Физкультурно-спортивный проект для старшего дошкольного возраста «А у нас во дворе»


Проект кружка «Подвижная игра как средство физического развития школьников»

Муниципальное образовательное учреждение

Деяновская основная школа

проект кружка

«Подвижная игра как средство физического развития школьников»

Разработала:

Пушкина Ольга Ивановна,

учитель начальных классов

2016 г

Цель данного проекта:

Заложить фундамент правильного физического развития личности с помощью: формирования двигательных навыков и линий поведения ребенка школьного возраста в обществе через подвижные игры, выявить влияние подвижной игры на развитие таких физических качеств как быстрота, ловкость, сила, координация движений и выносливость у детей школьного возраста .

Задачи:

  1. Формировать осознанную двигательную мотивацию.
  2. Развивать двигательную активность, способности ребенка в беге, прыжках (в подвижных играх).
  3. Совершенствовать физические качества ребенка с помощью подвижных игр.
  4. Воспитывать нравственные качества личности (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.), чувство коллективизма, товарищества; ответственности и т.п.
  5. Активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображения.

Гипотеза:

Физические качества детей будут эффективно развиваться, а здоровье сохраняться и укрепляться при условии, если будет разработана система работы с детьми по физическому воспитанию.

Тип проекта:

— по количеству участников: групповой (12 человек); — по направленности: познавательно-оздоровительный;-по приоритету метода: творческий; — по продолжительности: длительный.

Актуальность.

« «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», — так говорил великий отечественный педагог В.А. Сухомлинский. Мир детских игр разнообразен: подвижные, спортивно – соревновательные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, языковые и мн. др. Общеизвестно, что целенаправленные эмоциональные и двигательные нагрузки, оказывая особое стимулирующее воздействие на организм, могут обеспечить развитие произвольного внимания детей. Через подвижные игры, спортивно -соревновательные можно наиболее полно осуществить это воздействие на ребенка при его же активной помощи. Игра, так как она является ведущей деятельностью детей школьного возраста, способствует моторному и психическому развитию и является «школой произвольности в действии». Это связано, прежде всего, с тем, что произвольность предполагает наличие образца поведения и контроля, которому следует ребенок. Механизм управления своим поведением, подчинение правилам складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Таким образом, для развития произвольного внимания могут использоваться различные виды игр с правилами. Главное, чтобы игра вызывала неослабевающий интерес, любознательность и целеустремленность у ребенка, требовала у него волевых усилий для воплощения целей и задач игры. В последние годы подавляющее количество детских болезней вызвано несовершенством иммунной системы у современных детей, обусловленным стремительным ухудшением экологической обстановки.. Ставя перед собой большое количество воспитательных целей и задач необходимо включать и здоровьесберегающие технологии.

В наше время наиболее остро стоит проблема

правильного физического развития ребенка и его здоровья. Сохранять и развивать здоровье подрастающего поколения помогает подвижная игра, в различных интерпретациях. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Подвижные игры воспитывают не только все физические качества ребенка (быстрота, ловкость, подвижность, активность, бег, прыжки, и многое другое), но и закладывают фундамент для всесторонне развитой личности.

Предполагаемый результат:

Ожидаемый результат
  • Дети знают, что такое подвижная игра.
  • У детей имеются представления о видах подвижных игр.
  • Дети активно используют подвижную игру в самостоятельной деятельности в соответствии своей возрастной категории.
  • У детей формируется правильное психофизическое развитие.
Полученный результат
  • У детей сформировано представление о подвижной игре и ее видах.
  • Дети знают о истории возникновения подвижных игр.
  • Узнают и называют название подвижной игры, опираясь на содержание игры.
  • У детей высокая и правильная двигательная активность (бег, прыжки, приседания и др.)

Форма презентации проекта:

интервью

Вопросы:

  1. Почему вы выбрали эту тему?
  2. Могут ли понять дети – школьники эту тему? («Подвижная игра как средство правильного психофизического развития школьника»)
  3. Достаточно ли у детей знаний о подвижной игре ее истоках и ее значении?
  4. Для чего вы хотите, что бы дети знали о подвижной игре?
  5. Что вы делаете для того, чтобы дети знали о подвижной игре и ее происхождении?
  6. Как к этой деятельности относятся родители воспитанников?
  7. Что может сделать родитель дома, что бы привить интерес к подвижным играм?
  8. Каких результатов вы планировали достичь за такой срок? И чего вы достигли на практике?

Содержание проекта

(Деятельность учителя с детьми)

Содержание проекта

(Деятельность учителя с детьми)

  1. Занятие «Подвижная игра, что это?»
Цель и задачи Информация для учителя Информационная деятельность детей
Воспитывать интерес к подвижной игре.

Уточнять и обобщать знание детей о подвижной игре.

Формировать представление о видах подвижных игр.

Совершенствовать умение прыгать, бегать слушать команду учителя (водящего).

Закреплять умение пользоваться спортивным инвентарем и наглядностью при игре

Развивать связную речь, познаватьный интерес, логическое мышление.

Изучение и анализ методической и научной литературы. Рассматривание атрибутов, наглядности, которые

используется в подвижных играх.

Беседа. Подвижная игра «Найди свой цвет», «Береги предмет».

  1. Занятие: «Какие подвижные игры мы знаем?».
  2. Рисование: «Моя любимая игра»
  3. Издание с детьми буклетов о пользе подвижных игр.
  4. Проведение занятия «Весёлые старты».
  5. Совершенствование навыков двигательной активности ребенка при проведении подвижных игр вне занятий (на прогулке).
  6. Тематические консультации по вопросам приобщения детей к физкультуре, спорту и здоровому образу жизни
  7. Рекомендации по организации физкультурных уголков дома, использовании спортивного инвентаря.
  8. Использование комплексов оздоровительной гимнастики в семье.
  9. Использование специального комплекса упражнений для сохранения осанки.
  10. Памятки по организации подвижных игр дома и на прогулке

Формы организации работы.

В своей работе использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы работы:

  • Занятия с группой детей.
  • Фронтальная работа по закреплению движений используемых в играх.
  • Совместная деятельность.
  • Самостоятельная деятельность.

Нетрадиционные формы работы:

  • Интегрированные занятия.
  • Занятия — развлечения.

Занятия — основная форма организации обучения школьников. На занятиях решаются познавательные задачи. Занятия проводятся в игровой форме, проводятся занятия — развлечения, путешествия.

Самостоятельная деятельность детей осуществляется в свободное от занятий время и возникает по инициативе ребёнка.

Предлагаемые формы работы обеспечивают личностно — ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая помогает ребёнку реализовать свою двигательную и познавательную активность.

Совместная деятельность взрослого и ребенка осуществляется через организацию подвижной игры.

Анализ реализации проекта.

На предварительном этапе работы, мы с детьми выяснили, какие бывают игры: сюжетные и бессюжетные, с предметами и без предметов, со словами и без слов. Чтобы играть в игру, нужно знать правила, а еще составляющие игры: как стоять игрокам, где играть в игру, есть ли в игре герой или персонаж, кто победит в игре

Этапы работы.

  1. Мониторинг детей на начальном этапе.
  2. Реализация программы по физическому развитию «Подвижные игры»:
  • предварительная работа (изучение литературы по данной теме);
  • составление плана работы;
  • реализация плана.
  1. Повторная диагностика.
  2. Оценка эффективности работы.

Условия реализации.

Создание условий для организации подвижных игр.

Создание предметно — развивающей среды.

Разработка проектов по психофизическому развитию детей школьного возраста.

Разработка наглядных материалов.

Результативность.

Для определения эффективности физического развития детей школьного возраста была проведена диагностика, задачи которой заключались в том, чтобы выявить:

  • умение выполнять правила в игре;
  • брать и выполнять роли водящего
  • сформированность двигательных навыков.

Данные результаты диагностики показали, что высокий уровень физического развития детей вырос в среднем до 50%, средний — 44%, низкий снизился до 6%.

Таким образом, проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод о том, что проделанная целенаправленная работа по формированию двигательных навыков и физического развития детей школьного возраста эффективна и приводит к сохранению здоровья детей.

Адресная направленность

.

Данная работа по физическому развитию детей школьного возраста может быть использована работниками школьных образовательных учреждений.

Тематическое планирование.

п/п Тема Кол-во часов Сроки проведения Деятельность
1. Вводное занятие. 1ч. Правила безопасности и поведения при занятиях физическими упражнениями. Гигиенические и эстетические требования к комплекту одежды для занятий
Совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей — 5 ч.
2. Самый прыгучий 1ч. Техника прыжка.
3. Кто дальше 1ч.
4. Активный отдых 3ч. Русские, народные, подвижные игры на формирование волевой саморегуляции, умению действовать по правилам
На комплексное развитие координационных способностей, овладение элементарными технико-тактическими взаимодействиями – 11 ч.
5. Правильная осанка 2ч. Упражнения и игры для профилактики нарушений осанки
6. У меня спина прямая 2ч.
7. 1ч.
8. Общеразвивающие упражнения и игры с предметами и без предметов 3ч. Упражнения и игры на развитие умений концентрировать, распределять, переключать внимание, воображение и память.
9. Активный отдых 2ч. Упражнения и игры на формирование волевой саморегуляции, умению действовать по правилам
10. Полоса препятствий 1ч. Упражнения и игры на равновесие
На закрепление и совершенствование метаний на дальность, и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей – 6 ч
11. Здравствуйте, снег, мороз и лыжи! 3ч. Подвижные игры и развлечения в зимний период времени
12. Взятие снежного городка 3ч.
На овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча — 5 ч.
13. Летающий мяч 1 ч. Способы и приемы передачи мяча
14. Бадминтон 2 ч. Упражнения с ракеткой
15. Настольный теннис 2 ч.
На закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве – 7ч.
16. Быстрые и ловкие 3 ч. Игровые упражнения
17. Кто и как 2 ч. Ритмическая гимнастика
18. «Кто быстрее» 1 ч. Соревнования и эстафеты

Заключение.

В общей системе образовательной работы физическое воспитание детей занимает особое место. В результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Развитие двигательных способностей занимает важное место в физическом воспитании школьников. Практика показывает, что многие дети не могут добиться высоких результатов в беге, прыжках метании не потому, что им мешает плохая техника движений, а главным образом ввиду недостаточного развития основных двигательных качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.

В этом аспекте, подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Целенаправленное, методически-продуманное руководство подвижной игрой значительно совершенствует, активизирует деятельность детей.

Целью нашего проекта было выявить влияние подвижной игры на развитие таких физических качеств как быстрота ,ловкость, сила, координация движений и выносливолсть у детей школьного возраста .

Быстрота как физическое качество – это способность совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Ловкость – это способность быстро и точно реагировать на неожиданно возникающие ситуации, искусное владение движениями в сложных изменяющихся ситуациях.

В ходе работы была изучена научная, педагогическая и методическая литература. Многие исследователи рекомендуют включать подвижные игры, развивающие быстроту и ловкость детей школьного возраста, в физкультурные занятия и в повседневной жизни детей.

В теоретической части работы, на основе изучения специальной литературы мы рассмотрели, выявили и охарактеризовали:

  • физические качества школьников, а также быстроту и ловкость, как физические качества;
  • требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость;
  • подвижную игру как средство развития физических качеств: задачи, значение, характеристику и методику организации и проведения.

В констатирующей части исследования для определения уровня развития быстроты и ловкости мы провели тестовые задания, с помощью которых определили у детей уровень развития быстроты и ловкости.

Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества.

В формирующей части эксперимента с детьми проводились занятия, состоящие из подвижных игр способствующих развитию быстроты и ловкости.

Затем были повторно проведены тестовые задания, с помощью которых мы смогли увидеть, что на контрольном этапе, после проведённой работы, был отмечен значительный прирост всех показателей физического развития.

Из всего этого можно сделать вывод, что подвижная игра

способствует развитию у детей школьного возраста названных физических качеств. Выдвинутая гипотеза о влиянии подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей школьного возраста подтвердилась.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Литература

  1. Гриш, В. И.

    Детские подвижные игры [Текст] / В. И. Гриш. – Новосибирск.: Новосибирское книжное издательство, 1992.- 220 с.

  2. Подласый, И.

    Н. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений [Текст]: монография / И. П. Подласый, М.: Владос,2002. – 386 с.

Приложение.

Подвижные игры

Описание игр

«Арам-шим-шим»

Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами: Арам-шим-шим, Арам-шим-шим, Арамия-Дульсия, Покажи-ка на меня. На последние слова круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: «Раз, два, три». На счет «три» стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули головы в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т.д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру с начала. Когда в эту игру играют более старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре два мальчика или две девочки, то они пожимают друг другу руки.

Игра “Ты катись, весёлый бубен!”

Все встают в большой круг. Ведущая произносит слова: Ты катись, весёлый бубен, быстро, быстро по рукам. У кого весёлый бубен, тот сейчас… /задание/ и т.д.

Гори, гори ясно. (2)

Дети выстраиваются пара за парой. Водящий становится впереди. Ему не разрешается оглядываться. Все поют:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо –

Птички летят, колокольчики звенят!

Когда песня заканчивается, дети, стоявшие в последней паре, разъединяются и обегают стоящих в парах (один слева, другой справа). Они стараются впереди схватиться за руки. Водящий, в свою очередь, старается поймать, кого ни будь из бегущих. Пойманный становится с водящим в первой паре, а оставшийся без пары становится новым водящим. Если же пара бегущих успевает соединиться раньше, чем водящий успеет кого – либо поймать, то эта пара становится впереди, игра продолжается с прежним водящим.

Колечко.

Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает:

Я по горенке иду, колечко несу! Угадайте- ка, ребята, где золото упало?»

Одному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:

Колечко, колечко,

Выйди на крылечко!

Кто с крылечка сойдет,

Тот колечко найдет!

Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру

Дятел.

Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук.

Тук-тук-тук!

После этого дятел берет палку и считая про себя, стучит по дереву задуманное количество раз. Кто из игроков первым правильно назовет число и столько раз обежит вокруг дерева, становится новым дятлом и игра повторяется.

Подкиды.

Один из играющих берет в руки мяч и напевает:

Оля, Коля, дуб зеленый

Ландыш белый, зайка серый

Брось!

Со словом «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поет тот же игровой припев и подбрасывает мяч.

Вышибалы На площадке очерчиваются 2 линии на расстоянии 5-7 метров друг от друга. Выбираются двое
вышибал, остальные игроки собираются в центре между двух линий. Вышибалы встают за линии и кидают мяч в сторону друг друга, стараясь при этом попасть в игроков. Мяч, пролетевший мимо игроков, ловит второй вышибала, а игроки разворачиваются и спешно отбегают назад. Наступает очередь второго вышибалы бросать.

Cюжетные игры в детском саду

СЮЖЕТНЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ строятся на основе представлений у детей знаний об окружающей жизни. Разные профессии, виды транспорта, явления природы, а особенно часто повадки животных и птиц: хитрость лисы, грубость волка, быстрота зайца, а так же гром, дождь, движение транспорта –все это составляет основу для установления правил игры в детском саду.

Играя в ЛОШАДКУ, малыши бегают, высоко поднимая колени, как лошадки.

Игра заключается в следующем: один из детей становится лошадкой (обычно выбирают самого подвижного мальчика). Ему за плечи привязывают длинные ленточки. Двое-трое ребятишек сразу будут изображать повозку. Они берут в руки по ленточке и с криками «Но-Но!!!» заставляют лошадку бежать по кругу. Все остальные дети становятся в круг. Возница останавливается около каждого ребенка, а очередной пассажир громко проговаривает, куда он хочет ехать: к бабушке, к маме на работу, в детский садик. Когда повозка с пассажиром отправляется в очередной круг, то все дети стараются бежать синхронно, высоко поднимая ноги. А лошадка, при этом, еще может и взбрыкивать. Эта игра вырабатывает «чувство локтя», так как повозка должна ехать ровно; дети не должны повторять цель поездки, а каждый раз придумывать новые. Если кто-то из пассажиров или возниц сбивается с ритма, то воспитатель может снять такого ребенка с игры, придумав, например, что у повозки сломалось колесо. Игра заканчивается, когда все дети прокатятся.

Повторяя движение зайчиков, которые убегают от страшного серого волка в игре ЗАЙЦЫ И ВОЛК, дети прыгают, как зайчики и прячутся где можно.

Игра вырабатывает у детей быструю реакцию. В начале все дети-зайчики прыгают и резвятся на опушке леса. Опушка леса –это середина игровой площадки в игровой комнате, которая обставлена стульями.. Но, воспитатель сразу предупреждает , что где-то рядом бродит по лесу страшный и голодный серый волк. И ребятишки должны быть все время начеку. Через определенное время воспитатель кричит: — Серый волк!. Все дети должны успеть спрятаться за стульчики. Кто не успевает, того серый волк схватывает и импровизированно утаскивает в свое логово — соседнюю комнату. Этот ребенок автоматически выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока еще не пойманы все зайцы.

Взаимодействия детей очень тесны. Изображая поезд, в игре ПАРОВОЗИК, дети синхронно передвигаются друг за другом, стараясь не наталкиваться на впереди идущий вагончик.

Дети – это паровоз и вагончики. Все ребятишки становятся друг за дружкой, берутся за талию и начинают синхронно передвигаться. Воспитатель предварительно поставит стульчики, которые будут обозначать местность: станции, лес, мостик, домик. Паравозик должен плавно обогнуть все препятствия и благополучно добраться до конечной станции. Вагончики при этом должны двигаться синхронно, заранее замедлять ход на станции. По ходу поезда дети–вагончики должны стараться не наталкиваться на впереди идущий вагончик. Иначе воспитатель объявит о произошедшей аварии. В этой игре могут принимать участие все дети группы. Так же, как и в игре ЛОШАДКА, можно оставлять часть вагончиков на проходящих станциях. А дети должны придумать, почему вагончики отцепляются от состава: вагоны с почтой, товарные вагоны и другие причины. Хорошо еще расставить дорожные знаки, касающиеся железной дороги. Дети сразу будут учиться правилам поведения на железнодорожных путях.

В игре СВЕТОФОР, дети-автомобили тормозят и останавливаются на красный свет, когда «светофор» взмахивает красным флажком. При словах воспитателя — Дождик, дождик — птички-детишки быстро разлетаются по своим гнездышкам.

Эту игру просто обязательно проводить почаще, чтобы ребятишки изучали правила перехода улиц. Одного из ребят выбирают светофором. Ему в руки дают три кружочка: желтый, зеленый, красный. Поднимая кружочки, ребенок изображает светофор. Остальные дети подразделяются на: транспорт, пешеходов и милиционеров. Все участники игры должны двигаться по перекрестку по установленным правилам. Мальчики могут изображать автомобили, при этом каждый должен придумать себе марку, цвет и своеобразно «гудеть». Девочки могут перевозить коляски с куклами. Милиционер стоять на посту и наказывать нарушителей. Кто нарушил правила, тот выбывает из игры.

Старшая группа. Старший дошкольный возраст. Дети 5-6 лет

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Сухомлинский В. А. Приказом Министерства образования и науки…

Проект по физическому развитию «Развитие физических качеств через подвижные игры и упражнения» для детей старшей группы Вид проекта: Продолжительность: долгосрочный Участники проекта: воспитатели, дети 5-6 лет, родители, инструктор по ФИЗО Сроки реализации: март- май Актуальность: Подвижная игра – это образовательно-оздоровительное средство социализации личности, способное интенсифицировать…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]