбрать только три вида транспорта, а чтобы узнать нам надо отгадать загадки. — Сможете? Воспитатель сажает детей на ковер и включает презентацию о видах транспорта. 1 слайд. Не летает, не жужжит, Жук по улице бежит. И горят в глазах жука Два блестящих огонька. Машина — Так, на чем же Незнайка сначала поедет? (на машине) — По какой поверхности передвигается машина? (по земле) — Значит какой это вид транспорта? (наземный) — А что такое наземный вид транспорта? (это машины, которые перевозят людей и грузы по земле) — Что еще относится к наземному транспорту? (автобус, велосипед, такси, грузовая машина и т.д. ) 2 слайд. По волнам плывет отважно, не сбавляя быстрый ход, лишь гудит машина важно. Что такое? Пароход — На чем он отправится дальше? (на пароходе) — По какой поверхности передвигается пароход? (по воде) — К какому виду транспорта относится пароход? (к водному) — Что еще относится к водному транспорту? (корабль, лодка, теплоход, яхта и т.д.) 3 слайд. Она всегда летит меж звезд, Не нужно ей тепла и света. Ответ загадки очень прост: Ведь это быстрая … (ракета) — Как будет добираться до луны? (на ракете) — По чему передвигается ракета? (по воздуху) — К какому виду транспорта относится ракета? (к воздушному) — Что еще относится к воздушному виду транспорта? (самолет, вертолет и т.д.) — Молодцы! — Так на каких видах транспорта Незнайка сможет добраться до луны? (на машине, пароходе и ракете) — С какими видами транспорта вы познакомились? (наземным, водным и воздушным). Воспитатель говорит, что Незнайка благодарит их за помощь и отправляется на луну. — Вы смогли отправить незнайку на луну, потому что знаете на какие виды транспорта делится транспорт. 5. Включение нового знания в систему знаний.Дидактические задачи: 1. Закрепить представление о видах транспорта; 2. Организовать активный отдых детей. Подвижная игра «Светофор» Дети становятся цепочкой друг за другом. По сигналу воспитателя («Заводим моторы! Р-р-р-р-р») дети начинают двигаться, а воспитатель управляет движением, поднимая флажок соответствующего цвета – красный — стоп, желтый – движение на месте или зелёный — двигаемся. Игра «Разложи транспорт по видам» На столе разложены карточки, воспитатель делит детей на три подгруппы: первая подгруппа собирает наземный транспорт, вторая – водный, третья – воздушный. 6. Итог занятия.Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то что делали, и создать ситуацию успеха. Дети собираются около воспитателя. — Кому сегодня помогали? — Чем помогали? — Какие знания помогли нам отправить Незнайку на Луну?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников с творчеством поэта Фета Конспект сюжетно — игрового НОД по физкультуре для детей старшей группы Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности НОД в детском саду для старших дошкольников

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе на тему «Общение»

Конспект НОД в старшей группе детского сада на тему «Отдых»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Молочная продукция»

Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему «Строительные профессии»

Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные промыслы»

Конспект ООД (Познание – ФЦКМ) в старшей группе «Мир вокруг нас»

Конспект НОД (Познание – ФЦКМ) в старшей группе «Мир вокруг нас»

Цель:

Познакомить с понятием «природа»

,
«живая природа»
,
«неживая природа»
.

Задачи:

Образовательные задачи:

  • Создать условия для исследовательской активности детей, формирование элементарных знаний и понятий о явлениях природы;
  • Природа — это все, что нас окружает, но не сделано руками человека.
  • Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово.
  • Научить различать и отбирать, предметы, живой и неживой природы, подвести к понятию «природа»

    .

  • Познакомить и обобщить знания детей о живой и неживой природе.

Развивающие задачи:

  • Развивать интеллектуальные способности, воображение, творческие способности, элементы логического мышления, память.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, желание сохранять и заботиться о нем, воспитывать понятие о взаимосвязях живой и неживой природы.

Основная образовательная область: познание (ФЦКМ)

Интегративные области:

  • Социализация
  • Музыкальное
  • Художественное творчество
  • Здоровье
  • Безопасность

Методы и приемы:

Методы:

  • поисковые, наглядные, словесные, практические, игровые.

Приемы:

  • Художественное слово, дидактические игры, вопросы, поощрение.

Материал к занятию:

Раздаточный материал:

  • сюжетные картинки о природе на каждого ребенка.

Демонстрационный материал:

  • Картинки,
  • Слайды,
  • Макет вулкана.

Технические средства обучения

  • Мультимедийное оборудование: экран, проектор, флешка с записью муз. произведений, слайды

Оборудование:

салфетки, макеты тюбетеек, столы, магниты, магнитные доски, макеты двора и домиков, искусственный снег.

Словарная работа:

  • Обогащение словаря: вулкан, лава, магма, извержение.

Предварительная работа:

Подготовка и изготовление наглядного демонстрационного материала, подбор опытов, разработка дидактических игр, подготовка раздаточного материала, подбор слайдов, музыки.

Организационный момент.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребятки!

«Посмотри мой милый друг Что находится вокруг Небо сине – голубое, Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет Тучка в небе проплывает Поле, речка и трава Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса Человек и время года- Это всё вокруг…

Ответы детей: Природа.

— Ребята, вы знакомы со словом природа, что оно означает? (ответы детей)
(Слайд№ 1)
— Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой природы и мир неживой природы.

— Что относится к миру живой природы? – (это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы)

.

— Живая природа — это (Слайд №2)

все, что растет, дышит, питается, развивается.

Неживая природа — это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает — луна, солнце, горы, вода, камни, воздух и др.

-Как вы думаете, человек и все живые организмы могут жить без неживой природы? Почему? (ответы детей)

— Правильно, ни человек, ни все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. (Слайд № 3)

Чтоб природе другом стать Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.

— Сегодня мы с вами более подробно поговорим о некоторых объектах неживой природы. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать.

Загадки и слайды

1. -Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжет, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печет. (Солнце)
(Слайд № 4)
-Солнышко – это яркая звезда, оно появляется каждый день во время рассвета, а исчезает вечером после заката.

2. — Знают взрослые и дети,

Что не солнце ночью светит.

Круглолица и бледна,

Среди звезд всегда она.

-Луна – это спутник Земли, она такая же круглая, как наша планета, только намного меньше размером. (Слайд №5)

3. Пушистая вата Плывёт куда-то. Чем вата ниже, Тем дождик ближе. (Облака)
(Слайд № 6 и 7)
-Это скопление крошечных капелек воды или малюсеньких льдинок, в зависимости от времени года. Водяной пар всегда есть в воздухе. Вода постоянно при любой температуре, испаряется с поверхности водоемов, почвы, листьев и стеблей растений, поднимается вверх, и таким образом на небе возникают облака.

4. -Мочит поле, лес и луг, Город, дом и всё вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это – (Дождь)
(Слайд №8)
— Когда в облаках накапливается много воды они становятся темными, тяжелыми превращаются во что? (тучи)

, словно нависают над нами и тогда что начинается? Спрятаться от дождя можно под любым навесом и крышей или под зонтиком

5. — На минутку в землю врос Разноцветный чудо-мост. Чудо-мастер смастерил Мост высокий без перил. (Слайд № 9)

— После сильного дождя или грозы иногда можно наблюдать радугу. Это оптическое явление природы, когда яркий солнечный свет разбивается на несколько разных цветов. Каких? (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, феолетовый)

.

Физминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка плечи распрямите. Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись, Руками ног своих коснулись. Сели — встали, сели — встали И на месте побежали.

Игра «Живое—неживое»:

На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте предметы с живой природой, на другой—неживой природой. (дети расставляют и объясняют: живая природа—это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.)

— А сейчас мне хочется загадать вам еще одну загадку:

Ото сна гора проснулась Забурлила, закипела. И из шапки вверх взметнулось Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Гору как назвать такую? (Вулкан)
(Слайд № 10)
— Он представляет собой гору (Слайд № 11)

, в верхней части которого есть углубление — называемое вулканическим кратером. В самой толще горы находится канал, его называют жерлом. Он ведет в особую подземную пещеру – очаг магмы. Магма – расплавленное, очень горячее вещество.

Вносится макет вулкана.

— Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать.

Во время проведения опыта читаю стихотворение:

Не гора, а великан – Огнедышащий вулкан! Лаву извергает он, Что сжигает горный склон,

Извергает камни, газы, — Небеса темнеют сразу. Пепел, ядовитый дым Поднимаются над ним.

Слышится подземный гул, Словно великан уснул, И храпит и видит сон, Как велик и страшен он.

— Ребята, горы бывают разные, посмотрите на картинку. На вершине этой горы лежит что-то белое, как вы думаете, что это?(Снег)

— Это снег, и поскольку горы очень высокие и там очень холодно, снег не тает.

— Ребятки, а вы знаете из чего состоит снег? (из снежинок)
(Слайд № 12)
— Как образуются снежинки? (ответы детей)

Раньше думали, что снег – это замерзшие капельки воды. Но это не так. Ученые разгадали тайну рождения снежинок. Снежинки образуются из водяных паров, которые поднимаются очень высоко над землей, где царит вечный холод. Из водяных паров вначале образуются крохотные льдинки – кристаллики. Это еще не снежинки, которые падают на землю, они еще очень малы. Этот кристаллик все время растет и превращается в снежинку. (Слайд № 13)

— Ребятки, какое время года сейчас? (Зима)

— Вы любите зиму, игры со снегом?

— Что можно сделать из снега на улице, в какие игры играть? (Слайд № 14)

— Можно ли играть снегом в группе? Почему? (растает)

— Я хочу предложить вам поиграть с волшебным снегом, который не будет таять не в группе, не у вас в руках.

Вносятся 2 макета двора, дети делятся на 2 подгруппы.

-Посмотрите, это маленький двор с домами, парком, деревьями. Я вам предлагаю украсить детскую площадку постройками из снега.

Дети работают.

Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья.

Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом.

Анализ занятия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]