Вот уже 2,5 года мы с дочкой являемся приверженцами методики Монтессори – замечательной системы раннего развития, покорившей весь мир, системы, основанной на идее свободного воспитания и глубоком уважении интересов ребенка. Я не буду повторяться и рассказывать про основные принципы методики, о них ранее было написано здесь. В этой статье я бы хотела остановиться на том, как реализовать методику Монтессори в домашних условиях. Ведь ходить в развивающий Монтессори-клуб – это одно, а поддерживать дух свободного воспитания дома – это совсем другое, пожалуй, это даже более важная составляющая.
Возможно, раньше вы уже читали на сайте мою статью о реализации методики Монтессори дома. Сейчас перед вами доработанная версия статьи, написанная с учетом накопившегося у нас опыта применения методики.
Итак, если вы хотите, чтобы ребенок гармонично развивался, научился самостоятельно играть, при этом с удовольствием играл не только с летающими феями и машинками, но и с развивающими дидактическими игрушками, чтобы научился убирать за собой, то вам просто необходимо, во-первых, создать для ребенка дома развивающую среду, а во-вторых, предоставить ребенку полную свободу действий в этой среде.
И вот что для этого нужно:
Подходящие по возрасту развивающие материалы
Опыт Марии Монтессори показал, что детям наиболее интересны те действия и предметы, которые связаны с реальной жизнью взрослых. Поэтому детская среда должна повторять взрослую: пускай в детской комнате появятся посудка, всевозможные баночки, коробочки, предоставьте ребенку все необходимое, чтобы он мог переливать воду, нанизывать бусы, резать бумагу, вытирать пыль и т.п. Очень большое значение в системе Монтессори придается развитию мелкой моторики, поэтому не забывайте про игры с бусинами, пуговицами, пинцетом, прищепками и т.п.
О том, какие игры будут интересны ребенку на каждом этапе развития, я подробно пишу в в разделах «Развитие мелкой и крупной моторики» и «Готовые программы занятий».
Стадии развития
Мария Монтессори считала, что по мере взросления дети проходят через определенные уровни развития. Чтобы сделать обучение максимально полезным и увлекательным, программа уроков должна учитывать особенности каждой стадии.
Первый уровень
— с рождения до 6 лет. Малыш становится исследователем, который уже стремится к независимости. Взрослый выступает в роли наблюдателя и союзника. Он помогает создать комфортное окружение и среду для учебы, а потом только курирует процесс познания.
Второй уровень
— с 6 до 12 лет. У ребят наблюдаются физические изменения: выпадают молочные зубы, а ноги и туловище равномерно растут. Появляется «стадный инстинкт» и стремление показать себя. Вместе с телом активно развиваются воображение и интеллект. На этой стадии воспитанникам нужно объяснить, что иметь свое мнение — это нормально, даже если оно отличается от суждений других. В то же время детям рассказывают, как следует вести себя в обществе.
Третий уровень
— с 12 до 18 лет. Он связан с половым созреванием и подростковым возрастом. Эта стадия развития самая нестабильная. У детей обостряются чувства справедливости и собственного достоинства. Они активно ищут свое место в мире, трепетно относятся к внешнему виду и хотят понравиться. В этом возрасте пристальное внимание уделяется творческому потенциалу подростка.
Четвертый уровень
— с 18 до 24 лет. Доктор Монтессори считала: если ребенка развивать по ее методу, то к совершеннолетию он уже превратился в полноценную личность с задатками лидера. В целом этот период она характеризовала как потребность получать деньги за свою работу. Юный специалист стремится к финансовой самостоятельности.
Правильное место хранения для игрушек
Очень часто у детей в комнатах все игрушки хранятся в контейнерах или глубоких корзинах для игрушек. По сути это такая свалка игрушек, где найти что-то конкретное практически невозможно. Да маленький ребенок никогда и не будет этим заниматься, он просто забывает о тех игрушках, которые валяются на дне корзины.
В правильно организованном игровом пространстве все материалы расставлены на стеллажах и полочках. При этом все полочки располагаются на уровне ребенка так, чтобы он мог самостоятельно взять любое заинтересовавшее его пособие. У каждого материала здесь свое определенное место, а это значит, ребенок всегда знает, откуда можно взять то, что ему нужно, и куда впоследствии убрать.
В развивающих центрах Монтессори игровое пространство обычно выглядит примерно так:
Однако сделать что-то подобное в условиях обычной городской квартиры весьма затруднительно, т.к для всех этих полочек требуется немало места, а нужно ведь еще и шкаф куда-то поставить, и кровать… Поэтому дома можно сделать более упрощенную версию с меньшим количеством полочек. К тому же вам нет необходимости выкладывать сразу все пособия как в развивающем центре, вы можете выложить ограниченное количество игрушек и регулярно проводить их ротацию. Такой подход будет не только экономить пространство в комнате, но и способствовать поддержанию интереса ребенка к игрушкам, они не будут «приедаться». Подробнее об этом чуть ниже.
Таким образом, для организации Монтессори-среды в домашних условиях вполне достаточно одного 2-3 ярусного стеллажа. Его можно изготовить на заказ или воспользоваться готовыми решениями. Мы свой стеллаж купили в магазине Икеа, так он выглядел в 2 года:
Когда такой стеллаж появился в нашей детской, сразу стало ясно, что это огромное благо! Про восторг дочери я вообще не говорю. Раньше рамки-вкладыши, стучалки и прочее хозяйство валялись на подоконнике, где про них вечно все забывали, теперь все было на виду, как у дочери, так и у меня. Когда Таисия принималась за игру, сразу было понятно, за что браться
Есть несколько важных моментов, которые необходимо знать, чтобы организовать грамотную Монтессори-среду, в которой ребенку всегда будет интересно.
1. Игрушек на стеллаже не должно быть много!
Во-первых, ограниченный набор игрушек облегчает выбор ребенка, помогает сконцентрироваться на чем-то конкретном. Во-вторых, если полки битком забиты развивающими материалами, то добраться до какого-то конкретного становится не так-то просто. Ну а если ребенок испытывает трудности, связанные с вытаскиванием и уборкой материала, то с высокой долей вероятности он вообще предпочтет с ним не играть.
2. Необходимо постоянно менять игрушки, выставленные на стеллаже.
Когда я впервые организовывала стеллаж для дочери, я ориентировалась на выкладку развивающего клуба – там были выложены абсолютно все развивающие материалы, имеющиеся в наличии. Мне хотелось, чтобы и дома у Таисии был полный выбор материалов, поэтому я натолкала в стеллаж все имеющиеся у нас развивающие игрушки, которые в данный момент подходили дочке по возрасту. Прошло некоторое время, прежде чем я поняла, что дочь просто перестала замечать игрушки, постоянно находившиеся в стеллаже! Они настолько ей примелькались, что казались совсем неинтересными.
Тогда я сделала то, что нужно было сделать с самого начала: убрала все игрушки в закрытый шкаф, а на полки выставила только ограниченный набор материалов так, чтобы каждый хорошо просматривался. Каждую неделю я стала проводить небольшую ревизию: убирала из поля зрения те игрушки, интереса к которым не наблюдалось, и заменяла их на другие. И вот тут началась вторая жизнь нашего Монтессори-стеллажа! Материалы, на которые раньше никто не смотрел, заиграли новыми красками.
Регулярная ротация игрушек действительно очень важна, она помогает поддерживать постоянный интерес ребенка к развивающим пособиям. А также позволяет обходиться небольшим набором игрушек, так как, исчезая из поля зрения ребенка, вскоре они воспринимаются как новая вещь.
Естественно, чтобы отвечать меняющимся интересам малыша и способствовать его дальнейшему развитию, время от времени нужно выставлять и совершенно новые материалы.
3. Игрушки должны быть на доступной для ребенка высоте
(не выше уровня глаз), так чтобы он мог взять с полки и поставить обратно любое заинтересовавшее его пособие без помощи взрослого.
4. У каждой вещи на стеллаже должно быть свое место.
По возможности расставляйте игрушки так, чтобы они зрительно были отделены друг от друга (на небольшом расстоянии друг от друга).
5. Стеллаж должен быть открытым.
Избегайте всего того, что преграждает ребенку обзор содержимого полок: большого количества ящиков, дверок и т.п.
Мария Монтессори рекомендует распределять все материалы по зонам. В своем стеллаже вы также можете сгруппировать игры по смыслу. Например, в одном отсеке можно всегда выкладывать рамки-вкладыши, в другом – кубики и конструкторы, в третьем – шнуровки, застежки,
в четвертом – пазлы,
в пятом – музыкальные инструменты и т.д.
Несмотря на то, что Мария Монтессори практически не уделяла внимания сюжетно-ролевой игре, я убеждена, что игрушки для ролевых игр также необходимы на стеллаже. У нас эти разделы всегда были одними из самых используемых.
Самые простые игры
Есть множество упражнений и игр по системе Монтессори. Рассмотрим наиболее легкие варианты, в которые без проблем можно сыграть дома.
Сопоставление
Такие забавы помогут в легкой и ненавязчивой форме закрепить знания о цветах. Вот наиболее полезные упражнения:
- Соотнесение. Ребенку дается круг, разделенный на сегменты различных цветов и набор цветных прищепок, тона которых совпадают с окраской фрагментов круга. Задача проста – «надеть» прищепки на свои места (так, чтобы их цвет совпал с окрасом круга). Дополнительный плюс – развитие мелкой моторики.
- Носочки. Ребенку выдается несколько носков, его цель – разобрать их попарно.
Упражнения просты, обязательно придутся по вкусу крохе, при этом полезны.
С водой
Эти игры направлены на развитие мелкой моторики, поскольку предполагают работу с небольшими по размеру предметами. Вот несколько наиболее удачных примеров:
- В таз с водой следует поместить несколько предметов, например, элементы мозаики, камешки, раковины, игрушки (самые крохотные из имеющихся). Задача малыша – под присмотром родителей доставать из емкости предметы по одному. Чтобы кроха не заскучал, лучше придумать какую-либо интересную историю, например, что он помогает старику-рыболову достать со дна морского необходимые тому предметы.
- Второй вариант – приготовить суп для королевы. В тарелку наливается вода комфортной ребенку температуры, на дно опускаются зерна риса. При помощи пальчиков кроха должен достать их и положить в другую емкость (откуда сказочный повар заберет зернышки и приготовит из них лакомство).
- Несложно попросить ребенка поливать цветы из небольшой по размерам лейки. Это приучит его к выполнению домашних обязанностей и поможет узнать новые факты о представителях флоры.
- Взбивать пену при помощи венчика – полезное удовольствие. Ребенок и укрепляет кисть руки, и веселится.
Таковы самые простые упражнения, для выполнения которых потребуется только немного воды. Малыш получит удовольствие, повеселится, а кроме того, будут развиваться его отдельные умения и навыки.
Мебель и игровое оборудование по росту ребенка
Чтобы малыш не чувствовал себя лилипутом в стране великанов, желательно приобрести для него мебель по росту. Детские стол и стульчик в первую очередь нужны для того, чтобы малыш сидел в правильной позе во время творческих занятий, а также чтобы у ребенка была возможность самостоятельно подготовить себе рабочее место (принести краски, кисточки). Очень полезны также будут детский мольберт, магнитная доска.
Переключение внимания
УПЖ работает весь учебный год, в каждый период выполняя различные функции для разных детей. На начальном этапе они помогают малышу «войти» в среду, адаптироваться, позже служат средством расслабления и переключения внимания, помогая отдохнуть от сложной интеллектуальной деятельности, подключив простую мышечную работу.
Например, около 2 часов ребёнок 4,5 лет решает задачи на математическом материале «Марки». Через некоторое время у него возникает перегрузка, что проявляется в усталости и падении интереса к работе. Многие дети в этот момент интуитивно прекращают деятельность в зоне математики и переходят в УПЖ, например, взяв мытьё стола. Если малыш не может сделать этого сам, то педагог предлагает ему подобный материал.
Персональные для малыша средства для уборки
Неотъемлемой частью системы Монтессори является предоставление малышу возможности убирать за собой. Дайте ребенку в индивидуальное пользование тряпочку, губку, маленькую швабру, щетку и совок, чтобы он мог убрать просыпавшуюся во время игры крупу или пролитую воду. Пускай средства для уборки всегда стоят в специально отведенном для них месте. Обязательно в комнате малыша должна быть корзина для мусора.
Социализация
Монтессори-материалы УПЖ помогают детям социализироваться. С одной стороны, поливая цветы, убирая класс, малыши выполняют это для других. С другой, они делают это для себя, например, причёсываясь или одеваясь. Но и во втором случае они решают задачу выглядеть опрятно — так, как это приемлемо в обществе, то есть учатся адекватно представлять себя другим.
Многие материалы в зоне УПЖ взаимосвязаны между собой, что приводит к установлению связей между детьми. Например, есть упражнение «Пришивание пуговицы», за ним идёт «Отпарывание пуговицы» (это так называемый мини-цикл). Недавно в одном из наших классов мы наблюдали такую картину. Мальчику нравилось отпарывать пуговицы, но очень не нравилось их пришивать. Тогда он договорился с девочкой-одногруппницей, что она будет пришивать, а он отпарывать.
Творческий уголок
Очень часто краски, пластилин, клей хранятся в ящиках и других не доступных для детей местах. Ребенок рисует только тогда, когда ему предложит мама, а не тогда, когда ему этого захочется. Однако очень важно предоставить ребенку возможность спонтанного творчества.
Постарайтесь организовать для малыша творческий уголок так, чтобы соблюдались все те же правила о доступности, ограниченности и регулярной обновляемости материалов.
Это может быть творческий столик в удобном для ребенка месте или полочка на вашем стеллаже, отведенная под творческие материалы. Не выкладывайте там сразу много разных материалов, пускай лучше они будут регулярно обновляться.
Естественно, если ребенок еще слишком мал, практически все пробует на вкус и еще не знает правил работы с некоторыми материалами, не стоит выкладывать в открытый доступ клей, острые ножницы или жидкие краски. Но стопочку бумаги и несколько восковых мелков уже можно положить.
Адаптация
Упражнения практической жизни по Монтессори помогают дошкольнику адаптироваться к среде и подготавливают его к реальной жизни в обществе. Это делает малыша независимым и даёт ему чувство собственной значимости.
Презентации в зоне УПЖ подобраны и составлены таким образом, что они помогают детям быстро адаптироваться не только в Монтессори-среде, но и в социуме. С этой задачей не сможет справиться ни одна из оставшихся зон Монтессори-среды 3–6. Дошкольник начинает знакомство с Монтессори-классом с привычных ему вещей и видов деятельности, которые он потом легко может делать дома сам, например, сметать пыль со стола, подметать пол, вытирать пролитое.
Рамки с застежками
Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки». Материал. В качестве примера приводим работу с застежкой «бант». Квадратная деревянная рамка, обтянутая тканью из двух половинок, с внутренней стороны которых пришиты по 5 тесемок. Тесемки одной половинки отличаются по цвету от тесемок другой. Цель: развязывание и завязывание бантов, развитие моторики, координация движений. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель начинает снизу вверх развязывать один бант за другим. Он берется за концы завязок и тянет их в разные стороны. Завязывание банта — очень сложное действие. Через анализ хода событий и повторение ребенок яснее понимает ход действия. Он развязывает снизу вверх все узлы, откидывает в разные стороны половинки ткани и расправляет завязки с разных сторон. Двумя руками он берется за половинки ткани в уголках и совмещает их на середине. Он берет две нижние завязки и кладет их друг на друга крест — накрест. Действия с завязками выполняют не всей рукой, а только кистью. То же самое происходит со всеми остальными завязками. Затем учитель просовывает конец верхней завязки под нижнюю и тянет за него. Так получается узел. Из одной завязки он образует петлю и держит ее у самого узла большим и указательным пальцами. Большим и указательным пальцами другой руки он ведет свободную завязку спереди назад вокруг петли и просовывает ее через возникшее отверстие над узлом. Затем учитель выполняет действие с двумя петлями одновременно, так, чтобы из них получился бант с равными концами. Ребенок может повторить упражнение полностью или только часть. Контроль над ошибками: половинки ткани не подходят друг другу. Бант развязывается сам собой. Применение: завязать бант на своей одежде или на одежде другого ребенка. Помощь в приобретении самостоятельности.
Переливание воды
Материал: поднос, лейка из прозрачного материала с отметкой уровня воды, сосуд с большим отверстием, тряпка. Цель: развитие координации движений. Помочь сориентироваться в окружающем мире. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Лейка наполнена до отметки подкрашенной водой. (Если лейка переполнена, то переливание воды затрудняется). Лейка и сосуд стоят рядом друг с другом. Важен порядок на рабочем месте. Учитель берет лейку за ручку, поднимает ее высоко, наклоняет над сосудом и медленно наливает воду, пока сосуд не наполнится. Слабым рывком он переводит лейку в прежнее положение, берет другой рукой тряпку, вытирает оставшиеся капли и снова ставит лейку на стол. Он берет наполненный сосуд, поднимает его на высоту лейки и выливает воду назад в лейку. Затем вытирает тряпкой оставшиеся капли и снова ставит сосуд на стол. Особенно интересный пункт! Учитель показывает упражнение, медленно и четко выполняя движения, и обязательно с явным интересом к своему занятию. Введение нельзя прерывать, пока ребенок не поймет весь ход действия. Он предлагает ребенку повторить упражнение и наблюдает за ним при этом. В заключение упражнение можно варьировать, взяв большее число сосудов или сосуд с другими свойствами, например, с маленьким отверстием.
Чистка металла
Материал: подстилка на подносе, жидкое средство для чистки металла в бутылке, ящичек с шариками ваты или кусочками наждачной бумаги, по чашке для грязной ваты и небольшого количества чистящего средства, тряпка для полировки, не слишком маленький латунный предмет без украшений. Цель: развитие координации движений. Чистка предметов из металла. Возраст: около трех лет. Как работать с материалом. Учитель подготавливает с ребенком рабочее место. Совместное начало может дать ребенку дополнительный стимул к выполнению упражнения. Все предметы, которые нужны ребенку, должны находиться в поле его зрения. Прежде всего, учитель пододвигает маленькую бутылку с чистящим средством. При этом он держится за крышку. Большая бутылка была бы дополнительной трудностью для ребенка. Он ставит бутылку на подстилку, откручивает крышку и кладет ее дном вниз. Наливает небольшое количество чистящего средства в чашечку, закрывает бутылку и ставит ее назад на поднос. Интересный пункт! Открывание, закрывание, наливание, завинчивание. Кроме того, так предотвращают опрокидывание бутылки. Ватным шариком учитель берет темного чистящего средства из чашечки, показывает ребенку небольшое количество чистящего средства на ватке и размазывает его медленными и тщательными круговыми движениями по поверхности предмета. Грязная вата кладется в заранее подготовленную чашечку. Особенно трудно взять не слишком много и не слишком мало чистящего средства. В то время, пока чистящее средство должно подействовать, учитель выливает остатки средства назад в бутылку и снова ее закрывает. Затем он берет ватный тампон и стирает чистящее средство с поверхности латунного предмета, показывает ребенку грязь на вате. Этот процесс повторяется до тех пор, пока вата не станет чистой. Интересный пункт! Учитель берет тряпку для полировки и натирает поверхность предмета до блеска, показывает предмет ребенку, проводит упражнения без перерыва, медленными точными движениями и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Учитель предлагает ребенку повторить упражнение с другой вещью и наблюдает за ним. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда упражнение закончено, учитель показывает, как очистить и убрать нужный материал. Только после уборки упражнение считается законченным. Дальнейшие упражнения: усложнение упражнения при помощи маленьких, деформированных или украшенных предметов. Новые предметы или средства для работы могут способствовать тому, что ребенок дольше сохраняет интерес к делу. Контроль над ошибками: грязная тряпка для полировки, блестящая вещь. Применение: чистка дверной ручки, столового прибора.
Ппереливание воды (2)
Материал: поднос, лейка, банки различных объемов, мерный стакан с маркированным краем, тряпка. Цель: обратить внимание на различные объемы сосудов. Возраст: около четырех лет. Как работать с материалом. Лейка наполнена подкрашенной водой до маркировки (маркировка — 1 единица измерения). Уровень воды будет лучше виден. Учитель берет лейку и медленно льет воду в мерный стакан. При этом он обращает внимание на маркированный край. Когда уровень воды достигнет маркированного края, учитель оставляет лейку и переливает воду из мерного стакана в первый сосуд, затем снова обратно в лейку. Так один за другим он поступает со всеми сосудами. Через повторение хода действий ребенок узнает, как по-разному распределяется равное количество воды в различных сосудах. Дальнейшие упражнения: лейка содержит, например, 4 единицы измерения объема воды Контроль над ошибками: пролитая вода. Контроль с помощью мерного стакана. Применение: • налить питье; • слить пену.