Методика Монтессори — суть и принципы одного из самых успешных подходов к воспитанию детей

Начало двадцатого века буквально разделило историю человечества на до и после, ведь жизнь претерпела невероятные изменения и требовала новых моральных ориентиров, подходов к образованию и воспитанию и организации труда и отдыха. Это был период смелых экспериментов и удивительных открытий. Несмотря на все социальные потрясения люди двадцатого века стали свободнее и прогрессивнее, а значит и воспитание и образование должно было сильно измениться, ведь малышам предстояло расти в совершенно новом мире.

Наблюдения и нововведения итальянского врача Марии Монтессори стали настоящим прорывом в педагогике, так как её подход одновременно имел как хорошую теоретическую основу, так и блестящие результаты на практике. В этой статье мы постараемся осветить все основные особенности Монтессори образования и обсудим для каких детей занятия по методике М. Монтессори подходят лучше всего.

Основные методы Монтессори

Чтобы кратко изложить основные идеи метода Марии Монтессори важно сперва объяснить, на каких убеждениях основывается подход:

1. Ребенок развивается, следуя своим естественным интересам и благодаря опыту, самостоятельно полученному на их основе,

2. Только грамотно организованная среда позволяет малышу полностью раскрыть свой потенциал развития,

3. Взрослый может быть проводником и помощником, но не может стать единственным полноценным источником знаний и навыков для развития ребенка,

Именно эти убеждения и определяют стиль взаимодействия детей и взрослых, выбравших для своих малышей метод М. Монтессори.

Подход отличает специально организованная среда ( дидактический материал, расположенный в свободном доступе ребенка), соответствующая возрасту детей; ведущая позиция ребенка, его самостоятельность и свободный выбор активностей; уважительное и внимательное отношение взрослых к индивидуальным потребностям малыша.

Давайте же кратко сформулируем основные принципы метода Марии Монтессори:

1. Отсутствие классно-урочной системы и свободное перемещение ребенка в пространстве класса,

2. Отсутствие единой программы и обязательного учебного плана для всех воспитанников, индивидуальный подход к каждому ребенку,

3. Занятия по методу М. Монтессори проходят в разновозрастной группе,

4. Любая Монтессори сессия требует подготовленную среду, упорядоченные и разнообразные материалы для обучения,

5. Взрослый следует за интересом ребенка, наблюдает за работой детей и очень ограниченно включается в их самостоятельные занятия.

Теперь же давайте более детально изучим особенности методики Монтессори и начнём с того, какие цели стоят перед Монтессори педагогом в зависимости от возраста воспитанников.

Игры на сопоставление

Игры на сопоставление — самые популярные занятия по Монтессори от 1 до 3 лет. Основными видами считаются:

  • Занятия с цветами — ребенку можно предложить картонный круг с разноцветными секторами и прищепки таких же оттенков. Малыш должен самостоятельно подобрать для каждого сектора свою прищепку.
  • Игру можно совместить с помощью маме. Например, предложить ребенку разобрать по парам постиранные носочки.

Последовательность этапов реализации технологии проблемного обучения

Такая группа занятий развивает логику, внимание.

Игры с цветом

Цели занятий по методу Монтессори по возрастам

Подход обеспечивает обучение детей от рождения до средней школы, при этом фокус внимания, а значит и приёмы, используемые в Монтессори среде, зависят от возраста ребенка. Ниже мы предлагаем таблицу, в которой сформулированы основные цели Монтессори обучения детей на разных возрастных этапах.

Возраст ребенка Цели Монтессори обучения Основные приемы и форматы
От рождения до трёх лет
  • Укрепление доверия к миру и базовой уверенности в себе,
  • развитие координации и мелкой моторики,
  • развитие речи,
  • достижение независимости за счёт освоения простых бытовых действий
  • Освоение бытовых навыков (поддержание чистоты, уход за собой и своей одеждой и т.д.)
  • Развитие крупной моторики (гимнастика, ходьба и бег, преодоление препятствий),
  • Развитие мелкой моторики (хватание предметов, перенос вещей, использование простых инструментов и столовых приборов),
  • Развитие памяти, внимания и мышление на основе опыта взаимодействия с окружающей средой,
  • Развитие речи (освоение отдельных звуков, называние предметов, использование различных частей речи)
От трёх до шести лет
  • Развитие самостоятельности и различных форм саморегуляции,
  • социальное развитие через общение со сверстниками и старшими,
  • совершенствование сенсорного восприятие,
  • заложение принципов научного мышления,
  • знакомство со счетом и освоение грамоты,
  • творческое развитие и самовыражение
  • Продолжение развития бытовых навыков (сервировка стола, одевание, уборка, освоение правил этикета),
  • Активное сенсорное развитие (освоение предметов с разными текстурами, цветами, формами, запахами и т.д., их сравнение и классификация),
  • Развитие грамотной речи, освоение письма и чтения с помощью специальных дидактических материалов по методу Монтессори,
  • Знакомство с миром цифр, освоение счёта и практическое изучение понятия числа
От шести до двенадцати лет
  • Интеллектуальное развитие и приобретение углубленных знаний о мире,
  • Развитие уверенности в себе, независимости и воображения,
  • Изучение социального устройства мира, понимание роли личности в сообществе
Комплексное изучение опыта, накопленного человечеством и более специализированные занятия, посвященные изучению вселенной, живой природы, человечества, языка и мира точных наук
От двенадцати до пятнадцати лет
  • Изучение экономических взаимосвязей на практике,
  • Осознание своей роли в различных группах и сообществах,
  • Практическое применение научных знаний,
  • Развитие способности к самовыражению
К сожалению, методика не была разработана самой Марией Монтессори, однако, последователи подхода активно используют групповую работу, научные дискуссии, индивидуальные образовательные планы и практическую работу для личностного и профессионального становления подростков

Даже из данной таблицы видно, что развитие гармоничной личности непременно должно начинаться в самом раннем возрасте, именно поэтому методики обучения Монтессори применяются в первую очередь в дошкольных учреждениях, ведь в дальнейшем Монтессори выпускники гораздо более адаптивны и достигают лучших результатов в школах самых разных подходов.

Прежде всего, суть методики Монтессори для детей всех возрастов — это воспитание с опорой на индивидуальные сильные стороны и интересы каждого ребенка. Монтессори-образование побуждает детей исследовать мир вокруг и самостоятельно найти своё место в этом мире.

Монтессори материалы своими руками

Ребёнок очень быстро растёт, поэтому ему постоянно нужны всё новые и новые игровые принадлежности. Конечно, монтессори-пособия можно приобрести в любом специализированном магазине, однако они достаточно дороги, к тому же гораздо интереснее изготовить их своими силами.

Мама сможет сэкономить существенные деньги, ведь такие пособия нередко изготавливаются из бросовых материалов, которые обычно попросту выбрасываются на мусорку.

Рамки-вкладыши

Чтобы ребёнок смог понять, что такое геометрические фигуры, запомнить главные оттенки, усвоить градацию размеров, можно изготовить несложные рамки-вкладыши.

Для изготовления потребуется взять:

  • жёсткий или гофрированный картон;
  • бумажный лист (ватман либо листок из обычного альбома);
  • цветную или самоклеющуюся бумагу;
  • бусинки или пуговки;
  • проволоку.

Алгоритм изготовления пособия выглядит следующим образом:

  1. Картон нужно разрезать на прямоугольники. Их количество зависит от числа геометрических фигур, с которыми мама хочет познакомить своего ребёнка. Для малыша в 1 — 2 годика хватит четырёх основных фигур: кружка, квадратика, прямоугольника и треугольника.
  2. В прямоугольной фигурке необходимо вырезать определённые силуэты (квадраты, треугольники), причём поначалу вырезается самый большой, затем поменьше и ещё меньше.
  3. Получившиеся вкладыши нужно обклеить с «аверса» цветной бумагой. Фигурки одной категории (то есть все треугольники) должны быть разных оттенков.
  4. Ко всем вкладышам в середину нужно прикрепить бусинку или пуговку при помощи проволочного элемента. Это необходимо для упрощения использования пособия.
  5. Осталось только приклеить готовые рамки к основе из ватмана или альбомного листа.

Всё, пособие по изучению геометрических фигур и основных оттенков готово. Работать с ним можно, начиная с годовалого возраста.

Пирамида из подушек

Изготовление этого развивающего пособия требует от родителей элементарного умения пользоваться швейной машиной либо обычной иглой с нитью.

Такая «подушечная» пирамида призвана научить ребёнка определять оттенки, ориентироваться в разных размерах. Кроме того, поможет пособие и развить тактильные ощущения, если набить подушки разнообразными материалами.

Необходимые составляющие:

  • тканевые отрезы различной фактуры и цвета;
  • липкая лента;
  • материал для набивания: поролон, гречиха, горох, любая другая крупа, луковая шелуха и т.д.

Из одного отреза текстиля нужно вырезать по 2 квадратика со сторонами от 5 до 12 сантиметров. Следует учесть, что одна подушечка будет сшита из двух лоскутов разных оттенков. А стороны соседних подушек будут одного цвета. Рассмотрим на примере.

В основании «подушечной» пирамиды будет лежать валик со стороной в 12 сантиметров. Его низ делаем зелёным, а верх – синим. Грани следующей подушки будут 11-сантиметровые. Нижнюю часть шьём из синей ткани, верхнюю – например, из красной.

Следовательно, третья подушка уже будет с гранями в 10 см, а её низ выполняется в красном цвете, верх же можно сделать любым на ваш вкус. Последовательность и логика действий понятны.

На лицевые стороны подушек необходимо пришить липучки, причём на одну часть нужно приделать жёсткий элемент липкой ленты, на другую же – мягкий. Это нужно для последующей сборки пирамиды, поскольку лента – крепящий элемент.

После этого лоскуты для одной подушечки складываются «аверсными» сторонами и сшиваются, но с одной стороны нужно оставить небольшое отверстие, оно нам пригодится для набивки (после наполнения открытый участок зашьётся).

Подушечку нужно вывернуть и заполнить набивкой. Для наполнения наиболее крупного квадрата нужно использовать самый тяжёлый материал (к примеру, гречку), чтобы придать собранной конструкции максимальную устойчивость.

Шероховатые буквы

Чтобы изготовить эти полезные элементы, необходимо взять:

  • цветную бумагу (синюю и красную);
  • трафаретные изображения букв;
  • картон;
  • клеевой карандаш;
  • клей ПВА;
  • манную крупу.

Чтобы сделать пособие, нужно выполнить несколько важных шагов:

  1. На листах нужно с помощью трафаретов изобразить силуэты букв. Причём на синей бумаге будут согласные, а на красной – гласные буквы. Как вариант – распечатать готовые трафареты на принтере.
  2. Следующий шаг – приклеить листочки к картону. Он должен быть максимально плотным, например, от обувной коробки. Для приклеивания лучше использовать клеевой карандаш.
  3. Затем заготовки нужно поместить под пресс, следует немного подождать, чтобы картон хорошенько высох.
  4. После подсыхания заготовки нужно разрезать на отдельные прямоугольники с буквами. Силуэтные буквы обводят клеем ПВА и обсыпают манкой. Однако слишком много крупы использовать не нужно.
  5. Излишнюю манную крупу нужно стряхнуть, а затем стоит высушить карточки. Их с помощью булавок или кнопок прикрепляют за уголки к картонке, чтобы прямоугольники не деформировались.
  6. Последний штрих – нанесение второго клеевого слоя. Он нужен для того, чтобы манная крупа не обсыпалась во время упражнений. Ждём, когда карточки окончательно высохнут.

Шероховатые буквы используют с 3 — 4-летнего возраста. Это пособие располагают в языковую зону и используют для занятий по подготовке к чтению и письму.

С помощью шершавых заготовок развиваются ассоциации звука и буквы, происходит запоминание их названия, совершенствуется мелкая моторика. Кроме того, ребёнок учится правильно обводить буквы, как при последующем написании.

Сенсорные мешочки

Для изготовления этого дидактического материала Монтессори необходимо запастись:

  • натуральным текстилем (сатиновыми отрезами);
  • различными крупами (гречкой, пшеном, рисовой или манной крупой), фасолью и горохом;
  • фигурными макаронинами.

Ниже расписан пошаговый алгоритм создания сенсорных мешочков для маленьких ребятишек:

  1. Первоначально раскраивают тканевые заготовки для мешков, размер может быть любым, но пропорции нужно соблюдать. Длина лоскута соответствует двум ширинам изделия, также нужно добавить по сантиметру на швы.
  2. Материал складывают пополам лицевой стороной внутрь, прошивают боковые стороны полностью и половину верхней части. Также нужно закрепить ниточки с двух сторон строки.
  3. Гречку или другой крупяной наполнитель предварительно необходимо прокалить в духовке в течение 20 минут или в микроволновке в течение 3 минут. Это делают во избежание развития жучков в дальнейшем.
  4. Мешки выворачивают и утюжат. Затем в них засыпают наполнитель, важно следить, чтобы вес у всех пособий был одинаков. Также не следует засыпать в мешочек сразу несколько видов круп.
  5. Последний штрих – прошивка верхней части до конца. Все лишние торчащие нитки обрезают и отдают ребёнку для весёлой игры и развития.

Можно также создать мешки в форме весёлой гусеницы. Для этого необходимо отрезать от колготок необходимую длину, засыпать туда, например, гречку, завязать узелок, чтобы получился плотноватый на ощупь шар.

Затем засыпают другой тип крупы и вновь завязывают узелок. Этот шаг повторяют с каждым видом наполнителя. После чего хвост гусеницы прошивают и красиво оформляют получившуюся игрушку. Например, для глазок можно взять бусинки, только их нужно крепко пришить.

Подобное пособие подойдёт даже для самого маленького ребёнка. Оно великолепно развивает сенсорные ощущения, тонкую моторику, внимательность. Помимо этого, применение сенсорных мешочков позволяет эффективно развивать слуховое восприятие.

Мобиль

Методика Марии Монтессори также предполагает применение подвесок для новорождённых малышей и деток постарше. Такие устройства отличаются от промышленных вариантов отсутствием музыкального сопровождения, быстрого вращения элементов.

Чаще всего формы берутся абстрактные, вращение происходит за счёт воздуха в комнате. Подобный неспешный ход обязательно понравится ребёнка, который станет отслеживать движение игрушки, фокусируя взгляд. Популярная модель подвески – шестигранный мобиль. Для его изготовления необходимы:

  • лёгкая палочка из дерева;
  • 3 листочка картона основных оттенков: жёлтого, красного и синего;
  • клей;
  • ленточка.

Чтобы изготовить это развивающее пособие для младенцев, нужно выполнить несколько действий:

  1. На картоне рисуют развёртку шестигранника. Также можно сделать распечатку на цветной бумаге и наклеить её на картонку. Хорошенько просушить.
  2. Места сгибов обрабатываются при помощи ножничек и линейки, чтобы избежать сломов и излишних перегибов.
  3. Затем шестигранная развёртка вырезается и собирается в фигуру, склеивается в местах соединения. Так повторяется 3 раза.
  4. Ленточки закрепляются в одном из швов изделия и привязываются другим кончиком в палочке из дерева. Важно, чтобы она была без шероховатостей и заусениц.
  5. Готовый мобиль закрепляется на расстоянии в 25 — 30 сантиметров выше ребёнка.

Подобное пособие предлагается детям с 3-месячного возраста. Оно позволит научить ребёнка фокусировать глаза на вращающихся предметах, отслеживать их, воспринимать их оттенки и форму.

Сенсорный коврик

Подобное покрытие, конечно, можно приобрести и в магазине, однако его можно сделать и своими руками. Сгодятся остатки старой одежды и различная фурнитура:

  • текстильные лоскуты;
  • крючочки;
  • пуговицы;
  • молнии;
  • липучки;
  • кнопочки;
  • прочие застёжки.

Первоначально необходимо сшить заготовку для сенсорного коврика, размеры и форма могут быть любыми. Наполнить основу можно синтепоном. Если не хочется возиться, опытные мамы советуют взять старое байковое одеяло.

Дальнейшее создание коврика будет зависеть только от маминой фантазии. Сенсорное покрытие обычно сочетает текстиль разной фактуры, накладные карманы с застёжками, вшитые пищалки, шарики с разнообразными наполнителями и т.д.

Этот развивающий материал способствует развитию детской сенсорики с 8-месячного возраста. Также ребёнок разовьёт тонкую моторику, научится пользоваться разными застёжками, что крайне необходимо для навыков самообслуживания.

Бизиборд

Это современное название стендов Монтессори, которые представляют собой доски для развития, к которым крепится всё, что обычно строго-настрого запрещаются трогать ребёнку. При помощи досок дети безопасно знакомятся с бытовыми предметами.

Изготовление бизиборда потребует от родителей немного воображения и следующих приспособлений:

  • доска ДСП;
  • стрежни-саморезы;
  • клеевое средство;
  • замочки с ключами, цепочками;
  • включатели-выключатели;
  • розетки;
  • дисковый элемент от старого телефона;
  • оконные щеколды;
  • застёжки;
  • пуговицы;
  • шнуровки и пр.

Изготавливается развивающая доска достаточно просто. На листе ДСП нужно расчертить схему будущего бизиборда, можно даже действовать в соответствии с определённым сюжетом.

Родитель раскладывает детали, а потом очень крепко их прикручивает с помощью саморезов к доске. Крепость крепления очень важна, поскольку ребёнок будет стараться оторвать понравившийся элемент пособия.

Более подробно о том, как изготовить бизиборд своими руками и какие приспособления для этого потребуется, читайте в статье детского доктора.

Этот дидактический материал подойдёт для ребятишек с годика и до 6 лет. Уже сидящий и ходящий малыш сможет самостоятельно изучать предметы и взаимодействовать с ними: открывать и закрывать замочки и застёжки, использовать розетки, работать со шнуровкой.

Такой самодельный бизиборд развивает тонкую моторику, внимательность, усидчивость. Ребёнок обучается решению бытовых сложностей, а также удовлетворяет интерес к бытовым предметам. Особенно ему нравится разнообразие элементов.

Разноцветные ёжики

Это наиболее простой дидактический материал из всех возможных. Мама вырезает из яркого картона силуэты ёжика или любых других фигур. Также можно использовать обычный гофрированный картон, украшенный самоклеющейся плёнкой.


Самый частый вариант – ёжик, которому при помощи прицепок можно доделать «иголки». Также родители делают из картона солнце с лучиками-прищепками, различных животных и человечков. Дополнительно эти фигурки раскрашивают фломастерами или красками.

Если прищепки взять под цвет контура, то ребёнок не просто разовьёт тонкую моторику, но и выучит основные оттенки. Например, для солнца подойдут жёлтые прищепки, для ёлочки – зелёные, а для синей тучки – соответственно, голубые.

Метод Монтессори — для каких детей подойдет такой подход?

Удивительно, но мы зачастую встречаемся с родителями, которые убеждены, что методики обучения Монтессори подходят только одарённым и «от природы» мотивированным детям. Родителям кажется, что если их сына или дочку не заставлять заниматься, они просто целыми днями будут лежать на диване.

На самом же деле стоит всегда помнить, что детская любознательность и желание познавать мир — это врожденное качество абсолютно любого ребенка. Описанная же пассивность чаще всего вызвана внешними факторами: неподходящей средой и неверно организованным распорядком дня, неправильным поведением взрослых, плохим самочувствием ребенка.

Несмотря на то, что все приемы Монтессори сопряжены со свободным выбором ребенка и его практически неограниченным передвижением по классу, даже самые «неуправляемые» и «сложные» дети в конце концов успешно вливаются в процесс.

Тем не менее, если вам кажется, что малышу сперва будет сложно на групповых занятиях по методике Монтессори или вы переживаете из-за каких-то особенностей здоровья ребенка, все филиалы нашего клуба предлагают индивидуальные занятия, чтобы у малыша было дополнительное внимание взрослого для более легкой адаптации в новой обстановке.

Игры Монтессори для раннего развития: мелкие предметы

Перекладывание мелких предметов (монетки, бусинки, камушки) из одной посудины в другую при помощи щипцов или лопатки — довольно непростое занятие для маленьких пальчиков. Но оно хорошо развивает мелкую моторику ребенка.

Как развить уверенность в себе ребенка и укрепить его самооценку

Для игр с мелкими предметами также хорошо подойдет фасоль, гречка, рис и прочая крупа.

Развитие сенсорики

Детский сад Монтессори — чего следует ожидать от занятий по известной методике

Метод Монтессори востребован как в школе, так и в дошкольных учреждениях. Однако, в Москве чаще всего занятия по методике Марии Монтессори рассчитаны на детей до 6-7 лет, после которых они успешно переходят как в специализированные Монтессори школы, так и общеобразовательные заведения. Учитывая такую особенность московского образования, мы разработали как программу исключительно по методике Монтессори, так и группы, где методы обучения Монтессори и её базовые принципы органично сочетаются и с более традиционными форматами занятий для малышей, а также посещением логопеда и других специалистов.

Окружающая обстановка детских садов по Монтессори стимулирует познавательную активность детей. Все Монтессори-классы разделены на зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. Каждая зона наполнена множеством развивающих предметов и дидактических игр, взаимодействуя с которыми, ребенок самостоятельно изучает свойства и функции вещей и узнаёт новое.

В детском саду по системе Монтессори всегда много пространства и развивающих материалов, у детей всегда есть возможность выбирать занятие себе по душе, а воспитатели сада, прошедшие специальное обучение по методике Монтессори, лишь помогают детям совершать самостоятельные открытия.

Приятным бонусом для родителей, которые сделали выбор в пользу детского сада, использующего Монтессори методику, будет также и наличие регулярных консультаций для родителей, на которых педагоги и детские психологи подробно раскрывают задачи метода, делятся успехами воспитанников, а также дают рекомендации по воспитанию по методу Монтессори дома.

Направленные на сортировку

Игры, ориентированные на принцип сортировки, направлены на развитие зрительных навыков, способствуют тренировке остальных органов. В качестве игровой деятельности можно предложить:

  • Сортировку предметов в возрасте от 2 до 5 лет. Она может быть как по форме, так и по цвету. Занятие развивает внимательность и логику. Для деятельности нужно взять несколько наборов предметов по размеру, форме и цвету. Хорошим эффектом для развития обладает игра с пуговицами. Нужно взять большое количество пуговиц, в котором будет пять-шесть одинаковых. Перемешать все пуговки в миске, затем показать ребенку, какой вид нужно выбрать.
  • Отличное занятие для развития сенсорики — деревянные кубики различных размеров. Можно приобрести кубики, которые вставляются друг в друга, как матрешка.
  • Хорошим занятием станет пирамидка для детей от двух лет. Она может быть любого вида, но принцип единый. У такой игрушки должен быть один стержень и набор элементов. Задачей ребенка является найти одинаковые фигуры, например, круги.
  • В качестве игры на сортировку можно выбрать простые пазлы. В методике Монтессори выбираются деревянные с красивыми картинками. Для детей младше четырех лет нужно выбирать пазлы, в которых у каждого элемента есть ручка, чтобы было удобно держать. Рекомендуется избегать картонных рамок.

Игра с пирамидкой

Выводы

Воспитание по методу Марии Монтессори качественно отличается от традиционных подходов: взрослый не проводит уроки и не требует положить руки на парту и внимательно слушать, у детей есть возможность и время познавать то, что им интересно, а специально организованная среда заботится о том, чтобы «интересно» было всегда и «полезно». Благодаря этим условиям метод получил международное признание, выпускники Монтессори садов стабильно демонстрируют интерес к учёбе, развитые навыки самоконтроля и успешно осваивают школьную программу, а родители гордятся своими талантливыми, самостоятельными и по-настоящему счастливыми детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]