10 игр Монтессори у вас дома: пуговицы, лоскутки и наждачная бумага

Детские сады и центры развития ребенка, работающие по системе Монтессори, привлекают родителей тем, как здесь общаются с детьми, и не в последнюю очередь — Монтессори-материалами. Действительно, от этих развивающих игр и наборов трудно оторваться! Но смысл их не только в красоте, но и в той пользе, которую они приносят развитию ребенка. Рассказываем, как провести игры по методике Монтессори дома.

Все пространство монтессори-класса посвящено развитию сенсорного опыта. В первую очередь ребенку предлагают найти пары предметов, отличающиеся только по одному признаку, например высоте, длине или толщине. В других упражнениях он должен найти пары одинаковых предметов по весу, запаху, вкусу, температуре или издаваемому звуку. Позже ребенка просят по порядку организовать группу предметов на основе одного признака: например, по длине, высоте, оттенку цвета, форме и т.д.

Дети считают эти игры и загадки интересными, потому что они сложные именно настолько, чтобы разумно их стимулировать. Они также учат названия предметов — от геометрических форм до растений и животных.

Сегодня вас ждут 6 игр на определение цвета, формы и размера предметов, а также 4 занятия для развития тактильной чувствительности.

Занятия, которые мы предлагаем здесь, проще тех, которые практикуют в монтессори-школах, но основаны на тех же принципах. Многие предметы для них можно сделать самостоятельно, а возможно, они уже есть среди игрушек вашего малыша.

Сортировка предметов (2–5 лет)

Сортировка предметов по форме, цвету или другим физическим характеристикам — замечательное занятие, побуждающее детей внимательно рассматривать предметы и делать логический выбор. Нужны несколько наборов предметов, различающихся по форме, цвету и размеру. Будьте осторожны с мелкими объектами: маленький ребенок может их проглотить либо засунуть в нос или уши.

Хороший вариант — сортировка пуговиц. Купите или найдите дома несколько наборов из четырех и более одинаковых пуговиц. Смешайте их в большой миске, затем покажите ребенку, как можно выбрать одну пуговицу, отложить ее в миску поменьше и выбрать из большой миски все такие же.

Монтессори дома для детей 1-2 года

Теперь перейдём непосредственно к занятиям Монтессори для детей нашей возрастной категории. Для удобства мы разделим их на группы, хотя в реальности почти все упражнения задействуют разные сферы детского развития.

Занятия Монтессори для сенсорного развития ребенка от 1 до 3

Это самая крупная категория, знакомящая ребенка с качествами предметов: цвета, формы, размеры, материалы, температуры и так далее.

  • Создавайте коробочки с «интересными штуками»: крупные заколки, баночки, крышки, бутылки, посуда, фурнитура, природные материалы. Такой набор пригодится для множества игр: можно просто перебирать их в руках, зарывать в песке, искать пары, сортировать, закидывать их в ведро или тазик с водой и так далее,
  • Приобретите первый сортер, пазл-вкладыш, набор кубиков разного размера, пирамидку. Наборы предъявляйте с перерывами, регулярно выкладывая на полку разные подборки игр,

  • Создайте сенсорный материал своими руками: возьмите небольшие (сторона около 10-15 см) квадраты из картона и с помощью клея нанесите на одну сторону разные материалы (лоскуты ткани, песок, мелкую гальку, крупы, фольгу); сшейте небольшие мешочки и набейте их крупой, ватой, сухими листьями, камнями. В играх с таким материалом попросите малыша найти пары, усложните, завязав ребенку глаза,
  • Озадачьтесь приобретением музыкальных инструментов и звучащих материалов из классического Монтессори набора,
  • Здорово будет создать свою подборку пищевых ароматизаторов и эфирных масел,
  • Интересные для малыша игры можно придумать и с помощью обычных лоскутов ткани: можно искать пары, смотреть какие быстрее падают, если их подкинуть, сортировать их по цвету и материалу,
  • Отдельная история – это игры с водой: можно подогревать её и замораживать, смотреть, как тает лёд, подкрашивать, разливать и вытирать, переливать в разные ёмкости и многое другое.

Монтессори развитие крупной и мелкой моторики для детей от года

  • Многие занятия из предыдущего раздела прекрасно тренируют мелкую моторику, например, закапывания предметов в песке, перебирание предметов и сенсорных карточек, игра с водой, занятия с Монтессори материалом,
  • Для развития крупной моторики организуйте распорядок дня и среду для ребенка удобным образом: пусть малыш как можно чаще встаёт и ходит по дому, залезает на стулья и диваны, использует тележку или коляску, чтобы оттачивать навыки ходьбы, обязательно гуляет на свежем воздухе, бегает с собакой и прыгает по лужам,
  • Занятия ритмикой и гимнастикой, игры с мячом и даже многие бытовые действия (например, донести полный стакан воды до раковины) многое даёт для развития координации малыша,
  • Хорошо зарекомендовали себя среди Монтессори родителей игры с прищепками: сперва можно сложить в коробочку обычные нетугие бельевые прищепки и предложить малышу закрепить их по бортикам, затем можно усложнять задачу, предлагая распределить прищепки по цветам или начать использовать их по прямому назначению,
  • Под присмотром малышу можно предложить изучать мелкие предметы: бобы, бусины, камушки, ракушки,
  • Здорово работает Монтессори шнуровка и застёжки для малышей начиная с 1.5 — 2 лет. Эти наборы можно приобрести в детских магазинах и у частных мастеров,
  • Выкалывание карандашом или ручкой точек на предложенном бумажном трафарете тренирует руку и подходит детям примерно 2 лет.

Обеспечьте малышу свободу движения и следите за уровнем его физической активности. Монтессори дети в 1 год и чуть старше не должны долго сидеть на месте. Руки маленького непоседы тоже должны быть заняты делом: никакого волшебства не требуется, достаточно самых простых игр с предметами.

Упражнения на развитие речи по Монтессори для детей 1-3 лет

Несмотря на то, что по-настоящему малыш заговорит чуть позже, период Монтессори педагоги подчеркивают особую значимость возраста между 1-2 годами для развития речи детей.

  • Долой пустышки! Согласитесь, пустышка больше нужна вам, чтобы быстро заставить ребенка успокоиться. Однако она останавливает невербальный диалог малыша и матери и затормаживает его развитие. Иногда гораздо полезнее прислушаться к детскому плачу и его причинам, чем искать способы его быстро остановить,
  • Давайте ребенку повод для расширения словарного запаса: книги с красочными и реалистичными картинками (про животных, растения, жизнь города и деревни), прогулки в новые места, походы в гости. Чем больше малыш видит вокруг себя, тем больше разных слов и их сочетаний он слышит вокруг,
  • Сопровождайте свои действия пояснениями: «Сейчас мы нальём Андрюше супчик из кастрюли. Вот какой у нас половник. Половником можно супчик в тарелку налить»
  • Поощряйте детский лепет, проговаривайте малышу слова, которые он хочет сказать: «Ай! Правильно! Дай, мама, мне супчик!»
  • Используйте материал для сопоставления картинок и реальных предметов, например, карточки с фруктами и реальные фрукты

Развитие бытовой самостоятельности по методике Монтессори для детей от года

До трёх лет малыш всё ещё сильно привязан к маме и везде следует за ней. Многие мамы жалуются, что разрываются между заботой о ребенке и выполнением домашних дел и даже не подозревают, что участие в бытовых делах одно их лучших развивающих занятий для детей 1-2 лет по мнению Монтессори педагогов.

На кухне:

  • выделите малышу тазик с водой и несколько овощей, покажите, как помыть их,
  • Научите малыша чистить бананы и другие фрукты,
  • Покажите, как наливать в муку молоко, перемешивать всё ложкой,
  • Дайте малышу тряпочку, чтобы тот мог убрать за собой,
  • Ближе к 2 годам покажите, как резать мягкие продукты (вареные овощи, бананы),

Стирка:

  • Попросите малыша положить свои вещи в стиральную машинку или наоборот вытащить их из машинки,
  • Дайте малышу время изучить корзинку для вещей, говорите, что за вещи он нашел: «Смотри, это мамина пижама, а это папина футболка, ого, Андрюша нашёл свои носки!»

Уборка:

  • Выделите малышу маленькую швабру, ведерко, тряпочку, пусть помогает вам протирать пыль,
  • Давайте ребенку мыть всё, что придёт вам в голову: посуду, продукты, игрушки, резиновые тапочки и т.д.,
  • Научите ребенка поливать цветы, насыпать корм в миску домашним животным,

Не забывайте уделять время на начало и завершение любого занятия: у всех материалов должно быть своё место на полках, а рабочее пространство должно оставаться чистым. Именно в этом возрасте вы сможете приучить малыша самостоятельно следить за порядком.

Занятия творчеством по Монтессори для детей 1-2 лет

  • Подготовьте удобное рабочее место (маленький стульчик и столик) и достаточное количество материала для творчества (бумага, краски, кисти, трафареты, природный материал, мелки, карандаши, ножницы, клей, пластилин)
  • Показывайте малышу, как использовать тот или иной материал, подсматривайте хорошие идеи (например, создания штампиков из листьев или рисования обычным углём из костра), но не увлекайтесь пошаговыми инструкциями, у ребенка должно быть поле для экспериментов

Совмещение разноцветных табличек (3–5 лет)

В монтессори-школах используются готовые наборы разноцветных деревянных табличек, при помощи которых дети учатся различать основные цвета, тона и оттенки, а также узнают их названия. Таблички можно сделать самостоятельно.
Из табличек можно создать три отдельных набора цветов. В наборе элементы должны быть одного размера и отличаться только цветом.

Малышам можно начать с набора, содержащего 6 табличек трех цветов: по две желтые, красные и синие. Попросите ребенка совместить парные таблички и выучите с ним названия 3 основных цветов.

Когда ребенок освоит это задание, подготовьте набор табличек из 11 пар основных цветов и тонов: желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый, черный и белый. Предложите найти парные таблички и назвать цвета.

Чтобы усложнить задачу, создайте третий набор табличек, состоящий из 7 оттенков каждого из 9 цветов (желтый, красный, синий, зеленый, оранжевый, фиолетовый, розовый, коричневый, серый). Предложите ребенку расположить их по порядку от самого светлого до самого темного. Когда все таблички будут аккуратно выложены на подносе, у вас получится красивая демонстрация разных цветов.

Есть также много игр с такими табличками. Например, попросите ребенка найти табличку цвета, который ближе всего к цвету какого-то предмета в комнате. Еще один вариант: покажите ребенку табличку из третьего набора цветов и попросите его по памяти найти табличку с цветом, который на один тон светлее или темнее показанного вами.

Третий вариант — научить создавать более светлые или темные оттенки, добавляя белую или черную краску в основной цвет. Начав с основного цвета и понемногу добавляя белую краску, ребенок может создать набор оттенков от темного к светлому, похожий на набор из деревянных табличек.

«Мой дом – моя крепость». Монтессори рекомендации по обустройству дома малыша в 1-2 года.

Педагоги Монтессори всегда напоминают, что среда для ребенка должна быть удобной и безопасной. Не так-то просто расти и становиться самостоятельным, когда буквально повсюду тебя окружают непреодолимые препятствия: стулья в 2 твоих роста, раковина, размером со слона, неподъемная чашка и ложка, которая не влезает в рот.

Перед планированием Монтессори занятий, осмотрите свой дом и убедитесь, что у ребенка есть всё необходимое:

  • Удобное место для сна. Ребенок должен иметь возможность прилечь и вылезти из кровати без помощи взрослых,
  • Безопасное перемещение по выделенному для ребенка пространству. Розетки закройте специальными заглушками, уберите провода, убедитесь, что вся мебель и декоративные элементы надежно закреплены,
  • Комфортная температура и тёплый пол. Малыши много передвигаются по полу, поэтому стоит заранее застелить его теплыми коврами или задуматься о полах с подогревом,
  • Мебель и инструменты детского размера: низкие стульчики, столик, полки, ящички, лесенка для доступа к раковине, удобная посуда
  • Организованная и доступная зона для развивающих занятий по Монтессори. Используйте для сортировки корзинки, подносы и мешочки и размещайте материал на низких полках, чтобы малыш сам мог дотянуться до интересных предметов.


Игра на внимание (3–5 лет)

Эта игра (ее еще называют мемори) поможет ребенку развить зрительную память и навыки узнавания. Ее можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Нужно вырезать из тонкого картона 16 карточек размером со стандартную игральную карту. Нарисуйте или вырежьте два одинаковых набора из 8 разных геометрических форм. Можно использовать картинки с изображениями животных. На каждую карточку приклейте геометрическую фигуру или картинку. В результате у вас должен получиться набор из 16 карточек одного размера, состоящих из 8 пар с разными геометрическими фигурами или картинками.

Чтобы начать игру, перемешайте карточки и разложите их картинками вниз в форме квадрата. Первый игрок одновременно переворачивает 2 карточки. Если картинки на них совпадают, игрок забирает обе себе. Если нет, игрок переворачивает их картинками вниз. Каждый старается запомнить, где располагается какая карта, чтобы при следующем ходе перевернуть совпадающие карточки. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не совпадут.

Когда ребенок освоит игру, можно менять наборы карточек и усложнить задачу, добавив дополнительные пары карточек и не раскладывая их по рядам.

Игры Монтессори своими руками, какие и как можно сделать

Методика уделяет большое внимание сенсорике, поэтому игрушки рекомендуется делать из натуральных материалов. В первую очередь необходимо убедиться в их безопасности. Если игрушка Монтессори своими руками выполнена из дерева, она должна быть хорошо обтесана и окрашена нетоксичной краской.

Одними из самых популярных игр дидактического направления можно назвать создание карточек на различные тематики. Их можно как нарисовать самостоятельно, так и распечатать на принтере. Рисунки должны быть яркими и выразительными. Картотека может быть посвящена животным и их детенышам, овощам и фруктам, технике, одежде. Например, выдаются резиновые или нарисованные животные, а малыш должен найти им соответствующую карточку с описанием.

Обратите внимание! Дома самостоятельно можно изготовить сенсорные коврики. За основу можно взять старое плотное покрывало или большое полотенце. На материал по желанию пришиваются пуговицы, делаются аппликации на различные тематики. Такие игрушки развивают сенсорику, являются профилактикой плоскостопия.

Важно, чтобы все занятия были сориентированы на интересы ребенка. Родители и воспитатели только лишь наблюдают со стороны на их изменение, чтобы своевременно предложить новый этап развития.

Выбор предметов с одинаковой текстурой (2–5 лет)

Эта игра подходит для развития тактильных ощущений. Вам понадобится набор деревянных квадратов или кругов, одна из поверхностей которых имеет отличающуюся текстуру. Создать ее можно, если нанести тонкий слой клея и приладить кусочек ткани, липучку, семена, песок или что-то еще. Предметы должны быть парными — чтобы текстура поверхности двух кругов или квадратов была одинаковой на ощупь. Если же их перевернуть, все они должны выглядеть одинаково.

Предложите ребенку с закрытыми или завязанными глазами «увидеть» предметы кончиками пальцев и найти парные. При переворачивании предметов ребенок сможет наглядно убедиться, насколько верным был его выбор.

«Важней всего погода в доме». Простые истины о воспитании по методике Монтессори от одного года.

Иногда кажется, что использование метода Монтессори дома очень подходит занятым родителям, так как дети быстро становятся самостоятельными. Это ощущение обманчиво, так как в возрасте от 1 до 3 малыш всё ещё большую часть времени проводит с взрослыми и в первую очередь от их доброжелательности и заинтересованности зависит прогресс ребенка.

  • Важно как можно чаще говорить с ребенком. Родному языку дети учатся от родителей, повторяя за ними почти всё. Говорите простыми фразами, повторяйте сказанное, говорите чётко, не сюсюкайтесь и не запутывайте малыша несуществующими словами.
  • Соблюдайте режим дня. Все Монтессори педагоги в один голос советуют особое внимание в воспитании детей от года уделять расписанию, так детям легче улавливать закономерности этого мира,
  • Старайтесь быть гибкими и предусмотрительными. Малыши очень переживают, если их торопят или заставляют делать что-то быстро. Закладывайте время на раскачку, особенно если речь идёт о сборах куда-нибудь,
  • Уделяйте внимание своему самочувствию и эмоциональному состоянию – здоровая и спокойная мама, готовая по-настоящему включаться в общение, нужна ребенку гораздо больше, чем самые модные игрушки и развивашки,
  • Не стесняйтесь искать поддержку специалистов по Монтессори методике: они всегда готовы помочь найти свежие идеи для активностей, объяснить сложности, возникающие в воспитании малыша после 1 года, а иногда и просто поддержать семью

Дома малышу должно быть комфортно и безопасно, рядом важно иметь бодрых и отзывчивых взрослых, а сама жизнь должна нести как можно меньше серьезных стрессов и разочарований (и мы сейчас не о ситуациях, когда не дали попробовать на вкус асфальт или оторвать листочек у фикуса, такие стрессы неотъемлемая часть взросления). Только обеспечив малышу базовый минимум, можно переходить к развивашкам.

«Волшебный мешочек» (3–6 лет)

Это одна из любимых детских игр. Обычно для нее нужен простой матерчатый мешочек или коробка с дыркой, куда ребенок может засунуть руку и пощупать предмет, который он не видит. Потребуется набор небольших предметов, хорошо знакомых малышу. Попросите его закрыть глаза и положите любой предмет в сумку или коробку. Пусть он на ощупь узнает, что это. Если он угадает, поменяйтесь ролями. Для детей постарше игру можно усложнить, используя, например, шишки, ракушки или геометрические фигуры.

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Развитие сенсорики

Творческий уголок

Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.

Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.

Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.


Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.

Персональные для малыша средства для уборки

Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.

Кому не подойдет система образования Монтессори

Родители водят деток в Монтессори-садики, занимаются по этой системе сами дома. Но так ли оправдано такое стремление? Есть 2 мнения по этому поводу.

Первое — методика подходит всем детишкам, но не всем родителям. Например, авторитарные мамы и папы не дадут малышу много свободы. Узнали в истории себя? Пересмотрите свое отношение к воспитанию и взаимодействию с чадом: авторитарность подавляет маленького человека. Вам легче подстроиться, чем дитю.

Второе мнение — система Монтессори подходит не всем детям. И это так. Задумайтесь об альтернативных способах развития, если ваш ребенок:

  1. Творческая личность. У чада развито воображение, он выдумывает истории, фантазирует? На занятиях ему будет скучно. Попробуйте заниматься по методу Монтессори в домашних условиях: чередуйте игры, комбинируйте их, придумывайте свои вариации;
  2. Некоммуникабельный. Замкнутый, неуверенный в себе малыш может еще больше закрыться в себе. Ведь по методу Монтессори ребята занимаются самостоятельно, что не способствует развитию общительности. А маленький интроверт и вовсе станет букой;
  3. Непоседливый и неугомонный. Беспокойные, активные и неусидчивые малыши могут «не вписаться» в размеренную, тихую атмосферу класса. Ваш непоседа не сможет выполнить правило не мешать другим. Попробуйте внедрить метод Монтессори в домашних условиях. Вам будет проще подловить момент, когда чадо будет готово позаниматься;
  4. Имеет диагноз РАС, аутизм. Занимайтесь с осторожностью. В ходе занятий замкнутость и отстраненность могут усилиться. А вот заниматься по методу Монтессори в домашних условиях будет полезно: игры и упражнения требуют усидчивости, которых таким малышам не отнимать;
  5. Пропущен сенситивный период. Это ваш случай? Будьте готовы к бесполезности обучения по методу Монтессори. Попробовать можно. Уделите внимание личности педагога: он должен быть пассивным, координировать работу малыша и не вмешиваться в процесс.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]