Конспект занятия «Откуда появились драгоценные камни»


Творческий проект «О чём говорят камни»

  • 3 апреля 2014

Конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении — 2014»
Номинация «Педагогический проект в дошкольном учреждении»

Я старалась найти интересную познавательную тему, создать условия для постижения способов активного взаимодействия детей с неживой природой и древней мировой историей каменных изваяний, этнической культурой нашего региона.

Мы живём в маленьком красивейшем таёжном городке где добывают железную руду, по сути, мы ходим ногами по кладу. Каждый раз, гуляя с детьми и находя разные интересные камни, мы собирали их, приносили в группу, так получилась коллекция из камней. Но со временем она переросла в мини-музей истории древних камней — мегалитов, менгиров Хакасии.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок поисковой деятельности через реализацию проекта мини-музей «О чём говорят камни». Знакомство детей с культурой хакасского народа менгирами, разнообразием камней в природе, их особенностями, свойствами, значением и применением человеком через игровую и экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • Формировать навыки исследовательской деятельности.Развивать умение определять материалы, из которых изготовлены изделия из камня.
  • Обогащать словарный запас дошкольников.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства к родному краю, гордость за культурно-историческое наследие.
  • Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
  • Формировать интерес к объектам неживой природы и к опытнической деятельности с ними.

Первый этап – подготовительный.

Изучение литературы, ознакомление с интернет ресурсами, разработка перспективного плана. Работа с родителями.

Второй этап – практический.

Собрали экспонаты для мини-музея, привлекла педагогов и детей других групп. Совместная деятельность осуществлялась через интеграцию образовательных областей. Организация выставки книг: энциклопедий, художественной литературы по теме проекта. Оформление фото альбомов: «Какие бывают камни», «О чем говорят камни». Составление литературного сборника «Сказания о камнях». Изготовление атрибутов к сюжетно ролевым играм.

Третий этап – создание мини-музея.

  • Оформление мини-музея.
  • Представление экспонатов мини-музея детям других групп.

Четвёртый этап – обобщающий.

  • Создание электронного фотоальбома.
  • Оформление проекта и его презентация на педагогическом совете.

В результате работы над проектом повысилась познавательная активность у ребят. Они узнали о свойствах камней, их особенностях, значение и применение человеком, о полезных ископаемых России, Хакасии. Дети познакомились с культурой и бытом хакасского народа, выяснили, что хакасы создавали менгиры для проведения ритуальных обрядов, и лечения от различных недугов. Расширился словарный запас дошкольников, ребята научились искать ответы на интересующие вопросы самостоятельно. Повысилась степень участия родителей в жизни группы.

Условия реализации. Данный проект осуществляется на базе МБДОУ «ЦРР – ДС «Дельфин» в подготовительной к школе группе под руководством воспитателя данной группы. Проект реализуется в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта.

Тип проекта: творческий, групповой.

Продолжительность: 4месяца.

Приложение: Творческий проект «О чём говорят камни».

Автор: Золотухина Нина Владимировна, воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ «Центр развития ребенка – детский сад «Дельфин», город Абаза, Хакасия.

Опыты с камнями старшая группа (5-6 лет)

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям деятельности;

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Учебно-методический комплект:

Федеральныйгосударственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования П 56 «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: Вентана-Граф, 2014

Экологическое воспитание дошкольников. Опыты с водой [Электронный ресурс]: Для дошкольника. — 2015.

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

Полноценное переживание ребенком всех этапов детства, обогащение всех этапов детского развитие; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; формирование познавательных действий ребенка; возрастная адекватность дошкольного образования.

Принципы воспитания:

Создание положительного эмоционального подъёма, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения:

принцип наглядности, принцип доступности, принцип деятельности (включают детей в активную деятельность).

Методы воспитания:

беседа, поощрение.

Методы обучения:

беседа, демонстрация, стимулирование занимательным содержанием

Методы развития речи:

Словесные
(
беседа), практические (упражнение)

Оборудование: Емкость для воды, камни, салфетки, ложки, чашки с палочками длиной 6 см

Этап, задачи Методы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат

2. Наука, изучающая физические и оптические свойства драгоценных камней, называется геммология.

3. Абсолютно все драгоценные камни добываются вручную.

4.Цены на драгоценные камни будут только возрастать, потому что настоящих минералов на планете остаётся всё меньше и меньше.

5. 9/10 всех добытых алмазов идут на производственные нужды, и только 1/10 доходит до ювелиров, а затем до потребителей.

АЛМАЗ

6. Драгоценные камни достаточно сложны по структуре, за исключением алмаза. В его основе только один химический элемент – углерод.

7. В зависимости от формы кристалла алмаза, при его обработке теряется 55—70 % веса.

8. Самым большим природным алмазом из когда-либо найденных на нашей планете является алмаз «Куллинан». До разделения его масса составляла 3106,75 карат (621,35 грамм). В 1908 году он был расколот на несколько крупных частей, из которых в итоге изготовили 9 крупных и 96 мелких бриллиантов.

9. В 1694 году итальянские учёные Джон Аверани и К. А. Тарджони при попытке сплавить несколько мелких алмазов в один крупный обнаружили, что при сильном нагревании алмаз сгорает, как уголь.

10. Алмаз будет постепенно превращаться в графит, если его поместить в вакуум или в инертный газ при повышенных температурах.

АЛЕКСАНДРИТ

11. Александрит — это один из немногочисленных камней, который изменяет свой цвет. Из зелёного или синего цветов (при дневном и солнечном освещении) он становится красным или розоватым (при искусственном освещении). Таким же образом ведут себя некоторые гранаты и сапфиры.

12. Александрит был назван в честь царевича Александра, будущего императора Александра II.

13. Разные народы мира, жившие в разных эпохах, неоднозначно, но с одинаковым почтением относились к изумруду. Древние греки придумали для него поэтичное название – камень сияния. Древние русичи считали его одним из символов мудрости.

14.Индийцы традиционно преподносили изумруд молодоженам в качестве свадебного подарка, так как считали, что он дольше сохраняет чувства супругов «свежими». 1

15. Изумруд издавна считался камнем, берегущим своего хозяина от порчи. Но наши предки верили, что проявить эти свойства в полной мере он может только в золотой оправе.

РУБИНЫ

16.Рубин считается очень редким и дорогостоящим камнем.

17. При этом на планете существует целая рубиновая скала! Находится она в Якутии, но невооружённым глазом эту громадину можно и не заметить. Дело в том, что скалу составляют мельчайшие рубиновые кристаллики, которых можно различить только под микроскопом.

18. Рубин – драгоценный камень глубокого алого цвета, встречающийся практически повсеместно. Единственный материк, где его месторождения так и не были обнаружены, — Антарктида.

19.95% всех рубинов искусственно облагораживаются. Избежать такой участи могут только по-настоящему большие и идеально красивые камни.

20. Рубины и сапфиры — это одни и те же камни. Разница между ними только в расцветке. Рубины и сапфиры представляют собой разновидность корунда. Красные корунды называются рубинами, синие — сапфирами.

21.Красную окраску рубину придаёт примесь хрома, а синий цвет сапфира обуславливается присутствием примесей титана и железа.

22.Традиционно эти камни поставляются на экспорт из Таиланда, Таджикистана, Шри-Ланки, Кении и Танзании. Самыми качественными и, соответственно, дорогостоящими считаются рубины из Азии.

23.Рубин не случайно считается королевским камнем. Ему поклонялись многие исторические личности. Свои коллекции рубинов были у Клеопатры, кардинала Ришелье, Марии Стюарт и Марии Медичи.

24.А наша современница – британская королева Елизавета Вторая – в 1973 году заказала придворным ювелирам роскошную рубиновую тиару. Украшение было изготовлено из камней, врученных ей бирманцами в качестве свадебного подарка. А вся ювелирная коллекция английской королевы Елизаветы II стоит около 57 миллионов долларов.

ИЗУМРУД

25. Крупные бездефектные изумруды густого тона весом от 5 карат ценятся дороже алмазов.

26.Самый крупный кристалл изумруда был добыт в 1974 году в Бразилии, его вес составил 28 килограмм.

27. Аквамарин и изумруд — это один и тот же камень, просто примесь разных химических элементов дает разные цвета. Хром делает изумруд зелёным, а алюминий окрашивает аквамарин в голубой.

28. Практически все изумруды имеют трещины и включения (по разным данным 90–95%). Но это не уменьшает их стоимость, ведь камень оценивают по цвету и насыщенности.

29. Чтобы добыть всего один карат изумруда, в Колумбии на приисках перекапывают около 20 тонн почвы.

30.Термин «поделочный камень» относится к минералам и горным породам, которые используются в качестве вставок в украшения или для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.

САМОЦВЕТЫ

31. Самоцветами называют драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, которые используются в качестве ювелирного и поделочного сырья. Они, как правило, прозрачные или полупрозрачные.

32. Сапфир обычно представляют камнем насыщенного синего цвета. На самом деле в природе встречаются фиолетовые, розовые, оранжевые, желтые и даже зеленые сапфиры, имеющие общее название «фантазийных». Единственный цвет, недоступный этому камню, — красный.

33. Сапфиры очень ценил Борис Годунов. Он считал их магическими, обладающими многими полезными свойствами.

34. Многие ошибочно считают, что алмаз бывает только бесцветным. На самом деле цветовой палитре алмаза может позавидовать любой драгоценный минерал. Но в наше время не все цветные алмазы имеют натуральный цвет. Многие камни искусственно окрашивают. Это вызвано их редкостью.

35.До изобретения шкалы Мооса (минералогическая шкала твёрдости), камни определяли по цвету. Так все зеленые камни становились изумрудами, красные — рубинами и т. д.

ГОЛУБОЙ ТОПАЗ

36. Топаз тускнеет и обесцвечивается на солнце. Поэтому украшения, где есть этот камень, не рекомендуется надевать на пляж.

37. Из цветных топазов самый редкий — розовый. Добывать такие камни очень трудно.

38. А самый модный топаз нежного розовато-пудрового оттенка Misty Rose.

39. Для того чтобы отличить настоящий алмаз от его имитации, используется специальный «алмазный щуп», измеряющий теплопроводность исследуемого камня. Алмаз имеет намного более высокое значение теплопроводности, чем его заменители.

40. Кроме того, используется хорошая смачиваемость алмаза жиром: фломастер, заправленный специальными чернилами, оставляет на поверхности алмаза сплошную черту, тогда как на поверхности имитации она рассыпается на отдельные капельки.

БИКСБИТ

41. Существует камень «красный изумруд». На самом деле это — красная разновидность берилла, биксбит. Это чрезвычайно редкий камень и добывается он только в штате Юта (США).

42. Розовый топаз — это самая редкая цветная разновидность этого драгоценного камня. Именно розовые топазы чаще всего подделывают.

ТАНЗАНИТ

43. Самый крупный из известных топазов называется топазом Эльдорадо. Вес камня, хранящегося в Бразилии, составляет 31 тысячу карат.

44. Если хранить опалы в условиях низкой влажности, то из-за потери влаги они могут потрескаться и помутнеть. Поэтому ювелирные изделия и украшения с опалами следует носить как можно чаще, так как драгоценный камень может брать необходимую ему влагу из воздуха или кожи того, кто его носит.

45. В ювелирном деле широко используется фианит — искусственный материал, имитирующий бриллиант. Его выращивание происходит в лабораторных условиях, где скорость роста кристаллов составляет до 8-10 мм/ч.

ЯНТАРЬ

46. Янтарь — это название живицы хвойных деревьев, пролежавшей в недрах около 30 000 000 лет.

47. Янтарь на открытом воздухе активно окисляется (стареет), что со временем приводит к изменению химического состава, цвета и повышенной хрупкости.

48. Крупнейшим месторождением янтаря является Калининградская область. Янтарный комбинат в посёлке Янтарном даёт около 90% мировой добычи этого камня.

КРЕМЛЁВСКИЕ РУБИНОВЫЕ ЗВЁЗДЫ

49. Кремлевские звезды первоначально были сделаны из уральских самоцветов, которые не выдержали проверку временем и суровыми московскими погодными условиями и стали тусклыми.

50.В 1937 году Советское правительство приняло решение об установке новых звёзд — устойчивых к температурным перепадам, прочным и не теряющим свой цвет. Талантливый мастер, специалист-стекольщик Никанор Курочкин составил рецепт, по которому было сварено особое стекло — рубиновое. Из него-то и сделали сияющие красные звёзды, украсившие кремлёвские башни.

фото из интернета

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]