В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок. Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори. Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?
Мария Монтессори
Мария Монтессори
Мария Монтессори пришла в детскую педагогику через врачебную практику, в которой на протяжении 10 лет она занималась обучением умственно отсталых детей, в том числе обучением чтению, письму и счету. В психиатрической клинике М. Монтессори работала со своим возлюбленным (они никогда не были женаты) Д. Монтессано, который также был врачом. Существует миф, что Монтессори отказалась от своего ребенка, однако это не совсем так. В католической Италии прошлого века, ребенок, родившийся вне брака, был незаконнорожденным. Такая ситуация могла стать большой проблемой в жизни обоих родителей, поэтому ребенок до 10 лет воспитывался в семье дальних родственников мужа в деревне, и лишь после этого времени он воссоединился с матерью.
В своих методах обучения умственно отсталых детей, Монтессори придерживалась взглядов французских врачей Сегена и Итара, основу которых составляло развитие органов чувств у больных детей. Сама она писала про это так:
«Десять лет моей собственной работы в некотором смысле можно рассматривать как подведение итогов сорокалетней работы Итара и Сегена».
Метод Монтессори изначально создавался для детей от 3 до 6 лет (период дошкольного детства в Италии), но в последствии был распространен как до 3 лет, так и на весь школьный период. В России есть несколько Монтессори-школ с начальными классами. В нашем обзоре мы раскроем классическую программу Монтессори 3-6 лет.
Немного истории…
Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.
В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.
В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий. По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы. Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.
Философия метода Монтессори
Любая методика развития — это прежде всего ценности автора и его взгляды на воспитание. Сами же упражнения являются только средствами достижения этих ценностей. Главная же цель которую должен достичь ребенок по Монтессори, это включиться во взрослое общество, овладев присущими ему качествами.
«У нас ребенок учится двигаться, а не сидеть неподвижно на одном месте, он приобретает навыки поведения не для школы, а для будущей жизни, благодаря привычке и практике он учится легко и правильно выполнять простые действия, необходимые для жизни в обществе».
Методика Монтессори строится на принятии природы ребенка, который с рождения выступает в роли любознательного и свободного исследователя, который стремится активно познавать мир и овладевать навыками. Взрослый же ни в коем случае не должен препятствовать активности ребенка. Как предупреждает сама М. Монтессори:
«Нам остается только догадываться о последствиях подавления спонтанных действий ребенка в период, когда он только учится быть активным: возможно, мы подавляем в нем саму жизнь… Необходимо решительно отвергать все, что препятствует спонтанным проявлениям ребенка и принуждает его к чему-то. Разумеется, здесь мы не говорим о бесполезных и опасных поступках, которые следует пресекать».
Метод Монтессори предусматривает индивидуальный подход к ребенку, где он самостоятельно выбирает себе занятия и их продолжительность, таким образом он развивается в собственном ритме на основе собственных желаний. Занятия проходят в специально созданной Монтессори-среде, которая преимущественно состоит из дидактического Монтессори-материала (про это мы расскажем чуть позже).
Чего нет в Монтессори среде, так это тяжелых фиксированных парт, которые, по ее мнению, «сковывают души» детей, принуждая их учиться. Также нет оценок и всевозможных поощрений от взрослых: вкусняшек, грамот, наград и т.п. Ребенок в свободной среде действует исходя из своих интересов и интересов своего развития, и внешняя награда лишь насмешка над его чувствами и личностью. Поэтому в данной методике нет наград от других людей, но есть удовольствие от самостоятельного удовлетворения своих желаний.
Многие родителю думают, что развитие по методу Монтессори это обеспечить ребенка Монтессори-материалом и оставить его в покое. Но Монтессори это прежде всего свободный ребенок и наблюдательный взрослый. Сколько родителей готовы дать ребенку свободу и сделать над собой усилие не отнимать ее? А также просто следить за деятельностью ребенка, не поучая и не вмешиваясь в нее?
Полезная литература о системе развития Монтессори
Родителям, которые решили дома заниматься с ребёнком по системе Монтессори, будет полезно ознакомиться со следующими изданиями:
- Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. — М. 2000
- Монтессори М. Дом ребёнка: Метод научной педагогики. — Гомель, 1993.
- Монтессори М. Значение среды в воспитании // Частная школа. — 1995. — №4.
- Монтессори М. Подготовка учителя: // Альманах «МАМА»: Научно-методическое издание Межрегиональной альтернативной Монтессори-ассоциации. — Вып. 1. — М., 1994.
- Дичковская И. Н., Пониманская Т.И. Воспитание для жизни: образовательная система Монтессори. — М., 1996.
- Монтессори М. Разум ребёнка // Монтессори. — М., 1999.
- Афанасьева Т. Учить по Монтессори. — М., 1996.
- Богуславский М. В., Сороков Д. Г. Юлия Фаусек: Тридцать лет по методу Монтессори. — М., 1994.
- Хилтунен Е. Авторская программа воспитания и обучения в российском Монтессори-детском саду и начальной школе. — М., 2000.
- Педагогика М. Монтессори: Курс лекций. — Ч. 1–2. — М., 1992–93.
- Сумнительный К. Е. Как помочь ребёнку построить себя? (Беседы о Монтессори-педагогике). — М., 1999.
- Сумнительный, К. Е. Домашняя школа Монтессори. 2 года / К. Е. Сумнительный. — М., 2014.
- Пляс, Мари-Элен 60 занятий с ребёнком по методике Монтессори / Мари-Элен Пляс. — Москва, 2014.
- Орлова, Дарья Большая книга Монтессори / Дарья Орлова. — М., 2011.
- Хейнсток, Элизабет Гениев учат с рождения. Система Монтессори у себя дома / Элизабет Хейнсток. — М., 2012.
Свобода ребенка и роль воспитателя
Под ролью воспитателя мы будем понимать не только сотрудников детских учреждений, но и родителей ребенка, и других взрослых, которые решили применять данный метод.
Монтессори предлагает воспитателю овладеть сознанием ученого. Принять на себя более специальную роль наблюдателя за ребенком (подобно ученому в лаборатории, который наблюдает за микроорганизмами через микроскоп), нежели просто следить за его безопасностью и раздавать задания.
«Я твердо верю в то, что мы должны воспитывать в наших учителях прежде всего дух ученого, а не прививать им навыки механической работы».
Задача воспитателя заключается в осмысленном наблюдении за ребенком. Воспитатель не должен навязывать знания или целенаправленно учить ребенка. Он может иногда и только слегка направлять действия ребенка (не давая ему тем не менее почувствовать свое присутствие). А помогать он может только по просьбе самого ребенка.
«»Жди и наблюдай». Таков девиз воспитателя. Давайте подождем и будем всегда готовы разделить с ребенком его успехи и трудности. Он сам попросит нас о помощи, и тогда мы должны будем с радостью откликнуться. Будем терпеливы, наблюдая за его медленным продвижением вперед. И проявим радость и энтузиазм, когда ребенок захочет поделиться с нами своими успехами. Если бы мы могли сказать: «Мы с уважением и интересом относимся к действиям наших детей, мы обращаемся с ними так, как хотели бы, чтобы обращались с нами», тогда бы мы непременно поняли великий принцип образования и, без сомнения, стали бы образцом хороших воспитателей».
Самому же ребенку отводиться задача быть свободным и делать что угодно в окружающей среде, при этом, не мешая другим детям. Но даже при этом воспитатель не должен быть пассивным наблюдателем, а должен быть активным ученым:
«Свобода ребенка должна иметь ограничение, критерием которого является коллектив и его интересы, и форму, которую принято называть хорошим воспитанием. Для этого нужно изучать каждого ребенка в отдельности, выясняя, что в его поведении может вызвать обиду и раздражение окружающих, и какие наклонности способны впоследствии привести к грубому поведению. Во всем же остальном – во всех проявлениях, имеющих некоторую пользу, – какими бы они ни были и в какой бы форме они ни выражались, – все следует разрешать, но при обязательном наблюдении со стороны воспитателя».
В такой свободной среде ребенок учится и развивается самостоятельно, через Монтессори-материал (родители называют его «Монтессори-игрушки»), в который заложены функции самообучения.
Классическая Монтессори-группа состоит из детей от 2 лет 8 месяцев до 6 лет. Все дети учатся в одной группе, не разделяясь по возрастам. Это является хорошим решением, так как младшие учатся у более старших, берут с них примеры поведения, действия с предметами и т.д.; а старшие учатся учить младших, проявляя чуткость и заботу, они берут на себя роль лидера и наставника. Такое взаимодействие помогает установить доброжелательную атмосферу в группе.
Занятия по методике Монтессори
В Монтессори-группе ежедневно в одно и то же время проводятся специальные дидактические упражнения, имеющие психологическую основу.
Одно из таких занятий – детский круг. Дети становятся по начерченному или выложенному лентами кругу на полу, ходят за воспитателем. Воспитатель показывает движения руками, сопровождает стишками. Дети выполняют упражнения дыхательной гимнастики.
В рамках детского круга или в качестве отдельного упражнения проводятся «уроки тишины». На несколько минут воспитатель предлагает детям помолчать, послушать тишину. При этом надо закрыть рот, можно закрыть глаза. Затем педагог спрашивает, кто что услышал. Это может быть скрип, голоса из других помещений, собственное дыхание или биение сердца, ветер за окном. Такое упражнение отлично дисциплинирует детей, учит их сосредоточиться на собственных мыслях, контролировать свое состояние, сродни медитации.
Одно из классических упражнений Монтессори — переливание воды. Воспитатель медленно переливает воду из лейки в чашку или банку до определенного уровня. Затем берет тряпку и вытирает капли на столике. Затем переливает воду обратно в лейку. Так может продолжаться несколько раз, но обязательно воспитатель делает это медленно и с интересом. Дети наблюдают за действиями. Потом педагог предлагает повторить его действия: перелить аккуратно воду. Упражнение учит координации движений, аккуратности.
Еще одно упражнение – вариация современного бизиборда. На деревянную рамку прикрепляются различные ремни, ремешки, бантики, веревочки, пуговицы, петельки. Они могут быть разными по структуре и цвету. Детям предлагается застегнуть ремни, завязать красивый бант, застегнуть пуговицы. Завязать бантик или шнурок – очень сложное упражнение для ребенка. Оно хорошо развивает координацию, моторику.
Самостоятельность
Помимо свободы, Монтессори делает большой акцент на самостоятельности и призывает дать детям возможность делать самостоятельно все то, что им по силам:
«Наш долг по отношению к ребенку — помочь самостоятельно овладеть полезными навыками, предусмотренными самой природой. Плоха та мать, которая кормит дитя из ложки и не прилагает ни малейших усилий научить его самостоятельно держать ложку или поднести ее ко рту и которая даже не ест сама на глазах у ребенка, чтобы тот посмотрел, как это делается. Такая мать оскорбляет человеческое достоинство своего малыша – она относится к нему как к кукле, а не к человеку, вверенному природой ее заботам».
Когда ребенок действует самостоятельно, его внутренние силы освобождаются, что дает ему не только автономию от родителей и взрослых, но и возможность самостоятельного познания мира.
Развивающая Монтессори-среда, в том числе направлена на развитие самостоятельности через действия:
- По самообслуживанию (например, одеться, покушать или принести себе воду для рисования);
- Личную гигиену и туалет;
- Поддержание чистоты и порядка и т.д.
Весь Монтессори-материал («игрушки Монтессори») предназначен для самостоятельного использования.
Монтессори в России. Плюсы и минусы методики.
В России первый детский сад Монтессори был открыт в 1913 году русским педагогом Юлией Фаусек. После революции 1917 года были попытки использования методики Монтессори в советской системе образования. Этому способствовал общественный деятель А.В. Луначарский. Однако эти идеи не нашли поддержки у И.В. Сталина. Советский педагог С.И. Гессен в 1923 году раскритиковал методику М. Монтессори за недостаточное внимание к творческому развитию воспитанников. Интерес к итальянской методике возродился в России только в конце 20 века. В настоящее время в России насчитывается несколько десятков Монтессори – садов, в том числе в Москве, в Перми, Екатеринбурге, Воронеже, Челябинске, Дубне.
Однако не все родители спешат отдавать детей в специализированный детский сад. У методики есть как плюсы, так и минусы.
К положительным сторонам относят:
- Возможность ребенка познавать окружающий мир самостоятельно без давления взрослых,
- Воспитание в ребенке свободы личности,
- Отсутствие оценок, суждений, соревновательных моментов,
- Игровые формы обучения.
К минусам методики относят:
- Разновозрастные группы,
- Отсутствие творческого развития,
- Отсутствие сюжетно – ролевых игр,
- Быструю потерю интереса детей к типичным игровым материалам.
По отзывам родителей, чьи дети посещали Монтессори – садики, у методики есть еще один существенный недостаток: неадаптированность для гиперактивных и застенчивых детей. Энергичным непоседам трудно вместе со всеми исполнять «урок тишины». Застенчивые же и скромные дети, будучи предоставлены сами себе в одной из зон детского помещения, не всегда смогут самостоятельно выбрать логические игрушки и материалы, постесняются спросить, не найдут общий язык с бойкими сверстниками при выборе материалов.
Если вам пригодилась информация на сайте, просьба поделиться ею в социальных сетях:
more
Гигиена
Большое внимание в Монтессори педагогике уделяется гигиене. Это связано с тем, что «Дома ребенка» (детский сад для жителей многоквартирных домов) открывались хоть и в перестроенных, но в самых бедных районах Рима, где жили низкие слои общества, царила преступность, разврат и насилие, а в квартире могли жить до 20-30 человек и вода была лишь несколько часов в сутки. В своей главной книге — «Мой метод», Монтессори долго описывает данные районы, но ограничимся лишь одной ее фразой:
«Где в темное время никто не рискует выходить на улицу без оружия».
В таком районе после некой «реновации» и открылся первый «Дом ребенка». При его организации вопрос гигиены становился большой проблемой. Поэтому первое и основное правило данного заведения было:
«Матери обязаны отправлять детей в дом ребенка чистыми».
Так в силу социальных проблем и появилось одно из главных положений Монтессори-педагогики.
Ребенок с первого посещения садика учится самостоятельно мыть руки и чистить ногти, убирать за собой и т.д. Все это приводит к тому, что ребенок всячески следит за своим внешним видом, действиями и старается вести себя аккуратно.
Базовые принципы обучения
Основной принцип педагогики Монтессори – до одного года и старше, не принуждать ребенка ни к чему, чего он не желает сам. Выполнять его становится возможным благодаря естественно складывающимся в системе Монтессори условиям:
- каждый малыш стремится к равному со взрослым участию в жизни;
- со временем дети понимают, что для этого необходимо учиться и получать собственный опыт;
- также малыши скоро осознают, что чем больше и быстрее они учатся, тем быстрее смогут попасть во взрослый мир;
- педагог занимает нейтральную позицию, не показывает свое отношение к той или иной деятельности, а лишь оказывает помощь по просьбе ребенка.
Также можно назвать еще несколько базовых принципа методики воспитания Монтессори:
- Ребенок – центр педагогического процесса. В зависимости от его желаний, стремлений, возможностей и особенностей выстраивается вся работа.
- Среда – основополагающее условие детского развития. Она должна быть настолько богатой и полезной, чтобы каждый ребенок мог выбрать в ней свое место и найти себе интересное занятие.
- Взрослый – человек, который помогает только по обращению ребенка. Если таковое отсутствует, то он никак не вмешивается в его естественный процесс развития.
- Детям позволяется свободно перемещаться по классу.
- Малыши самостоятельно выбирают материалы для занятий и изучают их.
Уроки тишины
Как мы уже сказали, в Монтессори-среде нет тяжелых и фиксированных парт. Вместо них предлагаются легкие парты и стулья, которые легко двигаются и издают звук. Но делается это не ради создания шума, а как раз наоборот. Монтессори-сад — это тихое место, где каждый ребенок увлеченно занят своим делом. И когда ребенок, вставая из-за стола производит шум, это отвлекает других детей, они обращают внимание на нарушителя тишины. Ребенку, издавшему шум, такое внимание неприятно, и в следующий раз он старается сделать это максимально тихо, чтобы не потревожить других детей. Все это развивает не только грациозность и мастерство вставать из-за стола незамеченным (а также тихо ходить), но главное дает осознание ценности чувств других людей, которым так легко помешать и нарушить их сосредоточенность.
Помимо этого, М. Монтессори разработала специальные уроки тишины, где дети учатся контролировать свое поведение и быть более организованными. Например, один из уроков тишины проходит так: воспитатель оставляет детей одних, а сама уходит в другую комнату и оттуда шепотом еле слышно называет одного из детей по имени. Задача ребенка услышать свое имя и очень тихо встать, не создав шума, пройти к воспитателю в другую комнату.
Творчество
Очень важной особенностью творческой деятельности в Монтессори-среде является то, что ребёнка не учат создавать тот или иной образ, не дают шаблонов, а скорее учат обращаться с разными техниками творчества. Вариантов творческих работ может быть множество, главное – предлагайте ребёнку разнообразные материалы и давайте свободу самостоятельно создавать свою работу.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Монтессори-среда
Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.
1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:
- Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
- Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
- Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
- Социальные навыки (общение и манеры).
- Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.
2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.
В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.
Материалы сенсорной зоны:
Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.
Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.
Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.
Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.
Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.
Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.
Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.
3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.
Используемые материалы:
Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.
Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.
Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.
Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.
И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.
4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.
Материалы:
Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.
Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.
Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.
Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.
Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.
Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.
Советы по организации домашних занятий с детьми разного возраста
Рекомендации родителям по домашним занятиям целесообразно разделить по возрасту.
До года
Уже с 5 месяцев мама может использовать бизиборды, ведь эти развивающие пособия придумала именно Мария Монтессори (изначально они были деревянными, сегодня же адаптировались в мягкие коврики и книжки). Также можно использовать тактильные упражнения с подушечками, наполненными крупами, камешками, пенопластом. Пусть кроха их просто трогает.
Интересно, что идея создания бизиборда (развивающей доски) принадлежит именно Марии Монтессори
Ещё один вид занятий — протягивание карапузу предметов, перекладывание их из одной детской ручки в другую.
Видео: развивающие игрушки по Монтессори для младенцев
С годовалого возраста и до 3 лет
Диапазон упражнений расширяется, добавляются такие варианты:
- Игры с водой. Малыш вылавливает из тазика с водой мелкие игрушка, камушки (руками или сачком), льёт воду из леечки, переливает жидкость с одной ёмкости в другую.
После года уже можно предлагать ребёнку манипуляции с водой
- Нанизывание предметов на опору (по принципу пирамидки).
- Игры с ложкой (вылавливание с её помощью предметов).
- Упражнения с прищепками (закрепление их на верёвке, ткани).
- Застёжки, шнуровки.
- Сортировка предметов, насыпанных в одну ёмкость (пуговицы, макароны, мелкие игрушки и пр.).
После года можно вводить упражнения на сортировку крупы, мелких предметов
- Рисование на песке палочкой, кистью и пр.
- Кормление пластиковой игрушки (через прорезанный рот).
- Лепка из пластилина (скатывание шариков, колбасок).
Видео: игры с водой по Монтессори
Для возраста 2–5 лет
Уже активно привлекаются деревянные игрушки (геометрические фигуры и пр.), пазлы, дидактические игры по ознакомлению с окружающим миром. Начинается изучение цифр и букв.
В период с 2 до 5 лет уже начинается изучение цифр и букв
Кроме того, следует активно привлекать ребёнка к выполнению домашних бытовых дел: помощь в стирке, уборке, приготовлении пищи (например, замесить тесто, разложить фрукты по цвету).
После 5 лет
В этом возрасте развивается усидчивость, усложняются освоенные прежде навыки ухода за собой, уборки в доме. Активно идёт обучение математике, чтению. Ребёнку предлагаются упражнения для тренировки навыка письма (печатные штриховки, прописи, рисование букв на доске мелом и пр.). Более разнообразными становятся игры по ознакомлению с окружающим миром (например, на тему космоса).
Интерес к сенсорным играм в этом возрасте уже снижается. Повысить его можно, например, занятиями с кинетическим песком.
Монтессори-материал
Часть Монтессори-материала вы могли видеть уже выше в разделе Монтессори-среда.
Дидактический материал Монтессори создавался не на пустом месте, частично это наработки уже известного на протяжении 200 лет «Даров Фребеля» (Фребель — немецкий педагог, основатель первого детского сада в 1836 году), частично это методики Сегена и Итара. Монтессори дорабатывает их материал, а также создает свой собственный.
Материал выполняется преимущественно из дерева и других природных материалов. На каждую группу выделяется по одному-два экземпляра каждого вида Монтессори-материала, что может вызывать у детей некое негодование. Детям не разрешается мешать другому ребенку, который уже действует с набором, и поэтому приходиться ждать, когда он освободиться (но ребенок как правило не ждет, а берет другой набор). По завершению действий с набором, ребенок должен самостоятельно сложить его и отнести на полку, лишь после этого набор доступен другим детям. Так Монтессори-среда вырабатывает в детях терпение, дисциплину и чувство личных границ других людей.
Особенность Монтессори-материала — это заложенная функция контроля при действиях с инструментом, когда ребенок сам видит свои ошибки. Это важный элемент в данной системе. Например, Блок с цилиндрами. Если ребенок неправильно расположит цилиндры местами, то некоторые будут слишком глубоко в отверстии, а некоторые будут возвышать над уровнем границы.
Принцип Монтессори-материалов частично можно перенести в домашние условия на многие предметы обихода (но в них не будет функции контроля): банки с крышками, коробки, застежки, прищепки, различные дары природы (камешки, песок, желуди), продукты (крупы, макароны, бобы) и так далее. Все это доступно ребенку дома, при должном подходе родителей.
Стоит также учитывать, что в Монтессори-среде весь материал располагается на стеллажах и комодах открытого типа, не выше уровня глаз ребенка, чтобы он мог спокойно и в любое время подходить и брать его.
Воспитание по системе М. Монтессориматериал по теме
Педагогическая система М.Монтессори
Мария Монтессори (31.08.1870 — 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог, которая впервые начала применять свою систему с умственно отсталыми детьми дошкольного возраста. Система была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям. С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Основная идея данной педагогической системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого ребенка, поддержка его индивидуальности и уникальности, развитие самостоятельности и независимости, получение навыков социального взаимодействия с детьми разного возраста и при этом всестороннее гармоничное развитие в соответствие с природным ритмом самого ребенка. Такой педагогический подход позволяет сохранить физическое и психологическое здоровье ребёнка в процессе обучения и дать ему максимум знаний.
Педагогика Монтессори — это система саморазвития ребенка. Ребенку предоставляется возможность самостоятельно двигаться, самостоятельно развиваться; это происходит спонтанно, но если в каких-то случаях ему необходима помощь взрослого, он ее получает. Взрослые занимаются только тем, что организуют среду для ребенка, в которой он уже движется сам. В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно.
Философские взгляды Монтессори базируются на «Космической теории»,в которой отражается понимание природы ребенка и законов его развития.
«Все… живые существа в процессе питания или поисков пищи выполняют «космическую» задачу, которая способствует тому, чтобы сохранить природу в гармоничном состоянии чистоты».
Главный принцип системы Монтессори — «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности. Всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
Основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал.
Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные.
Сущность воспитания по М.Монтессори – содействие психофизическому развитию ребенка («Помощь жизни с самого рождения»). Для Монтессори духовное развитие человека теснейшим образом было связано с его психофизическим развитием, она постоянно подчеркивала важнейшую роль развития восприятия и органов чувств (сенситивность), двигательной сферы для развития интеллекта, мыслительных способностей, общего развития в целом.
Цели и задачи воспитания
Цель-достижение мировой гармонии, построение универсального общества.
Главная задача взрослого – создать среду, подходящую для свободного и полноценного развития ребенка, а так же для возможности выбора и самостоятельной деятельности.
По Марии Монтессори, процесс развития детской личности подразделяется на четыре стадии:
- первая стадия детства (0—6 лет);
- вторая стадия детства (6—12 лет);
- юность (12—18 лет);
- взросление (18—24 года).
Каждая из этих стадий представляет собой отчётливый самостоятельный отрезок развития.
В период от 0 до 6 лет познавательная активность ребенка направлена на формирование чувственного образа окружающего мира через инстинктивное развитие чувств: обоняния, осязания, зрения, слуха. Целью воспитания в возрасте от 0 до 6 лет является оптимизация процесса естественного развития, достижение «нормализации». Решаются задачи содействия развитию: концетрации внимания, произвольных движений, сенсорной сферы, речи, навыков письма и чтения, элементарных математических представлений, представлений об окружающем мире, способности делать выбор, принимать решения, самостоятельно учиться.
От 6 до 12 лет ребенок становится на позицию исследователя по отношению к окружающему миру. Целью воспитания является формирование «вселенского сознания» и чувства ответственности перед человечеством. На этом этапе решаются задачи:1)содействовать развитию системного мышления и экологического мышления; 2)показать место Земли и человека в Космосе; 3) «посеять семена»различных наук как частей единого целого.
В возрасте от 12 до 18 лет подросток активно ищет свое место в обществе. Цель воспитания – развитие способности к эффективному взаимодействию с социумом. Задачи: 1)содействовать личному развитию подростков; 2)дать возможность полноценного образования.
Педагогические принципы М Монтессори:
1)Содействие естественному развитию (природосообразность);
2)Взаимодействия с «подготовленной средой»;
3)Свободы выбора в «подготовленной среде»;
4)Индивидуальной активности в учении (мотивационная,двигательная, самоконтроль, речевая и познавательная активность, активность в социальной сфере);
5)Предметности в учении.
Согласно принципам Монтессори, детям предоставляется как можно больше свободы под наблюдением воспитательницы, что требует от нее большого душевного напряжения.
Главный метод Монтессори — это «свободная работа» детей в «подготовленной среде» при ограничении прямого воздействия педагога.
Методы воспитания в различные периоды развития:
От 0 до 6 лет используют методы воспитания: наблюдение; оказание помощи; показ; предложение материала с ориентацией на зону ближайшего развития; поддержание порядка и рабочей атмосферы; отдельные упражнения со всей группой.
От 6 до 12 лет используют методы воспитания: наблюдение; помощь в самостоятельном изучении материала; от общего к частному, от целого к деталям: презентация общих схем; пробуждение и активное использование силы воображения; групповые занятия.
От 12 до 18 лет используют методы воспитания: помощь в самостоятельном изучении; помощь в овладении основами профессий; чередование учебной деятельности с практической работой; пробуждение интереса к различным видам практической деятельности и наукам; ориентация учащихся в учебном материале.
Система развития детей по Монтессори основана на следующих положениях:
- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
- Ребенок — сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
- Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
- Дети принимают самостоятельные решения.
- Занятия проходят в специально подготовленной среде.
- Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
- Полноценное саморазвитие — это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
- Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
- Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Предметом игры может стать любая вещь:тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).
Занятия в Монтессори группе начинается со свободной работы. Каждый дидактический материал в группе имеет свой алгоритм работы и если ребенок впервые взял тот или иной материал, педагог проводит презентацию материала. В занятия также входит «Круг». Это место сбора детей, на котором происходит обсуждение проживаемой ситуации. За ребенком остается право самостоятельного высказывания, «Круг» заканчивается и дети приступают к творческому заданию, которое соответствует теме «Круга».
В группе есть определенные правила, со временем старшие дети обучают вновь прибывших детей. Также одной из главных особенностей группы является разновозрастность обучающихся. Младшие дети тянутся к старшим, а те, в свою очередь, оберегают и помогают младшим, что учит их толерантности.
В детском саду, работающем по системе Монтессори, в группе находится 18 человек разного возраста, от 3 до 6 лет.
Занятие в группе Монтессори включает:
- работу в Монтессори-среде;
- круг знакомства с окружающим миром;
- творческую мастерскую;
- в гостях у сказки;
- аэробику для малышей.
Свободная работа с Монтессори — материалами — это индивидуальная работа в специально подготовленной развивающей Монтессори — среде, направленная на всестороннее развитие ребенка.
Круг — это особая форма работы в методе Монтессори. Он включает в себя приветствие — «эмоциональное» начало работы, дети здороваются со своими друзьями и педагогами; пальчиковые игры; потешки; знакомство с окружающим миром, с социальной действительностью.
Творческая мастерская – это использование различных техник в доступной форме: рисование ладошками, с использованием поролоновых губок, трафарета; лепка из пластилина и соленого теста, раскрашивание; резание; склеивание и т.д. Эта деятельность направлена на развитие мелкой моторики, творческого мышления и способности к эстетическому восприятию.
В гостях у сказки – на занятии педагог показывает детям сказку, которая направлена на развитие речи, понимание и выявление причинно-следственных связей и закономерностей.
Аэробика для малышей — это организация физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей: ходьба, бег, подвижные игры, элементы аэробики и гимнастики, упражнения с палкой и фит-болом, танцевальные движения — все это помогает детям приобрести здоровье, красоту, гармонию.
Для осуществления помощи саморазвития ребенка от 3 до 6 лет используют учебные разделы «подготовленной среды» разделенные на зоны:
- Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.
- Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.
- Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
- Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.
- Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
В рамках каждого из разделов материалы упорядочены по степени сложности.
Разработанные М. Монтессори материалы для развития органов чувств выпускаются и сегодня. Монтессори придумала широко вошедший в практику детских садов «волшебный мешочек» (сшитый из ткани), в который кладут разные мелкие вещи, которые дети узнают на ощупь. Огромным достоинством методики является непрерывность обучения между дошкольным и школьным возрастом, единство требований к детям в доме ребенка и начальной школе Монтессори.
Недостатки системы М. Монтессори
Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:
1.Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков. Упражнения и дидактические материалы направлены на развитие аналитического мышления, логики и моторной деятельности.
2.В системе нет ролевых и подвижных игр.
3.Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
4.После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
Заповеди Марии Монтессори:
- Никогда не трогай ребенка, пока он сам к тебе не обратится (в какой-либо форме)
- Никогда не говори плохо о ребенке, ни при нем, ни без него.
- Концентрируйся на развитии хорошего в ребенке, так что в итоге плохому будет оставаться все меньше и меньше места.
- Будь активен в подготовке среды. Проявляй постоянную педантичную заботу о ней. Помогай ребенку устанавливать конструктивное взаимодействие с ней. Показывай место каждого развивающего материала и правильные способы работы с ним.
- Будь готов откликнуться на призыв ребенка, который нуждается в тебе, всегда прислушивайся и отвечай ребенку, который обращается к тебе.
- Уважай ребенка, который сделал ошибку и сможет сейчас или чуть позже исправить ее, но немедленно твердо останавливай любое некорректное использование материала и любое действие, угрожающее безопасности самого ребенка или других детей, его развитию.
- Уважай ребенка отдыхающего или наблюдающего за работой других, или размышляющего о том, что он делал или собирается делать. Никогда не зови его и не принуждай к другим активным действиям.
- Помогай тем, кто ищет работу и не может выбрать ее.
- Будь неустанным, повторяя ребенку презентации, от которых он ранее отказывался, помогая ребенку осваивать ранее неосвоенное, преодолевать несовершенство. Делай это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью и тишиной, милосердием и любовью. Сделай свою готовность помочь очевидной для ребенка, который находится в поиске, и незаметной для того ребенка, который уже все нашел.
- Всегда в обращении с ребенком используй лучшие манеры и предлагай ему лучшее в тебе и лучшее из того, что есть в твоем распоряжении.
Чтение и письмо
М. Монтессори предлагала обучать детей чтению через письмо. Лишь овладев письмом, дети самостоятельно научаются читать. Обучение письму в основном сводиться к обведению контура фигур букв и их ощупыванию (гласные и согласные покрыты разным материалом и цветом). Так ребенок узнает и запоминает прописные буквы. Изучив некоторое количество букв, ребенок пробует составлять из них слова. Слова в итальянском языке (как и в русском), читаются также, как и пишутся, т.е. каждая буква имеет свой определенный звук. Составив слово из несколько знакомых букв, ребенку может легко его прочитать. Поэтому научиться читать после овладения письмом, не составляет для ребенка большого труда.
Ребенка никто специально не сажает и не учит прописывать буквы, не заставляет зубрить. Ребенок учится писать по собственному желанию, что является отличительной чертой такого метода.
Однако чтение по Монтессори (с 3-4 лет) может приводить к тому же результату, что и в других методиках раннего обучения — чтение не переводится в понимание. Дети не понимают смысл прочитанного. Чтение представляет из себя лишь механическое воспроизведение звуков, но «в голове» у ребенка не только не откладывается знание прочитанного, но оно даже не представляется. Об этом пишет сама М. Монтессори:
«Игры в чтение фраз. Узнав, что мои дети уже умеют читать печатный шрифт, друзья подарили нам красиво иллюстрированные книги. Просмотрев эти книжки с простыми сказками, я убедилась в том, что наши воспитанники еще не в состоянии их понять. Учителя, напротив, были настолько горды успехами своих питомцев, что пытались меня переубедить и заставляли детей читать при мне вслух, утверждая при этом, что они читают гораздо лучше учеников второго класса начальной школы.
Но я не дала себя обмануть и провела два эксперимента. Я попросила учительницу прочесть детям одну из этих сказок, а сама в это время наблюдала за тем, насколько дети ею интересуются. Уже после нескольких фраз интерес детей ослаб. Я запретила учительнице призывать к порядку тех, кто не слушал, и постепенно класс наполнился гулом: дети, которым было неинтересно слушать историю, вернулись к своим прежним занятиям.
Было очевидно, что дети, которые, как нам казалось, с таким удовольствием читают эти книги, интересовались отнюдь не содержанием, а лишь тем механическим умением, которым они овладели и которое состояло в переводе графических знаков в звуки узнаваемых ими слов. Кроме того, они читали книги с гораздо меньшим постоянством, чем карточки со словами, так как в книгах они встречали слишком много незнакомых слов…
Я дала ребенку книжку, приятельски уселась рядом с ним, а когда он закончил читать, я просто и спокойно спросила его, как друга: «Ты понял, что ты читал?» – на что он ответил: «Нет». По выражению его лица было видно, что он даже не понял, почему я об этом спрашиваю».
Это проблема не самого метода Монтессори, это проблема всех слишком ранних методик обучения чтению. Поэтому родителям не нужно бежать впереди развития мозга ребенка и заставлять его учиться читать раньше своих органических способностей. Раннее обучение чтению может принести вред ребенку, он научится читать неправильно и ему придется переучиваться, что гораздо труднее чем обучиться с нуля, но в более подходящем возрасте.
Отзывы и комментарии
Что вы думаете о методике Монтессори? Являетесь ли вы ее сторонником или противником? Поделитесь в комментариях к этой статье. Также будет интересно узнать о вашем опыте воспитания ребенка по такой системе.
Советуем также прочитать:
- Сторителлинг
- Масару Ибука «После трёх уже поздно» — краткое содержание
- Факторы интеллектуального развития ребёнка
- Идеология преподавания Льва Толстого
- Теория когнитивного развития Пиаже
- Кубики Кооса
- Как научить ребенка читать: правила, советы и рекомендации
- Гленн Доман «Гармоничное развитие ребёнка» — краткое содержание
- Как правильно воспитать ребенка?
- Альтернативное образование: преимущества и недостатки
- Как научить ребёнка выговаривать звук «Р»
Ключевые слова:1Дети
Зачем нужен педагог, если он не вмешивается в процесс
Главная функция педагога – правильная организация среды в соответствии с возрастом и сенситивными периодами развития детей. На самых видных и доступных местах должны быть игрушки и предметы, наиболее актуальные для детей этого возраста.
Вторая задача педагога – помогать ребенку, если он за этим обращается. Например, малыш может попросить что-то назвать, рассказать или сделать, что у него самого пока не получается. При этом взрослый старается не сделать за ребенка, а помочь ему научиться выполнять это самостоятельно.
Третья функция – наблюдение. Наблюдая за детьми, взрослый человек может сделать выводы о том, к чему больше тянется ребенок, и стараться обогатить среду в этом направлении. А занятия, которые ни разу не попали в поле зрения малыша, можно поставить на самое видное и доступное место, чтобы и они было опробованы. Так же, как и в любом детском коллективе, необходимо следить за порядком, чтобы ребята не обижали друг друга, учились договариваться и взаимодействовать.
Что такое обучение дает детям
Занятия по системе Монтессори позволяют малышам реализовывать свой естественный познавательный интерес в самостоятельном темпе и ритме. В отличие от традиционных занятий, в среде Монтессори для самых маленьких практически не бывает скучно или неинтересно, здесь каждый находит для себя материалы и игры по душе. Система отлично развивает самостоятельность, совсем кроха уже может подмести пол или постирать небольшие предметы.