Декоративное рисование в средней группе
Декоративное рисование — создание абстрактных ритмических узоров и композиций для украшения предметов. Рисование орнаментов оказывает благотворное воздействие на развитие творческих способностей, мелкой моторики, воображения и фантазии, абстрактного и пространственного мышления, сенсорного восприятия и интеллектуальных способностей ребёнка к синтезу и анализу. Знакомство с декоративным рисованием начинается именно в этой группе, в целом на обучение навыкам составления узоров отводится 8–10 занятий в год.
Задачи декоративного рисования
В рамках общей темы «Украшение одежды» можно выделить следующие общие задачи:
- освоение навыков композиционного размещения больших и маленьких геометрических элементов в ритмическом сочетании узора на силуэте свитера; силуэт обводится по трафарету, может быть разделён на полоски или предоставлять для украшения всю свою поверхность. Эта тема предлагается детям после изучения декоративного рисования на полосках и обучает использовать декоративные элементы для украшения изделия;
- обучение гармоничному сочетанию различных цветов, совершенствование цветопередачи.
- развитие умения пользования кистью, овладение более сложными техническими приёмами (лёгкий точечный мазок, нанесение мазка всей поверхностью кисти в процессе рисования полос).
Дети учатся чередовать полоски, точки и мазки
Инструменты и техники рисования в средней группе
Классические инструменты рисования:
- простым карандашом;
- цветными карандашами;
- восковыми мелками;
- фломастерами;
- кистью с использованием гуаши — ритмичное нанесение красок с помощью кисти, создающее орнамент в геометрической или растительной стилистике. Главная задача — научить воспитанников составлять из идентичных узоров органичные целостные композиции;
- кистью с использованием акварельных красок. Для творческих занятий с дошкольниками используется классическая и медовая акварель.
Нетрадиционные инструменты и техники рисования:
- пальчиковая живопись — основана на отпечатке и требует дальнейшей доработки образа с помощью различных инструментов и подручных средств (стеки, ватные палочки и диски и т. д.). Первоначально дети осваивают технические приёмы точки, мазка и спирали, затем, по мере развития чувства цвета, ритма и пространственной композиции, обучаются смешивать цвета и добиваться нужного колористического исполнения;
- вертикальный тычок гуашью с помощью жёсткой полусухой кисти без использования воды для получения визуального эффекта фактурности (объёмность, рельефность);
- рисунок мятой бумагой — нанесение изображения с помощью шарика, сделанного из мятого кусочка бумаги;
- рисунок по мятой бумаге — интересный способ получения объёмного изображения по изгибам предварительно смятого, а затем слегка разглаженного листа бумаги.
Пальчиковая техника более проста в исполнении, поэтому некоторые дети очень её любят
Приёмы рисования в средней группе
На занятиях по рисованию дети также осваивают и закрепляют следующие навыки:
- Штриховка — довольно простой, но выразительный и эффективный способ передачи ритмического образа растительного или геометрического орнамента с помощью мягких карандашей, восковых мелков или фломастеров. Рисование штрихом помогает не только передать красоту узора, но и развить мелкую моторику, что очень важно для решения задачи подготовки к письму. Виды штриховки:
- вертикальная — штрихи ложатся в вертикальном направлении, плотно прижимаясь друг к другу. Используя карандаши разного цвета, можно добиваться эффекта плавного перехода разнообразных оттенков;
- хаотичная — штрихи плотно наносятся в свободном направлении, затем доводятся до образа дополнительной прорисовкой внешних контуров.
- диагональная — штрихи накладываются под острым углом;
- горизонтальная — довольно сложный технический приём, поскольку требует от ребёнка менять привычное положение руки в процессе рисования;
- формообразующая — самый трудный способ, требующий изображения формы предмета, например, облака или кроны дерева.
- Технические приёмы нанесения точек и ритмического мазка кистью в гуашевой живописи.
Дети осваивают приёмы точки и мазка в гуашевой живописи
- Регулирование набора краски, подбора цветов, мягкой передачи оттенков благодаря смешиванию основных цветов и специальным техническим приёмам работы с акварелью.
Дети осваивали приёмы смешивания цветов в технике акварели
Порядок выполнения работ на тему «Украшаем свитер».
Во время выполнения педагогического показа воспитателю рекомендуется показать на доске или мольберте рисование названных ребятами приёмов, а затем показать пример поэтапного рисования узора на свитере. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки и в какой последовательности.
Украшение бумажными полосками и рисование карандашом.
Для украшения свитера подбираются бумажные полоски по размеру горловины, манжет, резинки
Приклеивание бумажных полосок
Рисуем карандашом вертикальные линии
Чередование карандашных линий на свитере
Рисуем кольца в плечевой зоне, располагая полукругом
Штриховка элементов
Рисуем кольца по нижнему краю свитера и манжетов, закрашиваем штриховкой
Рисуем подобные элементы по центральной поперечной линии изделия
Рисование узоров карандашом и украшение пластилиновыми элементами.
Оформление горловины, манжет и резинки карандашными линиями
Рисование зигзагообразных линий розовым карандашом
Рисование зигзагообразных линий зелёным карандашом
Скатывание пластилиновых элементов
Прикрепление пластилиновых шариков путём сплющивания
Процесс украшения свитера
Готовая работа
Создание узора приёмом мазка.
Нанесение мазков одного цвета по диагонали
Нанесение мазков другого цвета по диагонали зеркально ранее нанесённым мазкам
Украшение мазками горловины, манжет, резинки
Рисование узора приёмами линий и точек.
Обозначение линиями горловины и манжет
Оформление манжет и горловины
Рисование линий: чередование линий разных цветов
Рисование точек: ритмичный повтор
Рисование акварелью: тонирование, линии и кольца.
Разделение горизонтальной линией заготовки
Тонирование верхней части свитера
Тонирование нижней части свитера и рукавов другим цветом
Рисование зигзагообразных линий (чередование)
Оформление горловины свитера
Рисование колец (чередование в шахматном порядке)
Рисование гуашью: круги и точки.
Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование точек: чередование точек двух цветов
Рисование кругов в шахматном порядке
Рисование кругов другого цвета
Рисование точек по нижнему краю светера и рукавов
Рисование точек второго цвета
Рисование точек по центру кругов
Готовая работа
«Зимние узоры»: рисование гуашью линий и точек на цветной основе.
Начинаем рисовать ёлочки в нижней части свитера: повтор диагональных линий
Повтор диагональных линий в зеркальном положении
Посередине обозначаем стволы ёлочек вертикальными линиями
Рисуем точки в шахматном порядке
Оформляем манжеты, горловину и резинку
Готовая работа
«Весенние узоры»: линии, круги и точки гуашью на цветной основе.
Обозначение линиями горловины, манжет, резинки
Рисование кругов по центру заготовки в шахматном порядке
Рисование вертикальных линий от кругов к нижнему краю
Рисование диагональных линий — солнечных лучей
Рисование точек по центру кругов
«Летние узоры»: линии, круг, мазки гуашью на цветной основе.
Рисование горловины, манжет и резинки горизонтальными линиями и вертикальными мазками
Ритмичный повтор горизонтальных волнистых линий — море
Круг в верхней части свитера по class=»aligncenter» width=»425″ height=»425″[/img] Рисование мазков в стороны от круга — лучи солнца
Ритмичный повтор галочек — чайки
Примеры готовых работ по теме «Украшаем свитер».
Выставка готовых работ
Чередование линий
Чередование линий
Повтор диагональных линий
Выставка работ
Примеры работ
Узор из линий
Примеры работ
Примеры работ
Выставка работ к 8 Марта на тему «Свитер для любимой мамы»
Примеры работ
Обучение декоративному рисованию
Декоративное рисование обладает своими функциональными особенностями — оно позволяет сфокусироваться в большей степени на тех нюансах, которые общее рисование не всегда может задействовать: свободная фантазия сначала подчиняется чёткой структуре узора, а затем учится создавать такую структуру.
Этапы обучения
Первые шаги по ознакомлению с декоративным рисованием напоминают задания, связанные с наклеиванием готовых элементов композиции. Дети осваивают умение наносить ровные линии, а между ними размещать чередующиеся по цвету, форме и размеру точки и мазки, постепенно усложняя комбинацию узора, добавляя новые элементы.
Наиболее простой в плане техники исполнения декоративный элемент — это мазок, поскольку он не требует чёткой координации движений и получается в результате лёгкого прикосновения к бумаге. Поэтому целесообразно начинать составление декоративных узоров с мазков, затем подключать точки. Точечный рисунок основан на вертикальном движении руки и прикосновении кисти только кончиком, поэтому требует более уверенной и развитой моторики.
Композиционное решение первых работ в декоративном жанре будет состоять из элементарного ритмического воспроизведения одного и того же базового элемента, например, кружочка.
Ребёнок осваивает первый этап создания узора, построенном на повторении одного элемента
Следующий уровень сложности связан с освоением принципа чередования, поскольку опирается на сочетание нескольких форм. Для детей четырёх лет достаточно использования двух элементов, различных по форме и цвету. Постепенно уровень заданий повышается благодаря введению в узор новых художественных элементов и созданию более сложных композиций. Дети также активно используют приёмы рисования округлых форм, с которыми они познакомились на предыдущем этапе обучения.
Фотогалерея: «Принцип чередования элементов по форме и цвету» (презентация к занятию)
Можно начать с ограниченного набора красок
Смешивать краски, чтобы получить новые цвета, довольно интересно
Человечество очень давно использует такие орнаменты
Шаблоны-заготовки помогут создать красивую галерею одежды
Юные художники проявляют фантазию
Темы «Украшение свитера»: варианты и формулировки
Эта тема занятия связана с изучением и украшением одежды и предлагается детям после выполнения ими более простых заданий, которые постепенно усложняются, например:
- шарфик (полоска);
- платочек (треугольник);
- салфетка (квадрат);
- фартук (квадрат или овал);
- шапочка и варежки.
Т.С. Комарова в своей работе «Изобразительная деятельность в детском саду: средняя группа» предлагает проводить занятие в ноябре и сделать акцент на необходимости тёплой одежды по сезону для сохранения здоровья.
Таблица: возможные темы занятий и их содержание
«Свитер для моих друзей» (рисование в нетрадиционной пальчиковой технике) | Задачи: знакомить с техникой рисования пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание цветов; учить составлять элементарный узор. Оборудование: две куклы — мальчик и девочка, гуашь, силуэты свитеров разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами. |
«Ажурный свитер» (рисование гуашью с использованием ватных палочек) | Задачи: учить наносить узор на шаблон свитера с использованием простого карандаша и линейки; при помощи ватной палочки и белой гуаши, обводить свои ажурные узоры. |
«Свитер в стиле дымковского орнамента» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять умение украшать силуэт свитера, используя дымковскую роспись; учить подбору красок в соответствии с цветом свитера; воспитывать эстетический вкус и восприятие. Материалы: вырезанные силуэты свитера разного цвета, краски, кисть, баночка для воды, салфетка, музыка, таблица с элементами растительного орнамента. |
«Свитер для зайки» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги; учить подбору красок в соответствии с цветом свитера; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность, инициативу. Оборудование для педагога: картинки свитеров с разными узорами, игрушки: мокрый заяц, сухой заяц, связанный на игрушку свитер, магнитная доска. Оборудование для детей: вырезанные из плотной бумаги свитеры, кисточки, краски, банки с водой, салфетки. |
«Украшение свитеров для мальчиков и для девочек» (рисование в традиционной технике с помощью кистей и красок) | Задачи: закреплять представление о зимней одежде и о важности тёплой одежды для сохранения здоровья; учить осознавать гендерные отличия среди сверстников; закреплять умение создавать узор на полосе, используя линии, мазки, точки, круги и другие знакомые элементы; учить подбирать цветовые сочетания. Оборудование демонстрационное: свитер мальчика, свитер девочки. Раздаточное: шаблоны свитеров, краски, кисти, подставки для кистей, салфетки. |
«Свитер для куклы» (рисование гуашью с использованием ватных палочек) | Задачи: закреплять умение детей украшать предметы одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги; учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера; развивать эстетическое восприятие, самостоятельность и инициативу. Материалы: бумажные куклы, вырезанные из плотной бумаги свитеры из разных цветов, краски, гуашь, кисти, ватные палочки, стаканы с водой, презентация на тему: «Одежда». |
Фотогалерея: детские работы по трафарету свитера для рисования в средней группе, раскрашенные гуашью с использованием ватных палочек – «Ажурный свитер»
Жёлтый с белым создаёт ощущение теплоты
Зелёный — один из любимых детских цветов
Красный и белый — классическое праздничное сочетание
Констрастные сочетания выглядят красиво
Индивидуальный подход
На любом занятии по изобразительному творчеству воспитатель не должен забывать об индивидуальном подходе. Это важно, поскольку в средней группе уже явно выявляются дети, обладающие склонностью к рисованию. Нужно поддерживать и развивать их талант. Например, ребёнку, который быстро и качественно справился с основным заданием, можно предложить ещё одну заготовку более сложной формы — пусть малыш украсит его уже другим узором.
Для индивидуальной работы ребёнку можно предложить более сложный по форме шаблон свитера
Этапы занятия и методические приёмы
Перспективные планы, составленные на базе стандартных образовательных программ, включают четыре занятия по рисованию в месяц. Общая продолжительность занятия не должна превышать 20 минут. Методические пособия рекомендуют проводить внутри занятия также физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 2–3 минуты для снятия психологического напряжения, достижения умственного и физического расслабления.
Организационная часть
Информационно-ознакомительный этап (3–5 минут) предполагает пробуждение у детей интереса к заданию. Необходимо использовать игровые события, стимулирующие любознательность, вызывающие положительную эмоциональную реакцию и активность. Мотивирующими приёмами могут стать появление игрушечного персонажа, опора на известный сказочный сюжет, демонстрация картинок, музыкальная пауза, сюрприз, знакомство с новыми знаниями, личный артистизм воспитателя.
Оформление демонстрационного стенда поможет подвести детей к теме занятия
Таблица: «Украшаем свитер дымковским орнаментом» (пример организационной части занятия, автор Т. Коробских)
№ | Реплики воспитателя | Ожидаемые ответы (детей или педагога) |
1 | Кто мне скажет, что у меня в руках? | (Вырезанные из бумаги) свитера |
2 | Ребята, давайте мы сегодня с вами распишем свитера дымковскими узорами! | Да! |
3 | А кто мне расскажет немного об этой росписи? | Ответы детей (если есть) |
4 | Затрудняетесь? Хорошо. Я вам прочитаю стихотворение! | …Дым идёт из труб столбом, Только в дымке все кругом, Голубые дали, И село большое «Дымково» назвали. Там любили песни, пляски, Там рождались чудо-сказки, И лепили там из глины Все игрушки не простые, А волшебно-расписные, Белоснежные, как берёзки Кружочки, клеточки, полоски – Простой, казалось бы, узор, Но отвести не в силах взор. |
5 | Ребята, кто мне скажет какими элементами мы будем расписывать свитер? | Кругами, точками, клеточками |
6 | Но помимо этих элементов есть и другие. Давайте рассмотрим таблицу с другими элементами. | (Показываем картинку с дымковскими узорами) |
7 | Кто мне скажет, какая это роспись? | Дымковская роспись |
8 | Кто мне назовёт элементы росписи? | Точка, запятая, клеточка, полоски, круг |
9 | Давайте вспомним, как можно нарисовать эти элементы. Кто мне поможет? | (По желанию дети на мольберте показывают приёмы рисования) |
Народное творчество — благодатный материал для занятий с детьми
Таблица: «Свитер для зайки» (пример организационной части занятия, автор А. Дмитриева)
№ | Шаг | Содержание шага |
1 | Создание проблемной ситуации | Воспитатель вносит в группу Зайку, который «громко плачет». Зайку бросила хозяйка – Под дождём остался Зайка, Со скамейки слезть не мог, Весь до ниточки промок. (А. Барто) – Ребята, что случилось с Зайкой? (промок под дождём). Дети рассматривают Зайку и убеждаются, что он действительно мокрый. – Зайка промок, свитер его стал мокрый, краски побледнели, рисунка на нём не стало. Как можно помочь Зайке? (нарисовать узор) |
2 | Сообщение темы | Сегодня мы с вами будем украшать свитер линиями, точками, кружками и другими знакомыми элементами, для этого нам понадобятся краски разного цвета! |
3 | Дидактическое упражнение «Будь внимателен» | Красный цвет — похлопаем в ладоши, Жёлтый — потопаем, Зелёный — приседаем, Синий цвет — руки вверх. |
4 | Начало перехода к показу | – Видишь, Зайка, сколько ярких красок у нас есть. Ребята, вы готовы помочь зайчику? Да (садятся за столы). – А какой краски нет на столах? (оранжевой). Что вы должны сделать, чтобы она появилась? (ответы детей). Смешать красную и жёлтую краску. |
5 | Педагогический показ | Предложить вспомнить и показать у доски приёмы украшения. Показ на доске образцов украшения свитера: – Посмотрите, Зайка каждому из вас подарил свитер, давайте свитер украсим! |
6 | Пальчиковая гимнастика | А чтобы узоры у нас получились красивыми, мы сначала разогреем наши пальцы на руках. Жил-был зайчик (хлопают в ладоши), Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний — ушки). Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук) Носик на опушке (трут нос). Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук), Отморозил хвостик (машут рукой, изображая хвост). И поехал греться («крутят руль») К ребятишкам в гости. Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук), Волка нет (хлопают в ладоши), И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке). |
Фотогалерея: «Свитер для зайки» (презентация к занятию)
Персонажи стихотворений и сказок помогут мотивировать детей
Какой ребёнок не захочет сделать что-то доброе для зайчика?
Важно понятно объяснить малышам задание
Радость — отличная награда за творческую активность
Практическая часть
Практический этап включает объяснение и демонстрацию воспитателем способа рисования (2–3 минуты).
При обучении декоративному рисованию обязателен показ, поскольку дети впервые изучают композицию абстрактного характера, и понимание ритмических закономерностей узора может появиться только в процессе копирования умелых движений рук воспитателя. Для закрепления новых умений можно дать аналогичное задание по созданию геометрического или растительного орнамента, например, на полосках цветной бумаги, но выполненном в ином колористическом решении и без опоры на образец.
Процесс освоения декоративного рисования содержит два этапа:
- Сначала дети в точности воспроизводят узор по образцам, выполненным воспитателем. Педагог показывает и объясняет, как строится узор, из каких компонентов состоит, в какой последовательности создаётся композиция. Воспитатель предлагает конкретное цветовое оформление. Воспитанники дублируют рисунок без изменений, иначе могут увлечься и уйти от поставленной задачи повтора декоративного узора.
Вначале дети просто учатся повторять узоры за педагогом
- На последующих занятиях, в том числе посвящённых украшению одежды, детям предоставляется больше свободы: воспитатель не требует точного копирования образца, поэтому после знакомства с примерами ребёнок может создать свой рисунок, проявив фантазию и творческое воображение, но с соблюдением ритмических принципов построения композиции. В процессе пояснения задания воспитатель предлагает выбрать цвет, количество и месторасположение выполненных мазков и т. д. Воспитатель показывает вырезанные из бумаги шаблоны и предлагает украсить их, в форме беседы обсуждает с детьми, какие знакомые элементы они будут использовать, в каком порядке разместят, просит показать у доски технические приёмы выполнения работы.
Работы, выполненные детьми самостоятельно с элементами нетрадиционной техники